Проблемы современной семьи проблемы отцов и детей роли женщины и мужчины файл

Обновлено: 03.07.2024

РЕФЕРАТ на тему: Проблемы современной семьи (проблемы отцов и детей, роли женщины и мужчины). Описать роль мужчины (участие в воспитании детей, помощь в домашнем хозяйстве), положение женщины (образование, работа, домашнее хозяйство) и детей (учеба, помощь в домашнем хозяйстве, работа) в семье

Выполнил : Амангелді.Ә.А (гр.102)

Проверил преподаватель, м.г.н.: Майкупова Р.Н.

Семья – это маленькая ячейка общества, маленькое государство со своими жителями, которые имеют свою определенную роль, и их каждого объединяет общая цель жизни, взаимоуважение друг к другу.

К сожелению в наше время очень много семей которые в конце расспались из-за не доверие, из-за недопонимания, также есть проблема как финансовые.

Также могу привести пример, что в современных семьях детям очень мало уделяется времья и внимание. Как мы все знаем каждый человек хочет жить красиво, чтобы его дети ни в чем не нуждались. Поэтому они работают днем и ночью, что это привело к семейным проблемам. Большинство такие проблемы возникают от того, что молодые люди , которые вступали в брак не осознали всей ответственности. То есть они не готовы пожертвовать своими интересами ради интересов семьи.

Сегодня для мужчин семья – это тяжкий груз ответственности, материальные затраты и уйма огреченений на личную жизнь. Мужчины в семье имеют главную роль, потому что они решают финансовые проблемы.

Женщины в наше время очень активны, заняли доминирующее место в обществе. Больше время они стали уделять на саморазвитие, и построение успешной карьеры, что последствии привело к мало время уделяют детям, семье, хозяйству и заботе.

Дети - которым уделяются мало внимание становятся более ранимы, очень закрыты и одиноки. Они уже не чуствовают что такое настоящая любовь, доверие, забота. С такими проблемами дети бояться быть в обществе, заводит друзей и большинство ывают очень импульсивны, что это приводит к дракам, соррам с окружающими.

Я не поддерживаю сложивщуюся тенденцию в нашем обществе. При вступлении в брак молодым сначала нужно почуствовать огромную ответственность. И вместе с семьей жить и развиваться и нужно понять какую роль играют каждый человек.

Цель и задачи занятия
Цель: узнать основные проблемы современной семьи и
повторить
некоторые
сведения
о
существительном,
местоимении,
прилагательном,
глаголе,
объектных,
атрибутивных и причинных отношениях в предложении.
Задачи:
1) охарактеризовать проблемы отцов и детей, роли женщины и
мужчины;
2)
описать
предложно-падежную
систему
имен
существительных русского языка, особенности притяжательных
и
указательных
местоимений,
полных
качественных
прилагательных, степеней сравнения прилагательных, глаголов
совершенного
и
несовершенного
вида,
объектных,
атрибутивных и причинных отношений в предложении.

Таблица 1. Предложно-падежная система
имени существительного
Падеж
Падежные вопросы
Предлоги
Именительный
кто? что?

Родительный
кого? чего?
с, у, от, до, из, без,
для, из-за, из-под,
возле, около, вроде,
среди, между, кроме,
вокруг
Дательный
кому? чему?
к, по
Винительный
кого? что?
в, на, за, под, про,
через
Творительный
кем? чем?
с, за, над, под, перед,
между
Предложный
(предлог) ком?
(предлог) чем?
о, в, об, во, на, при,
обо

Притяжательные и
указательные местоимения
Притяжательные местоимения «мой», «твой», «свой»,
«наш», «ваш», «его», «её», «их» указывают, какому лицу
принадлежит предмет.
Притяжательные
местоимения
изменяются,
как
прилагательные, по родам, числам и падежам и являются в
предложении согласованными определениями.
Указательные местоимения «тот», «этот», «такой»,
«таков», «столько» служат для выделения среди других какогото определённого предмета, признака, количества.
Местоимения тот, этот, такой изменяются по родам,
числам и падежам. Местоимение таков изменяется по родам и
числам.

Задание 1
Прочитайте и переведите слова и словосочетания
на казахский язык:
ячейка общества
нравственная ответственность
современная семья
психологический аспект
материальные проблемы
социальный статус
ценностные ориентиры

Задание 2.
2.1 Прочитайте текст.
2.2 Сформулируйте основную мысль
текста.
Семья – это ячейка общества. Это было всегда. Когда ячейка общества не крепкая,
то и общество находится в кризисе. Семья этимологически восходит к слову «семя» –
«семена». Семья – это кровные родственники. Семья не существует сама по себе. Она
живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике,
экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Многие ученые, исследующие
проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе
семьи говорят во многих странах мира. Сегодня далеко не так всё хорошо в микро- и
макрообществе. На то есть свои причины. Для того, что бы дать ответ на вопрос: «Что
нужно делать, чтобы укрепить семью?», нужно ответить на вопрос: «Что всё же не так с
современной семьей?».
Проблемы современной семьи отличаются от проблем семьи из прошедших
времен. К психологическим аспектам прибавились социальные и материальные.
Семья – один из самых сложных институтов любви и понимания, сталкивается с
вновь появившимися проблемами: вседозволенность, занятость, скорость,
прагматичность и отсутствие поддержки, нет желания иметь детей, потеря института
семьи, женская эмансипация, свадебные договоры и многое другое.

2.3
Выпишите
из
текста
существительные и определите падеж. С
какими предлогами употребляются имена
существительные в том или ином падеже?

Задание 3
Упражнение 1. Напишите номера предложений, в которых есть обращения. Устно
объясните расстановку знаков препинания.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями
тополей. 3) Здравствуй солнце здравствуй лес.
Упражнение 2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали
обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели. 3. Ребята
пошли на речку. 4. Мама купила мне книгу. 5. Арман сначала выполнил все домашние
дела, а потом пошел играть в футбол.
Упражнение 3. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные
буквы.
1) Мой друг отчизн… посвятим души прекрасн… порывы! 2) От меня отцу брат милый
поклониться не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальн… о Пущин мой
ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последн. туча
рассеянн… бури одна ты несёшься по ясн… лазури. 8) Звезда печальн… вечерн. звезда
твой луч осеребрил увядш… равнины и дремлющий залив и чёрн… скал вершины. 9)
Простите мирн… долины и вы знаком… гор вершины и вы знаком… леса. (А. С. Пушкин.)

Задание 4
Найдите в текстах данных документов местоимения и определите разряд.
ИЗВЕЩЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КЛИЕНТУ Извещение Nо. ___
1. Предъявленные Вами "__"__________ 202__ г. платежные поручения (указать Nо., дату, сумму)
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
не оплачены из-за отсутствия средств на Вашем (расчетном, текущем, бюджетном) счете в банке и
помещены в картотеку.
2. В картотеку к Вашему счету из-за отсутствия средств на нем помещены инкассовые поручения и
другие расчетные документы, предъявленные к Вашему (расчетному, текущему, бюджетному) счету
(указать Nо., дату, сумму) _________________________________________________________________.
Штамп
Подпись операционного работника __________________.

Продолжение задания 4
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТА
Кому: _____________
Поскольку _________________ (далее "поставщик") обязался в соответствии с контрактом от
"___"_________ 202_ г. Nо. _____________ поставить ____________________ (далее "контракт");
Поскольку в вышеуказанном контракте Вами было предусмотрено, что поставщик должен предоставить
банковскую гарантию от авторитетного банка на сумму, указанную в этой гарантии в качестве
обеспечения выполнения поставщиком своих обязательств по контракту;
Поскольку мы согласились предоставить поставщику гарантию;
Настоящим подтверждает, что являемся гарантами и ответственными перед Вами от имени поставщика
на общую сумму в пределах ___________ и обязуемся выплатить Вам после первого письменного
требования, уведомляющего о несоблюдении поставщиком условий контракта, без споров и
возражений, любую сумму или суммы в пределах _________, как указано выше, не требуя от Вас
доказательств или обоснований Вашего требования на определенную в данном документе сумму.
Настоящая Гарантия действительна до "___"__________ 202__ г.

Задание 5
Раскройте скобки, преобразовав находящиеся в них существительные в
прилагательные. Согласуйте их с опорным словом. Вставьте, где нужно, пропущенные
буквы, допишите окончания. Выпишите прилагательные, употребленные в простой и
сложной степенях сравнения.
1 Девушки стремятся походить на красавиц из (глян_ц) журналов и заполучить всех
парней в мире. 2 Прежде в здани_ Полоцкого (кадет) корпуса распол_галась (Иезуит)
ак_демия. 3 Предварительная причина брюшного тифа – употр_бление загр_знен_ой
(колодец) пить_вой воды. 4 Как показал состоявшийся сам_ит глав государств,
европейская инт_грация переж_вает (худой – в значении “плохой”) времена. 5 ЕС
переживает самый сер_езный кризис за свою полувековую историю, и его рук_водство не
находит ничего лу_шего, как отл_жить решение острых вопросов с Евроконституцией,
дальнейшим ра_ширением и т. д. 6 Сум_а средств, которые к_мпания может потратить
для собствен_ых нужд при пров_дении об_зательного страх_вания, существен_о ниже по
сравнени_ с д_бровольным, в то время как технология в первом случае ничуть не проще.
7 Так что к концу лета, когда дил_еры распродадут запасы к_рбюраторных “Жигул_”,
новых автомобилей “Лада” дешевле 5 тысяч_ дол_аров уже не останется. (Газ.)

Задание 7
Попытайтесь найти в словах для справок те слова, которые употребили в своих
стихотворениях русские поэты. Вставьте найденные слова, выпишите из каждого четверостишия
словосочетания с подчинительной связью согласование.
Уж солнца ……………………..1) шар
С ……….2) своей земля …………, 3)
И мирный вечера пожар
Волна морская …………………… 4) .
(Тютчев)
Слова для справок: 1. Рдеющий, пылающий, раскалённый, пышущий, сжигающий. 2. Головы,
вершины, главы, башки. 3. Скатила, скинула, послала, сняла. 4. Проглотила, потопила,
поглотила, заглотила.
……………. 1) долгий вечер в октябре!
Люблю я осень ……….…. 2) в России.
Люблю лесок ……………… 3) на горе,
………..….. 4) полей и сумерки глухие.
(Бунин)
Слова для справок: 1. Зловещий, протяжен, печален, бескрайний. 2. Раннюю, долгую,
позднюю, грязную, мокрую. 3. Красивый, весёлый, багряный, еловый. 4. Простор, размах,
убор, укор.

Задание 8
Образец выполнения:1) – а); 2) – б); 3) – г)

Определите семантико-синтаксические
отношения
между
компонентами
словосочетаний.
а)
Субъектные
б)
Объектные
в)
Комплетивные
г)
Атрибутивные
д) Обстоятельственные
1) Сделанный переводчиком. 2) Прочитать
книгу. 3) Красная роза. 4) Двенадцать недель.
5) Написать красиво. 6) Приехать через
месяц. 7) Замеченные ошибки. 8) Сшитое
сестрой. 9) Гордый сыном. 10) Знание
физики. 11) Колода карт. 12) Жить в
общежитии. 13) Опоздать из-за непогоды. 14)
Сторож с ружьём. 15) Письмо другу. 16) Ему
весело.
17) Сосед слева. 18) Множество
поздравлений. 19) Сделать назло. 20)
Поехать учиться. 21) Намерение рассказать.
22) Недоверие к партнёру. 23) Юноша с
серыми глазами. 24) Много времени. 25)
Играть с азартом. 26) Два яблока. 27)
Решённая братом. 28) Платье из велюра. 29)
Две сестры. 30) Член правительства. 31)
Красный от стыда. 32) Ряд предложений.

Задания для СРС/СРСП
1) Опишите роль мужчины (участие в воспитании детей, помощь в
домашнем хозяйстве), положение женщины (образование, работа, домашнее
хозяйство) и детей (учеба, помощь в домашнем хозяйстве, работа) в семье.
2) Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в
качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по
роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства,
родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные
предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата
речи.
3) Напишите письмо, предварительно определив адресата (кому
будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное),
содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше
использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки
препинания для выделения обращения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья — маленькая ячейка общества, маленькое государство со своими жителями, которых объединяет сходный образ жизни, единая цель, моральные ценности, любовь, взаимоуважение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы современной семьи»

Проблемы современной семьи.

Семья — маленькая ячейка общества, маленькое государство со своими жителями, которых объединяет сходный образ жизни, единая цель, моральные ценности, любовь, взаимоуважение.

С какими проблемами столкнулась современная семья?

Одной из таких проблем является то, что дети лишены внимания одного из своих родителей. Это связано с тем, что молодые люди, которые вступали в брак не осознавали всей ответственности, которая на них ляжет. Они не были готовы пожертвовать своими интересами ради интересов семьи.

Я всегда сочувствовала детям, которые росли в неполноценной семье, чаще всего без отца. А ведь нехватка отцовского внимания, заботы, совета, слов одобрения не может не сказаться на ребенке. Даже повзрослев, многие из них до сих пор продолжают чувствовать себя ущербными, неуверенными и страдать психологическими расстройствами. Девочки, которые росли без отца, в будущем столкнутся с проблемой выбора мужа. Ведь многие из них на фоне неудачных отношений своих родителей утратили доверие к мужчинам, разочаровались в них, как в надежной опоре для жены и детей. А мальчики, воспитанием которых занималась одна мать, вырастают в женоподобных мужчин, с женскими повадками, которые будут искать себе в жены сильную женщину — копию своей матери.

Сегодня для мужчин семья — тяжкий груз ответственности, материальные растраты, уйма ограничений на личную жизнь и развлечения. Досадно за наше общество. Жизнь — не в постоянном удовольствии и поиске удовлетворения своей похоти. Эти утехи сиюминутные и, как наркотики, никогда не сделают вас счастливыми.

Женщины в наше время стали слишком активными, в результате потери доверия к мужчинам, и заняли доминирующее место в обществе. Теперь они больше времени стали уделять на саморазвитие и становление карьеры, а меньше — на воспитание детей и заботу о доме, семье. Такие женщины обречены на одиночество, они слишком сильные, так как научились со всем справляться самостоятельно без мужчин.

Я не поддерживаю сложившуюся в нашем обществе тенденцию. Всем женщинам необходимо развиваться духовно. На первом месте в семье — мать, но глава семьи — отец, муж. А жена должна слушаться, поддерживать его и идти за ним.

Важность семейных ценностей

Создание семьи — великий подвиг. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи.

В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.

Я от многих людей слышала фразу, что счастье в браке — дело случая и везения. Но я совсем не согласна с ними. Я придерживаюсь мнения, что счастье в браке — наш выбор. Каждый имеет возможность выбирать, контролировать свои мысли, действия. Радость и счастье можно притянуть в любой брак благодаря совместной работе над собой, над отношениями.

Основные семейные ценности

Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов.

Каждый из нас должен иметь четкое представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности. Семья — это то место, где можно собираться вместе без оcобых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.

Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид.

Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать как уважать себя на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общесвенные места, где человек сталкивается с людьми.

Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующй раз от вас скроют информацию в целях избежания неуважения к своей личности.

Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять , простить, отпустить и идти дальше.

Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.

Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.

Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.

Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

Проблемы, возникающие в семье

Самая большая проблема, которая затрагивает семейные отношения, является то, что они (отношения) выступают как само собой разумеющееся. Вы принимаете каждого члена семьи как человека, который чем-то обязан вам. Что указывает на отсутствие настоящего уважения и благодарности за все, что вам дают, и взамен ничего не требуют. То, что родители так много делают для своих детей принимается как должное. Это большая ошибка. Показывайте свою благодарность каждый раз с помощью слов, жестов или поступков. Это поможет сохранитьлюбовь и связь между вами.

Вторая большая проблема в семейных отношениях — нехватка времени друг для друга. Ваша работа, общественная жизнь или личная занимают практически все ваше время, так что у вас не остается времени на семью? Дети, родители которых в силу своей занятости мало уделяют им времени, внимания, растут с горькими чувствами обиды в своих сердцах, чувствуют вину за свое существование. Даже супруги сталкиваются с проблемой нехватки времени друг для друга. Это приводит к серьезным эмоциональным проблемам, обманам, изменам и разводам.

Учитесь жертвовать своим личным временем ради своих близких.

Фраза «Я люблю тебя» имеет огромную ценность. Каждый раз, когда вы ее говорите, выражайте важность для вас этих слов. Все мы хотим любви. Говорите о любви словами и поступками, например, готовя большой семейный ужин, организовывая для своих детей прогулку в парк развлечений, уделяя внимание супругу за тихим ужином при свечах и т. д. Очень важно родителям учить своих детей, как принимать правильные решения. Здоровые и счастливые семьи несут огромную пользу для всего общества и государства. Среди детей из крепких семей меньше преступников, умственно отсталых, психологически неуравновешенных.

Традиционные семейные ценности являются основой для того, как дети растут, развиваются, учатся, и в дальнейшем эти ценности передаются от одного поколения к другому.

Семья — это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи становится вашей системой ценностью, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Я очень хочу этой статьей достучаться до всех молодых людей без исключения. Создание семьи — ответственный поступок, который потребует от Вас много затрат времени, сил, энергии, денег. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочу, чтобы наши поступки были достойны уважения.

Макаренкова Зоя Николаевна, педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба


Как хорошо звучит слово «семья»!

Если закрыть глаза, то увидишь уютный дом, мама, папа, бабушка с пирогами, дедушка, с умилением смотрящий на резвящихся внуков, и, конечно же, дети. Идиллия. Спокойствие. Миролюбие.

А на самом деле, это может быть только в рекламном ролике.

Что же действительно происходит в современной семье?

Возьмем, например, семьи наших воспитанников. Заглянем в социальный паспорт любой школы.

Многодетные семьи – их мало, процентов 12, а неполные семьи – 54%. Более половины детей школы воспитываются одним из родителей. Причины?

Да их огромное множество:

нестабильный заработок одного из супругов (чаще отца);

отсутствие отдельной жилплощади;

неумение жить в согласии друг с другом;

часто и отрицательный семейный опыт самих родителей;

поиск легкой и богатой жизни;

неумение воспитывать детей;

зарабатывание материальных благ ставится на первое место, вместо духовных ценностей;

отсутствие культа семьи.

Самое главное, наверное, это неумение и нежелание родителей научиться понимать своих детей. Чаще всего родители воспитывают своих чад так же, как их воспитывали их родители. Хорошо, если это был правильный стиль воспитания, а если – нет? Прийти к специалисту стесняются, боятся, что их не поймут. И обращаются уже тогда, когда наделали массу ошибок, обидели ребенка и его же обвинили в своих грехах.

Пример. На консультацию к психологу обратилась мама. Проблема – ребенок не разговаривает с матерью много дней. Причина – незаслуженная пощечина. Мама не понимает, что единственно правильным решением в данной ситуации будет первый шаг мамы, если она попросит прощения у девочки, прижмет ее к себе и признает свою вину. Все будет хорошо. Мама же не слышит специалиста. Единственное желание, чтобы девочка все забыла и начала снова общаться с матерью. Единственный аргумент матери: «Я ее кормлю, одеваю, а она – неблагодарная». Мать считает, что для воспитания дочери этого достаточно. Спрашиваю: «А давно с дочерью по душам говорили? Может, у нее проблемы какие? Может, с друзьями поссорилась?». В ответ недоумение. И обвинение дочери во лжи, лени, нежелании учиться. И все…

Чем живет ребенок?

Что переживает в данный момент?

Мама ответить не может. Спрашиваю: «Какие у вас отношения с вашей матерью?». «Да никаких. Она и в детстве ко мне была безразлична, да и теперь не больно я ей нужна». Вот она – причина. Мама не умеет воспитывать дочь, ее никто этому не научил. И этой маме можно сказать, что она просто умница, что пришла на консультацию и попросила помощи. Вместе, не за день и не за два, мы найдем решение и научимся любить и уважать дочь. Найдем пути правильного воспитания.

Вы спросите: «А разве родители не любят своих детей?». Что вы! Если спросить каждого, то не только любят, но и обожают, и в любую минуту бросятся защищать от неприятностей. Но вот душевные узы общения во многих семьях нарушены, и именно они мешают духовному развитию поколения.

Посмотрите на ребят, они оценивают любовь родителей по цене сотового телефона и одежды, по размеру карманных денег. Если этого много и дорого – значит, родители любят своего ребенка. Если нет – то и показатель любви резко падает.

А настолько ли это важно?

Вспомнила недавно прочитанный материал. В 70-е годы появилось в суде много заявлений с просьбой обязать взрослых детей выплачивать пенсию на содержание престарелых родителей. Социологи заинтересовались причиной и, конечно же, нашли ее. Родители этих детей были детьми войны. Они знали, что такое голод и сиротство. И они решили, что их дети не познают этого никогда. Поэтому все самое лучшее и дорогое покупалось только для них, отказывая себе во многом, – все предоставлялось любимым детям и ничего не требовалось взамен. В итоге мы получили поколение, способное получать, но не отдавать. Они получили материальное, но не духовное воспитание. Дети говорили в суде, что они покупают родителям вещи, фрукты, сладости. А родители сетовали на то, что они не посещают их, не приходят в больницу, не интересуются их проблемами. Если мы не хотим получить такой же удар в старости, нужно как можно быстрее отказаться от материальной любви.

Мне очень нравится отношение различных религиозных концессий в формировании истинного культа семьи. Ведь именно духовное единение играет немаловажную роль в семейном воспитании ребенка. Возьмите любую религию: православие, мусульманство, католицизм, буддизм, протестантство – везде хорошо просматривается уважение к родителям и заклыдываются основы воспитания детей.

Даже если вас не устраивает религиозное воспитание ребенка, сводите его в воскресенье в театр, в кафе, выключите телевизор и просто рассмотрите семейные фотографии, расскажите о своем детстве. Я вас уверяю, вы увидите в глазах ребенка ту любовь, которую никогда не видели.

Конечно, я не зря сказала «выключить телевизор». Это еще один враг в воспитании ребенка. Он включен постоянно. Мама и папа, придя с работы, немедленно хватаются за пульт телевизора и с упоением смотрят один сериал за другим, упиваясь чужими проблемами. И не дай тебе Бог отключат свет, и они не увидят, что же там дальше.

Ну, во-первых, дети (98%) любят, когда в доме выключают свет, потому что родители начинают видеть своих детей, зажигают свечи и начинают разговаривать.

Во-вторых, сериалы – это не истинная жизнь, а фантазия автора об идеальной жизни. Мы же, посмотрев, все примеряем на себя: и муж нас любит не так, и подруга у меня точно такая, и любви мы истинной не знаем. Если оглянуться назад, то очень многие ссоры в семье часто стали происходить на почве просмотренного сериала. Детям в момент просмотра лучше не входить в комнату. Можно часто слышать: «У вас совесть есть? Дайте хоть спокойно сериал посмотреть», «Отстань от меня. Я имею право хоть чуть-чуть отдохнуть». И вот это – одна из форм современного воспитания. Ведь через 20-25 лет вы получите точно такой же ответ от своего ребенка, когда вам понадобится его любовь и понимание.

Скажете: «Критиковать – легко. А помочь…». Помочь можно. Во-первых, я думаю, что при любой школе необходимо открыть мамину школу или школу семейного воспитания. Нет – это не выступления на классных и общешкольных родительских собраниях, не чтение лекций с заумными словами, а именно школа. Уроки или занятия должны проходить не в традиционной форме, а в форме деловой игры, обсуждения проблемы, игротерапии, размышления и даже в форме сочинения – рассуждения и аутотренинга. Мы должны в первую очередь помочь тем родителям, которые хотят наладить контакт с ребенком.

Педагоги, работающие в таких школах, в первую очередь должны понять, что именно педагог обладает тем ключиком, который способен открыть дверь в мир понимания, любви и доверия.

Мы не можем решить проблему с жильем, не можем обеспечить работой неработающего или мало зарабатывающего родителя, но мы в силах помочь в разрешении всех остальных проблем, указанных в начале статьи.

Тематика занятий поможет многим родителям наладить контакт со своим ребенком, да и со своими родителями, и разобраться во взаимоотношениях между супругами.

Опыт работы таких школ уже есть в некоторых образовательных учреждениях города и, главное, что он приносит положительные результаты. Есть авторская программа по работе с родителями. Немаловажную роль в данной работе играет психологическая служба школы. Главное – захотеть помочь, и все точно получится.

Проблема отцов в России

В современную эпоху глобализма понятие семьи и роль родителей в становлении детей постепенно размываются. Сегодня уже проводятся разные эксперименты, позволяющие планировать детей с генами сразу от нескольких десятков человек [1] что позволит, к примеру, гомосексуальным парам заказывать ребёнка «естественным» образом и ещё сильнее будет расшатывать рамки семьи. В Западной Европе постепенно набирает популярность такое явление, как «новые отцы». Это родители мужского пола, которые полностью перенимают все повадки матерей в деле ухаживания за ребёнком (пеленание, уход, кормление и т.п.), отодвигая на задний план самих матерей. А те зачастую и сами не возражают, ибо Западная Европа (вместе с США) считается местом победившего феминизма и толерантности, где женщина приравнена к мужчине во всём, где это хоть как-то возможно.

В этом смысле становится совершенно непонятно, зачем всё усложнять, ведь живут же там люди? Есть родитель №1 и родитель №2, вместе они будут исполнять родительские задачи. Да и что вообще такое отцовские функции, в чём они заключается, какая от них польза? Может вся проблема заключается только в том, что русскоговорящее общество по сути своей это общество ретроградов, стоящих на пути социального прогресса?

Однако и в России в массе своей существует достаточно узкое понимание вопроса о том, в чем состоят отцовские задачи. Зачастую, к сожалению, всё сводится к банальностям («главное, чтобы мужик деньги домой приносил» и т. п.). И всё-таки в этом вопросе есть целый ряд далеко не безобидных моментов, игнорирование которых ведёт к проблемам в семье и соответственно в обществе в целом. Разбором некоторых важных вещей нам и предстоит заниматься в небольшом цикле статей. Итак, в чём же заключается важность именно роли отца, отцовской фигуры? И почему на этом сделан акцент, почему не говорим здесь в целом о родителях, не говорим о материнских функциях?

Тема отцовства зачастую некоторыми сводится к нескольким вполне себе животным функциям: донорству семенного материала и последующему обеспечению потомства. Такая упрощённая схема на удивление часто встречается, причём не только у женщин. Поэтому для погружения в проблематику невозможно оставить без внимания этот момент. Для многих мужчин такая схемка ведь тоже удобна, потому что позволяет особо не заморачиваться кое-чем другим. Вопросы же того, что стоит отцам делать, чтобы из их детей не вырастали маменькины сынки, подлецы или наркоманы, в случаях упрощенной схемы просто не стоит в повестке дня.

В результате же провала отцовских функций мы со всё возрастающей динамикой получаем общество, в котором вырастают безвольные нарциссы-потребители, люди с глубоко нарушенной психикой, откровенные шизофреники, беспросветные алкоголики или наркоманы. Масштаб проблем таков, что в какой-то момент может оказаться поздно что-то делать в виду того, что количество переросло в качество и кое-что обратно уже просто не вернуть. Некому будет возвращать. Западное общество, как уже было отмечено, в этих вопросах ушло далеко вперёд нас.

Лучший способ понять, о чём будет речь в статье, особенно для бывших мальчишек — это обратиться к собственному детству. А какие у Вас были увлечения и любимые дела в детстве? Что именно это было и кто Вас впервые этим заинтересовал? Были ли опасные увлечения и кто смог объяснить Вам, чем стоит, а чем не стоит заниматься? Кто Вас поддерживал в периоды огорчений и неудач?

Могла ли измениться Ваша жизнь, если бы в те моменты, которые Вы сейчас вспомнили, было больше искреннего участия Вашего отца и других мужских фигур Вашего рода? А если бы такого участия было на порядок меньше?

Когда говорят о традиционных ценностях, зачастую имеют в виду именно семейные ценности, ориентация на семью как на ячейку общества. Это верный подход, ведь действительно сильное и продуктивное общество не может основываться на несостоятельных семьях. Однако очень редко даже среди специалистов говорят именно и состоятельности отцовской фигуры как основы состоятельных семей.

Конечно, существует целый ряд вопросов, которые наверняка у вдумчивого человека обязательно возникают. «Где женщина, почему про неё забыли? Автор предлагает вернуть патриархат? Женщина может растить ребенка без отца, я знаю много примеров! Некоторые папаши таковы, что лучше бы их не было!» И так далее, и тому подобное.

Итак, начнём погружение с самого начала. В семье случается величайшее событие — рождается ребёнок. Женщина обретает то, чего ей долгое время не хватало. Рождённый ребёнок, в норме (а в этом контексте мы вполне можем говорить именно о норме, как о желаемом состоянии), становится для женщины очень ценным объектом. В течение какого-то времени маленький ребенок — уже отдельное существо, но во многих смыслах всё ещё остаётся очень близкой частью матери. Женщина проявляет заботу о ребенке, кормит его, ухаживает, предугадывает его желания, разговаривает с ним, как-то интерпретируя его крики (ребёнок закричал — значит есть хочет или холодно или шумно и т.д.), меняет пелёнки и поёт песенки. Это прекраснейший период в жизни любой матери.

Но так бывает, что иногда этот период затягивается. И вот, мать всё также проявляя заботу о своём ребенке, кормит его, ухаживает, предугадывает желания и так далее. И это зачастую происходит, даже если у ребёнка уже выросли усы и пивной животик.

Конечно, любая мать очень любит своих детей, какими бы они не были. Но я хочу акцентировать внимание на том, что есть немало случаев, когда всё происходит вполне дословно: мать заботится о своих взрослых детях также, как она бы заботилась о маленьких детях. Такие матери диктуют своим детям с кем им можно общаться, а с кем нет, что можно читать, а что нельзя, где работать, куда ходить, что есть и т.д. Пока с такими вещами не сталкиваешься в реальности, в такое зачастую трудно поверить.

На этом стоит остановиться чуть поподробнее. Итак, в случае матери и условного 40-летнего «ребёнка» мы сталкиваеся с еще одной очень важной, и очень женской чертой. Женщина очень любит своего ребёнка и не готова его от себя отпускать. Я слышал и неоднократно, когда женщины хотят родить ребёнка «для себя», чтобы потом его так себе и оставить. Именно у таких женщин часто встречаются дети, которых мать проглотила. «Он у меня такой самостоятельный» — говорят такие женщины. О том, какие проблемы бывают у таких детей во взрослой жизни есть много работ, книг, фильмов. Можно даже предположить, откуда берутся столь популярные фантазии и шутки о «зубастой вагине».

Женщины любят своих детей любыми, каким бы они не были. Дети, вырастая и становясь взрослыми могут быть очень, очень разными. И не только с точки зрения целостности своего тела и способностей, но и с точки зрения своего поведения, социализованности. Ребенок может стать маньяком и убийцей, но такие матери всё-равно будут также любить и защищать своего ребенка. Примеров [2] можно найти множество, причем некоторым даже не придётся лезть в интернет, а просто вспомнить случаи своих знакомых.

Можно посвятить отдельную, большую статью о том, как живётся таким детям, как они себя чувствуют, насколько приспособлены к жизни в обществе, можно ли считать здоровым такое общество, в котором все больше и больше «маменьких сынков». Будут ли счастливы те женщины, рядом с которым будут такие мужчины (если конечно мама отпустит)? Будут ли счастливы те мужчины, которые будут жить с так воспитанными женщинами и какими будут расти их дети? Здесь как-будто кого-то или чего-то очень важного не хватает. В этом месте мы произносим слова — мужчина, отец. Говоря о мужском, в первую очередь, с самого начала я хотел бы обратить внимание на слова, как таковые.

Эти слова имеют корень «муж» и в русском языке созвучны с глаголом «может». Таким образом, мужчина, с точки зрения русского языка, это тот, кто может.

Давайте вернёмся к тому периоду, когда у женщины родился ребенок, женщина стала матерью. В этот период маленький ребёнок полностью зависит от матери или от того лица, которое осуществляет уход. В норме конечно, это родная мать. Очень важный момент, о котором можно говорить как о норме, в том, что ребёнок является желанным для обоих родителей, очень ценным. Есть разница, между тем, чтобы просто осуществлять за ребенком уход, как за овощем на грядке, и относиться к нему как к объекту желания. Первые месяцы жизни ребенка являются симбиотическими, в том смысле, что ребенок тотально зависит от матери. Некоторые известные специалисты так и называют этот период — симбиотическая фаза (по теории М. Малер [3] это приблизительно со второго по пятый месяц жизни ребенка, также смотрите параноидно-шизоидная позиция у М. Кляйн [4]). В этот период происходит нечто очень ценное. Мать означивает своего ребенка. Что это значит? Это значит, что мать придаёт особый смысл призывам и агуканью ребенка, реагирует на те или иные события в жизни ребенка какими то словами и действиями. Так в жизни ребёнка появляются первые символические конструкции.

Но рано или поздно, этот период заканчивается и ребенок становится всё более самостоятельным. Как же меняется поведение матери в связи с процессом взросления её ребенка?

Этот вопрос в большой степени является открытым, потому что чего-то однозначного здесь нет. Как было видно из ранее приведённых примеров, далеко не все матери готовы отпустить своего ребёнка. Как сказал однажды мой клиент: «Желание лялькать лялечек — оно неистребимо»! Перефразируя немного это высказывание, можно сказать, что ребёнок для женщины — это бесконечное наслаждение.

И именно здесь, в этот момент проявляется отец. Его первая ключевая задач — это разделить женщину и ребёнка. Отец проводит черту между ребёнком и матерью. Отец говорит матери: «Хватит наслаждаться ребёнком!». Отец говорит ребёнку: «Это моя женщина. А тебе предстоит найти себе другую когда вырастешь, так что оставь её в покое»!

Здесь стоит сделать несколько комментариев. Во-первых, наслаждение здесь имеется как со стороны ребёнка, который наслаждается матерью, так и со стороны матери, которая наслаждается ребёнком. Наслаждение, в том смысле, в каком его подразумевает Лакан, остановить невозможно. Это должен сделать кто-то извне. В наслаждении диады «мать — ребёнок» этим «кто-то» является отец. Отсюда также может возникнуть определенное понимание, почему роль отца носит название символической. Речь здесь даже не столько о том, что функцию запрета на наслаждение (инцест) может быть выполнена кем-то совсем другим, отличным от физического отца. Но и в первую очередь о том, что такой закон должен сначала оформиться в голове у самой матери, которая не просто примет этот закон, но и будет всячески способствовать его осуществлению.

Конечно, это не происходит мгновенно, за один раз. Нет также и какой-то конкретной даты, периода времени, до которой можно ничего не делать, но после которой уже нужно начинать. Я делаю эту оговорку специально, потому что некоторые мои знакомые — молодые отцы — иногда задают вопросы: «Скажи когда именно, в каком возрасте нужно выполнять отцовскую роль?». Точной даты нет, как и не нужно насильно, поняв буквально, вырывать ребёнка из рук матери. Потому что проведение границ, о котором ведётся здесь речь, в первую очередь должно сначала случиться в головах людей, а уже потом происходить в реальности!

Вычерчивается важность с самого рождения ребёнка, а по хорошему, и задолго до его рождения, будущим родителям побольше говорить о новом члене семьи, включая и разговоры о роли отца. Прекрасная и полезная тема — это совместные беседы о том, чем будет мать заниматься помимо ребенка. Специалисты говорят, что ребёнок рождается в речь, подразумевая этим тот факт, что символическое пространство (а слово — это прежде всего символ), создаётся будущими родителями задолго до его рождения. Ребенок еще не родился, а про него уже много кто вокруг говорит: родители, бабушки и дедушки, родственники, друзья и т.д. Очень много в будущего ребенка закладывается тем, как и что о нём говорят. Это закладывает всевозможные смыслы в будущего человека. Ну, а когда ребенок рождается — речевое поле для него, так или иначе, уже создано. В дискуссиях, которые происходят в среде узких специалистов, есть мнение, что каждый раз, когда какой-либо мужчина начинает говорить с какой-либо женщиной — они говорят о потенциальном общем ребёнке. Поэтому для будущих родителей трудно переоценить важность бесед о будущем ребенке.

Очень важным является в этом свете также и то, что родители ребёнка являются в свою очередь детьми уже своих родителей. И они тоже когда-то были рождены в определённое символическое пространство, пространство, которое создало предыдущее поколение. Это обстоятельство производит впечатление как-будто чего-то очевидного. Однако об этом вероятно стоит подумать, помыслить отдельно, и тогда некоторые вещи могут оказаться уже не настолько простыми. Особую роль в процессах воспитания и становления детей играет самое старшее живущее поколение (как правило, это бабушки и дедушки), если конечно оно ещё есть и допущено до воспитания детей. Оговориться об этом нужно, потому что, к сожалению, сегодня естественный порядок всё чаще нарушается и деды уже не так много проводят время со своими внуками, как это было еще поколение назад.

Здесь уместно сказать, что наделение ребёнка фамилией отца является важнейшим символическим шагом. Отец признает тем самым ребёнка своим и включает его в свой род. Женщина, которая взяла фамилию мужа становится частью рода мужа. Если же она сохранила свою девичью фамилию, то осталась женщиной своего отца. Чего на самом деле хочет женщина, когда не хочет менять свою фамилию при выходе замуж?

Наверняка всё же найдутся люди, которым совершенно не важно, кто были их родители и деды. Мне приходилось сталкиваться с утверждением, что человек произошёл просто от спермы. Про таких индивидуумов у русских есть отличная присказка — «Иван, не помнящий родства». Не исключено, что у таких безродных есть сомнения в том, кто на самом деле был их физическим отцом? Но таких ребят всё же можно успокоить хотя бы тем, что отцом в первую очередь является тот, кто создал символический контекст, а не просто «донор спермы». Поэтому усыновление детей — это в первую очередь акт символический и должен в идеале происходить с подачи именно мужской части семьи. Мужчина в таких случаях принимает в свой род ребёнка и получает право воспитывать его в традициях своей семьи.

Для тех, кто ценит смыслы, которые вкладывали родители, деды и прадеды в своих потомков, и кто хочет что-то осмысленное передавать дальше или, по-крайней мере, не дать кому-то неизвестному уничтожить такую преемственность — тому эта статья возможно будет как-то полезна, поможет в какой-то степени в личных исследованиях на эти темы.

Рассуждая таким образом о непрерывной преемственности поколений, идущей вглубь веков, мы с неизбежностью приходим к тому, что наши предки, то есть те древние люди, благодаря кому сформировался тот или иной язык, являются нашими духовными праотцами. Пусть и в символическом смысле. И во многих смыслах те люди, давшие толчок образованию речи и письма, всё ещё с нами, хотя они давно и мертвы. В нашем случае, в свете рассматриваемых нами здесь вопросов, мы можем дать имя тем праотцам. И имя им — наш родной язык. Русский язык!

Итак, важность говорить о ребенке молодым родителям в какой-то мере может быть теперь ясна. Также, надеюсь, понятна и одна из ролей отца по отделению ребенка от матери. Мы остановились на том, что отец разделяет ребенка и мать. Но что же дальше? Или может «оторвал» и всё на этом?

А дальше отец показывает мир во всей своей красоте. Сняв дитя с матери, отец лишает ребенка наслаждения вполне определенного рода. То есть нечто такого, от чего невозможно оторваться самому, откуда нельзя просто так вырваться, никак не уйти пока находишься «там». И вот здесь и проявляется еще одна функция отца, который прекращает «инцестное» наслаждение ребёнка матерью, а матери — ребёнком. Но взамен отец даёт возможность получить целый мир. Во вполне определенном смысле он делает ребёнка подобным себе, помогая ему найти что-то, что будет интересно самому ребёнку как отдельному человеку. По мере того, как отец выступает как тот, кто имеет могущество и является источником определённого порядка, он вбирается, интериоризируется ребёнком в качестве идеала уже его собственного «я». И тогда ребёнку становятся интересны игры, книжки, другие дяди и тёти, спорт, общества по интересам, творчество и многое другое. Можно как-будто возразить, что книжки читают, песни поют и прочее, совершенно все дети, какими бы не были их отношения с матерями и отцами. Всё дело тут в том, что без отрыва от всепоглощающей матери вышеперечисленные интереснейшие дела никогда так и не станут настоящими, никогда не будут интереснейшими, не станут действительно чем-то другим. Мать, если она по-настоящему не отпустит своё чадо, всегда найдёт способ как обмануть отца и вернуть ребенка в своё лоно.

Есть пара важных тонкостей, о которых также необходимо упомянуть, хотя бы вскользь. Первое — это то, что функции отца не обязательно должен выполнять физический отец. Эти функции вполне может выполнить другой родственник, учитель в школе, или даже тренер ребёнка в спортивной секции. Это в конце концов, в некоторой степени может сделать и сама женщина, но при условии, что у неё в голове кое-кто в своё время уже провёл черту, разграничил всё, что нужно. И тогда, в случае когда женщина одна воспитывает ребенка, она просто найдёт поводы (вплоть до портрета на стене), который будет от имени отца говорить нужные вещи.

Отсюда вытекает и вторая тонкость. Чтобы отцовская парадигма стала реальностью — женщина должна дать на это полное согласие, санкционировать функции отца. Как уже было замечено, без такого согласия ничего не получится. Даже при живом отце рядом. Примеров, что без женского согласия ничего не выйдет — их масса. Структура же, или, другими словами, отец в голове самой женщины закладывается с самых ранних лет её родителями. И здесь мы снова приходим к тому, что родители и прародители играют огромную роль в нашей жизни.

Невозможно не упомянуть о том, что наши, русскоязычные женщины, в отсутствии однозначно проявленного мужского, в целом также готовы заменить собой «недостающее» звено [6] по образу и подобию того, как это делается на Западе. Но это только реакция на отсутствие парадигмы Отца и мужского в современной России. В других условиях будет, я в это верю, совершенно другой результат.

Общество, стоящее по мужскому образу, это в то же самое время общество, построенное по женскому позитивному образу. И позитивность заключается в том, что право выстраивать порядок женщина отдаёт мужчине. Начинается этот порядок сначала в конкретной семье. И дальше по цепочке доходит до более высоких степеней обобщения, таких как государство и даже дальше, то есть будет носить тотальный характер. Автор верит, что будут страны, которые определят себя по мужскому образу и начнут что-то менять в своём социальном устройстве. Те же, кто откажутся признавать это состояние — будут во власти негативной женской силы, которую в дальнейшем будем называть «Мут» (в честь древнегипетской матери-богини, известная также как «матерь своего создателя и дочь своего сына»).

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ПО ССЫЛКАМ:

[1] Sonia M. Suter. In vitro gametogenesis: just another way to have a baby?

Читайте также: