Проверялась гипотеза о том что выбор хобби спорт компьютер искусство зависит от пола

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Влияние хобби на выбор профессии

Цель: Создание профориентационного теста, направленного на выбор выпускников школы образовательного направления при поступлении в ВУЗ.

Дать определение понятию хобби, как виду человеческой деятельности;

Определить, как влияет хобби на выбор профессии;

Выявить зависимость факторов, влияющих на выбор профессии;

Создать тест, определяющий зависимость хобби (интересов) на выбор образовательного направления.

Гипотеза: созданный мною профориентационный тест поможет моим одноклассникам определиться с образовательным направлением в выборе профессии.

Методы исследования:

Изучение статистики в интернет - ресурсах.

Каждый подросток на определенном этапе своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. И часто этот выбор делается без оглядки на способности или желания человека, исходя из востребованности профессии на рынке труда, уровня заработной платы, перечня специальностей в ВУЗе, который ближе всего к дому, желания родителей и мнения окружающих.

Человек, выбравший профессию подобным образом, в будущем может столкнуться с рядом проблем, так как специальность, которую он получит во время обучения, не будет соответствовать ни его желаниям, ни возможностям, ни интересам. Такая работа не стоит вкладываемых усилий. Это чревато и тем, что к ней, как правило, относятся с меньшей ответственностью и увлеченностью, что препятствует карьерному росту. Если человек работает в одном и том же месте в течение многих лет, но ему не нравится то, чем он занимается, это способствует стрессам, депрессиям и кризисам. Рано или поздно жизнь такого человека становится бессмысленной.

Поэтому время выбора профессии настало и для меня. Я все еще не определилась с выбором направления дальнейшего обучения, также как и большинство моих одноклассников. У меня возникла идея найти такую профессию, которая была бы связана с моим хобби: скрапбукинг, рисование, рукоделие , а также помочь своим одноклассникам с выбором направления обучения в ВУЗе исходя из их увлечений.

II Основная часть

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Например, мы очень любим играть в компьютерные игры. Если одновременно у нас все хорошо с математикой мы можем заняться программированием и в будущем стать разработчиком новых стратегий и RPG. Если же с точными науками не так хорошо, то можно посвятить себя компьютерной журналистике, стать тестировщиком новых игр или заняться компьютерной графикой. Или мы увлечены каким-либо видом спорта, но не имеем достаточных физических данных, чтобы заниматься им профессионально. Опять же, можно заниматься спортивной журналистикой, писать обзоры турниров и чемпионатов, а можно найти свое призвание в области продажи или изготовления спортивного инвентаря. Страсть к чтению необязательно может вылиться в написание рассказов и романов, мы можем стать журналистом, редактором, переводчиком, учителем русского языка и литературы, ученым-филологом. Если мы увлечены кинематографом, необязательно подавать документы на актерский факультет. У нас самый широкий выбор профессий: монтажер, гример, автор сценариев, специалист по спецэффектам, режиссер, художник по костюмам. И таких примеров предостаточно. С нашим увлечением наверняка связано много других занятий, в области которых можно найти себе применение. Главное- правильно и вовремя определиться.

Естественно, существует ряд увлечений, которые в будущем прямо могут стать профессией. Как правило, это относится к творческим специальностям, таким как художник, дизайнер, писатель, журналист и так далее.

В результате опроса выяснилось что, менеджеры по туризму любят посвящать досуг путешествиям (14%), дизайнеры – рисованию (25%) и фотосъёмке (22%), а водители – всему, что связано с автомобилями (17%). Специалисты сферы IT посвящают свободное время компьютерам и Интернету (16%), журналисты и редакторы – чтению (16%), а переводчики (10%) – изучению иностранных языков.

Интерес =хобби(от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

• по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);

• по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);

• по глубине (глубокие или поверхностные);

•по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

• склонность к работе с людьми;

• склонность к работе с техникой;

• склонность к работе с условными знаками;

• склонность к работе с растениями и животными;

• склонность к работе с художественными образами.

Способности – это индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не могут быть врожденными.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие;

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности и требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Таким образом, на выбор будущей профессии могут влиять:

Наличие склонностей (интересов);

Мнение окружающих (семья, друзья ,одноклассники);

Знания о профессии;

2.Влияние хобби на выбор направления обучения в ВУЗе.

Если трудно определиться с направлением будущей профессии, то полезно будет обратиться к своим увлечениям. Если грамотно проанализировать свои интересы и предрасположенности, можно легко выбрать достойную профессию и не жалеть о её выборе. Моими хобби являются скрапбукинг, рисование и рукоделие (Приложение1). Исходя из своих интересов, я хочу определить направления обучения, а также возможные профессии. Кроме того, я смогу помочь своим одноклассникам с выбором направления для дальнейшего поступления в ВУЗ. Решено было провести опрос с целью получения информации о наличии и виде хобби, мнения о том, влияет ли оно на выбор профессии, о наличии выбранного направления будущего обучения и связано ли оно с их увлечением. Моим одноклассникам были предложены вопросы анкеты:

Есть ли у Вас хобби?

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Игры (компьютерные, настольные)

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Как Вы считаете, влияет ли хобби на выбор будущей профессии?

Определились ли Вы с выбором направления для дальнейшего обучения в ВУЗе?

Связано ли оно с Вашим увлечением?

В ходе опроса было выявлено, что у всех одноклассников имеется любимое хобби: любят театр и кино 26%, увлекаются творчеством 21%, занимаются активными видами спорта 17%, чтением и другими видами хобби 15%, играми 13% и пассивными видами спорта 8%. Большая часть класса 70% считает, что хобби влияет на выбор будущей профессии, чуть больше половины 60% уже определились с направлением обучения, у 35% опрошенных одноклассников направление связано с их увлечением. (Приложение 2,3)

Изучив материалы опроса, проведенного компанией HeadHunter среди 4000 жителей России, можно увидеть на выбор каких профессий хобби влияет чаще всего. На специалистов, занятых в сфере «Спорт / Фитнес», наиболее часто влияли хобби, связанные с активными видами спорта, на сотрудников ИТ-сферы – компьютерные игры. 18% респондентов, работающие в СМИ, отметили, что на их выборе профессиональной деятельности сказалось «творческое» хобби (пение, танцы, живопись, фотография). 10% опрошенных специалистов, которые в данный момент предоставляют услуги для населения, выбрали эту сферу в соответствии с увлеченностью чтением, театрами, кино, познавательным туризмом и другими занятиями, позволяющими открыть для себя что-то новое.

Данная информация позволила нам распределить хобби одноклассников по направлениям УрФУ (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина г. Екатеринбург ), определить все доступные профессии и собрать в таблицу.

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Сервис в индустрии спорта и рекреации, физическая культура, пожарная безопасность, таможенное дело, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)…

Фитнес-инструктор, спортивный обозреватель, инкассатор, охранник, милиционер, тренер, преподаватель физкультуры, менеджер в споре, балетмейстер, хореограф…

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

История искусств, культурология, социально-культурная деятельность, востоковедение и африканистика, история и языки стран Азии и Африки…

Актер, звукорежиссер, звукооператор, режиссер, постановщик, балетмейстер, хореограф, научный сотрудник, методист, экскурсовод, экспозиционер, работник музея…

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Архитектура, строительство уникальных зданий и сооружений, дизайн, технология художественной обработки материалов, журналистика…

Дизайнер, художник-оформитель, фотограф, специалист по рекламе, архитектор, реставратор, парикмахер, ювелир, модельер, визажист, певец, арт-менеджер, звукорежиссер, звукооператор, балетмейстер, хореограф…

Игры (компьютерные, настольные)

Прикладная информатика, информатика и вычислительная техника, бизнес-информатика, безопасность компьютерных систем, мехатроника и робототехника, компьютерная безопасность…

Программист, геймдизайнер, специалист службы технической поддержки, инженер по обслуживанию систем безопасности, аниматор, системный администратор…

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Экология, туризм, антропология и этнология, востоковедение и африканистика, Зарубежная филология (романо-германская),история, культурология, международные отношения, экология и природопользование, астрономия…

Менеджер по туризму, гид, экскурсовод, корреспондент, археолог, геолог, пилот, фотограф, музейный работник, историк…

Реклама и связи с общественностью, востоковедение и африканистика, издательское дело, журналистика, филология, фундаментальная и прикладная лингвистика, образование и педагогические науки…

Журналист, филолог, специалист по рекламе, редактор, корректор, преподаватель языка и литературы, библиотекарь, лингвист

На основе данной таблицы был создан профориентационный тест, который поможет определиться одноклассникам с выбором направления обучения или узнать об альтернативных вариантах выбора профессий в ВУЗе на основе их хобби. (Приложение 5)

3.Анализ исследования на основе опроса и профориентационного теста.

Проведенный профориентационный тест и повторный опрос одноклассников показал, что из видов увлечений, оказывающих наибольшее влияние на выбор профессий, можно назвать активные виды спорта, творчество (пение, танцы, живопись, фотография), автомобили, познание, просвещение (посещение театров, кино, познавательный туризм), компьютерные игры. Показатели повторного опроса изменились. Большая часть класса 75% считают, что хобби влияет на выбор будущей профессии, больше половины 70% уже определились с направлением обучения, у 45% опрошенных одноклассников направление связано с их увлечением. Все показатели мы видим в диаграмме. (Приложение 6)

Таким образом, мы видим изменения по следующим параметрам:

Стали считать, что хобби влияет на выбор будущей профессии 5%(1 человек);

Определились с выбором будущей профессии 10% (2 человека);

Выбранное направление стало связано с их увлечением 10% (2 человека).

Очень часто люди выбирают свою профессию, не учитывая свои интересы. Однако, нами было выяснено, чтобы найти работу, которая бы приносила не только зарплату, но и удовольствие, нужно учитывать свои хобби и увлечения. Таким образом, мне удалось подобрать для себя профессии, связанные с моими хобби. На основе своих увлечений я определила направление обучения в ВУЗе - «Дизайн», а также возможные профессии: дизайнер, художник – оформитель и веб-дизайнер.

Нам удалось подтвердить свою гипотезу: созданный нами профориентационный тест помог мне и моим одноклассникам определиться с направлением в выборе профессии на основе наших увлечений.

Список использованной литературы

Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее. Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. - М.: Генезис, 2012.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008. 21. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис,

1.Есть ли у Вас хобби?

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Игры (компьютерные, настольные)

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

3.Как Вы считаете, влияет ли хобби на выбор будущей профессии?

4.Определились ли Вы с выбором направления для дальнейшего обучения в ВУЗе?

5.Связано ли оно с Вашим увлечением?

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Сервис в индустрии спорта и рекреации, физическая культура, пожарная безопасность, таможенное дело, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)…

Фитнес-инструктор, спортивный обозреватель, инкассатор, охранник, милиционер, тренер, преподаватель физкультуры, менеджер в споре, балетмейстер, хореограф…

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

История искусств, культурология, социально-культурная деятельность, востоковедение и африканистика, история и языки стран Азии и Африки…

Актер, звукорежиссер, звукооператор, режиссер, постановщик, балетмейстер, хореограф, научный сотрудник, методист, экскурсовод, экспозиционер, работник музея…

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Архитектура, строительство уникальных зданий и сооружений, дизайн, технология художественной обработки материалов, журналистика…

Дизайнер, художник-оформитель, фотограф, специалист по рекламе, архитектор, реставратор, парикмахер, ювелир, модельер, визажист, певец, арт-менеджер, звукорежиссер, звукооператор, балетмейстер, хореограф…

Игры (компьютерные, настольные)

Прикладная информатика, информатика и вычислительная техника, бизнес-информатика, безопасность компьютерных систем, мехатроника и робототехника, компьютерная безопасность…

Программист, геймдизайнер, специалист службы технической поддержки, инженер по обслуживанию систем безопасности, аниматор, системный администратор…

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Экология, туризм, антропология и этнология, востоковедение и африканистика, Зарубежная филология (романо-германская),история, культурология, международные отношения, экология и природопользование, астрономия…

Менеджер по туризму, гид, экскурсовод, корреспондент, археолог, геолог, пилот, фотограф, музейный работник, историк…

Реклама и связи с общественностью, востоковедение и африканистика, издательское дело, журналистика, филология, фундаментальная и прикладная лингвистика, образование и педагогические науки…

Журналист, филолог, специалист по рекламе, редактор, корректор, преподаватель языка и литературы, библиотекарь, лингвист

Скажи мне, какое у тебя хобби, и я скажу тебе, кто ты. Так можно смело перефразировать известное высказывание Еврипида о дружбе. Действительно, что может характеризовать нас лучше, чем наши увлечения? Однако, как выяснилось, не так просто выбрать хобби по душе. Мы что-то пробуем, охладеваем, снова пробуем, ошибаемся и в конце концов убеждаем себя в том, что нам попросту ничего не интересно. Знакомая ситуация? Тогда, скорее всего, при выборе того или иного увлечения вы не читали наших советов.

1. Ориентируйтесь на темперамент

Еще древнегреческий врач Гиппократ разделил людей по четырем типам темперамента. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик — наверняка вы уже не раз баловались различными тестами и уже определили, к какому типу относитесь именно вы. Если нет, рассказываем вкратце и сразу даем рекомендации по тем увлечениям, которые могут быть близки вашему типу.

Холерик — достаточно смелый по типу темперамента человек. Он подвижен, вспыльчив, несдержан. Холерики с удовольствием берутся даже за трудновыполнимые задачи. Если вы узнаёте себя в этом типе, ориентируйтесь на увлечения, связанные с движением и экстримом. Длительные походы, альпинизм, парашютный спорт, серфинг — вы наверняка уже нашли себе одно из подобных хобби. А если однажды попробовали сплести фенечку из бисера — в итоге в гневе бросали рутинную и кропотливую работу, которая вам не подходит.

Сангвиник — если вы именно он, вам несказанно повезло. Вы жизнерадостны, общительны, легко переживаете неудачи, но при этом уверены в себе и эмоциональны. Душа любой компании! Вам подойдет хобби, направленное на развитие артистизма. Танцы, драмкружок, игра на гитаре — все, что связано с выступлениями и сценой, отлично раскроет ваши таланты и позволит получить стопроцентное удовольствие от процесса.

Флегматик — достаточно сдержанный тип. Консервативен и спокоен, отрицательно относится к переменам, но отличается похвальным самообладанием и терпимостью. Общителен в меру. Если вы флегматик, обратите внимание на интеллектуальные и творческие кружки по интересам. Живопись, литература, дизайн, коллекционирование предметов искусства — что-то из этих направлений обязательно вам понравится.

Меланхолик подвержен самокопанию, унынию и пессимизму, болезненно реагирует на неприятности. Но при этом обладает аналитическим мышлением и творчески подходит к любому делу. Утрированный образ меланхолика — ослик Иа из произведения Алана Александра Милна. Но в жизни чаще встречаются менее тяжелые случаи. Так что, если вы часто грустите, любите в одиночестве пройтись под дождем и ваш стакан «наполовину пуст», скорее всего, вы представитель именно этого типа темперамента. А значит, в качестве хобби больше всего вам подойдет что-то требующее больше сосредоточенности, чем активных действий. Это может быть рукоделие, фотография, кулинария — то, что порадует вас конечным результатом.

2. Составьте список

Напишите список из 10 дел, которые вам нравилось выполнять с самого детства. Включите сюда и мечты: чем вы мечтали когда-нибудь заняться, но так и не решились. Если список получится длиннее, ничего страшного. Затем возьмите красный карандаш и смело вычеркивайте то, что по каким-то причинам выполнять сейчас не хотите или не имеете возможности. Оставьте пять самых желанных и легких дел — и пробуйте! Не бойтесь ошибок или того, что забросите новое увлечение. В этом нет ничего страшного, ведь в любом хобби главное не результат, а процесс.

3. Проанализируйте свои возможности

Прежде чем записываться в многодневный поход со сплавом на байдарках, рассчитайте свои силы. Возможно, стоит одолжить у друга палатку и устроить тест-драйв своей выносливости в ближайшей лесополосе. Есть шанс, что в первую же ночь вы осознаете, что походы — это не ваше и лучше как можно скорее вернуться к незаконченной картине по точкам. Также рассчитывайте финансовую составляющую: многие экстремальные виды спорта требуют серьезных затрат, но при этом есть и достаточно бюджетные развлечения, которые подойдут для холерика: лонгбординг, велопоход.

4. Не поддавайтесь стереотипам

Многие разделяют виды хобби по гендерному признаку. То есть если рукоделие — то это чисто женская прерогатива, а на рыбалку или джипинг допускаются только обладатели кустистой бороды. Не надо так! Если вы хрупкая и элегантная леди, это никак не помешает вам надеть резиновые бахилы и встретить рассвет на берегу туманной реки. Ну а та самая кустистая борода не запутается в клубке вязальных ниток. К тому же вы сможете сделать из своего нестандартного увлечения отличный пиар: ну кто не подпишется в инстаграме на блог человека с внешностью байкера, вяжущего свитер бабушке (а не наоборот).

5. Подсматривайте

Если вы все еще не можете решиться на новое для вас хобби, мотивируйте себя чужими достижениями. Подпишитесь на блоги людей, которые увлекаются чем-то схожим с вашими теоретическими интересами, просматривайте обучающие видеоуроки, запишитесь на пробные мастер-классы. Рискуйте! И совсем скоро ваша жизнь откроется для вас совсем новыми гранями. Ведь одно хобби хорошо, а два — лучше!

В группу параметрических критериев методов математической статистики входят методы для вычисления описательных статистик, построения графиков на нормальность распределения, проверка гипотез о при­надлежности двух выборок одной совокупности. Эти методы основыва­ются на предположении о том, что распределение выборок подчиняется нормальному (гауссовому) закону распределения. Среди параметрических критериев статистики нами будут рассмотрены критерий Стьюдента и Фишера.

Чтобы определить, имеем ли мы дело с нормальным распределением, можно применять следующие методы:

1) в пределах осей можно нарисовать полигон частоты (эмпирическую функцию распределения) и кривую нормального распределения на основе данных исследования. Исследуя формы кривой нормального распределения и графика эмпирической функции распределения, можно выяснить те параметры, которыми последняя кривая отличается от первой;

2) вычисляется среднее, медиана и мода и на основе этого определяется отклонение от нормального распределения. Если мода, медиана и среднее арифметическое друг от друга значительно не отличаются, мы имеем дело с нормальным распределением. Если медиана значительно отличается от среднего, то мы имеем дело с асимметричной выборкой.

3) эксцесс кривой распределения должен быть равен 0. Кривые с положительным эксцессом значительно вертикальнее кривой нормального распределения. Кривые с отрицательным эксцессом являются более покатистыми по сравнению с кривой нормального распределения;

4) после определения среднего значения распределения частоты и стандартного oтклонения находят следующие четыре интервала распределения сравнивают их с действительными данными ряда:

а) — к интервалу должно относиться около 25% частоты совокупности,

— к интервалу должно относиться около 50% частоты совокупности,

— к интервалу должно относиться около 75% частоты совокупности,

— к интервалу должно относиться около 100% частоты совокупности.

Критерий позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности. Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».

При использовании критерия можно выделить два случая. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух неза­висимых, несвязанныхдвухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и экспериментальная (опытная) группа, количество испытуемых в группах может быть различно.

Во втором случае, когда одна и та же группа объектов порождает числовой матери­ал для проверки гипотез о средних, используется так называемый парный t-критерий. Выборки при этом называют зависимыми, связанными.

Статистика критерия для случая несвязанных, независимых выборок равна:

— средние арифметические в эксперименталь­ной и контрольной группах,

- стан­дартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:

где n 1 и n 2 соответственно величины первой и второй выборки.

Если n 1= n 2, то стандартная ошибка разности средних арифметических будет считаться по формуле:


где n величина выборки.

Подсчет числа степеней свободы осуществля­ется по формуле:

При численном равенстве выборок k = 2 n - 2.

Далее необходимо срав­нить полученное значение t эмп с теоретическим значением t—рас­пределения Стьюдента (см. приложение к учеб­никам статистики). Если t эмп< t крит, то гипотеза H 0 принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.

Рассмотрим пример использования t -критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок.

Пример 1. В двух группах учащихся — экспериментальной и контрольной — получены следующие результаты по учеб­ному предмету (тестовые баллы; см. табл. 1).

Таблица 1. Результаты эксперимента

Первая группа (экспериментальная) N 1=11 человек

Вторая группа (контрольная)

12 14 13 16 11 9 13 15 15 18 14

13 9 11 10 7 6 8 10 11

Общее количество членов выборки: n 1=11, n 2=9.

Расчет средних арифметических: Хср=13,636; Y ср=9,444

Стандартное отклонение: s x=2,460; s y =2,186

По формуле (2) рассчитываем стандартную ошибку разности арифметических средних:

Считаем статистику критерия:

Сравниваем полученное в эксперименте значение t с табличным значением с учетом степеней свободы, равных по формуле (4) числу испытуемых минус два (18).

Табличное значение tкрит равняется 2,1 при допущении возможности риска сделать ошибочное сужде­ние в пяти случаях из ста (уровень значимости=5 % или 0,05).

Если полученное в эксперименте эмпирическое значение t превы­шает табличное, то есть основания принять альтернативную гипотезу (H1) о том, что учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний. В эксперименте t=3,981, табличное t=2,10, 3,981>2,10, откуда следует вывод о преимуществе эксперимен­тального обучения.

Здесь могут возникнуть такие вопросы:

1. Что если полученное в опыте значение t окажется меньше табличного? Тогда надо принять нулевую гипотезу.

2. Доказано ли преимущество экспериментального метода? Не столько доказано, сколько показано, потому что с самого начала допускается риск ошибиться в пяти случаях из ста (р=0,05). Наш эксперимент мог быть одним из этих пяти случаев. Но 95% возможных случаев говорит в пользу альтернативной гипотезы, а это достаточно убедительный аргумент в статистическом доказательстве.

3. Что если в контрольной группе результаты окажутся выше, чем в экспериментальной? Поменяем, например, местами, сделав

средней арифметической эксперимен­тальной группы, a

Отсюда следует вывод, что новый метод пока не про­явил себя с хорошей стороны по разным, возможно, при­чинам. Поскольку абсолютное значение 3,9811>2,1, принимается вторая альтернативная гипотеза (Н2) о пре­имуществе традиционного метода.

В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.

Вычисление значения t осуществляется по формуле:

— разности между соответствующими значениями переменной X и переменной У, а d - среднее этих разностей;

Sd вычисляется по следующей формуле:

Число степеней свободы k определяется по формуле k= n -1. Рассмотрим пример использования t -критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.

Если t эмп< t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 2. Изучался уровень ориентации учащихся на художественно-эстети­ческие ценности. С целью активизации формирования этой ориентации в экспериментальной группе проводились бе­седы, выставки детских рисунков, были организованы по­сещения музеев и картинных галерей, проведены встречи с музыкантами, художниками и др. Закономерно встает вопрос: какова эффективность проведенной работы? С целью проверки эффективности этой работы до начала эксперимента и после давался тест. Из методических со­ображений в таблице 2 приводятся результаты небольшо­го числа испытуемых.

Таблица 2. Результаты эксперимента

( n =10 )

Вспомогательные расчеты

до начала экспери­мента (Х)

экспери­мента (У)

Вначале произведем расчет по формуле:

Затем применим формулу (6), получим:

И, наконец, следует применить формулу (5). Получим:

Число степеней свободы: k =10-1=9 и по таблице При­ложения 1 находим tкрит =2.262, экспериментальное t=6,678, откуда следует возможность принятия альтерна­тивной гипотезы (H1) о достоверных различиях средних арифметических, т. е. делается вывод об эффективности экспериментального воздействия.

В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уров­не гипотеза Н0 отклоняется и принимается гипотеза Н1 .

Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выбороч­ных дисперсий двух независимых выборок. Для вычисления Fэмп нуж­но найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, что­бы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая – в знаменателе. Формула вычисления критерия Фи­шера такова:

- дисперсии первой и второй выборки соответственно.

Так как, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значе­ние Fэмп всегда будет больше или равно единице.

Чис­ло степеней свободы определяется также просто:

k 1=nl - 1 для первой выборки (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой больше) и k 2= n 2 - 1 для второй выборки.

В Приложе­нии 1 критические значения критерия Фишера находятся по величинам k 1 (верхняя строчка таблицы) и k 2 (левый столбец таблицы).

Если t эмп> t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 3. В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.

Решение. Для критерия Фишера необходимо сравнить дис­персии тестовых оценок в обоих классах. Резуль­таты тестирования представлены в таблице:

Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем:

s x 2 =572,83; s y 2 =174,04

Тогда по формуле (8) для расчета по F критерию Фишера находим:

По таблице из Приложения 1 для F критерия при степенях свободы в обоих случаях равных k =10 - 1 = 9 находим F крит=3,18 (<3.29), следовательно, в терминах статистических гипотез можно утвер­ждать, что Н0 (гипотеза о сходстве) может быть отвергнута на уровне 5%, а принимается в этом случае гипотеза Н1. И c следователь может утверждать, что по степени однородности такого показа­теля, как умственное развитие, имеется различие между выбор­ками из двух классов.

Сравнивая на глазок (по процентным соотношениям) результаты до и после какого-либо воздействия, исследователь приходит к заключению, что если наблюдаются различия, то имеет место различие в сравниваемых выборках. Подобный подход категорически неприемлем, так как для процентов нельзя определить уровень достоверности в различиях. Проценты, взятые сами по себе, не дают возможности делать статистически достоверные выводы. Чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Для решения подобных задач исследователь может использовать ряд критериев различия. Ниже будет рассмотрены непараметрические критерии: критерий знаков и критерий хи-квадрат.

Критерий предназначен для срав­нения состояния некоторого свойства у членов двух зави­симых выборок на основе измерений, сделанных по шка­ле не ниже ранговой.

Имеется две серии наблюдений над случайными переменными X и У, полученные при рассмотрении двух зависимых выборок. На их основе составлено N пар вида (х i , у i ), где х i , у i — результаты двукратного измерения одного и того же свойства у одного и того же объекта.

В педагогических исследованиях объектами изуче­ния могут служить учащиеся, учителя, администрация школ. При этом х i , у i могут быть, например, балловы­ми оценками, выставленными учителем за двукратное выполнение одной и той же или различных работ одной и той же группой учащихся до и после применения некоторого педагогическою средства.

Элементы каждой пары х i , у i сравниваются между собой по величине, и паре присваивается знак «+», ес­ли х i < у i , знак «—», если х i > у i и «0», если х i = у i .

Нулевая гипотеза формулируются следующим обра­зом: в состоянии изучаемого свойства нет значимых различий при первичном и вторичном измерениях. Альтернативная гипотеза: законы распределения величин X и У различны, т. е. состояния изучаемого свойства существенно раз­личны в одной и той же совокупности при первичном и вторичном измерениях этого свойства.

Ста­тистика критерия (Т) определяется следую­щим образом:

допустим, что из N пар (х, у,) нашлось несколько пар, в которых значения х i и у i равны. Такие пары обозначаются знаком «0» и при подсчете значения ве­личины Т не учитываются. Предположим, что за вы­четом из числа N числа пар, обозначенных знаком «0», осталось всего n пар. Среди оставшихся n пар подсчита­ем число пар, обозначенных знаком «-», т.е, пары, в которых xi < yi . Значение величины Т и равно чис­лу пар со знаком минус.

Нулевая гипотеза принимается на уровне значимости 0,05, если наблю­даемое значение T < n - ta , где значение n - ta определя­ется из статистических таблиц для критерия знаков Приложения 2.

Пример 4. Учащиеся выполняли контрольную ра­боту, направленную на проверку усвоения некоторого понятия. Пятнадцати учащимся затем предложили электронное пособие, составленное с целью фор­мирования данного понятия у учащихся с низким уров­нем обучаемости. После изучения пособия учащиеся снова выполняли ту же контрольного работу, которая оценивалась по пятибалльной системе.

Результаты двукратного выполнения ра­боты представляют измерения по шкале по­рядка (пятибалльная шкала). В этих условиях возмож­но применение знакового критерия для выявления тенденции изменения состояния знаний учащихся после изучения пособия, так как выполняются все допуще­ния этого критерия.

Результаты двукратного выполнения работы (в бал­лах) 15 учащимися запишем в форме таблицы (см. табл. 1).

Как найти своё хобби и зачем оно нужно

Каждый человек объясняет себе важность хобби по-разному: для кого-то это способ отвлечься, для кого-то это способ борьбы со стрессом, для кого-то хобби становится смыслом жизни. А что если посмотреть на любимое дело с точки зрения науки? Об этом — в нашем новом материале.



ирина телегина,

Что такое хобби и почему важно его иметь

Любое хобби — это занятие, отличное от наших повседневных рутинных дел, к которым привык наш мозг. Наш мозг очень любит оптимизировать и автоматизировать то, с чем он работает каждый день, любое новое занятие на него воздействует как импульс взбодриться. Молодость и эффективность нашего мозга зависит от нейропластичности — его способности создавать новые нейронные связи. Выстроить связи помогают непривычные занятия, так как в это время мозг активно включается в работу.

Хобби помогает переключить и перенастроить мозг: работая длительное время, мы перестаём находить оптимальные решения и начинаем упускать возможности. Чтобы преодолеть это состояние, необходимо заняться чем-то абсолютно другим — мозг, увлечённо работая над совершенно новой задачей, спустя время находит решение и для задачи, которая казалась тупиком.

С точки зрения психологической науки, одна из базовых потребностей личности, без которой она не может быть счастливой, — потребность в признании и самореализации. Человек, увлечённый каким-либо хобби, находит новый круг общения, где он будет ценен, а также может получить признание своих талантов. Позитивное подкрепление успеха даёт нам импульс стремиться к большему.

Как найти хобби по душе

Чтобы найти хобби по душе, очень важно прислушаться к себе, к своим желаниям, внимательно понаблюдать за своими мыслями и действиями. У каждого из нас есть что-то, что приносит нам радость и от чего мы чувствуем себя лучше.

Первое, с чего стоит начать, чтобы определиться с направлением, — пройти психологический тест на выявление темперамента по И. П. Павлову. Упрощённый вариант определит, какой у вас темперамент, и поможет лучше понять, в какую сферу вам двигаться.

Если у вас слабый и неуравновешенный психотип нервной деятельности, вам лучше подойдут творческие хобби; если вы сильный и эмоциональный психотип, возможно, вам стоит рассмотреть деятельность социальной направленности (театр или танцы). Спортивные хобби подойдут сильному неуравновешенному психотипу.

Результат теста не даст точного ответа, поэтому рекомендуется завести блокнот, в котором вы целую неделю (тут нужно постараться организовать себя) будете записывать мгновения, которые вас порадовали, принесли вам уверенность и любые другие позитивные эмоции. По итогам недели проанализируйте свои ответы и разделите их на группы: физическая активность, творчество и кулинария, общение с людьми, общение с природой, общение с техникой, общение с миром слов и музыки. Постарайтесь двигаться в сфере, где вы наберёте большее число позитивных откликов.

Где найти хобби: подборка ресурсов

Когда вы определите, какая сфера для вас предпочтительна, необходимо найти то самое хобби, которое вам подойдёт. Собрали несколько ресурсов, где можно найти занятие по душе.

1. Мир Хобби

Хобби удачно каталогизированы в справочнике. Вы сразу можете смотреть те, которые вам подходят по типу характера и по типу ваших стремлений и увлечений. После первичного отбора, настоятельно рекомендую найти видео на ютьюбе по выбранному направлению — вы удивитесь, сколько роликов уже снято людьми, которые этим интересуется. Если после просмотра появилось чувство окрыления — нужно обязательно пробовать.

2. На официальных сайтах департамента или управления образования вашего города.

Там можно найти информацию о муниципальных учреждениях дополнительного образования, а частные центры без труда можно найти, открыв карту города.

3. Можно найти удалённые занятия, мастер-классы и курсы.

Например, на сайте «Фоксфорда» есть много курсов по разным направлениям для подростков, а на «Нетологии» — для взрослых. Не спешите покупать сразу курс или абонемент занятий: сначала возьмите пробные занятия или поучаствуйте в мастер-классе, также многие центры устраивают дни открытых дверей, где можно бесплатно поучаствовать в различных уроках.

Советы по выбору вида хобби

Все хобби условно можно подразделить на две большие группы: активные и пассивные. Активные хобби, как правило, включают те, что требуют от нас выйти на улицу: это хобби, связанные с движением. Условно их можно разделить ещё на несколько групп.

🐎 Спортивные: езда на велосипеде, хайкинг, спортивные командные игры, йога, кроссфит — всё то, что так или иначе связано со спортом. Такие хобби помогают нашему мозгу активно насыщаться кислородом, развивают ловкость, координацию, уверенность в своём теле.

🌏 Хобби, связанные со взаимодействием с окружающей средой: рыбалка, ботаника, собирательство грибов, походы, альпинизм, путешествия, археология, садоводство. Такие увлечения расширяют наш кругозор, развивают внимательность, эмпатию к окружающему нас миру, каждое такое занятие несёт в себе множество новых открытий вокруг, а значит, обеспечат активную работу мозга.

🎭 Игровые и социальные — сюда можно отнести хобби, связанные с театральной деятельностью: историческая реконструкция, танцы, пение, дискуссионные клубы, стендап — эти хобби помогут развить уверенность в себе, приобрести навык публичных выступлений, развить эмоциональный интеллект и эмпатию.

Пассивные хобби — это спокойные виды деятельности, которые зачастую не требуют выхода на улицу, ими можно заниматься дома. В них также можно выделить несколько групп:

🧵 Рукоделие — сюда отнесём все виды хобби, связанные с ручным трудом, создание предметов быта и обихода: вязание, шитьё, вышивка, плотничество, выжигание, кулинария. Такие хобби развивают мелкую моторику, художественный вкус, они отлично помогают преодолеть стресс, если ваша деятельность связана с высокой активностью.

🧩 Технические виды деятельности — радиолюбительство, конструирование, робототехника, моделизм, пазлы. Такие виды хобби развивают логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, дают навык работы с электрическим инструментом микросхемами, дают знания о том, как устроен электронный мир вокруг нас.

🎨 Художественные — рисование, лепка, скульптурирование, оригами, фотография. Такие виды деятельности отлично помогут развить художественный вкус, эмоциональный интеллект, понимание о цвете, форме, пространственное мышление.

📚 Компьютерное творчество и книги — сюда можно отнести программирование, мультипликацию, блогинг, поэзию, чтение книг. Такие хобби позволяют развивать наши коммуникативные навыки, воображение.

Как найти хобби, если ничего не интересно

При выборе хобби следует прежде всего опираться на свои эмоции. Если при мысли об этом занятии в вашей душе разгорается радостное нетерпение, а в глазах прыгают искорки — надо пробовать. Если вы не слишком эмоциональный человек, попробуйте использовать метод от противного — отбросьте варианты, которые вам точно не нравятся. Вторым важным фактором для выбора хобби должно стать то, что выбранная вами деятельность должна быть новой для вас, то есть давать нашему мозгу совершенно незнакомые задачи.

Можно ли совместить хобби и работу

«Найдите себе дело по душе, и вам не придётся работать ни дня в своей жизни», — эту цитату часто приводят, говоря об успехе человека и цели в жизни. Здорово, когда хобби становится важной частью жизни и начинает приносить доход, однако в любом деле в определённый момент встречается элемент рутины, и вот любимое дело уже не радует так, как раньше.


Редко бывает, когда ребёнок может сразу определиться с выбором хобби или занятия по душе, такого, чтобы было действительно интересным для него. Ведь окружающий мир для ребёнка полон загадок и тайн, раскрытие которых является увлекательнейшим процессом. Именно по этой причине у детей появляется множество разнообразнейших интересов, и в силу этого их увлечения часто меняются и они долго не могут определиться с окончательным выбором.

Что влияет на выбор хобби?

Интересы родителей. Увлечения детей во многом зависят от того, чем заняты взрослые. Малыш из семьи художников, растущий среди мольбертов, с высокой степенью вероятности увлечётся рисованием. Часто дети разделяют и родительские хобби: например, с удовольствием ловят рыбу вместе с папой. Чтобы вырастить единомышленника, чаще обсуждайте с ребёнком свои увлечения, ищите о них интересные факты, подробно отвечайте на любые детские вопросы.

Генетическая предрасположенность. Она объясняет, откуда появляется музыкально одарённый ребёнок в рабочей семье или «технарь» в писательской. В какой-то момент гены далёких предков «просыпаются», малыш тянется к какому-то определённому делу и увлекается им так, что «за уши не оттянешь». Дело становится его страстью. А функция родителей – не удивляться и не препятствовать, пусть даже «странное» занятие в вашей собственной душе никакого отклика не вызывает. Стоит прислушиваться к своему ребёнку и ориентироваться на задатки и способности, которые в нём появляются.

дети, выпечка, печенье

Родительские советы и указания. Конечно, есть дети, которых от хобби приходится отвлекать, дабы не нанести вреда их здоровью. Во всех остальных случаях родителям полезно проявлять настойчивость, пытаться вместе с ребёнком находить какие-то позитивные стороны в любом виде деятельности, которым он будет заниматься, постоянно подбадривать и стимулировать мотивацию. Иначе при малейших проблемах, необходимости трудиться, и напрягаться детка от увлечения откажется

Чтобы поддержать интерес, постоянно поощряйте и хвалите ребёнка. Например, можно выделить специальную полочку для его поделок или наград, «доску почёта» для фотографий.

Если ребёнок наотрез отказывается от какого-то малознакомого ему занятия (но полезного с вашей точки зрения), предложите «пробный урок». Например, вы хотите улучшить его координацию. Приведите ребёнка в студию бальных танцев, посмотрите вместе с ним, как проходит занятие, а потом предложите попробовать заниматься. Если ему совсем это не интересно, он категорически откажется осваивать бальные танцы. Что ж, значит, «не его». Но чтобы понять, надо попробовать.

дети, ноутбук

Нереализованные желания пап и мам. Советы надо раздавать осторожно. Мы все осознанно или неосознанно хотим, чтобы ребёнок был похож на нас самих, но не «настоящих», а таких, какими мы мечтали стать. Частенько родители делают всё, чтобы в сыне или дочери воплотились их мечты, для чего настойчиво пытаются пробудить у ребёнка желание заниматься каким-либо видом деятельности на свое усмотрение. Тут надо понимать, что не всегда мечты детей и родителей совпадают, а посещение секции или кружка только по настоянию взрослых не всегда даёт положительные результаты.

У ребёнка должно быть ощущение, что он действует, основываясь на своих ценностях и желаниях. Подумайте, что в собственной мечте может привлечь ребёнка. Ни в коем случае не давите. Возможно, всё ещё впереди.

Читайте также: