Развитие компьютерной педагогики началось в каком году

Обновлено: 06.07.2024

Информатизация — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

По определению ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г., информатизация представляет собой "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

Информатизация – направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.

Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьёзных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Цель информатизации - трансформация движущих сил общества, которые должны быть перенацелены на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Компьютерная педагогика — это направление педагогики, ставящее своей целью создание условий и разработку методов для познания мира учащимися посредством компьютерных средств. Компьютерная педагогика принципиально отличается от информатики, направленной на освоение компьютерной техники, и рассматривает всю совокупность влияния цифровых технологий на окружающий мир как сферу своей деятельности.

В соответствии с этим отношением для компьютерной педагогики все явления, связанные с информационными коммуникационными технологиями (ИКТ), распределяются по трем большим группам:

 — собственно компьютерные, функционально ограниченные компьютером, как единственным устройством их существования;

 — опосредованные компьютером, то есть, использующие компьютерные технологии для создания каких-либо функций у разных электронных устройств и систем;

 — производные от компьютерных технологий, то есть, использующие, имитирующие или интерпретирующие компьютерные технологии для интеллектуальных и проектных методов непосредственно не связанных с электронной цифровой техникой.

Компьютерная педагогика отличается от существовавшего в 60-80-х годах XX века направления программированного обучения, так как не ставит своей целью разработку методов алгоритмизированного процесса обучения.

Компьютерная педагогика отличается от медиаобразования, которое видит свою главную цель в формировании критического мышления по отношению к средствам массовой информации (СМИ) — линейным по организации содержания и монологическим по форме коммуникации. Медиаграмотность (media literacy) не становится целью компьютерной педагогики, но является её инструментальной частью.

Компьютерная педагогика, взаимодействуя со всеми известными педагогическими направлениями, направлена на выработку творческих диалоговых моделей образовательной деятельности.

Одной из основных идей компьютерной педагогики является перенос значения для всех систем образования с техноцентризма на культуроцентризм. В соответствии с этим переносом должно изменяться и содержание обучения, направляемое на развитие творческого мышления каждого отдельного индивида, создание новых форм обучения для свободного интеллектуального развития.

Особое внимание компьютерной педагогики направлено на изучение знаково-символического мышления человека и разработку компьютерных методов его развития, как основы творческой интеллектуальной деятельности в современном информационном обществе.

Значимые идеи для компьютерной педагогики были сформулированы в творчестве Маршалл Маклюэн, в теории инструментальной психологии Л. С. Выготского, идеях Дж. Дьюи, теории функциональных систем П. К. Анохина, в психологии Ж. Пиаже, теории интегрированного обучения Б. П. Юсова, в когнитивной теории метафоры Дж. Лакоффа, в работах многих мыслителей, педагогов и психологов второй половины XX века.

В прошлый раз мы рассказывали, как попытки автоматизировать процесс обучения привели к появлению в 60-х годах очень продвинутой по тем временам системы PLATO. Для неё разработали немало учебных курсов по разным предметам. Однако у PLATO был недостаток — доступ к обучающим материалам получали лишь студенты университетов со специальными терминалами.

Ситуация изменилась с приходом персональных компьютеров. Так, обучающее программное обеспечение пришло во все вузы, школы и дома. Продолжаем рассказ под катом.



Фото: Matthew Pearce / CC BY

Компьютерная революция

Устройством, которое привело к революции персональных компьютеров, был Altair 8800 на основе микропроцессора Intel 8080. Шина, спроектированная для этого компьютера, стала стандартом де-факто для последующих ЭВМ. Altair разработал инженер Генри Эдвард Робертс в 1975 году для компании MITS. Несмотря на ряд недостатков — у машины не было ни клавиатуры, ни дисплея — за первый месяц фирма продала несколько тысяч устройств. Успех Altair 8800 открыл дорогу другим ПК.

В 1977 году Commodore вышла на рынок со своим Commodore PET 2001. Этот компьютер в корпусе из листового металла весом 11 килограммов уже имел монитор с разрешением 40х25 символов и устройство ввода. В том же году Apple Computer представила свой Apple II. Он получил цветной дисплей, встроенный интерпретатор языка BASIC и мог воспроизводить звук. Apple II стал ПК для рядовых пользователей, поэтому с ним работали не только технически подкованные специалисты в университетах, но и учителя в школах. Это подстегнуло разработку доступного образовательного ПО.

В какой-то момент учитель из США Энн Маккормик (Ann McCormick) обеспокоилась тем, что некоторые подростки читают крайне неуверенно и медленно. Поэтому она решила проработать новую методологию для обучения детей. В 1979 году Маккормик выиграла грант и получила Apple II от фонда Apple Education Foundation. Объединив усилия с доктором психологии из Стэнфорда Тери Перл (Teri Perl) и программистом Джозефом Уорреном (Joseph Warren) из Atari, она основала компанию The Learning Company. Вместе они начали разрабатывать обучающее ПО для школьников.

К 1984 году The Learning Company издала пятнадцать обучающих игр для детей. Например, Rocky's Boots в которой школьники решали разнообразные логические задачки. Она завоевала первое место в рейтинге торговой ассоциации Software Publishers. Также была Reader Rabbit, обучающая чтению и письму. За десять лет она разошлась тиражом в 14 миллионов копий.

К 1995 году выручка компании достигла планки в $53,2 млн. Редактор журнала Children's Technology Review Уоррен Баклейтнер (Warren Buckleitner) даже назвал The Learning Company «Святым Граалем обучения». По его словам, именно работа команды Энн Маккормик помогла учителям понять, насколько мощным образовательным инструментом могут быть компьютеры.

Кто еще этим занимался

В первой половине 80-х годов The Learning Company была не единственным разработчиком обучающего ПО. Развивающие игры выпускали Optimum Resource, Daystar Learning Corporation, Sierra On-Line и другие небольшие компании. Но успех The Learning Company удалось повторить только Brøderbund — её основали братья Даг и Гэри Карлстоны (Doug and Gary Carlston).

Одно время компания разрабатывала игры, пожалуй, самый известный их проект — это Prince of Persia. Но вскоре братья переключили свое внимание на образовательные продукты. В их портфолио вошли: James Discovers Math и Math Workshop для обучения основам математики, Amazing Writing Machine для обучения чтению и грамматике, а также Mieko: A Story of Japanese Culture — курс японской истории в виде занимательных рассказов для детей.

В разработке приложений принимали участие учителя, они же составляли планы уроков с использованием этого ПО. Компания регулярно проводила семинары в школах для популяризации компьютерного обучения, издавала бумажные руководства для пользователей и делала скидки на программы для образовательных учреждений. Например, при обычной цене Mieko: A Story of Japanese Culture в $179,95 школьная версия стоила почти в два раза дешевле — $89,95.

К 1991 году Brøderbund заняла четверть американского рынка образовательного ПО. Успехи компании привлекли внимание The Learning Company, которая купила конкурента за $420 млн.

ПО для студентов

Университетское образование не осталось в стороне компьютерной революции. В 1982 году MIT закупили несколько десятков ПК в аудитории для студентов инженерных специальностей. Год спустя на базе университета при поддержке IBM запустили проект «Афина». Корпорация предоставила вузу вычислительные машины общей стоимостью в несколько миллионов долларов и своих программистов для разработки образовательного ПО. Доступ к новым технологиям получили студенты всех специальностей, а в кампусе заработала компьютерная сеть.

В конце 80-х годов в MIT появилась образовательная инфраструктура на основе UNIX, а специалисты вуза разрабатывали программы для других университетов. Одной из самых удачных признали комплексную систему для преподавания естественно-научных дисциплин — сотрудники вуза не только написали компьютерный курс лекций, но и запустили систему проверки знаний студентов.

«Афина» стала первым опытом масштабного использования компьютеров и программного обеспечения в университете и образцом для подобных проектов в других учебных заведениях.

Развитие образовательной экосистемы

Интерес к образовательному ПО в начале 80-х годов стали проявлять и предприниматели. Покинув Microsoft в 1983 году из-за разногласий с Биллом Гейтсом, Пол Аллен основал компанию Asymetrix Learning Systems. Там он разработал среду для обучающего контента ToolBook. Система позволяла создавать различные мультимедийные продукты: курсы, приложения для тестирования знаний и навыков, презентации и справочные материалы. В 2001 году ToolBook признали одним из лучших интерактивных инструментов для электронного обучения.

Начала развиваться и экосистема дистанционного обучения. Первопроходцем стала программа FirstClass, которую разработали выходцы из Bell Northern Research — Стив Эсбёри (Steve Asbury), Джон Эсбёри (Jon Asbury) и Скотт Уэлш (Scott Welch). Пакет включал в себя инструменты для работы с электронной почтой, обмена файлами, чаты, конференции для учителей, учеников и родителей. Систему используют и обновляют до сих пор (она часть портфолио компании OpenTex) — к ней подключены три тысячи образовательных учреждений и девять миллионов пользователей во всем мире.



Фото: Springsgrace / CC BY-SA

Распространение интернета в 90-х годах стало причиной следующей революции в образовании. Разработки обучающего ПО продолжились и получили новое развитие: в 1997 году родилась концепция «интерактивной учебной среды» (Interactive Learning Network).

История развития любой отрасли науки интересна и поучительна. Развитие новых технологий всегда следовало за новыми открытиями в других подчас смежных областях развития человеческой мысли и потребностей общества. Технологии обучения всегда строились на новых теориях психологии обучения. Вторая половина двадцатого века ознаменовалась такими открытиями, которые оказали очень сильное влияние на развитие всех сторон жизни общества. Это в первую очередь относится к появлению персонального компьютера и современных средств коммуникации.

Компьютерные технологии, появившиеся в середине ХХ века дали мощный толчок развитию образовательных технологий на основе информационных и коммуникационных технологий. Период становления и развития компьютерных технологий обучения не столь велик, первые работы по описанию применения компьютера в обучении появились в конце 50-х годов. Период жизни - 50-60 лет для любого явления небольшой, но если учесть революционную значимость компьютера для всех областей деятельности человека, приведшую к появлению и развитию информационного общества, то можно утверждать, что феномен компьютерные технологии требует рассмотрения вопросов применения компьютера и компьютерных технологий в образовательной деятельности, а не только в учебном процессе.

Выделим несколько периодов развития компьютерных технологий обучения, начиная с 1954 года, когда и появилась работа «Наука об учении и искусство обучения».

Автоматизированные компьютерные технологии обучения . Название технологии обучения устаревшее, но положившее начало дальнейшему активному применению компьютера в обучении. Период времени достаточно насыщен поиском разнообразных подходов, алгоритмов обучения и разработками компьютерных программ обучения и контроля. Появление персональных ЭВМ - компьютеров, значительно повлияло на становление и развитие компьютерных технологий обучения.

Компьютерные мультимедийные технологии обучения . С расширением функциональных возможностей компьютера, позволивших применять различные среды для подготовки информационного, а в дальнейшем и обучающего материала, появился новый термин - мультимедийные технологии обучения.

Сетевые компьютерные технологии обучения . Особенностью развития настоящего периода образования являются развитые средства доставки информации, возможность работы в интерактивном режиме, комплексное использование различных взаимодополняющих технологий обучения. На данном этапе развития мирового сообщества большое внимание во всех сферах его жизнедеятельности уделяется сетевым технологиям общения и обучения. Развитие сетевых или иначе коммуникационных технологий общения дали новый толчок к развитию технологий дистанционного компьютерного обучения, Интернет-технологий. Появилось новое понятие - Интернет образование.

Следует отметить, что в основе выделенных технологий обучения лежит компьютер, его непрерывно развивающиеся функциональные возможности по представлению и передаче информации на большие расстояния.

Рассмотрим кратко виды технологий обучения на базе компьютера и современных средств коммуникации.

Вторая половина двадцатого века ознаменовалась такими открытиями, которые оказали очень сильное влияние на развитие всех сторон жизни общества.

Охарактеризуем период первых попыток внедрения компьютера в обучение и становление компьютерных технологий обучения (1950-1970 годы). В этот период компьютерные технологии обучения называли автоматизированными технологиями обучения или технологиями программированного обучения, что не одно и тоже. Внедрение ЭВМ в учебный процесс (слово компьютер не было еще введено в лексикон) не повысило на раннем этапе внедрения эффективности обучения, да и трудно было ожидать каких-то серьезных результатов от первых внедрений ЭВМ в учебный процесс. Сам парк ЭВМ, архитектура последних требовала особого обслуживания, а работа обучающихся в пакетном режиме обработки информации позволяла применить ЭВМ лишь в качестве тренажеров, не выходящих за рамки информационно-контролирующих устройств. Причем и такая возможность применения ЭВМ в качестве средства обучения была доступна только в отдельных элитных вузах страны.

В 50-е годы ХХ века начала развиваться такая образовательная технология, как программированное обучение. Возможности ее по сравнению со ставшей традиционной поурочной технологией оказались выше. Программированный контроль, осуществляемый с помощью специальных средств (технических и нетехнических) и пособий, пошаговое освоение информации вызвали повышенный интерес педагогов и обучаемых. Однако вторжение программированного обучения в учебный процесс сразу вызвало серьезнейшие изменения в традиционной образовательной системе. Программированный урок, как, впрочем, впоследствии и проблемный, потерял все отличительные признаки урока; изменились все представления об организации учебновоспитательного процесса; на повестку дня встал вопрос об отказе от традиционной образовательной системы или ее трансформации в другую. Позднее такой вопрос вставал всякий раз, когда появлялась новая образовательная технология, будь то проблемное, развивающее, дифференцированное обучение и прочие новые технологии.

Второй период (71-80-е годы). Появились более совершенные машины, средства отображения информации в виде дисплеев. При разработке педагогических программных средств утвердилась ориентация на рефлексивные процессы в управлении учебно-познавательной деятельностью. Появление персональных компьютеров позволило начать разработки и апробации различных способов управления познавательной деятельностью обучающегося.

Этот этап компьютеризации образования также не внес каких-либо значительных изменений в организацию учебного процесса. Основное направление использования компьютера в этот период - применение последнего для математических вычислений, освобождение от рутинной обработки результатов исследования, создание автоматизированных систем обработки и поиска информации в ограниченном массиве данных. Обращение к ЭВМ как средству обучения с учетом ограниченных функциональных, а значит и дидактических возможностей ЭВМ пока находится на начальном этапе своего развития.

Однако именно в этот период проводится достаточно много теоретических исследований по теории управления познавательной деятельностью, появляются специализированные школы при НИИ и Академии наук. Интерес к ЭВМ все возрастает, но лишь немногие вузы и еще меньше школ имеют компьютерную технику.

Третий период (81-90-е годы) ознаменован изменением архитектуры и расширением парка машин. Изменяется способ общения пользователя с ЭВМ, которая действительно становится персональной машиной - компьютером. Дидактические возможности компьютерной техники этого времени становятся достаточно разнообразными, рассматриваются возможности более эффективного использования всей полноты функций компьютерных обучающих систем как посредников становления интерактивных способов управления, в том числе, и познавательной деятельностью.

В теоретических исследованиях и практических разработках компьютерных технологий обучения рассматривается и применяется личностнодеятельностный подход в организации обучения с помощью компьютера, повышается возможность индивидуализации обучения в условиях применения компьютерной техники и его программного обеспечения, утверждается приоритет активности самой обучающейся личности при организации процесса обучения. В конце 80-х годов достаточно активно разрабатываются алгоритмы управления учебным процессом и создаются десятки тысяч программ различного назначения. Разработчиками этих программ были специалисты вычислительных центров и технических вузов, поскольку только у них была компьютерная техника.

В настоящее время трудно оспаривать значимость первых шагов применения компьютеров в обучении, поскольку именно компьютеры и гибкие алгоритмы, используемые при разработке практически всех педагогических программных средств, в настоящее время являются мощным сопровождением и поддержкой учебного процесса и технологий самообразования.

Под средствами мультимедиа обычно понимают комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные для него среды: графику, гипертексты, звук, анимацию, видео.

Системы мультимедиа рассматриваются как новый вид технических средств обучения, интегрирующий разные виды информации - звуковую, визуальную, и обеспечивающий интерактивное взаимодействие с обучаемым. Интересные возможности мультимедиа технологий используются при создании электронных учебных пособий и других материалов обучающего характера. Активное применение мультимедиа технологии открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения.

Мультимедиа технологии - совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных форматах (текст, звук, графика, видео, анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения.

Анализ существующих мультимедиа продуктов позволяет выделить следующие их возможности:

использование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью выбора кадра из банка аудиовизуальных программ и продвижения «внутрь» выбранного кадра;

выбор необходимой пользователю линии развития сюжета;

наложение, перемещение аудиовизуальной информации, представленной в различной форме;

аудиосопровождение визуальной информации;

ситуационный монтаж текстовой, графической, видео, диаграммной, мультипликационной информации;

изменение формы представленной визуальной информации по различным параметрам;

реализация анимационных эффектов;

изображение визуальной информации в цвете;

вычленение выбранной части визуальной информации для ее последующего детального рассмотрения;

работа с аудиовизуальной информацией одновременно в нескольких окнах;

создание учебных видеофильмов;

интерактивный диалог обучающегося с программой.

Принципиальны отличия мультимедиа от традиционных средств представления аудио- и визуальной информации, например, видеозаписи. Конечно, видеомагнитофон позволяет реализовать синхронную подачу звука и изображения, но в видеозапись заложен жесткий сценарий, что в принципе исключает интерактивность, произвольный переход от одного места записи к другому, осуществление поиска разделов по содержанию, использование разветвленных сюжетов, другое.

Мультимедиа программное средство - программный продукт (программное средство), в котором объединены различные виды информации - текст, звук, графика, видео, анимация.

Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д. Мультимедиа технологии широко используются в рекламном бизнесе, при разработке компьютерных игр. Богатые дидактические возможности мультимедийных технологий используются при создании электронных учебных пособий и других материалов обучающего характера, т.е. - компьютерных средств обучения.

Мультимедийные технологии полностью укладываются в концепцию развития компьютерных технологий обучения. Следует подчеркнуть, что мультимедийные технологии имеют те же теоретические основы, что и компьютерные технологии обучения. Правильнее рассматривать мультимедийные технологии обучения как современный этап развития компьютерных технологий обучения, использующих дидактические возможности современного компьютера, новые технологии программирования и инструментальные среды для разработки компьютерных средств обучения.

В нашей стране наиболее активные изменения в области внедрения информационных технологий в образование начались в 1990-х годах внедрением в систему образования глобальной сети Интернет. Появилось новое понятие - Интернет-образование - сетевые компьютерные технологии обучения.

Технологии сетевого компьютерного обучения позволяют принципиально изменить отношение к получению образования, необходимости непрерывного повышения своего культурно-образовательного уровня на протяжении всей своей жизни. В последнее время все чаще компьютерные сетевые технологии обучения называют Интернет-технологиями обучения или E-leaming.

Возможности интернет - технологий в образовании:

развитие межкультурных и интеркультурных связей

развитие информационного мирового сообщества

развитие системы дистанционного и открытого образования

ведение международной учебно – проектной деятельности

проведение конференций, олимпиад, конкурсов и других мероприятий в сфере образования

организация педагогических сообществ по направлениям подготовки

повышение культурно – образовательного уровня населения

непрерывное повышение квалификации специалистов

Развитие процессов информатизации образования, как и всех сфер жизни общества, показало стремление ученых, педагогов, других специалистов использовать новые средства усиления интеллектуальной деятельности человека, в то же время компьютеризация сформировала новые высокие требования к внутренним механизмам ответственности самого обучающегося за активизацию своей познавательной деятельности.

Внедрение более мощных и совершенных компьютеров и компьютерных сетей способствует развитию предпосылок необходимости интенсивного развития и внедрения инновационных процессов в образование, поиска современных технологий обучения, основанных на самообразовании и проектировании собственной траектории обучения. Развитие сетевых технологий взаимодействия дали толчок к развитию новых технологий обучения - компьютерных дистанционных технологий обучения.

Барышкин А. Г., Шубина Т. В., Резник Н. А. Компьютерные презентации на уроке математики

Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.:2003

Галеев И.Х. О систематизации учебных компьютерных средств

Мархель И.И. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990.

Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: 1988

Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации / - Красноярск, РИО КГПУ, 2004.

Сосновский В. И. Технические и аудиовизуальные средства обучения: принцип системности и практика. Новосибирск: 2004.

Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 1999

Христочевский С.А . Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. // Информатика и образование, 2000, №2, стр. 70–77

Энтина С. Б. Об одном довольно простом и полезном использовании ИКТ на уроке математики.

История систематических исследований в области компьютерной поддержки образования насчитывает более 30 лет [73]. Идея применения компьютера в учебном процессе возникла в рамках концепции программированного обучения, причем сначала компьютер рассматривался лишь как более совершенное по сравнению с простейшими обучающими машинами техническое средство. Его главным преимуществом казалась возможность индивидуализации процесса обучения. И лишь значительно позже пришло осознание огромных качественных изменений, которые вносит компьютер в методы, формы и в содержание обучения.

Первоначально разработка обучающих систем осуществлялась в крупных научных и учебных центрах [53]. В США, например, такими центрами были Дартмундский колледж, Иллинойский и Станфордский университеты и фирма "International Business Machines" (IBM). В Великобритании основные проекты по компьютеризации обучения осуществлялись в университетах Глазго и Лидса, а также в Эдинбургском колледже. В нашей стране первые обучающие системы были разработаны в Рижском политехническом институте, Белорусском университете, в ВЦ АН СССР в Москве и т.д.

Изначально большинство таких систем было ориентировано на обучение программированию. К настоящему времени почти все созданные в 60-е годы обучающие системы потеряли свое практическое значение. Они предполагали жесткую, практически исключающую диалог организацию деятельности учащихся и по своим дидактическим возможностям мало чем отличались от систем, использовавших простейшие технические средства обучения. Но именно эти первые разработки стимулировали интерес к компьютерному обучению, активизировали работу по созданию обучающих систем.

Начало 60-х годов ознаменовалось шквалом оптимистических заявлений, что в ближайшие 10 - 15 лет компьютер займет ведущее положение в учебном процессе вузов, техникумов и даже школ. Но уже к концу 60-х годов стало ясно, насколько необоснованными и преждевременными были эти предположения. Разработка эффективных обучающих систем оказалась весьма непростым делом и требовала решения довольно сложных психолого-педагогических проблем. Внедрению компьютерных технологий в образование препятствовали и такие факторы, как довольно высокая стоимость эксплуатации компьютерных систем обучения, а также предубежденность преподавателей. Преподаватели могли использовать компьютеры в обучении только с помощью программистов, а те, как правило, не имели достаточных знаний в области психологии и педагогики. К сожалению, ни преподаватели, ни программисты не могли найти общий язык.

Так продолжалось до начала 70-х годов, когда резко возросло количество выпускаемых компьютеров, и стала снижаться их стоимость. Но и тогда не был сделан прорыв в развитии компьютерной поддержки образования, т.к. все это сопровождалось неразберихой в совместимости программного обеспечения компьютеров различных систем, что также укрепило настороженное отношение педагогической общественности к развитию компьютерного обучения.

В только начале 80-х годов, по мнению специалистов [11, 51], наступил новый этап применения компьютера в обучении. Отличительной особенностью этого этапа является появление относительно недорогих, удобных в эксплуатации персональных компьютеров, изменивших представление о компьютере как о сложном и недоступном устройстве, работать с которым могут лишь избранные. Началось бурное развитие технического и программного обеспечения персональных компьютеров, что и привело, в конечном счете, к расширению возможностей их использования в обучении.

Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники.

Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в практике учебно-воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение он-лайновых учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet -образования.

Первые шаги по использованию компьютеров в обучении за рубежом начались примерно в 80-е годы XX в. Прежде всего возникла проблема наличия техники в школах. Этот период профессор Калифорнийского университета А. Борк очень точно назвал "Достанем побольше техники". Отличается в этом отношении позиция Японии, где прилагались сознательные усилия не допустить проникновения компьютеров в школьные классы, по крайней мере на ранних этапах.

В Швеции в 1983 году также была принята программа широкомасштабного внедрения компьютеров в школы.

В младших и средних классах ребята овладевают навыками работы за компьютером (computer science) при изучении разнообразных предметов, хотя в большинстве стран все начиналось с программирования. Когда были установлены первые ЭВМ в классе, не было еще специального программного обеспечения для обучения. Педагоги использовали то, что прилагалось к машинам, а это, как правило, среды языков программирования, и обычно Бейсик.

Очень трудно объяснить, почему Бейсик получил такое большое распространение во всем мире, поскольку программы, написанные на нем, могут быть до удивления лишены логики. Многие авторы отмечали, что Бейсик способствует формированию вредных навыков, которые в дальнейшем трудно изменить.

Изучение языков программирования массовым порядком - это один из этапов овладения компьютерной техникой в обучении. Этот этап прошли многие страны мира, хотя в ряде стран (Франция, Австралия) с самого начала было принято направление на использование компьютера в качестве средства обучения при преподавании школьных предметов.

С дидактической точки зрения первые шаги по овладению компьютерной техникой едины в том, что явно ощущалось чрезмерное увлечение техникой и недостаточное внимание к педагогической стороне дела. Отличались в этом отношении страны, где процесс внедрения вычислительной техники в школы контролировался государством.

Так, в 1979 году в Болгарии была создана Проблемная группа образования при Академии наук Болгарии и Министерстве народного просвещения, основной задачей которой являлось разработать методическую концепцию использования ЭВМ в образовании.

В 1985 году Национальный совет Швеции по образованию поручил рабочей группе "Педагогические программные средства" определить основные направления разработки средств учебного назначения и обеспечить их внедрение на локальном и региональном уровне. В 1983 году Министерство просвещения Китая начало эксперимент по компьютерному обучению в пяти средних школах при Пекинском университете, а также при университетах Цинхуа и Фузань. В Великобритании в 1981 году были разработаны государственные программы внедрения компьютерного обучения в школы Англии и Шотландии.

Что касается США, ФРГ, Австралии, то там внедрение компьютеров в обучение было отдано на рассмотрение местных органов образования. В России информатизация образования также контролируется государством.

С первого же момента появления компьютеров в школах стало ясно, что необходимо разрабатывать специальное программное обеспечение. Пока таких программ не было, обучали программированию, но вот появились первые программы учебного назначения.

Первоначально программы писали либо учителя, достаточно знакомые с программированием, либо программисты, мало знакомые с дидактикой. В первом случае страдала техническая сторона дела, во втором - дидактическая. Постепенно методисты и программисты стали объединяться, появились интересные обучающие программы (tutorials) и другое программное обеспечение учебного назначения (simulations, tools). Часто используются упрощенные варианты прикладного программного обеспечения для деловых приложений (text editor, speed sheet, data base). Просматриваются перспективы внедрения сетей, систем мультимедиа, систем искусственного интеллекта в учебный процесс.

Читайте также: