Saitek x52 настройка дисплей

Обновлено: 04.07.2024

13 июн. 2019 в 3:06

Приобрёл джойстик. Пожалуйста, подскажите кто в курсе как настроить его, чтобы зажимая мизинцем кнопку pinkie на РУС, можно нажимать любые другие кнопки на джойстике и получать возможность использовать больше команд. Получается нажимая просто кнопку это одна команда, а если зажать мизинцем кнопку pinkie и эту же кнопку, то уже получить другую команду. Как это все настроить не разобрался, но знаю, что 100% такая возможность предусмотрена. Заранее благодарю за ответы.

13 июн. 2019 в 9:46

Зайди в софт для настройки профилей и в Программировании удали 4, 5 и 6й профили. После этого на твоем дисплее должен пропасть значок Shift. Попробуй нажать под мизинцем кнопку и понажимать POV1, должен переключаться между режимами кабины.

Если кто умнее, скажите как этого можно норм включить этот функционал, потому что я теперь не могу все вернуть в прошлый вариант с неработающим режимом. То ли софт такой кривой, то ли я чего не догоняю. В настройках драйвера режим блокировки установлен на первую галку.

Короче, у меня нормально заработал шифт режим в самом начале, когда в настройках профиля в программировании я указал справа от всех режимов - Кликните для выбора shift-кнопки. Выбрало кнопку Pinkie. И все. После этого можешь профиль хоть очистить, хоть удалить, видимо этот конфиг влетает на постоянку и не трется. Профиль все равно не выбирается который ты сам создал и именовал. После перезагрузки компа выбирается профиль No profile, однако норм шифт режим сохраняется.

Если режиме программирования выбрать шестеренку Тест профиля и нажать на шифт кнопку под мизинцем, дисплей покажет Mode 1 + Pinkie (в котором ранее ни хрена не работало). Стоит выйти из режима теста, дисплей отобразит просто слово Pinkie, который не блокирует режим переключения в кабине.

Вывод: похоже сильно глючный софт для кастомизации профиля. Это моя вторая система, первую сдал потому что курсор дергался каждые 15 минут. Конфликт дров мышки и псевдомышки РУД. Посмотрим как эта система себя поведет, все же она от Logitech, а не от Saitek уже.

Помимо простого назначения кнопкам команд клавиатуры, программное обеспечение SST позволяет назначать кнопкам команды мыши, назначать несколько команд на одну кнопку с помощью shift-режима, программировать мини-джойстики и создавать сложные макросы

Shift-режим


По аналогии с нажатием клавиши Shift на клавиатуре, кнопкам манипулятора может быть присвоено несколько команд.

В нашем примере с джойстиком Cyborg X в правой части окна редактора профиля, вверху ячеек, по клику мышки появляется меню с опцией “Unshifted” или “Shifted”. Эта опция доступна благодаря наличию у джойстика Cyborg X кнопки Shift. Ранее мы описали назначение команд без использования shift-режима. Если мы выберем опцию “Shifted” – мы получим возможность назначить вторую команду каждой кнопке и оси. Каждый манипулятор по-своему переключает shift-режим – у некоторых есть кнопка «Режим» («mode”), у некоторых назначается специальная кнопка для команды "shift".

При программировании кнопки Shift в нашем примере с джойстиком Cyborg X возможен выбор между «зафиксировано – не зафиксировано». Если мы выберем «не зафиксировано», то для включения shift-режима необходимо нажать и удерживать кнопку shift. Если выбрать «зафиксировано», то shift-режим будет включаться по однократному нажатию на эту кнопку, при повторном нажатии – отключаться.

Shift-режим - дополнительно


Для одновременного просмотра команд обычного режима и shift-режима – кликните на меню «Вид» (“Views”) вверху редактора профиля и выберите «Вид-разметка» (“Grid View”). В результате для каждой кнопки будут отображены две команды.

По умолчанию все команды shift-режима совпадают с командами обычного режима. По своему усмотрению Вы можете изменить команды shift-режима

Вы можете создать дополнительный shift-режим. Любая кнопка может стать кнопкой включения shift-режима. Количество shift-режимов может быть более два и более. Для создания нового shift-режима в правой колонке выберите «создать shift-режим» (“Create Shiftstate”). При создании shift-режима ему необходимо присвоить имя и кнопку активации. В нашем примере мы выбрали кнопку 11 и назвали режим “Mode 3”. ВНИМАНИЕ: кнопка, выбранная для активации shift-режима, будет выполнять только эту функцию в любом режиме, назначить на нее какую-либо команду кроме активации созданного shift-режима нельзя – это сделано во избежание конфликта между командами в разных shift-режимах.

Если у манипулятора есть кнопка «режим» (“mode”) – например, X52, X52pro, Aviator, Pro Gamer Command Unit, геймпады – то она будет использоваться для переключения shift-режима.

Для запуска игровых сценариев (например, в некоторых авиасимуляторах по нажатии комбинации клавиш клавиатуры применяются различные сценарии управления – воздух-воздух, воздух-земля и т.п.) возможно назначить комбинацию клавиш, которая будет активирована при переключении в соответствующий shift-режим.

Для назначения комбинации клавиш кликните левым кликом по ячейке в колонке shift-режима, соответствующей заголовку «кликните для назначения команды shift-режима» (“click to add shift command"). При вводе комбинации клавиш ей необходимо будет присвоить имя, в ячейке ниже – ввести саму комбинацию, для подтверждения нажать зеленую галочку.

To program the keystroke, left click the cell in the shiftstate column to the left of the "click to add shift command" option. You will be prompted to name the command. Enter the name of the command, click in the cell beneath it and input the keystroke. Now click the green tick mark.

В данный момент можно также выбрать shift-режим, к которому будет относиться введенная комбинация клавиш – для этого выберите ячейку, расположенную ниже имени shift-режима и выберите имя shift-режима из выпадающего меню.

Возможно также удалить shift-режимы, кликнув по красному крестику справа от имени shift-режима. Или переименовать их – кликнув в ячейке с именем вверху колонки и введя новое имя.

Для того чтобы кнопка во всех shift-режимах выполняла одну и ту же команду – можно выбрать опцию «Копия» (“Fall Back”), то есть по умолчанию во всех режимах появится одна и та же команда.

Дополнительные возможности

SST предоставляет дополнительные возможности программирования для каждой кнопки

Команды мыши


Для того чтобы кнопка выполняла клик мыши, серю кликов или прокрутку вверх-вниз – кликните по ячейке, которую хотите программировать, затем по иконке мыши под зеленой галочкой и красным крестом справа от ячейки. Теперь Вы можете назначить команды мыши с помощью левого, правого клика или прокрутки. Вы также можете назначить команду прокрутки для ячейки, кликнув правым кликом по ячейке и выбрав «Мышь прокрутка вверх» (“Insert Mouse Scroll Up”) или «Мышь прокрутка вниз» (“Insert Mouse Scroll Down”).

Для подтверждения введенных команд мыши нажмите зеленую галочку и назовите назначенную команду. Для внесения изменений в назначенную команду или кликните и нажмите Del, затем введите новую команду или кликните правым кликом и выберите «Удалить» или «Удалить все».

Клавиви Windows, горячие клавиши


Правый клик по ячейке также позволяет ввести команды Windows или мультимедийные-горячие клавиши клавиатуры. Для назначения таких команд кликните по ячейке, затем кликните правым кликом мыши и выберите в меню «Горячие клавиши» (“Hotkey”), откроется новое окно с выбором горячих клавиш. Выберите нужную команду и нажмите OK.

Комбинации клавиш


При назначении команд можно присвоить кнопке сколь угодно много клавиш последовательно или одновременных комбинаций типа Ctrl+F. После ввода команд нажмите зеленую галочку для подтверждения

ВНИМАНИЕ! Редактор профиля запоминает назначенные команды именно так, как Вы их вводите – если вы нажали Ctrl и через 5 секунд F, то в игре команда будет выполнена с таким же интервалом между нажатиями. Для того, чтобы нажатие было одновременным кликните правым кликом по ячейке и выберите «Калибровка» (“Quantize time”) и установите интервал 0.000 секунд.

Контекстно-зависимое меню программирования

Каждая ячейка в меню программирования предлагает ряд опций в зависимости от программируемого манипулятора. Например, на копки могут быть назначены команды мыши и клавиатуры, на оси – команды перемещения или команды движения мыши.

Для использования контекстного меню наведите курсор мыши на ячейку, соответствующую кнопке или оси, которую Вы хотите запрограммировать. При наведении в верхнем правом углу ячейки появится стрелочка – кликните на стрелочке для входа в контекстное меню. Есть три основных подраздела – кнопки, переключатели вида (POV) и оси. Как уже было указано, также может быть запрограммирована кнопка shift – у нее есть только две опции «зафиксировано» и «незафиксировано».

Программирование кнопок


Опция «Зафиксировано» (“Latched”) позволяет кнопки выполнять команду после однократного нажатия, как если бы кнопку продолжали удерживать. Например, если назначить на какую-либо кнопку функцию shift, затем выбрать опцию «зафиксировано» – то при однократном нажатии она включит shift-режим, для отмены – нужно нажать еще раз.

Обычно, кроме кнопки shift, использование опции «зафиксировано» требуется очень редко.

Опция «Очистить» (“Unprogrammed”) отменяет все назначенные команды на кнопку.

Опция «Кнопка» (“Button”) отображает, какие команды назначены на кнопку

Опция «Копия» (“Fallback”) – по умолчанию эта опция включена и все впервые назначаемые команды копируются во все shift-режимы. Для назначения разных команд на одну и ту же кнопку, создайте новый shift-режим и введите новую команду вместо первой назначенной и уже скопированной во все shift-режимы команды.

Опция «Новая команда» (“NewKeyPresses”): позволяет вводить новые команды взамен уже существующей команды, как в выше приведенном примере.

Кнопку можно запрограммировать, отменить все команды, ввести новые команды взамен уже назначенных, можно скопировать назначенную команду во все shift-режимы.

По умолчанию при выборе опции «Копия» (“Fall back”) копируется команда из режима №1.

Новый макрос


Макрос отличается от последовательности команд тем, что последовательность команд выполняется последовательно, пока удерживается кнопка. Выполнение последовательности команд прекращается, когда кнопку отпускают.

Макрос выполняется целиком по однократному нажатию кнопки, на которую он назначен.

Для создания макроса кликните правым кликом по выбранной ячейке, выберите опцию «Новый макрос» (“New Macro”) – курсор будет мигать.

Введите последовательность нажатий клавиш клавиатуры именно с теми интервалами, которые необходимы в игре. Введенные нажатия будут выделены, чтобы отличить их от назначенных последовательных нажатий, не являющихся макросом. Нажмите зеленую галочку, чтобы закончить ввод макроса, при этом необходимо присвоить макросу имя и нажать клавишу enter.

ВАЖНО:макрос выполняется полностью по нажатию на кнопку, прервать выполнение макроса можно только нажатием на другую кнопку манипулятора. В отличие от макроса выполнение последовательных команд, назначенных на кнопку, прерывается, если эту кнопку отпустить в процессе выполнения команд.

Выполнение команд макроса будет происходить именно с теми интервалами, с которыми Вы вводили команды при программировании макроса.

Дополнительные команды


При выборе опции «Дополнительные команды» (“New Advanced Command”) открывается диалоговое окно, разделенное на три части. Каждая часть соответствует различному положению кнопки, которому можно присвоить дополнительную команду. позволяет option a new window opens with three sections.
Можно назначить команды, выполняемые по нажатию кнопки, выполняемые по нажатию и удержанию в нажатом положении, а также команды, выполняемые при отпускании кнопки.

При этом каждое нажатие кнопки сопровождается появлением цифр внизу, показывающих время в секундах с момента нажатия первой кнопки. В нашем примере клавише “S” была нажата в течение 0.032 секунды, клавиша “D” - 0.048 секунды (0.216 -0.168)

Например, с помощью этой опции можно назначить команду запуска ракеты по нажатию кнопки, затем переключению на камеру на ракете и через 4,5 секунды на камеру вида противника. Когда вы отпускаете кнопку – переключается на вид из кабины пилота.

ВАЖНО:любую назначенную последовательность команд можно превратить в макрос- нужно поставить галочку в опции Макрос правом верхнем углу ряда.

ВАЖНО: Для изменения интервала между нажатием клавиш кликните по клавише, которую необходимо отредактировать, затем кликните правым кликом и выберите «Установить интервал» (“Set Delay”). Теперь введите точное значение для интервала – время отсчитывается с момента нажатия первой клавиши в последовательности..

Удаление неиспользованных команд. При программировании кнопок может быть создано больше команд, чем назначено. Для удаления неиспользованных команд выберите опцию «Удалить неиспользованные команды» (“Delete Unused Commands”) – будет составлен список таких команд для удаления. Удалить можно только те команды, которые Вы создали.

Команды, которые мы создали раньше, перечислены под окном опции «Удалить неиспользованные команды». Мы можем теперь или использовать эти команды для программирования кнопок или удалить их по одной, либо все сразу.

Программирование переключателя видов POV (Point-of-View)


Большинство манипуляторов, совместимых с SST, имеют миниджойстик переключатель видов (POV switch). Переключатель видов обычно используется для переключения между разными видами. По Вашему усмотрению на переключатель видов можно назначить любую команду.

Для программирования переключателя наведите курсор на соответствующую ячейку. В правом верхнем углу появится стрелочка – кликните по ней для входа в меню.

Как и в случае с программированием кнопок можно выбрать «Копия» или «Не программировать». Можно также выбрать опцию, назначающую переключателю команды четырех кнопок или восьми кнопок, или же назначить перемещения мыши.

Если переключателю присваиваются функции перемещения мыши – можно настроить чувствительность обоих осей мыши с помощью центрального слайдера. Альтернативно чувствительность настраивается отдельно по осям с помощью вертикального и горизонтального слайдера.

Программирование осей (поворотных органов управления, колес прокрутки и т.п.)


Осями обладают все органы управления, наделенные возможностью последовательного перемещения – слайдеры, рычаги, поворотные переключатели, джойстики и другие.

На оси можно назначить команды клавиатуры, также как на кнопки и переключатели видов. Обычно главные органы управления, задающие оси, оставляют в качестве осей – они необходимы в играх и по умолчанию определяются именно как оси. Однако в некоторых играх манипуляторы в принципе не поддерживаются – тогда можно назначить на оси команды клавиатуры, например клавиши перемещения курсора.

Для программирования осей в редакторе профилей правым кликом кликните на оси (или левым кликом кликните маленькую стрелочку справа от ячейки оси) и выберите «Частота» (“Bands”). Ячейка теперь будет горизонтально разделена на 3 части – по 33% от ячейки.

Для редактирования шкалы кликините по «Редактировать шкалу» (“Edit Bands”) и курсор мыши изменит форму – превратится в горизонтальную линию с передвигающейся по ней вертикальной двойной стрелочкой. Вверху слева в ячейке расположены две иконки, похожие на букву «Н». Правая иконка – удаляет все деления ячейки, левая – распределяет деления равномерно в ячейке. Деления соответствую отклонениям органа управления по осям. Если необходимо менее отделений в ячейке – нажмите правую иконку для удаления делений, затем кликните в том месте ячейки, где необходимо провести деление. Линию деления можно передвинуть - поместите курсор прямо на нее, кликните и, удерживая клик, переместите в новое положение. Для того чтобы все созданные деления были распределены равномерно – кликните левую иконку. Когда все деления установлены – кликните ОК для подтверждения. После этого, можно назначить команды для каждой области ячейки аналогично назначению команд на кнопки.

В нашем примере на акселератор №1 джойстика Cyborg X мы назначим клавишу «А» при его движении до определенного момента, и клавишу «В» при его движении далее. Мы создаем два деления ячейки и нажимаем левую иконку равномерного распределения – получаем интервалы 0-33%, 33-67% и 67-100%. Кликаем OK для подтверждения установленных разделений. В верхней области ячейки назначаем клавишу «A», в нижней – клавишу «B».

Ячейка была разделена на три части, так как необходимо было создать «мертвую зону», в которой не будет выполняться никакая команда. «Мертвая зона» необходима, чтобы управление имело нейтральное положение, в котором не выполняется никакая команда – иначе без «мертвой зоны» манипулятор всегда будет выполнять какую-либо команду. В приведенном примере «мертвая зона» была средней из трех. Возможно создание сколь угодно большого количества делений, но чем выше число – тем труднее управление.

Оси направления


Можно назначить выполнение различных команд в зависимости от выбранного направления по оси. Для этого необходимо выбрать в ячейке опцию «Направления осей» (“Directional axis”). Теперь можно назначить команды для каждого направления оси. Уровень чувствительности позволяет установить, с какой частотой будет выполняться команда для определенного перемещения по оси.

Команды мыши


На оси также можно назначить перемещения курсора мыши. Для этого кликните правым кликом по оси, выберите опцию ось X мыши – это соответствует перемещению курсора влево-вправо. Затем выберите ось для присвоения перемещений по оси Y – вверх-вниз. Когда выбрана опция оси мыши появляется слайдер регулировки чувствительности: крайнее левое положение соответствует самому медленному перемещению, крайнее правое – самому быстрому. Для регулировки или перетащите слайдер, или кликните по желаемой позиции на шкале чувствительности.

ВАЖНО: Некоторые манипуляторы, как например X52 и X52 Pro, уже имеют органы управления курсором мыши. Если для таких манипуляторов необходимо назначить другой орган управления курсором мыши – сначала нужно отменить назначения осей мыши на орган управления, используемый по умолчанию.

Тестирование профиля


После активации профиля его можно протестировать. Кликните иконку «Тест профиля» (“Test Profile”), расположенную рядом с иконкой профиля в правой верхней части редактора профиля

Сохранение профиля


По завершении назначения команд необходимо сохранить профиль. Нажмите иконку «Сохранить» (“Save”) в верхней части редактора профилей, присвойте профилю имя и сохарните. Рекомендуется называть профиль так же, как и игру, для которой он создан. Нельзя изменять расположение файл профиля – он должен быть сохранен в той же папке, которая высвечивается по умолчанию в адресной строке. Возможно создание вложенной папки внутри папки по умолчанию и сохранение профиля в созданную вложенную папку.

Запуск профиля


Для запуска профиля кликните по иконке профиля вверху окна, затем закройте редактор профиля. Кликните правым кликом по иконке манипулятора рядом с часами, созданный профиль будет в первой строчке списка меню.

Кликните по профилю, теперь у иконки манипулятора появился зеленый фон – это подтверждение загрузки профиля.

Для удаления отключения профиля – кликните правым кликом по иконке манипулятора и выберите «Очистить профиль». Зеленый фон у иконки пропадет – это подтверждение того, что ни один профиль не используется.

Возможно назначить загрузку профиля при включении Windows. Кликните правым кликом по иконке манипулятора рядом с часами. Правым кликом кликните выбранный профиль и выберите опцию «Назначить по-умолчанию» (“Set as Startup Profile”). Для отмены этого назначения – выберите опцию «Отменить загрузку» (“Clear Startup”) в меню профиля.

Распечатать профиль


Когда все команды назначены, особенно с использованием shift-режима – может понадобиться распечатка назначенных команд. Чтобы распечатать профиль – загрузите его в редактор профиля и нажмите иконку «Печать» в правом верхнем углу экрана. Для эффективного использования распечатанного перечня команд важно, чтобы командам были присвоены имена согласно нашим рекомендациям, данным выше в разделе назначения простых команд.

Портал техногенных экспериментов


7337 весёлых дней


Знакомство с продукцией компании Saitek, прекрасно знакомой ценителям качественной игровой периферии (в первую очередь – виртуальным пилотам), но лишь недавно официально вышедшей на наш рынок, мы начинаем с тестирования модели джойстика верхнего уровня – Saitek X52 Flight Control System. Об этом продукте не хочется говорить иначе, как в превосходных тонах, так что сразу же отметим, что ни одного существенного недостатка выявлено не было, хотя есть неоднозначные конструктивные особенности. Но обо всем по порядку.

Спецификации

  • бесконтактная технология в осях Х и У на основе датчиков Холла;
  • центральная пружина загрузки;
  • двухуровневый курок;
  • четыре кнопки, включая кнопку пуска ракет, которая прикрыта подпружиненной крышкой-предохранителем;
  • удобно расположенная металлическая кнопка под мизинцем, которая выполняет функцию «шифт» и позволяет удвоить команды с кнопок джойстика;
  • два восьмипозиционных переключателя видов;
  • поворот рукоятки вокруг своей оси (3D Twist);
  • трехпозиционный ротативный переключатель режимов со световой индикацией текущего режима;
  • 3 подпружиненных кнопочных переключателя на основании для шести положений;
  • пять позиций регулировки упора для руки по высоте.
  • регулировка усилия движения газа, а так же промежуточные фиксаторы для номинала и форсажа;
  • кнопка под большой палец (Fire D);
  • дополнительная ротативная ось управления со встроенной кнопкой по типу mouse scroll wheel;
  • микроджойстик-эмулятор мыши с кнопкой;
  • восьмипозиционный переключатель;
  • две дополнительные ротативные оси управления со встроенными кнопками в центре;
  • ползунок;
  • MFD (Multi Functional Display) на основании, который отображает текущие команды нажатых кнопок, текущий режим, загруженный в данный момент профайл, а так же часы/таймер/дату.
  • сенсорные кнопки на основании выполняющие некоторые функции управления MFD.

Упаковка и комплектация


Джойстик Saitek X52 поставляется в большой картонной коробке с цветной печатью и подробной информацией о характеристиках устройства. Упаковка вполне соответствует высокому статусу продукта.


Внутри в пенопласте и полиэтелене обнаруживается следующий набор компонентов:


  • РУС
  • РУД
  • кабель для соединения РУС и РУД
  • восемь резиновых ножек-присосок
  • руководство по эксплуатации на английском языке
  • ксерокопия (либо очень некачественная печать) руководства на русском языке
  • лист со списком авторизированных гарантийных центров
  • CD с драйверами и ПО

Осмотр и тестирование

Концепцию устройства можно очень вкратце описать как ”эргономичный Thrustmaster HOTAS Cougar”. Двублочная схема с отдельным рычагом управления двигателем (РУД) для непосвященных выглядит типичной именно для топовых моделей конкурирующей компании, но на самом деле является развитием предыдущего флагманского продукта Saitek – X45. Список улучшений собирался по пожеланиям лучших виртуальных пилотов мира, так что неудивителен высокий класс устройства.


Дизайн сугубо футуристический. Причём следует отметить, что Saitek действительно приложили усилия для того, чтобы их лучший продукт выглядел в соответствии со своим высоким статусом. Алюминиевые вставки, единое эстетическое решение всех компонентов, новаторская для подобных продуктов идея подсветки кнопок и не менее новаторский LCD-экран – конкурентов у X52 в этом плане нет. Апологеты исторической аутентичности, возможно, выскажутся в том духе, что полёты на Ил-2 с использованием джойстика а-ля Star Trek немножко странноваты, но это «общее место» всех современных джойстиков кроме упомянутого HOTAS Cougar, предназначенного для идеальной симуляции истребителя четвертого и пятого поколений. Впрочем, таким эстетствующим брюзгам можно предложить просто взять гораздо более ”спокойный” по дизайну Saitek X45 и не мешать остальным пилотам наслаждаться полетами :) Зато, кстати, для создания дополнительной атмосферности в футуристических симуляторах (например, ”Шторм” или X2/X3) или играх серии Mechwarrior (боевые роботы, как ни странно, отлично управляются именно джойстиком, а не мышью и клавиатурой) продукт Saitek приходится как нельзя кстати.


Рукоятка управления самолетом (РУС) располагается на массивной платформе с тремя двухпозиционными качающимися кнопками, размещение которых однозначно намекает на привязку к самым редкоиспользуемым функциям, вроде старта двигателей и выпуска шасси.


  • резиновые ножки, достаточно эффективно препятствующие скольжению;
  • идущие в комплекте присоски;
  • истинные фанаты виртуального неба могут просверлить поверхность стола и жестко закрепить X52 винтами (для этого имеются по два сквозные отверстия на основаниях ручек).


Сама ручка необычной формы (с гардой) и огромных размеров, но пятипозиционный механизм подгонки позволяет использовать X52 даже обладателям очень узких ладоней. Курок двухуровневый, так что на него можно ”повесить” сразу две функции – очень удобно.

В зоне досягаемости большого пальца размещены: четыре кнопки (включая защищенную подпружиненной крышкой-предохранителем ”кнопку пуска ракет”), два восьмипозиционных ”хэта” и трехпозиционный переключатель профилей. Все основные кнопки имеют синюю светодиодную подсветку, удобную для ночных баталий и весьма эстетичную. Удивительно, но насыщенность верхней части ручки элементами управления не создаёт неудобств, все кнопки легко досягаемы (включая оба ”хэта”) и информативно работают.


Под мизинцем находится еще один курок (pinkie switch), по желанию пользователя исполняющий роль ”шифта” или же обычной кнопки. Его наличие стало неожиданной и весьма приятной особенностью X52.

Впечатляет техническая часть РУС – вместо привычных резисторов на осях X и У применены бесконтактные датчики Холла, резко повышающие как точность, так и надежность и долговечность системы. Имеется функция 3D twist для управления по курсу, с возможностью механической блокировки.


Защита механизма от пыли реализована тоже необычно, с помощью движущейся твёрдой пластины вместо традиционного резинового «пыльника». На наш взгляд, это гораздо более удачное решение, как с технологической, так и с эстетической точки зрения.

Force feedback отсутствует, что соответствует профессиональному статусу устройства. Как известно, современные механизмы силовой обратной связи всё еще не способны сравниться по точности и ”правильности ощущений” с обычной пружинной конструкцией, а создаваемые ими эффекты не слишком высоко ценятся профессиональными пилотами (для джойстиков предпочтительнее даже простой vibration feedback, нежели полноценная обратная отдача). Так что FF – это для позёров и вообще маркетинговый трюк :) Кстати, ситуация полностью противоположна игровым рулям, где force feedback ведет себя гораздо адекватнее и является, при условии правильной реализации, исключительно положительным фактором.

В целом, ощущения от работы любопытные: джойстик имеет очень большие углы отклонения ручки (что хорошо) и крайне мягкую систему центрирования (на вкус и цвет. ) без возможности регулировки усилия (что плохо). При этом жесткость оси управления курсом (twist) гораздо выше. Теоретически, пользователь может модифицировать джойстик, повысив жесткость осей крена и тангажа – достаточно просто подложить желаемое количество шайб под пружину. Хотя, повторимся, некоторые пилоты предпочитают как раз мягкое управление, это вопрос личных предпочтений.
Еще одна неожиданность – нелинейность характеристик осей (попросту говоря, чем больше отклонение от центра, тем резче реагирует джойстик), идеологически напоминающая включение акселерации у мыши. Опять таки, часть пилотов утверждает, что такая схема позволяет более четко контролировать летательный аппарат. А с учетом мягкого механизма возврата, дополнительной усталости кисти необходимость бОльших отклонений РУС не вызывает, да и привыкаешь к этой особенности поведения Saitek X52 быстро. Так что снова – не недостаток конструкции, а именно инженерная особенность. Более того, существует рецепт моддинга X52 для придания линейного характера реакциям на отклонения осей, поэтому даже пилоты-”ортодоксы” в данном вопросе найдут для себя выход.


Блок РУД выполнен на основании аналогичных габаритов. На нем размещена собственно рычаг газа и многофункциональный ЖК-индикатор (для отображения информации о загруженном профиле, часов или секундомера) с синей подсветкой и тремя управляющими кнопками.


Количество элементов управления на РУД зашкаливает: три обычные кнопки, две дополнительные ротативные оси, еще одна ось-ползунок, восьмипозиционный ”хэт”, эмулятор мыши типа track point (аналогичен применяемым в некоторых ноутбуках) и вращающееся колесико с функцией нажатия.
Не хватает только ”качалки” управления курсом, вместо которой используется 3D twist на РУС (что также является спорным моментом конструкции). Кстати, и конкурирующие продукты Thrustmaster серии Afterburner, и предыдущая модель Saitek X45 имеют оба типа управления по курсу.
Несмотря на столь внушительный список, все органы управления располагаются весьма удобно – все кнопки, кроме миниджойстика (track point) находятся в досягаемости пальцев без перемещения кисти по рукоятке.
Сам рычаг газа имеет достаточно удачную «обтекаемую» форму, хотя у Thrustmaster Afterburner она всё же удобнее – некоторым рычаг X52 покажется слишком большим. В отличие от РУС, усилие для движения РУД как раз поддается регулировке, соответствующий верньер имеется на левой стороне подставки. Диапазон настройки достаточно широк и удовлетворит большинство пилотов. Движение плавное, с ощутимыми промежуточными фиксаторами на 10% (малый газ) и 90% (форсаж).

Программное обеспечение

Еще одной сильной стороной Saitek X52 является программное обеспечение.

Возможность создания различных профилей настроек и мгновенного переключения между ними прямо по ходу игры позволяет «повесить» на и так невообразимое количество органов управления практически неограниченное число команд.

Поддается управлению и светодиодная подсветка, имеющая три режима работы – выключено/низкая яркость/высокая яркость. Среднее состояние пригодится при игре ночью.

Разобраться с функциональностью драйвера под силу даже новичку, но опытные пилоты смогут выжать из Saitek X52 максимум, используя дополнительное ПО Saitek Smart Technology.


Итого

  • невероятная функциональность
  • высокая точность осей
  • отличная эргономика, включая подстройку размера ручки
  • мощное ПО
  • многофункциональный ЖК-экран
  • возможность пользовательского исправления двух основных недостатков конструкции
  • феерический дизайн
  • достаточно высокая цена
  • излишняя мягкость осей РУС при тугом 3D twist
  • отсутствие ”качалки” на РУД
  • нелинейность характеристик осей


Джойстик Saitek X52 Flight Control System предоставлен ”Saitek-Украина”.

Среди лётных комплектов класса hi-end достойное место заняли джойстики Saitek X45 и Saitek X52, которые, несмотря на ряд недочётов (не всё в мире идеальное) вызывают в основном положительные эмоции у многих вирпилов. Ещё бы, ведь в них реализовано комфортное, подробное управление с концепцией физического разделения на РУС и РУД. Но нет предела совершенству, поэтому уже даже известные и популярные джойстики получили обновление в лице Saitek X52 Pro.

Игры закончились

Первые осязаемые изменения в Saitek X52 Pro, по сравнению с предшественником X52 (на фото - сверху), конечно же, во внешности. Дизайн стал более "взрослым", серьёзным.

Обзор Saitek X52 Pro

Ушли в прошлое серебристые вставки, многие элементы (триггеры, восьмипозиционный переключатель обзора, "чашка" под центральную пружину и др.) выполнены из металла.

В общем, разработчики постарались сделать так, чтобы пользователь представил, что перед ним не игрушка, а вполне себе настоящий штурвал. Впрочем, X52 Pro, как и предшественники, не лишён отверстий под жёсткое крепление к столу, так что лёгкость/тяжесть не играет особой роли.

Обзор Saitek X52 Pro

На ощупь покрытие РУС и РУД - тонкая резина. На X52 Pro приятно руки положить, не говоря уж о том, чтобы "летать".

Обзор Saitek X52 Pro

Вполне удобно управляться практически со всеми кнопками, хэтами и движками. В этом плане для "Ил-2 Штурмовик" (да и для LockOn) он просто идеален. А с учётом самостоятельно изготавливаемых "профилей" (например, "профиль истребителя" и "профиль бомбардировщика", можно вообще перенести всё управление на РУС и РУД - то есть отказаться от клавиатуры и мыши на 99,9%.

Кстати, профилей Х52 Pro под "Ил-2" пока что нет, да может это и к лучшему. Дело в том, что создавая свой профиль, геймер куда как более глубоко постигает логику игры. Чего отнюдь не даёт использование готового - и не всегда оптимального для всех геймеров - профиля.

Обзор Saitek X52 Pro

Отдельно стоит отметить тот факт, что через прилагаемое программное обеспечение можно менять яркость подсветки, а то и вовсе отключать её.

Позабавила фирменная фишка джойстиков "Saitek Xxx" - особая кнопка с крышечкой, которая (кнопка) загорается красным (вместо зелёного), давая понять, что соответствующее оружие (как правило, пользователь "вешает" на эту кнопку самое мощное и/или уникальное оружие) готово к применению.

Обзор Saitek X52 Pro

Двойная пружина

Не только внешне, но и внутренне Pro-версия получила значимые усовершенствования. Так, РУС обзавёлся двойной пружиной.

Опровергнем устоявшееся мнение, что это привело к увеличению срока службы, так как и единственная пружина неплохо справляется со своими обязанностями в течение многих лет. Вторая пружина была использована именно для того, чтобы обеспечить чёткое центрирование и мягкость управления. РУС точно устанавливается в центральное положение, нет присущей некоторым джойстикам некоего порога при прохождении ручки через центральное положение.

В играх отмечаешь, что проблемы "мёртвой зоны" действительно не существует. Стоит сделать лишь небольшое движение рукой, как самолет тебя слушается - волшебное чувство.

Бесконтактная нелинейность

Передвижения РУС по осям X и Y (применительно к самолету, это управление креном и тангажом) обслуживают 4 датчика Холла - два спаренных датчика на каждой оси, всего четыре пластинки в магнитном поле. И это тоже очень хорошо. В обычных джойстиках в качестве датчиков выходного сигнала служат переменные резисторы, имеются дорожки с токопроводящим слоем и ползунок, который "ездит" по этим дорожкам. Ясное дело, что со временем дорожки физически истираются и точность и устойчивость выходного сигнала с резистора падает, резистор, что называется, "шумит". В случае с Х-52 Pro датчики выходного сигнала бесконтактные, они не имеют соприкасающихся частей, и это во многом определяет долговечность манипулятора.

Однако реализация схемы на базе "холлов" в Х-52 Pro не вполне совершенна. Выходные сигналы с датчиков имеют некоторую нелинейность, как это требуется для идеального управления самолетом. Известная многим геймерам программа тестирования джойстиков JoyTester2 при перемещении РУС по кругу, вместо правильной окружности, рисует фигуру, напоминающую ромб.

Чтобы понять, как так происходит, посмотрите на рисунок.

Представьте, что магнитное поле - это "полоска", как показано на рисунке. А теперь мысленно сдвиньте пластинку в направлении по жёлтой стрелке туда-сюда. Что получится? Выходное напряжение с датчика Ен - будет изменяться по величине! Однако при линейном перемещении пластинки выходной сигнал будет меняться не строго линейно, а по некоей функции! То есть выходной сигнал джойстика (если не предусмотреть некие физические особенности в конструкции и некую спецобработку сигнала во встроенном процессоре джойстика, чтобы скомпенсировать эту нелинейность) тоже будет нелинейным! Инженеры Saitek пока ещё работают над этой непростой и нетривиальной задачей.

Эмулятор мыши

Эмулятор мыши на Х45 и на Х52 был программный. По сути, это был хэт на 8 положений, который программно имитировал мышь. Хэт - это 4 кнопки, расположенные "крестом". При этом его можно нажать как в соответствии с "перекладинами креста" (нажимается только одна соответствующая кнопка), так и по диагонали (нажимаются уже две "соседние" кнопки). Сигнал преобразовывается в движение курсора с постоянной скоростью, что несколько искусственно, да и медленно.

Теперь же на Х52 Pro есть "эмулятор мыши" - это микроджойстик (помечен стрелкой на фото) на резисторах - то есть, по сути, мышь.

Обзор Saitek X52 Pro

Понятно, что скорость перемещения курсора (направления взгляда) - пропорциональна скорости отклонения этого микроджойстика от нейтрала. Обзор с помощью эмулятора просто "летает".

Подобный "эмулятор" ранее был реализован на РУДе - устройстве управления тягой двигателя CH Pro Throttle USB фирмы CH Products. С точки зрения опытного вирпила ни обычная мышь, ни эмулятор мыши, ни тем более хэт на 8 положений в качестве устройства управления обзором не сравнятся с известными в вирпильских кругах устройствами UrGear и "Трекир", обеспечивающими управление обзором наиболее естественным образом - поворотом головы. Так что новичкам нужно намотать на ус, что даже такой прекрасный летательный комплект, как Х52 Pro, не способен заменить сразу все устройства управления.

Все аэропорты

Saitek Х52 Pro порадует своего обладателя не только при игре в военные авиасимуляторы.

Обзор Saitek X52 Pro

Например, в грандиозной игре Microsoft Flight Simulator X, где собраны практически все аэропорты мира (причём, чуть ли не с 90% достоверностью), есть возможность проявить себя в качестве штурмана, накрутив частоту некоего радиомаяка, задать маршрут. Или, зная VOR/DME - радиосистему ближней навигации - построить оптимальный заход на посадку.

Красавец РУД обзавелся подсветкой. При оборотах двигателя до 80% она зелёная. А после - красная.

Обзор Saitek X52 Pro

Ещё есть "засечки": при достижении 20 и 80% рукой тактильно чувствуются барьеры и это, несомненно, поможет в играх ориентироваться, что называет, по ощущениям, а не по взгляду на приборы.

Поворотные ручки (на рисунке они указаны стрелками) теперь имеют вертикальную насечку, что сделало их намного удобнее в работе. Такой тактильный контакт более надёжен - палец не проскользнёт!

Обзор Saitek X52 Pro

А дополнительная подсветка (которая, впрочем, была и в Х52) создаёт эффект настоящего прибора.

Обзор Saitek X52 Pro

Теперь указательный палец левой руки чётко чувствует две грани, которыми можно смотреть направо и налево, вверх и вниз.

Как мы уже упоминали выше, дисплей МФД демонстрирует не только дату, время, номер mode, но и данные из таких игр, как Microsoft Flight Simulator X. А чтобы читать эту информацию, к традиционным кнопкам настройки экрана добавились два "зубчатых" колёсика прокрутки.

Обзор Saitek X52 Pro

Дисплей на этот раз выполнен под углом, для лучшего обзора. Опять и опять мы удивляется тому, сколько всё же в Pro-версии улучшений!

Итоги

Компания Saitek очень ответственно подошла к улучшению джойстика Saitek X52. Масса мелких и значительных доработок порадуют вирпилов. Приятной новостью станет и тот факт, что на территории России Pro-модель уже можно купить менее чем за 5000 рублей. Это уже не страшная цифра в 9 тысяч, что была в начале года.

Единственное, что нам не понравилось, так это малая длина USB-шнура - всего 1,5 метра, хотя можно воспользоваться удлинителем.

Обзор Saitek X52 Pro

Saitek X52 Pro Flight System - удобный, многофункциональный, красивый, эргономически продуманный джойстик и за все эти и другие уникальные качества мы отдаем этому красавцу первое место.

Вместе с этим рекомендуем вам до покупки устройства протестировать его или сделать приобретение с условием возможной замены. По отзывам некоторых вирпилов, до настоящего времени встречаются отдельные экземпляры Х-52 Pro с производственными дефектами.

Читайте также: