Семейство в по для тим autodesk revit это

Обновлено: 04.07.2024

Андрей Кузьменко

Основное преимущество Revit - это гибкая настройка cемейств. По сути - это проект внутри проекта или умная 3D-модель. Если сделать сравнение с Autocad - это как динамический блок, только круче. Из модели 3D Max мы не можем вытянуть физические данные, не можем настроить отображения в разных окнах проекции. В чертежах диван может быть линией, а на визуализации сложнополигональным объектом. В Revit - все в одном.

Семейством может быть окно, дверь, шкаф, светильник, колонна, фасадный элемент, плитка и т.д. Могут быть семейства в семействе. Например, семейства профиля окна подтягиваются в семейства окна. Вы можете программировать семейства, которые будут вести себя по разному в отдельных ситуациях. Например, если мы смотрим на розетку в плане - у нее свои обозначения по ГОСТам, в разрезе другое обозначение а в 3D-виде она будет объемной моделью.

Пример семейства розеток

Семейства хороши тогда, когда вам необходимо делать много элементов в нескольких вариациях. К примеру, фасадная плитка, которая подрезается под размеры окон и, если окна меняются в размерах, то плитка автоматически подтягивается и пересчитывается в спецификации.

Реальный случай из жизни в проектировании фасадов или история про хардкорщика Джо

Если вы смотрели выступления наших преподавателей, то могли слышать про историю хардкощика Джо. Представьте: огромный дом-комплекс в фасадной плитке разного цвета. Главный архитектор поручил хардкорщику Джо сделать модель фасада и 3D-визуализацию для презентации девелоперу. Поле каждой презентации хардкорщик Джо менял цвета фасадной плитки и "игрался с фасадами".

Вся модель Джо была сделана в скетчапе, а визуализацию он делал в 3DS Max. Чертежи ему выдавали в Autocad. Настал тот самый судный день, когда заказчику выдали смету по окнам и он сказал: дороговато. Давайте окна у нас будут не 1400 мм, а 1200. А теперь представьте что произошло. Нужно полностью перемоделивать плитку на фасаде, заново все считать и делать новую визуализацию. Герой нашего романа начал это делать под песню культовой рок-группы AC/DC "Highway to hell".

Собственно так он получил свое прозвище "Хардкорщик Джо", потому что такая рутинная работа заняла у него 2 недели.

Если бы он это сделал в Revit, то умное семейство окна изменилось, и во всем комплексе окна стали бы меньше. Если бы плитка на фасаде не была "мертвой геометрией", а умным семейством, то в два клика вся плитка подтянулась к новым размерам окна. То есть, при правильном процессе проектирования двухнедельную работу можно было сделать за несколько часов.

Пример фасадных параметрических семейств


Деревянное домостроение

Если вы занимаетесь деревянным домостроением, то одной из основных проблем становится подсчет количества деревянного бруса. В Revit вы можете создать такое семейство и избавится от подсчета и подрезки дерева.

Проектирование электрики в дизайне интерьеров

В дизайне интерьера вы можете создавать умные семейства електроприборов и шнуров. Люстра на плане, разрезе и 3D-виде имеет разные примеры отображения. Если проектировать такие элементы в других программах, то это будут разные листы и чертежи не связанные между собой. В Revit - это единая модель.

Работа с мебелью в дизайне интерьеров. Спецификации мебельных элементов

Практически у каждого дизайнера получается сделать эскизный проект достаточно быстро, но основная, не творческая работа начинается с выдачи задания для строителей и подрядчиков. Все знают, что основной хлеб дизайнера - это комплектация объекта. Нужно четко выдать техническое задание для мебельщиков, иначе дизайнер будет платить свои деньги, если кухонный фасад сделают не таким, или плитка приедет не такая, как хотел заказчик. Мы подготовили несколько видеопрезентаций, где вы можете посмотреть как используются семейства для оптимизации этих процессов.

Андрей Кузьменко рассказывает как при помощи создания семейств в Revit работать с мебелью сложных конфигураций и выдавать задания для мебельщиков и ЧПУ.

В этом видеоуроке показано как разместить мягкую мебель нестандартной формы в интерьере с помощью семейств в Revit.

Заполнение интерьера индивидуальной корпусной или встраеваемой мебелью и адаптация под потребности проекта при помощи создания семейств в Revit.

Андрей Кузьменко рассказывает о том, как создавать план пола и плинтусов в Revit и как это помогает оптимизировать работу над проектом.

Надеемся вы поняли, что семейства - это сердце Revit. Без них вы будете делать только объемную модель без детализации. Именно семейства позволяют делать "резиновый" проект, который очень гибок к корректировкам. Освоив этот инструмент вы навсегда забудете слово "Блин, опять правки".

«Руководство по созданию семейств Autodesk Revit» было написано мной и Небойшей Новковичем в 2017 году, и его основной целью была и остаётся стандартизация процесса создания / модификации семейств Autodesk Revit. Однако время идёт, меняется рынок, развивается Revit. Мы приступаем к масштабному проекту по дополнению ФОП Autodesk и развитию BIM-стандарта в части описания общих параметров и семейств (кодовое название этого проекта – «BIM-стандарт 3.0»).

Я сел за «разъяснения» по одной причине. В последнее время я несколько раз слышал отсылки к «Руководству…», которые делались формально, без погружения в суть разработки семейств. Например, безусловное требование создания технического описания для каждого семейства. Или требования к разработке семейств в LOD400, ничем не подкреплённое. При этом существующий «Список требований к семействам Revit для соответствия BIM-стандарту 2.0» просто игнорировался, а ведь по сути именно соблюдение «требований» определяет, соответствует ли семейства BIM- стандарту, или нет.

В «разъяснениях» я постараюсь описать некоторые пункты руководства, и что более важно – подробнее описать «требования» к семействам. Если вы столкнётесь с тем, что девелопер или производитель, или кто-то ещё выставляет к семействам завышенные требования, прикрываясь «руководством» – смело отправляйте его читать эту статью.

Общие требования к семействам

1. Семейство разработано в масштабе 1:1, использована метрическая система измерения, пп. 4.1.6., 4.2.1.

Это самое простое и понятное из всех требований. Разъяснения не нужны.

2. Семейство очищено от неиспользуемых элементов и имеет минимально возможный размер файла (п. 7.18)

Почему-то многие «цепляются» глазами за таблицу с размерами семейств и потом начинают требовать невозможного, например, чтобы семейство двери с 3 разными полотнами, 5 типами ручек и 2 типами наличников «весило» не более 600 Кб. Однако, есть 2 «но»:

  • Существует подпункт 7.18.3. «Семейства, содержащие вложенные семейства, могут превышать рекомендуемые значения размера семейства. Максимальный размер такого семейства определяется как произведение количества всех вложенных семейств на максимальный размер одного семейства данной категории».
    Или, говоря простым языком, если в семействе есть вложенные семейства – размер может быть выше, пропорционально их числу. В нашем примере, «вес» семейства двери может формально доходить до 4.4 – 6.6 Мб.
  • Не забываем про фразу «очищено от неиспользуемых элементов», для пояснения см. п. 7.18.2. «После окончания разработки семейства следует удалить все ненужные виды (планы, разрезы и т.п.) в семействе, а затем выполнить команду «Очистка от неиспользуемых» (панель «Управление») и удалить все неиспользуемые материалы, стили лини, типы штриховок, стили текста и т.п.».
    Вот-вот, удаляем не только кнопкой, но и вручную – штриховки, типы линий, даже виды. И так не только в родительском, но и в каждом вложенном семействе.

3. Файл семейства именован согласно Стандарту, п. 4.8.1.

В пункте есть отсылка на BIM-стандарт, в котором всё более чем подробно описано. Не забываем, что вложенные семейства и их типоразмеры тоже должны называться по стандарту. Но из этого правила надо исключить «служебные» вложенные семейства, которые служат для формирования выпадающих меню и повышения юзабилити родительского семейства – давайте не будем доводить до абсурда, ОК?

Требования к графической части

4. Семейство имеет не менее двух уровней графической проработки, пп. 4.2.2., 6.2., 7.13.

Подпункт 4.2.2. ссылается на пункт 6.2, в котором много написано про использование высокого уровня детализации для LOD300/400. Но в пункте «требований» ничего нет про обязательный LOD300/400 для семейств. Этот пункт требования о том, что семейство должно иметь как минимум 2 уровня детализации (для упрощённого и более детального вида). А вот в каком уровне детализации семейство разрабатывать – это решает непосредственный заказчик разработки, исходя из своих потребностей.

Однако должен подчеркнуть: проектировщику как правило достаточно LOD(g)200, при этом LOD(i) может быть и 300, и 400. Избыточная, неоправданная графическая детализация может существенно замедлить обработку модели.



Избыточная графическая детализация Достаточная графическая детализация

Если по каким-то объективным причинам заказчику необходимо видеть LOD(g)350, рекомендую разделять семейство на два:

  • для проектировщиков: LOD(g)200, LOD(i)350
  • для заказчика: LOD(g)350, LOD(i)350

При таком подходе cначала разрабатывается LOD 350, а затем на копии семейства LOD(g) понижается.

Также помним про п. 7.13.4. «На 3D видах на высоком уровне детализации для всех категорий отображается детализированное представление модели. При этом следует учитывать, что уровень детализации должен быть достаточен для производства чертежей общего вида (не узлов и не деталировочных чертежей)».

5. Семейство имеет условно-графическое отображение (УГО) (если применимо), п. 4.2.9., 7.13.

Речь идёт про УГО для всех видов элементов – архитектурных, конструктивных, инженерных. Следует понимать, что в части инженерных элементов не всё так просто. В Revit есть понятный механизм для отображения аннотативного УГО на плане (такое УГО не привязано к реальным габаритам элемента). Но вот для фасадов и для 3D, для ещё с учётом масштаба –единого инструмента и принципа для создания таких УГО в Revit нет. И поскольку его нет, требовать от разработчика реализации этого самого УГО в 3D – не следует. Почему? Всё просто. Поскольку единый механизм работы с таким УГО не описан, каждый разработчик семейства будет «изобретать велосипед», и у двух разных разработчиков подход к УГО будет разный, и в результате у проектировщика не будет единообразия оформления и ему придётся изменять семейства или удалять в них УГО вовсе.

6. Элементы геометрии семейства и УГО разделены на подкатегории (системные или пользовательские); категории соответствуют требованиям Руководства, пп. 7.8.8., 7.10., 4.8.2., 4.8.3.

Опять же некоторые это требование воспринимают буквально, в то время, как в п. 7.10 чётко указаны случаи, при которых требуется разделение на подкатегории (во всех остальных случаях – по желанию):

  • для управления видимостью и графикой отдельных элементов или групп элементов в семейства в проекте независимо друг от друга.

Примечание – Например, при создании дверных ручек, петель и т.п. используется подкатегория «Фурнитура»; в результате видимость и настройки графики этих элементов можно изменить в проекте независимо от основного семейства двери.

  • для выделения вспомогательных элементов, которые необходимо отображать только на отдельных видах, но необходимо учитывать при проверке на пересечения;

Примечание – Пример таких объектов – зоны обслуживания у оборудования («service area» или «operation area») или зона открывания дверного полотна у двери.

  • для настройки вспомогательной графики – осевых и невидимых линий и т.п.

7. На элементы геометрии семейства назначены материалы или параметры материалов; материалы соответствуют требованиям Руководства, п. 7.11.

Тут тоже всё просто – нет материала или параметра материала – невозможно заменить этот материал в проекте, промаркировать его и т.п. Так что читаем раздел 7.11. – там всё подробно описано.

8. В семействе не используется импортированная геометрия, п. 7.9.

Я видел, как из-за семейства с импортированной геометрией коллектив из 10 человек неделю восстанавливал проект. Просто не используйте импортированную геометрию. Крайний вариант: импорт из Fuzion 360 / Inventor / sat + расчленение геометрии до форм Revit. Всё. Никаких вложенных CAD файлов в семействах!

Требования к информационному наполнению

9. Наименования пользовательских параметров семейства соответствуют Стандарту, п. 4.8.5.

И снова всё просто – называйте параметры так, чтобы другим было понятно. Этим принципом мы руководствовались при написании Стандарта.

10. В семействе используются необходимые общие параметры из ФОП 2017, п. 4.9.1 и 7.12.

Пока у нас нет BIM-стандарта 3.0, в котором обязательные параметры будут привязаны к категориям, руководствуемся следующими принципами:

Для АР/КР семейств совсем-совсем обязательными являются:

  • ADSK_Обозначение
  • ADSK_Наименование
  • ADSK_Масса (не всегда)

Можно выбрать ещё несколько других параметров, но всем-всем категориям нужны только первых 2 параметра, которые позволят собрать спецификацию по форме 7. Остальные обязательные общие, такие, как «ADSK_URL страницы изделия» или «ADSK_Завод-изготовитель», добавляются по требованию заказчика семейств.

Для инженерных семейств совсем-совсем обязательными являются:

  • ADSK_Наименование
  • ADSK_Марка
  • ADSK_Код изделия
  • ADSK_Завод-изготовитель
  • ADSK_Единица измерения
  • ADSK_Количество
  • ADSK_Масса

Все эти параметры позволяют в проекте собрать спецификацию по форме 1 («девятиграфку»), а остальные параметры, такие, как «ADSK_URL страницы изделия», а также узкоспециализированные для конкретной категории, например «ADSK_Количество фаз» или «ADSK_Холодильная мощность» добавляются по требованию заказчика семейств.

11. Семейство имеет каталог типоразмеров (для семейств с количеством типоразмеров больше 6; не касается вложенных общих семейств, недоступных для независимой загрузки из библиотеки), п. 7.15.

И снова всё просто: делайте каталоги типоразмеров. Но с выходом Revit 2021, каталоги нужно делать для старой и новой версии Revit (некоторые параметры изменили формат записи единиц) – учитывайте это.

12. Семейство использует таблицы подстановки (преимущественно для инженерных семейств фитингов), п. 7.16.

Таблицы поиска нужны, это удобно, это стандарт. Но снова есть разница версий: 2017, 2019, 2021, поэтому рекомендую выкладывать каталог в csv формате рядом с семейством.

Дополнительные требования к инженерным семействам

13. Семейство имеет правильно настроенные коннекторы, пп. 4.4.1., 4.4.2.

Нет смысла обсуждать – не хватит статьи. Чтоб научиться настраивать коннекторы, нужно учиться. Например, на нашем курсе.

14. Семейство имеет геометрическое обозначение “зоны обслуживания” (для семейств оборудования), п. 7.8.9.

Зону обслуживания рекомендуется выделять в общую подкатегорию «service area» или «зона обслуживания», с красным прозрачным материалом по умолчанию. Это удобно.

Зона обслуживания – это не только пространство у оборудования, которое нужно для работы с ним. Это и зона поворота рукоятки шарового крана, например, и зона открывания двери / окна. В инженерных семействах такая зона особенно необходима.


Вместо послесловия. Техническое описание семейства

Вот мы и разобрали список обязательных требований к семействам по BIM-стандарту 2.0. Не так всё и страшно.

А как же «Техническое описание семейства»? А никак. Техническое описание нужно только к тем семействам, в которых проектировщик не в состоянии разобраться самостоятельно, см. п. 9.1.2. Техническое описание разрабатывается только для сложных семейств и не разрабатывается для семейств марок, профилей и т.п.

И что самое важное – не нужно в таких технических описаниях давать примечания для каждого параметра. Достаточно описать те параметры, принцип работы которых проектировщик может не понять. А писать, что «ADSK_Длина» - это длина элемента, а «ADSK_Наименование» - это наименование элемента по ГОСТ – избыточное и никому не нужное занятие. Вы можете возразить: «Да ты сам дал такой пример в приложении»! Да, но это именно пример, а не истина в последней инстанции. Если заказчику обязательно нужно описание всех параметров – что ж, пишите. Но если нет – попробуйте обойтись минимумом данных или вообще без технического описания.

alt

Сегодня мы познакомимся с имеющимися типами семейств в Autodesk Revit. Создавая проект, возможно, вы и не задумывались, что все используемые вами элементы (стены, перекрытия, двери, окна, крыши, элементы аннотации и т.п.), являются семействами (Family).

В Revit есть три разновидности семейств:

  1. Системные;
  2. Загружаемые;
  3. Контекстные.

Системные семейства

Все то, что является основополагающими элементами здания, например: стены и полы, лестницы и потолки, - и есть системные семейства. Также к ним относятся элементы, которые формируют среду проекта – это виды, типоразмеры уровней, осей и сеток. Чтобы себя проверить, всегда можно посмотреть свойства типа системных семейств: перед названием у них стоит префикс Сист. семейство:

Системное семейство. Базовая стена

Системные семейства заранее подгружены в стартовые шаблоны проекта и обязательно должны иметь хотя бы один типоразмер, кроме того их невозможно копировать, изменять или удалять. Для манипуляции копирования типоразмеров системного семейства из одного проекта в другой используют команду Управление – Копировать стандарты проекта, для этого одновременно в Revit должны быть открыты два проекта.

Копировать стандарты из другого проекта

Загружаемые семейства

Загружаемые семейства – это объекты, которые поставляются в строящееся здание или на окружающую его территорию. К ним могут относиться окна, двери, элементы мебели, декора, озеленения и т.д. Так же к этой категории относятся аннотации в Revit: специальные марки, обозначения и основные надписи.

Как правило, загружаемые семейства обладают большими возможностями адаптации, поэтому они используются в проектах наиболее часто. Создаются такие семейства с применением шаблонов, которые поставляются вместе с программой Revit.

Семейство. Выбор файла шаблона

В отличие от системных семейств загружаемые семейства создаются в отдельном редакторе с расширением ".rfa" после чего по мере необходимости подгружаются в проекты.

Как можно заметить, у загружаемого семейства отсутствует префикс перед названием в свойствах типа.

Окно

Контекстные семейства

Контекстные семейства создаются под определенный проект и не подразумевают вторичного использования, поэтому здесь отсутствуют типоразмеры семейств, которые использовались в предыдущих двух вариантах. Основная их особенность состоит в том, что такие семейства могут привязываться к существующей геометрии объекта и изменяться совместно с ней.

Контекстные семейства не подразумевают отдельного файла и встроенного редактора семейства, все действия и информация храниться в пределах проекта. Чтобы создать такое семейство используется команда Модель в контексте. Вызвать ее можно из нескольких вкладок: Архитектура, Конструкции или Системы.

Архитектура – Вкладка строительство – Компонент – Модель в контексте

Компонент. Модель в контексте

Нужно иметь в виду, что наличие большого количества контекстных семейств в проекте может привести к увеличению размера файла проекта и повлиять на быстродействие программы.

Таким образом, мы познакомились со всеми видами и функциями семейств, которые используются при выполнении проектов в Revit.



Пожаловаться на статью?

Семейства — это объекты, наполняющие Revit-проект. Если вы умеете создавать и редактировать семейства, то можете настроить марки, создать двери, окна, колонны, инженерные элементы для вашего проекта.

Уроки Сергея Макарова помогут вам освоить редактор семейств. Вы научитесь создавать свои объекты всех категорий: архитектурные, несущие и инженерные элементы. Мы отдельно рассмотрели создание семейств для архитекторов, конструкторов и инженеров. Это поможет закрепить теоретический материал и сразу сделать полезный в работе объект.

Введение. Типы семейств, основные понятия

Вступление к урокам

Типы семейств

Работа с семействами в Autodesk Revit – ключ к эффективной работе. Основная логика Revit-семейств. Основные типы семейств и их назначение.

Категории семейств

Семейства разделены на категории. Обзор категорий, их назначение и различия.

Разрезаемая и неразрезаемая геометрия

Геометрия семейства может показываться целиком или отображаться рассеченной на разрезе. Отображение зависит от выбранной категории семейства. Знакомимся с тем, как это работает и где применяется.

Основа для размещения семейства

Понятие основы для размещения семейства. Некоторые семейства можно разместить где угодно – даже повесить в воздухе. Для других нужна основа в виде стены, перекрытия, крыши. А есть семейства, которые цепляются к грани любого объекта.

Двумерные и аннотационные семейства

Семейства — это не только стены, колонны, воздуховоды, трубы. Разрезы, марки и многие другие плоские объекты, элементы оформления – тоже семейства Revit.

Тип и экземпляр

Типоразмер и экземпляр семейства – базовые понятия при редактировании семейств.

Уровень

Уровень – это не всегда этаж. Уровень – плоскость, к которой привязываются многие семейства. Знакомимся, как работает в семействах привязка к уровню.

Общие параметры

Общие параметры – мощный инструмент, который позволяет нам использовать свои параметры не только внутри семейства, но и управлять ими из проекта, отображать в марках и многое другое. Общие параметры семейств в Autodesk Revit – основа качественного информационного наполнения модели.

Толщины линий

Толщины линий семейства и его отдельных подкатегорий помогают настроить внешний вид объекта по ГОСТ или требованиям заказчика, нормоконтроля.

Читайте также: