Ребенок не может жить без компьютера

Обновлено: 07.07.2024

Как быть, если ребенок не может жить без компьютера?

Умалять достоинства компьютера нет никакого смысла, поскольку он присутствует буквально в каждой сфере нашей жизни. Однако есть у него и недостаток – очень уж становятся зависимыми от него дети. Как вовремя распознать начинающиеся проблемы в отношениях «ребенок-ПК» и что делать, если это произошло, расскажем в нашей статье.

Первые «звоночки»

Наиболее заметно влияние виртуального мира к 12 – 15 годам, но не исключены случаи, когда нездоровый интерес проявляется значительно раньше – в младшей школе.

Рекомендуется обратить внимание при появлении следующих признаков в поведении подрастающего поколения:

  • Отсутствие в досуге привычных занятий.
  • Появление круга общения, основанного исключительно на компьютере и смежных областях.
  • Смещение биологических часов из-за продолжительного сидения перед монитором.
  • Ложь в общении, в том числе по учебе, а также бытовым мелочам.
  • Изменение характера – замкнутость, возбужденность при запрете использования ПК и т.д.


Типы зависимости

Возникновение компьютерной зависимости – есть ответ на регулярное воздействие на центр удовольствия, находящийся в мозге человека. Влияние данного участка на действие живого существа настолько велико, что на примере лабораторных крыс многие из них отказывались от питания взамен на его стимуляцию.

Зависимость не появляется в один момент, а накапливается постепенно, как у алкозависимого. При отказе же – возникает абстиненция, или синдром «отмены».

Наиболее части дети подвержены влиянию двух факторов:

Что грозит, если вовремя не отреагировать?

Самое главное, чем опасная компьютерная зависимость, это разрушение подрастающего человека как личности. Он теряет социализацию, становится агрессивным даже на малое раздражение. Кроме того, размываются границы реальности, т.е. ребенок невольно переносит модель поведения виртуальных героев, или альтер-эго в случае с интернет-зависимостью, на окружающий мир. Причем в некоторых случаях это способно обернуться фатально для него.

Серьезно страдает и физиологическая составляющая организма – повышается риск заболеваний:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • ЖКТ;
  • органов зрения;
  • сосудов и сердца.


Как бороться с зависимостью от компьютера

Первый шаг – ограничение времени использования компьютера. Недопустимы исключения по воле ребенка, например, когда он давит на жалость. ПК так же не должен выступать в качестве «кнута и пряника». Разработайте расписание и четко следуйте ему.

Второй – поработайте над атмосферой в семье и ближайшем окружении. Именно здесь, а не в виртуальности, должно быть комфортно ребенку. Сделайте его жизнь насыщенной другими событиями: занятиями спортом, искусством, общением с другими детьми, активным отдыхом. Не забывайте выделять свое время, насколько это возможно. Не отворачивайтесь от проблем своего чада – в противном случае, он найдет собеседника по другую сторону монитора.

Помните, увлечение компьютером нормально, пока не переходит описанных выше границ. Поэтому не проявляйте враждебность к этому, старайтесь интересоваться об играх, программах, собеседниках. Вероятно, именно так удастся наладить прочную связь.

Лечение от компьютерной зависимости



Ошибка № 1. Тотальный запрет

Я считаю, что зависимость появляется, когда есть явный, очень сильный запрет. Почему он не работает? Да потому что любое строгое правило очень хочется нарушить. Такова человеческая природа, мы не можем искоренить это. Если мы жестко ограничиваем, пресекаем, не позволяем детям что-то и ещё говорим «это плохо», «это зло», то получаем обратный эффект. Не надо питать иллюзий, что вы сможете навсегда оградить своих детей от компьютера и мобильных телефонов, и они привыкнут жить без гаджетов. Когда-нибудь они «дорвутся» до так называемого «запретного плода», и тогда никто не знает, что может произойти.

Что делать: Еще раз подчеркну — не стоит отбирать все гаджеты у ребенка. Категоричные запреты дают обратный эффект. Родителям следует разумно ограничивать время пользования телефоном и другими гаджетами. Дайте четко понять, когда именно нельзя пользоваться техникой. Например, во время обеда, за несколько часов до сна и т.д. Главное не забывайте, что это правило должно быть единым абсолютно для всех членов семьи.


Ошибка № 2. Сильная занятость ребенка

Одна из причин зависимости заключается в том, что у ребенка просто нет других интересов. Так происходит не потому, что он плохой или не увлекающийся, а потому, что ему не позволяют ничем интересоваться. Его время забивают тем, что считают нужным родители: школа, кружки, сад, секции.

Геймификация грамотно работает на то, чтобы как можно лучше мотивировать и завлечь детей и взрослых. В играх всё очень живо, бодро, ярко, красочно. Ты всё время получаешь какое-то поощрение: бонусы, переходы с уровня на уровень. Даже взрослый человек не может отказаться от такой мотивации, что говорить про ребенка.

Что делать: Важно предоставлять ребёнку возможность увлекаться тем, чем он хочет, а не тем, чего хотят мама и папа. Очень хорошо, когда есть много свободного времени для неиндивидуальной игры, особенно со сверстниками. Это минимизирует зависимость от гаджетов.


Ошибка № 3. Игнорирование своих собственных привычек

Иногда ко мне приходит какая-нибудь мама на консультацию. И я вижу, что ей скучно, грустно, тоскливо, она не очень любит жизнь, у нее нет хобби. При этом женщина искренне удивлена, почему ее ребенок целыми днями напролет сидит в гаджетах. Хотя ответ в данном случае очевиден. Что ему ещё делать, когда у него такой пример перед глазами?

Что делать: Если ребенок видит по вечерам вымотанных после работы родителей, которые отдыхают, просто сидя на диване и смотря телевизор, или ещё работают дома, а на выходных они делают какие-то важные дела, которые неинтересны ни им, ни ребенку, это не самый лучший пример для маленького человека.

Ваша задача — показывать чаду увлекательную, насыщенную жизнь, а главное — самим ею жить! Тогда ваше чадо будет тоже к этому стремиться, потому что дети повторяют за взрослыми. И еще один важный нюанс: родителям самим стоит больше отрываться от своего телефона, подавая тем самым хороший пример.


Ошибка № 4. Вы не стремитесь наладить диалог

Часто родители считают, что о теме зависимости можно не разговаривать с ребенком и делать вид, что все нормально, но подобная тактика губительна. Если вы закрываете глаза на проблему, это не означает, что ее нет.

Что делать: Честно разговаривайте с детьми — как вы к этому относитесь, что думаете. Говорите о своем беспокойстве. Например: «Я считаю, что это не будет полезным в больших количествах потому-то и потому-то. ». На мой взгляд, истерия вокруг темы зависимости преувеличена, потому что мы просто не знаем, как общаться с детьми. Если мы все-таки начнем это делать, да еще так, чтобы слушать и слышать подрастающее поколение, верить в то, что они вообще что-то могут о себе сказать, и они действительно думающие и понимающие создания, то много вопросов сразу снимется.

Никаких гаджетов! Как преодолеть зависимость детей от компьютера

Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего мобильного телефона или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы рады: ведь наши дети обгоняют нас в освоении технических навыков, они настоящие «цифровые граждане», растущие в информационную эпоху. Но есть и другая сторона медали — кажется, дети вообще больше не могут обходиться без компьютера.

Так, например, по данным Всероссийского исследования, проведенного Фондом развития Интернет, ежедневно пользуются сетевыми ресурсами 89% подростков и всего половина их родителей. Но несмотря на то, что дети проводят за компьютерами так много времени, далеко не всегда они знакомы с правилами сетевой безопасности, умеют пользоваться цифровыми возможностями или готовы получать новые знания.

Откуда же берется увлечение детей электронными игрушками? К сожалению, причины надо искать в раннем детстве, когда родители, желая хотя бы ненадолго отвлечь капризничающего малыша, предлагают ему поиграть в свой телефон, включают мультфильм, скачивают простейшие игры «для самых маленьких». Привычка погружаться в яркие картинки, пассивно поглощать информацию возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее!

Осторожно: привыкание!

«Зависимость ребенка от компьютера может выглядеть довольно безобидной, особенно на первом этапе, — убеждена Катерина ДЕМИНА, семейный и детский психолог- консультант. — Да, думают родители, сын увлечен компьютерными играми, но никаких настораживающих признаков пока не видно. Но важно эти признаки знать, помнить о них, чтобы вовремя принять меры. Чем младше ребенок, тем быстрее и проще он научится регулировать свое общение с гаджетами».

2−3 года

Есть одно правило, хотя и жесткое, но очень действенное: до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр он тоже знать не должен, и мультфильмов, кстати, это тоже касается.

Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно — он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей — ему эти возможности показать.

5−6 лет

Подросшему ребенку, дошкольнику, очень нужна детская компания, и очень здорово, если она будет разновозрастной. Но подойдет и хороший детский сад, где с детьми занимаются, предлагают им побольше действительно интересных дел. В этом случаем на компьютерные игры просто не останется времени — ребенок днем наиграется со сверстниками, дома почитает, пообщается с родителями, порисует и отправится спать. Дошкольникам крайне желательно ложиться спать не позже 20−21 часа: это требование физиологии, ведь усвоение мозгом новой информации происходит именно в ночное время, во сне.

7−10 лет

Чем старше ребенок — тем больше он общается со сверстниками. Избежать появления «электронной» жизни уже очень сложно — но зато еще можно ее контролировать. Очень важно, чтобы у детей была и другая сфера жизни, реальная, настоящая, с интересными занятиями, кружками. А вот о том, какие место занимают в его жизни электронные «игрушки», с ребенком нужно договориться, выработав семейные правила использования телефона, компьютера и планшета.

Важно и то, что «договориться» в данном случае — это фигура речи: правила устанавливают родители и они же контролируют то, как они выполняются. Пусть ребенок проводит с гаджетом не более часа в день — и сюда входит все: и мультики, и телепередачи, и игры — просто он сам будет выбирать, как ему этим часом распорядиться.

11−14 лет

Телефоны сейчас есть у всех детей, это вынужденная мера, надежное средство связи. Но не оставляйте его без вашего внимания: установите на мобильник функции родительского контроля, запрет на отправку СМС на короткие номера, на рекламу. Ограничьте доступ в Интернет, возможности поиска — для всего этого есть технические средства. Да, не все возможно проконтролировать, но то, что можно, необходимо сделать. И ведите профилактические беседы (при этом лучше не обращаться напрямую к ребенку, но убедиться, что он слышит): например, расскажите мужу за ужином о том, как сын вашей знакомой случайно потратил на телефоне 10 тысяч рублей, соглашаясь пройти в игре все новые и новые уровни, и как опасна такая ситуация. Кстати, мальчики, например, больше склонны к зависимости, чем девочки, — так уж устроена прифронтальная кора их мозга.

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами — чтением, творчеством — разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента — остальные прервали его через 2−3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.

Главное, что необходимо сделать — это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее. Следующий шаг родителей — установить рамки использования мобильного телефона, планшета и компьютера, ввести ограничения и помочь ребенку соблюдать новые правила.

Используйте специальные программы с функцией «родительского контроля», ограничивающие время нахождения в сети и предлагающие ребенку ресурсы, которые можно посещать. Договоритесь, например, о том, что во время приготовления уроков, вечером и ночью мобильник будет находиться у вас, чтобы не отвлекать ребенка.

Важно помнить: все эти шаги будут эффективны только при двух условиях: во-первых, сами родители тоже должны быть больше «в реальности», а не в интернете: договоритесь с мужем, что телефон вы будете использовать по назначению, а не для игр, а за компьютер садиться, например, после 22.00, когда дети отправляются спать. Пусть для всех членов семьи, и взрослых, и маленьких, это станет правилом — не занимать себя электронными «игрушками» в любую свободную минуту. И второе условие — сохранить контакт с детьми.

Такое поведение ребенка указывает на то, что зависимость уже появилась:

  1. Отсутствие у ребенка других занятий: школьник стремится только к компьютеру, избегает любых других дел или просто пережидает, пока не разрешат снова вернуться к игре, не читает, не рисует, не занимается спортом.
  2. Ребенок проводит в Интернете или за игрой более 4−5 часов.
  3. Он плохо переносит время «в реальности», отсутствие возможности поиграть или «посерфить» в Интернете. Представьте себе, как поведет он себя в ситуации, когда компьютера просто нет? Вы уехали за город или просто дома отключили электричество на несколько часов? Если у ребенка явно портится настроение или — все еще хуже — он рыдает, всех обвиняет, ему явно очень плохо, это опасный симптом.
  4. Школьная успеваемость ребенка резко снизилась: времени на уроки у него просто нет.
  5. У подростка нет друзей. При этом малое количество приятелей не считается признаком зависимости: даже один или два реальных друга — это хорошо.
  6. Ребенок отказывается проводить время с семьей, стремится остаться дома один. Он может даже отказаться от семейного отпуска на море, если там нет Интернета. Это означает, что тяга к играм уже побеждает естественную тягу ребенка к познанию, его любопытство.
  7. Ребенок все время просится в гости к друзьям, и нет возможности выяснить, как он там проводит время. Важно быть в контакте с родителями сверстников, поддерживать отношения, знать, чем заняты дети.
  8. Ребенок скрывает от вас свои занятия, быстро прячет телефон или закрывает ноутбук, выключает монитор, если кто-то входит в комнату.

Запрет — не решение

Конечно, наиболее простой путь — выбрать «запрещающую» стратегию, ограничить время, проведенное «онлайн», использовать технические средства контроля. Но не менее важно и научить ребенка правилам безопасности в Интернете, показать его возможности.

Станислав БОРИСОВ, автор и руководитель проекта Frolik (семейный сервис, обеспечивающий безопасность ребенка в Сети), уверен, что полностью изолировать ребенка от гаджетов — не значит решить проблему: «Я считаю, что тотальные запреты на игры и цифровой контент и бесполезны, и не продуктивны.

Хотите вы этого или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. К слову, в Японии и Корее использование цифровых гаджетов начинается очень рано — с 1,5−2 лет. К 4−5 годам эти малыши становятся опытными пользователями, а к 8−10 — уже способны научить родителей хитрым трюкам. На дворе информационная эра, так что подумайте сами, какое место в мире смогут занять ваши дети — потребителей, которым лидеры диктуют, что делать, либо создателей, которые сами определяют свой путь.

Придерживайтесь философии curated experience — пусть ваши дети получают свой первый опыт в присутствии взрослых, в дальнейшем это поможет им стать продвинутыми и самостоятельными пользователями, они привыкнут быть «на ты» с техникой и станут полноценными гражданами информационного мира. Выбирайте только лучшие, проверенные детские игры и приложения: обращайте внимание на удобство интерфейса, качество исполнения. А вот соответствие возрасту или навыкам надо проверять лично: возможно, на маркировке и указано «от 2 до 8 лет», но этого недостаточно, ведь в 2, 4 и 8 лет дети совершенно разные!

Помните, что каждый ребенок индивидуален, каждому важно получать собственный опыт. Наблюдая за тем, как малыш пользуется планшетом или компьютером, вы легко определите по его поведению время, когда ему становится скучно: он начнет бесцельно перебирать разные игры, ни на одной надолго не задерживаясь. Заранее устанавливать временные рамки тоже не всегда нужно: если мультфильм идет 17 минут, а вы ограничили время использования планшета 15 минутами, какой в этом смысл? Вот если ребенок перевозбуждается, проявляет агрессию, когда вы просите отвлечься от планшета, посмотрите внимательнее: может быть, он хочет завершить уже начатый уровень, а возможно, уже «пересидел», и для вас это станет сигналом в следующий раз сократить время игры.

Огромная польза ненавязчивого присмотра в том, что вы будете в курсе увлечений ребенка, заметите проблемы, с которыми он сталкивается при игре, увидите, на развитие каких навыков обратить внимание. Возможность быть в курсе цифровых развлечений вашего чада, на мой взгляд, важна».


Компьютерная зависимость у детей

Детская компьютерная зависимость – бич нынешнего времени. В эту зависимость попадают дети в возрасте от 10 лет. Удивляться нечему, поскольку детская психика формируется до 16-18 лет. А поскольку неустойчивая психика подсаживает детей на так называемую «компьютерную иглу», то многие родители просто начинают паниковать.

Почему ребенок становится зависимым от компьютера

Прежде чем воспользоваться советами психологов, надо постараться выяснить причину, почему ребенок отдает предпочтение компьютеру, интернету и играм. Скорее всего, начало было положено самими родителями, которые не видели ничего плохого в том, что их чадо часами проводит у монитора. Отсутствие контроля и радость, что ребенок не отвлекает от домашних дел, приводит к тому, что компьютерные игры переросли в серьезную зависимость. А поскольку любая зависимость просто так не формируется, то если в детстве есть компьютерная, то это звоночек, что в более взрослом возрасте может развиться алкогольная или наркотическая зависимость.

Зависимость может развиться из-за комплексов, фобий, страхов. Все это зависит от родителей. Только внимание и доверительные отношения помогут разобраться в проблемах ребенка, только чуткость родителей позволить вовремя помочь своему чаду.

Основные причины компьютерной зависимости:

  1. Отсутствие или недостаточное внимание родителей.
  2. Мало общения с ровесниками.
  3. Застенчивость и различные комплексы.
  4. Нежелание или трудность в общении.
  5. Неуверенность в себе и своих возможностях.
  6. Нежелание ребенка посещать кружки, отсутствие хобби.
  7. Особенности воспитания, вседозволенность.
  8. Стремление подражать старшим детям и подросткам, игроманам.
  9. Отношение в семье.

Что делать родителям, если ребенок не может без компьютера?

Контроль

Первый шаг к успеху начинается с контроля над действиями ребенка. Нельзя думать, что рано или поздно ребенок сам откажется от компьютерных игр. Во избежание конфликтных ситуаций, время игр должно быть заранее согласовано с ребенком. А поскольку он начнет выпрашивать дополнительное время для игр, то этим соглашением можно оперировать.

Психологи утверждают, что в возрасте до 7 лет, за компьютером можно проводить время не более 20 минут, два раза в день. До 10 лет время увеличивается до получаса. До 15 лет – один час.

Выбирая игры, надо учитывать соответствие с возрастом. А когда время игрового сеанса заканчивается, ребенок не должен сидеть без дела. Самая большая ошибка родителей, предлагать некую награду в виде игр за компьютером, за выполнение какого-нибудь поручения.

Типы игр вызывают компьютерную зависимость

Важно контролировать и качество игры и время за компьютером. Все игры с элементами насилия должны быть исключены. Именно этот жанр вызывает болезненную зависимость. А вот в игры на мышление или логику можно играть чуть больше положенного.

Ни какой критики

Нельзя ребенка критиковать и запрещать играть в компьютер. Ни какой угрозы и шантажа. Нельзя настраивать ребенка против родителей, это вызовет только агрессивный настрой. Задача мамы и папы абсолютно противоположная – выработать доверительные отношения. Самое лучшее это когда один из родителей попробует разделить с ним увлечение. А когда ребенок поймет что рядом с ним единомышленник, то он начнет прислушиваться к советам и рекомендациям.

Профилактика компьютерной зависимости

Родители, у которых дети еще маленькие, должны понимать, что зависимость от игр на компьютере не берется на ровном месте. Обычно к ним предрасположены дети, чьи родители бывают мало дома. Это дети бизнесменов, трудоголиков, постоянно занятых людей.

Детские психологи утверждают, что лечить от компьютерной зависимости трудно, но и профилактика от зависимости – дело не легкое.

  • В первую очередь профилактика исходит из личного примера обоих родителей, которые не должны в присутствии ребенка играть в игры, сидеть в соцсетях.
  • Очень важно привлекать детей к совместным делам, уделять время подвижным мероприятиям. Игры не должны быть спонтанными их надо планировать. У ребенка не должно оставаться много свободного времени.
  • От компьютера можно отвыкнуть, если периодически посещать музеи, выставочные залы, театры, кинотеатры. В общем, важно лечение реальностью.
  • Интересные собеседники это то, что может отодвинуть компьютер на второй план.
  • Для профилактики, родители должны позаботиться заранее. Уходя на работу установить дома специальный сетевой фильтр. Можно на компьютер установить специально разработанную программу, контролирующую и даже лимитирующую присутствие ребенка за компьютером.

Психологи настоятельно рекомендуют

Нельзя резко запрещать ребенку играть за компьютером, тем более, если он уже зависим от него. Все шаги должны быть последовательны.

По мнению специалистов, компьютерная зависимость – временная, но ждать когда она закончится не стоит. Опасность состоит даже не в том, сколько проводит ребенок за компьютером, а что он читает и в какие игры играет. Многие развлечения могут нанести огромный вред детской психике.

Каждый родитель должен понимать, что то удобство, которое им создают дети, играя часами в компьютерные игры, не отвлекая их домашних дел или посиделок с друзьями, приводит к настоящей зависимости. Кстати, у зависимых родителей от компьютера вырастают такие же дети. Это целая эпидемия современных молодых родителей, от которой надо лечить и их и их детей.

Читайте также: