Сигнал шум звуковая карта

Обновлено: 05.07.2024

Звуковая карта – устройство, отвечающее за обработку звука на ПК. Процессор звуковой карты обеспечивает более высокое качество звука, в отличие от встроенного аудио контроллера материнской платы.

Основные характеристики звуковой карты

Аудиокарта имеет ряд основных характеристик: тип размещения, интерфейс подключения, перечень параметров цифро-аналогового и аналого-цифрового преобразователей (ЦАП, АЦП), количество поддерживаемых стандартов обработки звука и число специальных входов и выходов.

Тип размещения

Несмотря на то, что звуковая карта имеет огромное число параметров, на которые стоит обратить внимание в первую очередь, выбор нужно начинать с её типа размещения. По типу размещения звуковые карты бывают двух видов:

внутренняя — устанавливается непосредственно в системный блок, что достаточно практично, но не для профессионального применения — такие звуковые карты подвержены помехам со стороны прочего установленного оборудования внутри ПК;

внешняя – звуковая карта подключается к компьютеру через интерфейсный кабель и полностью защищена от помех.

Существуют внутренние звуковые карты с дополнительным блоком управления, который устанавливается в пятидюймовый отсек фронтальной панели системного блока. Данный блок может содержать не только органы управления, но и входы/выходы, что обеспечивает комфортную работу со звуковой картой.

Интерфейс подключения

PCI — звуковая карта устанавливается в свободный слот PCI-шины материнской платы.

PCI-E – звуковая карта вставляется в свободный разъём шины PCI-Express. Даная шина обладает хорошей пропускной способностью и пришла на смену PCI-шине.

USB – стандартный интерфейсный разъём для подключения внешних устройств, в данном случае внешней звуковой карты.

FireWire (IEEE 1394) – высокоскоростной стандарт подключения внешних мультимедийных устройств, ещё один альтернативный способ подключения внешней звуковой карты.

PCMCIA (PC Card) – специальный интерфейс для подключения компактных периферийных устройств. Обычно применяется в ноутбуках.

ExpressCard — стандарт карт расширения для ноутбуков, пришедший на смену PCMCIA (PC Card), превосходит их по скорости передачи данных. ExpressCard использует скоростную шину PCI-Express .

Параметры цифро-аналогового преобразователя, ЦАП

Разрядность — число разрядов цифро-аналогового преобразователя. Чем больше число разрядов, тем качественнее сигнал на выходе звуковой карты. Большинство современных звуковых карт имеют 24-разрядный ЦАП. К примеру, на Audio CD записан 16-разрядный звук, тогда как на DVD-Audio хранится 24-разрядный.

Динамический диапазон – колеблется от 87 до 123 дБ. Широкий динамический диапазон позволяет качественно передавать все нюансы естественного звука и обеспечивает более высокое качество звука на выходе звуковой карты.

Отношение сигнал/шум — показывает уровень шума и определяет качество звука на выходе звуковой карты.

Максимальная частота — чем выше частота цифро-аналогового преобразователя, тем качественнее сигнал на выходе звуковой карты. Например, в обычном Audio-CD звук записан с частотой дискретизации 44.1 кГц, тогда как в DVD-Audio — 192 кГц.

THD (коэффициент гармонических искажений) – диапазон от 3.0E-4 до 0.013 %. Чем меньше значение THD, тем более чистый и прозрачный звук получается на выходе звуковой карты.

Параметры аналого-цифрового преобразователя, АЦП

Разрядность — число разрядов аналого-цифрового преобразователя. Чем больше число разрядов, тем выше качество сигнала, получаемого при оцифровке.

Динамический диапазон (от 85 до 120 дБ) — чем больше динамический диапазон АЦП, тем качественнее звуковая карта может оцифровывать звук.

Отношение сигнал/шум — показывает насколько сильно «шумит» звуковая карта при преобразовании сигнала в цифровую форму. Этот параметр может иметь значение, например, при записи с микрофона.

Максимальная частота — чем выше частота аналого-цифрового преобразователя, тем качественнее происходит оцифровка звука.

THD (коэффициент гармонических искажений) – диапазон от 2.0E-4 до 0.0080 %. Чем ниже THD, тем меньше искажений появляется в процессе преобразования аналогового сигнала в цифровой.

Поддержка специальных стандартов

ADAT (Alesis DAT) — цифровой интерфейс ADAT позволяет передавать одновременно от 8 до 24 звуковых дорожек, что дает возможность создать на базе звуковой карты домашнюю студию звукозаписи. Интерфейс ADAT используется только в профессиональной аппаратуре.

AES/EBU – стандарт, служит для передачи двух цифровых каналов звука и служебной информации. Интерфейс AES/EBU позволяет подключать (разъемы XLR) к звуковой карте высококлассную студийную аудиоаппаратуру.

ASIO — поддержка данного стандарта позволяет эффективно использовать профессиональные программы по работе со звуком, например, Cubase, SoundForge, Traktor, Reaper.

OpenAL — звуковая карта с поддержкой данного стандарта позволяет максимально прочувствовать трехмерную атмосферу игры. Поддерживается компаниями Creative, Apple.

Внешняя синхронизация – позволяет уменьшить искажения, которые возникают в цифро-аналоговом преобразователе из-за нестабильности частоты дискретизации. Внешняя синхронизация используется только в профессиональной технике.

Количество и типы аналоговых (RCA, TRC), цифровых (MIDI), оптических (S/PDIF) входов и выходов. Чем больше разъемов и стандартов поддерживает звуковая карта, тем шире возможности при работе со звуком.

При выборе любого аудио продукт который издает звук (то есть, например, звуковая карта, встроенная в ваш материнская плата), одним из параметров, которые производители всегда указывают (или, по крайней мере, должны это делать), является отношение сигнал / сигнал. шум , иногда просто называют SNR для краткости. Однако это выражается в значении, которое, не имея ссылки, мы не можем узнать, хорошее оно или плохое, поэтому в этой статье мы расскажем вам, каково соотношение сигнал / шум в аудиоустройствах. что измеряется И для чего это.

На самом деле, когда мы говорим об аудиопродуктах, есть много параметров, о которых нам сообщают производители, но если вы не будете четко понимать, что из себя представляет каждый из них, от них будет мало пользы, кроме как покупать стоимость одного продукта с ценностями другого. , и даже в этом случае. Может быть, вы не знаете, лучше ли более высокое SNR для определенного продукта, или, может быть, продукт с более низким отношением сигнал / шум является наиболее подходящим, поэтому давайте рассмотрим этот вопрос, чтобы иметь возможность его определить. правильно.


Что такое отношение сигнал / шум или SNR?

Отношение сигнал / шум, S / R или SNR (отношение сигнал / шум) определяется как отношение между выходной мощностью передаваемого сигнала и мощностью шума, который его искажает (поэтому мы говорим только об устройствах, которые излучают звук и никогда устройств, которые его улавливают). Этот запас измеряется, как и почти все, что связано со звуком, в децибелах.

Часто многие производители используют термин динамический диапазон как синоним SNR, но вы должны быть осторожны, потому что некоторые используют его как маркетинговую стратегию, чтобы создать впечатление, что это SNR, когда на самом деле динамический диапазон служит для обозначения расстояния между уровнем выходного пика и фоновым шумом. То, что отношение сигнал / шум, указанное в децибелах, фигурирует в технических характеристиках устройства, следовательно, это ничего не означает, если оно не сопровождается используемыми контрольными точками, а также весами.

Очевидно, что если вы хотите купить оборудование с точки зрения его частотной характеристики, они должны измерить отношение сигнал / шум, используя ту же кривую взвешивания и эталонный уровень, что, к счастью, является наиболее распространенным в отрасли, поэтому уровни SNR равны обычно сравнительный.

Фактор шума

Когда мы говорим о шуме в аудиоустройстве, мы не имеем в виду фоновый шум , так как это, очевидно, может измениться в зависимости от обстоятельств, местоположения или от того, есть ли мужчина, гудящий на светофоре возле вашего окна. Нет, шум, когда мы говорим об аудио, относится к величине шума, создаваемого самим электронным устройством, например, шум, который усилитель ставит в сигнал.

Amplificador de una tarjeta de sonido Integrada

Эта величина шума может быть выражена так называемым коэффициентом шума (F), который является результатом деления отношения сигнал / шум на входе (S / R) на отношение сигнал / шум на выходе. (S / R) соль, когда значения сигнала и шума выражаются в простых значениях. Таким образом, формула будет выражена следующим образом:

Однако, к большому сожалению, значения отношения сигнал / шум выражаются в децибелах, и поэтому мы говорим о логарифмической формуле. Поскольку коэффициент шума также должен быть выражен в децибелах как величина звука, то формула будет следующей:

Коэффициент шума является очень важной величиной в системах передачи звука, поскольку, хотя внешний шум никогда не может быть полностью устранен, снижение шума, создаваемого самим звуковым оборудованием, зависит от тщательности его конструкции, так что, если говорить об обратном, тем ниже коэффициент шума. , тем больше производитель баловал его дизайн, добиваясь лучшего качества.

Что лучше: более высокое или низкое SNR?

Подводя итог вышесказанному, чтобы было понятнее, отношение сигнал / шум - это то, что отделяет излучаемую мощность устройства от шума, который на него влияет, и, следовательно, чем больше эта разница, тем лучше. Поэтому, выбирая звуковую карту, усилитель или другое звукоизлучающее устройство, когда вы смотрите на его технические характеристики, вы должны знать, что тот, у которого самый высокий SNR, будет обеспечивать более высокую мощность сигнала, на которое меньше будет влиять шум сам сигнал.

Итак, какое значение SNR мы можем считать хорошим? Это зависит от категории продукта, но когда мы говорим о звуковой карте, встроенной, например, в обычную материнскую плату ПК, SNR 90 дБ уже вполне приличный. Конечно, в специализированных решениях нам придется искать более высокие значения, если возможно, они превышают 100 дБ.


Некоторые производители также упоминают коэффициент шума в технических характеристиках своего оборудования, и в этом отношении вам следует обратить внимание на прямо противоположное: чем меньше, тем лучше. К сожалению, большинство производителей бытовой электроники не выражают это значение, которое, как мы объясняли ранее, очень важно, и его часто можно увидеть только в продуктах, разработанных для профессионального звука.

Точнее, это параметр, который, хотя большинство производителей знают, что они его не публикуют, «скрывая свой позор», так сказать, если их продукт не хорош. По этой причине это нормально, что только производители профессиональных аудиопродуктов публикуют это значение, поскольку, если их продукт действительно хороший и качественный, им нечего скрывать. В любом случае, не беспокойтесь, потому что ни один из аудиопродуктов, которые вы наблюдаете, не указывает этот фактор, поскольку для обычного пользователя он также не будет иметь значения.

Звуковая карта (звуковая плата, звуковой адаптер) - это компьютерный модуль, предназначенный для ввода/вывода аудио сигнала.

Звуковая карта преобразует аналоговый сигнал звука в цифровой сигнал, который поступает в компьютер, и наоборот.

Виды звуковых карт

Интегрированные – встроенные в системную плату, малопроизводительны, работают за счет ОЗУ и ЦПУ

Внутренние – отдельное устройство, вставленное в слот расширения на системной плате

Внешние – подключаемые извне

Устройство звуковой карты

    • Аналого-цифровой преобразователь - это устройство, превращающее входящий в аудиокарту звук (электрические звуковые колебания) в цифровую форму
    • Цифроаналоговый преобразователь - это устройство, превращающее звук, существующий внутри компьютера цифровой форме, в электрические звуковые колебания на выходе
    • Микшеры - выполняют подключение или отключение источников и приемников звуковых сигналов, регулируют их уровень, смешивают сигналы
    • Цифровой эквалайзер – устраняет недостатки преобразования звука, акустики и помещения
    • Аудиопроцессор

    Характеристики звуковой карты

      • Производитель, модель
      • Частота ЦАП
      • Разрядность ЦАП
      • Формат карты
      • Интерфейс подключения
      • Отношение сигнал/шум

      Производитель - сегодня на рынке большой перечень производителей, например:

      Частота ЦАП - определяет максимальную частоту звукового сигнала, которая примерно равна половине частоты дискретизации.

      Для речи может быть достаточно 6-8 кГц, для музыки среднего качества - 20-25 кГц, для высококачественного звучания необходимо 44 кГц и больше.

      Разрядность ЦАП – разpядность цифрового представления звука – количество бит информации, с помощью которого кодируется звук (8, 16, 24 бит).

      Формат звуковой карты - количество каналов звучания (колонок) необходимое для воспроизведения стереозвука.

      Сегодня 2.0, 4.0, 5.1, 7.1

      Канал низкочастотных эффектов требует лишь часть от пропускной способности других каналов обозначается как «.1» - реализуется с помощью специального устройства - сабвуфер.

      Интерфейс подключения

        • PCI-E (PCI-Express) — стандартная шина.
        • USB — используется для подсоединения внешних звуковых карт, как к ноутбуку, так и к стационарному ПК.
        • FireWire — используется для подсоединения внешних звуковых карт и обеспечивает высокую пропускную способность.
        • PCMCIA, или PC Card, — чаще всего применяется в ноутбуках для подключения периферийных устройств.
        • ExpressCard — это стандарт, пришедший на смену PCMCIA (PC Card) и отличающийся большей скоростью передачи данных.

        Отношение сигнал/шум - позволяет понять взаимное отношение мощности сигнала и мощности шума на входе/выходе прибора.

        При выборе лучшей звуковой карты значение этого показателя должно быть как можно больше (желательно от 85 до 121 дБ), тогда количество посторонних шумов будет минимальным.

        FAQ (Frequently Asked Questions) — часто задаваемые вопросы. FAQ по звуку — часто задаваемые вопросы о звуке.

        Как читать этот FAQ?

        Для удобства читателей, ответ на каждый вопрос разбит на три категории по степени сложности материала.

        Н: Новичок — ещё многого не знает и не слишком хочет разбираться в мудрёных терминах.

        П: Продвинутый — владеет основами обращения с техникой, в том числе с компьютером, и хочет всё знать.

        З: Задвинутый — думает, что знает всё и любит докапываться до всяких научных и псевдонаучных мелочей. :)

        Тем самым мы постарались избежать перекрёстных обвинений в чрезвычайной простоте при одновременной сложности изложения материала.

        Что такое звук?

        Н: Звук — это всё то, что мы слышим ушами.

        П: Звук — это невидимые глазом волны, которые распространяются в воздухе, чаще всего из-за того, что где-то происходят колебания. С помощью нервных окончаний в нашем ухе мы их и слышим.

        З: Звуковые волны — это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. При распространении имеют конечную скорость, характеризующую сжимаемость среды. Скорость распространения малых возмущений в общем случае равна: . Для адиабатических и изоэнтропических процессов , где k — показатель адиабаты. В каждом элементарном объёме при этом происходит колебание избыточного давления. Энергия звуковой волны характеризуется акустическим давлением и интенсивностью звука. Звуковым волнам присущи все волновые свойства. Это выражается, например, в возникновении явлений интерференции и дифракции при их распространении.

        Что такое громкость звука?

        Н: Делая громче или тише свой магнитофон или телевизор, мы изменяем громкость с помощью ручки с надписью "громкость".

        П: Громкость — это кажущаяся сила звука. Для оценки громкости заумные дяди придумали специальную единицу измерения и назвали её децибел [дБ] (не путать с "децл" и "дебил"). Это — относительная величина, показывающая насколько увеличилась или уменьшилась громкость звука. Если принять за ноль еле слышимые звуки, то можно привести такую таблицу:

        Громкость звука Уровень громкости, дБ
        Граница слуха 0
        Шепот 20
        Разговорная речь 50
        Шум улицы 80
        Взлёт самолёта 120

        З: Кажущуюся громкость звука оценивают её уровнем: [дБ]. Согласно психо-физическому закону Вебера-Фехнера, эта величина для человека прямо пропорциональна субъективному ощущению изменения громкости. Где — интенсивность звука, — плотность, a — скорость звука. Но чаще измеряют уровень громкости через звуковое давление: . L < 0 означает ослабление звука, L > 0 — его усиление.

        Что такое высота звука?

        Н: Высокий звук это когда поют птички: пи-пи-пи-пи-пи. Звук средней высоты это разговор людей: ла-ла-ла-ла-а. Низкий звук это когда рычит медведь: рэ-э-э-ы-ы.

        П: К примеру, если дернуть за струну на гитаре, она начнет колебаться и колебать окружающий ее воздух. Чем больше число колебаний, тем выше звук. Количество этих колебаний в секунду, называют частотой и измеряют в Герцах [Гц].

        З: Взглянем на график колебания во временнОй области — U(t). Наибольшее среднее значение напряжения — это амплитуда сигнала, A. Временной диапазон между двумя соседними колебаниями носит название периода (Т). Величина, обратная периоду, называется частотой: .

        Что такое тембр звука?

        Н: То, чем отличается в Вашем любимом сериале голос Хуаниты, от ее злобной соперницы Канчиты.

        П: Возьмем звук одинаковой высоты, сыгранный на двух разных музыкальных инструментах — на трубе и на фортепиано. На слух он будет отличаться по ряду характерных признаков. Их совокупность называется тембром.

        Давайте вспомним наши ощущения при вращении ручки "громкость" на аудио аппаратуре. С изменением громкости субъективно меняется тембр. На советской аппаратуре была кнопка "тон корректор". Она выправляла ощущение громкости звуков разной частоты, в соответствии с психо-физическими особенностями восприятия.

        В жизни мы часто сталкиваемся с понятием регулятор тембра, в том числе эквалайзер. Этот термин имеет немного другой смысл. Регулятор тембра и эквалайзер раздельно регулируют громкость различных частотных составляющих звука.

        З: Рассмотрим фрагменты графиков записей двух музыкальных инструментов — трубы и фортепиано:

        Они были получены перезаписью через кодек ноты ля первой октавы в WAV редакторе. Воспроизведением занималась звуковая карта SoundBlaster Live! со стандартным 8 МБ банком памяти (GM-инструмент №56 Trumpet и GM-инструмент №0 Acoustic Grand Piano). Период основного колебания характеризует высоту звука, а вид определяет тембральную окраску.

        Какой путь проходит звук?

        Н: Сначала Ваш любимый "певун" завывает на звукозаписывающей студии в микрофон. Потом, этот звук обрабатывается и записывается на компакт-диск. Купив этот компакт в киоске и поставив запись в свой любимый пузатый "бумбоксик", Вы слушаете то, что осталось от музыки (если она там, конечно, была).

        П: При помощи микрофона звуковые волны преобразуются в электрический сигнал. Либо звуки синтезируются модуляцией напряжением или током на электромузыкальных инструментах. А также в компьютерах, сразу же получаясь в цифровом виде (семплерные технологии). Этот сигнал проходит через ряд устройств (компрессор, лимитер, эквалайзер, ревербератор), как железных, так и виртуальных. Впоследствии все оцифрованные звуки в современной студии суммируются ("сводятся") в один звуковой файл, который подготавливается и записывается на CD-DA. При проигрывании на бытовом Hi-Fi CD-плеере цифровой сигнал преобразуется в аналоговый ЦАП-ом (цифро-аналоговым преобразователем) и, после усиления, подаётся на акустические системы. Последние преобразуют электрический сигнал обратно в звуковые колебания. Заумные весь этот путь называют звуковым трактом. Не исключено, что пройдя через все эти составляющие, качество звука, получаемого в конечном итоге, будет значительно отличаться от первоначального (по крайней мере, не улучшится). В какой мере — зависит от качества абсолютно всех звеньев этой цепи. К примеру, при покупке колонок мы отдаем предпочтение той системе, которая звучит "чище", определяя это "на слух". Заумные придумали некоторые стандартные показатели для измерения степени ухудшения звука (АЧХ, SNR, THD, и т.д.). Но никакие мудреные интегральные показатели не могут служить основанием для заочного суждения о "звучании" какого либо устройства.

        З: В компьютере располагаются обрабатывающая и воспроизводящая часть звукового тракта. Самым качественным форматом кодирования звуковых данных на сегодня в общем случае является PCM (pulse code modulation — импульсно кодовая модуляция). Чаще всего этот формат на PC хранят в файлах с расширением wav. Но само по себе расширение wav не является гарантией PCM, это может быть и файл с данными в формате MPEG Layer 3 (в просторечье "MP3").

        Что такое Амплитудно-частотная Характеристика (АЧХ)?

        Н: Это одни из загадочных циферок (к примеру, 20-20000), которые Вы видите на последней странице в руководстве пользователя. Не обращайте на них особого внимания. :)

        П: При рассмотрении АЧХ обратите особое внимание не на нижнюю и верхнюю границы воспроизводимых частот, а на величину неравномерности. Большая величина неравномерности приводит сильному к искажению тембра звучания. Если приведён график, то в первую очередь важно, что бы он был как можно ровней без резких взлетов и провалов. На высоких частотах в провалах звук будет тусклым, не ясным, в подъемах — присутствие раздражающих неприятных шипящих и свистящих призвуков. На низких частотах в провалах звук теряет "насыщенность", а в подъемах возникает ощущение "бубнящего" звучания и "гудения".

        В высококачественных звуковых системах неравномерность АЧХ в рабочем диапазоне частот составляет не более +1..-1 дБ. Для компьютерных колонок +10..-10 дБ — вполне приемлемые цифры.

        З: Рассмотрим типичную АЧХ дешевой пластмассовой колонки (по оси абсцисс в логарифмическом масштабе отложена частота, по оси ординат — относительная амплитуда):

        По нему ясно, что акустическая система имеет наименьшие искажения в полосе частот от 100 до 10 000 Гц. Человеческая речь имеет диапазон от 80 до 10 000 Гц, а, к примеру, диапазон симфонического оркестра от 30 до 20 000 Гц. Отсюда видно, что данная акустическая система пригодна в лучшем случае для прослушивания человеческой речи. Разумеется, это не говорит о том, что музыку, исполняемую симфоническим оркестром, нельзя будет слушать на данной системе. Просто такое звучание будет ненатуральным.

        Так как амплитуда сигнала, измеренная в логарифмах, величина относительная, цифру 0 по оси амплитуды можно поставить где угодно. К примеру, в -80 дБ (по отношению к 0 на данном графике). Потом можно гордо писать в паспорте, что акустика имеет диапазон воспроизводимых частот 20-20000 Гц — и это действительно так. Только вот неравномерность +90 дБ будет очень трудно объяснить, поэтому неравномерность в таких случаях просто не указывается!

        Что такое THD?

        Н: Страшная аббревиатура, которой Вас хотят запутать. Но не пугайтесь, это всего лишь цифры. И если Вы действительно не испугались, наслаждайтесь звуком (или тем, что от него осталось при указанных в паспорте THD).

        П: Это оценка нелинейных искажений. THD — это довольно осредненный показатель, который не определяет однозначно качество звучания, т.е. аппаратура даже с одним и тем же значением THD может звучать по-разному. Аббревиатура Hi-Fi (высокая верность) подразумевает: чем меньше искажений, тем лучше звучание. Требования по THD в Hi-Fi системах: не более 1,5% (на частоте 1000 Гц).

        З: Это некий интегральный показатель, который характеризует нелинейные искажения для данной системы. Для акустических систем характерно применение фильтра для измеряемого сигнала, при подачи тестового сигнала (обычно синусоида частотой 1 кГц), с целью измерения всех дополнительных гармоник, возникающих из-за нелинейности системы. Обычно измеряют мощность второй и третьей гармоник, как вносящих наиболее существенный вклад. Для перевода из процентов в децибелы используют следующую формулу:

        Что такое шумы (SNR)?

        Н: Шумы — это когда пш-ш-ш-ш-ш, и это плохо. Чем меньше пш-ш-ш-ш-ш, тем лучше.

        П: Шумы можно представить как некий случайный звуковой сигнал малой громкости, который примешан к основному (изначальному) сигналу.

        Отношение сигнал/шум (SNR) показывает превышение уровня сигнала над уровнем шума. Шумы можно также разложить по частотам. В области средних частот шумы наиболее заметны на слух. Наименее неприятен шум, равномерно распределенный по всем частотам (белый шум).

        Человек имеет от природы способность отфильтровывать сигнал от шумов, поэтому шумы не так неприятны для восприятия, как искажения (см. THD). Отношение сигнал/шум (SNR) измеряется в дБ.

        З: Для показателя SNR можно привести следующую ориентировочную табличку:

        10-20 дБ Абонентская радиоточка, телефон
        20-50 дБ Колоночки для плеера
        50-60 дБ Переносные радиоприёмники, 8 битные звуковые карты
        60-80 дБ Hi-Fi аппаратура
        80-100 дБ Студийная и Hi-End аппаратура

        Существует некоторое разночтение в понятии сигнал/шум. Фирмы производители любят указывать вместо SNR немного другой показатель, а именно — уровень шумов при отсутствии сигнала (Zero Signal Noise). Чем плохо такое измерение? А тем, что производителям достаточно легко реализовать внутри аппаратуры так называемый "гейт". Скажем, при уровне входного сигнала -80 дБ сработает выключатель, и уровень шумов падает до фантастических величин, на гране реальности. Отсюда все заявления о 96-97 дБ SNR в дешевой аппаратуре. На поверку, при подаче сигнала с небольшим уровнем, эти характеристики резко падают, становясь хуже на 20 дБ (а то и все 30!).

        Коэффициент Нелинейных Искажений + Шум (THD+N)

        Н: Чем больше THD+N, тем хуже качество в общем случае.

        П: Этот показатель объединяет два предыдущих и существует для одновременной оценки уровня шумов и коэффициента нелинейных искажений.

        З: THD+N — это более удачный показатель для цифровой аппаратуры, так как не позволяет выбрать наилучший уровень сигнала для SNR и для THD по отдельности.

        Мощность

        Н: Мощность — это не громкость.

        П: Указанное производителем значение мощности не имеет особого практического смысла при выборе аппаратуры в магазине. Если Вы до конца не представляете, что она обозначает, не смотрите на мощность вовсе. Например, про акустическую систему можно сказать: ее мощность равна 10 Вт. Или: ее мощность равна 1000 Вт. Оба значения будут правильными. В первом случае мощность может быть указана "в RMS", а во втором "в PMPO". Поэтому не надо воспринимать близко к сердцу значение мощности, указанное в PMPO. Если попытаться хоть как-то сравнить два устройства по их мощностным характеристикам, то особое внимание следует обратить на уровень искажений (THD) при измерении мощности. Например, набор колонок 300 Вт RMS при 10% THD будет менее предпочтителен и, с очень большой вероятностью, будет звучать много хуже, чем колонки мощностью всего лишь 50 Вт RMS при 0,1% THD.

        Динамический диапазон (DR)

        Н: Разница между самым тихим и самым громким звуками.

        П: Для аудио аппаратуры это запас по динамике звука между порогом из шумов и началом перегрузки акустических систем и усилителя. Для уменьшения динамического диапазона и облегчения воспроизведения музыки и речи на дешевой аппаратуре, применяют так называемую компрессию звука (не путать со сжатием размера звукового файла). Таким образом, поп и рок музыка звучит довольно сносно даже на дешевой бытовой аппаратуре и компьютерных колоночках, т.к. динамический диапазон подобных записей очень "узкий" — не больше 10-15 дБ. Для классики значение динамического диапазона значительно "шире" — около 50 дБ. Соответственно, требования ко всему звуковому тракту для "серьёзной музыки" гораздо выше.

        З: Для цифровой аппаратуры — это максимальный SNR, где шумами считаются шумы квантования в теории и порог из цифровых шумов дизеринга и субгармонических искажений (noise floor + harmonic distortion) на практике. Для акустической системы — это чувствительность, [дБ/Вт*м]. Для усилителей — это, если грубо, линейная часть кривой усиления.

        Читайте также: