С чего начинается компьютерное тестирование

Обновлено: 06.07.2024

Что такое тест? В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

Метод тестирования широко известен за рубежом. В нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно.

Назначение тестов — не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил, и умения их применять и т.д.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю

Существуют основные формы тестовых заданий :

2. Задания открытой формы.

Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

3. Задания на установление соответствия , где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.

4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).

Для компьютерного контроля знаний, осуществляемого в виде тестов, больше всего подходят задания с выбором одного правильного ответа . Среди этих тестов наиболее распространенными в настоящее время являются тесты с возможностью выбора правильного ответа из:

Выбор формы зависит от:

уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

Каждая из форм позволяет проверить специфические виды знаний . Проверять с помощью тестов имеет смысл актуальные знания , которые дети должны уметь применять на практике. Проверяются знания, находящиеся в оперативной памяти , то есть, не требующие обращения к справочникам, словарям, картам, таблицам и т.п.

Приведем к лассификацию видов и уровней знаний , разработанную В. Аванесовым:

1. Знание названий, имен.
2. Знание смысла слов, названий и имен.
3. Знание фактов.
4. Знание определений.
5. Сравнительные, сопоставительные знания.
6. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов.
7. Ассоциативные знания.
8. Классификационные знания.
9. Причинные знания, знание причинно-следственных отношений, знание оснований.
10. Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания.
11. Технологические знания.
12. Вероятностные знания.
13. Абстрактные знания.
14. Методологические знания.

При разработке компьютерного теста очень важно продумать уровень его трудности в целом и отдельных тестовых заданий. Традиционно вопросы располагаются в порядке возрастающей трудности. Больше всего в процентном отношении составляется вопросов средней трудности. При подборе заданий необходимо ориентироваться на общий уровень подготовленности тестирующихся. Так, например, при прохождении тестирования слабой по подготовленности группы уч-ся, трудные задания теста "не работают", так как ни один учащийся не может на них ответить. У сильной группы детей не будут "работать" слабые задания и т.п.

Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.

Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов :

Тест должен соответствовать целям тестирования;

Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;

Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания;

Должна соблюдаться репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;

Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;

Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.

В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания , например: " Выберите правильный ответ… ", " Выберите наиболее правильный ответ… ", " Впечатайте в свободном поле ответ… " и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом для того, чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа.

Какие общие требования предъявляются к заданиям в тестовой форме (по В. Аванесову)?

логическая форма высказывания;

правильность расположения элементов задания;

одинаковость инструкции для всех испытуемых;

адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Этапы составления теста:

определение цели тестирования и уровня контроля;

определение времени тестирования и числа заданий в тесте;

отбор содержания теста (с точки зрения полноты теста и его значимости, необходимо 70% содержания и более);

подбор тестовых заданий (открытые, закрытые) с заданными дидактическими характеристиками и формирование фасетов (задания с одинаковыми дидактическими характеристиками);

определение шкалы оценки результатов;

апробация и коррекция теста.

Достоинства и недостатки тестовых заданий.

Главное достоинство тестовой проверки — в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов — в ее основательности.

Осмысление: в чём особенности компьютерного тестирования? Какие виды электронных (компьютерных) тестов применяют учителя начальных классов?

Компьютерное тестирование — это эффектное средство контроля знаний учащихся. Компьютерное тестирование помогает, во-первых, разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учащихся за счет применения ЭВМ, а во-вторых, более объективно оценить знания учащихся.

Компьютерное тестирование – это один из вариантов использования ПК в начальных классах. Если занятие проводится в кабинете начальных классов, то для выполнения заданий теста ученики выходят к компьютеру поочерёдно. Обычно на уроке можно опросить таким образом не менее четырёх человек, учитывая, что для тестирования не используется этап объяснения нового материала. Если занятие проводится в кабинете информатики, то у учителя появляется возможность протестировать всех учащихся одновременно, сократив при этом время опроса.

Для организации тестирования можно использовать:

1. Готовые программы для учащихся начальных классов (Фраза – русский язык, Математика и конструирование – математика);

И в первом, и во втором варианте есть свои недостатки . Так на диске «Математика и конструирование» отсутствует оценивание в баллах (учитель заранее продумывает нормы оценок в зависимости от количества выполненных заданий и их сложности). В программе «Фраза» по окончании работы высвечивается табло с указанием количества ошибок и оценкой, но задания неравноценны по сложности. В тестах по шаблону нормы оценок могут быть завышены (1 ошибка – 3).

Содержательные элементы теста определяются следующим образом. Определяется тема дисциплины и разбивается на разделы. В каждом разделе определяется тема, а в теме те содержательные элементы, на проверку усвоения которых и будет направлен тест. Для каждого содержательного элемента определяется то количество тестовых заданий, которое необходимо для проверки усвоения этого элемента учеником. Потом устанавливается сложность и тип этих заданий.

Шкала оценки результатов может варьироваться учителем в зависимости от уровня контроля (входной, текущего, тематического, рубежного, итоговая аттестация), а также использоваться с целью создания положительной мотивации к обучению и реализации дифференцированного подхода.

Базы заданий в тестовых оболочках формируются таким образом, что существует возможность написания различных сценариев одного и того же теста, а также многократное использование одного и того же задания при составлении других тестов (обучающих, тестов, ориентированных на повторение учебного материала, тестов различного уровня контроля).

Таким образом, технология компьютерного тестирования является неотъемлемой частью образовательного процесса, а также способствуют экономии временного ресурса учителя на этапе педагогической диагностики.

Компьютерное тестирование – недавно возникшее направление психодиагностических исследований (обследований), связанное с использованием средств электронно-вычислительной техники. Появление компьютерной психодиагностики обусловлено развитием информационных технологий. Попытки автоматизировать предъявление стимульного материала испытуемому и последующую обработку результатов предпринимались начиная с 30-х гг. XX в. Но лишь с 70-х гг. начинается подлинное развитие компьютерной психодиагностики в связи с появлением персональных компьютеров. С 80-х гг. компьютерные тесты разрабатываются в массовых масштабах. Сначала как компьютерные версии уже известных бланковых методик, а в 90-е гг. как специальные методики, учитывающие возможности современной техники и неупотребимые в бланковом виде, поскольку рассчитаны на сложный, изменяющийся в пространстве и времени стимульный материал, специфическое звуковое сопровождение и т. п. Начало XXI века отмечено тем, что все чаще управление тестированием передается компьютеру. Если в прошлые годы автоматизировались отдельные стадии исследования, например предъявление материала (очень удобно использовать компьютер вместо тахис-тоскопа), обработка данных (особенно громоздких в обработке тестов типа MMPI, 16PF, социометрии), интерпретация результатов (тест Люшера), то на современном этапе все чаще можно встретить программы, которые берут на себя все обследование целиком, вплоть до постановки диагноза, что сводит необходимость присутствия психолога к минимуму. И в этом есть свои плюсы и минусы.

Безусловными достоинствами компьютерных тестов (КТ) являются: быстрое проведение; высокая скорость и безошибочность обработки; возможность безотлагательного получения результатов; обеспечение стандартных условий тестирования для всех испытуемых; четкий контроль процедуры тестирования (невозможен пропуск вопросов, при необходимости может быть фиксация времени каждого ответа, что особенно важно для тестов на интеллект); возможность исключения психолога как дополнительной переменной (что имеет особое значение при проведении экспертизы); наглядность и занимательность процесса (поддержка внимания с помощью цвета, звука, игровых элементов, что особенно важно для обучающих программ); легкая архивация результатов; возможность объединения тестов в батареи (пакеты программ) с единой итоговой интерпретацией; мобильность экспериментатора (весь инструментарий на одной дискете); возможность проведения массовых исследований (например, через Интернет).

Недостатки компьютерных тестов: сложность, трудоемкость и дороговизна разработки программ; необходимость дорогостоящей компьютерной техники; сложность использования ЭВМ в полевых условиях; необходимость специального обучения испытуемого работе с КТ; трудности работы с невербальным материалом, особая сложность перевода в компьютерную форму проективных тестов; отсутствие индивидуального подхода к тестируемому (потеря части психодиагностической информации, получаемой в беседе и наблюдении); латентность этапов обработки и интерпретации данных (качество этих процедур полностью зависит от разработчиков программ). У некоторых испытуемых при взаимодействии с компьютером могут возникать эффекты «психологического барьера» или «сверхдоверия» [56, с. 28]. Поэтому данные о валидности, надежности и репрезентативности бланковых тестов не могут быть автоматически перенесены на их компьютерные аналоги, что ведет к необходимости новой стандартизации тестов.

Недостатки КТ вызывают настороженное отношение к ним психологов. Мало используются КТ в клинической психологии, где цена ошибки слишком высока. Л. С. Выготский выделял три уровня психодиагностики: симптоматический (выявление симптомов), этиологический (выявление причин) и типологический (целостная, динамическая картина личности, на основе чего строится прогноз) [71, с. 257–321]. Компьютерная психодиагностика на сегодняшний день находится на низшем уровне – уровне симптоматического диагноза, практически не давая материала для выявления причин и вынесения прогноза.




Но, по-видимому, КТ имеют большое будущее, где наверняка многие из перечисленных недостатков компьютерной психодиагностики будут решены благодаря дальнейшему развитию электронной техники и совершенствованию психодиагностических технологий. Залогом такого оптимизма является нарастающий интерес науки и практики к компьютерной диагностике, в арсенале которой уже сейчас имеется свыше 1000 КТ [54, с. 338].

Если попытаться классифицировать ныне существующие КТ, то можно выделить следующие их виды:

а) аналоги бланковых тестов;

б) собственно КТ.

2. По количеству тестируемых

а) КТ индивидуального тестирования;

б) КТ группового тестирования (для одновременной подачиидентичного материала на компьютерах, объединенных влокальную сеть).

3. По степени автоматизации тестирования

а) автоматизирующие один или несколько этапов обследования;

б) автоматизирующие все обсследование.

а) диагностические КТ;

б) обучающие КТ (тесты-тренажеры, развивающие программы).

а) профессиональные психологические;

в) непрофессиональные (развлекательные).

Пользователем профессиональных КТ является психолог, поэтому они разрабатываются специализированными лабораториями или центрами компьютерной психодиагностики (из числа которых стоит упомянуть центр «Гуманитарные технологии» в Москве, ЗАО «Иматон-М», лабораторию клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге и др.). Эти тесты имеют ряд специфических особенностей: 1) наличие архива (базы данных); 2) наличие пароля на вход в тест или базу данных для обеспечения конфиденциальности результатов; 3) развернутая интерпретация результатов с использованием профессиональных терминов, коэффициентов, с построением графиков (профилей); 4) наличие информации о разработчиках методики, сведений о валидности и надежности, справочных материалов о лежащих в основе методики теоретических положениях. Полупрофессиональные КТ ориентированы на специалистов смежных профессий, например на педагогов, менеджеров по персоналу. Такие тесты зачастую снабжены редуцированной интерпретацией без использования специальной лексики, просты в освоении и работе. Тесты подобного уровня могут быть предназначены и для неспециалиста, рядового пользователя персонального компьютера, интересующегося психологией. Наконец, существует также большое число непрофессиональных КТ, направленных на популяризацию психологических идей или преследующих развлекательные цели.

Пользуясь профессиональными или полупрофессиональными КТ, необходимо соблюдать те же этические принципы, что и при бланковом тестировании. Важно не распространять результаты тестирования и защищать свои файлы паролем, особенно если у компьютера несколько пользователей. И главное – «не сотворить себе кумира». Помнить, что КТ является только средством, только помощником и имеет свои границы применения (знанием чего профессиональный психолог отличается от шарлатана от психологии).

Тестирование компьютера необходимо для быстрого выявления любых неполадок в работе системы как на программном, так и на аппаратном уровне.

Если программа-тестировщик показывает результат, который отличается от нормального, это свидетельствует о том, что одно или несколько устройств работают неверно.

Чтобы получить более точный результат диагностики, следует проверять компьютер несколькими разными программами.


Диагностика с помощью утилиты Aida64

Данная программа способна предоставить отчет о результатах работы cразу всех компонентов системы (железа и программ). Утилита является самой популярной программой для тестирования персональных компьютеров и ноутбуков.

Внешний вид интерфейса программы AIDA64

Внешний вид интерфейса программы AIDA64

Интерфейс приложения очень простой, поэтому каждый пользователь сможет провести тесты необходимого компонента или всей системы в целом.

Интерфейс приложения представлен на русском языке.

Проведем общее сканирование компьютера на производительность и возможные неполадки с помощью данного приложения.

Чтобы начать процесс тестирования, следуйте инструкции:

  • Откройте программу и нажмите на вкладку «Тест», которая находится в левом нижнем углу программы, как показано на рисунке;

Начало тестирования компьютерной системы

Начало тестирования компьютерной системы

  • На вкладке тестирования представлены все возможные варианты сканирования таких компонентов, как память. Также можно провести диагностику процесса записи в память и задержки в памяти.
    Чтобы протестировать один из элементов, выберите его на него, а затем нажмите на кнопку «Старт» вверху на панели инструментов;

Начало процесса тестирования записи в память

Начало процесса тестирования записи в память

  • Далее программа покажет мощность процессора в сравнении с другими популярными моделями и основные характеристики системы, а также возможные неполадки;

Результаты тестирования работы процессора и записи в память

Результаты тестирования работы процессора и записи в память

Следуйте нижеприведенной инструкции, чтобы получить подробный отчет о системе:

  • Зайдите в основное окно программы и нажмите на клавишу «Отчет», которая расположена на главной панели инструментов;

Начало формирования отчета о производительности компьютерной системы

Начало формирования отчета о производительности компьютерной системы

  • Откроется мастер отчетов. Нажмите на клавишу далее для более детальной настройки исходящего отчета;

Открытие мастера отчетов

Открытие мастера отчетов

  • Выберите направление отчета. Он может быть составлен на основе программных или аппаратных компонентов. В данном случае аппаратный отчет будет состоять из результатов диагностики аппаратных разделов;

Выбор профиля отчета

Выбор профиля отчета

  • Затем выберите удобный для вас формат отчета и дождитесь завершения формирования конечного документа;
  • Пример текстового формата исходного отчета об аппаратных разделах представлен на рисунке ниже.

Конечный результат тестирования в виде текстового отчета

Конечный результат тестирования в виде текстового отчета

Тестирование процессора. Программа CPU Tester

Тестирование процессора способно показать его детальные параметры. Также с помощью такого теста можно определить существующие неполадки центрального процессора, которые тормозят работу компьютера.

Совет! Если вы недавно приобрели компьютер, желательно протестировать процессор и другие аппаратные компоненты, чтобы убедится в правильности всех предоставленных производителем аппаратных характеристик.

Осуществить тестирование процессора можно с помощью программы CPU Tester.

Внешний вид программы CPU Tester

Данная утилита обладает мощным функционалом для тестирования процессора устройства и определения его основных параметров. Также программа способна определить неполадки и неисправности и указать их характер. Утилита также доступна в режиме онлайн.

Во время проведения тестирования необходимо закрыть все работающие программы и игры, ведь они будут дополнительно нагружать процессор и конечный результат тестирования не будет соответствовать действительности.

После закрытия всех запущенных программ, нажмите на кнопку «Запустить Тест», чтобы начать процесс проведения и формирования тестирования центрального процессора.

Процесс проведения отчетности

После окончания процесса тестирования программа откроет новое пользовательское окно, в котором будут указан все результаты диагностики и параметры процессора, как показано на рисунке ниже. При желании отчет можно напечатать.

Конечный результат тестирования процессора с помощью программы CPU Tester

В данном примере теста, показано, что процессор работает стабильно, без каких-либо сбоев.

Тестирование блока питания

Если ваш персональный компьютер слишком быстро нагревается, при этом все вентиляторы прочищены и работают стабильно, необходимо проверить исправность блока питания. Необходимо проверить подачу напряжения к блоку питания.

  • Откройте крышку компьютера и отключите блок питания от корпуса;

Блок питания компютера

Блок питания компьютера

Совет! Чтобы потом закрепить блок питания на прежнее место, можете сфотографировать его первоначальное положение.

  • Подключите блок питания к вашей сети и протестируйте переключатель.

Чтобы проверить работу блока питания на программном уровне, можно использовать программу speedfan, которая способна регулировать работу блока и управлять режимами работы вентиляторов компьютера.

Тестирование оперативной памяти. Программа Memtest

Для тестирования оперативной памяти лучше всего использовать утилиту Memtest, которая предназначена регулировать работу и определять неисправности в памяти компьютера.

Интерфейс утилиты Memtest

Интерфейс утилиты Memtest

Тестирование проводится следующим образом:

testirovanie kompjutera №19

Пример тестирования оперативной памяти с помощью программы Memtest

Тестирование монитора. Программа IsMyLcdOK

Тестирования монитора проводят, чтобы найти нерабочие или как их еще называют «битые» пиксели. Такие пиксели неспособны передавать цвет или информацию, потому на экранах с маленьким разрешением они будут видны.

Большое количество таких пикселей говорит о том, что монитор некачественный или бракованный.

Лучшая утилита для проверки изображения монитора – это IsMyLcdOK. Данное приложение позволяет пользователю быстро определить количество битых пикселей дисплея.

Процесс тестирования выглядит следующим образом: экран полностью окрашивается в определенный цвет, пользователю необходимо нажать мышкой на любой место для того, чтобы кран окрасился в новый цвет.

Такое изменение цветов помогает невооруженным глазом определить нерабочие пиксели.

Инструкция по работе с программой IsMyLcdOK

Тестирование видеокарты. Программа FurMark

Видеокарту необходимо регулярно тестировать на наличие неисправностей, особенно если вы владелец игрового компьютера или ноутбука.Протестировать видеокарту поможет бесплатная утилита под названием FurMark.

Внешний вид приложения FurMark

Чтобы начать тестирование видеокарты, нажмите на клавишу «GPU-Z», как показано на рисунке выше.

Результат тестирования видеокарты компьютера

AIDA64 универсальная программа для диагностики компьютера или ноутбука.

AIDA64 позволяет произвести: тест на стабильности системы, тест температуры видеокарты, процессора и других основных узлов компьютера.

Тестирование производительности вашего компьютера в MAXON CINEBENCH R15

Тестирование компьютера — Подробное руководство

Как создавать компьютерные тесты?


Когда я был студентом и получал своё первое высшее образование, у нашего курса была дисциплина, на котором нам давали теорию и практику создания учебных тестов. На самом деле, это было скучное и очень формализованное мероприятие, по которому многие из моей группы ещё не с первого раза получили заветный зачет.
Позже, знания из этого курса мне пригодились, когда я работал в школе. Чтобы быстро проверить большое количество детей в классе и поставить всем оценки тесты - самое то! В наше время тестирование прочно вошло в систему образования, и такие монстры, как ГИА и ЕГЭ по своей сути - большие тесты по отдельным предметам обучения в школе.

О чём пойдет речь?

Сразу уточню, о чём пойдет речь в данной статье. Здесь будет приведена небольшая классификация и обзор компьютерных программ-конструкторов тестов. Были выделены только те программы, которые полностью или частично подходят для организации проведения тестирования среди школьников и студентов. В обзоре будут приведены только российско-украинские разработки. Тем, кто пожелает написать и разместить обзор по зарубежным программам для проведения компьютерного тестирования обращаться через эту форму. Авторство гарантируется и спонсируется.

Почему обычное тестирование не эффективно?

Преподавателю, который будет проверять такие тесты тоже не очень хорошо, потому что приходится тратить немало времени и сил на проверку этих тестов. Нередко, среднестатистический человек, при проверка большого количества листов допускает ошибки. Зачем это нужно?

Преимущество кабинета информатики

Тем, кому про призванию довелось вести информатику, находятся в более выгодном положении - у вас есть свой компьютерный класс и программы, через которые вы сможете многократно проводить тестирование среди ваших учеников. Вариантов для проведения компьютерного тестирования немало и поэтому остается только научиться, и выбрать для себя наиболее подходящую компьютерную программу. Но для начала, немного классификаций.

Классификации компьютерных программ для тестирования

Если классифицировать программы по признаку, кто является их разработчиком, можно выделить:

  • Профессиональные программные комплексы (создают компании по заказу)
  • Авторские компьютерные программы (авторы-энтузиасты)

По виду технологии компьютерные программы для создания тестов можно разделить на следующие виды:

  • оффлайн-приложения
  • комбинированные программы

По целям тестирования можно выделить тесты:

  • Профессиональные (ПДД, сертификация);
  • Психологические (психотип, оценка эмоционального состояния, профпригодность)
  • Развлекательные (Юмор, Популярное);
  • Для оценки уровня знаний по теме (информатика, физика, химия);
  • ЕГЭ и ГИА (государственное тестирование).

Сами программы можно разделить на несколько частей:

  • Среда разработки (конструктор)
  • Среда для проведения тестирования (сервер)
  • Среда для визуализации и анализа результатов (отчеты, графики)

Тестирование среди обучаемых может проходить:

  • Локально (на каждом компьютере своя отдельная программа) - самый неудобный вариант, но простой по технологии
  • С помощью локальной сети (централизованное тестирование и сбор результатов. Наиболее оптимальный вариант для компьютерного класса)
  • Через Интернет (по сути можно проходить тестирование с любого компьютера, но есть ограничения разработчиков)

Конструкторы тестов

Не будем распространяться на разных типах программ, а выделим и рассмотрим лишь часть специализированных программ - конструкторов тестов, с помощью которых любой преподаватель сможет создать тесты.

Список конструкторов для создания тестов

Для ознакомления с ними я собрал для вас в таблицу основные сведения о популярных программах, которые в российской практике получили широкое распространение. Почитать о каждой в отдельности вы сможете, переходя по ссылкам. Учтите, что некоторые программы перестали поддерживаться авторами, а сайты и веб-страницы некоторых авторов перестали существовать. Что ж, генезис - вещь серьезная!

Таблица сравнения конструкторов для создания тестов

Часть таблицы сравнения конструкторов для создания тестов

И, напоследок, вывод:

Какой конкретно программой пользоваться - решать вам или вашему учебному заведению. Из тех программ, которые были представлены нами можно порекомендовать такие программы:

Мир не стоит на месте, и популярным направлением развития компьютерного тестирования, как и многих других программ, стало мигрирование в веб-среду. С помощью Интернет и браузера можно подключиться из любой точки земного шара к системе тестирования, а также в случае необходимости отредактировать и обновить сам тест. Веб-системы хорош интегрируются с другими модулями и их можно использовать на мобильных устройствах.
О системах подобного рода вы узнаете из нашего будущего материала.

Читайте также: