С помощью компьютерной техники можно измерить такие компоненты речи как

Обновлено: 07.07.2024

Цели и задачи информационных технологий в обучении фонетической стороне речи

Главная задача преподавателя при применении ИТ в обучении фонетической стороне речи - создать условия для практического овладения языком.

1) Активизировать познавательную деятельность

В рамках этой цели осуществляются два подхода:

а)сотрудничество преподавателя со студентом

б)проектная методика (использование ИТ)


2) Применить отработанные формы обучения фонетической стороне речи

  • прослушивание эталона
  • объяснение характера звука
  • тренировка

Возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями

  • возможность прослушивать эталон с разной скоростью воспроизведения
  • анимированная демонстрация работы артикуляционного аппарата
  • запись звуков, произнесенных пользователем для анализа самооценки
  • сравнение произнесенных пользователем звуков с эталоном и определение степени совпадения
  • осуществление управляемого диалога


В рамках данных возможностей должен постоянно осуществляться принцип обратной связи: обучающемуся дается возможность знать, на правильном ли он пути. Преподаватель же, в свою очередь, имеет возможность постоянно и синхронно наблюдать за учебным процессом.

Обучающие программы

Наиболее популярными программами, которые помогают в обучении фонетике, являются:

Рассмотрим данные программы с стороны трех аспектов: методического, эргономического и технического.

Методический аспект Эргономический аспект Технический аспект
Мой говорящий словарь Нельзя редактировать учебный материал, нет описания звуков, не учитывается методика формирования фонетических навыков Нет доступа к базе данных слов, статей, нельзя выбрать произвольное слово для изучения Дает возможность сравнить речь пользователя с эталоном, но не дает критериев оценки
Talk to me Учебный материал соответствует разговорнику, а не словарю(от фразы к звуку) Дает критерии оценки, ведет от одной фразе к другой в диалоге Сравнение речи по графикам, 7-балльная шкала
Professor Higgins Путь от звука к фразе Позволяет настроить темп произношения, следить за произношением эталона по фонетическому образцу\по работе органов речи, доступность справочных материалов по данному звуку Имеет анимацию артикуляции звуков(+текст), сравнивает запись с эталоном, не содержит инструментального журналирования

Критическая оценка протестированной программы Professor Higgins


В данном разделе нашей статьи оценим программу Professor Higgins.

Плюсы Professor Higgins:

  • возможность для обучающегося воспринимать собственное произношение визуально и сравнивать его с произношением носителей языка
  • объём словаря программы в 8000 слов; также в программу включены пословицы, поговорки, стихотворения, скороговорки
  • использование принципа "от простого к сложному"
  • хорошо разработанный и разнообразный блок упражнений
  • в программе широко используются иллюстрации и анимация, помогающие лучше понять артикуляцию звуков
  • программа позволяет настроить темп собственного произношения
  • программа создает интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации
  • программа не русифицирована
  • программа имеет определенный алгоритм оценивания и не допускает нескольких вариантов ответа
  • отсутствие реальной коммуникации

Ресурсы

Существуют различные мультимедиа-учебники, такие как:

  • гипертекстовый документ (HTML, Java)
  • компьютерные программы (case-технологии)


Ресурсы (как русскоязычные, так и аутентичные) бывают теоретическими и практическими.

Функции ресурсов

Теоретическиее ресурсы (учебники) сосредотачиваются на ряде следующих фонетических вопросов:

  • словесное ударение
  • правильное чтение букв и слов
  • редукция звуков
  • типы слогов
  • паузация, ритм, темп


Свойства практических ресурсов:

  • содержат образцы речи, озвучиваемые носителями языка
  • нет полной информации об интонационной структуре речи
  • подробный набор фонетических явлений


Однако, эти ресурсы имеют и свои недостатки:

  • слишком большое количество ресурсов
  • не все аудиоматериалы являются эталонами для подражания

Средства коммуникации в Интернет

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Таким образом можно заметить,что средства коммуникации в Интернет - мощное средство в обучении, они позволяют человеку непосредственно участвовать в диалоге. Существуют синхронные и асинхронные средства коммуникации.

Синхронные средства коммуникации

Синхронные средства коммуникации - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения.

Виды синхронных средств коммуникации:

Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного.

Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с 3-я и более участниками процесса дистанционного обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие визуального контакта, а со стороны преподавателя, невозможность проверить с кем он действительно общается. Это особенно важно в моменты тестирования и проверки знаний, например при проведении дистанционных экзаменов или семинаров.

Асинхронные средства коммуникации

Асинхронные средства коммуникации позволяют обмениваться информацией с задержкой во времени. В отличие от синхронных средств коммуникации, они более гибкие и позволяют обучающемуся выбирать удобное для него время работы с материалами курса.

Аудиоблог

  • стандартизация передачи данных на основе протокола RSS
  • унифицировать способы передачи информации о разных материалах, появившихся в Интернет
  • динамический характер
  • бесплатность авторских программ
  • видеозаписи уроков по практической фонетике
  • развитие навыков аудирования
  • детальное изучение акцентов, стилей речи

Голосовая почта

Голосовые форумы

Достоинства голосовых форумов:

  • реализация проектной методики
  • стимуляций творческой активности
  • возможность вовлечь студента в коммуникацию с носителем языка, при этом преодолевается языковой барьер
  • мотивация для изучения иностранных языков
  • возможность применить свои знания иностранного языка в обсуждениях очень широкого спектра тем

Недостаток голосовых форумов в том, что результаты работы становятся публично доступными.

Направления в использовании ИКТ в обучении фонетической стороне речи

ИКТ в обучении фонетической стороне речи используются в двух направлениях:


Получите свидетельство бесплатно

Войти с помощью:

Нашим экспертом при подготовке видеолекции выступила Хворова Наталия Валерьевна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Средняя школа № 185 г. Минска».

Для кого: Специалисты-логопеды и дефектологи детских дошкольных учреждений, логопеды, учителя-дефектологи, учителя начального общего образования, заместители директора, методисты.

Описание: Использование современных компьютерных технологий позволяет более эффективно решать задачи коррекции нарушений речи у детей. Благодаря использованию различных информационных технологий появляются реальные возможности для качественной индивидуализации обучения учеников, значительно возрастает их мотивация, заинтересованность в занятиях, появляется высокая результативность. Например, с помощью компьютерной техники можно измерить такие компоненты речи, как голосовая активность, громкость, темп, ритм, слитность, тембр. Эти результаты можно представить на экране монитора, что позволит учащемуся визуально контролировать свое произношение. В данной работе представлен обзор компьютерных программ и презентаций, используемых для коррекции нарушений речи у младших школьников, что поможет повысить эффективность коррекционной работы с учащимися с нарушениями речи, используя арсенал компьютерных программ, придать процессу коррекционной работы развивающий, творческий, познавательный, занимательный характер.

План видеолекции:

Часть 1. Компьютерные технологии в процессе социально-педагогического и психологического развития личности.
Часть 1.1. Обзор специализированных обучающих компьютерных программ, направленных на развитие познавательной деятельности.
Часть 1.2. Обзор специализированных компьютерных программ, направленных на развитие устной речи.
Часть 1.3. Гигиенические требования к организации образовательного процесса с использованием технических средств обучения.
Часть 2. Функциональные возможности применения специализированных обучающих компьютерных программ в аспекте развития речи младших школьников.

ИКТ (информационно- коммуникационные технологии) – это технологии обмена информацией, коммуникации. В современном мире сложно стоять на одном месте, ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. В дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предоставления учебной информации, способно усилить мотивацию ребенка к обучению. С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, считать, читать, узнавать много нового и интересного. А также у родителей появилась неплохая возможность с помощью определенных обучающих программ подготовить ребенка к школе. И пытливый ум ребёнка, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний.

Кроме того, мы должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПина должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки 1-1, 3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от экрана. Занятия с использованиемкомпьютера для детей следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 2-4 лет не должна превышать 5 минут и для детей 5 лет не более 10 минут, 6-7 лет -15 мин.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду?На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют.

создание позитивной атмосферы в период адаптации

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка раннего возраста;

обладает стимулом познавательной активности детей;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.

при использовании ИКТ:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в НОД

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность НОД демонстрацией.

Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского«multimedia» – многокомпонентная среда, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Использование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми раннего возраста, достаточно спорная тема.У многих возникают вопросы : «а стоит ли в наше время приучать ребенка к технике? Невредно ли это? А как же двигаться?» и многие другие вопросы волнующие родителей.

На сегодняшний день актуальной проблемой является формирование речи у детей дошкольного возраста. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. В этом эффективными станут ИКТ. Применяя на практике такие технологии с раннего возраста, можно достичь более высокого результата в дальнейшем.

Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации,достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, тренируется эффективность внимания и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; формируется тончайшая координация движений глаз.

В нашей педагогической деятельности ИКТ мы используем, как помощник в подготовке к занятиям с детьми: это нахождение музыкального сопровождения к занятию, музыкальные комплексы к утренней гимнастики, такие как «Кошка и мыши» «Воробьи и бобик» «Кто шагает» (показ фрагментов видео)

ИКТ поможет детям правильно воспринимать окружающий его мир, правильное восприятие звуков природы, развить речь, и увидеть много нового, того, что невозможно по картинкам или иллюстрациям объяснить ребенку в 1, 6-2 и 3 года. В этом помогают интерактивные коврики, используемые для различных заданий.

В работе по развитию речи с применением ИКТ используются следующие варианты:дидактические игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает». (показ видео «Умняшки-познавашки»)В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов,активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно. Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, получения новых знаний.

Далее вот пример занятия, где живое существо – утенок.

Изначально на экране яйцо из которого вылупляется утенок.

Утенок идет, стоит, крякает. Воспитатель знакомит детей с яйцом и утенком, рассказывает, о цвете утенка, какие лапки, крылышки и т. д. Просит послушать, как крякает утенок и предлагает покрякать вместе с утенком, что является артикуляционной гимнастикой.

Далее воспитатель просит обратить внимание на движения утенка, как он идет и предлагает деткам походить как утенок и покрякать. Таким образом, познавательный урок переходит в подвижную игру.

На следующем занятии можно посмотреть, как утенок купается, чистит перышки или машет крылышками, обыгрывая его движения.

Таким образом, доводя утенка до утки и селезня пополняя словарный запас и запас знаний в окружающем мире детей раннего возраста. С помощью такой инновации, ребенок получит наиболее реалистичное представление об окружающем мире, не проводя много времени перед экраном. Так же можно использовать запись звуков животных и если, ребенок захочет услышать, как крякает утка или утенок, ему нужно будет нажать на изображение утенка или утки на сенсорном столе, или клавишу ноутбука. Внедрение данного проекта, на мой взгляд, лучше проводить в конце первого полугодия, т. к. дети не все могут адаптироваться к детскому саду быстро.

Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление. В своей работе с детьми мы часто используем пальчиковые игры: ведь существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни,разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети.

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. (показ видео пальчиковой гимнастики)

Возможности компьютера неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Например: увидев смайлик – язычок на экране, дети с удовольствием выполняют упражнения с языком.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более мобильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

На занятиях развития речи используются презентации для

• составления различных видов рассказов;

• обучения пересказу знакомых сказок;

• формирования фонематического слуха на основе звукоподражания;

• заучивания стихотворений с опорой на образы.

(показ фрагмента видео со звукоподражанием)

Для большей эффективности презентации создаются с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Овладевая навыками создания презентаций педагог постепенно входит в мир современных технологий, значительно меняется понимание роли компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания.

Большую роль в работе с использование новых информационных технологий играют компьютерные игры как новый вид развивающего обучения. Все более актуальным становится сайт «Мерсибо», на котором онлайн можно поиграть в различные развивающие игры. В частности очень много речевых игр. (видео по сайту мерсибо)

Задание «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательными.

Задание «Чей малыш» - образование уменьшительно — ласкательных слов.

Задание «Что сначала, что потом» - развитие умения пересказывать по серии сюжетных картинок. ,

Задание «АУ» - развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.

Задание «Времена года», «Фрукты», «Огород» - способствуют лучшей усваимости определенных лексических тем занятий.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление, физическую активность детей.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование скороговорок на занятиях по вокалу в ДОУ Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довидович М.В.

Формирование и развитие диалогической речи дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития в процессе беседы по картинке Экспериментальное исследование по формированию навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий Преемственность в развитии речи и обучении тувинскому языку старших дошкольников и первоклассников Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в процессе развития речи»

Использование информационных технологий в процессе развития речи

магистрант дошкольного факультета, Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка,

г. Минск, Республика Белорусь

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Известный исследователь Ф.А. Сохин сформулировал три направления развития речи:

- структурный (формирование разных структурных уровней системы языка -фонетического, лексического, грамматического);

- функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога);

- когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). [4,14]

В своем диссертационном исследований О.А. Бизикова отмечает, что «эффективность использования традиционных и компьютерных игр в процессе развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте достигается благодаря их интеграции. Системообразующим фактором интеграции игр выступают их единые дидактические задачи, а способом интеграции игр является их концентрация вокруг задач формирования диалогических умений детей. Формой интеграции игр является технология развития диалогической речи у старших дошкольников, включающая комплекс традиционных и компьютерных игр, интегрированных на основе их общего предназначения в реализации каждого этапа формирования диалогических умений детей (сенсорного, репродуктивного, конструктивного и творческого)» использование компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств. Например, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Однако компьютерные игры не в состоянии заменить традиционную детскую игру, поскольку не удовлетворяют одну из главных потребностей ребенка дошкольного возраста - потребность в межличностном общении со сверстниками. Безусловно, существуют он-лайн игры, позволяющие взаимодействовать со сверстниками, перемещая человека в виртуальную действительность. Но это не реализация потребности, а некое ее замещение, поскольку, во-первых, в компьютерных играх эмоциональный компонент общения со сверстником несколько смазывается и притупляется — выражение эмоций в игре может и не отражать реального настроения играющего. Это значит, что игроки не получат адекватной обратной связи друг от друга. Во-вторых, в общении посредством компьютерной игры полностью отсутствует

невербальный компонент (мимика, жестикуляция, пантомимика и т. д.), который существенно дополняет вербальный компонент межличностного общения. В-третьих, он-лайн игры (в отличие от самодеятельных игр, основным содержанием которых является совместная деятельность) основаны на параллельном взаимодействии играющих. Другими словами, он-лайн игра сопоставима с «игрой рядом», когда играющие находятся в общем игровом пространстве, но каждый предоставлен самому себе. Таким образом, в компьютерных играх утрачиваются богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. [1,201]

Так Е. Кульпанович, отмечает, что мультимедийная презентация используется в педагогическом процессе дошкольного учреждения как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, текст, изображение. Это придаёт им развивающий характер, так как появляется возможность интеграции разных видов искусств (анимации, графики, музыки, дизайна), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей.

В своей работе Е. Кульпанович использует мультимедийные презентации, подобранные в соответствии с лексической темой. Они привлекают внимание детей, вызывают огромный интерес, стимулируют познавательную активность, в связи с чем повышаются качество и эффективность обучения, внимание детей концентрируется более долгое время, занятие становится более насыщенным. Всё это способствует: развитию сенсорных функций, артикуляционной моторики, развитию познавательной деятельности, особенно мышления, памяти, внимания, коммуникативных способностей детей, формированию личности ребёнка с одновременной регуляцией социальных отношений. [3,55-56]

Воспитатель детского сада А.В. Ищенко в своей работе по развитию речи с применением ИКТ использует следующие варианты:

1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.

4. Рассказы по цепочке.

5. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает».

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. [2,12]

Особое внимание в применении ИКТ на занятиях по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера довольно

обширен. Работа с программами предполагает многообразные формы деятельности детей. Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая). Использование данного материала на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала.

«Презентация — это обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребёнку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны.

Таким образом, развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Применение компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении возможно и необходимо. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций — внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

1 . Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр / О.А. Бизикова. Дисс. . канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2007. - 205 с.

2 . Ищенко Анна Вячеславовна Применение ИКТ в детском саду для развития речи дошкольников.

3 . Кульпанович, Е. Компьютерные презентации как средство обучения детей дошкольного возраста / Е. Кульпанович // Пралеска. - 2012. - № 11. - С. 55-57.

4 . Сохин Ф. А. Задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984. - С. 14.

Цели и задачи информационных технологий в обучении фонетической стороне речи

Главная задача преподавателя при применении ИТ в обучении фонетической стороне речи - создать условия для практического овладения языком.

1) Активизировать познавательную деятельность

В рамках этой цели осуществляются два подхода:

а)сотрудничество преподавателя со студентом

б)проектная методика (использование ИТ)


2) Применить отработанные формы обучения фонетической стороне речи

  • прослушивание эталона
  • объяснение характера звука
  • тренировка

Возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями

  • возможность прослушивать эталон с разной скоростью воспроизведения
  • анимированная демонстрация работы артикуляционного аппарата
  • запись звуков, произнесенных пользователем для анализа самооценки
  • сравнение произнесенных пользователем звуков с эталоном и определение степени совпадения
  • осуществление управляемого диалога


В рамках данных возможностей должен постоянно осуществляться принцип обратной связи: обучающемуся дается возможность знать, на правильном ли он пути. Преподаватель же, в свою очередь, имеет возможность постоянно и синхронно наблюдать за учебным процессом.

Обучающие программы

Наиболее популярными программами, которые помогают в обучении фонетике, являются:

Рассмотрим данные программы с стороны трех аспектов: методического, эргономического и технического.

Методический аспект Эргономический аспект Технический аспект
Мой говорящий словарь Нельзя редактировать учебный материал, нет описания звуков, не учитывается методика формирования фонетических навыков Нет доступа к базе данных слов, статей, нельзя выбрать произвольное слово для изучения Дает возможность сравнить речь пользователя с эталоном, но не дает критериев оценки
Talk to me Учебный материал соответствует разговорнику, а не словарю(от фразы к звуку) Дает критерии оценки, ведет от одной фразе к другой в диалоге Сравнение речи по графикам, 7-балльная шкала
Professor Higgins Путь от звука к фразе Позволяет настроить темп произношения, следить за произношением эталона по фонетическому образцу\по работе органов речи, доступность справочных материалов по данному звуку Имеет анимацию артикуляции звуков(+текст), сравнивает запись с эталоном, не содержит инструментального журналирования

Критическая оценка протестированной программы Professor Higgins


В данном разделе нашей статьи оценим программу Professor Higgins.

Плюсы Professor Higgins:

  • возможность для обучающегося воспринимать собственное произношение визуально и сравнивать его с произношением носителей языка
  • объём словаря программы в 8000 слов; также в программу включены пословицы, поговорки, стихотворения, скороговорки
  • использование принципа "от простого к сложному"
  • хорошо разработанный и разнообразный блок упражнений
  • в программе широко используются иллюстрации и анимация, помогающие лучше понять артикуляцию звуков
  • программа позволяет настроить темп собственного произношения
  • программа создает интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации
  • программа не русифицирована
  • программа имеет определенный алгоритм оценивания и не допускает нескольких вариантов ответа
  • отсутствие реальной коммуникации

Ресурсы

Существуют различные мультимедиа-учебники, такие как:

  • гипертекстовый документ (HTML, Java)
  • компьютерные программы (case-технологии)


Ресурсы (как русскоязычные, так и аутентичные) бывают теоретическими и практическими.

Функции ресурсов

Теоретическиее ресурсы (учебники) сосредотачиваются на ряде следующих фонетических вопросов:

  • словесное ударение
  • правильное чтение букв и слов
  • редукция звуков
  • типы слогов
  • паузация, ритм, темп


Свойства практических ресурсов:

  • содержат образцы речи, озвучиваемые носителями языка
  • нет полной информации об интонационной структуре речи
  • подробный набор фонетических явлений


Однако, эти ресурсы имеют и свои недостатки:

  • слишком большое количество ресурсов
  • не все аудиоматериалы являются эталонами для подражания

Средства коммуникации в Интернет

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Таким образом можно заметить,что средства коммуникации в Интернет - мощное средство в обучении, они позволяют человеку непосредственно участвовать в диалоге. Существуют синхронные и асинхронные средства коммуникации.

Синхронные средства коммуникации

Синхронные средства коммуникации - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения.

Виды синхронных средств коммуникации:

Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного.

Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с 3-я и более участниками процесса дистанционного обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие визуального контакта, а со стороны преподавателя, невозможность проверить с кем он действительно общается. Это особенно важно в моменты тестирования и проверки знаний, например при проведении дистанционных экзаменов или семинаров.

Асинхронные средства коммуникации

Асинхронные средства коммуникации позволяют обмениваться информацией с задержкой во времени. В отличие от синхронных средств коммуникации, они более гибкие и позволяют обучающемуся выбирать удобное для него время работы с материалами курса.

Аудиоблог

  • стандартизация передачи данных на основе протокола RSS
  • унифицировать способы передачи информации о разных материалах, появившихся в Интернет
  • динамический характер
  • бесплатность авторских программ
  • видеозаписи уроков по практической фонетике
  • развитие навыков аудирования
  • детальное изучение акцентов, стилей речи

Голосовая почта

Голосовые форумы

Достоинства голосовых форумов:

  • реализация проектной методики
  • стимуляций творческой активности
  • возможность вовлечь студента в коммуникацию с носителем языка, при этом преодолевается языковой барьер
  • мотивация для изучения иностранных языков
  • возможность применить свои знания иностранного языка в обсуждениях очень широкого спектра тем

Недостаток голосовых форумов в том, что результаты работы становятся публично доступными.

Направления в использовании ИКТ в обучении фонетической стороне речи

ИКТ в обучении фонетической стороне речи используются в двух направлениях:

Читайте также: