С чем соотносится фреймворк aarrr

Обновлено: 03.07.2024

Воронка, состоящая из пяти основных этапов взаимодействия клиента с продуктом, и метрики на этих этапах. Метрики часто соответствуют показателям конверсий между этапами.

  • Привлечение (Aqcusition);
  • Активация (Activation);
  • Удержание (Retention);
  • Рекомендации (Referral);
  • Выручка (Revenue).

В зависимости от типа продукта и способа монетизации, Выручка (Revenue) может переместиться третий шаг воронки, потому что у вас нет пробной версии продукта, и пользователю нужно сначала заплатить, перед тем как начать использовать продукт.

Когортный анализ (Cohort Analysis)

Метод анализа метрик продукта на основе поведения групп людей (когорт), объединенных по какому-либо признаку во времени. Обычно в одну когорту объединяют людей, которые начали пользоваться продуктом в один и тот же месяц (или неделю).

Метрика полярной звезды NSM (North Star Metric)

Главная метрика продукта на текущий момент, которая измеряет ключевую ценность продукта для клиентов/пользователей.
Например для Netflix это может быть количество минут, проведенных клиентом за просмотром контента.

Показатель лояльности клиентов NPS (Net Promoter Score)

Метод определения лояльности клиентов к продукту, сервису или компании. NPS измеряет готовность рекомендовать продукт другим людям. При этом людей просим оценить продукт по 10-балльной шкале, где 0 соответствует ответу «Ни в коем случае не буду рекомендовать», а 10 — «Обязательно порекомендую».

  • оценки 9-10 относим к сторонникам (промоутерам);
  • оценки 7-8 относим к нейтральным;
  • оценки 0-6 относим к критикам.

NPS = % сторонников — % критиков

Например:
После тренинга от участников собрали данные о том, насколько они готовы рекомендовать данный тренинг своим коллегам или знакомым. Всего в опросе участвовало 20 человек. Из них 9 поставили оценки 9-10 (промоутеры), 8 человек поставили оценки 7-8 (нейтральные) и 3 человека поставили оценки 5-6 (критики).
NPS = (9-3)/20 = 30%

Показатель удовлетворенности клиентов CSI (Customer Satisfaction Index)

Показатель удовлетворенности клиентов от взаимодействия с продуктом, а также насколько для них важны и ценны те или иные характеристики продукта. Обратная связь о степени удовлетворенности и степени важности собирается по нескольким параметрам, а результаты по всем параметрам обобщаются в единый показатель CSI.

Фреймворк HEART (Happiness, Engagement, Adoption, Retention, Task success)

Используется, как правило, в digital-сфере. Инструмент показывает, насколько хорошо продукт покрывают существующие потребности клиентов. Позволяет отслеживать опыт пользователя (UX) по категориям:

  • счастье (как клиенты относятся к продукту);
  • вовлеченность (насколько часто и глубоко взаимодействуют с продуктом);
  • принятие (насколько клиенты принимают обновления и новый функционал);
  • удержание (как часто пользователи возвращаются в продукт);
  • успех (насколько хорошо продукт выполняет задачи пользователей).

Считается фреймворком, поскольку не содержит конкретных метрик для каждой категории.

Это модель, в которой выделяются пять ключевых метрик продукта: привлечение, активация, удержание, реферальность, доход. В английском языке первые буквы этих метрик образуют аббревиатуру AARRR.

Материалы тренингов LeadStartup

Зачем нужны пиратские метрики

Чтобы отслеживать и управлять основными метриками, которые влияют на результат в деньгах. В итоге вы получаете более качественный продукт и более высокую прибыль.

Как использовать пиратские метрики

Проведите диагностику пиратских метрик в вашем бизнесе. Если вы еще не считаете метрики — начните их считать. Подумайте, что вы можете улучшить прямо сегодня и в ближайшее время. Начните работать над улучшениями (например, делать А/Б тесты).

Что такое Пиратские Метрики?

Дэйв Макклюр, основатель фирмы 500 Startups и известная стартап–личность, придумал термин «пиратские метрики» еще в 2007 году.

Пиратские метрики или же просто «AARRR» помогают стартапам проанализировать пять наиболее важных показателей своего бизнеса:

Как видно, из первых букв на английском получается «AARRR». Так кричит пират, готовый захватить корабль, или оптимистичный стартапер, готовый захватить рынок. Отсюда и название «пиратские метрики» 🙂

Каждый из этих пяти показателей имеет решающее значение для стартапов и бизнеса. Без отслеживания данных показателей не получится достигнуть устойчивости и расширения бизнеса. Вы элементарно не будете знать, насколько хорошо или плохо идут дела.

Привлечение (Acquisition)

Привлечение пользователей — это первый показатель в пиратской метрике. Как правило, это единственная вещь, на которую ориентируются многие маркетологи.

Привлечение пользователей обычно происходит через определенные каналы: обычный поиск, рекламные баннеры, рекомендации, телевизионная реклама, социальные сети, SEO и многое другое.

В данном отчете Google Analytics мы видим посетителей сайта, разбитых по каналам привлечения. Отчеты, подобные этому, находятся в левом боковом меню в разделе «Источники трафика» (Acquisition). Одна из важных вещей, которую нужно знать при работе с этим сайтом – в основном учитывается трафик прямых посещений и из социальных медиа. Такая информация поможет понять, как люди находят ваши продукты и услуги.

После того, как удалось достигнуть минимального уровня активности пользователей в воронке продаж, нужно улучшать эти показатели.

Наличие А/В–тестирования и аналитической стратегии имеет решающее значение для роста показателей вершины воронки продаж (top of funnel, TOFU). Без соответствующих аналитических инструментов, например, Mixpanel и KISSmetrics, вы не сможете определить, как люди перемещаются по этапам воронки продаж.

Как только разберетесь с количеством трафика, поступающего через различные источники, сможете сосредоточиться на том, чтобы верхушка воронки продаж приносила доход, т. е. стала активной.

Перевели и адаптировали гид по использованию маркетинговой модели AARRR для продвижения стартапа.

Как продвигать стартап с помощью маркетинговой воронки AARRR

Кирилл Бигай

Гендиректор международного образовательного стартапа Preply

Что такое AARRR и с чем его едят

В свое время Дейв МакКлюр, инвестор венчурного фонда 500 startups, разработал специальную маркетинговую метрику для продвижения стартапа. С тех пор её считают наиболее выигрышной — проверено опытом многих компаний.

Модель состоит из 5 компонентов — Acquisition (привлечение), Activation (активация), Retention (удержание), Referral (рекомендация) и Revenue (доход). Давайте остановимся на каждом элементе, чтобы понять, почему они работают именно в такой последовательности и как друг друга дополняют.

Привлекаем

Первый этап — аcquisition, который заключается в работе по привлечению клиента. Вы выбираете необходимые маркетинговые каналы, с помощью которых привлекаете пользователей на сайт.

К выбору каналов необходимо подходить со всей ответственностью, ведь от них зависит будущее вашей бизнес-модели.

Рекомендуем акцентировать внимание на таких факторах:

  • глубина канала — потенциал привести на сайт максимальное количество пользователей,
  • стоимость привлечения клиента — затраты на его «замануху»,
  • качество трафика — процент пользователей, которые переходят в число потребителей.

С помощью последних двух определяется стоимость привлечения клиента — Cost of Customer Acquisiton, которая в идеале должна быть минимальной для конкурентоспособности бизнеса.

Лучше использовать несколько каналов одновременно — это могут быть и социальные сети, и реклама. Эффективность такого подхода в разы выше, чем использование одного канала.

Активизируем

A ctivation — этап, отвечающий за мотивацию пользователя зайти на сайт повторно. К примеру, для получения контакта пользователя можно использовать такие инструменты, как email и RSS-подписки, лайки страницы в социальных сетях и непосредственную регистрацию на сайте.

При активации пользователя учитываются время, которое он провёл на сайте, его клики и просматриваемые страницы. Также анализируется его поведение — например, отказ от использования той или иной функции.

В таком случае пользователь вносится в специальную базу для рассылки баннерной рекламы. Для активации клиента также используют посадочные страницы. Для того чтобы страницы посадки работали эффективно, стоит уделить внимание их контенту: заголовки должны быть мотивирующими, а иллюстрации релевантными.

Удерживаем

На стадии retention мы удерживаем клиента с помощью email-маркетинга. Если же работа строится вокруг мобильного приложения, то используем push-уведомления.

Важно помнить, что любое обращение к пользователю должно быть максимально персонализированным. Поэтому забудьте о массовых рассылках — клиент такое не любит. Дайте ему личностный подход, с помощью которого войти в доверие пользователя гораздо легче.

AARRR: пиратские метрики

Воронка, воронка и еще раз воронка. Каждый продакт должен держать ее перед глазами. Как выглядит user flow или сценарий вашего пользователя? Увидел рекламу где-то, где? Пришел к вам в интерфейс, куда? Дошел до целевого действия, какого именно? Где отвалилось больше все пользователе? И т.д.

Ответы на все эти вопросы дадут метрики AARRR.

AARRR: что это

AARRR: пиратские метрики

Каждая буква обозначает свой шаг воронки. Всего их 5:

Давайте пройдемся по каждому шагу.

Чтобы что-то получить, нужно что-то вложить на входе. Привлечение пользователей, это первый этап нашей воронки. Чтобы нашим продуктом начали пользоваться, о нем как минимум нужно рассказать. Да не просто всем подряд, а целевой аудитории, тем, кому он правда может быть интересен.

AARRR: acquisition привлечение

На данном этапе AARRR воронки очень важно следить за качеством аудитории. Не забывайте, что на выходе вас интересует доход, а не просто 100500 пользователей, которые ничего не приносят. В зависимости от канала и правильного таргетинга к вам будет приходить разная аудитория.

  • Определитесь со своей целевой аудиторией.
  • Посмотрите в каких каналах ее можно собрать (контекстная, баннерная реклама, социальные сети, блоггеры и т.д.).
  • Тестируйте каждый канал и следите за качеством аудитории (сколько времени пользуются продуктом, возвращаются или нет, совершают ли покупки, кладут заказы в корзину).
  • Оставьте только те каналы, которые приносят вам качественную аудиторию (ту, что приносит доход).

Как мерить: ctr объявлений, стоимость кликов, качество трафика по каналам (конверсия в целевое действие), кол-во новых пользователей.

AARRR: activation

На этом шаге важно четко понимать, что именно должен сделать пользователь. Нажать кнопку, оставить заявку или зарегистрироваться, привязать банковскую карту и получить бесплатный период, после чего у него начнут списываться деньги (распространенная практика).

  • Прорисуйте сценарий пользователя внутри вашего продукта.
  • Посмотрите, сколько шагов ему нужно сделать, чтобы дойти до целевого действия?
  • Может быть их можно сократить?
  • На каком именно шаге он отваливается? (форма заказа, кнопка, фильтр)
  • Нагенерите гипотез и проверяйте их.

Как мерить: кол-во просмотренных страниц, время на сайте, использование эл-ов интерфейса (фильтры, кнопки, навигация).

Если у вас продукт рассчитан на разовую покупку, то здорово: пришел, купил, исчез. Но, как правило, важно, чтобы пользователь возвращался и совершал повторные покупки.

AARRR: retention

Как мерить: когорты retention в Google Amalytics, отток пользователей/процент вернувшихся.

Ну просто шикарно: и привлекли, и активировали, и даже вернули после первой покупки, дело сделано. Да не тут-то было!

AARRR: referral

Если пользователь к вам лоялен, то он может и другим про вас рассказать. Порекомендовать, что-то посоветовать или даже отстоять ваш продукт в какой-то переписке соц.сетей. Это и есть referral, то есть готовность рекомендовать вас. Так вы получаете новых пользователей за счет существующих.

Как мерить: опрос на удовлетворенность (NPS), активность и рекомендации в соц.сетях, кол-во приведенных новых пользователей, узнаваемость.

AARRR: revenue

Продакт менеджеру очень важно понимать, что помимо пользовательских метрик, существуют еще бизнес показатели. Те самые, благодаря которым, продукт создается и развивается. Данный шаг воронки AARRR позволяет понять, а приносит ли то, что мы делаем должный доход. Сходится ли бизнес модель?

  • Посмотрите на время, которое тратит пользователь от момента входа в продукт до целевого действия.
  • Есть ли какие-то барьеры? Почему не оплатил?
  • Может не перезвонили?
  • Если купил, может еще что-то предложить вдогонку?
  • Сегментируйте свою аудиторию в зависимости от дохода и проанализируйте воронку ля каждого сегмента.

Как мерить: кол-во заявок, покупок, заказов, оплат, стоимость привлечения клиента (CAC), конверсии перехода из бесплатной версии в платную, время до первого заказа, средний чек (ARPU), LTV.

Почему это все важно для продакта

AARRR: примеры

Слова напутствия

Шикарный ролик пародия на фильм ужаса от Spotify. А что способна сделать музыка с тобой?

Читайте также: