Разные по виду гибриды где сразу и не отличиш телефон это или компьютер не сильно

Обновлено: 04.07.2024

Мы уже разобрались с историей появления гибридных автомобилей, рассмотрели первые массовые модели и вплотную подошли к изучению современных предложений, однако так и не дали точного определения гибрида. Само слово «гибрид» было введено задолго до появления соответствующих транспортных средств. Определение происходит от латинского «hibrida», что означает «помесь». Этот перевод как нельзя точно передает суть гибрида. Раньше (впрочем, как и сегодня) так называли животных и растения, которые произошли от скрещивания разных пород и видов. При переходе к автомобильной тематике сущность почти не меняется. Гибрид – транспортное средство, которое имеет силовую установку смешанного типа. Зачастую под гибридным двигателем подразумевается интеграция ДВС и электромотора, однако это можно считать лишь частным случаем. Чем Honda FCX Clarity не гибрид? В этом автомобиле нет двигателя внутреннего сгорания, зато в наличии водородный и электрический двигатели. Таким образом, под гибридом можно подразумевать любое транспортное средство, в котором производить энергию могут как минимум два раздельных устройства, причем энергия эта может быть использована для приведения транспортного средства в движение. Поправка в конце обязательна, иначе гибридом становится любой современный автомобиль, ведь в каждом есть электрический генератор.

Теперь о классификации. Первая напрашивается сама - по типу силовой установки. Мы уже определили, что работать в паре с электромотором может не только ДВС. Когда-то это были паровые двигатели, сегодня можно встретить водородные. Даже велосипед с электромотором – гибрид, роль запасного источника энергии выполняет мускульная сила человека.

Второй принципиальный признак, позволяющий разделить гибридные транспортные средства по категориям, это тип взаимодействия двигателей. Сегодня различают последовательное, параллельное и последовательно-параллельное (смешанное) подключение. Аналогия с электротехникой и соединением проводников. Этот параметр является одним из важнейших в устройстве гибрида, от него зависят возможности и сам принцип функционирования, поэтому рассмотрим его достаточно подробно.

Гибридные автомобили с параллельным включением ДВС и электромотора имеют механическую связь между трансмиссией и обоими типами двигателей. Зачастую электромотор в таких автомобилях располагают непосредственно на коленчатом валу ДВС, хотя он может быть подключен к единой трансмиссии отдельным сцеплением или муфтой. В результате основной функционал возложен именно на двигатель внутреннего сгорания. Электромотор может включиться в работу, в этом случае мощность агрегатов будет суммироваться. Зарядка аккумуляторных батарей возможна как от ДВС, так и в рекуперативном режиме. Роль генератора выполняет электромотор, он же зачастую заменяет стартер. Основной плюс гибридов с параллельным включением – экономичность.


Недостатки параллельного включения вытекают прямо из его особенностей. Если электромотор расположен на коленчатом валу, то без использования ДВС автомобиль не сможет поехать. То есть о передвижении в режиме электрокара речи идти не может. Плюс к этому даже если функционирование электромотора не требуется, его ротор будет вращаться. Исключение – автомобили с интегрированным дополнительным сцеплением. Для совмещения крутящего момента от двух источников в этом случае используется дифференциал.

Красноречивым примером параллельного гибрида может служить Honda Insight. С момента появления в 1999 году внешний вид автомобиля значительно изменился, внесены и инженерные нововведения, но схема функционирования осталась неизменной.

Последовательные гибриды располагаются несколько ближе к электрокарам, хотя без двигателя внутреннего сгорания они тоже далеко не уедут. В отличие от параллельного включения ДВС и электромотора, рассмотренного нами выше, в данной связке бензиновый двигатель не имеет какой-либо связи с колесами. Функционал очень близок к электрокару, ведь именно электромотор приводит автомобиль в движение. Двигатель внутреннего сгорания в данном случае лишь заряжает аккумуляторные батареи. В итоге последовательные гибриды сохранили черты как электрокаров, так и автомобилей с ДВС: они по-прежнему могут преодолевать большие расстояния, процесс заправки прост и быстр, но экономия топлива в городских пробках и рекуперативное торможение значительно повышают эффективность. Существенный недостаток параллельных гибридов – мощность электромотора и ДВС невозможно сложить, а в случае полной разрядки аккумуляторных батарей продолжать поездку некоторое время нельзя: требуется время для зарядки.


В скором времени начнется производство активно продвигаемого Chevrolet Volt. Это последовательный гибрид в чистом виде. Приживется ли такой тип автомобилей в США – большой вопрос.

Довольно значительно от последовательного и параллельного включения двигателей отличается устройство самого популярного гибридного автомобиля – Toyota Prius. Тут нет механической и автоматической КПП, не найти и вариаторную трансмиссию. Передачу крутящего момента осуществляет планетарная передача. Японцы не изобрели эту конструкцию, она уже давно применяется в различных сферах индустрии. В том числе автомобильной, ведь гидротрансформаторные АКПП имеют в наличии планетарную передачу. Заслуга инженеров Toyota в том, что именно они использовали этот механизм в подобном применении, не в составе конструкции, а в качестве полноценной трансмиссии. Теперь выясним, как функционирует данный агрегат.


Планетарная передача – набор связанных шестерней. По центру расположена солнечная шестерня. Она сцеплена с четырьмя сателлитами, которые находятся в фиксированном друг относительно друга положении. Связующим элементом выступает водило. Зубья самой большой кольцевой шестерни связаны с сателлитами. Конструкция довольно проста механически, однако ее устройство предоставляет огромные возможности по передаче и суммированию крутящего момента.


Относительно конкретного применения планетарной передачи в Toyota Prius можно рассуждать долго. Вариантов функционирования уникальной трансмиссии немало, подробный обзор заслуживает отдельного материала, поэтому вкратце обозначим лишь основные возможности. Каждый элемент планетарной передачи соединен с отдельным устройством: водило с ДВС, солнечная шестерня с первым электромотором, а кольцевая шестерня – со вторым. Именно кольцевая шестерня через редуктор связана с колесами. В результате становится возможным очень гибкое соединение и универсальное разделение между ДВС и электродвигателями, при этом Prius может выполнять функции как параллельного, так и последовательного гибрида. Японцы смогли интегрировать все возможные режимы в компактном устройстве. В зависимости от требования Toyota Prius может ехать только на элекротяге, только за счет ДВС, использовать оба мотора одновременно, разделять крутящий момент ДВС между колесами и генератором… Всё вместе японцы называют Hybrid Synergy Drive, а саму планетарную передачу – Power Split Device, устройство по распределению энергии.

В последнее время стали появляться гибридные автомобили, которые трудно отнести к какому-либо из описанных видов. В чем основная разница между параллельными и последовательными гибридами? Очевидно, в разграничении прав двух двигателей. А если подобная процедура не требуется? Можно, например, привязать ДВС к передней оси автомобиля, а электромотор посадить на заднюю. В итоге каждый агрегат получает практически полную независимость, необходимо только немного скоординировать действия каждого мотора. Такой вариант довольно прост и дешев: не требуется распределяющее устройство или специфическая трансмиссия. Любой автомобиль можно сделать таким гибридом, требуется лишь установить дополнительное оборудование на заднюю ось (если он переднеприводный с передним расположением ДВС) и связать все компоненты с электронным мозгом.


К недостаткам подобных гибридов можно отнести невозможность зарядки аккумуляторных батарей от ДВС. Только рекуперативная система торможения или подключение к розетке. К представителям нового вида гибридных автомобилей относится Peugeot 3008 HYbrid4, который анонсировали совсем недавно.


Разграничить гибридные автомобили можно и по третьему признаку – типу емкостных батарей. В зависимости от используемых в аноде, катоде и электролите химических элементов изменяются и показатели аккумуляторов. В настоящее время в серийных гибридах можно обнаружить никель-металл-гидридные, литий-металл-фосфатные, литий-полимерные и литий-ионные батареи. Наибольшее распространение, безусловно, получил последний тип. Сегодня основной целью производителей аккумуляторов является повышение удельной емкости (емкости на единицу массы). Однозначного фаворита в этой группе определить сложно, каждый из химических источников тока еще далек от своих теоретических пределов. Определенно, именно от возможностей аккумуляторов во многом зависят способности гибридных автомобилей. Но значительное повышение эффективности аккумуляторов может сделать электрокары приоритетным видом транспорта, а тогда целесообразность гибридных автомобилей ставится под вопрос.

Уже столько сказано про историю развития гибридных автомобилей и их устройство, но вопрос покупки подобного транспортного средства остается открытым. Выгодны ли гибриды? Удобны ли они в эксплуатации? Какие трудности ждут владельца гибридного автомобиля? И главное: какой гибрид выбрать? В августе в рамках еженедельного обзора новых технологий автомобильной промышленности мы рассмотрели отчет британской автомобильной ассоциации British Columbia Automobile Association, в котором специалисты скрупулезно подсчитали экономический эффект от покупки автомобиля с двумя типами двигателей. Результат обескураживающий: из 16 рассмотренных моделей лишь одна вышла в плюс в сравнении с ближайшим бензиновым аналогом. Почему получилось так, что автомобили с меньшим расходом топлива бьют по кошельку сильнее? Несмотря на неутихающие споры в обществе автомобилистов, гибрид по определению технически сложнее аналогичного автомобиля с единственным бензиновым ДВС. И хотя электромотор устроен довольно просто, он все же требует периодической проверки и планового технического обслуживания. В результате регулярный осмотр в официальном сервисе заметно облегчит кошелек. К тому же век емкостных батарей недолог - в зависимости от устройства и условий эксплуатации их срок жизни может длиться от нескольких лет до десятилетия. Замена аккумуляторов – процедура не из дешевых. Вот и получается в итоге: экономишь на одном, тратишь на другом. Покупать гибрид с прицелом на экономию нельзя.

Кто определенно будет доволен покупкой автомобиля со смешанным силовым агрегатом, так это любители высоких технологий. Короткие пробежки на электродвигателе (доступно не для всех гибридов), обилие информационных дисплеев, бесшумное перемещение в пробке. Все это, безусловно, доставит удовольствие техноманьяку. Что еще более приятно, так это удивление друзей, коллег и просто соседей по потоку - восхищенные взгляды окружающих дорогого стоят.

Вы еще не передумали приобретать гибрид? Тогда вам может пригодиться следующая таблица, в которую мы включили основные данные о 25 гибридных моделях: стоимость, форм-фактор, расход топлива. Дополнительно отмечено время разгона с 0 до 100 км/ч, эта цифра обязательна для понимания технических способностей автомобиля.


Полностью доверять цифрам нельзя: не всегда производитель заявляет полные официальные спецификации, а условия тестов могут отличаться. В целом, если отбросить невероятные характеристики самого экономичного, самого дорогого и в то же время самого быстрого Porsche 918 Spyder Hybrid, который еще не поступил в продажу, собранные данные вполне справедливы. Желающим максимально сэкономить можно порекомендовать Toyota Prius и Honda Insight: основатели рынка все еще смотрятся довольно привлекательно. Выбирать гибридные внедорожники Cadillac Escalade или Chevrolet Tahoe можно только ввиду комплектации, вряд ли электромотор существенно повлияет на расход топлива огромных монстров. В целом же лучше вообще не разделять рынок на автомобили с ДВС и гибридные, а рассматривать все предложения, анализируя новые технические возможности лишь в качестве бонуса. Наверняка через 10-15 лет именно так и будет, большинство моделей станут гибридными, а возможность ехать некоторое время на электрической тяге станет обыденной функцией.

В заключение приведем статистику продаж. С момента появления первых современных серийных гибридных автомобилей в 1997 году и по сей день двумя основными рынками для этих транспортных средств остаются Япония и США: на их долю приходится более 90% от общего тиража. Но даже в этих странах относительный объем продаж гибридов очень мал: в июле в США гибриды составили 2,27% от общего рынка легковых автомобилей. Перейдем к конкретным цифрам.


Статистика продаж гибридных автомобилей довольно пессимистична: снижение объема практически по всем моделям. Наиболее удачным для этого сегмента рынка годом стал 2007, с тех пор продолжается планомерное уменьшение спроса. Котировки нефти на мировых торговых биржах давно отступили от максимальных значений, следовательно, можно не экономить сжигаемое топливо. Свою роль сыграл и мировой финансовый кризис.


Вместе с тем из статданных становится очевиден безоговорочный лидер рынка гибридов – Toyota Pruis. Не зря японцы инвестировали в будущее.


Несмотря на всю неоднозначность использования гибридного привода в современных автомобилях, уже в ближайшем будущем мы увидим дальнейшее развитие этой технологии. Возможно, гибрид придет и в ваш дом.

Никак. Если выложена масса плодов, то гибриды отличаются высокой выравненностью, но ведь их могут просто отсортировать.

С уважением, Огнев Валерий Владимирович
к.с-х.н, доцент, селекционер по пасленовым культурам, директор селекционного центра «Ростовский» Агрофирмы Поиск

Я тоже хотела об этом спросить. Ну, никак, значит, никак Как это никак? Купить плод, посеять много-много семян и посмотреть, что вырастет. Если все одинаковое — сорт, если все разное — увы, (уже или еще) гибрид))) Если очень хочется, чтобы ЭТО стало сортом, выбираем самое похожее на «маму», опыляем его вручную (лучше другим похожим на «маму») и отбираем семена. Повторяем столько раз, сколько потребуется для достижения однородности. В итоге получаем собственный сорт. Он скорее всего будет в чем-то похуже гибрида (слишком по многим показателям надо селекцию вести), но зато — именно такой, как Вам нравится!
Максим, я же шучу)) Но посмотреть, что из тех перцев получится, было бы очень интересно)

Никак. Если выложена масса плодов, то гибриды отличаются высокой выравненностью, но ведь их могут просто отсортировать.

С уважением, Огнев Валерий Владимирович
к.с-х.н, доцент, селекционер по пасленовым культурам, директор селекционного центра «Ростовский» Агрофирмы Поиск

Бджёла Соколова: Можете быть уверены на 95%, что перед вами гибриды, нашей селекции почти нет, угробили в 90-е, но гибриды тоже неплохие, лишь бы не ГМО..
Антонина Ефимова: Зачем? Вкус может отличаться у выращенных в открытом грунте от тепличных. А гибрид или нет… разница только в том, что гибриды не дают полноценных жизнеспособных семян. Так и отличать — выбрать из плодов семена и посеять )))
Ирина Орлова: Если овощи и плоды плохонькие, кривобокие с черными точками а то и с червячками, то это сорта без химобработки
Павел Давыдов: В природе всё — гибриды. Даже мы с вами
Natalia Pashkova: Ирина, точно))) Меня яркие «муляжные» плоды обычно отпугивают, а не притягивают))) так же, как и ядовито-кислотные упаковки
Бджёла Соколова: Ирина, да сейчас ничего не растет без химобработки!
Ирина Орлова: Да и я о том же. В магазинах, да и на рынках продают сплошные гибриды с химией. Нет, у нас можно летом купить самовыращенные овощи хорошего качества на Островском рынке. Их мало
Анатолий Артёмов: А что уж такого страшного в ГМО, я бы больше боялся за овощи, обработанные различными пестицидами-гербицидами
Евгений Никитин: В природе существует гармония, пока человек ее не нарушит, на своем участке я никогда не применял пестициды (ядохимикаты) и все растет и плодоносит, за исключением случаев, связанных с неблагоприятными в отдельные годы природно климатическими условиями, семена не покупаю, сам выращиваю, использую метод природного земледелия.


Участвовать в обсуждении можно перейдя на страницу в нашей группе вКонтакте.


Ответить на вопрос об устройстве современного гибрида одновременно и просто, и сложно. В общем понимании, это автомобиль, силовая установка которого состоит из электромотора и двигателя внутреннего сгорания, которые так или иначе совместными усилиями вращают колёса. Этого достаточно, чтобы объяснить любому непосвящённому, что значит загадочное слово Hybrid на кузове обычной с виду машины. Но стоит копнуть глубже — и голова идёт кругом от того, какое количество технических решений и вариантов компоновок наворотили создатели современных гибридов! Запутаться в обилии терминов и инженерных решений проще простого, но в нашем материале мы разобрались, какими вообще бывают гибриды и как они все устроены. Первый критерий, по которому можно разделить все гибридные автомобили, — насколько развита их способность двигаться на электротяге.

Микрогибриды — простейшая форма гибридной жизни

Самая примитивная форма гибридизации — это продвинутая версия системы «старт-стоп». Здесь никакие электромоторы не толкают автомобиль вперёд, и гибридной такая технология является достаточно условно, поэтому сразу выделим микрогибриды в особую категорию вне всяких классификаций. В таких автомобилях специальный мощный стартер способен не только раскручивать двигатель для запуска, но и работать как генератор при рекуперативном торможении. Собираем «бесплатное» электричество — экономим на паразитной нагрузке ДВС (у которого нет необходимости вырабатывать бортовое электричество в дополнение к основным тяговым обязанностям), а значит и расходе топлива. Подобранная буквально с дороги и сохранённая в усиленной батарее и/или специальном накопителе электроэнергия идёт потом на перезапуск двигателя внутреннего сгорания при работе системы «старт-стоп», питание климатической установки, электроприводов, светотехники и других бортовых устройств, а сэкономленное на этом топливо — на дополнительные километры пробега. Подобные технологии используют многие производители: это i-ELOOP от Mazda, e-HDI от Peugeot, Blue Drive от Hyundai и другие.
Производители заявляют, что микрогибридная технология позволяет экономить до 10-15% топлива

Высшая степень электрификации: гибриды типа plug-in

Но настоящие, полноценные гибриды всё-таки способны на большее, как с точки зрения экономии топлива, так и в плане тяговых возможностей. Всё потому, что их электродвигатели не только собирают электроэнергию в роли генераторов для зарядки батарей, но и вращают колёса совместно с двигателем внутреннего сгорания. Только делают это по-разному. Самые совершенные конструкции обеспечивают возможность двигаться как с помощью совместных усилий ДВС и электромотора, так и на чистой электротяге, причём достаточно продолжительное время. Для этого их батарея имеет увеличенный объём, электромотор — высокую мощность (70-100 л.с. и выше), а наряду с лючком бензобака в кузове имеется и порт для подключения электрического шнура для зарядки от обычной розетки. Это решение получило общераспространённое обозначение plug-in (плаг-ин) и по своей сути представляет собой промежуточное звено между традиционными автомобилями и электрическими

Всё потому, что благодаря в разы более объёмной, чем у обычных гибридов, батарее «плагины» могут преодолевать на электротяге без единой вспышки в цилиндрах ДВС до 50 километров. Это вполне приличная по городским меркам дистанция, безвредно для окружающей среды повторять которую можно снова и снова при условии регулярной «дозаправки» батарей из розетки. Но усреднённый показатель с учётом условий движения и разницы в технических характеристиках — около 25-30 км. Что тоже, впрочем, немало. Ведь способность полноценно передвигаться на электричестве в коротких городских поездках является серьёзным конкурентным преимуществом перед другими, более простыми гибридами, которые едва ли доедут на электротяге до следующего светофора!

Меньшая степень электрификации: полные и умеренные гибриды

Гибридные автомобили, которые не умеют заряжаться от розетки, также делятся на подвиды: это полные и так называемые умеренные (mild в англоязычных источниках). Первые благодаря большему объёму батарей, большей мощности электромотора способны двигаться исключительно на электротяге обычно в пределах 2-4 километров, а вторые используют слабенький электромотор только в качестве помощника для ДВС и «на батарейках» (ввиду их скромного объёма и общей примитивной конструкции системы) не способны проехать и метра. При этом умеренные гибриды запасают энергию только посредством рекуперативного торможения, а полные ещё и с помощью двигателя внутреннего сгорания, соединённого, как правило, с отдельным генератором.
Типичный представитель класса умеренных гибридов — Honda Civic Hybrid, CR-Z и все остальные «Хонды», использующие фирменную технологию IMA (Integrated Motor Assist). Умеренными гибридами также являются американцы Buick LaCrosse, Chevrolet Malibu и Impala, BMW ActiveHybrid 7. А ещё умеренным гибридом является… гиперкар Ferrari LaFerrari! Ему ни к чему чистая электрическая тяга, а вот дополнительная мощность в 163 л.с. в дополнение к бензиновым 800 будет очень кстати!
Идеологически умеренные гибриды ближе к классу микрогибридов и часто понимаются как единое целое. Хотя различие между ними всё же есть: в отличие от умеренных, микрогибриды неспособны поддержать бензиновый двигатель своей тягой. Полные же гибриды концептуально стремятся к классу «плагинов» и кратковременно способны произвести на неподготовленного человека примерно такое же впечатление — могут ведь ехать бесшумно! Однако реальное использование чётко обозначает пропасть между потребительскими качествами первых и вторых, если, конечно, использовать преимущество зарядки от розетки гибрида типа plug-in.
Все гибриды также делятся на подвиды в зависимости от того, какой двигатель непосредственно вращает колёса. Здесь мы переходим ко второму основному критерию классификации гибридных машин — компоновке.
Умеренные гибриды ещё и едут более чем умеренно, так как электродвигатели там применяются слабые (10-20 кВт), максимальный запас электроэнергии ничтожен, а масса выше, чем у не гибридных версий той же модели. Впрочем, то же самое, только в чуть меньшей степени, можно сказать и про большинство полных гибридов. Взять хотя бы наши впечатления от теста гибридного Nissan Pathfinder нового поколения

Компоновка: последовательные гибриды

В случае, когда двигатель внутреннего сгорания в принципе не вращает колёса механическим способом, гибрид представляет собой по сути электромобиль с бортовым генератором электричества, роль которого и исполняет ДВС. Такие гибриды принято именовать последовательными. Эта схема отличается простотой, так как нет необходимости сооружать сложную трансмиссию — электромоторы вращают колёса через единственную главную передачу, которая служит для формирования нужного крутящего момента. Но класс последовательных гибридов сегодня представлен единичными моделями, так как эффективность подобного решения неоднозначна. Ведь энергию сгорания топлива приходится преобразовывать сначала в механическую, потом механическую в электрическую, а в конце электрическую — в работу непосредственно на колёсах
Поэтому функционирующий по такой схеме гибрид должен обязательно иметь хорошо развитые электрические способности. Ярким представителем этого класса электромобилей-гибридов был более не выпускаемый седан Fisker Karma, а из современников упомянем, прежде всего, Chevrolet Volt и BMW i3. Volt способен проезжать на электротяге 80 километров (благодаря тому, что он относится к категории подзаряжаемых гибридов plug-in), а если систему будет подпитывать генерирующий электричество 1,5-литровый ДВС, то непрерывный пробег увеличится до 676 км. Для электромобиля BMW i3 бензиновый двигатель — вообще опция, с которой чисто электрический запас хода в 160 км превращается в гибридный 300-километровый.

Компоновка: параллельные гибриды с электромотором между ДВС и трансмиссией

Но если вышеупомянутая схема по своей сути ближе к электромобилю, то такие автомобили, как Porsche Panamera S E-Hybrid и Cayenne S E-Hybrid, Volkswagen Golf GTE и Passat GTE, Mercedes-Benz S 500 e и С 350 e, BMW X5 xDrive40e и другие сочетают в себе привычные нам свойства бензиновых машин и способность проехать получасовой маршрут на электричестве. Для того, чтобы сохранить все «бензиновые» преимущества, мощные моторы таких машин имеют жёсткую связь с колёсами. Электродвигатель не нарушает привычную компоновку этих моделей, потому как встроен в коробку передач, и при необходимости мощности ДВС и электромотора суммируются. Эта схема называется параллельной, так как моторы обоих типов работают одновременно. В зависимости от выбранного водителем режима, бензиновый мотор может либо вращать колёса совместно с электродвигателем, либо последний будет работать в качестве генератора и запасать электричество в батарее на будущее. Чисто электрический режим реализован посредством сцепления между трансмиссией и ДВС: если оно разомкнуто, то электромотор вращает колёса в одиночку.

Компоновка: параллельные гибриды с электромотором отдельно от ДВС и трансмиссии

Отдельно стоит достаточно обширная и одновременно разношёрстная группа гибридных автомобилей, у которых один или несколько электромоторов не сблокированы с коробкой передач и двигателем, а вынесены на периферию. Первопроходцем в таких решениях стала компания Toyota со своей технологией HSD (Hybrid Synergy Drive), которая лежит в основе подавляющего большинства бензиново-электрических Toyota и Lexus. Это очень сложная и достаточно эффективная конструкция: помимо батареи и обслуживающей систему электрики, она состоит из двигателя внутреннего сгорания и двух электромоторов, объединённых посредством планетарной передачи. Планетарная передача — это механическая конструкция из нескольких шестерён и осей, которая объединяет, разделяет и преобразует крутящий момент от нескольких источников.

Один из электромоторов системы служит стартером и генератором, а второй является тяговым и рекуперирующим электричество при замедлении. Благодаря особенностям планетарного механизма, ДВС не связан напрямую с колёсами, и часть его энергии всегда отдаётся на вращение заряжающего батареи и питающего тяговый электродвигатель генератора. Для подробного разбора устройства гибридной установки Toyota потребуется отдельный большой материал, а в рамках этого общего нужно понимать главное: традиционная трансмиссия здесь заменяется планетарной передачей и контролирующей силовые модули (ДВС и два электромотора-генератора) электроникой — в зависимости от потребностей водителя, тяговый электромотор выдаёт определённую мощность отдельно или совместно с двигателем внутреннего сгорания, а избыточная тяга последнего средствами планетарного механизма идёт на вращение второго мотора-генератора и, соответственно, зарядку основной батареи.

Однако не одна только Toyota решилась на инженерные извращения в области гибридов. Несколько более простую схему разнесённых ДВС и электромоторов используют Volvo и Peugeot для создания гибридных полноприводников. Идея проста и одновременно красива: переднюю ось пусть приводит турбодизель (ещё одно экзотическое решение в мире питающихся обычно бензином гибридов), а заднюю — электродвигатель. При необходимости (или по принуждению водителя) включения полного привода гибрид начинает работать как последовательно-параллельный: ДВС одновременно вращает через обычную автоматическую коробку передач переднюю ось и питает через генератор электромотор, который крутит колёса задней оси. В чистом же электрорежиме автомобиль является заднеприводным. Volvo V60 Plug-In Hybrid ещё и оказалась самой дальнобойной в электрическом плане за всю историю наших тестов гибридов — за счёт ёмкой батареи и хорошо отлаженных алгоритмов универсал покрыл на электротяге 46 километров!

Нечто подобное, только наоборот, изобрели в BMW, когда проектировали футуристичный суперкар i8. У него бензиновая установка с автоматической коробкой передач и электромотором-генератором находится сзади, а тяговый электродвигатель — на передней оси. Система работает таким образом, что гибридное купе может быть либо переднеприводно-электрическим, либо полноприводно-гибридным. Переход на задний привод невозможен по той причине, что в случае опустошения батареи ДВС, по задумке инженеров, начинает работать одновременно в режиме вращения колёс задней оси и питания переднего электродвигателя через второй мотор-генератор — это всё та же последовательно-параллельная схема. Интересной особенностью BMW i8 является то, что передний электродвигатель вращает «ось» через двухступенчатую коробку передач, что позволяет достигать на одной только электрической тяге скорости 120 км/ч.

Так что же лучше?

Гибридное будущее однозначно за конструкциями типа plug-in, потому что именно они дают реальную экономию топлива. К тому же, большинство «плагинов» — это два автомобиля в одном: бесшумный и плавный электрический плюс бензиновый со взрывной динамикой, которую обеспечивает увесистый электрический «буст». Однако для полноценного использования такого автомобиля владелец должен иметь возможность обеспечить его зарядной инфраструктурой. В противном случае проще остановиться на обычном полном гибриде, не имеющем функционала подключения к розетке — пусть его пробег на электричестве и ничтожен в сравнении с «плагинами», но и весит вся конструкция меньше, и стоит дешевле. Смысл в вымирающих умеренных гибридах, которые неспособны двигаться без участия ДВС, практически отсутствует — эффект от применения электротяги здесь едва ли оправдывает лишнюю массу и более высокую стоимость в сравнении с негибридными версиями. Есть будущее и у микрогибридов: отношение затрат к достигаемому с помощью этой технологии эффекту выглядит выгодным. Что касается механической схемы, то это больше вопрос настройки: конечного пользователя не должно волновать как и с помощью чего распределяются потоки мощности и энергии в недрах автомобиля — индустрия знает примеры как отличной, так и не слишком идеальной работы любой из известных схем.

Лигры, тигоны, пизли. Древняя мифология разных культур изобилует странными гибридными существами, такими как кентавры, гарпии и сирены, и даже в наши дни графические дизайнеры и любители Фотошопа создают современные гибриды, совмещая разные виды животных.

Однако гибриды животных, о которых мы расскажем ниже — реальные, живые существа. Они могли появиться случайно (когда скрещиваются два похожих вида животных) или были получены путём экстракорпорального оплодотворения ("из пробирки") или соматической гибридизации. В этом списке из 25 потрясающих гибридов животных вы увидите все формы гибридных существ.

Помимо самих гибридных животных также очень интересны и их названия, которые, надо сказать, зависят от пола и разновидности родителей. Например, самцы обычно дают первую половину названия вида, а самки — вторую. Таким образом, межвидовой гибрид под названием "пизли" (полярный медведь + гризли) получился в результате скрещивания самца полярного медведя и самки гризли, в то время как гибридное животное под названием "гролар" — наоборот, в результате скрещивания самца гризли и самки полярного медведя. Учитывая вышесказанное, теперь вы можете понять, как получил своё название лигр (одно из самых известных гибридных животных в мире), родившийся от скрещивания самца льва и самки тигра.

Вы готовы узнать о самых крутых гибридных животных, которые существуют на свете? От ягльвов и койволков до зеброидов и вольфинов — перед вами 25 удивительных гибридных животных, которых стоит увидеть:

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

25. Лигр (liger)

Пожалуй, начнём список с самого известного гибридного животного. Родившийся в результате помеси самца льва и тигрицы, лигр может существовать только в условиях неволи, поскольку места обитания родительских видов в дикой природе не пересекаются. Лигры, вес которых может достигать 400 килограммов, являются крупнейшими из всех известных существующих представителей семейства кошачьих.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

24. Тигон, или тигролев (tigon)

Ещё одна помесь между двумя крупнейшими видами семейства кошачьих — тигон, являющийся гибридом самца тигра и львицы. Не такие распространённые, как обратные гибриды (лигры), тигоны обычно не превышают размеров родительских видов, потому что наследуют от львицы-самки ростозамедляющие гены. Обычно тигоны весят около 180 килограммов.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

23. Яглев (Jaglion)

Яглев — это результат скрещивания самца ягуара и самки льва. Этот установленный образец выставлен в Зоологическом музее Уолтера Ротшильда (Walter Rothschild Zoological Museum) в Хартфордшире, Англия. Яглев обладает мощным телосложением ягуара, а окрас его шерсти перенял особенности обоих видов: цвет шерсти, как у льва, и коричневые розетки, как у ягуара.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

22. Саванна (Savannah cat)

Один из гибридов, которые образуются естественным путём в дикой природе, саванна является помесью сервала (африканская дикая кошка средних размеров) и домашней кошки. Саванн обычно сравнивают с собаками за их преданность. Их даже можно приучить к поводку и научить приносить убитую дичь.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

21. Бенгальская кошка (домашняя) (Bengal cat)

Эта порода получилась в результате селекции домашних кошек, скрещенных, затем обратно скрещенных и ещё раз обратно скрещенных с гибридом собственно бенгальской кошки и домашней кошки (обратное скрещивание — это половое скрещивание гибрида первого поколения с одним из его родителей). Целью было создать крепкую, здоровую и дружелюбную кошку с ярким и контрастным окрасом. Эти кошки, как правило, имеют шерсть ярко-оранжевого или светло-коричневого цвета.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

20. Койволк (Coywolf)

Койволк — это гибрид койота и самки одного из трёх видов североамериканских семейств псовых: серого, восточного или красного волка. Койоты близко связаны с восточными и красными волками, разойдясь с ними в развитии вида всего 150.000-300.000 лет назад и развиваясь с ними бок о бок в Северной Америке.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

19. Мул (Mule)

Мулы рождаются в результате спаривания самца осла и кобылы. Мулы более терпеливы, устойчивы и выносливы, чем лошади, и кроме того, живут дольше лошадей. Они считаются менее упрямыми, более быстрыми и сообразительными, чем ослы. Ценящиеся за свою развитую вьючную способность, мулы обычно весят 370-460 км.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

18. Лошак (Hinny)

Обратный гибрид осла и лошади, лошак появляется в результате скрещивания жеребца и ослицы. Лошаки встречаются гораздо реже, чем мулы, так как уступают им в выносливости и работоспособности. Кроме того, самцы лошака всегда бесплодны, а самки — в большинстве случаев.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

17. Бифало (Beefalo)

Иногда упоминаемый как каттало или американский гибрид, бифало является гибридом домашнего скота (преимущественно, самцов) и американского зубра (преимущественно, самок). Бифало внешне и генетически прежде всего похож на домашнего быка, лишь на 3/8 перенимая генетику американского зубра.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

16. Зеброид (Zebroid)

Известный под многими другими названиями, такими как зедонк, зорс, зебрул, зонки и земул, зеброид является помесью зебры и любого другого представителя семейства лошадиных (лошадь, осёл и т.д.). Разводимые с XIX века, зеброиды имеют физическое сходство со своим родителем-не зеброй, однако так же полосаты, как зебры, хоть полосы обычно и не покрывают всё тело животного.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

15. Дзо (Dzo)

Дзо, также известный под названием "хайнак" или "хайнык", является гибридом яка и домашнего скота. Технически слово "дзо" относится к гибридам-самцам, в то время как по отношению к самкам используется слово "дзомо". В отличие от плодородных дзомо, дзо бесплодны. Поскольку эти животные являются продуктом гибридного генетического явления под названием "гетерозис" (повышение жизнестойкости гибридов в последующих поколениях), эти животные крупнее и выносливее, чем яки и домашний скот, живущий в том же регионе.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

14. Гролар (Grolar)

Гролар — редкий гибрид гризли и полярного медведя. Хотя эти два вида генетически похожи и часто встречаются на одних и тех же территориях, обычно они избегают друг друга и имеют различные привычки размножения. Гризли живут и размножаются на земле, в то время как полярные медведи предпочитают делать это на льду. Гролары могут существовать как в условиях неволи, так и в дикой природе.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

13. Кама (Cama)

Кама — это гибрид самца дромадера (одногорбого верблюда) и самки ламы, выведенный с помощью искусственного оплодотворения в Центре размножения верблюдов (Camel Reproduction Centre) в Дубае. Первая кама родилась 14 января 1998 года. Целью скрещивания было создать животное, которое по своему шерстяному покрову будет похоже на ламу, но по размерам, силе и отзывчивому нраву — на верблюда.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

12. Волкособ (Wolfdog)

Сегодня волкособы (полное название "Чехословацкая волчья собака") — это новая, официально признанная порода собак, возникшая в результате эксперимента, проведённого в 1955 году в Чехословакии. Волкособ — гибрид немецкой овчарки и карпатского волка. Целью скрещивания видов было создание породы с темпераментом, стадным чувством и способностью к обучению немецкой овчарки и силой, физическим строением и выносливостью волка.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

10. Нарлуха (Narluga)

Нарлуха — ещё один очень редкий гибрид, созданный скрещиванием нарвала, млекопитающего средних размеров с бивнем, и белухи, арктического и субарктического зубатого кита из семейства нарваловых. Нарлухи встречаются крайне редко, однако в последние годы наблюдается интересная тенденция увеличения случаев, когда этих гибридных животных встречают в Северной Атлантике.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

9. Зуброн (Zubron)

Зуброны, гибриды домашнего крупного рогатого скота и зубра — это тяжёлые и сильные животные, самцы которых весят до 1,2 тонны. Название "зуброн" было выбрано из сотен предложений, отправленных в адрес польского еженедельника "Przekroj" во время конкурса, организованного в 1969 году. Самцы зубронов бесплодны в первом поколении, а самки фертильны и могут быть скрещены с каждым из этих видов в качестве родителя.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

8. Цихлида Красный попугай (Blood parrot cichlid)

Красный попугай — это гибрид самца цихлиды Мидас (Midas), эндемика Коста-Рики и Никарагуа, и самки цихлиды Красная голова (Redhead Cichlid). Так как гибрид имеет различные анатомические деформации, в том числе маленький изогнутый рот, который почти не закрывается, затрудняя питание рыбы, существуют разногласия о моральной стороне разведения этих рыб.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

7. Мулард (Mulard duck)

Мулард (иногда муллард) — это гибрид мускусной утки и домашней утки породы пекинская белая. Выращиваемые на коммерческих фермах для получения мяса и фуа-гра, муларды являются гибридами не только между разными видами, но и между разными родами. Эти гибридные утки могут быть созданы путём скрещивания селезня мускусной утки и утки породы пекинская белая, однако в большинстве случаев выводятся посредством искусственного оплодотворения.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

6. Овцекоза (Geep)

Гибрид овцы и козы рождается в результате скрещивания барана с козой или козла с овцой. Хотя эти два вида кажутся похожими и могут спариваться, они принадлежат разным родам подсемейства козьих семейства полорогих. Несмотря на широко распространённый выпас козлов и овец, гибриды встречаются очень редко, а потомство в результате спаривания обычно бывает мертворождённым.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

5. Гибрид чернопёрой акулы (Black-tip hybrid shark)

Первый гибрид акулы был обнаружен в австралийских водах всего несколько лет назад. Получившийся в результате скрещивания австралийской чернопёрой акулы и обычной чернопёрой акулы, гибрид обладает большей выносливостью и агрессивностью. Учёные предполагают, что эти два вида скрестились сознательно, чтобы повысить выносливость и навыки адаптации.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

4. Гибрид носорога (Rhino hybrid)

Межвидовая гибридизация подтверждена между чёрным и белым носорогами. Новые исследования показывают, что это возможно, поскольку эти два вида отделяют друг от друга, скорее, географические границы, нежели генетическая разница. Обитающие в Африке, чёрные носороги классифицируются как вид, находящийся на грани исчезновения, а один его подвид, к сожалению, уже признан вымершим.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

3. Гигантский рыжий кенгуру (Red-grey kangaroo)

Гибриды кенгуру между подобными видами были выведены посредством заселения самцов одного вида и самок другого, чтобы ограничить выбор партнёра для спаривания. Чтобы создать естественный гибрид кенгуру, детёныша одного вида переместили в сумку самки другого вида. Гибрид был создан путём смешивания большого рыжего кенгуру и гигантского кенгуру.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

2. Африканизированная пчела, или пчела-убийца (Killer bee)

Пчёлы-убийцы были созданы в попытке вывести одомашненных и более управляемых пчёл. Это было сделано посредством скрещивания европейской медоносной пчелы и африканской пчелы, однако потомство, получившееся более агрессивным и более жизнеспособным, в 1957 году было по ошибке выпущено на волю. С тех пор африканизированные пчёлы распространились по всей территории Южной, Центральной и Северной Америки.

Топ-25: Удивительные гибридные животные, которых стоит увидеть

1. Гибридная игуана (Hybrid iguana)

Гибрид игуаны — это результат естественного скрещивания самца морской игуаны с самкой конолофа (или друзголова). Морская игуана, обитающая исключительно на Галапагосских островах, обладает уникальной среди современных ящериц способностью питаться в воде и вообще проводить большую часть времени в воде, что делает её единственным сохранившимся до наших дней морским пресмыкающимся.

Читайте также: