Самый впечатляющий пример исполнителя компьютер его отличительная черта

Обновлено: 04.07.2024

Контрольная работа по разделу «Алгоритмы и исполнители»

Вариант 1

Блок А

1. Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату:

В) система команд исполнителя

2. Разработчик алгоритмов?

Г) бытовое устройство

3. Самый впечатляющий пример исполнителя, отличительная черта которого – универсальность?

В) стиральная машина

4. Какой шаг алгоритма обозначается фигурой ромб?

А) начало/конец алгоритма

Б) выполнение действия

В) ввод/вывод данных

Г) принятие решения

5. Сколько выделяют типов алгоритмов в зависимости от порядка выполнения команд?

6. Как называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом?

7. В каком случае логика принятия решения указана верно?

А) Если <действие 1> То <действие 2> Иначе <действие 3>

Б) Если <условие 1> То <действие 1> Иначе <условие 2>

В) Если <условие> То <действие 1> Тогда <действие 2>

Г) Если <условие> То <действие 1> Иначе <действие 2>

8. Алгоритм поиска Золушки является:

Блок Б

1. Дайте определение «алгоритм с ветвлением».

2. Изобразите с помощью блок-схем алгоритм печати документа на принтере.

3. Имеется четыре арбуза различной массы. Как пользуясь чашечными весами без гирь, путем не более пяти взвешиваний расположить их в порядке возрастания масс? Опишите последовательность действий в виде нумерованного списка.

Как командир переправил солдат на другой берег, используя лодку?

5. Имеется 9 кг крупы и чашечные весы с гирями в 50 г и 200 г. Попробуйте в три приема отвесить 2 кг этой крупы.

Блок С

Выполните вычисления по блок-схеме для чисел Х=33; 42; 75 (оформите ответ в форме таблицы).

Контрольная работа по разделу «Алгоритмы и исполнители»

Вариант 2

Блок А

1. Человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды:

В) система команд исполнителя

2. Кто не является исполнителем алгоритма?

Б) стиральная машина

3. Наиболее совершенный исполнитель среди автоматизированных устройств?

Б) микроволновая печь

В) спутниковая система навигации

4. Какой шаг алгоритма обозначается фигурой прямоугольник?

А) начало/конец алгоритма

Б) выполнение действия

В) ввод/вывод данных

Г) принятие решения

5. Сколько выделяют типов алгоритмов в зависимости от порядка выполнения команд?

6. Как называется форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов?

А) линейный алгоритм

Б) алгоритм с повторением

В) сложный алгоритм

Г) алгоритм с ветвлением

7. В каком случае логика принятия решения указана неверно?

А) Если <условие> То <действие 1> Иначе <действие 2> Иначе <действие 3>

Б) Если <условие> То <действие 1> Тогда <действие 2>

В) Если <условие> То <действие 1>

Г) Если <условие> То <действие 1> Иначе <действие 2>

8. Алгоритм посадки дерева является:

Блок Б

1. Дайте определение «алгоритм с повторением».

2. Изобразите с помощью блок-схем алгоритм копирования данных с носителя (флешка) на компьютер.

3. Имеется четыре куска мыла различной массы. Как пользуясь чашечными весами без гирь, путем не более пяти взвешиваний расположить их в порядке убывания масс? Опишите последовательность действий в виде нумерованного списка.

5. Как при помощи 5-ти литрового и 9-ти литрового ведра набрать из реки 3 литра воды?

Алгоритм — конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может — последовательность действий не математического характера. Но, в любом случае, перед его составлением должны быть чётко определены начальные условия и то, что предстоит получить. Разрабатывать алгоритмы может только человек . Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства — компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки. Устройство, способное выполнять определённый набор команд, мы будем называть исполнителем . Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ). Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы.


Самый впечатляющий пример исполнителя — компьютер .

Его отличительная черта — универсальность .

  • О происхождении слова «алгоритм»
  • Задание на ЯКласс "Формы записи алгоритмов"
  • Задание на ЯКласс "Типы алгоритмов"
  • Задание на ЯКласс "Циклы"

Выделяют два типа исполнителей: формальные и неформальные .

Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.
Неформальный исполнитель может выполнять команду по-разному. Разработка алгоритма — трудоёмкая задача, требующая от человека глубоких знаний и больших затрат времени.

Блок-схемы — один из наиболее наглядных способов записи алгоритмов; при этом используются следующие условные обозначения:


Блок-схема — распространённый тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединённых между собой линиями, указывающими направление последовательности.


Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой .

Линейный алгоритм

Любой алгоритм можно составить из нескольких базовых структур. Простейшей из них является линейная (следование) .

Например, алгоритм посадки дерева:

  1. Выкопать в земле ямку;
  2. Опустить в ямку саженец;
  3. Засыпать ямку с саженцем землёй;
  4. Полить саженец водой.


Алгоритм с ветвлением

Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречаются крайне редко.В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идет дождь, мы берем зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем лёгкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека. Логику принятия решения можно описать так: ЕСЛИ <условие> ТО <действия 1> ИНАЧЕ <действия 2>. Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется ветвлением . Например, алгоритм покупки мороженного, учитывая наличие нужной суммы денег:


Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением) .

Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями .

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием .

Например, блок-схема действий школьника, которому перед вечерней прогулкой следует выполнить домашнее задание по математике:

Исполнители вокруг нас

Современного человека окружает множество разнообразных технических устройств: телевизор, магнитофон, фотоаппарат, телефон, стиральная машина, автомобиль и пр. Каждое из этих устройств предназначено для решения своей задачи и способно выполнять некоторый ограниченный набор действий, или команд.

Устройство, способное выполнять определенный набор команд, мы будем называть исполнителем. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ). Исполнители бывают разные. Одним из самых простых исполнителей можно считать кнопку включения/вы- ключения электропитания на корпусе монитора.

Система команд исполнителя-магнитофона содержит следующие команды:

Более сложным исполнителем является современная стиральная машина, в электронную память которой заложены разработанные инженерами различные программы стирки белья. Весь процесс стирки (замачивание, отстирывание, полоскание, отжим, сушка) машина выполняет автоматически, без участия человека, но по программе, выбранной человеком.

Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы. Едва ли человек сможет так быстро, безошибочно и качественно собрать сложнейшую электронную плату, как это делает робот-манипулятор на автоматизированном производстве. В наше время созданы человекоподобные роботы и роботы-игрушки, напоминающие домашних животных.

Самый впечатляющий пример исполнителя — компьютер. Его отличительная черта — универсальность. Вы знакомы с компьютерными программами, предназначенными для обработки текстовой, числовой и графической информации, с обучающими программами и компьютерными играми. Кроме того, существуют программы, с помощью которых компьютер управляет работой других связанных с ним устройств (исполнителей).

Во многих случаях и сам человек является исполнителем алгоритмов. Например, каждый из нас при переходе улицы является исполнителем следующего алгоритма:

1) остановись на тротуаре;

2) посмотри налево;

3) если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2;

4) посмотри направо;

С большим количеством алгоритмов имеют дело школьники при выполнении письменных и устных заданий.

Итак, исполнитель — это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

Любой исполнитель имеет ограниченную систему команд. Даже среди людей вряд ли найдется исполнитель, умеющий делать все. Если в качестве исполнителей рассматривать школьников, то шестиклассник способен выполнять значительно больше предписаний, чем ученик первого класса.

Тип урока: комбинированный, с практической работой на компьютере.

Вид урока: обычный, продолжительность 45 минут, при обычном распределении учащихся по группам.

Форма проведения урока: беседа + практическая работа.

Возраст учащихся: VI класс.

  • персональные компьютеры с установленным на них flash-плеером и flash-роликом Приложение1.swf;
  • видеопроектор с экраном;
  • индивидуальные карточки с заданиями.
  1. Проверка качества усвоения учебного материала прошлого урока.
  2. Систематизация понятия "исполнитель".
  3. Знакомство с новым исполнителем.
  4. Объяснение порядка выполнения практической работы.
  5. Выполнение практической работы на компьютере.
  6. Подведение итогов работы.

Ход урока

Проверка качества усвоения учебного материала прошлого урока.

Учитель: Ребята! На прошлом уроке мы познакомились с понятием, с которым постоянно сталкиваемся в жизни при решении различных задач.

Совершенно верно. Это алгоритм. Как мы определим это понятие? (Высказываются различные формулировки определения алгоритма как последовательности шагов для достижения требуемого результата). Учителем подчеркивается, что эта последовательность шагов обязательно конечная, отталкивается от исходных данных и имеет строго определенный порядок.

Проверяется домашнее задание, выполненное в рабочей тетради [2] (№ 1-4 - стр. 75-76).

Кто является исполнителем алгоритмов для решения задач из вашего домашнего задания? Правильно, в задании 1 исполнителем может быть каждый из вас, а в задании 4 это сказочные герои.

Систематизация понятия "исполнитель".

А кто вообще может быть исполнителем? (Называются примеры исполнителей: человек, животное, заводная игрушка, компьютер:).

Верно. Исполнитель алгоритма - это живое существо или техническое устройство, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Приводятся примеры исполнителей, способных выполнить те или иные задачи.

Но все ли исполнители одинаковы? Действительно, человек и животные отличаются от всех остальных исполнителей тем, что могут понимать команды, поданные по-разному, одни и те же команды выполнять по-разному, а могут и вовсе отказаться выполнять команду. В то же время компьютер, другие технические устройства выполняют заданную им последовательность команд строго в соответствии с предписанием, не вникая в смысл выполняемых действий. Такие исполнители являются бездумными автоматами, или формальными исполнителями, в отличие от неформальных исполнителей, которые по своему уразумению могут вносить какие-то изменения в алгоритм.

Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы. Самый впечатляющий пример исполнителя - компьютер. Его отличительная черта - универсальность. Эти формальные исполнители способны освободить человека от решения множества тяжелых и трудоемких задач, различной рутинной деятельности.

Разработка алгоритмов для технических устройств - это трудоемкая задача, на решение которой способен только человек. Она требует от человека глубоких знаний и больших затрат времени.

Как создать алгоритм для конкретного исполнителя?

Для этого нужно знать, какие команды понимает и умеет выполнять исполнитель, то есть знать его СКИ (систему команд исполнителя). Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

Знакомство с новым исполнителем.

Сегодня вы познакомитесь с учебным исполнителем "Кузнечик" и научитесь составлять алгоритмы для этого исполнителя. Чтобы не упустить важных характеристик исполнителя, знакомство с ним проведем по следующей схеме:

Среда обитания исполнителя (на экране проецируется слайд1 из flash-ролика Приложение1.swf, см. рис.1).


Мы видим что он обитает над числовой осью, над каждым делением которой расположена буква.

СКИ исполнителя (на экран проецируется слайд 1 из flash-ролика Приложение1.swf с нажатой кнопкой СКИ, см. рис.2).


Мы видим, что СКИ Кузнечика состоит из двух команд, позволяющих Кузнечику прыгать на указанное число единиц влево и вправо. При этом он запоминает буквы, над которыми оказался, и составляет из них слова.

Отказы - случаи, когда Кузнечик не выполняет заданную команду.



Объяснение порядка выполнения практической работы.

При правильном вводе команд с помощью исполнителя Кузнечик можно собрать заданное слово: (на экране проецируется последовательность слайдов из flash-ролика Приложение1.swf по составлению заданного слова, пример результата выполнения алгоритма на рис.5).


Учащимся раздаются индивидуальные карточки с заданиями (Приложение 2) и предлагается загрузить flash-ролик Приложение1.swf , расположенный на Рабочем Столе компьютеров учащихся. Результаты выполнения задания - алгоритмы по составлению заданных слов - рекомендуется записать в тетрадь под заголовком "Практическая работа с исполнителем Кузнечик".

Выполнение практической работы на компьютере.

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задания по индивидуальным карточкам. Учитель контролирует выполнение задания и при необходимости отвечает на вопросы.

Подведение итогов работы.

Учитель: Ребята! Сегодня вы познакомились с учебным исполнителем Кузнечик и успешно выполнили задание - научились составлять алгоритмы с использованием команд, входящих в СКИ Кузнечика. И хотя этот набор команд невелик, вам потребовались аккуратность и внимание при выполнении работы. Эти качества обязательно понадобятся вам в дальнейшем при составлении других, более сложных алгоритмов.

Задание на дом: параграф 3.2 учебника [2], задания №№15, 16 на стр.84-86 рабочей тетради [3].

Читайте также: