Серверная материнская плата рейтинг

Обновлено: 06.07.2024

Материнские платы от самых разных производителей заполонили рынок в России. Это затрудняет выбор тем, кто не сведущ в технических тонкостях этого главного элемента любого компьютера. Мы собрали в одном рейтинге десятку лучших плат, подготовив подборку с учетом характеристик, отзывов покупателей и соотношения позитива с негативом в комментариях к покупкам.

Лучшие дешевые матплаты для Intel стоимостью до 8000 рублей

Цена во многих случаях имеет важное значение. Среди бюджетных материнских плат для Intel есть достаточно хорошие предложения, которые позволяют не просто собрать компьютер с отличными техническими характеристиками, но и существенно сэкономить на комплектующих.

ТОП-3. ASUS PRIME B360-PLUS

Разнообразие возможностей для апгрейда!

  • Средняя цена: 8000 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.36

Не прям дешевая, однако все равно бюджетная материнка с хорошим потенциалом. Она выполнена в формате Standard-ATX, поэтому подходит для абсолютного большинства системных блоков. Прекрасно взаимодействует с процессорами семейства Intel, производитель даже продумал работу с устаревшими комплектующими. В частности, здесь есть два PCI-слота для закоренелых олдфагов. Для создания крутой системы предусмотрены два слота под установку видеокарт, в наличии поддержка системы CrossFire X, которая подразумевает игровую сборку. При всех этих плюсах есть определенные ограничения. Например, частоты оперативки не могут превысить 2666 МГц, а еще материнка слабо «контактирует» с ОС ниже десятки. Плюс ставить ее нужно очень аккуратно, в отзывах пишут о хрупкости самой основы.

ТОП-2. ASRock H310CM-DVS

Материнка с самой низкой ценой на рынке!

  • Средняя цена: 4315 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.52

Эта материнка формата microATX выглядит очень малогабаритной. И именно это сказалось на количестве возможностей для установки комплектующих. Здесь только два разъема под оперативку, по одному PCI-Ex1 и PCI-Ex16, а также как данность отсутствуют M.2. Плюс все разъемы настолько плотно друг к другу расположены, что при установке комплектующих (и самой платы, естественно) нужно проявить максимум осторожности. Однако с другой точки зрения материнка зарекомендовала себя проверкой временем. Прекрасно работая с ЦПУ Интел, она станет превосходной основой для рабочих компьютеров. Вот только BIOS тут имеет ограниченное количество функций, да и локализация подкачала – перевод на наш язык не везде точный.

ТОП-1. GIGABYTE H310M S2H 2.0

Модель с хорошим соотношением стоимости и качества!

  • Средняя цена: 4660 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.78

Дешевая, компактная и хорошая материнка в формате microATX. Поддерживает очень многие процессоры Intel и предлагает массу возможностей для сборки приличного офисного компьютера. Она появилась на рынке в 2019 году, поэтому у пользователей было время «пощупать» ее и протестировать. Особых жалоб и нареканий в отзывах практически не встретить. Единственное, на что массово ругаются владельцы, это на количество портов для оперативки, так как их тут всего два. Плюс есть ограничения в количестве частот для работы. Для игр она не подойдет от слова «вообще», потому что работает на базе PCI Express 2.0. Эта шина в корне не приспособлена для игрушек. Зато у дизайнеров простор для творчества, поскольку интегрированная в CPU графика оптимально проработана. Это подтверждается наличием трех видеовыходов.

Лучшие матплаты для Intel стоимостью до 15000 рублей

В этой ценовой категории уже побольше моделей, которые помогут в создании более топового настольного компьютера, способного тянуть современные игры и предложения. Многие из них прекрасно сочетаются и с новыми компонентами – оперативной памятью последних поколений и инновационными видеокартами.

ТОП-3. GIGABYTE Z390 GAMING X

Отличное решение для игр по бюджетной цене!

  • Средняя цена: 10870 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.52

Матплата от известного разработчика, быстро ставшая востребованной во всем мире. Она ориентирована на сборку игрового компьютера среднего уровня. Здесь реализован огромный набор слотов расширения, есть 12 фаз для питания, что сыграет роль при разгоне. Также для более быстрой работы предусмотрен неплохой разброс рабочих частот оперативки. Кстати, про ОЗУ. На материнке есть 4 слота, а максимально возможный объем памяти составляет 128 Гб. Еще владельцы относят к достоинствам платы грамотно продуманную систему охлаждения и удачные размеры. Без минусов никак. Многие недовольны расположением разъемов M.2, поэтому установка SSD-дисков представляется сложным делом. Вдобавок здесь всего один штатный HDMI-порт.

ТОП-2. MSI Z390-A PRO

Наиболее востребованная материнская плата!

  • Средняя цена: 9190 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.55

Относительно дешевая материнская плата, пригодная для сборки среднего игрового компьютера. В нее можно установить четыре плашки оперативки с общим объемом памяти на уровне 128 Гб, а разнообразие рабочих частот позволит экспериментировать с быстродействием. Для видеокарт предусмотрено два слота. Система охлаждения на топовом уровне, так как в материнке есть пять выводов адаптеров питания для кулеров. Поэтому, если остро встанет вопрос о модернизации компьютера, можно совершенно не волноваться о сочетании комплектующих. Много тут слотов и для подключения периферийных устройств. Не обошлось и без косяков со стороны производителя. Так, фаз питания тут всего девять, а оперативка без ECC – технологии, которая автоматически исправляет ошибки во время работы ОЗУ.

ТОП-1. ASRock Z390 EXTREME4

Плата с наибольшим количеством слотов расширения!

  • Средняя цена: 14530 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.61

Хорошее решение в среднем ценовом диапазоне для сборки компьютера, базирующегося на основе процессоров Интел. У материнки, как отмечает производитель и подтверждают владельцы в отзывах, неплохой потенциал для гейминга, однако она более ориентирована на работу с профессиональным программным обеспечением. Речь идет о дизайнерских приложениях, продуктах для работы с видео и прочем. В плате есть по три разъема для установки видеокарт и SSD-дисков. Это даже без учета большого количества иных слотов, которые позволят подключить множество других комплектующих. Один из самых неприятных минусов – верхняя граница оперативки (предел составляет 64 Гб). Еще многие пользователи пишут, что порой возникают проблемы с поиском актуальных драйверов.

Подробная информация (цены, характеристики, плюсы и минусы) в первоисточнике .

Лучшие матплаты для Intel стоимостью более 15000 рублей

Эти материнские платы уже близки к тем, что профессионалы называют лучшими. Они обладают максимально возможным количеством слотов, работа каждого элемента оптимизирована. Также производители постарались сделать их максимально компактными, чтобы они помещались даже в небольшие корпусы.

ТОП-4. ASUS ROG STRIX Z390-F GAMING

Плата с современной и качественной аудиосистемой!

  • Средняя цена: 16599 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.60

Одна из немногих материнских плат, где более-менее добротно проработана система разгона процессоров семейства Intel. Здесь предусмотрен буст в автоматическом режиме, хотя он не всегда корректен и периодически может давать сбои, увеличивая нагрузку на питание ЦПУ. Материнка однозначна богата на различные слоты, порты, разъемы, в которые можно установить самые разные комплектующие. Геймеры оценят, что на базе платы можно создавать связку из трех видеокарт. Еще у нее мощная светодиодная подсветка и приятный бонус: наличие удлинителей для лент RGB. Все это великолепие не лишено недостатков. Максимальный предел оперативки ограничен объемом 64 Гб. Еще одна странность, которую отмечают в отзывах, касается работы с ОС ниже уровнем Windows 10. Системы просто нестабильны.

ТОП-3. MSI MEG Z490 UNIFY

Лучшая система для разгона прочих комплектующих!

  • Средняя цена: 23990 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.73

Достаточно интересная новинка в мире материнских плат, имеющая хороший потенциал для сборки игрового компьютера топового уровне. На нее можно ставить без каких-либо проблем новые Интелы. Производитель оснастил устройство тремя выходами для установки видеокарт, четырьмя слотами для SSD-накопителей и четырьмя портами для оперативки с максимальным объемом 128 Гб. Вся эта мощь не обошлась без опций для будущего разгона. В материнке детально продумана и грамотно реализована система охлаждения. Причем как в стоковом варианте, так и при установке дополнительных вентиляторов (максимум шесть). Из недостатков выявлены не особо критичные, но неприятные. Это нестабильный сетевой адаптер, отсутствие видеовыходов для интегрированной графики и явная экономия на подсветке.

ТОП-2. GIGABYTE Z490 AORUS PRO AX

Плата с максимальным количеством USB-портов!

  • Средняя цена: 24700 руб.
  • Страна: Тайвань
  • Рейтинг: 4.78

Мощная и надежная материнская плата, дающая максимум возможности для сборки топового геймерского компьютера на базе процессоров Интел. За графику будут отвечать три слота под видеокарты с возможностью объединения в единую конфигурацию, четыре порта для оперативной памяти с максимальным объемом до 128 Гб и отличная система охлаждения. Кстати, предусмотрено шесть коннекторов для монтажа дополнительных кулеров. Разгон обеспечат 12 фаз питания. В целом же материнка без проблем поддерживает все технологии, появившиеся в 2020 году и ранее. Единственное, что не особо нравится пользователям, это не самая лучшая вариация меню BIOS. Речь идет о разделе, где находятся ответственные за разгон опции.

Привет, Гиктаймс! Народное поверье гласит, что трава у соседа всегда зеленее, а компьютеры, которые для своих нужд закупают дотошные предприниматели, надёжнее и производительнее, чем сдобренные маркетингом модели в рознице. Целая каста энтузиастов охотится на серверные комплектующие и боготворит производительность железа корпоративного класса. Разбираемся, действительно ли крупные организации плещутся в «IT-раю», или же гики сотворили себе идола из ничего?



Нет преград энтузиастам, особенно если эти преграды воздвигнуты коварными маркетологами, которые поделили все электронные устройства на корпоративные и консьюмерские! Потому что даже в СМИ с рекламой о загадочном «пользовательском опыте» разработчики софта и железа проговариваются, мол, «камера этого смартфона обеспечивает профессиональное качество снимков!», да и другим образом штамп о профессионалах, которые ерундой не пользуются, эксплуатируют уже давно. И если уж искать пресловутую «профессиональную технику» и качество услуг, то лучше вопрошать железо и методы обслуживания корпоративного класса, верно?

Мотивы, которыми руководствуются неугомонные энтузиасты, лежат на поверхности — пусть консьюмерская техника и развивается бодрее за счёт аппетитов покупателей, «закаленные боями» комплектующие корпоративного класса явно будут надёжнее, а на вторичном рынке — ещё и дешевле. Играют же как-то гики на видеокартах для рабочих станций, собирают же могучие и «вечные» домашние ПК с серверной начинкой! Стало быть, есть смысл попытать счастья?

И толика этого самого смысла в подобное затее, разумеется, есть, но с приобретением корпоративных «атрибутов» под домашние условия можно «влипнуть» и, в лучшем случае, переплатить за невостребованную функциональность, а в худшем — уйти в минус в сравнении с вариантами, доступными для розничного покупателя. Разбираемся, в чём состоит подвох в использовании железа, разработанного для корпораций.

Серверный — тоже игровой. Intel Xeon в домашних ПК

Первое, что приверженцы технологий любят использовать из корпоративного сегмента — серверные процессоры. Не экзотические, а наиболее «понятные», то есть, на базе архитектуры x86. Удовольствие это не из дешёвых, поэтому «зеоноводы», условно говоря, включают в себя два лагеря с немного разными ориентирами в постройке ПК:



Xeon — изначально не для игр и «гонок» в бенчмарках, но иногда бывают полезны

• Энтузиасты, нацеленные на High-End комплектующие. Это такой уровень, когда крупносерийных версий Intel Core i7 уже недостаёт, а при взгляде на платформу LGA-2011 (любого из поколений) на ум приходят мысли о том, что «суперзаряженные» Core i7 предлагают «те же яйца», только в меньшем количестве и без разгона.

Потому что, коль уж мы говорим о цене, случались в истории моменты, когда восьмиядерные Xeon оказывались эдак на треть дешевле и значительно «холоднее», чем 6-ядерные Core i7 Extreme Edition. Например, так было после дебюта чипов Intel Haswell-E в 2014 году — во-первых, что разница в цене между шестиядерным Core i7-5960X и «гражданским» четырёхъядерником i7-4790K составляла жалкие 15%. А во-вторых, младший серверный восьмиядерный Xeon E5-2609 v4 стоил примерно на 30% дешевле, чем кандидат из лагеря Haswell-E. При этом, в отличие от «просто» Core i7 в Xeon ниже уровень TDP и отсутствует бесполезная для энтузиастов интегрированная в процессор графика.

При этом кэша L3 во всех трёх моделях навалено тоннами, а частота, хоть ниже в Xeon, но убеждения «в работе ядра лишними не бывают» и «очень скоро игры оптимизируют таким образом, чтобы они работали быстро на 8 и более ядрах» не дают экономным любителям скорости покоя, после чего горячие парни отправляют младшие версии Xeon в чипсет Intel X99 и… никому не признаются, как обстоят дела в играх.

Потому четыре ядра, разбавленных с помощью Hyper-Threading, почти всегда оказываются эффективнее в играх, чем восемь низкочастотных «горшков» в Xeon, которые даже разогнать никак нельзя (заблокированный множитель, околонулевой разгон по шине).

• «Кулибины», которые захотели модернизировать старую платформу при минимальных затратах. Например, приобрести взамен старого процессора Core 2 Duo не старый Quad, а гораздо более крутой и высокочастотный четырёхъядерный Xeon X5460, который с помощью нехитрого переходника можно установить не в серверную материнскую плату с Socket 771, а в «гражданскую» для Socket 775.

Главное в таком сценарии — озаботиться качественным охлаждением (серверные «камни» щеголяют TDP порядка 120 Вт взамен 95 Вт у стандартных четырёхъядерников), но в итоге такой вариант апгрейда с очень старой платформы до «терпимо старой» себя оправдывает, тем более, что на некоторых матплатах процессор можно разогнать аж до 4 ГГц.

И ведь у «Зионов» есть преимущества, которыми они компенсируют свою многоядерную нерасторопность в играх! Например, возможность городить мультипроцессорные конфигурации, с которыми кодирование видео/музыки/фото и CAD-моделирование происходит намного быстрее, чем в топовых Core i7 Extreme. Поддержка регистровой памяти с ECC, к примеру, позволяет исправлять ошибки «на лету», а это пригождается при большом аптайме (сервер же!). Поддержка «конских» объёмов ОЗУ и огромное количество ядер тоже придутся ко двору, когда серверу нужно обработать входящие соединения максимально быстро. Но всё это почти бесполезно в домашнем ПК.

А полезно для него — много ядер на высокой частоте. Если эти условия соблюдены, сам процессор совместим с платформами LGA 2011 или LGA 2011-3 и обходится дешевле, чем «просто» Core i7 — смысл в его приобретении есть. В противном случае лучше либо обойтись массовыми четырёхъядерниками о восьми потоках, либо конструировать рабочую станцию под конкретные сценарии использования (рендеринг, кодирование).

Косите фраги на рабочей станции с хакнутыми драйверами NVIDIA

Если с использованием серверного процессора можно играть скорее вопреки, чем благодаря установленному железу, то графика, которую должно использовать для видеомоделирования или проектирования, исторически была крутой в игровых дисциплинах. В противостоянии AMD и NVIDIA даже сценарии «нецелевого использования» видеоускорителей всегда были разными: «красные» геймерские видеокарты ещё недавно были нарасхват у майнеров, а NVIDIA Quadro, так уж исторически, уговаривали переквалифицироваться в игровую видеокарту.



Профессиональные видеокарты NVIDIA Quadro значительно производительнее своих игровых сородичей

Причём Quadro для этих целей вполне подходит — дело в том, что игровые GeForce чаще всего представляют собой профессиональную видеокарту с частично отключенными конвейерами графического процессора (от маркетинговых соображений до отбраковки чипа) по более доступной цене. Например, новая профессиональная видеокарта Quadro P6000 содержит наиболее «полную» версию графического чипа GP102 и по этой причине обходит в производительности крутую геймерскую GeForce 1080 почти на 20%, да и могучий Titan X на базе всё той же архитектуры Pascal неизменно оставляет позади.

А вообще, среди поклонников видеокарт NVIDIA уже давно образовался фирменный спорт — приблизить с помощью аппаратной модификации GeForce к Quadro (например, GTX 680 в аналог Quadro K5000 по производительности), а любители игр, напротив, скрещивают ежа с ужом, «ковыряют» драйверы и заставляют профессиональные видеокарты работать быстрее в пострелушках/покатушках/бродилках. «Играть как задумано» такая деятельность не позволяет, но настырности энтузиастов можно только позавидовать.

В мобильных рабочих станцией почти у каждой видеокарты NVIDIA Quadro наблюдается забавная закономерность: всякий мобильный видеоускоритель NVIDIA Quadro равен игровой [1] GeForce классом ниже в геймерских задачах и на пару уровней более крутой игровой [1 + 2] GeForce в дисциплинах CAD.

Например, Quadro M2000M в играх показывает себя на уровне GeForce GTX 960M, но как только дело доходит до моделирования, «подпрыгивает» в результатах до GeForce GTX 980M. Примерно такое же соотношение справедливо и в случае с другими моделями Квадро: M5000M соревнуется с GTX 980M в играх, а M1000M соперничает с 950M в играх.

Детям мороженное, даме — цветы: приоритеты в корпоративной памяти и накопителях

Серверная оперативная память не совместима с материнскими платами в домашних ПК не потому, что кто-то так решил «назло» конечным покупателям. Просто серверная ОЗУ устроена чуть иначе — она содержит регистр между микросхемами и системным контроллером памяти для того, чтобы снизить электрическую нагрузку на контроллер и иметь возможность установить больше модулей в одном канале памяти.

Иными словами, дополнительные микросхемы и умение автоматически распознавать и исправлять ошибки очень повышает отказоустойчивость такого типа памяти, но и увеличивает её стоимость. Словом, не удивляйтесь, если обнаружите, что даже низкочастотные (по меркам стандарта DDR4) модули окажутся на 50% и более дороже, чем их «бытовые» аналоги — бесчеловечные требования в выносливости в круглосуточно включенных системах заметно видоизменили серверную ОЗУ. В повседневном использовании она не будет ни быстрее, ни эффективнее «гражданских» аналогов, поэтому за высокой производительностью стоит обращаться к геймерским комплектам — например, HyperX Savage, если вам нужна удобная в разгоне память для геймеров, и HyperX Predator, если хочется выжать из подсистемы ОЗУ максимум. Для штатных частот замечательно подходит бюджетный Kingston ValueRAM — надёжный, один раз установил и забыл.



Серверный процессор в домашнем ПК может пригодиться, а вот вместо регистровой памяти лучше приобрести стандартный комплект DDR3/DDR4

SSD корпоративного класса тоже претерпели «тюнинг» в сторону надёжности — в них, к примеру, есть возможность гибко управлять резервным объёмом под нужды контроллера. Чем больше объём — тем ниже износ ячеек и выше долговечность накопителя. И огромное количество алгоритмов, эффективных в тяжёлых условиях работы, особенно по части сохранности данных на случай, если накопитель выключится в аварийном режиме. Перенастроенная на минимальную задержку в режиме многопользовательского доступа прошивка и борьба за стабильную производительность даже при внештатно большом объёме операций записи и чтения. Такую нагрузку домашний компьютер не переживает, даже если «пытать» SSD торрентами. С другой стороны, рекордсменами в типовых операциях промышленные SSD тоже не являются — типовые SATA-накопители быстрее устареют «морально», с точки зрения объёма памяти, чем полностью исчерпают количество доступных для ячеек циклов перезаписи — проверенно длительным сравнительным тестом с участием моделей HyperX. А рекорды скорости при таком же уровне надёжности уже давно перешли к накопителям на базе интерфейса NVMe, которые реализованы в одном из новомодных форм-факторов «поверх» PCI-Express. В модельной линейке Kingston/HyperX «царём горы» был и остаётся Predator SSD PCI-E.



Выигрыш в долговечности при покупке SSD корпоративного класса не сравнится с радостью от быстродействия геймерского PCI-e накопителя

Если нельзя, но очень хочется — то можно

Железо корпоративного класса не настолько отличается от «гражданских» аналогов, чтобы признать его непригодным к работе в качестве домашнего ПК, просто всегда нужно исходить из того, стоит ли овчинка выделки. Потому что ситуация обстоит следующим образом:

• Покупать платформу, в которой используется регистровая память с коррекцией ошибок (ECC) для дома — плохая идея. Избыток долговечности не компенсирует дорогостоящие комплектующие и средний (в сравнении с геймерскими аналогами) уровень производительности не будут радовать, тем более, что и цены на серверную память заметно выше, чем на среднестатистический модуль DDR3/DDR4.

• Накопители корпоративного класса в домашнем компьютере нужны, если вы параноик, экстремально тревожитесь о сохранности данных в случае перебоев с электроэнергией и переживаете касательно надёжности современных SSD вообще. Накопители, ориентированные на организации, позволят вам «выкрутить на максимум» показатели надёжности, чтобы душа была спокойной.

• Серверный процессор для игр… любопытная и достаточно эффективная идея, но только лишь в том случае, когда речь идёт о более дешёвой (в сравнении с мейнстрим-аналогами) и, что главное, высокочастотной модели. Либо об апгрейде старого компьютера на серверный CPU «малой кровью», то есть, почти за бесценок. И да, в идеале платформа должна быть позаимствована у «обычной» Extreme-серии массовых процессоров.

• Профессиональные видеокарты отлично справляются не только с моделированием, но и с играми. Но следует помнить, что в мобильных рабочих станциях (с «задушенным» TDP) профессиональный видеоускоритель среднего класса сможет конкурировать в геймерских дисциплинах только с игровыми видеокартами бюджетного класса. А десктопные профессиональные видеокарты, в свою очередь, хоть и быстрые во всех сценариях работы, стоят заградительно дорого, и уж точно не годятся на роль эконом-варианта для «поработать и поиграть».

Как бы то ни было, на качественной и быстрой оперативной памяти экономить нельзя… Но сегодня — можно! Напоминаем, что с 2 по 20 февраля на все комплекты памяти HyperX Savage DDR4 и HyperX Predator DDR4 в Юлмарте действует скидка 10% по промокоду DDR4FEB. Памяти много не бывает, а производительной и крутой памяти для новых платформ ПК — тем более!


Для получения дополнительной информации о продукции Kingston и HyperX обращайтесь на официальный сайт компании. В выборе своего комплекта HyperX поможет страничка с наглядным пособием.

Максим Лапшин — владелец Эрливидео, его компания уже 10 лет разрабатывает серверный софт для доставки и обработки видео. Его использует телевидение, он нужен для работы с камерами. Софт работает с разными вариантами железа, доставка — цифровая.

При этом заказчики частенько спрашивали и про железо. Сначала разработчики отправляли клиентов подбирать его самостоятельно, но не все были этому рады — большинство хотят получать все в одном окне. Одновременно копилась статистика, когда клиенту обычно продают то, что надо сбыть продавцу. В итоге, если что-то не работало, виноват был Эрливидео.

Так родилась идея создать свою материнскую плату. Идея переросла в большой квест, про который Максим рассказал на HighLoad++ Весна 2021. Все детали прохождения — в сегодняшней статье.


Сначала мы решили обкатать всё на чужом, готовом железе, подходящем под наши задачи. Мы нашли производителя сервера, в который могли бы воткнуть нужные нам ускорители, и написали огромное количество софта, чтобы это заработало. Отдельной головной болью было найти упаковщика Linux для нашей железки. Потому что это абсолютно вылетающая из всех реестров профессия.

Так или иначе, мы это запустили, поставили клиентам, они попробовали и им понравилось. Так мы продали наше первое железо. Но одновременно мы захотели, во-первых, улучшить характеристики, а во-вторых, сделать дешевле. Так мы пришли к идее разработки собственной материнской платы.

Заказываем своё железо

Форм-фактор

Вариантов у нас было два. Стандартный форм-фактор или четырех юнитовый сервер, в который набиты видеокарты. Но так как последний сейчас невозможно купить из-за майнеров, мы выбрали форм-фактор ATX — он втыкается куда угодно.

Он же подошел по двум другим важным моментам — электричество и отвод тепла. Железок на 4 юнита и 2 киловатта в стойку можно поставить максимум три. Больше 6 киловатт на стойку — это предел, за которым заканчивается теплоотвод. Хотя один из наших клиентов в свой дата-центр завел городскую холодную воду, выпуская обратно немножко не такую холодную воду. Но не у всех есть возможность подогреть воду для целого города.

Плата

В разработке плат у нас опыта не было. Один коллега когда-то заказывал маленькую плату, другой возился с этим. Мы представляли в целом, что там есть текстолит, медь. и на этом наши знания заканчивались. Но зато мы понимали, что именно хотим получить — и решили найти студию разработки железа. Нам казалось, что сделать им заказ будет также просто и предсказуемо, как ремонт в квартире.

Выбор подрядчиков

Первое знакомство с железячниками было отрезвляющим, потому что у нас в стране они чаще всего работают через госзаказы, а то и гособоронзаказы, что совсем грустно — они очень специфичные.

Очень многие хотели Техническое Задание (говорить с придыханием). Конечно, мы его родить не могли. Мы пришли всего лишь за дизайном карты, за общими ориентирами, и не представляли, какие детали там должны быть. А так как исполнитель лучше нас разбирается в этом, любые договорные отношения были бы нечестными априори. Нам могли любые вещи вписать в договор, и мы бы не поняли, что это означает. И, конечно, невозможно начать с MVP, потому что нельзя сделать маленький кусочек платы, запекая ее по чуть-чуть. Её сразу надо делать, и с первого раза она должна запуститься (нет).

Но представим, что мы все-таки напишем ТЗ. Тут может быть другая проблема — чем больше мы на этапе дизайна будем вносить технических деталей в техническое задание, тем больше шансов всё похоронить. Потому что мы можем вписать по ошибке что-то, что поднимет ценник в 2 раза или сделает задачу вообще нереализуемой. Чтобы нам не сказали потом: «Это же вы написали! Вы же сами захотели посреди комнаты фонтан!», мы искали экспертизу исполнителя еще на этапе проектирования.

В других странах, вероятно, по-другому, но мы хотели начать с России. Поэтому я не буду говорить про топовые фирмы типа Antmicro, это офигенные, восхитительнейшие ребята. Они даже делают софт для отладки дизайна, то есть заранее его моделируют. За этим будущее, но пока не все в это будущее пришли. Наши середнячки хотят писать софт сами, потому что привыкли делать сразу ПАК (программно-аппаратный комплекс). Но нам не были нужны их услуги.

И, честно говоря, весь софт для проектирования железа, что я увидел на рынке дизайна железа — ужасен. Если вы пользовались Rational Rose и пытались коммитить в CVS, или работали с Zope, то знаете, что это больно, это кошмар. Также там не пользуются системой контроля версий — у них нет практики, например, построить дельту, чтобы посмотреть изменения. Поэтому вычислить, что поменялось между двумя файлами с дизайнами — целая история. Естественно, о встройке этого софта в GitLab или куда-то еще — речь даже не идет.

Кроме того, большинство железячников не очень итеративны. Для многих из них не понятно, как можно попробовать что-то, потом еще что-то — и идти маленькими шагами. Нет, они говорят: «Давайте сделаем всё сразу, и у нас сразу хорошо получится!». Когда я слышу такое от девелоперов, у меня сводит скулы. И с софтом, и с железом так обычно не получается, но они там все еще считают, что это возможно.

В итоге мы начали экспериментировать сами.

Делаем железо своими силами

Мы же разработчики — мы знаем, что надо экспериментировать. Чем раньше fail, тем быстрее получим результат. Даже если по мнению железячника PCI Express линии обязаны быть друг от друга на строго фиксированном расстоянии, мы их можем, например, подвесить в воздухе. И всё, оказывается, будет работать — просто не так быстро, как нужно. Но мы хотя бы пощупаем, как это работает.

Наши эксперименты показали, что дни прототипирования берегут месяцы производства. Собрав прототип на столе, мы выиграли не меньше 8 месяцев на том, что протестили железо. Потому что сразу выяснились некоторые проблемы, и мы смогли что-то переделать.

На столе мы проверили почти всё, что смогли: управление питанием, ethernet, другие устройства. Мы выяснили, как правильно запустить процессор, потому что из документации это было не совсем понятно. Конечно, запустить Intel’овский процессор класса Core​ i9 на столе — это безнадега. Потому что это очень сложное устройство с жутко синхронизированными таймингами старта, подачей напряжения и пр. А вот system on module — вполне можно. Плюс мы разобрались с разной периферией, например, с gpio и i2c — низкоскоростными шинами, по которым вся эта машинерия вместе связывается, — и заставили их работать.

Всё, что мы поленились проверить, поехало во вторую итерацию. Это +1 год. Например, мы не проверили сеть на перекачку пакетов. Понадеялись, что она будет держать гигабит в нужных условиях. Но потом выяснили, что не у всех ARM есть APIC, и прерывания живут на одном ядре. А значит, он схлопнется где-то на 200-300 Мб перекачки данных и не сможет выйти на максимальный перформанс.

Результаты экспериментов помогли нам в общении с железячниками. Мы сами поменяли ряд требований после того, как их проверили. На прототипирование у нас ушло 2-4 недели, что не такой уж большой срок на фоне общего времени проекта, одно растаможивание занимает 3-4 недели. Так что пока вы согласовываете договор с железячниками, можно успеть выяснить те детали, которых не хватало.

Также мы выписали гипотезы о том, что может похоронить проект. И на этом же этапе сформировали очень важный список требований, что мы будем проверять, когда получим плату.

Софт надо писать и тестировать сразу же. Если подождать готовой железки, вас ждет +1 год на вторую итерацию. А если софт будет готов к получению платы, вы сразу сможете его залить и проверить, что не работает, чтобы сформировать вторую итерацию. Она будет, можете не сомневаться.

При этом мы сразу проектировали железку под автоматизированную тестируемость, чтобы можно было подключить еще один компьютер. Написали набор тестового кода, который заливает всю firmware и полностью ее прошивает. Это можно делать в цикле CI, выжигая флешку до упора, чтобы можно было поменять и заново это все сделать. Я не знаю, как обеспечить качество без CI. У железячников с этим очень плохо. Они привыкли к концепции ручного тестирования — прокликал и нормально, отправляй, дальше разберутся.

Удаленная управляемость и разрабатываемость

IPMI и его аналоги мы тоже запланировали сразу. Управление питанием, прошивкой — это непросто и очень важно. Железячники не считают это нужным по умолчанию, и далеко не все компьютеры легко сделать удаленно управляемыми. Например, для десктопа это целая история. Даже среди серверов есть экземпляры без банального IPMI.

Наверное, для сотового телефона это и не очень нужно. Но если какую-нибудь умную колонку сделать с плохим управлением, как ее восстанавливать, когда она окирпичится? Мы же теперь можем прямо сказать клиенту: «Слушай, апгрейд прошел плохо, воткни флешку, мы вместе сейчас её пресетим», потому что возить плату из Чили и обратно — долго и дорого.

Разрабатываемость тоже нужна удаленная, вплоть до UART снаружи. Шансов на то, что вы наймете человека, способного писать прошивку на этот девайс в том же городе, где он находится — мало. Поэтому мы заранее продумали, чтобы человек мог делать это удаленно. Особенно, когда всех заперли по домам и запретили ездить на работу.

Выбор подрядчиков

Параллельно с экспериментами мы продолжали искать исполнителей для дизайна, проектирования, печати и распайки компонентов. Это можно делать в одной компании, а можно в разных.

Например, по совету мы пришли к известной китайской фирме. Те исчезли в закате. Через два месяца наш клиент пришел к нам с китайской платой по нашему дизайну и просьбой написать софт под неё. Выводы делайте сами.

В итоге нам повезло найти людей, которым хватило схемы на салфетке — человек молча вынул из кармана пример похожей штуки и сказал: «Я такое делал, тебя понял. По деньгам договоришься, а я займусь своим любимым железом». В этом хорошем взаимном процессе мы наконец родили описание всех схем, в том числе ЭПС — электрическую принципиальную схему.

Квалификации программиста здесь еще достаточно для понимания всех деталей. А их очень важно прояснить. Например, с SDK. Нам предлагали поставить роутер на чипе за 5$, но к нему — SDK за 100K$. Или нам не хотели продавать разъемы из-за того, что «у вас в стране КГБ и шпионы». И мы покупали на Эру.

Это был последний этап, где я еще мог что-то понять, дальше все стало намного сложнее. На уровне электроники начинаются резисторы и конденсаторы. Я в этом не разбираюсь, и мог лишь доверять исполнителям. Но и это были еще цветочки. После этого этапа начался кондовый опыт исполнителя.

Механика

Нам был нужен человек с опытом создания платы и получения брака и нам был терморасчет двух опорной шарнирной балки для нашей железки. Потому что материнская плата может изгибаться при нагреве и расслаиваться. Несмотря на мизерное потребление в 100 ватт нашей платой, по ней проходит хоть и низковольтовый, но огромный ток. 220-100 ватт превращаются в полвольта, т.е в 400 раз больше! В результате плата греется и начинает гулять. А если максимальный нагрев — между винтами, то в этом месте плата начнет выгибаться.

Причем это обычное дело. У нас есть аналитики, которые тренируют нейросетки на полубытовых компьютерах. Их железо уходит в максимальный нагрев на неделю-две, и потом может не выйти. Потому что материнская плата реально расслаивается — мы такое видели. Но здесь мы не могли этого допустить. Поэтому человек, который проектирует плату, должен был точно знать, где будут точки крепления, чтобы туда перенести зону максимального нагрева. Заодно сделав это так, чтобы весь корпус не сильно гулял.

Короче, я понял, почему сервера железные, а не пластмассовые — иначе материнка их порвет на части. Это будущая надежность. Для бытового компьютера это не так важно, потому что он поработал и выключился. Мы же рассчитывали на 100% нагрузку 7/24 на весь срок жизни платы.

Но и это еще не все.

Технология печати

После этого свои поправки начинают вносить технологи печати и распайки — это нельзя напечатать, то нельзя распаять. При печати есть нагрев, прогрев, остывание, есть процессы и просверловки. Нельзя, например, просверлить только 4 слоя (можно, но фантастически дорого). Поэтому сверлят насквозь, и если просверлят что-то не то, будет грустно. Поэтому проектировщик должен скомпоновать все 12 слоев и тысячи дорожек так, чтобы, просверливая в нужных местах, все оказалось в нужном месте, и при этом при остывании плату не покоробило.

Например, технологи возвращали нам платы со словами: «Это нельзя сделать», и железячники перекомпоновывали детали на плате — переносили, перетаскивали. Отсюда может пойти смена функциональности. Например, мы хотели разместить 4 SSD, но нам сказали, что придется оставить только 2. Мы старались быть готовыми к тому, чтобы очень быстро менять даже концепцию железа, потому что приходится учитывать реалии.

И пока технологи создавали плату, мы стали покупать компоненты.

Закупка компонентов

Здесь есть ряд нюансов. Если взять много, что-то останется лишним, а это дорого. К тому же, пока вы перекомпоновываете плату, что-то может стать ненужным. Взять мало — не хватит, и придется потерять 2-3 месяца на ожидание новых компонентов. Конечно, мы выбрали первый вариант, и у нас осталась россыпь ненужных резисторов.

Но основная проблема в том, что если мы хотим печатать в России, то наш перечень номеров деталей, которыми усыпана вся материнка, не совпадает с международной номенклатурой. Эра не поможет. Потому что компоненты, как правило, подбираются не как «Нам нужен резистор марки такой-то», а «Нам нужен резистор, у которого такие-то характеристики, и пускай программа сама подберет что-то под них». Это больно.

Поэтому мы выбрали печать в Тайване, а распайку — в Москве. Получилось хорошо. Наоборот вышло бы плохо: в России таких плат из 12 слоев, к сожалению, делать пока не умеют, это возможно только в Тайване или в Германии.

После того как мы все согласовали, а завод принял наши детали, прошло примерно 4 месяца. Наша плата приехала в офис.

Отладка

4 месяца — это фантастически быстро, но плата, конечно, не включилась — и мы взяли в руки вольтметр и осциллограф. Верхнего слоя лака на плате не было, и мы могли подпаивать или распаивать проводочки, обрезать линии. Хороший проектировщик, самый рискованный, выносит для этого линии наверх — потому что на третьем слое снизу, как правило, это невозможно.

Одновременно мы судорожно переделывали софт, потому что какие-то детали оказались не такими, как казались.

На этом этапе у нас была офигенная история. Сестру этой платы курьер при доставке к дизайнеру-железячнику просто выбросил по пути в мусорный бак. Плату, которая была практически в единственном экземпляре. Этот риск мы вообще никак не могли предположить — это как упавший метеорит. В целом, здесь может что угодно пойти не так — вплоть до того, что можно выяснить, что на такой конфигурации вообще ARM не заводится.

Но мы завершили отладку, и у нас на столе появился первый образец готовой платы. Она запустилась и заработала, но как мы выяснили — не на полную мощность. Поэтому мы вспомнили про тот поток идей, которые на первом этапе отсеяли со словами «Это будет дальше». Сейчас мы делаем на их основе второй девайс, потому что первый на продажу не вышел.

Во втором мы перекроили сетевое ядро, заменили форм-фактор и главный процессор. За год NVIDIA тоже выпустила другие процессоры на новом форм-факторе. Это не так страшно, мы вносим изменения. Во время отладки мы выяснили, что упустили, и как плата будет работать. Со второго раза она должна получиться идеальной и, скорее всего, уже пойдет в продажу.


Итоги

Мы понимали, что ошибемся практически везде, где только можно, поэтому просто отнеслись к этому с пониманием. При создании второго прототипа мы учли все ошибки, что совершили в первом. Более того, мы остались партнерами с вендором, на чьем железе создали свой пробный транскодер. Его сейчас тоже продаем, это прекрасный канал сбыта.

Наш первый прототип похож на него, но в 2 раза меньше съедает электричества. Кроме того, он намного дешевле, потому что Intel — это дорогая штука, а у нас ARM, который стоит просто копейки по сравнению с ним. Ну и просто круто от Intel отказаться!

Со вторым прототипом мы рассчитываем получить предсказуемую и проверенную конфигурацию. Ее будет легче обеспечить качественную поддержку из-за отсутствия многочисленных вариантов железа. Продажи теперь будут гораздо быстрее, time to market — ниже, так как не нужно будет ждать неизвестно сколько времени (то ли один день, то ли два месяца), когда приедет нужная видеокарта. И прибыль от всего этого, конечно, никто не отменял.

В этом году нас ждёт ещё два HighLoad’a: 20-21 сентября в Санкт-Петербурге и 25-26 ноября в Москве. Приём заявок на московские выступления открыт, все подробности здесь. Питерское расписание уже готово.

Билеты уже в продаже. Их стоимость растёт — чем ближе к мероприятию, тем дороже. Вы можете сегодня забронировать себе места по текущей стоимости, и затем у вас будет несколько дней на то, чтобы принять решение. Текущая стоимость до 31 июля: в Питере, в Москве.

Встречаемся на конференции!


Как мы уже писали, степень локализации отечественной серверной продукции массового сегмента выражена в большей степени в предоставлении различного рода услуг, нежели чем в производстве комплектующих. Комплектующие для серверов традиционно производятся в Китае, к какому бренду они не принадлежали бы. У одной российской компании была попытка создания полностью отечественной платформы, но продукт получился нишевой, так как платформа обладала характеристиками избыточными для классического применения серверов.

Но вот, в начале года мы получили образец серверной 2-процессорной материнской платы, разработанной и произведённой на территории России. Эта модель вызвала интерес в первую очередь из-за того, что по характеристикам и стоимости полностью подходила для массового применения. Обзору и тестированию первой российской материнской платы Rikor R-BD-E5R-V4-16.EA и посвящается эта статья.

Характеристики

Фотографии








Тестирование

Для тестирования собрали две аналогичные платформы на базе Rikor и Supermicro.

  • Rikor R-BD-E5R-V4-16.EA
  • 2 x Intel Xeon E5-2620V4
  • 8 x 8Gb ECC REG
  • 2 x 150Gb Enterprise SSD
  • Windows 2012 R2
  • Supermicro X10DRi
  • 2 x Intel Xeon E5-2620V4
  • 8 x 8Gb ECC REG
  • 2 x 150Gb Enterprise SSD
  • Windows 2012 R2

Результаты тестирования PerformanceTest 9.0


Результаты процессорных тестов заметно отличаются. Подобное снижение производительности платформы Rikor скорее всего связано с тем, что производитель искусственно занизил характеристики в пользу надёжности с стабильности работы.

Результаты тестирования CINEBENCH R15


Результаты тестирования 7ZIP


Результаты тестирования производительности отечественной платформы при рендеринге и архивировании имеют аналогичное отставание.

Заключение

Система на базе Rikor R-BD-E5R-V4-16.EA, несмотря на отставание в бенчмарках, показала высокую стабильность и надёжность при месячных нагрузочных тестах всех подсистем. Интерфейс IPMI материнской платы классический от Intel, такой можно увидеть и в материнских платах Asus, например. BIOS к осени планируется отечественный. Разработка и производство материнской платы (разумеется, за исключением компонентов), повторюсь, у нас — в России.

Помимо материнской платы, к нам на тесты попал и корпус 2U полностью российского производства. Всё (кроме БП), вплоть до корзин с горячей заменой, производится у нас в стране. Бэкплейны тоже. Т.к. корпус был совсем-совсем образцом, по нему появилось много нареканий, но недостатки уже были исправлены на момент написания статьи. Поэтому обзор корпуса будет чуть позже.
Спасибо за внимание, жду Ваших комментариев!

Читайте также: