Проектирование игры по обучению грамоте компьютерный или печатный вариант

Обновлено: 02.07.2024

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.
Задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;
- развивать графические навыки.

Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.


Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Дидактическая игра «Найди букву»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.


Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.


Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь])
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.



Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.


Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.



Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.


Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа.
Вариант 1.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.



Вариант 2.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.


Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.


Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.


Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: совершенствование навыков чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.


Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.


Дидактическая игра «Найди схему предложения»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.



Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении.

Данная интерактивная компьютерная дидактическая игра направлена на закрепление пройденного материала по обучению грамоте и предназначена для выполнения детьми совместно со взрослыми. В игре представлены 4 раздела: материал первого раздела предназначен для нахождения звука слове по его характеристике, материал второго раздела - для звукового анализа слова, третий раздел - для определения количества слогов в слове, четвертый раздел - для определения количества слов в предложении и нахождения схемы предложения.

ВложениеРазмер
Логопедическая компьютерная игра 1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Игра для закрепления материала по обучению грамоте для детей 6-7 лет «Я с грамотой дружу!» Разработала: Колесникова Ю.Л. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Курска Правила игры

Правила игры. Цель игры : закрепление пройденного материала по обучению грамоте у детей 6-7 лет. Данная дидактическая игра предназначена для выполнения детьми совместно со взрослыми, в том числе для выполнения дома детьми совместно с родителями. Правила игры : Слайд 1 : для того, чтобы начать игру необходимо нажать на стрелку Старт Слайд 2 : выбрать раздел из списка ЗВУКИ – материал для нахождения определенного звука в слове по данной характеристике. СЛОВА – материал для звукового анализа слов. СЛОГИ – материал для определения количества слогов в словах. ПРЕДЛОЖЕНИЯ – материал для определения количества слов в предложении и нахождения схемы предложения. Играющий выбирает любой раздел кликнув на его название курсором. В каждом разделе играющему предлагается выбрать один правильный ответ из предложенных, при правильном выборе играющий переходит к новому заданию данного раздела. После завершения играющим каждого раздела, и, при условии правильного выполнения заданий данного раздела, появляется слайд с надписью "Отличный результат» и стрелкой "вернуться в начало». Слайд : «Отличный результат». Чтобы продолжить игру необходимо нажать на стрелку «вернуться в начало». Играющий возвращается к Слайду 3 и может выбрать любой раздел игры. СТАРТ

Выбери раздел: ЗВУКИ СЛОВА СЛОГИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Выбери слово, которое начинается с гласного звука Вернуться в начало

Выбери слово, которое начинается с мягкого согласного звука Вернуться в начало

Выбери слово, которое начинается с твердого согласного звука Вернуться в начало

Выбери слово, которое начинается со звонкого согласного звука Вернуться в начало

Выбери слово, которое начинается с глухого согласного звука Вернуться в начало

Выбери слово, в котором последний звук - гласный. Вернуться в начало

Выбери слово, в котором последний звук согласный мягкий. Вернуться в начало

ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ! Вернуться в начало

Выбери подходящую схему к слову КОТ Вернуться в начало

Выбери подходящую схему к слову Вернуться в начало КИТ

Выбери подходящую схему к слову Вернуться в начало ИВА

Выбери подходящую схему к слову Вернуться в начало ЛОСЬ

Выбери подходящую схему к слову Вернуться в начало СОВА

Выбери подходящую схему к слову Вернуться в начало ЛИСА

Выбери подходящую схему к слову Вернуться в начало ОКНО

Выбери подходящую схему к слову Вернуться в начало ЛИМОН

Выбери подходящую схему к слову Вернуться в начало ШАПКА

ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ! Вернуться в начало

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало СЛОН

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало ЧЕРЕПАХА

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало ЖИРАФ

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало КЛУБНИКА

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало ТРАМВАЙ

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало КУБИКИ

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало ГРИБ

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало ЗМЕЯ

Сколько слогов в слове? Выбери подходящую схему. Вернуться в начало КУКУРУЗА

ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ! Вернуться в начало

Сколько слов в предложении? Выбери цифру. Вернуться в начало Мальчик спит. 1 3 4 5 2

Сколько слов в предложении? Выбери цифру. Вернуться в начало Дети лепят снеговика из снега. 1 2 3 4 5

Сколько слов в предложении? Выбери цифру. Вернуться в начало Девочка пьёт апельсиновый сок. 1 2 3 4 5

Сколько слов в предложении? Выбери цифру. Вернуться в начало Морозно. 1 2 3 4 5

Сколько слов в предложении? Выбери цифру. Вернуться в начало Собака грызёт косточку. 1 2 3 4 5

Выбери подходящую схему предложения. Вернуться в начало Дима любит мороженое? ? ?

Вернуться в начало Выбери подходящую схему предложения. Кошка Мурка лакает молоко.

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то он не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствии этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

План - проекта «Игры со звуками»построен на следующих положениях:

1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности.

2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения.

3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий.

Паспорт проекта:

Возраст: дети подготовительной группы

Участники проекта:логопед воспитатели, дети, родители,

Цели и задачи проекта:

Цель: Подготовка к обучению грамоте и чтению

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

-воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

-формирование грамматического строя речи

- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», "слог"

• знать порядок букв и их название «алфавит»;

• различать гласные, твердые и мягкие согласные;

• различать звонкие и глухие согласные звуки

• различать ударные и безударные гласные звуки

• плавно читать по слогам,

• отвечать на вопросы по тексту;

• составлять из букв разрезной азбуки слова,

• писать элементы печатных букв.

Месяц Название мероприятия Задачи Форма

Октябрь «Готовность детей к школе» Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок Анкетирование

Ноябрь Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться» Вызвать у детей интерес к обучению Беседа

Сентябрь- Декабрь «Звук слог слово» Продолжать знакомить детей с звукобуквенным анализом Занимательные игры

Январь Игра «Подбери семейку слов»

Игра «Лишнее слово» 1. Учить подбирать однокоренные слова

2. Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию Дидактические игры

Январь «Живое предложение» Закрепить у детей понятие «предложение» Игра

Январь 1. Игра «Придумай название»

2. Игра сложим слово из частей

3. Игра «Исправь ошибки»

4. Игра «Что сначала, что потом» 1. Образование прилагательных от числительных

2. Употребление предлогов

3. Развитие понимания распространенных предложений Дидактические игры

Февраль «Звук и буква»

Д/И: «Буква потерялась» Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим Игровая деятельность

Февраль Сказка «гласные и согласные»

"Алфавит" Развитие способности узнавать и различать звуки речи и буквы. НОД

Февраль Гласные буквы

(А, Я, У, Ю, Э, Е, О, Ё, Ы, И)

Д/и: «Слово на букву …» Закрепить умение подбирать слова с определённой буквы Игра

Февраль Согласные буквы

Д/и: «Слово на букву…» Уточнить знание о согласных буквах, учить правильно подбирать слова с определённой буквы Игра

Февраль Гласные и согласные звуки «С какого звука начинается слово?» Совершенствовать умение детей правильно подбирать слова с заданны м звуком Занимательные упражнения

Февраль «Что такое слог?» Совершенствовать умение детей читать по слогам. Игры

Март «Сколько звуков в слове?»

Д/и: «Посчитай звуки…» Закрепить умение детей, на слух определять сколько звуков в слове Игры

Март «Какой слог стоит с начале слова?»

Д/и: «Придумай слова на определённый слог….» Закрепить умение детей подбирать слово на заданный слог Занимательные упражнения

Дид. игры

Март «Сказка о приключениях буквы Р» Э. Успенский Познакомить со сказкой НОД. Чтение художественной литературы

Март «Читаем слово»

Д/и: «Слово в картинке»

Д/И: «Слово в предложении»

Д:И: "Я начну, а ты продолжи" Продолжать учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, строить предложения Занимательные упражнения

Дид. игры

Март Посчитаем слоги

Д/и : «Исправь ошибки» Закрепить умение детей определять, сколько слогов в слове Гимнастика

Игры

Март «Буквы не имеющие звука» Познакомить с буквами, которые не имеют звука Ъ, Ь, Игры

Март «Какая буква заблудилась»

Д/и: «Слово на слог…» Продолжать учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Занимательные упражнения

Март «Составляем слова из слогов» Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова Занимательные упражнения

Март "Готовимся к письму" развитие мелкой моторики, глазомера, подготовки руки к письму

Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению обводки, штриховки, трафареты буквобеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. Занимательные упражнения

Март "Разноцветный алфавит" Учить детей подбирать к любой букве собственное изображение Художественное творчество

Апрель «Читаем слова»

Д/и: «Цепочка слов» Печатание слов Продолжать учить детей соединять слоги в слова, писать печатными буквами Занимательные упражнения

Апрель «Читаем слова по слогам»

Разв. игра «Прочитай по буквам» Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами Занимательные упражнения

Апрель Д:И: "Продолжи слово"

"Сплетем венок из предложений" Совершенствовать умение детей делить слова на слоги.

Упражнять детей в составлении сложныхпредложений, объединенных одной темой, воспитывать речевое внимание. Дид. игры

Апрель Д/и:«Волшебные кубики» Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Дид. игры

Апрель "Чтение слов по слогам"

Д/и: "Угадай слово" Продолжать учить детей соединять слоги в слова, писать печатными буквами

Развивать умение детей делить слова на слоги. Занимательные упражнения

Дид. игры

Май Д/и: "Предложение в картинке"

"Чтение по слогам" Учить детей составлять предложения по картинке и записывать его печатными буквами.

Продолжить учить читать по слогам Дид. игры

Май "Согласные и гласные звуки"

Д/и: "Веселый поезд" Закрепить умение различать звуки согласные и гласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные)

Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Игры

Май Викторина «Игры со словом» Закрепление звукобуквенного анализа Викторина

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение детей собственного осознания основных закономерностей изменения слов, соединения их в предложениях. Значительно увеличилось употребления в речи детей сложносочинённых и сложноподчинённых предложений

Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует продолжительное время, т. к. материал этот сложен.Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.

Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с

детства, и основа его – привычка читать.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они делают для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе. Задачи: 1. Закрепить.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Программное содержание: 1. Развивать фонематический слух и внимание; 2. Развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Задачи: 1. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова; 2. закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой Лл и звуками [л] и [ль]» Ознакомление с буквой Лл и звуками [л] и [л,]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений.

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе. Занятие 1. Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Мастер-класс по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Цель: привлечение родителей к образовательному процессу по подготовке детей к школьному обучению. Задачи: - познакомить родителей с дидактическими.

НОД по обучению грамоте. Знакомство со звуками [б] и [б’], буквой Б. Задачи: развивать зрительное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику,.

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуками [Н]-[Н’], буквой Н» НОД по знакомству с буквой Н и звуками [Н], [Н’] Воспитатель: Мазаева Светлана Васильевна. Вид нод: обучение грамоте. Тема: Знакомство со.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Закрепление пройденного материала. Программные задачи: Закрепить.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ч]» Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Ч». Цель: Воспитание чёткого произношения в словах, предложениях.


Цифровой образовательный ресурс знакомит учащихся с печатным и письменным образом букв русского алфавита, иллюстрирует последовательность начертания письменных букв. ЦОР используется в качестве наглядной демонстрации при объяснении алгоритма начертания букв при фронтальной работе с классом.

Управление презентацией происходит следующим образом: знак указывает на начало письма. Клик мыши на картинку, изображающую ручку, даёт возможность акцентировать внимание учащихся на начале письма. Повторный клик на картинке, изображающей ручку, анимирует процесс начертания буквы.

Начертание строчных букв в, о, ю, ь показаны в двух вариантах (для нижнего и верхнего соединений с последующими буквами).

Содержание презентации рекомендую учителям, работающим по системе Занкова, «Школа России», «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа».

Презентация Обучение грамоте

Структура позволяет использовать ее в различных моделях урока при объяснении или закреплении учебного материала.

Содержимое разработки

 Учимся писать! МБОУ ООШ №6 «Интерактивное пособие по обучению грамоте». Составила: Садыкова Регина Флюровна, учитель начальных классов, учитель музыки 2014г.

«Интерактивное пособие по обучению грамоте».

Садыкова Регина Флюровна,

учитель начальных классов, учитель музыки



































































































Используемые материалы: Демонстрационные карточки печатных и письменных букв . М., Голованов Ф.Г. Просвещение, 1971 г. Анимированные буквы скачены с сайтов: http:// smiles.rc-mir , www.glamik.ru 3. Анимированный плакат. Автор: Чулихина Елена – учитель начальных классов МОУ « Малодубенская СОШ» Орехово – Зуевского района Московской области (применила с разрешения автора). Данный авторский ресурс «Анимированный плакат» опубликован на след. методических сайтах: а) Библиотека Интернет-сообщества

Используемые материалы:

3. Анимированный плакат. Автор: Чулихина Елена – учитель начальных классов МОУ « Малодубенская СОШ» Орехово – Зуевского района Московской области (применила с разрешения автора).

Данный авторский ресурс «Анимированный плакат» опубликован на след. методических сайтах:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

Пуханова Тамара Степановна.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 249 ОАО «РЖД», учитель логопед.

«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!» [1].

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы, на смену им пришли телевизоры и компьютеры. Информатизация дошкольного образования набирает значительные темпы роста, в учебно-воспитательной деятельности детских садов используются новые информационные технологии. Первыми организаторами и вдохновителями работ в этом направлении выступали педагоги и психологи НИИ дошкольного воспитания, Госкомитета по народному образованию и специалисты по вычислительной технике из Ассоциации «Компьютер и детство».

Сегодня, очевидно, что ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте, можно утверждать, что дозированная и целенаправленная работа с компьютером, способствует формированию у детей личностных качеств и совершенного мировоззрения, расширению интересов, развивает мировоззрение. Но, на наш взгляд, в системе дошкольного обучения и воспитания компьютерные игры должны скорее дополнить, чем заменить другие виды игровой деятельности.

В процессе обучения грамоте происходит развитие широкой ориентировки в звуковом строе речи, при этом, в ходе занятий внимание ребенка необходимо переключать со смысловой стороны речи на звуковую. Эту задачу также помогают решать компьютерные игры, с помощью которых проводится звуковой анализ слов, моделируется на картинках-схемах звуковой состав, с помощью фишек, определенных цветов, выполняющих роль заместителей звуков, создаются различные конструкции. С помощью компьютерных игр дети знакомятся с основой словообразующей единицей – слогом, со слоговой структурой слова.

Компьютерные игры помогают качественно овладеть звуковым анализом слов, то есть последовательным вычленением всех звуков в слове по порядку, что в дальнейшем предупреждает пропуск букв при письме. Особое место в процессе обучения звуковому анализу занимает задача определения словесного ударения. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к слитному.

Работа с моделями звукового состава слов с помощью компьютера развивает у ребенка не только умение устанавливать последовательность звуков в слове, но и определять их качественную характеристику: различать звуки гласные – ударные и безударные и согласные – твердые и мягкие. С этой целью нами используются такие игры как: «Азбука», «Подскажи словечко», «Меня зовут…», «Веселая азбука», «Волшебный букварь» и др.

Значительный эмоциональный отклик вызывает игра «Меня зовут», которая заключается в том, что ребенку надо соотнести предмет, изображенный на экране, с одной из букв алфавита, при этом в одном случае, предлагается найти картинку, начинающуюся с предложенной буквы, а в другом случае – подобрать букву под данную картинку. В результате найденного правильного ответа ребенок знакомится с «новым другом», появившимся на экране и может прочитать его имя. Эта игра используется не только с детьми подготовительной группы, но и с детьми старшего возраста в конце года. Усваивая четыре или пять звуковых слов, дети закрепляют действия звукового анализа слов, дифференцирование звуков по их качественной характеристике.

Результаты проведённой нами работы по внедрению компьютерных игр в образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования показали, что игры помогают формировать у детей желание научиться управлять компьютером, способствуют формированию интереса к технике, повышают познавательную активность дошкольников, стимулируют развитие воображения, способность ориентироваться в пространстве.

Читайте также: