Самый сильный шахматный компьютер

Обновлено: 04.07.2024

20 лучших шахматных движков 2021 года на основе их рейтинга

Шахматные движки способны за секунду анализировать тысячи вариантов и предложить эффективный ход. Благодаря постоянному улучшению аппаратного и программного обеспечения, шахматные движки с каждым годом играют все сильнее и сильнее.

Сегодня есть много рейтинг листов, которые измеряют относительную силу шахматных движков по различным критериям. Мы решили составить ТОП-20 движков на основе их рейтинга, используя два наиболее известных рейтинговых списка - CCRL (Computer Chess Rating Lists) и CEGT (Chess Engines Grand Tournament)

Итак, поехали

20. Andscacs

CCRL Rating: 3264
CEGT Rating: не участвует

Движок был впервые опубликован в 2014 г. Andscacs вскоре превратился в один из лучших шахматных движков в мире. Он использует Magic Bitboard для ускорения вычислений атаки. Он применяет поиск основных вариантов с таблицей транспонирования внутри итеративной структуры.

Andscacs имеет статическую оценку размена и многопоточный параллельный поиск. А также он использует хэш-ход в поиске в состоянии покоя.

Чтобы сделать механизм более мощным и эффективным (или минимизировать стандартное отклонение статической оценки), исследователи оптимизировали 200 функций оценки, использовав 750 000 позиций.

19. Schooner

Шахматный движок Schooner

CCRL Rating: 3266
CEGT Rating: 3172

Schooner использует альфа-бета-поиск, сокращение поздних ходов (LMR), основное окно поиска (PVS) и одиночную запись хеша. Он поддерживает подмножество Универсального Шахматного Интерфейса, чтобы автоматически играть в игры, не тратя много ресурсов.

Его производительность значительно улучшилась за последние годы: за эти улучшения отвечает более простая оценка, основанная на Xiphos, поэтапная генерация ходов и множество тестов и настроек.

18. Fizbo

CCRL Rating: 3273
CEGT Rating: Не участвует

Fizbo – шахматный движок, созданный Американским программистом Youri Matiounine. Впервые программа была выпущена в мае 2014 года. Начиная с 1.2, он выполняет параллельный поиск, основанный на версии расширенного алгоритма разделения PV.

Последняя версия 2.0, которая выпущена в 21 декабря 2017 года.

17. Deep Shredder

Шахматный движок Deep Shredder

CCRL Rating: 3279
CEGT Rating: 3147

Shredder это коммерческий шахматный движок, а это значит, что его может купить и использовать любой. Движок и графический интерфейс были созданы Штефаном Майер-Каленом в Германии в 1993 году. Это один из старейших и успешных шахматных движков на рынке. Данный движок выиграл подряд 19 титулов Чемпионатов Мира по Компьютерным Шахматам.

Это один из немногих движков, доступных практически на всех основных платформах. Его можно приобрести и использовать на Mac OS, Windows, Linux, Android, iOS и даже на Amazon Kindle.

16. Fritz

Шахматный движок Fritz

CCRL Rating: 3280
CEGT Rating: 3157

Фриц коммерческая шахматная программа, разработанная Франсом Моршем. В 1991 году ChessBase начала работать с Моршем и добавила Fritz в свою программу базы данных. В 1995 году Фриц выиграл Чемпионат Мира по компьютерным шахматам, победив раннюю версию Deep-Blue. В 2000 году Pocket Fritz (предназначенный для портативных устройств) выиграл Чемпионат мира по скоростным шахматам на компьютерах.

Fritz доступен для Windows и других платформах. В 2009 году Fritz был выпущен на Nintendo Wii, Nintendo DS и Sony PlayStation 3.

В 2010 году Fritz вошёл в десятку лучших шахматных движков согласно рейтинговому списку Шведской Ассоциации Шахматных Компьютеров (SSDF) с рейтингом 3110. В 2010 году он также входил в десятку лучших в Рейтинге Компьютерных Шахмат (CCRL) с рейтингом 3088.

Fritz постоянно обновляется с 1991 года и в настоящее время уже выпущен Fritz 17. У него было несколько реинкарнаций, включая ранее упомянутые Pocket Fritz, Deep Fritz и Fat Fritz (который доступен с Fritz 17).

15. Laser

CCRL Rating: 3291
CEGT Rating: 3156

Laser - UCI шахматный движок с открытым исходным кодом от Джеффри Ана и Майкла Ана, написанный на C ++ 11, впервые выпущенный летом 2015 года по лицензии GNU General Public License.

Последняя версия Laser 1.7, выпущенный в феврале 2019 года.

14. RubiChess

CCRL Rating: 3295
CEGT Rating: 3209

RubiChess - UCI шахматный движок с открытым исходным кодом от Андреаса Маттиса, написанный на C ++, под лицензией GPL v3.0.

RubiChess стартовал в 2017 году как движок 0x88 и вскоре превратился в bitboard движок, сначала с использованием rotated bitboards, а затем и magic bitboards (примерно на 24% быстрее) для определения атак скользящих фигур.

В сентябре 2020 года Андреас Маттис объявил о RubiChess NNUE.

13. Booot

CCRL Rating: 3301 CEGT Rating: 3207

Booot - это шахматный движок с открытым исходным кодом, написанный на Delphi 6. Он определяет скользящую атаку фигурами с повёрнутыми битовыми досками. Он упакован ленивым SMP и полностью переработанной оценочной функцией.

Движок применяет PVS со всеми базовыми усовершенствованиями поиска, такими как сокращение поздних ходов, отсечение нулевого хода и внутреннее итеративное углубление. Последняя версия поддерживает многопроцессорную архитектуру и имеет несколько вариантов сборки для 32 и 64 бит.

12. RofChade

Шахматный движок RofChade

CCRL Rating: 3314
CEGT Rating: 3200

RofChade – UCI шахматный движок от Рональда Фридериха, написанный на C++. Хотя дебют этого движка за доской состоялся на PT 53 весной 2018 года, RofChade впервые был выпущен в августе 2018 года.

Однако название движка было придумано в 90-х годах, когда автор объединил свои инициалы и Rochade - Голландский термин для рокировки.

Версия RofChade 1.0 уже играла в диапазоне 2700+ ЭЛО.

В декабре 2018 года вышла версия RofChade 2.0, в которой была улучшена оценка с учётом пешечной структуры и безопасности короля.

11. Fire

Шахматный движок Fire

CCRL Rating: 3324
CEGT Rating: 3224

Fire - это очень мощный, современный, бесплатный шахматный UCI движок, разработанный для современных систем Windows и современных процессоров.

Fire (ранее называвшийся Firebird) находится в непрерывной разработке с января 2010 года.

Fire 7.1 последняя публичный релиз Fire. Разработка официально завершена, по следующим причинам:

  • Тестирование дополнительных изменений кода - чрезвычайно трудоёмки и утомительный.
  • Становится всё труднее (почти невозможно) найти улучшения.
  • В лучших движках теперь преобладают технологии Нейронных Сетей, которые значительно усложняют движки.

10. Xiphos

CCRL Rating: 3340
CEGT Rating: 3215

Xiphos - UCI шахматный движок с открытым исходным кодом от Милоша Татаревича, написанный на C, под лицензией GNU General Public License v3.0, впервые выпущенный 28 февраля 2018 г.

Xiphos использует битовые доски с отображением BERLEF (a1 = 56, a8 = 63, h1 = 0, h8 = 7). Атаки скользящих фигур определяются либо Magic bitboards, либо, если они скомпилированы для процессоров x86-64 с поддержкой BMI2, битовыми платами PEXT.

Исполняемые файлы Xiphos доступны для запуска под Linux, Mac OS и Windows.

9. Igel

CCRL Rating: 3361
CEGT Rating: 3235

Igel - UCI шахматный движок с открытым исходным кодом от Владимира Щербины под лицензией GPL, изначально основанный на GreKo 2018.01 и далее независимая разработка с 2018 года.

В августе 2020 года Igel переключился на NNUE в качестве основной функции оценки с использованием сети Night Nurse Дитриха Каппе.

В октябре 2020 Igel переключился на собственную сеть, обученную на Igel 2.6.0

8. Slow Chess Blitz

Шахматный движок Slow Chess Blitz

CCRL Rating: 3362
CEGT Rating: 3267

Slow Chess Blitz - шахматный движок, совместимый с WinBoard и UCI, от Джонатана Кройцера, который также имеет собственный графический интерфейс. Более старые версии, Slow Chess 2.82a и Slow Chess 2.96, не относящиеся к более позднему Slow Chess Blitz, имеют открытый исходный код.

Slow Chess написана на C ++ с небольшим вставками на ассемблере и впервые была выпущена в июле 2003 года.

Slow Chess играла в ACCA 2008 под управлением Сваминатана Натараджана. После 14-летнего перерыва в сентябре 2019 года была выпущена новая версия Slow Chess Blitz. Сейчас данный движок регулярно обновляется.

7. Nemorino

CCRL Rating: 3384
CEGT Rating: 3309

Nemorino - UCI шахматный движок с открытым исходным кодом от Кристиана Гюнтера, также поддерживающий протокол обмена данными Chess Engine, написанный на C ++ и впервые выпущенный в сентябре 2016 года по лицензии GPLv3.

Изображение на доске и структура ходов Nemorino взяты из Stockfish. Nemorino поддерживает эндшпильные базы Syzygy, параллельный поиск, а также оценку позиций с помощью NNUE. Данный движок может играть в Фишерские шахматы Chess960.

6. Ethereal

CCRL Rating: 3398
CEGT Rating: 3313

Ethereal - шахматный движок с открытым исходным кодом на UCI, написанный Эндрю Грантом на языке C, под лицензией GNU GPL и впервые официально выпущенный в июне 2016 года.

На Ethereal сильно повлияли Crafty, Stockfish, TSCP, MadChess и Fruit.

9 октября 2020 года Эндрю Грант объявил о своём выходе из разработки Ethereal, выпустив последние версии Ethereal V12.75 и Ethereal 12.75 SF-NNUE.

Последняя реализация NNUE на основе Stockfish NNUE, сделана специально, чтобы продемонстрировать, как каждый может значительно улучшить игровую мощь своих движков без особых усилий, что вызвало разочарование автора.

5. Houdini

Шахматный движок Houdini

CCRL Rating: 3401
CEGT Rating: 3337

Houdini известен своим позиционным стилем и способностью защищаться в сложных позициях и умениями уходить от ничьи.

На данный момент он выиграл 3 сезона чемпионата Top Chess Engine Championship.

Новая версия Houdini представлена в двух вариантах - Standard и Pro. В то время как предыдущая версия поддерживала только до 8 ядер процессора, версия Pro поддерживает до 128 ядер и 128 ГБ ОЗУ. Он знает NUMA и может использовать эндшпильные таблицы Налимова.

4. Leela Chess Zero

Шахматный движок Leela Chess Zero

CCRL Rating: нет
CEGT Rating: 3472

Leela Chess Zero (также известная как Lc0, LCZero и Leela) - это шахматный движок на основе нейронной сети (NN) с открытым исходным кодом. О проекте Lc0 было объявлено в начале 2018 года, и Гэри Линскотт (разработчик Stockfish) возглавил его разработку. Поскольку данный движок бесплатный и имеет открытый исходный код, его можно запускать на многих платформах, включая Windows, Mac, Linux, Android и Ubuntu. Lc0 - самый мощный движок NN, доступный для публики.

Чтобы реализовать весь потенциал данного движка, вам необходимо иметь на компьютере графический процессор с поддержкой CUDA.

3. Komodo Dragon

Шахматный движок Komodo Dragon

CCRL Rating: 3488
CEGT Rating: 3492

Komodo - один из самых мощных и успешных на рынке шахматных движков с универсальным шахматным интерфейсом (UCI). Первоначально он был разработан Доном Дэйли в 2010 году и был развит Марком Лефлером в 2013 году. GM Ларри Кауфман также много лет поддерживает и улучшает движок.

В отличие от обычных движков прямого перебора, Komodo в первую очередь оценивает саму позицию, что придаёт ему позиционный стиль игры. По заявлению разработчика Дона Дэйли у Komodo лучшая оценочная функция среди конкурентов. А это способствует долгосрочному успеху Komodo и внушительному количеству титулов Чемпионатов мира.

В 2020 году было выпущено дополнение к этому движку Dragon на основе нейронных сетей.

2. Fat Fritz 2

Шахматный движок Fat Fritz 2

CCRL Rating: 3520
CEGT Rating: Пока нет

Fat Fritz 2 обучается и разрабатывается с использованием технологии NNUE, работающей внутри двоичного кода Stockfish с открытым исходным кодом, но с совершенно новой и другой нейронной сетью, которая значительно отличается от Stockfish по нескольким ключевым моментам:

  • Оценки и позиции используются из исходной нейронной сети Fat Fritz.
  • Нейронная сеть в Fat Fritz 2 вдвое больше, чем Stockfish 12, и использует 512 нейронов вместо 256, что даёт возможность удвоить знания и понимание.

1. Stockfish 12.0 NNUE

CCRL Rating: 3566
CEGT Rating: 3517

Stockfish это самый мощный шахматный движок, доступный публике, и он существует уже довольно давно. Это бесплатный движок с открытым исходным кодом, который в настоящее время активно развивается.

Stockfish был основан на шахматном движке, созданном Тордом Ромстадом в 2004 году, который был развит Марко Костальба в 2008 году. Джуна Кииски и Гэри Линскотт также считаются основателями.

В сентябре 2020 г. выпущен Stockfish 12, и было объявлено, что Stockfish поглотил проект Stockfish + NNUE (NNUE означает эффективно обновляемая нейронная сеть). Теперь грубый перебор Stockfish улучшен за счёт оценочных возможностей нейронной сети - потрясающая комбинация!

Примечание: поскольку рейтинги CCRL и CEGT постоянно меняются, то данный топ может меняться время от времени.

Будущее шахмат за компьютерами. Трудно найти человека, который не согласится с этим утверждением.

Однако эти слова не совсем точны. В общем и целом компьютеры стали для шахмат и настоящим.

За шахматной доской человек и машина противостоят друг другу, но самыми увлеченными учителями шахмат являются разработчики программ, а самыми лучшими учениками - компьютерные движки.

С жадностью поглощая каждую крупицу шахматной науки, движки совершенствуются все быстрее. Машины великодушно оставили людям возможность соревноваться между собой, взяв на себя исследование неизведанных областей шахмат.


Они демонстрируют невообразимый уровень игры, и зачастую лучшие представители рода человеческого не могут до конца раскусить умопомрачительно изящные маневры, которые проводят компьютеры, не прилагая для этого видимых усилий. Конечно, за кадром движки заняты просчетом миллионов вариантов, что, в совокупности с их выдающимися способностями проводить сравнение получаемых позиций, позволяет им играть в шахматы с невиданной точностью.

Хотя любая шахматная программа хорошего уровня в состоянии легко обыграть лучших в мире индивидуумов, существуют огромные различия в силе среди движков.

Подобно тому, как Магнус Карлсен, Фабиано Каруана, Виши Ананд, Веселин Топалов и Хикаро Накамура (и прочие) доминируют в шахматном мире людей, также и элитные движки царят в мире компьютерных шахмат.

Вашему вниманию предлагается пятерка сильнейших шахматных движков. Поделитесь, пожалуйста, с нами своими мыслями о компьютерных шахматах, оставив комментарий на нашей странице в Фейсбуке.

5. Gull 2.8b (англ. "чайка", произносится - "галл")

Рейтинг: 3214


"Галл" можно назвать дебютантом среди элиты компьютерных шахмат. Этот бесплатный движок на основе открытого кода создан Вадимом Демичевым по образу и подобию 2-х других более ранних шахматных программ: "Айвенго" и "Стрелки".

В новой версии рейтинга компьютерных шахматных программ CCRL 40/40 Pure (в котором для предотвращения размывания показателей от каждого семейства движков представлена только одна версия) "Галл" завоевал 11 баллов, расположившись на 5-м месте среди лучших шахматистов Вселенной.

4. Fire 4 (англ. "пламя", произносится - "фаер")

Рейтинг: 3229


Картинка с сайта Fire

"Фаер" - бесплатный движок, который ранее функционировал на основе открытого кода (но больше его не использует).

Его разработка началась в 2010-м году, и поэтому "Фаер" можно назвать еще одним быстро прогрессирующий представитель мира компьютерных шахмат. В рейтинге компьютерных шахматных программ CCRL pure он набрал на 16 баллов больше своей версии с обычной базой данных, превысив аналогичные показатели всех движков из топ15.

3. Houdini 4 (англ. "Гудини")

Рейтинг: 3277


картинка с сайта Гудини

Гудини - платный движок, который раньше был сильнейшим в мире, но и сегодня остается мощной шахматной программой.

По словам создателей: "Название "Гудини" было дано за стиль позиционной игры, демонстрируемый движком, его стойкость в сложных позициях и способность обороняться с упорством и находить спасительную ничью, иногда находясь на волосок от гибели".

2. Stockfish 6 (англ. "вяленая рыба", произносится - "стокфиш")

Рейтинг: 3318


Картинка с сайта Stockfish

Хотя данная статья посвящена пятерке лучших компьютерных движков, но на самом деле правильнее было бы говорить о двух лучших и всех остальных. Вот какой большой разрыв образовался между парой Стокфиш-Комодо и остальным пелотоном. Эти два движка постоянно перехватывают корону компьютерного короля друг у друга, по праву заслужив звание сильнейших в истории шахмат.

Главные преимущества Стокфиш, заключаются в том, что он бесплатный, использует открытый код и поддерживает кросс-платформенность.

Также Стокфиш стал победителем в самом интересном показательном выступлении, из когда-либо проводившихся Chess.com, нанеся поржение "киборгу" Хикару Накамуре, который играл против Стокфиш, используя более раннюю и более слабую версию шахматного движка.

Посмотрите, пожалуйста, на комментарий Дэниэла Ренша по этому матчу, представленный на видеоролике размещенном внизу.

1. Komodo 9 (англ. "Комодо")

Рейтинг: 3340


Комодо - лучшая платная программа, ставшая безоговорочным чемпионом в 2014-м году, после чего ее в этом году ненадолго превзошла новая версия Стокфиш. Затем его разработчики выпустили 9-ю версию Комодо, которая приблизительно на 50 рейтинговых баллов превзошла свою предшественницу.

“Я поражен до глубины души игрой Комодо. Я наблюдал и анализировал все партии и стал свидетелем безупречной позиционной игры, равной которой никогда не показывали ни компьютеры, ни люди.”

Что вы думаете о компьютерных шахматах? Поделитесь с нами своим мнением в разделе "Комментарии".

Сегодня произошла шахматная революция, которая может поднять этот вид спорта на совершенно новую высоту. «Окончательное прощай человеку», — говорит шахматный эксперт NRK Торстейн Баэ (Torstein Bae).

«Поразительно и очень интересно. Фантастическое развитие», — говорит менеджер Магнуса Карлсона (Magnus Carlsen) Эспен Агдестейн (Espen Agdestein).

До недавнего времени самым лучшим шахматным компьютером был Stockfish. Но это было до того, как он встретился с AlphaZero. Спустя всего лишь четыре часа Stockfish был разгромлен наголову.

«Ему здорово досталось, он был сметен с поля. AlphaZero учится на собственных партиях и все время остается сильнейшим. Это большой шаг вперед искусственного разума. В настоящее время мы стали свидетелями последнего прощай человечеству. Теперь машины будут побеждать человека в 100 случаях из 100», — говорит Торстейн Баэ.

Гроссмейстер Левон Аронян

Aftenposten 16.11.2016 AlphaZero за 24 часа выучил три настольных игры и во всех трех был самым лучшим. Это Shogi, Go и шахматы.

Удивлен агрессивностью

Баэ очень понравилось, как программа играла в шахматы, у нее совершенно другое отношение к игре по сравнению с тем, что мы видели у компьютеров раньше, считает он.

«Я был удивлен, что компьютер играл так агрессивно, он громил соперника, красиво жертвуя слонами. У него нет того медленного маневрирования, которое можно ожидать от такой суперпрограммы».

Йону Людвигу Хаммеру (Jon Ludvig Hammer) тоже понравилось. Он забрал анализ игры с собой домой, что ознакомиться с ним подробнее.

«Самое интересное, как Stockfish переоценил свою позицию, что привело к проигрышу партии. Это безумно интересно, это гигантский рывок вперед. Сейчас начнется бег игроков наперегонки, чтобы получить доступ к программе».

Можно научиться игре в дебюте

Торстейн Баэ считает, что лучшие игроки мира будут делать все, что могут, чтобы заполучить эту технологию. «Это шахматы совершенно нового уровня. Теперь ведущие игроки набросятся на возможности, которые они дают на всех этапах игры. Особенно в дебюте можно найти совершенно невероятные варианты».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Андрей Шитихин

Казалось бы, шахматные состязания человека с компьютером остались в прошлом. Даже чемпион мира Магнус Карлсен не может на равных соперничать с современными программами. А вот американец Эндрю Тан, который занимает место в седьмой сотне мирового рейтинга, легко справился с компьютерным монстром. Никакой постановки и фокусов – «железка» проиграла живому шахматисту в «пулю». Всего за 15 секунд. Постойте, а видео точно не ускорено?!

Бесконечные клики

Там, где обычный человек даже не успеет оценить ситуацию, Тан может сделать по 10-15 ходов. А пока любитель будет вспоминать, какой пешкой ходить – от короля или от ферзя – он уже закончит свою партию. 21-летний американец, который научился играть в шахматы в четыре года, стал одним из лучших, если не лучшим в мире специалистом по игре в сверхбыстрые шахматы. Эта разновидность древней игры называется «пуля». У каждого из соперников всего по минуте на все ходы. Без добавления времени. И это смотрится просто поразительно!

Есть вариант сверхскоростной пули, в котором у каждого из соперников всего по 15 секунд. И вот в этом варианте Тан бросил вызов мощной шахматной программе StockFish. Ну ладно, загнал ты комп в ситуацию, когда решение нужно принимать не просто мгновенно, а ещё быстрее. А сам как будешь фигуры двигать? Ведь это же в любом случае движение мышкой и клик.

Но Тан прокачал свои навыки в клике мышью до невероятных высот. Он рассказывал, что его с детства интересовали онлайн-шахматы, в которых совершенно неважно, кто сидит напротив – ты всё равно не видишь. И Эндрю тренировался, тренировался и тренировался. Он сменил массу мышек и перепробовал множество программ, которые развивают реакцию.

В итоге остановился на Aim Booster. С её помощью можно тренировать реакцию, скорость и точность владения компьютерной мышью.

«Пуля» — не дура

В общем, Тан решил сыграть с компьютером, поскольку с людьми ему стало не так уж и интересно. Он ведь и в классические шахматы сыграть совсем не прочь. И в классике в 17 лет он выполнил норматив гроссмейстера.

В битве на скорость мысли и кликов человек обыграл машину. Когда все мы смотрим, как лучшие китайские мастера играют в настольный теннис, не верится, что хотя бы на один удар можно среагировать. А у них розыгрыши по минуте! В партии со StockFish был натуральный пинг-понг. В результате у компьютера оставалось 13,5 секунды до истечения времени, но программа была повержена.

Тан поставил машине мат, когда на его часах оставалось 0,33 секунды! Так даже действующий чемпион мира не может. Кстати, Магнус Карлсен и Эндрю Тан пересекались на чемпионате мира по быстрым шахматам и блицу в Сочи, и тогда норвежец в «рапид» нанёс американцу сокрушительное поражение. Но в сверхбыструю «пулю» Тан проигрывает крайне редко.

«Это не шахматы? А что же тогда это такое?!»

Многие классические шахматисты считают «пулю» не шахматами, а развлечением. При этом лучшими игроками являются те, кто и в классику играет здорово. Например, американец Хикару Накамура и француз Алиреза Фируджа. Присутствие Тана, затерявшегося в рейтинге ФИДЕ, в топе самых быстрых шахматистов мира – исключение.

Турниры в «пулю» заканчиваются очень быстро, в отличие от классики.

«Те, кто сейчас скептически относится к сверхбыстрым шахматам, сами узнали об этой игре только после победы Бобби Фишера в чемпионском матче 1972 года. И они считают, что «пуля» — не шахматы, потому что они не такие глубокие и правильные, как классика. Но это всего лишь другой набор навыков.

Неразумно называть «пулю» ненастоящими шахматами. Если это не шахматы, что же это такое? Мы же играем по тем же самым правилам, только в крайне ограниченное время. Нельзя здорово играть в скоростные шахматы, но при этом быть совсем уж слабаком в классических. Именно за «пулей» — будущее шахмат. В эту разновидность проще вовлечь новых игроков», — подчеркнул Эндрю Тан.

Молодой шахматист даже после таких побед, как над компьютером, или турнирных триумфов не уверен, что будет продолжать развиваться в этом же направлении:

«Все хотят стать чемпионами мира, но это легче сказать, чем сделать. Пока моя цель – стать безоговорочно лучшим в мире в игре в «пулю», а дальше посмотрим».

Читайте также: