Соотношение сторон экрана 4 3 что это

Обновлено: 07.07.2024

Основной задачей разработчиков современной аудио- и видеотехники является стремление к достижению максимально возможного качества изображения и звука, приближенного к естественному. Особенно остро этот вопрос стоит для производителей комплектующих "домашних кинотеатров". Именно здесь над созданием кинопространства трудятся всевозможные звуковые процессоры, декодеры, акустические компоненты и, конечно же, устройства отображения, заслуживающие не меньшего внимания. Как и в звуке, в изображении грань восприятия зависит от множества составляющих. Одной из них является соотношение ширины и высоты прямоугольной "картинки", которое называется форматом.
Задолго до появления кино и телевидения Леонардо да Винчи открыл так называемое "золотое сечение". Он доказал, что наиболее гармоничным для человека выглядит прямоугольник с соотношением сторон 13:8 (то есть на 13 единиц ширины должно приходиться 8 единиц высоты). Это фундаментальное открытие, оказавшее большое влияние на развитие живописи, с появлением фотографии (а позднее и кино) дошло до нашего времени. Правда, в кинематографе эта пропорция была скорректирована, и сегодня среднее значение пропорций киноэкрана - 2,35:1. Здесь учтено еще одно правило: чем шире изображение, тем реалистичнее кажется увиденное.
С появлением телевидения подход к формату изображения претерпел значительные изменения. Производство для телевизоров электронно-лучевых трубок с широким горизонтальным сечением долгое время было технологически сложно и слишком дорого, к тому же сама концепция массового вещания опиралась на совершенно иные принципы, отодвигая задачи изобразительности и реалистичности на второй план. Телевидение само по себе будоражило воображение масс, и реалистичность телепрограмм представлялась фактором второстепенным, хотя и само собой разумеющимся. Потому появление и дальнейшее распространение формата изображения 4:3 можно считать закономерным.
Став развлечением номер один, "ящик" много лет олицетворял будущее, где из всех средств досуга сохранится "одно сплошное телевидение". Не стоит забывать, что телевизор был первым "устройством персонального досуга", сочетавшим в себе четкую проекцию реального времени и постановочные элементы развлечений. Новые технологии того времени привнесли основательные изменения в повседневную жизнь. Чтобы насладиться шоу, уже не нужно было покидать свой мягкий диван: достаточно щелкнуть кнопкой. Многообещающая ТВ-индустрия, подпитываемая огромными инвестициями, чуть не погребла под собой кино, только начавшее тогда выходить на новый качественный уровень. Из года в год широкоэкранный прокат терял своего зрителя и был вынужден адаптироваться к новым вкусам и привычкам аудитории.
В 80-х годах XX века развитие VHS и появление первых видеомагнитофонов, способных "засунуть большой мир кино в эту маленькую коробочку", не лучшим образом сказались на посещаемости кинотеатров, однако вплотную приблизили к кино сложившийся стереотип "персонального просмотра". Телевидение приучило потребителя в полной мере получать то, что он хочет, там, где ему это удобно.
Таким образом, история телевизионного формата подошла к своей развязке, оставив в каждом доме, в каждой квартире по телевизору (а то и по несколько) с соотношением сторон экрана 4:3. Почва к появлению домашних кинотеатров была подготовлена, искусство спасено, прежним остался только вопрос о целостности изображения.
Тем временем кинематограф переживал свое новое рождение. Одновременно производители техники искали новый носитель, способный, при невысокой стоимости, хранить информацию, адекватную параметрам изображения и звука в высококлассных кинозалах. На смену VHS пришел формат DVD, открывший дорогу развитию индустрии домашних кинотеатров. Цифровые технологии позволили не только хранить и передавать аудиоинформацию, способную в полной мере реализовать настоящую киноатмосферу на дому, но и повысить качество изображения. Стал возможным домашний просмотр кинокартин в их истинном, широком формате. Благо, теперь есть на чем это делать: потребителю предлагаются широкоформатные телевизоры, проекторы для домашних кинотеатров и даже плазменные панели на любой вкус и кошелек. Они и различаются между собой по соотношению сторон, а следовательно, и по целостности воспроизведения "широких" форматов.
Их всего два основных: 2,35:1 (21:9) - широкий киноформат, в котором снято большинство художественных фильмов, и 16:9 (1,78:1). Именно с формата 16:9 началась эра полноценных домашних театров, это самый распространенный на сегодняшний день широкий формат, обещающий в ближайшем будущем вытеснить привычный телевизионный 4:3. Реже встречается промежуточный вариант с соотношением сторон 1,85:1.

Широкоформатный фильм на обычном телевизоре

DVD-фильмы сегодня выпускаются в формате 16:9, несмотря на то, что аппаратуры, рассчитанной на соотношение сторон картинки 4:3, пока большинство. С другой стороны, телевизионные стандарты PAL и NTSC не позволяют транслировать широкоэкранные фильмы ни в каком другом формате, кроме 4:3. Для разрешения этого противоречия было разработано несколько способов "упаковки" широкоформатной картинки в телевизионный кадр. В конечном итоге при сжатии изображения получается картинка широкого формата, физически записанная в формате 4:3.

Letterbox ("Почтовый конверт")
Такой способ сжатия получил свое название из-за использования черных полос вверху и внизу изображения. Принцип весьма прост: картинка широкого формата просто переписывается в кадр формата 4:3 без каких-либо искажений и изменений. При просмотре на обычном телевизоре фильма, сжатого таким способом, часть изображения зритель не увидит, так как картинка обрезается по краям справа и слева. А для владельцев широкоэкранных телевизоров "конверт" весьма удобен: с помощью режима Movie Expand (см. далее) они могут настроить изображение так, что оно будет выводиться на экран без потерь.

Anamorphic
Другой способ сжатия реализуется с использованием "анаморфных линз" (anamorphic lens). В этом случае происходит компенсация изображения, правда, влекущая за собой некоторое искажение картинки. При записи анаморфированного изображения широкоформатная картинка растягивается по вертикали и записывается в кадр формата 4:3, а при воспроизведении - сжимается до исходных размеров. Качество изображения при этом несколько ниже, чем при Letterbox, где картинка сохраняется в кадр формата 4:3 без искажений.

Movie Compress
При таком способе изображение 16:9 во время записи пропорционально сжимается только по горизонтали. При воспроизведении на обычном экране формата 4:3 объекты выглядят тоньше, однако горизонтальная целостность картинки не утрачивается. Фильм, сжатый Movie Compress, можно смотреть в исходном виде на широкоэкранном телевизоре. Для этого нужно просто установить режим Widescreen, и изображение пропорционально растянется и заполнит весь экран. В некоторых обычных телевизорах существует возможность включения режима Movie Compress в том случае, если горизонтальной целостности изображения вы предпочтете его корректное воспроизведение. Эта функция позволяет сжать картинку по вертикали и восстановить ее исходные пропорции - 16:9. Но тогда на экране обычного телевизора появится уже знакомый "почтовый конверт".



В результате преобразования Widescreen возникает незначительное искажение картинки по краям широкоформатного экрана

Pan & Scan
Данный метод заключается в том, что изображение урезается до размера, соответствующего формату 4:3. Само по себе это является уже не сжатием, а лишь некоей адаптацией к телевизионному формату. Сам процесс Pan & Scan протекает на киностудии с участием режиссера и монтажера картины. Они и принимают решение, какую часть широкоформатного изображения отсечь и как получить наиболее информативный фрагмент в формате 4:3. Для этого на оригинальный кадр накладывается рамка. Если "важное" действие фильма выходит за ее пределы, рамка смещается так, чтобы сохранить на экране значимое изображение. При этом, естественно, часть картинки теряется. Потери от такого преобразования составляют 20% для фильма, снятого в формате 1,85:1, и 40% - для фильма в формате 2,35:1.

Телевизионное изображение в широком формате

Чтобы сделать широкоэкранную технику более удобной для просмотра программ в формате 4:3, ее снабжают дополнительными функциями, позволяющими эффективно использовать пространство, в частности, убирать черные полосы вверху и внизу экрана при трансляции широкоформатных лент.

Movie Expand
Это средство, позволяющее заполнить экран формата 16:9 изображением формата 4:3. Меньшая картинка расширяется, заполняя темные полосы по бокам изображения на экране. Но, к сожалению, расширяется она и по вертикали, вверх и вниз, поэтому часть изображения сверху и снизу "отрезается". Правда, если в формате 4:3 транслируется широкоформатный кинофильм (с черными полосами над и под изображением), то черные полосы, видимые на простом телевизоре, на широкоэкранных исчезают и изображение не страдает, поскольку восстанавливаются его исходные пропорции.

Widescreen
Эта технология применяется в широкоэкранных телевизорах для растяжения изображения формата 4:3 на весь экран. Но в этом режиме, в отличие от Movie Expand, потери части изображения сверху и снизу экрана не происходит, так как картинка растягивается только по горизонтали. Правда, в результате преобразования возникает незначительное искажение.
Улучшает изображение в режиме Widescreen технология Panoramic View. Изображение формата 4:3 также растягивается по горизонтали, но неравномерно: минимально в середине и посильнее - по краям. Тогда в середине изображения, которая является центром внимания зрителя, искажения отсутствуют. По краям изображения искажения нетак сильно видны, и поэтому не мешают полноценному просмотру. Вместе с тем, усечения частей изображения сверху и снизу не происходит. Это очень важно при просмотре фильма с субтитрами.

Tilted Movie Expand
Процесс преобразования изображения в этом режиме схож с техникой Movie Expand, но он дает возможность перемещать изображение по вертикали. Этот дополнительный нюанс был разработан специально для удобства просмотра фильмов с субтитрами. Изображение в формате 4:3 увеличивается, но так, чтобы не потерять нижнюю часть картинки, отведенную под субтитры. Иногда достаточно просто передвинуть картинку вверх.

Widescreen Plus
По стандартам PAL и SECAM, в которых ведется телевещание, изображение состоит из 576 линий. Во время трансляции широкоформатного фильма в формате 4:3 изображение занимает только 432 линии, а остальные образуют черные полосы. При просмотре такого фильма на широкоэкранном телевизоре с включенной функцией Movie Expand строчная структура кадра становится очень заметной. Для устранения этого недостатка разработан метод Widescreen Plus. В этом режиме специальное устройство телевизора путем пересчета восстанавливает недостающие строки изображения.

Телевидение завтра

Дополнительные функции широкоэкранной техники призваны решать недостатки устаревающего формата, в котором вещает все мировое телевидение. Однако в ряде стран стал появляться и получать большое распространение новый стандарт HDTV (High Definition Television), принятый в США еще в 1996 году.
Свое название - телевидение высокой четкости - оно получило за способность на частоте одного канала NTSC передавать два канала с разрешением 1080 строк или 4 канала с разрешением 720 строк. Формат изображения в стандарте HDTV - 16:9. Ничего не скажешь - телевидение будущего. Сегодня в Австралии и Японии на HDTV перешли почти все телекомпании. В Европе открытие HDTV-каналов только планируется. А там, глядишь, и до нас дойдет.

Когда мы говорим о форматах 4:3 или 16:9, мы имеем в виду так называемое соотношение сторон ( англ. aspect ratio). Обычный телевизор имеет соотношение сторон 4:3; это означает, что на каждые три единицы высоты приходится 4 единицы ширины. В противовес этому, телевизоры "высокой четкости" (HDTV) имеет формат 16:9. Таким образом, HDTV экраны гораздо шире по горизонтали, чем обычные, которые по сравнению с широкоформатными кажутся практически квадратными.

Но тут кроется нюанс: у любого проектора или телевизора есть собственный, "родной" формат, чаще всего это 4:3 или 16:9. С другой стороны, фильмы и видеозаписи бывают самых разных форматов. ТВ-программы и видеозаписи, созданные для обычных телевизоров, созданы с соотношением сторон 4:3, также обозначаемом как 1,33:1. С другой стороны, программы, предназначенные для телевизоров высокой четкости, идут в формате 16:9 (или, по-другому, 1,78:1).

Однако, это не единственные форматы, в которых к нам поступают видеоматериалы. Фильмы, видеоклипы и прочие записи на DVD записываются в куче разных форматов, среди которых 1,33, 1,78, 1,85, 2,00, 2,35, 2,4, 2,5 к одному и т.д. Записи на Blu-Ray дисках, которые изначально предназначены для видео высокой четкости, обычно идут в формате 1.78:1 и больше (довольно популярны форматы 2,35:1 или 2,4:1. Так что, единого стандарта на формат видеоизображения просто нет. Совершенно точно можно сказать только об одном: проектор какого бы формата вы не выбрали, он не сможет отобразить абсолютно все видеозаписи в их родном формате без потерь в размере изображения. И раз уж идеального решения нет, на чем же остановить свой выбор?

На данный момент наибольшей популярностью в домашних кинотеатрах пользуется комбинация из проектора и экрана формата 16:9. Однако, многие по-прежнему предпочитают традиционный формат 4:3, т.к. практически все классические киноленты примерно до 1953 года были сняты именно в этом формате. Большим интересом пользуются также особые сверхширокоформатные системы с соотношением сторон 2,35:1. Каждая из этих конфигураций предлагает свои уникальные преимущества и недостатки, которые следует рассмотреть, прежде чем принимать решение по выбору проектора.

Преимущества и недостатки основных форматов изображения

Домашние кинотеатры формата 4:3

Преимущества

Если вы хотите смотреть классические фильмы, выпущенные на DVD сериалы (вроде "Друзей" или "Санта-Барбары") или документальные фильмы IMAX в огромном формате, использование экранов с традиционным соотношением сторон позволит вам организовывать просмотр таким образом, каким с HDTV экранами не выйдет. Используя вертикальный сдвиг изображения, а также сворачивая и разворачивая экран, можно смотреть как широкоформатные видеозаписи, так и огромного размера изображения формата 4:3.

Большинство, если не все высококачественные проекторы для домашнего кинотеатра выпускаются с "родным" форматом 16:9. Так что может быть довольно проблематичным найти проектор формата 4:3, аналогичный по качеству широкоформатным моделям. А т.к. большинство проекторов формата 4:3 выпускаются с разрешением 800x600, 1024x768 или 1400x1050, то практически весь видео-контент будет необходимо масштабировать для соответствия реальному разрешению проектора.

Домашние кинотеатры формата 16:9

Преимущества

Для телевидения высокой четкости, широкоэкранных DVD и Blu-Ray это самый логичный выбор. Всё HDTV-вещание ведется именно в этом формате и посмотреть программы во всем их великолепии, без лишних черных полос вы сможете именно на проекторе, родное соотношение сторонкоторого 16:9. На рынке представлен широкий выбор широкоформатных проекторов, и многие из них предназначены как раз для высококачественных домашних кинотеатров.

В то время, как широкоформатные программы смотрятся лучше некуда, изображения формата 4:3 выглядят довольно куце. Обычно они центрируются и обрамляются черными полосами по бокам. Напротив, если вы смотрите много фильмов более широкого формата, вы получите такие же полосы над и под изображением. Сдвигая изображение и сворачивая или прикрывая экран, вы можете добиться полного соответствия форматов изображения и экрана. Благодаря этому картинка смотрится лучше, но вся система дорожает. Если вы не хотите связываться с маскирующими системами, вам придется мириться с черными полосами вокруг изображений отличного формата. К счастью, в наши дни проекторы для домашнего кинотеатра имеют уровни черного куда лучшие, чем их предшественники, что делает черные полосы менее заметными и снижает потребность в маскирующих системах.

Домашние кинотеатры формата 2.35:1

Преимущества

Многие фильмы сняты в более широком формате, нежели 16:9: заметная часть последних популярных фильмов на DVD или Blu-Ray дисках записаны именно в формате 2,35 или 2,40 к одному, а не 16:9. Если большая часть ваших любимых фильмов как раз такого формата, то стоит задуматься над приобретением соответствующей проекционной системы. Традиционной для таких систем является покупка обычного широкоформатного проектора и дополнительного внешнего анаморфотного объектива, растягивающего изображение в 1,33 раза по ширине ( 1,78х1,33=2,35 ). При этом, чтобы смотреть материалы форматов 16:9 и 4:3 вам необходимо будет убрать анаморфотный объектив. Более бюджетный вариант — купить проектор с 1,3 или более кратным зумом и использовать его с экраном формата 2,35:1, а затем использовать зум проектора для переключения между форматами 16:9 и 2,35:1. В некоторых проекторах с использованием автоматизированных объективов это можно сделать, не вставая с дивана. Но какой бы способ вы не выбрали, такая проекционная система позволит вам испытать новые невероятные ощущения даже от многократно просмотренных кинолент.

Отдельный анаморфотный объектив довольно дорог: его покупка может добавить к общей стоимости вашего домашнего кинотеатра несколько десятков тысяч рублей, а дешевые анаморфотные объективы могут несколько снизить качество картинки. Кроме того, у вас должна быть возможность устанавливать этот объектив на (и убирать с) пути светового потока от проектора при просмотре видео разных форматов. Моторизированные системы сделают этот процесс проще, но вытянут из вашего кошелька дополнительную сумму. Вполне возможно, вы захотите использовать маскирующую систему, чтобы прикрывать черные полосы при просмотре материалов отличного от 2,35:1 формата, что тоже приведет к удорожанию системы в целом, хоть и улучшит общее восприятие. Зум-объективы не увеличивают значительным образом стоимости, но требуют чрезвычайно аккуратной установки проектора и уменьшают количество света, достигающего экрана на 25%. В этом случае изображение от некоторых проекторов может казаться тускловатым или приглушенным.

Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией, когда разрешение экрана обозначается буквенным сокращением, но что оно обозначает, какое количество пикселей и какое соотношение сторон у того или иного экрана из него не понятно. В такой неприятной ситуации поможет разобраться наша таблица, которая включает расширения от самого простого и уже старого QVGA и заканчивая WHUXGA. Наша таблица состоит из трех столюбцов в каждом из которых описано буквенное сокрашение разрешения экрана, его разрешение и соотношение сторон, а также количество пикселей.

Таблица разрешения экранов, соотношение сторон и их буквенные сокращения:

Буквенное сокращение Разрешение экрана (соотношение сторон)
Количество пикселей
QVGA 320×240 (4:3) 76,8 кпикс
SIF(MPEG1 SIF) 352×240 (22:15) 84,48 кпикс
CIF(MPEG1 VideoCD) 352×288 (11:9) 101,37 кпикс
WQVGA 400×240 (5:3) 96 кпикс
[MPEG2 SV-CD] 480×576 (5:6 - 12:10) 276,48 кпикс
HVGA 640×240 (8:3) или 320×480 (2:3 - 15:10) 153,6 кпикс
nHD 640×360 (16:9) 230,4 кпикс
VGA 640×480 (4:3 - 12:9) 307,2 кпикс
WVGA 800×480 (5:3) 384 кпикс
SVGA 800×600 (4:3) 480 кпикс
FWVGA 854×480 (427:240) 409,92 кпикс
WSVGA 1024×600 (128:75 - 15:9) 614,4 кпикс
XGA 1024×768 (4:3) 786,432 кпикс
XGA+ 1152×864 (4:3) 995,3 кпикс
WXVGA 1200×600 (2:1) 720 кпикс
WXGA 1280×768 (5:3) 983,04 кпикс
SXGA 1280×1024 (5:4) 1,31 Мпикс
WXGA+ 1440×900 (8:5 - 16:10) 1,296 Мпикс
SXGA+ 1400×1050 (4:3) 1,47 Мпикс
XJXGA 1536×960 (8:5 - 16:10) 1,475 Мпикс
WSXGA (x) 1536×1024 (3:2) 1,57 Мпикс
WXGA++ 1600×900 (16:9) 1,44 Мпикс
WSXGA 1600×1024 (25:16) 1,64 Мпикс
UXGA 1600×1200 (4:3) 1,92 Мпикс
WSXGA+ 1680×1050 (8:5) 1,76 Мпикс
Full HD 1920×1080 (16:9) 2,07 Мпикс
WUXGA 1920×1200 (8:5 - 16:10) 2,3 Мпикс
QWXGA 2048×1152 (16:9) 2,36 Мпикс
QXGA 2048×1536 (4:3) 3,15 Мпикс
WQXGA 2560×1440 (16:9) 3,68 Мпикс
WQXGA 2560×1600 (8:5 - 16:10) 5,24 Мпикс
WQSXGA 3200×2048 (25:16) 6,55 Мпикс
QUXGA 3200×2400 (4:3) 7,68 Мпикс
WQUXGA 3840×2400 (8:5 - 16:10) 9,2 Мпикс
4K (Quad HD) 4096×2160 (256:135) 8,8 Мпикс
HSXGA 5120×4096 (5:4) 20,97 Мпикс
WHSXGA 6400×4096 (25:16) 26,2 Мпикс
HUXGA 6400×4800 (4:3) 30,72 Мпикс
Super Hi-Vision 7680×4320 (16:9) 33,17 Мпикс
WHUXGA 7680×4800 (8:5, 16:10) 36,86 Мпикс

Надеемся на то, что собранные нами разрешения экранов в единой таблице и их сокращения пригодятся Вам при выборе монитора, телевизора, смартфона, планшета или ноутбука.

Еще в XV веке классик архитектуры и живописи Леонардо да Винчи доказал, что наиболее пропорциональным для человека выглядит прямоугольник с отношением сторон 13:8 (так называемое «золотое сечение»). Однако со времен изобретения телевидения во всем мире было принято соотношение сторон телеэкрана 4:3. Это объяснялось трудностями производства широких кинескопов, управляющей электроники и др. Так как угол полного обзора у человека составляет около 125?, то при просмотре фильма или телепередачи на обычном телевизоре зрителя не покидает ощущение нереальности, искусственности происходящего на экране, словно он смотрит на мир через узкое окно. К счастью, технологии производства телевизоров не стоят на месте, и сегодня на рынке видеотехники появилось большое количество различных моделей широкоэкранных телевизоров с соотношением сторон экрана 16:9 и даже 21:9.

Формат — это соотношение ширины и высоты кадра. В телевидении формат обычно обозначается целыми числами (например, 4:3, 16:9, 21:9), в кинематографии — дробными (например, 1.33:1, 1.66:1, 1,85:1, 2.35:1).

Существующие видеоформаты
Доминирующий формат даже не 16:9 (1.85:1), а еще более «широкий» – 2.35:1. Чем обусловлена такая жажда к «ширине»? Давайте рассмотрим это на примерах, а заодно и проведем курс молодого бойца для тех, кто не совсем хорошо представляет себе разницу между форматами и их обозначениями.

image

Полноэкранный 4:3 (1:33.1)

Самый старый и распространенный формат. Именно его используют все телекомпании в России и Европе и именно его имеют все привычные нам TV-приемники. С США и Японии ситуация немного сложнее, но даже там 4:3 можно назвать доминирующим форматом для приема телевизионых передач и просмотра VHS-видео.

image

Широкоэкранный 16:9 (1:85.1)

Видеоформат. Распространен на территории США и Японии. В отличие от описанного ниже собрата 2.35:1, ноги рассматриваемого формата растут не из кинозала, а из амбиций разработчиков сделать что-то отличное от набившего аскомину 4:3. Сегодня, помимо как в домашнем кинотеатре, рассматриваемый формат востребован для трансляций телевизионных программ некотрыми компаниями кабельного и спутникового TV.

image

Широкоэкранный 16:9 (2:35.1)

Большинство считают этот формат, как написано в заголовке 16:9, хотя на самом деле соотношение сторон отлично от указанного, что бросается в глаза при сравнении. Оно составляет скорее 21:9. Тем не менее, в дальнейшем мы будем закрывать глаза на это несоответствие и использовать привычную аббревиатуру, дабы не вызывать особого раздражения у консерваторов.
2.35:1 – исключительно киношный формат. Он пришел на смену полноэкранному 4:3 в середине пятидесятых годов, но лишь в последние лет 20 стал непрерикаемым стандартом для киноиндустрии.
Помимо описанных выше видеоформатов, существуют еще и некоторые промежуточные (1.66:1, 1.77:1, 2.20:1 и 2.40:1), соотношение сторон которых минимально отлично от рассмотренных нами. Назвать эти промежуточные форматы стандартными или претендующими на этот титул было бы неверно, так как «случаются» они крайне редко. Настолько редко, что и не стоит продолжать уделять им внимание.

image

Особенности форматов на DVD
Широкоэкранный 16:9 (Anomorphic)

Это уже не видеоформат, а скорее способ записи или хранения видеоинформации. Это «нечто» представляет из себя широкоформатное 16:9 (1.85:1) изображение, физически записаное в формат 4:3. То есть картинка в 4:3 несколько расстянута по вертикали, как это видно на иллюстрации выше. При записи анаморфного изображения с соотношением сторон 2.35:1, используется то же «сжатие», что и с 1.85:1, но с использованием черных полос сверху и снизу изображения. При воспроизведении анаморфного изображения, последнее сжимается по-вертикали и вы видите нормальную широкоэкранную картинку, но с лучшим горизонтальным разрешением, нежели при стандартном LetterBox (описание которого вы найдете ниже). Возникает вопрос: Зачем это нужно и почему сразу не записать в 16:9? Резонно… Все дело в том, что PAL и NTSC имеют единый формат – 4:3 и лишь утвержденный недавно HDTV имеет формат 16:9 (1.85:1), в ущерб 4:3 конечно…

image

Широкоэкранный 16:9 (LetterBox)

image


Почти тоже самое, что анаморф, но широкоформатное изображение не «растянуто», как у последнего, а имеет изначально правильное соотношение сторон. Соответсвенно, по сравнению с анаморфным изображеием, качество при записи в LetterBox будет несколько хуже, так как при воспроизведении никакой компенсации разрешения по-горизонтали нет.

image

Полноэкранный 4:3 (PanScan)

PanScan физически представляет собой стандартное 4:3 изображение. Его отличие от оригинального 4:3 (Полноэкранный 4:3 (Original)) заключается в том, что последний изначально был записан в этом разрешении, а PanScan является адаптацией широкоэкранного изображения в 4:3, то есть в процессе воспроизведения широкоформатной ленты, режиссер выбирает наилучшие для показа в этом формате планы и в итоге мы получаем полноформатную версию картины. Обычно, в случае наличия на диске подобной версии, перед началом показа высвечивается надпись: «This film has been modified as follows from its original version: it has been formatted to fit your screen» (Данная версия фильма была изменена, относительно оригинальной версии, для соответствия изображения размерам вашего экрана).

image


Конечно в случае с PanScan теряется значительная часть оригинального изображения (см. широкоэкранный кадр выше), что совсем не прибавляет этому формату очков.

image

Широкоэкранный 16:9 (PanScan)
Внимание! Такого обозначения официально не существует!

Данный формат представляет собой тот-же PanScan, но не для формата 4:3 (1.33:1), как в предыдущем случае, а для 16:9 (1.85:1) из более широкого исходного формата (см. рисунок выше).

image

Киноформат 21:9

Киноформат, идеально соответствующий оригинальному формату 2.39:1, который используется в кинематографии. А это значит, что на сверхшироком экране телевизора вы больше не увидите черных полос или урезанного изображения. Вы будете наслаждаться только действием на экране — как оно было задумано режиссером. Рынок контента к таким устройствам еще не готов. Согласно результатам исследования, проведенного Philips, 65% всех DVD и Blu-ray дисков сняты и представлены в формате 2.35:1 Cinemascope, т.е. для соотношения сторон 21:9. Однако, технически изображение записано в более широком формате – 16:9 и черные полосы сверху и снизу физически присутствуют в сигнале. Таким образом, для отображения на широкоформатном экране видео нужно растягивать и обрезать, что негативным образом скажется на его четкости и сведет на нет преимущества высокого разрешения нового ТВ. В общем, повторяется история с 4:3 и 16:9; слово за производителями дисков.

Читайте также: