Сколько памяти занимает float

Обновлено: 04.07.2024

В С++ существуют два типа данных с плавающей точкой: float и double . Типы данных с плавающей точкой предназначены для хранения чисел с плавающей точкой. Типы данных float и double могут хранить как положительные, так и отрицательные числа с плавающей точкой. У типа данных float размер занимаемой памяти в два раза меньше, чем у типа данных double , а значит и диапазон принимаемых значений тоже меньше. Если тип данных float объявить с приставкой long , то диапазон принимаемых значений станет равен диапазону принимаемых значений типа данных double . В основном, типы данных с плавающей точкой нужны для решения задач с высокой точностью вычислений, например, операции с деньгами.

Как хранятся действительные числа в компьютере

Для хранения действительных чисел в памяти компьютера отводится определённое количество бит. Действительное число хранится в виде знака (плюс или минус), мантиссы и экспоненты. Что такое мантисса и экспонента лучше объяснить на примере: масса Земли равна 5.972*10 24 килограмм. Здесь 5.972 — мантисса, а 24 — экспонента.

При выводе больших (или очень маленьких) чисел в программе на C++ можно увидеть на экране запись типа 5.972E23. Сначала выводится мантисса, затем — буква E, а затем — экспонента. Запись представлена в десятичной системе счисления. В таком же формате можно вводить большие или очень маленькие действительные числа. Этот формат называется экспоненциальной записью числа.

Мы будем работать с типом double (с числами двойной точности), который занимает 8 байт. Один бит отводится под знак числа, 11 под экспоненту и 52 под мантиссу. С помощью 52 бит можно хранить числа длиной до 15-16 десятичных цифр. Таким образом, независимо от того, какая у числа экспонента, правильные значения будут иметь только первые 15 цифр. В примере с массой Земли точно заданы первые 4 цифры, таким образом, погрешность составляет 10 20 килограмм. Это довольно большая погрешность. Чтобы масса Земли с точностью до первых четырёх знаков изменилась, на неё нужно дополнительно поселить миллиард миллиардов довольно упитанных людей.

Таким образом, можно сказать, что числа в компьютере хранятся не с абсолютной, а с относительной погрешностью (то есть погрешность зависит от значения хранимого числа).

То, что числа хранятся неточно, создаёт нам множество проблем.

Итак, мы рассмотрели главные моменты, касающиеся основных типов данных в С++. Осталось только показать, откуда взялись все эти диапазоны принимаемых значений и размеры занимаемой памяти. А для этого разработаем программу, которая будет вычислять основные характеристики всех, выше рассмотренных, типов данных.

Тем не менее, эта аналогия не совсем подходит к программированию, так как переменные могут занимать больше 1 байта памяти. Следовательно, одна переменная может использовать 2, 4 или даже 8 последовательных адресов. Объем памяти, который использует переменная, зависит от типа данных этой переменной. Так как мы, как правило, получаем доступ к памяти через имена переменных, а не через адреса памяти, то компилятор может скрывать от нас все детали работы с переменными разных размеров.

Есть несколько причин по которым полезно знать, сколько памяти занимает определенная переменная/тип данных.

Во-первых, чем больше она занимает, тем больше информации сможет хранить. Так как каждый бит содержит либо 0 , либо 1 , то 1 бит может иметь 2 возможных значения.

2 бита могут иметь 4 возможных значения:

бит 0 бит 1
0 0
0 1
1 0
1 1

3 бита могут иметь 8 возможных значений:

бит 0 бит 1 бит 2
0 0 0
0 0 1
0 1 0
0 1 1
1 0 0
1 0 1
1 1 0
1 1 1

По сути, переменная с n-ным количеством бит может иметь 2 n возможных значений. Поскольку байт состоит из 8 бит, то он может иметь 2 8 (256) возможных значений.

Размер переменной накладывает ограничения на количество информации, которую она может хранить. Следовательно, переменные, которые используют больше байт, могут хранить более широкий диапазон значений.

Размер основных типов данных в C++

Язык C++ гарантирует только их минимальный размер:

Тип Минимальный размер
Логический тип данных bool 1 байт
Символьный тип данных char 1 байт
wchar_t 1 байт
char16_t 2 байта
char32_t 4 байта
Целочисленный тип данных short 2 байта
int 2 байта
long 4 байта
long long 8 байт
Тип данных с плавающей запятой float 4 байта
double 8 байт
long double 8 байт

Фактический размер переменных может отличаться на разных компьютерах, поэтому для его определения используют оператор sizeof.

Оператор sizeof — это унарный оператор, который вычисляет и возвращает размер определенной переменной или определенного типа данных в байтах. Вы можете скомпилировать и запустить следующую программу, чтобы выяснить, сколько занимают разные типы данных на вашем компьютере:

Я в последнее время немного затупил, не мог вспомнить, сколько байт занимает тип double в AVR-GCC. Обычно при программировании контроллеров работаешь с целочисленными типами, типа int и char, а к типам с плавающей точкой прибегаешь не часто, в связи с их ресурсоемкостью.

Поэтому, на будущее, оставлю себе здесь памятку с указанием размеров занимаемой памяти типами данных для компилятора AVR-GCC и диапазон изменения переменных этого типа.

Типы данных в языке Си для компилятора AVR-GCC

Тип Размер в
байтах (битах)
Интервал изменения
char 1 (8) -128 .. 127
unsigned char 1 (8) 0 .. 255
signed char 1 (8) -128 .. 127
int 2 (16) -32768 .. 32767
unsigned int 2 (16) 0 .. 65535
signed int 2 (16) -32768 .. 32767
short int 2 (16) -32768 .. 32767
unsigned short int 2 (16) 0 .. 65535
signed short int 2 (16) -32768 .. 32767
long int 4 (32) -2147483648 .. 2147483647
unsigned long int 4 (32) 0 .. 4294967295
signed long int 4 (32) -2147483648 .. 2147483647
float 4 (32) 3.4Е-38 .. 3.4Е+38
double 4 (32) 3.4Е-38 .. 3.4Е+38
long double 10 (80) 3.4Е-4932 .. 3.4Е+4932

В дополнение к этому, в библиотеках AVR-GCC введено несколько производных от стандартных типов. Они описаны в файле stdint.h. Сделано это, наверно, для улучшения наглядности и уменьшения текста программ (ускорения их написания :)). Вот табличка соответствия:

Производные типы от стандартных в языке Си для компилятора AVR-GCC

Производный тип Стандартный тип
int8_t signed char
uint8_t unsigned char
int16_t signed int
uint16_t unsigned int
int32_t signed long int
uint32_t unsigned long int
int64_t signed long long int
uint64_t unsigned long long int

Тип Void

В школе на уроках физики изучают, как записывать числа «в стандартном виде»:

[math]x = m \cdot 10^n[/math] ,

[math]1 \le m \lt 10,\:n\in\mathbb[/math] .

Число [math]m[/math] называют мантиссой, число [math]p[/math] называют порядком.

В компьютере в качестве основания вместо числа [math]10[/math] используется число [math]2[/math] .

Стандарт IEEE 754

IEEE 754 (IEC 60559) — широко используемый стандарт IEEE, описывающий формат представления чисел с плавающей точкой.

binary32 binary64
Название число одинарной точности число двойной точности
Тип в C float double
Биты знака 1 1
Биты экспоненты 8 11
Биты мантиссы 23 52
Мин. положит. денорм. значение [math]1.401298464 \times 10^[/math] [math]4.9406564584124654 \times 10^[/math]
Макс. значение [math]3.402823 \times 10^[/math] [math]1.7976931348623157 \times 10^[/math]
Число десятичных цифр 7—8 15—17

Стандартом языка C гарантируется только, что

На большинстве платформ применяются типы с плавающей точкой в соответствии со стандартом IEEE 754.

Важным нюансом является форма записи вещественных констант разных типов. Например,

  • 1 — это константа типа int,
  • 1. или 1.0 — это константа типа double,
  • 1.f или 1.0f — это константа типа float.

На следующих занятиях мы разберём, почему смешивать в одном выражении операнды типов float и double может быть плохо.

Представление в памяти

  • знак числа
  • экспонента (показатель)
  • мантисса

Число одинарной точноcти (float)

Занимает в памяти 32 бита (4 байта).

Числа одинарной точности с плавающей запятой обеспечивают относительную точность 7-8 десятичных цифр в диапазоне от 10 −38 до примерно 10 38 .

Float.jpg

[math](-1)^> \times (1.b_b_ \dots b_0)_2 \times 2^<(b_<30>b_ \dots b_)_2 - 127>[/math]

Число двойной точноcти (double)

Занимает в памяти 64 бита (8 байт).

Числа двойной точности с плавающей запятой обеспечивают точность в 15—17 десятичных цифр и масштабы в диапазоне примерно от 10 −308 до 10 308 .

Double.jpg

Распределение

Множество вещественных чисел в математике бесконечно и даже несчётно.

Множество чисел, представимых в формате с плавающей точкой, не только счётно, но и конечно. Все эти числа являются рациональными.

Однако расстояние между соседними числами непостоянно.

Fltscale-wh.jpg

Промежуток между соседними числами удваивается при переходе через каждую степень двойки.

Чем дальше от нуля, тем реже и реже встречаются на числовой прямой числа, которые представимы вещественным типом.

Точное представление

Точно представляются только несократимые дроби, у которых знаменатель является степенью двойки.

Читайте также: