Развитие детей компьютерщики или веселый компьютер

Обновлено: 05.07.2024

Расскажем по порядку, с чего начать обучение, как выбирать учебники и что поможет не потерять мотивацию.

Определиться с целью

Прежде чем искать уроки с заголовком «Программирование для детей», родителям важно узнать, чем ребёнок хочет заниматься. Чаще всего дети мечтают создавать игры, но встречаются подростки, фанатеющие от крутых сайтов, роботов или сервисов Google.

В зависимости от цели подбирается нужный язык программирования. Среди тысяч наименований востребованными сегодня остаются около 50. Одни языки заточены под определённые задачи, другие — универсальны. Например, Swift служит для создания iOS‑приложений, когда как на Python разрабатываются как игры, так и искусственный интеллект.

Чтобы собрать рекомендации, я опросил 70 преподавателей нашей школы — выпускников технических вузов и сотрудников международных компаний. Наиболее популярными, универсальными и простыми в освоении оказались Python и JavaScript. Благодаря первому обновили World of Tanks и YouTube, а второй подарил нам Netflix и Ам Няма из Cut the Rope. Не будет ошибкой, если подросток осознанно решится изучить Java, C или C++, однако они более требовательны к ученику и сложны в освоении. Я рекомендую приступать к ним после получения базовых знаний на интуитивно понятных языках.

Детям до 11 лет часто предлагают начинать кодить через Scratch. Интерактивный интерфейс и простота в освоении призваны прежде всего заинтересовать ребёнка миром программирования, а не сделать из него специалиста. На Scratch создаются только простенькие проекты — небольшие игры и анимация. Однако это хорошая стартовая площадка, чтобы затем перейти к освоению Python и JavaScript.

Учить английский

Если подросток сидит на YouTube или в Twitch и зависает в Dota 2, то, скорее всего, он уже имеет базовые представления об английском. Общение с иностранными игроками по Сети и просмотр видео от зарубежных пользователей мотивируют изучать язык сильнее пятёрки в дневнике. Не удивляйтесь: онлайн‑игры — отличное дополнение к урокам английского в школе. Родители могут воспользоваться моментом и предложить ребёнку занятия с репетитором, лингвистический сервис или хороший учебник.

Незнание языка — серьёзный барьер в изучении программирования. Английские слова и аббревиатуры используются в коде, а множество полезных сервисов, учебников и видеоуроков не переведены на русский.

К счастью, базовых знаний английского вполне хватит. Грамматические и пунктуационные правила в программировании собственные, поэтому главное — понимать общий смысл при прочтении. В будущем же владение английским языком поможет устроиться в международную компанию.

Найти ментора

Понять основы языка программирования не сложнее, чем освоить базовый английский. При этом совершенно неважно, что легче даётся школьнику — информатика или литература.

Другое дело — стать полноценным специалистом.

Учитывая возраст, увлечения и школьные уроки, самостоятельное изучение алгоритмов и инструментов — непростое занятие даже для амбициозного подростка.

Легче всего составить список ресурсов для самообразования и надеяться, что подросток будет исправно заниматься. По факту же большинство сохранят ссылки в закладки и забудут про них. К сожалению, безграничное количество бесплатного контента заставило людей прокрастинировать: всё полезное и бесплатное откладывается на потом. По статистике, только 3–5% Плюсы и минусы массовых онлайн‑курсов студентов открытых онлайн‑курсов оканчивают их.

Другой важный момент — во время учёбы постоянно возникают вопросы: почему код выдаёт ошибку, какой именно учебник выбрать, что изучить следом. В огромном объёме информации в Сети ребёнок запросто запутается.

На помощь приходят частные школы и педагоги. Оба варианта дадут ученикам самое важное: продуманную образовательную программу и менторскую поддержку. Частные школы обходятся дороже, но предлагают проверенный учебный курс, коллаборативную работу и различные сервисы. Родители могут также найти частного преподавателя: занятия со студентом технического вуза или Junior‑программистом заметно ускорят темп обучения. Педагог станет проводником, указывающим верное направление в поисках знаний. А главное — ребёнок не потеряет мотивацию продолжать учиться.

Использовать полезные ресурсы

Чтобы начать писать код, не нужны дорогостоящие и «тяжёлые» программы. Часть разработчиков использует Sublime Text. Это удобный текстовый редактор с поддержкой множества плагинов. У него есть бесплатная версия. Позже ребёнок сможет выбрать инструмент под себя, аналогов великое множество: от Notepad++ и Visual Studio Code до стандартного «Блокнота».

Также порекомендуем книги, каналы и курсы, качество которых проверено на личном опыте.

Учебники

Перед покупкой книг обратите внимание на дату выпуска. Несмотря на неизменность основных понятий, языки программирования постоянно обновляются. Выбирайте учебники поновее и следите за актуальными версиями языков в интернете — на специализированных сайтах или вбивая запрос в поисковик.

1. «Scratch 3 для юных программистов», Денис Голиков

Детям до 12 лет проще начать кодить через Scratch. Красочный и понятный учебник Голикова — отличный проводник для создания первых игр и анимаций.

2. «HTML и CSS. Разработка и дизайн веб‑сайтов», Джон Дакетт

Путь к программированию подростку проще начать с HTML и CSS. Несмотря на то что это не языки программирования, изучение разметки поможет понять строение сайтов и облегчит освоение Python и JavaScript в дальнейшем. Учебник Джона Дакетта наполнен понятными примерами и практическими иллюстрациями.

3. «Python для детей. Самоучитель по программированию», Джейсон Бриггс

Замечательный иллюстрированный учебник с практическими заданиями. По программе Бриггса работает множество школ и частных педагогов.

4. «Изучаем программирование на JavaScript», Эрик Фримен, Элизабет Робсон

Простое изложение и понятная структура обеспечили этой книге место на полках множества программистов. Пусть ребёнка не пугает внушительный объём (600 страниц!). Книга насыщена иллюстрациями, примерами и графикой, а содержание охватывает всё необходимое для старта разработки на JavaScript.

Сайты

Бесплатные интерактивные занятия в браузере. Это благотворительный проект с рубрикой «Час кода» (Code Break), в рамках которой предлагаются мини‑уроки, задания и челленджи для учеников любого возраста и уровня знаний.

2. freeCodeCamp

Более 6 000 бесплатных уроков. К сожалению, сервис работает только на английском.

3. Invent with Python

Бесплатная библиотека Аля Свейгарта. Здесь есть учебники по основам Python и Scratch, созданию игр, а также практические видеокурсы. Материалы доступны на английском языке, но часть книг переведена на русский, их можно найти через поисковик.

4. CodeCombat

Интерактивные занятия, посвящённые Python и JavaScript, а также основам информатики. Благодаря геймификации обучение проходит легко и увлекательно.

Курсы

1. YouTube‑канал Sentdex

Более 1 000 видео на тему Python‑разработки, включая создание проектов в реальном времени.

2. Программирование на Python от Института биоинформатики

Бесплатный курс на платформе Stepik по основам языка Python. Содержит 28 уроков с практическими заданиями от сильных педагогов.

3. JavaScript — основы и функции

Курс от разработчиков «Яндекса» на Coursera. Понятные и простые лекции, посвящённые языку JavaScript. Практические и тренировочные занятия помогут начинающим создать свои первые программы и библиотеки. Курс рассчитан на 5 недель с постоянным доступом к видеоматериалам.

В качестве заключения предлагаем чек‑лист, который поможет начать обучение:

Scratch — пожалуй, самый популярный проект, разработанный специально для детей.

Scratch сделан на основе идей языка программирования Logo и конструктора Lego. С помощью блоков, представленных в виде пазла, можно программировать движения и речь героев, менять внешность, реакцию на действия пользователя и другие параметры. Детям нравится смотреть на результаты своего труда – мультфильмы и двухмерные флеш-игры.

2. Codim.Online — youtube-канал для тех, у кого возникают сложности с самостоятельным освоением платформы Scratch.

Международная некоммерческая школа программирования. Создана волонтерами – братьями Партови, которые стали распространять видео об основах программирования. Теперь школу поддерживают крупные IT-компании.

На сайте есть масса простых игр о базовых принципах работы языков программирования, а также обучающие видео и курсы. Материал разбит на возрастные группы, что упрощает навигацию.

Открытый YouTube-канал для детей и подростков. Здесь ребенок может научиться программировать, создавать игры, проектировать 3D-модели, познакомится с Photoshop, узнает, что такое чат-бот.

Образовательный портал с блоком курса по программированию. Состоит из 11 видеоуроков, за время которых ученик поймет, хочет ли он развиваться в данной профессии, а также освоит базовый синтаксис написания кода и создаст свою первую программу. Курс рассчитан на школьников, которые уже имеют первичные знания по информатике.

Это крупный портал по бесплатному онлайн-образованию, на котором есть раздел, посвященный IT и программированию. Здесь огромный выбор тем: от знакомства с понятиями Интернет и процессор до объяснения алгоритмов и шифрования с использованием разных языков. Удобная сортировка материалов по категории, преподавателю, ключевому слову.

Предлагают курсы по программированию для детей и школьников. На сайте есть бесплатные блоки, например, по основам PHP, состоящий из 10 лекций с практическими заданиями. Отличный вариант для старта и изучения теории.

Если вы считаете, что ребенку непременно нужны помощник в изучении программирования и практические задания, которые будет проверять опытный преподаватель, тогда ваш вариант – платные курсы и онлайн-школы. Там предлагают групповое и индивидуальное обучение. Практически у всех есть пробное бесплатное занятие, которое поможет определиться с выбором.

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость.

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок". Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!" "Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!"
"Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!" "Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!"
"Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!" "Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь"

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино. Так ни один компьютер не сможет!".

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй" "Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!"
"Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!" "У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!"
"Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!" "Удовольствие надо получать любой ценой!"

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".

Онлайн-книги

629860, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ПУРОВСКИЙ РАЙОН, П.Г.Т.УРЕНГОЙ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. ДОМ 17,

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ 5-6 ЛЕТ.

«КОМПЬЮШКА» (ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.)

пРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1 ГОД.


Общие положения. 3

Пояснительная записка. 3

Цели и задачи. 4

Содержание образования 6

Методы и приёмы. 6

Формы и технологии работы. 7

Средства для работы. 8

Система образовательной работы с детьми. 9

Тематическое планирование. 9

(Перспективное планирование учебного материала

по информатике для подготовительной группе.) 10

Структура занятий. 13

Оздоровительная работа. 14

Управление реализацией программы. 16

Список литературы. 20


Общие положения.

1.1 Пояснительная записка.

В последние несколько лет происходит практически глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро внедрили и в школу, а между школой и детскими садами наблюдается прямая преемственность, следовательно, необходимо внедрять ИКТ в ДОУ. Также внедрение ИКТ необходимо вследствие преобразования дошкольного образования внедрение сначала ФГТ, а потом ФГОС.

В связи с этим появилась проблема педагоги не владеют достаточными знаниями в области ИКТ и в следствии не умеют использовать этот вид технологий в образовательной деятельности. Хотя это условие явиться обязательным требованием к кадровому обеспечению в ДОУ.

Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность им уже не очень интересные обычные уроки. Приходиться внедрять различные новшества. Тот воспитатель, который владеет ИКТ, делает образовательную деятельность более интересной занимательной и доступной для воспитанника.

В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации, постоянной модернизации устройств, а также для обработки всей информации. Решать задачи разной сложности помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам в первую очередь ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность данных перемен связана с внедрением в дошкольном учреждении информационных технологий.

Также для успешной подготовки к школе необходимо дать ребёнку основные знания компьютера. Так как в школе ребёнок столкнётся с вычислительной техникой. Поэтому я считаю, что необходимо заранее подготовить ребёнка к взаимодействию с ИКТ.

Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей


школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании программы подготовки дошкольников к школьному курсу информатики.

Эта разработка составлена по основным критериям (разделами) ИКТ. Срок реализации 1 год. Основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» и А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике», конспекты к данной программе возможно брать с книги «Дошколенок + компьютер» Л.А. Котч.

В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей вначале и конце обучения.

В данной программе я постараюсь решить проблему непрерывности дошкольного и начального школьного образования в рамках ИКТ. Развитие компьютерных технологий дала возможность освоить компьютер не только взрослому поколению, но и дошкольникам

1.2 Цель и задачи

1. Обучить дошкольников основам компьютерной грамотности.

2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.

3. Научить пользоваться компьютером.

4. Формирование мотивационной, операционной и интеллектуальной готовности ребёнка к использованию ИКТ.

Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.

Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.

Закрепить навыки ЗОЖ.

Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления, понятия, что компьютер не только для игр.

Формировать познавательный интерес к ИКТ, основные представления о построении логических моделей.

Учить оценивать результаты деятельности.

Развивать познавательные и психические процессы, интеллектуально-творческие способности.

В конце обучения ребёнок должен:


Правила техники безопасности.

Главные части компьютера.

Иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера.

Знать рабочие программы.

Что такое алгоритм.

Основы работы в программах:

Работать с мышкой и клавиатурой, свободно ориентироваться на мониторе.

Пользоваться графическим редактором и Word.

Научиться составлять алгоритмы.

Расширить знания о пользовании некоторыми программ.

Решать логические и математические задачи.

Сравнивать предметы, перемещать, группировать, делить их.

Понимать язык стрелок и как ими пользоваться.

Определять последовательность событий.

Приводить примеры отрицаний.

Самостоятельно запускать компьютер и программы.

Свободно без психологических проблем работать за компьютером.


Содержание образования

2.1 Методы и приёмы работы.

Методологической основой программы является деятельностный подход к применению новых ИКТ в детском саду, он состоит в том, что в результате обучения по данной программе дети приобретают знания нужные для овладения практическими умениями и знаниями.

Основные методические подходы:

Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.

На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.

Создаются определённые ситуации общения, которые приводят ребёнка к тому что нужно проявить собственную инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Образовательный процесс должен строится на основе применения современных педагогических технологий.

Читайте также: