С чем связана низкая физическая активность подростков и молодежи длительное время за компьютером

Обновлено: 07.07.2024

В последние годы гиподинамии стали подвержены не только взрослые, но и дети, а состояние это, не являясь болезнью, приводит к серьезным нарушениям.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, в развитии сердечно-сосудистой системы [4,5].

Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за наследственности, родовых травм, гипоксии [9, 10,11].

Однако чаще всего причины детской гиподинамии обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого виноваты родители. Они сами способствуют тому, что ребёнок с младенческих лет ограничен в двигательной активности. Сидит тихо у себя в комнате или перед телевизором, никому не мешает, не доставляет хлопот. Начало школьной жизни обнаруживает серьёзные проблемы в развитии таких детей, как в физическом, так и в психическом плане. Некоторые родители принимают гиподинамию как особенности характера ребёнка и очень в этом ошибаются. Гиподинамия приводит к серьёзным нарушениям в организме ребёнка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом. Это отрицательно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения, нервной системы. [5, 8, 11,12].

Цель работы – изучение физической активности школьников старшего возраста (11 классы).

Методы исследования. Для характеристики двигательного режима, выявления предпосылок и симптомов гиподинамии проведено анкетирование. В исследовании приняли участие 50 школьников ГУО Гимназии №10 города Гродно. Двигательную активность исследовали с использованием браслетов Fitbit. Статистическая обработка полученных результатов проведена с помощью пакета прикладных программ «Статистика. 10.0».

Если занятия в школе заканчиваются поздно, и на дом задают много заданий, плюс дополнительные занятия с репетиторами, да и ещё компьютерные игры, общение в социальных сетях, то на занятия спортом не останется ни сил, ни времени. Анализ результатов анкетирования показал, что более половины школьников в свободное время предпочитают пассивный отдых. А спорт в их жизни присутствует только на обязательных уроках физической культуры, которые они с удовольствием прогуливают. Наши исследования показали, что 2 и 3 раза в неделю активно занимаются физкультурой и спортом, где имеется тренирующий эффект по 46% респондентов, а 8% имеют такие занятия 1 раз в неделю. Длительность интенсивной физической нагрузки в неделю в обследуемой группе школьников составила у 33 % по 1-2 часа в неделю, у такого же количества - 40-60 минут, и у 36 % - менее 40 минут. В подростковом возрасте, как ни в каком другом, важна полноценная физическая активность. От дозированных нагрузок с тренирующим эффектом зависит развитие сердечно-сосудистой системы организма подростка, что скажется в последующем на функциональных ее возможностях во взрослом возрасте.

Подросток должен активно двигаться не менее 60 минут в день.
У подростков иначе, чем у взрослых, происходит энергетическое обеспечение работы мышц. На одну и ту же нагрузку, на одни и те же движения подростки затратят значительно больше энергии, чем взрослые. Специалисты говорят об этом так: «Дети двигаются менее эргономично, чем взрослые». По этой причине подросткам легче сбросить лишний вес, если таковой есть. Мышцы подростков развиваются быстрее: выполняя одни и те же упражнения, взрослые и подростки достигнут разного результата. Но затрачивая больше энергии, подростки и устают быстрее. Кроме того, такое качество, как выносливость, у них еще только развивается. Поэтому важно помнить, что физические занятия подростков должны быть менее продолжительными, чем занятия взрослых.
Подросткам тяжелее, чем взрослым, переносить продолжительные тренировки.
Однако есть еще одна интересная особенность подросткового организма: ребенок устает быстрее, чем взрослый, но и восстанавливается быстрее. Им нужен менее продолжительный отдых, чем взрослым. Детям можно заниматься очень часто, но непродолжительное время. То есть если оптимальный режим занятий спортом для взрослого (не профессионального спортсмена, а любителя) – 2-4 занятия в неделю по 1-3 часа, то для подростка режим может быть такой: 5-7 раз в неделю по 1-2 часа [9,10].

Гиподинамия – патологическое состояние, характеризующееся нарушением практически всех функций человеческого организма (дыхательной, пищеварительной, функции кроветворения и кровообращения) за счет снижения двигательной активности, вследствие чего снижается сократительная способность мышечных структур. Длительная гиподинамия вызывает постепенную атрофию мышечного аппарата, за которой следует обеднение кальцием костей и, как следствие, остеопороз. Повышение аппетита на фоне гипокинезии приводит к ожирению, а далее – порочный круг, так как излишек массы тела препятствует выполнению физических упражнений. Недостаточный приток кислорода, поражение сосудов мозга способствуют снижению интеллектуальных возможностей, памяти, внимания, нарушается умственная работоспособность, появляется склонность к неврозоподобным расстройствам. К первым симптомам гиподинамии относятся такие, как слабость, нарушение сна, апатия, головная боль, избыточный вес [1,5,7]. Отсутствие вышеперечисленных симптомов характерно только для четверти школьников, «проблема лишнего веса» присуща почти половине. Все это является риском развития более тяжелых последствий гиподинамии.

Вывод. Гиподинамический стресс накладывает отпечаток на состояние здоровья подростков и молодежи. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения уровня двигательной активности детей и подростков. Для решения проблемы нужен комплексный подход, в качестве важной составляющей выступает просвещение подрастающего поколения о здоровье и формирующих его факторах.

Исследования показали, что подростки слишком мало двигаются

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для детей и подростков достаточно одного часа занятий спортом в день.

Однако только пятая часть молодежи в развитых странах выделяет на спорт даже это незначительное количество времени. В результате 79,7% мальчиков и 87,9% девочек не имеют даже минимальной физической активности.

Причина гиподинамии — обилие гаджетов и отсутствие безопасности

Причину этого явления озвучила Линн Райли – одна из соавторов исследования: «Произошла электронная революция, которая изменила образ жизни подростков и подтолкнула их больше сидеть и быть менее активными». В результате молодые люди предпочитают электронные игры реальным.

Дети с гаджетами

Дети с гаджетами

Другая причина отсутствия физической активности – вопрос безопасности. Детям намного спокойнее находиться дома, чем выйти на улицу покататься на велосипеде или поиграть в подвижные игры. Иногда такую же позицию занимают и родители.

ВОЗ рекомендует, чтобы дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет двигались не менее 60 минут в день. Взрослые (18–64 года) должны заниматься спортом не менее 150 минут в неделю. Даже при различных заболеваниях, мешающих активному образу жизни, нужно двигаться не менее 75 минут в неделю.

Физическая активность

Физическая активность

Имеются также различия в физической активности мальчиков и девочек. Сильный пол оказался более активным во многих странах, причём иногда разница была достаточно большой – в Ирландии – 17 % и США 16,5% . Это обуславливается физиологией мальчиков, которые, в принципе, более активны.

Самая высокая доля неактивных детей в ​​Южной Корее, а самая низкая в – Бангладеш. Это ещё раз указывает на зависимость тот электронных гаджетов, которых нет у детей из развивающихся стран.

К чему приводит гиподинамия у детей

Детский организм находится в состоянии постоянного роста, поэтому гиподинамия нарушает развитие органов и систем. Снижаются сила, выносливость, ухудшается работа сердца, появляются застойные явления. Ухудшается работа сердечно-сосудистой системы, возникает вегетососудистая дистония – состояние, при котором кровь не может полноценно перекачиваться по сосудистой сети. Нарушения кровоснабжения мешают работе печени, почек, головного мозга.

Вегетососудистая дистония

Вегетососудистая дистония

Происходит застой в области малого таза, что нарушает формирование репродуктивной системы. В более позднем возрасте это может привести к мужскому бесплодию, вызванному плохим качеством семенной жидкости. Андрологи давно замечают, что лечение мужского бесплодия проходит намного успешнее при увеличении физической активности. Однако если мальчик будет больше двигаться в детстве, проблема у него просто не возникнет

У девочек гиподинамия нарушает менструальный цикл и провоцирует гинекологические заболевания. Поэтому им тоже нужно больше двигаться.

Застойные явления в мочевыводящей системе приводят к мочекаменной болезни. Почечная колика в молодом возрасте давно перестала быть редкостью. Длительное нахождение возле электронных гаджетов снижает зрение и ухудшает слух.

Именно поэтому Всемирная организация здравоохранения поставила своей задачей сократить долю неактивных молодых людей к 2030 году на 70%. Однако для этого потребуются серьезная просветительская работа.

Cогласно первому в истории исследованию уровня физической активности среди подростков, подготовленному учеными из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для повышения уровня физической активности мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 17 лет требуются неотложные меры. По выводам авторов работы, опубликованной в журнале The Lancet Child & Adolescent Health, показатели физической активности более 80% посещающих школу подростков в мире — 85% девочек и 78% мальчиков — находится ниже рекомендованного уровня (не менее одного часа в сутки).

Как следует из публикации, основанной на анализе результатов опроса 1,6 миллиона учащихся в возрасте 11–17 лет, в период 2001-2016 гг. по уровню физической активности девочки отставали от мальчиков во всех 146 исследованных странах, кроме четырех (Тонга, Самоа, Афганистан и Замбия).

В 2016 г. разница между долей мальчиков и долей девочек, уровень физической активности которых соответствовал рекомендованному, превышала 10 процентных пунктов почти в каждой третьей стране (в 43 из 146, т.е. 29% стран), причем самый большой разрыв наблюдался в Соединенных Штатах Америки и Ирландии (более 15 процентных пунктов). В большинстве стран, охваченных исследованием (в 107 из 146, т.е. 73% стран), в период 2001–2016 гг. этот гендерный разрыв увеличился.

Дефицит движения негативно сказывается на здоровье подростков

По мнению авторов исследования, доля подростков, ведущих малоподвижный образ жизни, остается чрезвычайно большой, что негативно отражается на их сегодняшнем и будущем здоровье. «Требуются неотложные меры для повышения уровня физической активности, особенно среди девочек», — сказала один из авторов исследования д-р Реджина Гатхолд (ВОЗ).

Ведение физически активного образа жизни в подростковом возрасте благоприятно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, метаболизме сердца и массе тела. Появляется все больше данных о том, что физическая активность также играет положительную роль в когнитивном развитии и социализации подростков. Известно, что многие из этих благоприятных результатов сохраняются и во взрослом возрасте. Необходимая для достижения этих результатов рекомендованная ВОЗ суточная норма двигательной активности для подростков — не менее часа умеренной или интенсивной физической активности в сутки.

Авторы провели анализ данных, собранных в ходе опросных исследований уровня физической активности у школьников, чтобы оценить, какая доля детей в возрасте 11-17 лет не соблюдает эти рекомендации. При оценке учитывались все виды физической активности, такие как активные игры, досуг и спорт, активная работа по дому, ходьба и езда на велосипеде или другие способы активного передвижения, занятия физкультурой и регулярные физические упражнения.

Для повышения уровня физической активности подростков авторы исследования рекомендуют принять следующие меры:

  • необходимо в срочном порядке расширить масштабы внедрения доказавших свою эффективность стратегий и программ, направленных на повышение физической активности подростков;
  • необходимы многосекторальные действия по обеспечению для молодежи возможностей ведения активного образа жизни, в том числе в секторах школьного образования, городского планирования, безопасности дорожного движения и других.

Необходимо, чтобы активный образ жизни пропагандировался на самом высоком уровне, в том числе национальными, городскими и местными лидерами, как средство достижения здоровья и благополучия для всех, включая подростков.

Тенденции в области физической активности свидетельствуют о некотором улучшении ситуации для мальчиков, но не для девочек

В новом исследовании был впервые сделан анализ того, как менялись тенденции в период 2001–2016 гг. Для этого на все 146 стран, охваченных исследованием, были экстраполированы тенденции, отмеченные в 73 странах, в которых в течение этого периода регулярно проводились обследования уровня физической активности среди подростков.

По итогам проведенного анализа было установлено, что в глобальном масштабе в период 2001–2016 гг. распространенность малоподвижного образа жизни несколько снизилась среди мальчиков (с 80% до 78%), но никак не изменилась у девочек (осталась на уровне порядка 85%).

Наиболее заметное снижение дефицита двигательной активности у мальчиков наблюдалось в Бангладеш (с 73% до 63%), Сингапуре (с 78% до 70%), Таиланде (с 78% до 70%), Бенине (с 79% до 71%), Ирландии (с 71% до 64%) и США (с 71% до 64%). Однако у девочек изменения были незначительными и варьировались в пределах от -2% в Сингапуре (с 85% до 83%) до +1% в Афганистане (с 87% до 88%).

Авторы исследования отмечают, что сохранение этих тенденций не позволит достичь глобального целевого показателя относительного сокращения дефицита физической активности на 15%, необходимого для того, чтобы к 2030 г. средний показатель дефицита физической активности в мире составлял не выше 70%. Напомним, что этот целевой показатель был одобрен всеми странами на Всемирной ассамблее здравоохранения в 2018 г.

В 2016 г. Филиппины стали лидером по распространенности дефицита физической активности среди мальчиков (93%), а Южная Корея — среди девочек (97%) и подростков обоего пола вместе взятых (94%). Бангладеш, напротив, стала страной с самой низкой распространенностью дефицита физической активности среди мальчиков, девочек и подростков обоего пола вместе взятых (63%, 69% и 66%, соответственно).

Странами с наиболее низким дефицитом движения среди мальчиков были Бангладеш, Индия и США. Авторы отмечают, что более низкую распространенность малоподвижного образа жизни в Бангладеш и Индии (где в 2016 г. дефицит движения отмечался у 63% и 72% мальчиков, соответственно) можно объяснить высокой популярностью в этих странах национальных видов спорта, таких как крикет. При этом в США низкий показатель дефицита физической активности (64%) может быть обусловлен хорошим преподаванием физической культуры в школах, интенсивным освещением спортивных событий в СМИ и наличием большого числа спортивных клубов (в таких дисциплинах, как хоккей, американский футбол, баскетбол или бейсбол).

Наиболее низкие показатели распространенности дефицита физической активности среди девочек наблюдались в Бангладеш и Индии, что, вероятно, можно объяснить социальными особенностями, такими как повышенный объем выполняемой девочками работы по дому.

Дефицит физической активности среди подростков вызывает серьезную озабоченность

«Беспокойство вызывает отмеченная тенденция к снижению физической активности у девочек по сравнению с мальчиками, — говорит один из авторов исследования Лиэнн Райли, ВОЗ. — Чтобы повысить уровень и регулярность физической активности у девочек в подростковом, а затем и во взрослом возрасте, необходимо создавать для них соответствующие возможности с учетом их интересов и потребностей».

По мнению авторов исследования, для повышения уровня физической активности молодежи правительствам стран потребуется выявить и устранить многочисленные причины дефицита движения и соответствующие факторы неравенства — социальные, экономические, культурные, технические и экологические, — которые могут способствовать хроническому дисбалансу в уровне физической активности мальчиков и девочек.

«Страны должны разработать или обновить свою политику в этой сфере и выделить необходимые ресурсы для повышения физической активности, — добавляет д-р Булл. — Нужно проводить политику, направленную на повышение уровня всех типов физической активности, в том числе посредством физического воспитания, развивающего грамотность в вопросах физического здоровья, создания возможностей для занятий спортом, активных игр и активного досуга, а также обеспечения безопасной среды, в которой подростки могут не бояться ходить пешком и ездить на велосипеде. Комплексные мероприятия потребуют налаживания взаимодействия между целым рядом секторов и субъектов, включая школы, семьи, организации по оказанию услуг в области спорта и досуга, специалистов городского планирования, а также городских и местных лидеров».

Примечания для редакторов

Это исследование было профинансировано Всемирной организацией здравоохранения и проводилось учеными ВОЗ, Имперского колледжа Лондона и Университета Западной Австралии.

Авторы обращают внимание на наличие у исследования некоторых ограничений, в том числе на тот факт, что авторы использовали только информацию, полученную от подростков, посещающих школу, и не располагали данными о физической активности подростков, которые в школу не ходят. Посещающие школу подростки могут по характеристикам отличаться от других своих сверстников, поскольку чаще происходят из более благополучных семей, в большей степени заинтересованных в хорошей успеваемости в других учебных дисциплинах, нежели в физической культуре и спорте. Кроме того, хотя исследованием в целом было охвачено 81% посещающих школу подростков, этот охват на уровне стран был неравномерным и варьировался в пределах от 36% в странах с низким уровнем дохода до 86% в странах с высоким уровнем дохода.

В исследовании использовались только сведения, полученные по итогам опросов самих подростков, поэтому эти данные могли содержать искажения. Данные с носимых устройств не использовались ввиду отсутствия возможности их сопоставления с результатами опросных исследований.








Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и т.п.

Не обошла стороной эта проблема и детский возраст. Наши дети очень много и долго сидят. В школе минимум 4 часа и более, а затем еще дома столько же (готовя домашнее задание , играя в компьютерные игры, смотря телевизор). ). Музыкальные, языковые, художественные школы и очень редко спортивные. Низкий уровень занятий физкультурой и спортом. Среди взрослого населения доля регулярно занимающихся спортом и физической культурой не превышает 10 %, среди детей только 8% посещают спортивные секции.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать.

Без работы мышцы слабеют, затем атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, снижается успеваемость, нарушается обмен веществ.

Гиподинамия также приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда возникают головные боли, усталость, утомляемость, могут быть жалобы на сердцебиение, одышку при физических нагрузках.

К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения.

С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная и мышечная масса, в последующем страдают суставы и позвоночник. Длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома , либо неудобное положение лежа с гаджетом в руках, могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника.

Гиподинамия задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Частые респираторные заболевания у гиподинамичных детей связаны с плохой вентиляцией легких , отсутствием свежего воздуха.

Гиподинамия в сочетании со злоупотреблением гаджетов является одной из причин близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

Следствием малоподвижного образа жизни является избыточный вес. Ожирение либо избыток массы у детей выявляется у каждого 5-6го ребенка. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. А к лишнему весу присоединяются нарушения обмена веществ, сахарный диабет, повышенное артериальное давление и риски, связанные с этими состояниями (инсульты, инфаркты, мочекаменная болезнь и др).

Как бороться с гиподинамией у детей?

Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям – 21000–40000 шагов.

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.

Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии. По возможности больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов. надо правильно выбрать вид спорта. Ребятам с заболеванием опорно-двигательного аппарата показаны те виды спорта, которые дают симметричные и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно и попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает среднее положение во фронтальной плоскости. Мышцы получают равномерную физическую нагрузку. Виды спорта, дающие симметричную нагрузку: легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, плаванье, академическая гребля. Виды спорта, дающие смешанные нагрузки: игровые виды спорта.

Целесообразный возраст начала занятия детей в секциях по различным видам спорта : с 5 лет: плавание и художественная гимнастика. 9-10 лет: лыжный спорт и прыжки на батуте. 10-12 лет: игровые виды спорта, легкая атлетика.

Регулярные занятия на уроке физической культуры в школе, в спортивных секция способствуют физическому развитию ребенка, и тем самым будут содействовать гармоничному развитию личности.

ТЕМА: Влияние компьютера на двигательную активность ребенка Выполнил: Гомбожапов Константин ученик 1 класса «А» СОШ № 24

Двигательная активность Двигательная активность – это общее количество движений (шагов, прыжков, наклонов, поворотов), сделанное за весь день. На двигательную активность влияют: биологические факторы – это возраст, пол, вес, рост, социальные факторы – это образ жизни, занятия спортом, род деятельности , гигиенические факторы – это хорошие и вредные привычки.

Анкетирование родителей учеников Анкетирование проводилось на базе 1 класса «А» МБОУ СОШ № 24. Всего в анкетировании приняло участие 20 родителей. Цель анкетирования – выявить степень взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с компьютером (планшетом) в семье. Анкетирование проводила классный руководитель Борисова Анна Дмитриевна.

Анализ двигательной активности Метод «шагометрии» предполагает подсчет локомоций (движений, шагов) в сутки или в определенный отрезок времени с помощью специального прибора – шагомера. в исследовании принял участи 1 человек – мальчик 7 лет, рост 176, вес 34 кг.. Норма двигательной активности для мальчика 7 лет составляет 14,5-15 тысяч шагов.

Условия подсчета шагов: подсчет шагов при помощи шагомера производился 10 учебных дней (т.е. выходные дни не учитывались); подсчет шагов при помощи шагомера производился каждый день после уроков и до отхода ко сну – 10 часов; норма объема шагов была уменьшена с 14 тыс. шагов до 10 тысяч шагов в день. время проведенное за компьютером (планшетом) от 1 часа до 2 часов и только в свободное время.

Таблица подсчета шагов День Время Количество шагов От отклонениеот нормы (10 тыс. шагов) шагов в % 1 2 часа 6452 3691 36,39% 2 более 1 часа 8462 1681 16,57% 3 менее 1 часа 9945 198 1,95% 4 менее 1 часа 10048 95 0,94% 5 менее 1 часа 10230 -87 -0,86% 6 менее 1 часа 9854 289 2,85% 7 более 1 часа 8965 1178 11,61% 8 более 1 часа 7896 2247 22,15% 9 2 часа 6974 3169 31,24% 10 2 часа 7023 3120 30,76%

Рекомендации для повышения двигательной активности: необходимо ограничивать время непрерывного пребывания ребенка за компьютером (планшетом, смартфоном) – не более 20 минут; прекращать работать за компьютером нужно минимум за 2 часа до сна, даже если ребенок проводит время с пользой; правильное использование различных видов деятельности, чередование физических нагрузок и отдыха; уделять достаточно внимания прогулкам, сну, физическим упражнениям для детей.

Читайте также: