Со скольки лет можно пользоваться компьютером

Обновлено: 03.07.2024

Иногда родителям приходится чуть ли не силой выгонять своего ребенка из-за компьютера. Он необходим для учебы, но сидеть за ним целыми днями детям не рекомендуется. Это может отрицательно сказаться на здоровье. Остановимся на этом вопросе подробнее и узнаем, сколько времени ребенок может проводить за компьютером.

Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?

Этот вопрос давно волнует не только родителей. Им уже заинтересовались психологи, врачи и другие специалисты. Сегодня ни для кого не секрет, что компьютер может навредить здоровью человека, если проводить за ним все свободное время. Детям приходится использовать компьютер и во время учебы. Когда они отдыхают от уроков, они также берут в руки гаджеты и играют либо выходят в интернет и общаются. Все это неминуемо приводит к ухудшению зрения и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета. Ученые приходят к выводу, что компьютерные технологии становятся причиной различных недугов, включая психологические.


В связи с этим специалисты разработали инструкции, которые следует соблюдать, работая за компьютером.

В эти рекомендации входят и ограничения по времени. Они являются усредненными и зависят от возраста ребенка. При этом, когда говорят о контроле времени, которое ребенок может безопасно для здоровья провести за компьютером, имеются в виду не только ноутбуки и обычные компьютеры, но и планшеты, смартфоны и прочие гаджеты.

Также можно попробовать ответить на вопрос: стоит ли ограничить своего ребенка в просмотре телевизора?

Почему важно ограничить время работы ребенка за компьютером?

О том, что детям сидеть за компьютером следует ограниченное время, заявляют врачи и психологи. Они утверждают, что постоянное использование компьютеров и гаджетов негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом состоянии ребенка. Рассмотрим кратко аргументы специалистов.


Влияние на зрение. Когда человек смотрит вдаль, глаза его испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов, расположенных вблизи. Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении. Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может со временем развиться и превратиться в миопию. Кроме того, постоянное зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза». Человек, сидящий перед экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.


Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу. Чрезмерное нагрузка на мышцы спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.

Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения. Малая физическая активность — серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.


Переутомление. Ребенок может даже не заметить, как сильно устает и переутомляется в процессе учебы. Умственная нагрузка отнимает у организма очень много сил. Постоянная работа за компьютером может привести к сильному переутомлению, которое наносит большой вред развивающемуся организму ребенка.

Вред электромагнитного излучения. Оно исходит от любого электронного устройства. Длительное воздействие на человека этого излучения может в будущем проявиться сердечно-сосудистыми заболеваниями, гормональными сбоями, хронической усталостью, болезнями нервной, иммунной, репродуктивной систем.


Компьютерная зависимость. Она возникает из-за частой игры на компьютере. В головном мозге располагаются центры, отвечающие за получение удовольствия. Когда ребенок играет, эти центры находятся в состоянии напряжения. Регулярное их возбуждение одним и тем же раздражителем со временем приводит к привыканию. Если ограничить время игры ребенка на компьютере, он начинает раздражаться, проявляет агрессию или, напротив, замыкается, становится апатичным и незаинтересованным. Избавиться от такой зависимости достаточно сложно. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога.

Итак, есть много факторов, которые вынуждают ради здоровья самого ребенка ограничивать его в использовании электронных устройств.


Сколько времени можно сидеть за компьютером ребенку?

Мы перешли к главному вопросу: сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером без сильного вреда для здоровья. Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед экраном дольше 10 минут в день. По мере взросления время можно увеличить. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В этом возрасте ребенок отправляется в школу, поэтому ему может понадобиться компьютер для обучения.

В 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. В этом возрасте за школьником уследить сложнее всего. Родители должны доступно донести до него информацию о вреде электронных устройств.


Примерно с 15 лет подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать глазную гимнастику и зарядку. Такие перерывы не помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.

Приведенные выше нормы рассчитаны для тех детей, которые чувствуют себя хорошо, не болеют и не испытывают чрезмерных нагрузок в школе. В противном случае садиться за компьютер не рекомендуется. Если необходимо обязательно выполнить школьное задание, то проводить за компьютером следует в два раза меньше времени, чем указано в общей инструкции.


Сколько времени может проводить ребенок перед телевизором?


Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?

Не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля. Они позволяют блокировать сайты в интернете, которые несовершеннолетнему просматривать нельзя. Кроме того, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно. Проблема заключается в том, что дети могут проявить сообразительность и отключить эти защитные приложения. Особенно если речь идет о подростках.

Лучшим средством, позволяющим ограничить время нахождения ребенка за компьютером, является здоровая мотивация. Необходимо с самого детства приучать детей к правильной эксплуатации электронных устройств.

Родители должны им объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые сегодня есть практически в каждом доме.


Если зависимость уже сформировалась и от нее не получается избавиться самостоятельно, желательно обратиться к детскому психологу. Привыкший большую часть времени проводить в компьютерных играх или социальных сетях школьник не сможет моментально избавиться от зависимости, если отобрать у него планшет или заблокировать доступ к интернету. Это может нанести психологическую травму ребенку. Только квалифицированный специалист сможет найти способ избавить его от вредной привычки.

Нужен ли компьютер малышу

Информации о пользе и негативном влиянии использования различных гаджетов много, но как разобраться в ней? Когда и как познакомить ребенка с компьютером и не допустить зависимости от такого времяпровождения? Нужно ли вообще знакомить малыша с компьютерной техникой до школы? Давайте рассмотрим основные вопросы, связанные с применением информационных технологий в жизни дошкольника.

Содержание:

В каком возрасте стоит познакомить с компьютером

Одним из самых обсуждаемых вопросов является возрастная норма знакомства ребенка с компьютером.

Психологи, педагоги и многие другие специалисты сходятся во мнении, что обучать кроху самостоятельной работе на компьютере не стоит раньше 5–6 лет. Но показывать некоторые фильмы или искать информацию в электронном виде можно предложить раньше с соблюдением режима пользования и тщательным контролем за качеством предлагаемой информации.

Как быть, если работа связана с компьютером, и малыш видит, как вы им пользуетесь и просит показать, научить? В таком случае рекомендуется рассказать, что вы делаете, объяснить суть вашей работы, но если вы или члены ближайшего окружения малыша любят поиграть в онлайн или офлайн-игры — оградите ребенка максимально от такого знакомства.

Вводить компьютер в жизнь ребенка рекомендуют постепенно, показывая его положительные стороны и стараясь оградить от ненужной информации. Условно знакомство с гаджетами делится на несколько периодов, в которых ребенок будет знакомиться с разными сторонами возможностей интернета и компьютера.

Положительное влияние от знакомства с компьютером

Благоприятные стороны использования компьютерной техники у детей дошкольного возраста наблюдаются при соблюдении правил пользования. Игнорирование или несоблюдение временных ограничений превращают достоинства в недостатки и ведут к противоположным результатам.

Если родители следят, что делает ребенок за компьютером, соблюдают временной режим, то наблюдаются следующие полезные стороны знакомства с компьютером:

Негативное влияние компьютера

При несоблюдении правил пользования компьютерной техникой: отсутствие временных рамок, контроля контента, несоблюдение правильного положения тела, слишком раннее знакомство могут проявиться нежелательные последствия. Чаще всего встречаются:

  • Нарушение зрения, осанки, психики;
  • Снижение потребности в общении с близкими и другими людьми;
  • Отклонения в поведении, агрессия и необоснованные страхи;
  • Снижение познавательной активности, восприятия;
  • Компьютерная зависимость.

Для чего использовать компьютер?

Период знакомства с компьютером может предполагать под собой несколько вариантов:

  • Просмотр развивающих роликов, мультиков и другого обучающего материала.
  • Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии.
  • Изучение непосредственно устройства и принципов действия электронных систем.

Каждый из этих периодов имеет свои ограничения и особенности применения у детей дошкольного возраста, нарушение установленных норм влечет за собой негативные последствия. Давайте рассмотрим эти периоды и особенности их применения.

Использование компьютера для просмотра развивающих роликов, мультфильмов и другого материала

Как некий помощник маме, способный донести информацию, познакомить с окружающим миром компьютер возможно начитать использовать уже с 2-х лет. Предлагая необходимые для обучения ролики или мультфильмы, предварительно нужно подобрать необходимый материал.

Принимая решение познакомить с гаджетом или компьютером, стоит помнить несколько правил:

  • Движение прежде всего. Возраст от 2 до 4 лет — время развития двигательной системы, мелкой моторики и формирования основных когнитивных способностей крохи, 98% времени бодрствования малыш должен свободно двигаться, познавать и играть в подвижные игры;
  • Временные ограничения. Показывать обучающий ролик и мультфильм в этом возрасте стоит не более 5–10 минут, после чего ребенку необходимо дать время для подвижной игры. Рекомендуют использовать такой вид обучения не чаще трех раз в неделю;
  • Осторожность. Вводить новый материал желательно осторожно, предварительно отбирая. Неплохо, чтобы оградить малыша от нежелательного контента, скачивать необходимое, а не запускать непосредственно из интернета.

Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии

В 4 года покажите малышу, что компьютер используется для поиска необходимой информации. Вместе с ним ищите ответы на каверзные вопросы. Но полезнее, если до знакомства с возможностями интернета, вы покажите крохе, как искать ответы в книгах, сводите его в библиотеку.

Обратите внимание на вопросы, которые задает ребенок. Они возникают из повседневной жизни, полученного опыта. Иногда кажется, что вопрос очень сложный. Но, начав разбираться, откуда он появился, становится понятен интерес, открываются истинные мотивы, смысл. Чаще всего сложность возникает из-за неумения правильно и четко сформулировать свою мысль, некоторых проблем с произношением. Чаще всего крохе хватит простого объяснения на уровне любителя.

Изучение устройства и принципов действия электронных систем.

В 5 лет познакомьте малыша с принципами устройства компьютеров. Расскажите, как работают программы, каким образом информация поступает на экран, покажите простейшие алгоритмы действий. Но делать это следует на уровне ребенка, не старайтесь донести ему сложный материал, который сами не понимаете. Если есть возможность, то сводите на обучающий мастер-класс или на занятия для дошкольников, посвященные этой тематике. Не страшно, если кроха узнает об этом и позже.

Почему так важно постепенно знакомить малыша с компьютерной техникой? Контролировать время его занятий, оберегать от лишней информации? Ответ прост. Дозированное пользование новыми технологиями несет за собой положительный опыт, а применение бесконтрольной работы ребенка за компьютером может нанести серьезный ущерб. Давайте посмотрим, какие хорошие и отрицательные стороны есть в использовании различных гаджетов, интернета для малышей.

Чем занять ребенка за компьютером

Из огромного количества информации, которая размещена в интернете и доступна для ребенка, остановите свой выбор на развивающих и обучающих материалах:


Сегодняшние малыши учатся обращаться со смартфоном и планшетом раньше, чем с карандашом и ручкой. И даже не начав толком говорить. Однако удовлетворять детскую страсть к познанию современных технических средств нужно правильно.


Брошенные или зависимые?

— Прежде всего хочу заметить: причиной того, что дети прилипают к экранам мониторов, часто становится банальная родительская лень, нежелание организовать для ребёнка интересный досуг. Поэтому придя с работы или приведя ребёнка из детского сада, мама сразу включает телевизор или компьютер — чтобы отдохнуть после рабочего дня, а непоседливое чадо ей при этом не мешало. А потом сетуют на то, что дети безнадёжно больны компьютерной зависимостью, не вылезают из интернета. Однако исследования показывают: стоит только детям предложить что-то увлекательное, и зависимости как не бывало! Прошлым летом среди ребят 6-14 лет, которые отдыхали в загородном лагере, провели опрос: «Реально ли прожить лето без телевизора и компьютера?». Ответы обескуражили многих родителей. Оказывается, впадают в зависимость от интернета и компьютера дети исключительно дома, а в лагере предпочитают другие занятия и развлечения, несмотря на то, что приезжают туда с мобильными телефонами и планшетами, имеют доступ к интернету.

Надо признать, что современные гаджеты помогают нашим детям быстрее развиваться: совершенствовать мелкую моторику, развивать пространственное мышление, логику, изучать иностранные языки и т. д. Ещё 10-15 лет назад маме, чтобы показать малышу, чем курочка отличается от утки или кто такой телёнок, надо было организовать поездку в деревню или поход в зоопарк (а он есть не в каждом городе). Теперь же есть онлайн-зоопарк: ребёнок может не только рассмотреть животных, но и послушать, как они «говорят». Причём познакомиться даже с теми, которые уже давно не живут на Земле.


Когда разрешить?

Получается, что без техники трудно существовать в современном мире. Но, чтобы она не мешала жить полноценно, ею надо пользоваться с умом.

С какого возраста можно разрешать ребёнку пользоваться телефоном, компьютером или планшетом? Очевидно, когда он проявил первый интерес. Запретный плод сладок. Если вы будете отгонять ребёнка от компьютера, планшета или смартфона, его тяга к ним только усилится. В итоге это может закончиться примерно так: «У меня любознательный сынуля 7 лет решил проверить, какая техника и как работает под водой. Причём задачу по ходу дела усложнил: с зарядкой или без она будет работать. К счастью, когда он потянул к воде телефон, подключенный к зарядке провод выскочил. И телефон упал в воду уже не подключенный к сети. Дома, естественно, никого не было. Хорошо, провод легко выскакивал из телефона. В итоге эксперимент завершился без ЧП. Сын теперь знает: под водой телефон не работает. Огорчает одно: если бы сами об этом заранее рассказали сыну, не пришлось бы покупать новый телефон». Обратите внимание на фразу — «провод легко выскакивал из телефона». А если бы не выскочил?

Так что чем любознательнее ваш малыш, тем раньше придётся организовать знакомство с техникой — и тот, и другая будут сохраннее. Очевидно, что чем больше сами родители пользуются разными устройствами, тем быстрее проявит к ним интерес и ребёнок.


Чему учить?

Однако знакомство не означает сразу полноценное использование.

Телефон. Можно учить пользоваться им малыша, как только он научится держать его в руках, нажимать на кнопки и говорить, куда надо. Но не для того, чтобы он мог самостоятельно себя развлекать, используя игровые приложения, а прежде всего в целях безопасности и личного спокойствия. Научите его звонить близким или отвечать на звонки родителей. Важно при этом, чтобы набор был одной кнопкой. Иногда этот навык может помочь в беде. Например, ребёнок сможет позвонить близким, скажем, если бабушке, которая с ним сидит, стало плохо. И такие случаи были.

Телевизор. Если есть возможность настроить детский режим включения, то с 2 лет можно доверить малышу право пользоваться телевизором и пультом. Это не означает, что с этого времени ребёнок сможет смотреть мультики сколько угодно. Но зато вы сможете подольше поваляться в постели в выходные, если ваш малыш просыпается раньше вас и начинает требовать развлечений.

Компьютер. Учить обращаться с ним в качестве зрителя можно малышей с полутора лет, в качестве пользователя — после 2 лет. Но опять же, лучше всё же использовать компьютер для развития, а не отвлечения и «обезвреживания» малыша, пока родители заняты.

Игровые устройства (приставки, планшеты и т.д.). Не стоит покупать детям раньше 4-5 лет. Да, многие игры содержат обучающие и развивающие элементы. Но чем позже вы приобщите к ним ребёнка, тем лучше.


Как правильно приобщать ребёнка к гаджетам?

Начните с правил: что можно делать, как включать/выключать, куда нажимать, что открывать и т. д.

Чередуйте обучающие игры с играми-развлечениями. Каждую игру желательно сначала протестировать на себе взрослому, чтобы оценить возможное влияние на ребёнка.

Строго контролируйте время, которое ребёнок проводит перед компьютером или планшетом. Пару раз уступив просьбам типа «Ну ещё чуть-чуть», «Ну ещё десять минуток», вы загоните себя в ловушку. Просьбы превратятся в истерики.

Одновременно показывайте, как совмещать гаджет с живым общением (позвонили бабушке по скайпу и пригласили её в гости) и досугом (поискать в интернете вместе рецепты для вкусной пиццы или пирога).

Выбирая игровые приставки и устройства, отдавайте предпочтения тем, в которых для победы надо научиться делать точные движения или активно двигаться во время игры.


В нашем современном мире сложно представить себе детей без игровых приставок, компьютеров, цифровых гаджетов и прочих приспособлений виртуального мира. На сегодняшний день в школах уже многие задания просто невозможно выполнить без компьютера: в нем есть необходимые учебники, развивающие игры, дополнительная литература и просто огромное количество полезной и развлекательной информации.

Компьютер и ребенок: с какого же возраста можно и необходимо подпускать ребёнка к компьютеру? Важно ограждение здоровья ребёнка от вредного воздействия, однако в то же время не стоит давать ему отставать от динамичного развития современного мира.

Однозначное мнение специалистов состоит в том, что для детей до трёх лет ни о каком компьютере, а также его производных речи быть не может. У ребенка до трёх лет формируется мировоззрение: малыш познаёт окружающий мир при помощи своих пяти чувств, а это значит, что он не должен знать виртуальный мир.

После трёх лет многие специалисты рекомендуют начинать привлекать к обучению малыша и компьютер, с его обучающими программами буквам, цифрам, словам и с наглядными примерами. Возможно использование разработанных специально для этих целей детских компьютеров для обучения и игр. Однако не стоит слишком увлекаться и перегружать ребёнка информацией, а еще концентрировать внимание малыша лишь на компьютерах. Ему ведь ещё так много надо узнать и почувствовать в реальном мире.

Согласно исследованиям психологов, логическое мышление развить у ребенка можно с 6 до 11 лет. А информацию запоминать лучше при работе зрительного анализатора. Поэтому специалисты считают, что использование в этот период компьютера даже желательно. Однако не нужно забывать о санитарно-гигиенических требованиях, условиях и сроке использования, когда ребенок работает.

Ребенку до 6 лет не позволяйте сидеть за компьютером больше, чем 10-15 минут, до 7-8 – можно 30-40 мин., до 11 лет – больше часа.
При игнорировании этих правил возможно ухудшение зрения, расстройства системы мышц, искривление позвоночника, а также увеличение психо-эмоциональной нагрузки.

При выборе техники не стоит потакать прихотям ребенка, воспользуйтесь услугами консультанта, который подскажет именно такой вариант, какой будет оптимальным для ребенка. На сегодняшний день самая простая техника обладает достаточными возможностями, чтобы обеспечить учебный процесс.

Ребенок после шести лет становится намного самостоятельнее. В данном возрасте малыш, как никогда нуждается в общении и развлечениях. В таком случае ребенку на помощь могут прийти компьютер, компьютерные игры и приставки. Однако, не забывайте, что надо строго и чётко дозировать нагрузку на детское здоровье. Ограничивайте время пребывания ребенка за компьютером и игровыми приставками. И не забывайте, что ему гораздо полезнее общение со своими сверстниками и друзьями в реальном мире во дворе.

До 12 лет надо запрещать доступ ребёнка в интернет, поскольку большое количество ненужной ему информации может полностью перевернуть его мировоззрение, а также негативно влиять на характер и взгляды на жизнь. Рекомендовано вообще до совершеннолетия контролировать все выходы вашего ребёнка в интернет, и всегда при этом присутствовать и принимать участие.

Кроме того, ребенку необходимо развивать не только кругозор и свои знания, но также и речь, аналитические способности и мышление. Все, что он узнал при помощи компьютера, обсуждайте вместе: что посмотрел или во что играл. Пусть он расскажет вам, в какие игры он играет, что в игре происходит с главным героем, какова цель игры и что необходимо сделать, для того чтобы её достичь.

Пусть ребёнок поделится своими результатами, а вам в свою очередь надо будет хвалить, стимулируя его к прилежности и трудолюбию. Еще надо обращать внимание на эмоции: что ребёнок испытывает находясь за компьютером. Старайтесь при этом не допускать отрицательных и негативных эмоций. Используйте компьютер в основном только как средство для обучения и развлечения ребёнка. Не заменяйте реальный мир вашего ребенка виртуальным.

Читайте также: