Sli xfire switch card что это

Обновлено: 05.07.2024

Для повышения производительности графической подсистемы настольного компьютера порой бывает недостаточно возможностей самих видеокарт, и производители видеочипов предлагают технологии, позволяющие объединить несколько акселераторов для достижения требуемого эффекта. Да и вечная борьба двух основных чипмейкеров, ATI (уже AMD) и NVidia, за лидерство в этом сегменте рынка сыграла не последнюю роль в появлении данных возможностей. Итак, достаточно взять два одинаковых видеоадаптера, специальную материнскую плату и в конечном итоге мы сможем получить почти двукратный прирост производительности, в зависимости от приложения. И если с технологией CrossFire от ATI/AMD все понятно и никаких вопросов не возникает, так как стандарт уже открытый, о чем свидетельствует поддержка со стороны чипсетов Intel (забавно, не правда ли? Intel поддерживает технологии AMD), то с режимом SLI (в новой интерпретации: Scalable Link Interface - масштабируемый интерфейс соединений) от NVidia не все так гладко, как кажется на первый взгляд.


С возможностью построения тандема из двух видеокарт от самой компании все в порядке, об этом можно не волноваться, а вот как его построить, вот в чем вопрос. Если для CrossFire достаточно чипсета от AMD и Intel (либо другого, рассчитанного для CrossFire), то компания NVidia ни в коей мере не захотела делиться пирогом и её детище поддерживают лишь её же чипсеты. Но вернемся опять к истории. После долгого периода затишья и желания быть впереди планеты всей, NVidia в 2004 году представляет технологию SLI (а зачем выдумывать новое название, если в активах есть уже что-то подобное). Правда, на тот момент единственным чипсетом, поддерживающим режим SLI, был Intel E7525 (а не решение от NVidia), на котором и демонстрировались возможности новой технологии. Всё прошло неплохо, появилось мнение о возможности поддержки SLI не только на чипсетах Intel, но и на решениях от VIA, SIS и т.д. - главное, чтобы материнские платы на их базе имели два слота PCI-E x16. А NVidia тем временем разрабатывала собственные чипсеты для SLI, и когда соответствующие продукты появились на рынке - заблокировала в драйверах возможность объединения двух видеокарт на сторонних чипсетах. И с тех пор попытки включить режим SLI на наборах логики не от NVidia пресекаются компанией в каждой новой версии видеодрайверов.

Что необходимо?


Но разве что-то может нам помешать хоть краем глаза взглянуть на тот самый режим SLI не на NVidia-чипсете? Конечно же, нет - и для наших начальных экспериментов был собран тестовый стенд на базе i975X и двух видеокарт GeForce 7900GT. Список подобранных компонентов будет чуть ниже, а сейчас необходимо сказать пару слов о самом важном, а именно о драйверах ForceWare, в которых и будет активизироваться режим SLI. Для беспроблемного включения этого режима на i975X можно воспользоваться ForceWare версии 65.xx, но они староваты и вряд ли могут подойти. В версиях постарше NVidia заблокировала "все пути отступлении" и единственным выходом могут послужить драйвера, модифицированные народными умельцами. Пока выше ForceWare 84.xx-85.xx найти пропатченные драйвера в Сети (а именно там они "обитают") не представляется возможным, но для исследования возможностей работы SLI на "неродном" чипсете этого будет достаточно. Так как модифицированные драйверы на официальных сайтах не лежат, то придется воспользоваться поиском. Не стесняясь, набираем комбинацию "modded+drivers+sli+975" и результат не заставит себя долго ждать. Устанавливаются они привычным способом, и если железо подходит по всем критериям, то можно будет поставить заветную галочку напротив Enable SLI multi-GPU в настройках драйвера.

Еще один плюс чудо-драйверов в том, что они подходят для включения режима SLI на любом чипсете, хотя и менее гарантированно, чем на интеловских наборах логики. Следующим необходимым звеном для получения максимальной отдачи от таких операций является соединительный мостик SLI-bridge (идет в комплекте с материнскими платами с поддержкой SLI, на базе чипсетов NVidia, бывает гибким и жестким), по которому передаются данные между видеокартами, что значительно увеличивает производительность по сравнению с использованием только шины PCI-E.


Также для увеличения быстродействия желательно использовать материнскую плату (чипсет), поддерживающую формулу распределения линий шины PCI-E между графическими разъемами: "PCI-E x16+ PCI-E x16" или как минимум "PCI-E x8+ PCI-E x8". Если же будет доступна лишь "PCI-E x16+ PCI-E x4" (например, во всех чипсетах Intel до i975X, который поддерживает "PCI-E x8+ PCI-E x8"), то это негативно скажется на производительности тандема.

Тестовая система

Для ознакомления с возможностями SLI на чипсете от Intel мы собрали следующую конфигурацию:

  • Материнская плата: Intel D975XBX2 (Intel 975X)
  • Процессор: Intel Core 2 Extreme X6800 (2,93 ГГц, 4 Мб кэш, FSB1066, LGA775)
  • Память: 2хTeam Xtreem TXDD1024M1066HC4 (1 Гб, DDR2, 1066 МГц)
  • Система охлаждения: Thermaltake Big Typhoon
  • Видеокарта: 2xMSI NX7900GT (GeForce 7900GT, 256MB)
  • HDD: Samsung HD120IJ (120 Гб, 7200 об/мин, SATAII)
  • Привод: Samsung TS-H552 (DVD+/-RW)
  • Блок питания: Thermaltake Purepower PowerStation 520W (W0073RE, 520 Вт)

Тестирование проводилось в среде Windows XP Professional Edition SP2, для видеокарт использовался модифицированный ForceWare 84.21. Память работала в двухканальном режиме на частоте 800 МГц с таймингами 3-3-3-8. Остальные параметры системы не так критичны.

Как и ожидалось, после установки пропатченных драйверов у нас появилась возможность включить режим SLI и провести все необходимые тесты, при этом система вела себя вполне стабильно, и никаких намеков на некорректное взаимодействие компонентов не наблюдалось.


Бонус

Исследование работоспособности режима SLI только на Intel D975XBX2 было бы неполным, и мы пошли дальше, продолжив эксперименты на… материнской плате Sapphire Pure CrossFire PC-A9RD580, основанной на AMD Xpress 3200 (RD580), поддерживающей процессоры AMD Socket 939, 32 линии PCI-E (по 16 для каждого разъема PCI-E x16) и режим CrossFire. Да-да, именно на чипсете AMD было решено проверить конкурирующую технологию, ведь все необходимые блоки, отвечающие за SLI, находятся внутри видеочипов NVidia и вся эта технология в итоге становится, грубо говоря, софтовой, что от железной части требует, как было сказано в начале, лишь наличие двух разъемов PCI-E x16.

Компания NVidia собрала еще не все сливки с сегмента рынка высокоуровневых систем и для задействования режима SLI мы опять воспользовались чудо-драйверами (еще бы), и опять же появился заветный пункт в настройках драйверов.


Но все прошло не так гладко, как в первом случае. После установки двух видеокарт невозможно было пройти тесты. Снижение в BIOS Setup количества линий PCI-E для каждого из разъемов до восьми решило проблему не полностью: тест 3DMark06 просто-напросто вылетал "на полпути". В качестве оппонента была выбрана плата ASUS A8N32-SLI Deluxe на базе nForce4 SLI x16 с нативной поддержкой SLI и формулой "PCI-E x16+ PCI-E x16". И даже с этой системой наблюдались некоторые проблемы, а именно: один из адаптеров вел себя нестабильно и выдавал порой артефакты в игровых приложениях, а синтетический тест вообще невозможно было пройти. На других системных платах "глюкавая" видеокарта работала безупречно. В чем была проблема, выяснить не удалось, возможно, просто несовместимость, но серийные номера отличались лишь на единицу. В этом случае остается лишь гадать, кто виноват.

Второй набор тестового оборудования имел следующий вид:

Результаты тестирования

Первым представим вам график результатов в синтетическом приложении 3DMark06 от Futuremark тестовой системы на базе Intel 975XBX2. Результаты второй и третьей системы не включены ввиду их отсутствия как таковых при режиме SLI, а при одиночной карте они оказались почти равными.


Как видите, установка второй карты без соединительного мостика увеличила производительность на 61%, а с мостиком добавила еще 5% и в итоге мы получили 66%. Конечно, это далеко от желаемых 100%, но практически соответствует сегодняшним реалиям, когда две объединенные вместе карты не всегда могут показать двукратный рост производительности. Также обращает на себя внимание то, что использование дополнительного элемента в виде SLI-bridge совсем не обязательно, но это частный случай, который зависит от конкретного приложения.

В игровом приложении F.E.A.R. использование просто двух карт для платформы Intel дало всего лишь 24%, с использованием "перемычки" производительность выросла на 80%, а это уже прекрасный результат.


Жаль, что NVidia блокирует режим SLI для чипсетов сторонних производителей, иначе, при универсальности продуктов, пользователи могли бы сами выбирать, что им предпочтительней: режим CrossFire или SLI. Да и тесты, проводимые на таких платах, стали бы куда "честней и прозрачней". Если сравнить между собой результаты, полученные на чипсетах AMD RD580 и NVidia nForce4 SLI x16 при использовании двух видеокарт, то разницу в 4% можно списать на двукратно уменьшенную нами пропускную способность графических интерфейсов у Sapphire PC-A9RD580. Отсутствие результата ASUS A8N32-SLI Deluxe в режиме SLI с соединительным мостиком не дает полной картины реального быстродействия двух систем, но с тем, что мы имеем, можно с полной уверенностью предположить, что разницы между решениями AMD и Nvidia незначительна.

И, наконец, уже ставшая старой игра Doom 3 (версия 1.0), в которой все системы показали падение производительности, особенно на платформе Intel (9%). И только на плате от ASUS наблюдается рост менее одного fps, что вряд ли оценят геймеры на фоне конечной стоимости системы.


Это тот случай, когда без оптимизации - как со стороны драйверов (если драйвер не знает или некорректно распознал приложение, то, используя SLI, можно не наблюдать роста производительности), так и со стороны приложения - можно не получить желаемого эффекта, тем самым поставив под сомнение целесообразность любой технологии объединения двух акселераторов для увеличения скорости работы графической подсистемы.

Заключение

Что касается проблемной работы режима SLI на чипсетах AMD, то, возможно, это связано конкретно с нашим экземпляром платы или же, что вероятней всего, с самими драйверами ForceWare, ведь они не носят официальный характер, а были модифицированы "непонятно кем и непонятно где" - и тот, кто пользуется ими, делает это на свой страх и риск.

Но все плохое когда-нибудь заканчивается и, как стало известно, технологию SLI официально будут поддерживать будущие чипсеты Intel, но пока только мобильные. Возможно, что скоро и в настольном сегменте поставщиков SLI-решений станет немного больше, чем на данный момент.

Приближается новый год, цены поднимутся, появятся скидки, прилавки магазинов опустеют. Пока еще чтото лежит на прилавках, надумался очередной апгрейд. Но что поменять? Как назло, после предыдущего апгрейда обнаружил в своей матери в лице Gigabyte GA-MA69G-S3H проблемы, в результате она была отправлена в сервисный центр. На матери было встроенное видео и pci-e x16 + pci-e x4 с поддержкой CrossFire. Было решено искать нечто подобное. Лимит бюджета был 2500 рублей. После знакомства с прайсами местных магазинов в одном из них была найдена интересная модель, а именно ASRock A770CrossFire на AMD770+SB700 по цене 2415 рублей, что вполне укладывалось в бюджет. Поиск информации в интернете кроме официальных спецификаций ни к чему не привел, хотя. на одном из форумов была найдена запись, что на этой матери удалось разогнать AMD Phenom 9550 до 3,1ГГц (285*11). Это меня очень заинтересовало, т.к. в будущем я планирую поставить 9850BE или чтонибудь поновее. До этого никогда не имел дело с продукциейй ASRock, но наслышан, что эта компания выпускала материнки с необычными возможностями. Так получилось и в этот раз - мать на AMD770 была наделена поддержкой двух PCI-E x16 и CrossFire. При поверхностном знакомстве с материнкой обнаружил разъем питания 8pin CPU 12V вместо привычного 4pin. На моем стареньком Hipro 400W такового не было, и ввиду отсутствия какой-либо информации о возможности работы с 4pin разъемом, было решено также приобрести новенький блок питания (в разгоне старенького уже не хватало). Так, "на свой страх и риск" была приобретена сабжемая мать и блок питания Hiper HPU-4M580 580W.


Материнка:

Комплектация включает: коробку, инструкцию по установке, диск с драйверами, 2 sata шлейфа, один переходник питания molex->sata, по одному ide и fdd шлейфу, заднюю планку и специальный коммутирующий модуль SLI/XFIRE Switch Card . Ничего особенного, вполне бюджетная комплектация.

Как следует из обнародованных на официальном сайте изготовителя спецификаций, модель A770CrossFire относится к продуктам категории AMD LIVE! Ready, выполнена в форм-факторе ATX и построена с применением только высококачественных японских конденсаторов с твёрдым электролитом.

Официальная спецификация:
- Поддержка технологий AMD Cool'n'Quiet Technology, Untied Overclocking Technology и HyperTransport 3.0 Technology;
- Возможность установки высокопроизводительных процессоров AMD под Socket AM2/AM2+ AMD Phenom™ FX / Phenom / Athlon 64 FX / Athlon 64 X2 Dual-Core / Athlon X2 Dual-Core / Athlon 64 / Sempron с уровнем TDP до 140 Вт;
- Поддержка процессоров под Socket AM3* (после обновления биос до версии 1.10 или новее);
- Северный мост AMD 770;
- Южный мост AMD SB700;
- Четыре 240-контактных DIMM-слота для размещения до 16 Гб двухканальной оперативной памяти DDR2 с частотой 1066/800/667/533 МГц;
- Два слота PCI Express 2.0 x16 с поддержкой технологии ATI CrossFireX Technology, а также один слот PCI Express 2.0 x1 и три слота PCI;
- Один ATA133 IDE-коннектор;
- Шесть портов SATA2 с возможностью организации RAID-массивов уровней RAID 0, RAID 1, RAID 0+1, RAID 10, and JBOD, с функциями NCQ, AHCI и "Hot Plug";
- 1 x eSATAII 3.0 Gb/s порт (совмещен с одним из SATAII портов);
- Аудиокодек Realtek ALC888, обеспечивающий высококачественный 7.1-канальный звук HD Audio;
- PCIE x1 Гигабитный Ethernet-контроллер Realtek RTL8111C;
- 8Mb AMI BIOS (версия 1.0, последняя доступная на момент написания статьи версия 1.10);


На заднюю панель выведены два порта PS/2 для подключения клавиатуры и мышки, оптический и коаксиальный S/PDIF-выходы, порт eSATA, разъём RJ-45, шесть портов USB 2.0 и шесть аудиоразъёмов.

При осмотре платы было обнаружено много нераспаянных элементов (в основном конденсаторов с твёрдым электролитом). Под радиаторами была обнаружена обычная жвачка, которая была заменена на АлСил-3.


На плате реализована 5-фазная система питания процессора , в которой используется по 4 транзистора на фазу, что должно облегчить тепловой режим и улучшить разгон. Разъемы питания ATX 24pin + 8pin CPU + molex для режима CrossFire. Плата способна работать и с обычным 4pin CPU разьемом питания.

Мониторинг отображает:
- температуру CPU и M/B, скорость вращения двух вентиляторов (включая процессорный)
- напряжения CPU, +3,3В, +5В, +12В.

Присутствует функция автоматического управления скоростью вращения кулера CPU (заставить ее работать мне не удалось, видимо потомучто у меня 3pin cpu cooller).

Конфигурация моего ПК:
бп Hiper HPU-4M580 580W
мать ASRock A770CrossFire
проц AMD Athlon X2 4800+ Brisbane G2
кулер Zalman 9500 медь
память Hynix pc6400 2x1Gb dual
винт Samsung 80Gb HD080HJ Sata-2
видео Forsa GF9600GSO 384Mb

После сборки первый пуск прошел удачно. Были заданы настройки биос, установлена чистая винда с драйверами, пройден тест 3dmark 06. Все прошло без проблем.

Собственно, первые впечатления только положительные. Осталось проверить мать на разгон. Но это будет во второй части!

Когда-то, в давние времена технологий, получение большей мощности видеокарты означало необходимость покупать карту, более мощную (и, возможно, более дорогую!), чем текущая карта. Но, пользователи всегда «мечтали» иметь возможность просто купить дубликат видеокарты, которая у них есть, вместо того, чтобы тратить деньги на что-то более новое и быстрое?

Что ж, к счастью, Nvidia и их технология с несколькими GPU «SLI» дают нам просто решение, если вы используете одну из их карт.

Масштабируемый интерфейс связи (SLI)

Так что же такое SLI? И что делает SLI, или более конкретно: как он помогает использовать несколько видеокарт?

Интерфейс Scalable Link Interface (SLI) – это небольшая жемчужина, которую нам предоставили Nvidia в 1998 году. Впервые эта технология была использована компанией 3dfx на линейке видеокарт Voodoo2 в 1998 году, но позже компания была куплена Nvidia, и эта технология была заморожена на некоторое время.

Первый опыт использования совместной работы видеокарт Voodoo2

В 2004 году Nvidia повторно выпустила SLI с обновлениями, позволяющими ей работать с существующей на тот момент технологией шин PCIe.

Хотя существуют проблемы совместимости (обсуждаемые ниже), связанные с запуском нескольких установок графического процессора, SLI позволяет использовать от двух до четырех карт одновременно. Это достигается путем использования алгоритма параллельной обработки, который собирает информацию, разбивает её на более мелкие части и позволяет обрабатывать несколько частей одновременно несколькими видеокартами.

Режимы SLI

Видеокарты Nvidia будут работать в SLI в трёх основных режимах: сглаживание SLI , SFR и AFR . Вы можете выбрать и изменить эти режимы в Панели управления Nvidia, которая должна была быть установлена на ваш компьютер при установке драйверов видеокарты.

Рендеринг с разделением кадров (SFR)

Этот метод берет кадр, который необходимо визуализировать, анализирует его, а затем разбивает кадр по горизонтали на столько частей, сколько имеется карт, и распределяет рабочую нагрузку между ними. Он может разбить кадр так, как он считает нужным, основываясь на том, что находится в кадре.

Например, если кадр содержит в основном пустое статичное небо в верхней половине кадра (менее ресурсоемкое), но изменяемые объекты в нижней половине (более интенсивно), то при разделении 50/50 одна карта будет выполнять больше работы. Поэтому видеокарта, отвечающая за верхнюю часть экрана, может получить около 60% площади экрана, в то время как карта, отвечающая за нижнюю часть, должна обработать только нижние 40%.

Примечание: эти проценты являются лишь расплывчатыми примерами, а не конкретными цифрами.

Альтернативный рендеринг кадров (AFR)

В этом режиме кадры ставятся в очередь, и каждая карта отображает полный кадр. Таким образом, если вы используете 2 карты, то одна будет отвечать за четные кадры, а другая – за нечетные кадры. Это часто считается более эффективным, чем SFR, для достижения более высокой частоты кадров, но также может вызывать такие проблемы, как микростеролазание.

Ключевое слово: Micro Stuttering – это когда вы видите на экране «визуальные заикания», вызванные несоответствием времени рендеринга кадров между картами. Если карты не синхронизированы должным образом или у них недостаточно информации, чтобы угадать следующий кадр, который нужно визуализировать, то вы увидите задержку.

SLI сглаживание

Этот режим обеспечивает лучшее качество изображения, в отличие от увеличения частоты кадров. Он работает для разделения нагрузки сглаживания между картами, повышая общее качество вашего изображения.

Использование этого режима может разблокировать более высокие режимы сглаживания в играх (например, SLI 8x, 16x и даже 32x в системах Quad-SLI).

Совместимость и проблемы режима SLI

Казалось бы, купи две видеокарты Nvidia, вставь их в разъемы на материнской плате и наслаждайся «удвоенной» скоростью работы. К сожалению, не всё так просто.

Два (или более) вида

Первое, что вам нужно знать, это то, какие видеокарты будут соединяться вместе: не любые две видеокарты смогут так взаимодействовать. Они должны иметь один и тот же графический процессор, и должны иметь одинаковое количество видеопамяти.

Например, если у вас GTX 1070 Ti 8GB производства Asus, а другая той же спецификации, но от MSI, то режим SLI доступен. Но, GTX 1070 и GTX 1080 несовместимы, так как они не являются одним и тем же графическим процессором.

Вам также необходимо убедиться, что видеокарты совместимы с режимом SLI, так как карты без порта SLI могут быть несовместимы. Также стоит отметить, что в Nvidia убрала поддержку 3-х и 4-х карточного SLI для серии GTX 10.

Слоты и заглушки

Следующим в списке стоит ваша материнская плата и блок питания. Они оба должны быть совместимы со SLI.

Это означает, что вашей материнской плате потребуется достаточно слотов PCIe x16, чтобы соответствовать количеству графических процессоров, а вашему блоку питания потребуется достаточно разъемов PCIe для питания того количества карт, которое вы будете использовать.

Отсутствие удвоения видеопамяти

Распространенное заблуждение относительно SLI состоит в том, что вы можете получить двойную, тройную или даже четырехкратную видеопамять с большим количеством видеокарт. К сожалению, Nvidia SLI использует ОЗУ только с одной карты, поскольку каждая карта должна получать доступ к одной и той же информации в одно и то же время.

Что такое мост SLI

Последнее, что вам понадобится для запуска настройки SLI, – это мост SLI. Nvidia использует физический разъем для соединения видеокарт вместе, что позволяет им взаимодействовать друг с другом, не используя драгоценную полосу пропускания в слотах PCIe.

Вам понадобится один из двух мостов SLI: либо стандартный мост (для менее мощных карт), либо мост с высокой пропускной способностью (для более мощных карт).

Серия SLI Bridge

Мост Тактовая частота Максимальная пропускная способность Рекомендуемый монитор
Стандартный мост 400 МГц 1 Гб/с 1920x1080 до 2560x1440 при 60 Гц
Мост с высокой пропускной способностью 650 МГц 2 Гб/с До 5K и объемный звук

Если у вас более мощные карты (например, GTX 1080), вы можете использовать стандартный мост, но это не позволит обеспечить полную производительность карт.

Производительность SLI

Итак, мы знаем, что такое SLI, как он работает и что вам нужно для его использования. Но стоит ли вам бросаться покупать вторую GTX 1080 Ti? Здесь «вода становится мутной». В то время как Nvidia утверждает, что удвоение производительности возможно при удвоении количества карт, это случается редко.

Проблема в том, что игры изначально не знают, как правильно использовать несколько видеокарт, и разработчики должны добавлять в них профили SLI. Это не простая задача, и она может занять очень много времени, поэтому большинство разработчиков не тратят на это время.

Это означает, что если вы не играете в игру ААА, возможно, что не будет никакого увеличения производительности (фактически, даже есть вероятность снижения производительности).

Производительность для каждой игры будет отличаться. Так что это не значит, что это будет совершенно бесполезно для вас, просто вы должны знать об этом, прежде чем инвестировать в технологию или какие-либо конкретные игры.

Аппетиты современных игр растут как снежный ком. Пытаясь угнаться за разработчиками, производители видеокарт решили пойти по простому пути и предложили возможность объединения двух и даже более видеокарт в одной системе. Покупаем сначала одну карту, спустя некоторое время — вторую и удваиваем тем самым скорость в играх в два раза. Звучит красиво, только в жизни все оказалось сложнее — есть масса нюансов и подводных камней.

Самое время расставить точки над i и выяснить, насколько жизнеспособны технологии NVIDIA SLI и ATI CrossFire на практике.

Принципы построения CrossFire

Для построения любой CrossFire-системы нужна материнская плата с двумя и более разъемами PCI Express x16. Причем чипсет системной платы должен быть определенной модели от AMD или Intel. Кроме того, необходим мощный блок питания и сами видеокарты. CrossFire поддерживается всеми картами модельного ряда Radeon X1000. Большим плюсом является то, что платы не обязаны быть идентичными — они должны принадлежать одной серии, но по функциональности чипы могут различаться. Правда, есть один важный момент: суммарное быстродействие связки видеокарт определяется характеристиками наименее производительного чипа. Например, если ядро на одной из плат содержит 36 пиксельных конвейеров, а на другой — 48, то второй чип будет использовать только 36 конвейеров. То же правило распространяется и на частоты видеокарт. Отсюда следует, что лучше объединять две одинаковые платы.

  • видеокарты соединяются посредством специального кабеля — внешнее соединение;
  • видеокарты соединяются при помощи гибких мостиков — внутреннее соединение;
  • видеокарты не соединяются вообще, обмен данными идет по шине PCI Express x16, а CrossFire реализуется при помощи драйверов — программный метод.

ECS GeForce 8800 GTS полностью повторяет эталонный дизайн от NVIDIA.

В случае внешнего соединения нужны две платы одной серии. Одна из них — так называемая мастер-карта (Master card), на которой распаян чип Compositing Engine. Такие платы помечаются надписью CF (CrossFire). Вторая (и третья) видеокарта может быть любой в пределах серии (например, Radeon X1900 CF и Radeon X1900 XT). В процессе работы каждая из плат формирует свою часть изображения согласно одному из алгоритмов. Затем обработанные данные поступают на Compositing Engine, который осуществляет компоновку изображения и выдает финальный кадр. Чип содержит собственную буферную память, что позволяет ему накапливать данные и формировать результирующий кадр по мере готовности обеих видеокарт.

Внутренне соединение стало возможным недавно благодаря появлению новых видеокарт Radeon X1950 Pro (RV570) и Radeon X1650 XT (RV560). В этих моделях чип Compositing Engine встроен в графический процессор, что привело к двум существенным упрощениям при организации CrossFire. Первое — исчезло понятие мастер-карты, достаточно купить одинаковые платы (пусть даже от разных производителей). Второе — видеокарты соединяются при помощи пары гибких шлейфов, что несомненно удобнее громоздких кабелей. Какая из плат становится мастер-картой — определяет драйвер.

Последний способ построения связки CrossFire — программный. То есть видеокарты взаимодействуют между собой через шину PCI Express, а компоновка данных происходит при помощи драйверов. Следует заметить, что при использовании программного режима наблюдаются потери в производительности (10—15%) по сравнению с остальными вариантами соединения. С другой стороны, объединение, скажем, двух Radeon X1300 — это странная затея. В этом случае разумнее купить более мощную плату.

Принципы построения SLI

Со времен 3Dfx и их SLI-технологии (Scan Line Interleave — чередование строчек) утекло немало времени. NVIDIA унаследовала наработки некогда известной компании и позаимствовала буквы для своей версии SLI. Теперь эти буквы расшифровываются как Scalable Link Interface — масштабируемый интерфейс. Что нужно для построения подобной системы? Понадобятся две карты серии GeForce 6/7/8 с шиной PCI Express x16, мост, объединяющий их, и системная плата с двумя PCIe x16. Последние производит пока только сама NVIDIA.

Но в компьютерном мире все быстро меняется, и вполне вероятно, что после покупки ATI американской AMD Intel захочет получить поддержку SLI на своих чипсетах любой ценой. Тем более что SLI уже была реализована на системной плате от Albatron (PX915P-2V). Правда, для этого самим производителям платы пришлось модифицировать драйвера ForceWare. Так или иначе, но факт налицо — поддержка чипсетов для работы с SLI и CrossFire осуществляется программно. При выборе видеокарт ограничений немного, главное, чтобы платы принадлежали к одному классу — можно объединить, например, две GeForce 6600 GT или пару GeForce 8800 GTX. Версия BIOS и производитель значения не имеют (с некоторых пор). Объединение в SLI возможно как с использованием специального мостика, так и без него, то есть программным путем. В последнем случае возрастает нагрузка на шину PCIe, что негативно сказывается на производительности.

После появления сдвоенных видеокарт GeForce 7950 GX2 пользователям стала доступна технология Quad SLI. Суть ее проста — берем две двухчиповые платы, устанавливаем в материнскую плату с парой разъемов PCIe x16, соединяем SLI-мостиком и получаем мощнейшую графическую подсистему. Все хорошо, если бы не несколько «но». Чтобы полностью раскрыть потенциал такой системы, нужна очень мощная конфигурация компьютера и широкоформатная ЖК-панель. Фактический прирост быстродействия от использования Quad SLI ниже ожидаемого, порядка 50% (на 4-кратный не тянет). Недавний выход GeForce 8800 GTX ставят жирный крест на Quad SLI, которая так и не получила широкого распространения. В будущем NVIDIA обещает реализацию технологии SLI на трех видеокартах класса GeForce 8800.

Необходимость мощного блока питания и вместительного корпуса никто не отменял.

Такие разные и похожие алгоритмы

И ATI, и NVIDIA заявляют, что используют уникальные технологии обработки изображения. Каждая из ниже перечисленных технологий имеет свои плюсы и минусы, может существенно повышать производительность в одной игре и давать лишь небольшой прирост в другой. Попробуем разобраться, что общего и разного в наработках двух конкурентов.

Начнем с единственного, по-настоящему уникального метода обработки.

SuperTiling (ATI)

Метод SuperTiling поддерживается только ATI. Картинка разбивается на отдельные участки и принимает вид шахматной доски. Каждая видеокарта обрабатывает свою часть изображения — квадратик 32 на 32 пикселя. Таким образом, нагрузка по закраске делится примерно поровну, а вот геометрическая дублируется — обе видеокарты рассчитывают одни и те же данные. Этот режим особенно пригодится в играх, где не делается упор на геометрическую составляющую.

Scissor (ATI), Split Frame Rendering (NVIDIA)

В случае с Scissor и Split Frame Rendering экран разделяется на несколько частей, каждая из которых обрабатывается отдельной видеокартой. При использовании двух плат изображение делится на две части по горизонтали. Нагрузка между видеокартами распределяется динамически, то есть разделение экрана происходит пропорционально загруженности сцены. Обе платы обрабатывают как геометрическую (полностью), так и пиксельную (свою часть) составляющие.

Alternate Frame Rendering (ATI, NVIDIA)

Технология Alternate Frame Rendering была запатентована ATI во времена двухчиповой карты Rage Fury MAXX. Сейчас AFR используют обе компании. В основе метода лежит поочередная обработка кадров: одной плате достаются четные кадры, другой — нечетные. В идеале такой подход должен обеспечивать двукратный прирост скорости. На деле все иначе. В силу того, что технология основана на принципах параллельной работы, вся геометрия, шейдерные программы и прочее обрабатываются на обеих платах — это плюс. Но из-за особенностей SLI/CrossFire возникают заметные задержки в реакции системы на действия пользователя (рывки). Почему? Да все просто — один кадр может быть довольно простым для обработки, а следующий во много раз сложнее. Тут-то и начинаются проблемы, времени на построение кадра требуется больше.

SuperAA (ATI), SLI AA (NVIDIA)

Вышеобозначенные режимы, в отличие от предыдущих, нацелены на повышение качества картинки, а не быстродействия. При использовании SuperAA (ATI) обе карты генерируют одно и то же изображение, но используют разные шаблоны полноэкранного сглаживания (FSAA). Видеокарта выполняет над кадром сглаживание с некоторым сдвигом относительно результатов другой платы. Затем происходит смешивание обеих картинок и на экран выводится результат. Таким образом, происходит удвоение качества сглаживания без потерь скорости (в сравнении с одной картой). Доступные режимы SuperAA: 8x, 10x (8x + 2xS), 12x и 14x (12x + 2xS).

Метод SLI AA (NVIDIA) мало отличается от аналога от ATI. Становятся доступны два новых режима сглаживания: SLI AA 8x и SLI AA 16x. Первый — это комбинация 4-кратного мультисэмплинга каждой из видеокарт (MSAA 4x + MSAA 4x), а второй — 4-кратного мульти- и 2-кратного суперсэмплинга, то есть 8xS + 8xS. В результате применения новых режимов возрастает четкость изображения и детальность сцены. Особенно это касается мелких и удаленных от зрителя объектов. Есть и более экзотический режим SLI AA 32x, правда, воспользоваться им будет сложно — слишком высока нагрузка.

ASUS P5N32-E SLI Plus основана на nForce 680i SLI, имеет в своем распоряжении аж три PCIE x16, работающих по схеме 16 + 8 + 16 линий.

В отличие от плат на базе Intel 975X модель GIGABYTE 965P-DQ6 2.0 (Intel P965) работает в CrossFire-режиме по схеме PCIe x16 + PCIe x4.

Физическая составляющая

В недалеком будущем технологии SLI и CrossFire придут на помощь центральному процессору в нелегком деле обсчета физических процессов в играх. Здесь компании ATI и NVIDIA идут схожими путями. Одна из карт тандема CrossFire/SLI будет заниматься обработкой физики (посредством движка Havok), а другая — графики. ATI предлагает использовать материнские платы с тремя разъемами PCIe x16 и три видеокарты для максимальной производительности. Две отвечают за картинку, третья — за физику. Впрочем, можно обойтись и двумя картами, при этом под физику можно будет поставить не самую дорогую модель, например Radeon X1650 Pro.

В арсенале NVIDIA есть похожая разработка, более того, все материнки на базе nForce 680i SLI оснащены тремя разъемами PCIe x16. С выходом чипа GeForce 8800 было заявлено о возможности одновременного обсчета графики и физики даже силами одной платы — унифицированные процессоры справятся с обеими задачами.

Все это прекрасно, но пока лишь на бумаге. Разработчики игр не торопятся внедрять поддержку технологий от NVIDIA и ATI.

Тестовый стенд

В качестве основы мы использовали процессор Core 2 Duo E6700 и 2 Гб памяти от Corsair, которая работала на частоте 800 МГц и задержках 5-5-5-15. Этого более чем достаточно для современных игр, да и не только. Системных плат у нас было целых три, а видеокарт и того больше — шесть.

Используя Biostar TForce P965 Deluxe, мы тестировали скорость Foxconn FV-N88SMBD2-OD (16000—17500 руб.) и Palit GeForce 8800 GTX (20000—22000 руб.). Для тестирования двух ASUS EAX1950XTX/HTVDP/512M (14500—16000 руб.) и EAX1950CROSSFIRE/HP/512M в режиме CrossFire воспользовались платой GIGABYTE 965P-DQ6 ревизии 2.0. В случае с CrossFire графические разъемы PCIe действуют на ней по схеме 16 + 4 линии. Казалось бы, такая схема должна серьезно ограничить скорость в играх, тем не менее этого нет. Если и есть падения, то они находятся в пределах 3—5%. Но проблема не только в этом.

Для SLI нам предстояло разыскать системную плату на современном чипсете nForce 680i SLI. В нашем распоряжении была ASUS P5N32-E SLI Plus. Видеокарты — ECS GeForce 8800 GTS (16000—17500 руб.) и Leadtek WinFast PX8800 GTS TDH (15500—17000 руб.). Несмотря на разных производителей и версии BIOS, платы работали стабильно.

Блок питания — модульный Be quiet! DARK POWER PRO BQT P6-PRO на 600 Вт, примечателен еще тем, что у него есть два разъема для питания видеокарт. Его мощности хватило как для CrossFire-конфигурации, так и для SLI. Жаль не было возможности выяснить, хватит ли запасов этому БП на две GeForce 8800 GTX, которые по официальным данным потребуют 700 Вт.

ASUS EAX1950XTX/HTVDP/512M выглядит достойно и по сей день, но конкурировать с GeForce 8800 GTS ей очень сложно.

На фоне своих конкурентов Leadtek WinFast PX8800 GTS TDH выглядит привлекательно. И все благодаря обновленному дизайну.

Тестирование

Видеокарты Radeon X1950 XTX объединяются с помощью вот такого неуклюжего кабеля. Но это уже прошлое, ATI перешла на гибкие мосты!

Каждую конфигурацию мы долго и мучительно тестировали в самых современных играх, а именно: в Company of Heroes, F.E.A.R., Prey и порядком потасканной Far Cry. Разрешения самые высокие — от скромного 1600x1200 до внушительных 2048x1536. Настройки качества всегда максимальные, сглаживание и анизотропная фильтрация всегда были включены. Еще бы, ведь на столь мощных картах нет смысла их отключать, иначе потенциал не будет задействован. К тому же какой смысл покупать дорогую видеокарту и играть при стандартных настройках?

Первая игра — и сразу конфуз. В Company of Heroes от CrossFire нет никакого эффекта! Немного копнув вглубь, мы узнали, что с подобной проблемой сталкивались не только мы, но тогда люди использовали более старую версию драйверов Catalyst. В нашем случае была новейшая версия 7.1. Увы, это не спасло. Остается надеяться, что проблема будет решена в ближайшее время. Судя по отзывам, такое странное поведение отмечено только на платах на базе Intel 965P, у старшего Intel 975X таких проблем нет. К сожалению, выяснить это на практике не удалось, в будущем этот пробел восполним.

А вот с SLI проблем не было. Рост производительности по сравнению с одной GeForce 8800 GTS заметен и ощутимо. Связке из двух GTS-плат покоряются любые разрешения, даже 2048x1536. И это при включенной анизотропной фильтрации (x16) и сглаживании (x16). Особенно польза от SLI заметна в игре F.E.A.R. Две GeForce 8800 GTS уверенно обгоняют одну GeForce 8800 GTX.

Парочка Radeon X1950 XTX отлично себя проявила в F.E.A.R. и Far Cry, но уже в Prey мы получили весьма блеклые результаты. Эффект от CrossFire невелик.

Пара слов о шуме: парочка Radeon X1950 XTX шумит значительно, они не ревут как Radeon X1900 XTX, но на их фоне GeForce 8800 GTS/GTX просто тихони.

Заключение

Тестирование прошло гладко, без эксцессов и зависаний. Это говорит о некоторой зрелости технологий, тем не менее остается много вопросов. Проблема с драйверами существует, это мы увидели на примере CrossFire в игре Company of Heroes, где эффекта от технологии просто не было. Вполне возможно, что с подобной проблемой можно столкнуться и с использованием двух GeForce в некоторых играх. Кроме того, обе технологии все так же зависимы от драйверов — в каждой последующей версии разработчики добавляют профили с поддержкой новых и старых игр. В случае с ATI ситуация сложнее, драйвер автоматически выбирает тот или иной режим обработки изображения, в то время как NVIDIA позволяет нам создавать профили для игр и выбирать режим работы SLI самостоятельно.

Рекомендации по сборке системы с двумя видеокартами: в первую очередь понадобится просторный корпус типа Full Tower, далее мощный блок питания с реальными ваттами (от 600 Вт) и желательно модульный (чтобы лишние провода не мешали циркуляции воздуха), ну и две видеокарты — хоть от ATI, хоть от NVIDIA. Выбор за вами. Но это не все — не обойтись без мощного процессора и 2 Гб оперативной памяти. Широкоформатный ЖК-экран с разрешением 1920x1200 крайне желателен, иначе эффекта погружения вам не видать как своих ушей.

На наш взгляд, технология SLI сейчас выглядит предпочтительней, что вполне закономерно — она появилась задолго до выхода CrossFire. У NVIDIA было много времени отшлифовать драйвера. Насколько оправданной выглядит покупка двух GeForce 8800 GTS? На наш взгляд — не очень, ведь GTX-версия предлагает сравнимую скорость, заметно уступая парочке лишь в F.E.A.R. Кстати, лучше одной GeForce 8800 GTX может быть только две! Правда, сладкая парочка обойдется в кругленькую сумму, а тут не за горами новое поколение видеокарт от ATI. Торопиться не стоит.

Эффект от CrossFire/SLI есть, но удвоение скорости везде и всегда ждать не стоит. Если нужна максимальная производительность любой ценой, то это вариант, в остальных случаях лучше купить топ-версию видеокарты от ATI или NVIDIA и получать наслаждение от игр до выхода нового поколения графических чипов.

Видеокарта, думаю, самая часто меняемая часть компьютера. И совершенно неспроста. В наше время игры всё больше и больше требуют от них мощностей, правда и цены ползут вверх, возможно, даже быстрее, чем технологии. Вот и меня эта тема иной раз затрагивает.

Имелся у меня системный блок, достаточный для всех задач, как рабочих - стоял Мак вместе с Виндой, так и для игровых - Intel Core i7 3770k, Gigabyte GA-Z77X-UP5 TH 1155, Corsair Vengeance 32gb ram, 2tb SSD Samsung, MSI GeForce GTX 1070. Но уж больно мало я играл, поэтому, когда мой друг решил обновить компьютер, я ему предложил свою видеокарту, а себе поставил 660Ti, которая отдыхала в шкафу, всяко, думаю, мне хватит.

Различные типы переходников для соединения видеокарт. Различные типы переходников для соединения видеокарт.

Однако, стал я всё чаще замечать, особенно в новых играх, что старушке стало уже сложновато вывозить графоний (хотя о его наличии в играх можно говорить ещё долго), и начал я посматривать в сторону маркета, чтобы определить, какую красотку можно себе прикупить. Но вот совсем это всё было не вовремя - цены на худо-бедно нормальную карту начинались от 20, и это только начинались, а так чтобы прям вообще нормально - уже 30! Ежедневно мониторя рынок, мне пришла мысль глянуть собрата для старушки - а вот их рынок был куда более благосклонен - 3-4 тысячи рублей и у тебя не одна, а целых две! Производительности тоже хотелось удвоить, хоть я и знал, что +100% не будет, но наше русское ожидание чуда и жажда халявы взяли вверх! Я решил рискнуть! Как минимум, для того, чтобы понять, что это такое вообще.

Буквально за пару дней я смог разжиться видеокартой от Asus и переходником для SLI, его я покупал целых два раза, т.к. один оказался жёстким и не подходил по расстоянию между двумя карточками. Красотку от Асус мне получилось при покупке хорошенько потестить, продавец и его пёс крайне дружелюбно были настроены, и мы обстоятельно поболтали, пока Furmark и всякие игрушки нещадно жарили тишку.

Читайте также: