Psp vita когда вышла

Обновлено: 03.07.2024

Занимательный факт:
население Земли на конец 2011 года
составляло около 7 миллиардов человек,
а количество проданных портативных
консолей Sony PSP —
свыше 70 миллионов штук.

До января 2011 года о новой портативной консоли Sony — тогда ее знали под именами PSP 2 и Next Generation Portable — ходили только неподтвержденные слухи. Источником их становились сторонние разработчики, в основном игровые, восхищавшиеся аппаратной мощью грядущей консоли. Летом 2011 на E3 консоль была представлена публике под именем PS Vita. И вскоре, на последующих выставках (в их числе был и отечественных «Игромир»), ярые фанаты могли отстоять многочасовые очереди и посмотреть собственными глазами, что же собой представляет «новая пээспэшка».

Упаковка PS Vita

Технические характеристики PS Vita

  • Процессор: ARM® CortexTM-A9 core (4 ядра)
  • Графический процессор: SGX543MP4+ с объемом памяти 128 Мб
  • Объем памяти: 512 Мб
  • Габариты: 182.0 x 18.6 x 83.5 мм (ширина х высота х глубина) (без учета выступающих элементов)
  • Вес:

279 г (модель 3G/Wi-Fi),

Поддерживаемые форматы:

  • Музыка: MP3 MPEG - 1/2 Audio Layer 3, MP4 (MPEG-4 AAC), WAVE (Linear PCM).
  • Видео: MPEG-4 Simple Profile (AAC). H.264/MPEG-4 AVC Hi/Main/Baseline Profile (AAC).
  • Изображения: JPEG (Exif 2.2.1), TIFF, BMP, GIF, PNG.

Сколько стоит PS Vita и что вы за эти деньги получите

Существуют две модификации PS Vita: первая взаимодействует с сетью и сервисами Sony через Wi-Fi и стоит 11 990 рублей, вторая добавляет к этому функционал 3G и «наценку» в три тысячи — ее стоимость 14 990 рублей. В остальном их характеристики практически полностью идентичны.

PS Vita в сравнении с контроллером от PlayStation 3

В комплект поставки PS Vita входит сама консоль, различная документация, несколько проводов для подключения к компьютеру и подзарядки (увы, ни о каком mini- micro-USB речи не теперь идет), и шесть карт дополненной реальности (augmented reality, AR), о которых мы расскажем чуть позже. Карта памяти в комплектацию не входит и должна быть приобретена отдельно.

Комплект поставки PS Vita

Как вам может быть известно, предыдущие версии PSP использовали карты памяти Sony Memory Stick M2 или Duo — на них хранились не только музыкальный и видео контент, но и пиратские копии игр. Чтобы пресечь незаконное использование, Sony сделала «ход конем»: создала новый формат карт памяти, с незатейливым и тривиальным названием “PS Vita Memory card”, и научила новую консоль «понимать» только и исключительно их. К тому же всю информацию придется добавлять через специальную программу.

Предлагаемый объем PS Vita Memory card — 4, 8, 16 Гб, в США и Японии также доступна версия на 32 Гб. Ориентировочная цена на них в России составляет 990 / 1490 / 1990 рублей. Время покажет, не выпустят ли ушлые китайцы совместимых неоригинальных карт, и насколько подобная мера окажется эффективной

Карта памяти PS Vita

А пока скажем, что заодно с внедрением нового формата Sony отказалась от морально устаревших UMD-дисков, заменив их на флэш-картриджи: во-первых, конструктив новой консоли не оставил места для привода, во-вторых, размеры игр сушественно увеличился, и, в-третьих, цифровая дистрибуция продолжает набирать обороты. Множество новых игр будут доступны онлайн, через PlayStation Store, и цена на них станет несколько гуманнее «коробочных» версий. Также в электронном магазине можно будет приобрести хиты с PlayStation One, небольшие мини-игры, музыку, видео, и даже комиксы.

К началу продаж новой портативной консоли Sony подготовила три десятка игр, на любой вкус и цвет: и гонки, и файтинг, и приключения, и футбольный симулятор… В разработке находится еще полсотни интересных тайтлов. Примерный список вышедших и анонсированных игр вы можете посмотреть на официальном сайте PS Vita.


Эта статья не про историю жизни и скоропостижной смерти самой инновационной портативной консоли от Sony, PS Vita, а о том, на что она способна в 2020 году, какие у неё были версии и стоит ли её вообще покупать сейчас.

После видео и статьи о PSP многие просили меня рассказать о PS Vita. Эта тема сильно заинтересовала и меня самого, так как до этого дела с «Витами» я не имел.

Да, их было две, а точнее — даже две с половиной. С этого и начнём.

PS Vita Fat (2011-2013)

Если вы ожидали увидеть нечто похожее на PSP, то в целом так оно и есть, за исключением габаритов. Vita весьма и весьма крупная консоль. Вот так она выглядит рядом с iPhone 11 Pro.


Тем не менее, в длину она всё равно меньше на пару сантиметров, чем Nintendo Switch в версии Lite. Конечно, это означает, что экран у неё тоже меньше — на полдюйма. Зато какой: 5-дюймовый сенсорный OLED с разрешением 960 × 544 точки, что даёт нам плотность пикселей в 220 ppi. К слову, у вышеупомянутой Nintendo этот показатель равен 236.


Почти все элементы управления аналогичны PSP. Исключением является лишь наличие вышеупомянутого сенсорного экрана, задней сенсорной панели и второго стика — всё это используется в играх.

Стики у «Виты», к счастью, отличаются от тех, что были в PSP, и имеют полноценный наклонный ход. В предшественнице же стик был меньше и ходил лишь в горизонтальной плоскости.


А ещё Vita обзавелась сразу двумя VGA-камерами, которые используются в играх с дополненной реальностью. Да, это было доступно уже в 2011 году, однако в отличие от всяких новомодных iPad Pro, «Вите» для этого нужны были странные карточки, которые поставлялись в комплекте.


А вот что в конце 2011 года было, почему-то, недоступно, так это LTE. Говорю я об этом к тому, что за доплату Vita могла быть укомплектована не только модулем Wi-Fi, но и 3G. Напомню, примерно в то же время Apple выпустила iPhone 5 с поддержкой сетей четвёртого поколения.

Не забыла Sony и про Bluetooth: Vita поддерживает любые беспроводные наушники, в том числе и AirPods Pro (да, Nintendo Switch?). Среди PSP похвастаться Bluetooth могла лишь модель Go, но AirPods Pro она, увы, не переваривала, хотя с обычными AirPods справлялась отлично.


Увы, без косяков в данном параметре тоже не обошлось: наушники периодически «отваливаются». Это может случиться при кат-сцене в игре или блокировке консоли. Спасает от этого лишь полное переподключение наушников. Включение/выключение Bluetooth из быстрых настроек результата не даст.

А что насчёт проводных наушников? В то время моды на избавление от мини-джека, разумеется, не было, поэтому разъём на месте. Рядом с мини-джеком можно заметить проприетарный разъём для зарядки и соединения с компьютером.


К счастью, это недоразумение исправили в обновлённой «Вите», заменив его на microUSB. На этой ноте плавно перейдём к Slim-версии.

PS Vita Slim (2012-2019)

Нет, я не сделал опечатку. Обновлённая Vita действительно выпускалась вплоть до февраля 2019 года — как минимум, в Японии.

Конечно же, она стала тоньше и легче предшественницы, скинув 3 миллиметра и внушительные 60 грамм, став тем самым гораздо более портативной консолью.


Как это обычно бывает у Sony, с уменьшением пришло и упрощение. Дисплей больше не составляет с передней частью единую панель и визуально отделился от корпуса, превративашись в фоторамку с простенькой глянцевой пластмассой по бокам.


Сзади значительно уменьшилась площадь сенсорной панели для увеличения зоны хвата консоли. Не знаю, был ли в этом большой смысл, потому что лично я, например, почти не касаюсь ни их, ни самой сенсорной панели ни на одной из версий консоли, но многие пользователи, вроде бы, сталкивались с ложными срабатываниями сенсора.

Что действительно стало приятнее в задней части корпуса, так это текстура материала. Если раньше задняя часть, обрамляющая сенсорную панель, была выполнена из обычной матовой пластмассы, то в Slim-версии стал применяться приятный софт-тач пластик. Вот так и получается, что удешевлённая и более простая по дизайну модель в руках по факту ощущается более дорогой.

Главное же техническое изменение — экран. Был OLED, а стал IPS. Всё в угоду не только удешевлению, но и решению проблемы с выгоранием матрицы у предшественницы. Тем не менее, это хороший яркий экран с большими углами обзора. Разрешение осталось неизменным.


Световая индикация включения и зарядки консоли переехала из кнопки PlayStation на верхний торец, к кнопке питания, поэтому не будет слепить вас ночью.

Пожалуй, последним значимым изменением, о котором стоит упомянуть, является наличие встроенного одного гигабайта памяти. В Fat-версии не было и его. Для всего остального есть… Нет, не Masterсard, а PS Vita card, но о них чуть позже.

Во что играть?

Действительно стоящие проекты выпускались лишь на старте консоли, после чего Sony забила на разработчиков, а разработчики — на «Виту». Тем не менее, хороших игр набралось не так уж и мало.

Тут и эксклюзивная часть «Uncharted: Золотая бездна», и Assassin’s Creeed III: Liberation с женщиной-протагонистом и прикольной механикой с переодеваниями, и девятый Mortal Kombat с полным набором дополнений, и полноценный Need For Speed: Most Wanted образца 2012 года, и ещё примерно с десяток хороших игр.


А вот не столь качественные игры выходят на PS Vita до сих пор. Например, одна из последних игрушек вышла в июне этого года. А значит это лишь то, что онлайн-магазин с играми PlayStation Store для PS Vita живее всех живых. И будет правильно, разумеется, приобретать игры именно там. Причём там же можно купить игры даже для PSP, чего на самой PSP сделать уже нельзя — такой вот парадокс.


Vita обзавелась и многозадачностью, правда не сильно полезной и кое в чём даже уступающей PSP Go. На несколько игр эта многозадачность не распространяется: вы можете свернуть одну игру, но для открытия другой первую уже нужно будет закрыть.


Параллельно с игрой можно открывать лишь приложения, и то далеко не все: например, музыкальный плеер или браузер, но даже видеопроигрыватель уже потребует закрыть игру. А вот старушка PSP Go позволяла параллельно с одной игрой запускать ещё одну — вот это был уровень.

Но вернёмся к играм для PS Vita: существуют ещё игровые карточки. Купить их сейчас возможно только на вторичном рынке. Они похожи на SD-карты и вставляются в слот под заглушкой на верхнем торце у обеих консолей.


Занимательный факт: на Fat-версии «Виты» правее слота для игр есть разъём, назначение которого неизвестно по сей день. В комплектной документации указывается, что он нужен для аксессуаров, однако ни единого аксессуара так и не было выпущено. Без каких-либо комментариев Sony просто убрала данный разъём из обновлённой версии консоли.


Если нужно качать игры на внутреннюю память, то пришло время поговорить про карты памяти.

Карты памяти

Эти карточки имеют свой собственный формат и стоят баснословных денег даже сейчас, в том числе и на вторичном рынке. Sony — такая Sony.


К тому же, карты довольно придирчивы: если карточку вытащить во время работы консоли, то Vita перезапустится. Если карточку вставить во время работы, то консоль тоже перезапустится. Таким образом, вам нужно дважды ждать перезапуска для процедуры извлечения и обратной установки карточки.

А ещё карта памяти жёстко привязывается к аккаунту PlayStation Network, поэтому при её установке на «Виту» с другим PSN, она потребует форматирования данных.


Помножим это на то, что AAA-игры на PS Vita весят от 3 ГБ и выше, а карты не выпускались объёмом более, чем 64 ГБ. Появляется ощущение, что с этим надо что-то делать, не так ли? И решение есть, но для этого нужно прошить консоль.

Прошивка

Прошивка открывает путь к использованию SD2Vita — переходника для обычных microSD-карточек, который вставляется в разъём для игровых картриджей.

Есть две версии: чёрная и белая. Первая называется 3.0 и подходит для толстой «Виты», а вторая — 5.0 и подходит для тонкой. Они доступны для покупки за копейки и где угодно. А для чего же нам они пригодятся?

Не будем кривить душой, ведь все мы понимаем, ради чего тут собрались — да, прошивка позволяет бесплатно устанавливать образы игр из интернета, а переходник предоставит для этого достаточно количество памяти, но я вас, разумеется, ни к чему не призываю.

Качать игры можно как через компьютер, так и непосредственно на самой консоли по Wi-Fi с помощью программы PKGj — этакого онлайн-магазина, где всё бесплатно. Только вот скорость загрузки таким образом оставляет желать лучшего, потому что 5-гигагерцовые сети Vita не «видит».


В закачанных таким образом играх работает даже онлайн. Пользователей с прошитыми «Витами» не банят — тут всё ок. Проблема заключается в другом — найти людей в онлайне в наши дни, конечно, сложновато.

Сам процесс взлома не требует каких-то особых знаний, но требует компьютер на Windows. На macOS тоже существуют способы прошивки, но я нашёл внятную инструкцию только при активном использовании «Терминала». Проще оказалось поехать к маме и сделать всё на её компьютере.

И, конечно же, я настоятельно рекомендую прошивать консоль самостоятельно, ведь прошивка строго привязана к аккаунту. «Виту» с чужим аккаунтом прошлый владелец может забанить в PSN через техподдержку Sony, а ещё вы не сможете подключить портативку к своей PS4 в режиме Remote Play, потому что оба девайса должны быть под одной учёткой. Поэтому не ленитесь, прошивайте и следите, чтобы Vita при покупке была чистенькая.

На данный момент прошиваются абсолютно все версии программного обеспечения «Виты», последняя из которых — 3.73 — вышла в октябре 2019 года. Но такая прошивка будет слетаемой.

Если же вы хотите получить неслетаемую версию, которая не будет «отваливаться» при каждой полной перезагрузке, то придётся откатиться до 3.65 — особенно, если планируете запускать игры с PSP на своей «Вите».

PSP внутри PS Vita

Этот пункт называется именно так, потому что буквально так и есть. Запуская программу Adrenaline, вы запускаете и полноценную прошитую PSP прямо внутри своей PS Vita с возможностью установки бесплатных образов игр, тем, программ и всего прочего.

Кстати, устанавливать игры для PSP можно и через вышеупомянутый PKGj. После установки игра сразу отобразится внутри Adrenaline. Но в этом способе есть пару минусов.

Во-первых, если игра изначально не была переведена на русский, то на русском её никак уже не скачать, тогда как на сторонних сайтах можно найти сборки с любительским переводом. А во-вторых, во время скачивания игры для PSP, экран загрузки, почему-то, нельзя покидать. А вот если оттуда же качать игру для PS Vita, то это можно делать уже в фоновом режиме.

Ещё странно то, что саму версию прошивки PSP для «Виты» выбрали не самую навороченную. Я имею в виду то, что она не от PSP Go, которая позволяла свернуть игру. Тут же так нельзя.


Компенсируется это совершенно убийственной функцией, позволяющей сохранять любое действие, происходящее на экране Adrenaline. То есть, Вы можете сохранить игру в совершенно любом месте. Тут для этого доступен аж 31 слот.


Также Adrenaline позволяет менять, например, настройки изображения или выбирать карту памяти, которую эмулятор будет использовать для хранения данных.

Таким образом, вы можете держать игры с «Виты» на microSD, а игры с PSP — на родной карточке «Виты». Благо, что для PSP четырёх гигабайт уже хватит хоть на что-то, а, скажем, шестнадцать — вообще за глаза.

Есть ещё программа под названием AutoPlugin, которая позволяет устанавливать различные плагины, в том числе для PSP. Например, существует целая пачка плагинов для поддержки во многих играх правого стика «Виты», которого на PSP не было. Все остальные PSP-игры поддерживают лишь левый стик..

Также Vita умеет эмулировать кучу ретро-консолей, включая Sega, SNES, Game Boy Advance, Game Boy Color и PlayStation 1. Однако PlayStation 2, увы, не умеет.


Частично это решается HD-ремастерами игр со второй «плойки», как, например, God of War Collection с двумя первыми полноценными частями, наличие которых лично меня очень сильно радует.

Дополнительные фишки

Vita умеет удалённо воспроизводить игры с PlayStation 3 или 4, а в последнем случае также исполнять роль дополнительного экрана в играх, которые это поддерживают, а также роль второго геймпада.


Только для этого необходима самая последняя версия ПО, однако взломщики предусмотрели и это, позволив указывать поддельную версию прошивки в настройках.


Вписываем 3.73 (на момент написания статьи) и тем самым спокойно транслируем игры с PlayStation 4 или заходим в онлайн.

Какую выбрать?

Как и в случае с PSP, существенной разницы нет, но слим-версия всё-таки чуточку лучше.


Она тоньше и легче, у неё более надёжный экран, а также нормальный microUSB вместо проприетарного разъёма, который, по отзывам, любит ломаться, а комплектный кабель — перетираться.


Но при выборе Slim-версии опирайтесь на то, что откатиться до прошивки 3.65 можно только на тех моделях, которые не были произведены с уже более новой версией ПО, чем эта.

А это значит, что выбирать нужно модель, выпущенную не позже октября 2017 года.


Месяц и год производства указан на наклейке в нижней части корпуса.

Ещё одна «недо-Vita»

Чуть, не забыл! В начале статьи я упомянул о том, что было две с половиной версии «Виты». Под половиной я подразумеваю PlayStation TV.


По начинке — полностью Vita, только без камер и сенсорных панелей. Управлялась третьим или четвёртым «Дуалшоком». Думаю, мало кого она заинтересует, но упомянуть было нужно.

Итог

И всё-таки стоит ли покупать PS Vita в 2020 году? Думаю, каждый сам сделает для себя вывод на основании этого текста. Вопрос в цене и в ваших желаниях.

Если вы хотите попробовать игры, выпущенные именно для «Виты», то вариантов у вас и нет, а возможность эмулировать другие консоли станет приятным бонусом. Но если же вы хотите по большей части приобрести консоль для PSP-игр, то купить саму PSP будет и дешевле и приятнее чисто ностальгически.


PlayStation Vita – портативная консоль от компании Sony. Японцы выпустили для неё множество эксклюзивных игр, а также портировали большое количество классики времён PlayStation 1 и PlayStation 2. PS Vita имеет обратную совместимость с некоторыми PSP-играми, что делает её идеальной системой для фанатов японской компании.

Рождение и светлое будущее

В 2009 году поползли первые слухи: Sony хочет заменить PlayStation Portable портативной консолью нового поколения! В тот момент возбудились все любители «карманного гейминга», да и удивительного в этом ничего не было – PSP уже устарела, а управление всего лишь одним стиком и слабая графика не вызывали восторга.

В начале 2011 года Sony представила консоль NGP или Next Gen Portable, что можно перевести как «Портативка следующего поколения». Игры с поддержкой двух аналоговых стиков, две камеры для игр в дополненной реальности, четырёхядерный процессор, OLED-экран с диагональю пять дюймов – фанаты были в шоке и трепетали. Казуо Хирая, тогда ещё глава Sony Computer Entertainment, рассказывал о светлом будущем и вере японской компании в карманные консоли.


Сенсорный экран и тач-панель на обратной стороне консоли должны были только усилить эффект погружения в игры с дополненной реальностью. Это было просто удобно: выбирать пальцами нужную игру, листать браузер или каталог PlayStation Store. Поддержка 3G и Wi-Fi для взаимодействия с другими пользователями и игры по сети. На какое-то мгновение игроки даже забыли о главном конкуренте Sony – Nintendo с её портативной 3DS.

Об этом противостоянии стоит упомянуть отдельно. Ещё во времена борьбы PSP и Nintendo DS, японские компании старались перепрыгнуть через голову друг друга, добавляя всё новые и новые возможности в грядущие ревизии консолей. Эта конкуренция была большей частью бессмысленной — приставки продавались почти поровну: 90 миллионов PSP против 120 миллионов NDS. Но Sony, как истинные самураи, не хотели ни на шаг отставать от врага. Так появилась ужасная PSP Go с множеством ненужных никому особенностей: звонки по видео и еле-еле работающий браузер – об этом хочется забыть.


Именно с мыслью уничтожить Nintendo, Sony входила в новое поколение и объявила название своей консоли официально на Е3 2011 – PlayStation Vita. Цена Wi-Fi-версии составляла 25 тысяч йен/250 долларов, а 3G/Wi-Fi-версии – 30 тысяч йен/300 долларов. В Японии выход состоялся в декабре 2011 года, а на Западе — только в феврале 2012 года. И, несмотря на всеобщую заинтересованность, фурора не произошло. За первую неделю продаж в Японии было реализовано почти 400 тысяч консолей, а на Западе за первый месяц — 200 тысяч. Затем продажи упали до смешных 4 тысяч экземпляров в месяц.

Ошибки, допущенные японцами

Факторов не самого выдающегося старта было достаточно. Хотя Sony и обещала «новое поколение портативок», но не все фанаты оценили подход японской компании. Основными проблемами до сих пор считаются:

250 долларов в США за Wi-Fi-версию и 300 за 3G/Wi-Fi, при том, что на момент выхода PS Vita можно было купить новенькую Nintendo 3DS всего за 170 долларов. Sony просто не могла выдержать конкуренции и не могла дать отпор крутым фишкам, вроде двойного экрана с поддержкой 3D-изображения, и уже создавшейся базе эксклюзивных проектов для приставки Nintendo.


Память

На самом деле, цена была выше 250-300 долларов, только Sony об этом умалчивала. Игры для PS Vita распространялись на специальных картриджах, которые вставлялись в слот в верхней части консоли. При этом встроенная память в PS Vita просто отсутствовала и появилась только в Slim-версии – целый 1 гигабайт данных можно было сохранить на приставке! Этого не хватало для скачивания большинства стартовых проектов: вес Uncharted Golden Abyss, например, составлял 3,5 гигабайта.

Но было решение! Проприетарные флэш-накопители от компании Sony, размером от 4 до 16 ГБ, чуть позже линейку расширили и появились карты памяти размерами 32 и 64 ГБ. MicroSD накопители консоль не поддерживала. За память размером 64 гигабайта просили 200 долларов – почти столько же, сколько стоила Wi-Fi-версия PS Vita!


Неудачное окно выхода

Выйдя по всему миру в 2012 году, с неплохой базой эксклюзивов и грядущих проектов, PS Vita была интересной, хоть и дорогой платформой. Однако Sony даже не подозревала, как она сама убьёт свою портативную консоль, выпустив полноценную PlayStation 4 с рекомендуемой ценой в 400 долларов. Выбор для игроков был очевиден. Покупать портативный вариант для десятка добротных эксклюзивов и портов с PS2 за 300 долларов, а также картой памяти за 100-200 долларов, было просто невыгодно. За эти же деньги можно было взять консоль нового поколения с геймпадом DualShock 4, встроенной памятью 500 гигабайт и великолепной графикой. Позже PS Vita будет позиционироваться как устройство для дистанционной игры в проекты с PlayStation 4.


Бесполезные особенности

Дополненная реальность с помощью двух камер, тач-панель на крышке консоли, гироскоп – звучит интересно, но вот использовали все эти функции два с половиной эксклюзива, хотя реализация была очень крутой. «Сорванец» предлагал с помощью тач-панели уничтожать врагов, а передняя камера показывала лицо игрока главному герою – это погружало с головой в бумажный мирок, но привыкать к местному управлению приходилось долго. Gravity Rush использовала гироскоп PS Vita, однако полётом героини Кэт было ужасно неудобно направлять, ведь она то и дело пролетала нужные платформы. Реализация очень хромала. Позже тач-панель использовалась просто для замены кнопок R2/L2 и R3/L3 в портах. Про гироскоп и дополненную реальность просто забыли.


Пациент скорее мёртв, чем жив

Вот такой была PS Vita до 2019 года. Вектор с «полноценного карманного гейминга» начал смещаться в сторону инди-проектов, портов и удовлетворения японского рынка. Не способствовала выходу полноценных AAA-игр и сама Sony. Видя продажи Nintendo 3DS, компания будто перестала сопротивляться и просто пустила всё на самотёк, отдав приоритет популярной PlayStation 4. Она даже не снизила цену на PlayStation Vita спустя год откровенно слабых продаж, в отличии от той же Nintendo.

Сюхей Юсида, президент Sony Computer Entertainment, стал рассказывать о том, что смартфоны совершили огромный скачок в производительности и именно это стало решающим фактором для многих игроков. Однако, правдой это было лишь отчасти. Откровенно слабые ответвления основных серий Sony, вроде Uncharted Golden Abyss и Resistance: Burning Skies, а также эксклюзивы вроде Assassin’s Creed Liberation никак не содействовали росту игровой базы.

Полная поддержка со стороны Sony прекратилась в 2019 году, когда консоль сняли с производства в Японии, а игры для PlayStation Vita перестали появляться в ежемесячной подборке PlayStation Plus. Хотя, инди-сцена всё ещё помнит про портативку: 22 апреля 2021 года ожидается выход пиксельного платформера с элементами рогалика ScourgeBringer.


Реанимация от энтузиастов

В 2016 году, чувствуя неладное, фанатское сообщество начало самостоятельно поддерживать загибающуюся PlayStation Vita. Вышла первая версия неофициальной прошивки для портативной консоли Sony. Она была совершенно бесплатной и давала карт-бланш разработчикам программного обеспечения. Ни о каком пиратстве речи не идёт — фанатская прошивка никак не изменяет заложенные в PS Vita функции. Она позволяет скачивать легально купленные игры из PS Store и использовать купленные картриджи, а основной её целью является предоставление удобства для людей, которые купили консоль и потеряли поддержку со стороны Sony.

К 2020 году появилось множество полезнейших плагинов, которые помогли раскрыться PlayStation Vita как одной из лучших портативных консолей: возможность разгона, калибровка стиков и даже подключение геймпадов DualShock 3 и DualShock 4 для удобства игры. Всего не перечислить, но фанатское сообщество оживилось. Настолько, что в 2021 году у обладателей консолей есть возможность сыграть в Half-Life, Diablo, Wolfenstein, Doom, Heroes of Might & Magic 2 и множество других классических проектов.

Энтузиасты TheFlow и Rinnergatamante в начале 2021 года портировали сразу несколько игр Rockstar на PlayStation Vita: Max Payne, Grand Theft Auto 3, Grand Theft Auto: Vice City. Энтузиасты также рассказали о том, что появилась возможность переносить Android-игры, что они и доказали, выпустив Grand Theft Auto: San Andreas с улучшениями из PS2-версии и изменённым, специально для PS Vita, управлением. Каждый из этих проектов требует наличие лицензионной купленной версии игры в Steam или Google Play.


Diagnosis

Родившаяся в муках, с множеством бесполезных фишек и огромной ценой, PlayStation Vita была гадким утёнком. Да, у неё были преимущества в виде обратной совместимости с PSOne и PSP, десятка хороших эксклюзивов и OLED-экрана, но даже Slim-версия не спасла положение. Рекламировать консоль Sony перестала, громкими ААА-проектами даже и не пахло, а в 2019 году компания и вовсе сняла консоль с производства. Смерть наступила внезапно.

Но приставка с названием «Жизнь» не хотела умирать, и спасли её энтузиасты, которые по сей день продолжают поддерживать любимую платформу. Улучшение производительности, полноценные порты и множество созданных для удобства пользователей возможностей – фанаты собственными силами пытаются создать лучшую платформу.

22 февраля 2012 года на полки магазинов Европы и России легла новая портативная консоль со звучным названием PlayStation Vita. Пять лет назад. Созданная в компании Sony, она должна была стать наследницей сверхпопулярной PlayStation Portable и, в соответствии со своим именем, вдохнуть новую жизнь в формат карманного гейминга. Для этого у неё были все предпосылки, но. Маркетологи предполагают, а покупатели располагают, и PS Vita в рекордные сроки оказалась не на верхних строчках чартов продаж, а на свалке истории. Как же так вышло?

Что нужно популярной игровой консоли? Сколько-нибудь уникальные возможности. Доступная цена. Конкурентоспособные эксклюзивные игры. Когда все три (вспоминаем Nintendo DS или PSP) или хотя бы пара (привет, Nintendo 3DS) факторов сходятся воедино, можно рассчитывать на интерес игроков и, следовательно, на коммерческий успех. Вот по этим критериям мы препарируем Vita и узнаем, что же послужило причиной её скоропостижной кончины.

А вместо сердца пламенный мотор.

27 января 2011 года Sony анонсировала свой новый хендхелд PlayStation Vita, однако слухи о неведомом до того момента девайсе начали ходить намного раньше. И немудрено: PSP шёл уже седьмой год, а Nintendo вовсю готовила к премьере «трехмерную» 3DS. Создателям Patapon и God of War надо было чем-то ответить, иначе момент рисковал быть упущенным окончательно и бесповоротно. Первоначально будущая Vita носила «рабочие» названия PSP2 и NGP/Next Generation Portable, что расшифровывалось ни много ни мало как «портативность нового поколения». В отличие от своих земляков-конкурентов, Sony поставила на технические характеристики и последовала мантре: «портативные игры консольного качества». Был ли именно в этом первый просчёт? Возможно.

Пять лет PlayStation Vita: что мертво, умереть не может

Вспомним 2011-й. Кнопочные телефоны уходят в прошлое. Всё доступнее смартфоны, распадающиеся на множество ценовых категорий — от совсем бюджетных до премиум-класса. Количество приложений в Android Market (название Google Play сервис приобрел только год спустя) исчисляется миллионами. Вышел iPhone 4, сорвал кассу Samsung Galaxy S, а на вершину мобильного Олимпа стремительно взлетел HTC со своими дорогим Desire и доступным WildFire. Обновление мобильных линеек происходит примерно каждые полгода, в то время как срок жизни консолей исчисляется пятилетиями. И вот, когда мир ждал появления PSP Phone — платформы, объединяющей телефон и игровую систему, — японцы предложили ему PlayStation Vita.

Пощупать новую железку все желающие смогли летом, на выставке Е3 2011. И отзывы в большинстве своем были поражённо-восторженные. «Вита» щеголяла броским дизайном, при в разы лучшей начинке весила столько же, сколько первая модель PSP, радовала появлением второго аналогового стика, впечатляла сочным 5-дюймовым OLED-экраном и интриговала дополнительной тач-панелью.

По всем критериям она выглядела и ощущалась наследницей всеобщей любимицы «ЗЫЗы», а 4-ядерный процессор и мощный графический чип обеспечивали картинку, близкую к таковой на PlayStation 3 — в те времена подобное «взрывало» мозг. Геймеры отложили деньги на покупку. Пресса наперебой принялась строчить похвалы и предрекать, что Vita втопчет своего ближайшего конкурента (Nintendo 3DS) в грязь. Другими словами, в тот момент будущее Vita казалось безоблачным.

Предания старины глубокой

За вау-эффектом, вызванным представлением Vita, легко было упустить, что, в отличие от той же 3DS, никаких воистину уникальных функций новая портативка в себе не несла. Мощное железо, обновлённый внешний вид, несколько функций, которых так не хватало PSP. Всерьёз можно было задуматься — неужели Sony и правда вот так просто «профукала» тренды того времени и не заметила, что мобильные платформы несутся к успеху на всех парах? Конечно, нет. Просто всё уникальное в Vita лежало за пределами самой консоли.

Речь о тщательно пестуемой Sony, но нынче наглухо забытой инфраструктуре PlayStation Suite. Мы не удивимся, если вы даже не вспомните это название, однако в те годы японская корпорация делала всё, чтобы о новой инициативе узнал каждый. И идея на самом деле была по тому времени очень прогрессивной. PlayStation Suite, позже переименованная в PlayStation Mobile, должна была стереть границу между игровой приставкой, портативной консолью и смартфоном, объединить домашнюю консоль с карманными, обеспечить совместимость игр между платформами и сделать всё это максимально мобильным. Ядром системы становилась PlayStation 3, PSP-игры перебирались на смартфоны за счет системы сертификации PlayStation Certified, а Vita открывала то самое «новое поколение портативности».

Каким должен был стать к 2014-му году идеальный дом в системе координат PlayStation? Центром его представлялась домашняя консоль. Спустя еще пару лет для поддержки этой философии была даже выпущена отдельная приставка PlayStation TV, позволяющая соединять PS4 с любым телевизором в доме с помощью стриминга через домашнюю сеть. Рубитесь с другом в Mortal Kombat, а тут мама хочет посмотреть любимое шоу? Не проблема, перешли в другую комнату, подключили PlayStation TV и продолжаете играть дальше. А если нет телевизора, подсоединили к той же сети свою PlayStation Vita, и вот вам уже и монитор не нужен. А захотели, так и вообще ушли из дома, сунув напичканную ворохом социальных приложений портативную консоль в карман. Лишь бы Интернет был, а уж игры и друзья по PlayStation Network всегда найдутся. В теории.

Пять лет PlayStation Vita: что мертво, умереть не может

Согласитесь, ведь в некотором роде именно этого мы ждем теперь от Nintendo Switch. Через пару лет узнаем, готов ли мир 2017-го к такому подходу. А вот пять лет назад Sony явно опередила своё время. В итоге PlayStation Suite захирела со скоростью цветка под палящим солнцем, с 2013 года компания всецело сосредоточилась на PlayStation 4, и в 2015-м программа вовсе была окончательно свёрнута. Так что Vita осталась последним представителем сервиса.

А игры где?

Ладно, допустим, Vita не получилось встроить в общую инфраструктуру, но это, само по себе, не повод хоронить актуальный, прогрессивный и мощный гаджет. И всё же консоль едва ли способна вернуться из небытия. Почему? Да потому что важнейший фактор популярности любой платформы — её игры.

На старте и ещё некоторое время после Vita набирала себе баллы исключительно за счёт красоты и технологической продвинутости. Killzone, Uncharted, LittleBigPlanet, Resistance — всех их можно охарактеризовать сурово, но просто: до сих пор красивые, но почти бессмысленные ответвления полноценных проектов с PS3 (или позже PS4). А те игры, что снискали популярность на хендхелде, в итоге перебрались на другие платформы. Tearaway, Gravity Rush, Sine Mora — чтобы купить сейчас такое в первозданном формате, нужно быть настоящим энтузиастом.

Пять лет PlayStation Vita: что мертво, умереть не может

Впрочем, на Vita всё же есть проекты, в полной мере использующие и мощь консоли, и её неординарные возможности. Уже упомянутые «Uncharted: Золотая бездна», «Killzone: Наемник» и Resistance: Burning Skies — эти игры достаточно успешно продали «Виту» поклонникам флагманских серий PlayStation. Отлично смотрелись в портативном формате Mortal Kombat и Injustice: Gods Among Us, частично благодаря инициативе NetherRealm Studios добавить поддержку сенсорных панелей, тем самым разнообразя геймплей. Удачно перебрались на мощное железо в компактном корпусе даже «большие» игры — Marvel vs. Capcom 3, Rayman Origins и Legends, Final Fantasy X/X-2, Rogue Legacy.

Когда Vita только поступила в продажу, на ней и правда было много разнообразных игр, а Sony, по своему обыкновению, усердно подстёгивала разработчиков трудиться на благо новой платформы. И тут самое время опять вспомнить про смартфоны и планшеты. Не прошло и пары лет, как более функциональные по своей сути устройства, фактически догнали «Виту» в технологическом аспекте и наголову превзошли по разнообразию предложений. К тому же немудрено, что разработчики предпочли сконцентрироваться на подготовке к премьере PlayStation 4, которая обещала всяко больше перспектив, чем уходящая в штопор Vita.

Пять лет PlayStation Vita: что мертво, умереть не может

В итоге проекты под громкими названиями ушли в разработку третьесортным командам, что привело к появлению, например, Call of Duty: Black Ops Declassified, — позора, проданного тиражом в полтора миллиона копий. Не намного дальше ушли Assassin's Creed III: Liberation и даже обычно популярные игры серии LEGO. А уже по добравшимся в 2013-м до Vita играм Telltale стало невооруженным взглядом видно, что портативная консоль сдаёт позиции и в оптимизации, и в удобстве.

Либо хорошо, либо ничего… кроме правды

Беспристрастная статистика говорит, что за пять лет в мире продано 15 млн PlayStation Vita. Это примерно в 6 раз меньше, чем у её предшественницы — PSP. Не помогли ни снижение цены, ни выход новых ревизий. Столь же печально всё обстоит и с продажами программного обеспечения — примерно 60 млн против почти 300 млн, даже при том, что мало где пиратство цвело так пышно, как на PSP. Честно скажем, Sony предприняла несколько попыток «оживить» Vita, то предлагая использовать её вместо DualShock, то всячески намекая на прелести удаленного воспроизведения (которое, к слову, теперь доступно на любом смартфоне линейки Xperia). Но потом сдалась и она. Сейчас уже не секрет, что Vita не нужна даже собственным «родителям», а редкие игры для неё — скорее пережиток прошлого, чем шанс на сколько-нибудь ясное будущее. И даже пиратские прошивки и нелегальный софт, долетевшие до «Виты» пару лет назад, погоды не сделали. По злой иронии судьбы, 3DS, некогда «тёмная лошадка» и предмет издевок профильной прессы, живёт и здравствует до сих пор.

Но в чем PS Vita не откажешь, так это в том, что она стимулировала развитие мобильных игр. Всё-таки показала ту самую «портативность нового поколения», пусть даже в итоге оказавшись тупиковой ветвью развития. Что ж, история знает немало таких примеров. Тем не менее, за пять лет существования игр для нее было сделано достаточно, да и удаленное воспроизведение с PlayStation 4 так или иначе работает. Мелочь, но всё же лучше, чем ничего.

Читайте также: