Разгон памяти ddr4 3200

Обновлено: 05.07.2024

Какие характеристики определяют скорость работы оперативной памяти

Скорость работы компьютера зависит от объёма оперативной памяти. А насколько быстро она сама даёт записывать и считывать данные, покажут эти характеристики.

Эффективная частота передачи данных

Скорость работы памяти зависит от количества операций передачи данных, которые можно провести за одну секунду. Чем выше эта характеристика, тем быстрее работает память.

Формально скорость измеряется в гигатрансферах (GT/s) или мегатрансферах (MT/s). Один трансфер — одна операция передачи данных, мегатрансфер — миллион таких операций, гигатрансфер — миллиард.

Но почти всегда скорость указывают в мегагерцах или гигагерцах — производители решили, что покупателям так будет понятнее. Если на вашу планку памяти нанесена, например, маркировка DDR4‑2133, то её скорость передачи данных — 2 133 MT/s или 2 133 МГц.

Модуль памяти с частотой 2 133 МГц и рабочим напряжением 1,2 В. Фото: Wikimedia Commons

Но эффективная частота передачи данных памяти DDR вдвое выше её тактовой частоты. Собственно, DDR — это double data rate, удвоенная скорость передачи данных.

В таких модулях данные за каждый такт передаются дважды: импульс считывается и по фронту сигнала, и по его спаду, то есть один цикл — это две операции. Таким образом, реальная частота, на которой работает память DDR-2666 — 1 333 MT/s или 1 333 МГц.

Если у вас установлены планки памяти с разной частотой, то система будет работать на наименьшей из них. Конечно же, материнская плата должна поддерживать эту частоту.

Тайминги

CAS‑тайминги (Column Access Strobe) — это задержки в процессе работы оперативной памяти. Они показывают, сколько тактов нужно модулю памяти для доступа к битам данных. Чем ниже тайминги, тем лучше.

По сути, память — это прямоугольная таблица, которая состоит из ячеек в строках и столбцах. Чтобы получить доступ к данным, нужно найти правильную строку, открыть её и обратиться к ячейке в определённом столбце.

Обычно тайминги записываются в таком формате: 15‑17‑17‑39. Это четыре разных параметра:

  • Собственно, CAS Latency — задержка сигнала между отправкой адреса столбца в память и началом передачи данных. Отражает время, за которое будет прочитан первый бит из открытой строки.
  • RAS to CAS Delay — минимальное количество тактов между открытием строки памяти и доступом к её столбцам. По сути, это время на открытие строки и чтение первого бита из неё.
  • RAS Precharge Time — минимальное количество тактов между подачей команды предварительной зарядки (закрытием строки) и открытием следующей строки. Отражает время до считывания первого бита памяти из ячеек с неверной открытой строкой. В этом случае неверную строку нужно закрыть, а нужную — открыть.
  • DRAM Cycle Time tRAS/tRC — отношение интервала времени, в течение которого строка открыта для переноса данных, ко времени, в течение которого завершается полный цикл открытия и обновления строки. Этот параметр отражает быстродействие всей микросхемы памяти.

Если у оперативной памяти высокая тактовая частота и большие тайминги, она может работать медленнее, чем вариант с меньшей частотой, но и более низкими таймингами. Вы можете разделить тактовую частоту на CAS Latency (первое число в строке таймингов) и понять, сколько инструкций в секунду способна выполнить память. Это позволит оценить, насколько она быстрая.

Напряжение

В документации к оперативной памяти вы можете увидеть много различных параметров: напряжение контроллера (SOC), тренировки памяти при запуске системы (DRAM Boot), источника опорного напряжения (Vref) и так далее. Для разгона важен в первую очередь SOC. Он зависит от класса памяти — нормой считаются Intel® XMP‑Ready: Extreme Memory Profiles for Intel® Core™ Processors, DDR2 DIMM / SODIMM такие значения:

  • DDR2 — 1,8 В;
  • DDR3 — 1,5 В;
  • DDR4 — 1,2 В.

Также для каждого класса памяти есть пиковые значения напряжений, которые при разгоне превышать не стоит:

  • DDR2 — 2,3 В;
  • DDR3 — 1,8 В;
  • DDR4 — 1,5 В.

При повышении частоты оперативной памяти потребуется увеличенное напряжение. Но чем оно выше, тем больше риск преждевременного выхода модулей из строя.

Оперативная память бывает одно-, двух- и четырехранговой. Ранг — это число массивов из микросхем памяти, распаянных на одном модуле. Ширина одного массива (банка), как правило, равна 64 битам, в системах с ЕСС (кодом коррекции ошибок) — 72 бита.

Одноранговые модули (single rank) обычно включают 4 или 8 чипов на одной планке. Двухранговые (double rank) — 16 таких чипов. Четырехранговые (quad rank) — 32 чипа, и такой формат встречается достаточно редко.

Обычно этот показатель помечается буквой в названии: S (single) — одноранговая, D (double) — двухранговая, Q (quad) — четырехранговая.

Одноранговые чипы обычно дешевле и имеют больше перспектив для разгона. Двухранговые модули изначально работают с большей производительностью, но прирост при разгоне будет меньше.

Любую ли оперативную память можно разогнать

Это зависит в первую очередь от материнской платы. Если она поддерживает оверклокинг (разгон), то, скорее всего, и с разгоном памяти проблем не будет.

Материнские платы на базе чипсетов B350, B450, B550, X370, X470, X570 для процессоров AMD поддерживают разгон, на А320 — нет. На этой странице вы сможете уточнить, есть ли возможность оверклокинга у вашей модели.

Для систем с процессорами Intel для оверклокинга подходят платы на чипсетах Х- и Z‑серий. Модели из линеек W-, Q-, B- и H‑серий разгон не поддерживают. Уточнить данные по вашей материнской плате можно здесь.

Считается, что оперативная память Samsung обеспечивает наиболее высокий прирост при разгоне. Прирост производительности чипов Hynix и Micron будет меньше.

Подчеркнём: речь идёт именно о чипах. Некоторые бренды, например Kingston или Crucial, могут выпускать память на чипах Samsung, Hynix или Micron.

Вопрос лишь в том, зачем вам разгонять память. Если вы таким образом хотите ускорить сёрфинг в интернете, то вряд ли достигнете заметных результатов. А вот для повышения FPS в играх, ускорения обработки фото в Adobe Lightroom и видео в Adobe AfterEffects или Premiere разгон оправдан — можно «выжать» рост производительности на 15–20%.

Отметим также, что у процессоров AMD Ryzen частота оперативной памяти связана с частотой внутренней шины, которой соединяются два блока ядер. Поэтому для систем на базе AMD разгон напрямую влияет на производительность центрального процессора.

Но в любом случае гарантия производителей не распространяется на память, параметры которой вы изменили. Так что любой разгон вы делаете на свой страх и риск.

Как подготовиться к разгону оперативной памяти

Чтобы добиться результата и не навредить компьютеру, выполните эти шаги.

Почистите компьютер

Любой разгон ведёт к повышению температуры комплектующих. Чтобы система охлаждения эффективно справилась с этим, проведите генеральную уборку внутри системного блока или ноутбука. На этой странице вы найдёте инструкцию для ноутбука, с ПК всё окажется даже проще: комплектующие на виду, разбирать системный блок легче.

Установите ПО

Эти утилиты расскажут о характеристиках вашей системы и помогут протестировать её после разгона. Вам точно потребуется программа для определения параметров памяти и бенчмарк для тестов. Рекомендуем такие варианты ПО:

    — пожалуй, самая популярная в среде оверклокеров утилита для определения параметров памяти. Цена — от 26 долларов в год. — небольшая бесплатная программа, которая поможет уточнить характеристики памяти и системы в целом. — также показывает параметры системы и включает бенчмарки для тестирования. На официальном сайте есть платные варианты и бесплатные демоверсии. — бесплатная утилита, поможет выставить оптимальные параметры разгона оперативной памяти для систем на базе AMD Ryzen. Также ПО включает бенчмарк для тестирования памяти, который подходит и для систем на базе процессоров Intel. — бесплатный бенчмарк для тестирования стабильности системы: он хорошо нагружает и процессор, и оперативную память. При использовании нужно выбрать вариант Blend, чтобы добиться значительной нагрузки на память. — бенчмарк, в котором вы найдёте больше данных и алгоритмов для проверки. Для работы программы потребуется флешка — на неё вы запишете образ диска с тестами. Затем нужно загрузить компьютер с флеш‑накопителя (выставить в BIOS / UEFI загрузку с USB) и запустить тесты. Бесплатной версии достаточно для разгона ОЗУ.

Найдите свежую версию BIOS / UEFI материнской платы

Обновите программное обеспечение материнской платы перед разгоном. Загрузить свежий BIOS / UEFI можно с сайта производителя.

Как правило, новые версии работают стабильнее, в них меньше ошибок и факторов риска. К тому же старые прошивки некоторых моделей плат могут не поддерживать разгон памяти, а новые — уже включают эту функцию.

Как разогнать оперативную память в BIOS

Разгон в BIOS — самый универсальный способ. Он требует много усилий и времени, так как подбирать параметры приходится вручную. Порой на достижение оптимальных характеристик может уйти день‑другой. Но работает всегда — разумеется, если ваша материнская плата поддерживает оверклокинг. Главное — не увеличивать напряжение выше пиковых значений и не игнорировать ошибки в тестах стабильности системы.

Определите характеристики оперативной памяти

В Thaiphoon Burner нажмите Read и выберите нужный модуль памяти. Характеристики показываются отдельно для каждого из них.

Привет, GT! Все мы любим новое железо — приятно работать за быстрым компьютером, а не смотреть на всякие прогрессбары и прочие песочные часики. Если с процессорами и видеокартами всё более-менее понятно: вот новое поколение, получите ваши 10-20-30-50% производительности, то с оперативкой всё не так просто.


Где прогресс в модулях памяти, почему цена на гигабайт почти не падает и чем порадовать свой компьютер — в нашем железном ликбезе.

Стандарт памяти DDR4 имеет ряд преимуществ перед DDR3: большие максимальные частоты (то есть пропускная способность), меньшее напряжение (и тепловыделение), и, само собой, удвоенная ёмкость на один модуль.

Комитет инженерной стандартизации полупроводниковой продукции при Electronic Industries Alliance (более известный как JEDEC) трудится над тем, чтобы ваша оперативная память Kingston подходила к материнской плате ASUS или Gigabyte, и по этим правилам играют все. По части электрики, физики и разъёмов всё жёстко (оно и понятно, нужно обеспечить физическую совместимость), а вот в отношении рабочих частот, объёмов модулей и задержек в работе правила допускают некоторую волатильность: хотите сделать лучше — делайте, главное, чтобы на стандартных настройках у пользователей не было проблем.

Именно так получились в своё время модули DDR3 с частотой выше, чем 1600 МГц, и DDR4 с частотами выше 3200 МГц: они превышают базовые спецификации, и могут работать как на «стандартных» параметрах, совместимых со всеми материнскими платами, так и с экстремальными профилями (X.M.P.), протестированными на заводе и зашитыми в BIOS памяти.


Прогресс

Основные улучшения в этой сфере ведутся сразу в нескольких направлениях. Во-первых, производители непосредственно микросхем памяти (Hynix, Samsung, Micron и Toshiba) постоянно улучшают внутреннюю архитектуру чипов в пределах одного техпроцесса. От ревизии к ревизии внутреннюю топологию доводят до совершенства, обеспечивая равномерность нагрева и надёжность работы.

Во-вторых, память потихоньку переходит на новый техпроцесс. К сожалению, здесь нельзя проводить улучшения также быстро, как делают (делали последние лет 10) производители видеокарт или центральных процессоров: грубое уменьшение размеров рабочих частей, то есть транзисторов, потребует соответствующего снижения рабочих напряжений, которые ограничены стандартом JEDEC и встроенными в CPU контроллерами памяти.

Поэтому единственное, что остаётся — не только «поджимать» производственные нормы, но ещё и параллельно увеличивать скорость работы каждой микросхемы, что потребует соответствующего повышения напряжения. В итоге и частоты растут, и объёмы одного модуля.

Примеров такого развития много. В 2009-2010 году нормальным был выбор между 2/4 гигабайтами DDR3 1066 МГц и DDR3 1333 МГц на один модуль (обе были выполнены по 90-нм техпроцессу). Сегодня же умирающий стандарт готов предложить вам 1600, 1866, 2000 и даже 2133 МГц рабочих частот на модулях в 4, 8 и 16 ГБ, правда внутри уже 32, 30 и даже 28 нм.

К сожалению, подобный апгрейд стоит немалых денег (в первую очередь на исследования, закупку оборудования и отладку производственного процесса), так что ждать радикального уменьшения цены 1 ГБ оперативки до выхода DDR5 не придётся: ну а там нас ждёт очередное удвоение полезных характеристик при той же цене производства.

Цена улучшений, разгон и поиски баланса

Растущий объём и скорость работы напрямую влияет на ещё один параметр оперативной памяти — задержки (они же тайминги). Работа микросхем на высоких частотах до сих пор не желает нарушать законы физики, и на различные операции (поиск информации на микросхеме, чтение, запись, обновление ячейки) требуются определённые временные интервалы. Уменьшение техпроцесса даёт свои плоды, и тайминги растут медленнее, чем рабочие частоты, но здесь необходимо соблюдать баланс между скоростью линейного чтения и скоростью отклика.


Например, память может работать на профилях 2133 МГц и 2400 МГц с одинаковым набором таймингов (15-15-15-29) — в таком случае разгон оправдан: при большей частоте задержки в несколько тактов только уменьшатся, и вы получите не только увеличение линейной скорости чтения, но и скорости отклика. А вот если следующий порог (2666 МГц) требует увеличения задержек на 1-2, а то и 3 единицы, стоит задуматься. Проведём простые вычисления.

Делим рабочую частоту на первый тайминг (CAS). Чем выше соотношение — тем лучше:

2133 / 15 = 142,2
2400 / 15 = 160
2666 / 16 = 166,625
2666 / 17 = 156,823

Полученное значение — знаменатель в дроби 1 секунда / Х * 1 000 000. То есть чем выше число, тем ниже будет задержка между получением информации от контроллера памяти и отправкой данных назад.

Как видно из расчётов, наибольший прирост — апгрейд с 2133 до 2400 МГц при тех же таймингах. Увеличение задержки на 1 такт, необходимое для стабильной работы на частоте 2666 МГц всё ещё даёт преимущества (но уже не такие серьёзные), а если ваша память работает на повышенной частоте только с увеличением тайминга на 2 единицы — производительность даже немного снизится относительно 2400 МГц.

Верно и обратное: если модули совершенно не хотят увеличивать частоты (то есть вы нащупали предел для конкретно вашего комплекта памяти) — можно попытаться отыграть немного «бесплатной» производительности, снизив задержки.

На самом деле факторов несколько больше, но даже эти простые расчёты помогу не напортачить с разгоном памяти: нет смысла выжимать максимальную скорость из модулей, если результаты станут хуже, чем на средних показателях.


Практическое применение разгона памяти

В плане софта от подобных манипуляций в первую очередь выигрывают задачи, постоянно эксплуатирующие память не в режиме потокового чтения, а дёргающие случайные данные. То есть игры, фотошоп и всякие программистские задачи.


Аппаратно же системы со встроенной в процессор графикой (и лишённые собственной видеопамяти) получают значительный прирост производительности как при снижении задержек, так и при увеличении рабочих частот: простенький контроллер и невысокая пропускная способность очень часто становится бутылочным горлышком интегрированных GPU. Так что если ваши любимые «Цистерны» еле-еле ползают на встроенной графике старенького компа — вы знаете, что можно попробовать предпринять для улучшения ситуации.

Мэйнстрим

Как не странно, больше всего от подобных улучшений выигрывают среднестатистические пользователи. Нет, безусловно, оверклокеры, профессионалы и игроки с полным кошельком получают свои 0.5% производительности, применяя экстремальные модули с запредельными частотами, но их доля на рынке мала.

Что под капотом?

Белые алюминиевые радиаторы снять достаточно просто. Шаг нулевой: заземляемся об батарею или ещё какой металлический контакт с землёй и даём стечь статике — мы же не хотим дать нелепой случайности убить модуль памяти?

Шаг первый: прогреваем модуль памяти феном или активными нагрузками на чтение-запись (во втором случае вам надо быстренько выключить ПК, обесточить его и снять оперативку, пока она ещё горячая).


Шаг второй: находим сторону без наклейки и аккуратно подцепляем радиатор чем-нибудь в центре и по краям. Использовать печатную плату как основание для рычага можно, но с осторожностью. Внимательно выбираем точку опоры, стараемся избегать давления на на хрупкие элементы. Действовать лучше по принципу «медленно, но верно».

Шаг третий: открываем радиатор и разъединяем замки. Вот они, драгоценные чипы. Распаяны с одной стороны. Производитель — Micron, модель чипов 6XA77 D9SRJ.


8 штук по 1 Гб каждый, заводской профиль — 2400 МГц @ CL16.



Правда, дома снимать теплораспределители не стоит — сорвёте пломбу и плакала ваша пожизненная 1 гарантия. Да и родные радиаторы отлично справляются с возложенными на них функциями.

Попробуем измерить эффект от разгона оперативки на примере комплекта HyperX Fury HX426C16FW2K4/32. Расшифровка названия даёт нам следующую информацию: HX4 — DDR4, 26 — заводская частота 2666 МГц, C16 — задержки CL16. Далее идёт код цвета радиаторов (в нашем случае — белый), и описание комплекта K4/32 — набор из 4 модулей суммарным объёмом 32 ГБ. То есть уже сейчас видно, что оперативка незначительно разогнана ещё при производстве: вместо штатных 2400 прошит профиль 2666 МГц с теми же таймингами.


Помимо эстетического удовольствия от созерцания четырёх «Белоснежек» в корпусе вашего ПК этот набор готов предложить весомых 32 гига памяти и нацелен на пользователей обычных процессоров, не особо балующихся разгоном CPU. Современные Intel’ы без буквы K на конце окончательно лишились всех возможных способов получения бесплатной производительности, и практически не получают никаких бонусов от памяти с частотой выше 2400 МГц.


В качестве тестовых стендов мы взяли два компьютера. Один на базе Intel Core i7-6800K и материнской плате ASUS X99 (он представляет платформу для энтузиастов с четырёхканальным контроллером памяти), второй с Core i5-7600 внутри (этот будет отдуваться за мэйнстримовое железо со встроенной графикой и отсутствующим разгоном). На первом проверим разгонный потенциал памяти, а на втором будем измерять реальную производительность в играх и рабочем софте.

Разгонный потенциал


Со стандартными профилями JEDEC и заводским X.M.P. память имеет следующие режимы работы:
DDR4-2666 CL15-17-17 @1.2V
DDR4-2400 CL14-16-16 @1.2V
DDR4-2133 CL12-14-14 @1.2V

Легко заметить, что настройки таймингов под 2400 МГц делают память не такой отзывчивой, как профили 2133 и 2666 МГц.


Лучший результат, который удалось достичь с тестовым комплектом из 4 модулей — 2666 МГц при таймингах CL13-14-13. Это существенно увеличит скорость доступа к случайным данным (2666 / 13 = 205.07) и должно показать неплохое улучшение результатов в игровом бенчмарке. В двухканальном режиме память разгоняется лучше: специалисты из oclab ухитрились довести комплект из двух 16 Гб модулей до частоты 3000 МГц @ CL14-15-15-28 с подъёмом напряжения до 1.4 Вольта — отличный результат.


Натурные испытания

Для нашего i5 со встроенной графикой в качестве бенчмарка мы выбрали GTA V. Игра не молодая, использует API DirectX 11, который давно известен и отлично вылизан в драйверах Intel, любит потреблять оперативную память и нагружает систему сразу по всем фронтам: GPU, CPU, Ram, чтение с диска. Классика. Вместе с этим GTA V использует т.н. «отложенный рендеринг», благодаря которому время расчёта кадра меньше зависит от сложности сцены, то есть методика испытания будет чище, а результаты — нагляднее.

За средний FPS возьмём значения, укладывающиеся в нормальное течение игры: пролёт самолёта, езда в городе, уничтожение супостатов имеют равномерный профиль нагрузки. По таким сценам (отбросив 1% лучших и худших результатов из массива данных) и получим средне-игровой FPS.

Просадки определим по сценам со взрывами и сложными эффектами (водопад под мостом, закатные пейзажи) аналогичным образом.

Подлагивания и неприятные фризы при резкой смене окружения (переключение от одного тестируемого случая к другому) случаются даже на монструозной GTX 1080Ti, постараемся их отметить, но в результаты не возьмём: в игре оно не встречается, и это, скорее, косяк самого бенчмарка.

Конфигурация демо-стенда

CPU: Intel Core i5-7500 (4c4t @ 3.8 ГГц)
GPU: Intel HD530
RAM: 32 GB HyperX Fury White (2133 МГц CL12, 2666 МГц CL15 и 2666 МГц CL13)
MB: ASUS B250M
SSD: Kingston A400 240 GB

Для начала выставим стандартные частоты X.M.P.-профиля: 2666 МГц с таймингами 15-17-17. Встроенный бенчмарк GTA V выдаёт идентичный FPS и одинаковые просадки на минимальных и средних настройках в разрешении 720p: в большинстве сцен счётчик колеблется в районе 30–32, а в тяжёлых сценах и при смене одной локации на другую FPS проседает.


Причина очевидна — мощностей GPU достаточно, а вот блоки растеризации просто не успевают собрать и отрисовать большее число кадров в секунду. На «высоких» настройках графики результаты стремительно ухудшаются: игра начинает упираться непосредственно в скромные вычислительные возможности интегрированной графики.

2133 МГц CL12

Собственной памяти у GPU нет, и он вынужден постоянно дёргать системную. Пропускная способность DDR4 в двухканальном режиме на частоте 2133 МГц составит 64 бит (8 байт) × 2 133 000 000 МГц × 2 канала — порядка 34 Гб/с, с небольшими (до 10%) накладными потерями.

Для сравнения, пропускная способность подсистемы памяти у самой скромной дискретной карточки NVIDIA GTX 1030 — 48 Гб/с, а GTX 1050 Ti (которая легко выдаёт в GTA V 60 FPS на максимальных настройках в FullHD) — уже 112 Гб/с.



На заднем плане виден тот самый водопад под мостом, просаживающий FPS во внутриигровом бенчмарке.

Результаты бенчмарка просели до 28 FPS в среднем, а лаги при смене локаций и взрывах их ненапряжных просадок превратились в неприятные микрофризы.

2666 МГц CL13


Снижение таймингов значительно сократило время ожидания ответа от памяти, а стандартные результаты с данной частотой у нас уже есть: можно будет сравнить три бенчмарка и получить наглядную картину. Пропускная способность для 2666 МГц уже 21.3 Гб/с ×2 канала

40 Гб/с, сравнимо с младшей NVIDIA.


Максимальный FPS практически не вырос (0.1 не показатель и находится на грани погрешности измерений) — здесь мы всё ещё упираемся в скромные возможности ROP’ов, а вот все просадки стали менее заметны. В сценах с водопадом из-за высокой вычислительной нагрузки результат не изменился, во всех остальных — то есть на прогрузках, взрывах и прочих радостях, замедлявших работу видеоядра вырос в среднем на 10-15%. Вместо 25–27 кадров в нагруженных событиями эпизодах — уверенные 28–29. В целом игра стала ощущаться значительно комфортнее.

TL;DR и результаты

Нельзя оценивать скорость работы оперативной памяти по одной только частоте. У DDR4 достаточно большие тактовые задержки, и при прочих равных стоит выбирать память не только удовлетворяющую потребности вашего железа по рабочей частоте и объёму, но и уделять внимание этому параметру.


Проведённые тесты показали, что компьютеры на базе Intel Core i-серии со встроенной графикой получают заметный прирост производительности при использовании высокоскоростной памяти с низкими задержками. Видеоядро не имеет собственных ресурсов для хранения и обработки данных и пользуется системными отлично отвечает (до определённого предела) на рост частоты и снижение таймингов, так как от скорости доступа к памяти напрямую зависит время отрисовки кадра со множеством объектов.

Самое важное! Линейка Fury выпускается в нескольких цветах: белом, красном и чёрном — можно подобрать не только быструю память, но и подходящую по стилю к остальным комплектующим, как делают специалисты из HyperPC.


Закон Кирхгоффа и немного магии школьного образования позволяют утверждать, что память с чёрными радиаторами несколько будет холоднее в работе, чем другие варианты. Ну а для неверующих в свяфтую Физику есть замечательный пруф на образовательном канале МИФИ.

Если с мэйнстримовыми решениями всё понятно, то в топовом сегменте, где каждый системник — маленькое произведение искусства применение памяти и накопителей HyperX из обычных продуктовых линеек — как знак качества. При создании каждого кастомного проекта приходится учитывать множество факторов: тепловые нагрузки, пожелания капризного клиента, распределение воздушных потоков, акустические вопросы (мощный компьютер и тихий мощный компьютер — задачи, отличающиеся по сложности на порядок). HyperPC постоянно совершенствуют свои технологические процессы и остаются верны надёжным комплектующим — отсюда и превосходные результаты в их уникальных сборках. Но если вы предпочитаете готовым компьютерам — самобсор, то подобный комплект или одиночные модули HyperX Fury DDR4 можно приобрести в сети Юлмарт.

На этом всё, но мы не прощаемся. Прохладному лету — горячие темы, подписывайтесь на наш блог и все интересности не пройдут мимо.


1 — Из-за особенностей российского законодательства «пожизненная» гарантия будет действовать всего 10 лет со дня приобретения. Впрочем, в масштабах компьютерного железа с текущими темпами развития технологий и 10 лет срок не малый, а там и законодательство может измениться.

В этой теме я полный чайник. Ничего не знаю и не понимаю:(
Так что прошу вас мне объяснить, как это сделать
Вот характеристики:
Модуль памяти HyperX Fury Black DDR4 DIMM 3200Mhz PC-25600 CL16 - 16Gb Kit (2x8Gb) HX432C16FB3K2/16
Материнка Gigabyte B450M S2H

Войти в биос, включить XMP, сохранить изменения, выйти.

Больше ничего не трогать до момента, когда (если) будет желание серьезно с этим заморачиваться, изучать вопрос, читать профильные форумы и прочее.

Мало того что заводской профиль сильно уступает ручному разгону, так на нем ещё и вольтаж не хило завышен. Все это из разряда вредных советов.

Мало того что заводской профиль сильно уступает ручному разгону

"Сильно" - это насколько? Конкретно?
так на нем ещё и вольтаж не хило завышен

Он "завышен" ровно настолько, чтобы память нормально и стабильно работала в долгосрочной перспективе.
Все это из разряда вредных советов.

Я знал, что нарисуется хоть один человек, который считает, что нужно либо сидеть на 2400 (что абсолютно объективно хуже штатного разгона), либо тратить десятки часов своей жизни на ручную дрочку таймингов и вольтажей, чтобы получить "сильное" преимущество в виде 1 дополнительного кадра в секунду в паре нужных игр. Да еще и по комментам прошёлся минусами.

Ваш подход - это чисто аудиофилия от мира памяти. Стандартный профиль XMP - прекрасное и отлично работающее решение для абсолютного большинства пользователей, кроме мааааааленькой горстки энтузиастов.

"Ваш подход - это чисто аудиофилия от мира памяти. Стандартный профиль XMP - прекрасное и отлично работающее решение для абсолютного большинства пользователей, кроме мааааааленькой горстки энтузиастов."
Написал - как отлизал. Твой хваленый хмп профиль уступает два десятка кадров ручному разгону.
"кроме мааааааленькой горстки энтузиастов"
тебе по калькулятору настроить сложно память? Домофоном от двери подъезда хоть умеешь пользоваться?

Никогда не понимал такой дрочильни, "вольтаж не хило завышен", тебя не смущает тот факт, что 1,4 вольта еще допустимый вольтаж? Если ты собрался не обновлять свой пк лет 30, то конечно выставь вольтаж поменьше, а лучше вообще не запитывай озу, что б наверняка уж прослужили планки до старости.
"Мало того что заводской профиль сильно уступает ручному разгону" уже писали тебе, но повторюсь - на сколько будет преимущество в игре между xmp и тюненой памятью? В 1-3 кадра?

КОПИПАСТА для любителей XMP
Для тех кто в танке, в подшлемнике, в каске и с активным шумодавом (т.е. пропустил годы всех 100500 дискуссий на профильных ветках на всех сайтах):
использование XMP запрещено потому, что:
данные для активации XMP профиля содержат усечённый и усреднённый набор "инструкций" для биос с целью работоспособности у широкого круга лиц. объём этих данных недостаточный для индивидуальной корректной работы микросхем и решение о применении наиболее важных параметров остаётся на усмотрение биос. таким образом со стороны платы применяются завышенные значения, в первую очередь напряжений, а именно напряжений системного агента (SA) и контроллера памяти (IO), а равно вторичных внутренних напряжений прямо или косвенно вытекающих из SA/IO или напряжения питания DRAM. таким образом активация XMP приводит к применению напряжений сильно превышающих необходимые для корректной работы, а чаще всего - прямо выходящие за пределы безопасных значений. такой ход приводит к повреждению (необратимому) части процессора. массово это проявилось при первом появлении на рынке DDR4 - хасвелл-е, бродвелл-е и скайлейк, когда процессоры вылетали тысячами экземпляров. с тех пор любой адекватный человек вообще не использует XMP никогда, потому что это небезопасно.
но безопасность не единственный критерий. второй - эффективность.
ключевыми таймингами памяти являются RCD, RC, RFC, REFI, FAW. данные тайминги не могут быть корректно подобраны биос в автоматическом режиме после считывания информации из SPD. таким образом активация XMP профиля НЕ ВЕДЁТ К РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ и потому является бессмысленной. при активации XMP происходит бесполезный рост частот ввиду неадекватного роста таймингов, что сводит на нет хоть какой-то смысл от роста тактовой частоты.
как итог: активация XMP не несёт в себе смысла, т.к. не ведёт к росту производительности, а также является потенциально опасной для вашего процессора. и чем более высокая частота профиля XMP тем он опаснее.
использование XMP профиля запрещено. только ручная настройка
Для тех кто в танке, в подшлемнике, в каске и с активным шумодавом (т.е. пропустил годы всех 100500 дискуссий на профильных ветках на всех сайтах):
использование XMP запрещено потому, что:
данные для активации XMP профиля содержат усечённый и усреднённый набор "инструкций" для биос с целью работоспособности у широкого круга лиц. объём этих данных недостаточный для индивидуальной корректной работы микросхем и решение о применении наиболее важных параметров остаётся на усмотрение биос. таким образом со стороны платы применяются завышенные значения, в первую очередь напряжений, а именно напряжений системного агента (SA) и контроллера памяти (IO), а равно вторичных внутренних напряжений прямо или косвенно вытекающих из SA/IO или напряжения питания DRAM. таким образом активация XMP приводит к применению напряжений сильно превышающих необходимые для корректной работы, а чаще всего - прямо выходящие за пределы безопасных значений. такой ход приводит к повреждению (необратимому) части процессора. массово это проявилось при первом появлении на рынке DDR4 - хасвелл-е, бродвелл-е и скайлейк, когда процессоры вылетали тысячами экземпляров. с тех пор любой адекватный человек вообще не использует XMP никогда, потому что это небезопасно.
но безопасность не единственный критерий. второй - эффективность.
ключевыми таймингами памяти являются RCD, RC, RFC, REFI, FAW. данные тайминги не могут быть корректно подобраны биос в автоматическом режиме после считывания информации из SPD. таким образом активация XMP профиля НЕ ВЕДЁТ К РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ и потому является бессмысленной. при активации XMP происходит бесполезный рост частот ввиду неадекватного роста таймингов, что сводит на нет хоть какой-то смысл от роста тактовой частоты.
как итог: активация XMP не несёт в себе смысла, т.к. не ведёт к росту производительности, а также является потенциально опасной для вашего процессора. и чем более высокая частота профиля XMP тем он опаснее.
использование XMP профиля запрещено. только ручная настройка

Ага, два кадра, может еще пол кадра? Если ты криворукий не можешь настроить память по калькулятору, то это не значит что все такие.
18% превосходства над XMP прямо из воздуха. Интел процессоры выпускала с +5% и называла их новыми. А тут 18% видите ли ни о чем. ред.

Судя из скрина, я так понимаю, что в 2020 ты играешь в 1280х780 на минималках? Бедняжка, тюнь свою память, тебе это реально нужно. Меня умиляют те, кто вытаскивает из своей задницы какой-то один единственный скрин с определенными условиями, в которых действительно будет разница, я к посту прикреплю видео с таймкодом, в котором показывают "огромную" разницу в фпс в играх с настройками здоровых людей, а не с убогим разрешением на минималках, как у тебя.

В предыдущем материале мы подняли тему влияния разгона ОЗУ на производительность новых процессоров AMD. Первая тестовая система была собрана на базе AMD Ryzen 7 1700X, а теперь продолжим исследование на примере AMD Ryzen 5 1600.

Ryzen 5 1600

Этот процессор обладает поддержкой 6 ядер и может одновременно обрабатывать до 12 потоков данных. Базовая его частота составляет 3,2 ГГц, а динамическая может повышаться до 3,6 ГГц. Уровень его TDP составляет 65 Вт, а критическая температура – 95°C.

Ryzen 5 1600

  • AMD Ryzen 5 1600
  • MSI X370 SLI PLUS
  • be quiet! Silent Loop 240mm
  • 2 х 8 ГБ DDR4-3400 Patriot Viper 4
  • Inno3D iChill GeForce GTX 1080 X3
  • Kingston SSDNow KC400 (SKC400S37/256G)
  • Seagate IronWolf ST2000VN004 2 ТБ
  • be quiet! Dark Power Pro 11 850W
  • be Quiet! Pure Base 600 Window Orange
  • AOC U2879VF

Ryzen 5 1600

Ryzen 5 1600

Лучше всего на прирост частоты ОЗУ реагирует бенчмарк AIDA64 Cache & Memory: скорость чтения, записи и копирования при работе с оперативной памятью поднимается максимум на 28%, а задержка доступа к данным уменьшается на 16,5%: с 91 до 76 нс.

Ryzen 5 1600

А вот говорить о позитивном влиянии на скорость шифрования данных с помощью 256-битного AES-алгоритма или алгоритма хэширования не приходится. Наоборот, в первом случае результат даже слегка уменьшился.

Ryzen 5 1600

В свою очередь порадовал бенчмарк WinRAR, который повысил общую скорость на 9%.

Ryzen 5 1600

Если в системе с Ryzen 7 скорость рендеренга сцены в бенчмарке Corona уменьшилась на 5%, то теперь мы получили чуть более 1,5%: то есть вместо 194 пришлось подождать 191 секунду.

Ryzen 5 1600

В комплексном бенчмраке RealBench наибольший прирост в 8% получен в мультизадачном режиме. Общий показатель вырос на 3%. А вот в тестах редактирования фото, шифрования данных и OpenCL прирост не превышал 1%.

Ryzen 5 1600

Завершает обзор «синтетики» CineBench R15. В режиме OpenGL мы получили 7% прирост, а количество набранных баллов в тесте CPU выросло лишь на 1%.

А теперь давайте посмотрим, чего можно ожидать от популярных игр в разрешении Full HD.

Ryzen 5 1600

Ryzen 5 1600

Высокий пресет графики в Rise of the Tomb Raider отдает безоговорочную победу системе с более быстрой памятью: 153 FPS против 140 по среднему показателю и 50 против 43 по минимальному. Разница составила 9 и 17% соответственно.

Ryzen 5 1600

Ryzen 5 1600

Far Cry Primal при ультра пресете солидарен с предыдущим бенчмарком. Повышение частоты оперативной памяти ведет к росту средней скорости с 81 до 89 кадров/с, а минимальной – с 56 до 61 FPS. Бонус производительности составил 9-10%.

Ryzen 5 1600

Ryzen 5 1600

А вот в Ghost Recon Wildlands при очень высоком профиле графических настроек разница между конфигурациями минимальная, но в пользу DDR4-3200: 95 против 93 кадров/с по среднему фреймрейту и 81 против 80 по минимальному.

Ryzen 5 1600

Ryzen 5 1600

В прошлый раз Rainbow Six Siege с ультра пресетом не смог определить единоличного победителя. Аналогичная ситуация повторилась и в этот раз: по среднему показателю в лидеры вышла связка с более быстрой памятью – 202 против 197 FPS, а по минимальному впереди оказался ее оппонент – 115 против 112 кадров/с.

Ryzen 5 1600

Очень высокие настройки графики в GTA V не оставили шансов на победу сборке с более медленной памятью: она выдала 66 FPS с просадками до 38, а ее конкурент – 73 с просадками до 53. То есть отставание составляет 10 и 28% соответственно.

Ryzen 5 1600

Если в прошлый раз Mafia III при высоком пресете качества зафиксировала практически ничейный результат, то теперь преимущество разгона памяти является неоспоримым: 76 против 67 кадров/с по среднему фреймрейту и 55 против 43 по минимальному. Прирост составляет 13 и 28% соответственно.

Ryzen 5 1600

WATCH_DOGS 2 при очень высоком пресете является еще одним примером полезности оверклокинга ОЗУ, ведь средняя скорость поднялась с 63 до 74 FPS или на 17,5%, а минимальная – с 45 до 60 или на 33%.

Ryzen 5 1600

Весьма показательным стал сетевой режим Battlefield 1 на карте для 64 игроков. Если в прошлый раз связка с более быстрой ОЗУ лидировала с разрывом 12% по средней и 21% по минимальной частоте, то теперь в лидеры вышел ее оппонент. В итоге имеем 110 FPS против 106 по среднему фреймрейту и 76 против 63 по минимальному, что эквивалентно 4 и 21% соответственно. Все это говорит о сложности повторяемости результатов в случае с сетевыми проектами.

Итоги

Ryzen 5 1600

В синтетических бенчмарках наибольший прирост от перехода с частоты DDR4-2400 до 3200 был получен при непосредственном задействовании ОЗУ, например, в WinRAR или AIDA64 Cache & Memory. Зато в задачах на редактирование изображения, рендеринг сцены или шифрование данных бонус производительности практически отсутствовал.

В играх ситуация выглядит лучше, особенно в требовательных проектах. Если усреднить полученные результаты, то прирост составил 8% по среднему фреймрейту и почти 14% по минимальному. Поэтому разгон памяти в случае системы с Ryzen 5 1600 является вполне оправданным, как и изначальная покупка более быстрых модулей, если, конечно, бюджет позволяет и есть желание получить бонус в производительности.

Выражаем благодарность компании Patriot за предоставленную для тестирования оперативную память.

Выражаем благодарность компании BRAIN Computers за предоставленный для тестирования процессор.

Читайте также: