Современные школьники просто не мыслят себя без гаджетов и компьютеров они могут целыми днями

Обновлено: 07.07.2024

Когда мы говорим о негативном влиянии гаджетов на ребенка чаще всего мы имеем в виду ухудшение его здоровья. Но на самом деле слабое зрение и снижение физической активности – это далеко не единственные последствия, которые могут наступить, если не контролировать время использования детьми телефона или компьютера. Также повальное увлечение гаджетами влияет на социальную сферу жизни детей и подростков и на их личные качества.

Влияние на учебу и интеллект

Гаджеты упрощают жизнь современного человека, и школьников это также касается. Раньше, чтобы подготовить доклад или написать сочинение, необходимо было посетить библиотеку или потратить несколько часов на чтение произведения из школьной программы. В век интернета ребенку достаточно уделить несколько минут поиску информации и ее оформлению, чтобы получился достойный хорошей оценки реферат. Написание сочинения также не вызывает трудностей, ведь в сети есть множество примеров работ других авторов, на основе которых можно выполнить собственное домашнее задание.

Интернет является хорошим помощником и действительно может быть полезен в учебе, но если постоянно надеяться на него, злоупотреблять легкодоступной информацией, то не удастся развить свои собственные навыки. Важно донести до ребенка, что заниматься нужно без помощи гаджетов, ведь только тогда оценки будут объективным отражением его стараний. К тому же, есть ситуации, когда нет возможности воспользоваться интернетом – на экзаменах и контрольных сжульничать не удастся.

Наивность и неприспособленность

Еще несколько десятков лет назад значительное внимание уделялось обучению ребенка тому, как нужно ориентироваться на местности, оказывать первую помощь или вести себя в непредвиденных ситуациях. Раньше дети были более подкованы в этой сфере, хорошо знали основы безопасности жизнедеятельности. Эти знания преподавались им не только в теории, но и на практических занятиях. Современные реалии изменили отношение к этому вопросу не только у учеников, но и у их родителей.

Наличие возможности в любой момент позвонить своему ребенку на мобильный, пропускная система в школах с уведомлением на мобильный, позволяющая быть в курсе местонахождения чада, безусловно делает жизнь взрослых спокойнее. Именно поэтому родители все реже проводят беседы с детьми об их безопасности. Ребенок и сам чувствует себя защищенным, его бдительность притуплена. Из-за этого он не всегда может быстро и правильно среагировать в той или иной опасной ситуации, что ставит под угрозу его здоровье и жизнь.

С самого раннего детства человек учится взаимодействовать с другими людьми. Детский сад, школа, ВУЗ, работа – на любом из этих этапов важно уметь находить общий язык со своим окружением. Стеснительным и замкнутым людям сложнее проявлять свои лидерские качества и добиваться успеха в работе и в личной жизни. Технический прогресс еще больше усугубил данную ситуацию.

Интернет не дает той социальной базы, которую можно получить при взаимодействии с другими людьми в обычной жизни. Из-за этого у ребенка, который много времени проводит онлайн, впоследствии могут возникнуть трудности с живым общением.

Нужно помнить, что абсолютно во всем, в том числе и в пользовании гаджетами, нужна мера. Только тогда удастся извлечь из технологий пользу без негативных последствий.



В прошлом скучающих детей было не так много, как сейчас. Ребята умели себя занять, и в этом плане не зависели ни от чего: чтобы начать игру, детям было достаточно просто встретиться на улице. И несмотря на то, что каждый хоть раз разбивал коленки или получал другую травму, это не мешало нам веселиться и радоваться детству. Но теперь дела обстоят совершенно иначе. Дети стали зависеть от гаджетов, при помощи которых они могут себя развеселить. В определенном смысле это сделало их ленивыми, безынициативными.


Откуда берется привычка к гаджетам?

Истинная причина того, что дети стали на самом деле скучать, как раз и заключается в постоянном использовании смартфонов и компьютеров. Малыши уже не так стремятся на улицу, чтобы поиграть с ребятами из соседнего двора. Теперь им гораздо проще целыми днями сидеть дома, не выпуская из рук планшет или джойстик игровой приставки.


Откуда же берет свои истоки данная зависимость? Прежде всего немаловажную роль здесь играет воспитание. Часто молодым родителям гораздо проще всучить ребенку смартфон, чтобы хотя бы на полчаса малыш не мешал заниматься делами. И этот трюк нередко срабатывает. Однако временная разгрузка, достигнутая при помощи телевизоров и компьютеров, в отдаленной перспективе плохо сказывается на ребенке.

Скучающие дети и новые технологии

В прошлом дети больше времени уделяли и такому занятию, как чтение. В отношении этого занятия в нашем обществе тоже произошли существенные изменения. Чтение - это один из самых простых и увлекательных способов сосредоточиться и задействовать свое воображение.

С возникновением компьютеров и различных гаджетов дети все реже задействуют свое воображение. Да, можно читать книги при помощи смартфона или Kindle, однако сам процесс переработки информации будет существенно отличаться от восприятия текста с бумаги. Конечно, современные технологии имеют немало положительных моментов. Но и взрослые, и дети, увлекаются ими настолько, что у них не остается времени и сил на получение естественных удовольствий. Как, к примеру, чтение бумажной книги.


Стремление уйти от проблем

Еще одна частая причина, по которой дети (в особенности подростки) проводят слишком много времени за компьютерными играми - это желание уйти от травмирующей реальности. Если в обыденной жизни ребенок может быть худым и слабым, то в виртуальном пространстве он выбирает себе сильного, "крутого" персонажа. Со временем он настолько в него вживается, что забывает о себе самом.

Важные предостережения

Ученые считают, что дети не должны подвергаться воздействию гаджетов до того, как им исполнится 18 месяцев. По достижении этого возраста игры со смартфонами, планшетами и другими устройствами должны происходить только под строгим контролем родителей. Дети должны играть только в высококачественные игры, которые созданы специально для их возрастной группы.

Ребенку от 2 до 5 лет рекомендуется находиться у экрана монитора (неважно, компьютера или смартфона) не более одного часа в день. Опять-таки, все программы должны соответствовать возрасту и быть высокого качества. Что касается детей более старшего возраста, родители должны следить, чтобы игры с гаджетами сочетались с обычными детскими занятиями.


Что делать? Одна из радикальных мер: отключение света

Современные дети не могут не испытывать на себе влияния гаджетов. Полностью от компьютеров и смартфонов младшее поколение оградить нельзя. Но немного отучить малышей от технологического безумия вполне реально. И одним из наиболее простых способов в данном отношении является временное отключение техники. Можно даже полностью отключить свет в доме, чтобы ребенок наконец обратил внимание на реальный мир. Вспомните, как в детстве в деревнях отключался свет, и нужно было зажигать свечи. В те времена реальная жизнь захватывала нас полностью - мы играли в настольные игры, прятались от грозы под столом, устраивали пикники с консервами. Поэтому самые решительные родители могут попробовать такой способ.


Отключать приборы ради других видов активности

Дети забывают о том, что такое обычная веселая игра, и по той причине, что компьютер или телевизор всегда включены. Когда наступает время обедать, каждый берет с собой телефон. Когда нужно делать домашние задания, телевизор все равно работает, создавая ненужный фон. Чтобы вовлечь ребенка в реальную жизнь, стоит отключать устройства всякий раз, когда возникают "нетехнологические" ситуации - такие как обед, работа над домашним заданием, приезд бабушки или дедушки, с которыми нужно пообщаться.

Делать перерывы после очередного "раунда"

Данный подход будет полезен тем, чей ребенок чересчур увлекается компьютерными играми. Каждый родитель наверняка знает, что бесполезно пытаться оторвать прилипшее к экрану монитора чадо на самом "важном и ответственном" моменте. В других видах деятельности тоже бывает непросто оторваться прямо посреди занятия - то же самое происходит и во время увлекательной компьютерной игры. Поэтому, как только ваш юный геймер закончит очередной "уровень" или "раунд", можно позвать его на ужин, или просто сообщить, что пора сделать перерыв.

Ввести штрафные санкции

Дети должны понимать, что всякому развлечению должен быть предел. Когда нет места другим видам активности, кроме игр, это неизбежно сказывается на школьной успеваемости, интересах, физическом состоянии ребенка. Поэтому заранее поговорите с вашим чадом о том, по каким причинам и какие "санкции" вы будете вынуждены ввести, если он будет продолжать злоупотреблять компьютерными играми или смартфоном.

Например, можно сказать так: "Если ты и дальше будет слишком много времени проводить за компьютером, то в конце года у тебя будет больше плохих оценок, чем хороших. Поэтому я вынуждена ввести ограничение: не более двух часов за компьютером каждый день. Если норма будет превышена, отец на три дня перенесет системный блок в свою комнату". Главное - общаться с ребенком спокойным, уверенным тоном, не стремясь ни принизить его, ни выставить лентяем.


Более мягкий подход

Можно попытаться подействовать на ребенка и не столь радикальными мерами, просто постепенно сокращая время его нахождения за монитором. Не заставляя и не принуждая малыша, постарайтесь переключить его внимание на другие занятия и хобби. Также рекомендуется хвалить ребенка за школьные и личные успехи, интересовать его жизнью. Ведь часто дети уходят в виртуальный мир именно по причине отсутствия любви и признания в семье.

Гаджеты в жизни школьника: плюсы и минусы

На современном этапе в связи с развитием высоких технологий гаджеты (в переводе с французского это слово означает небольшие аксессуары) органично вписались в жизнь практически каждого человека, будь то взрослый или ребенок.

Но в тоже время гаджеты довольно часто используются школьниками совсем не по назначению. Например, для списывания, отвлекая их от занятий. К тому же по последним многочисленным медицинским исследованиям стало известно, что неконтролируемое использование мобильных телефонов, планшетов и других подобных устройств способно негативно отразиться на здоровье школьника.

Поэтому сегодня данная тема является актуальной, которая одинаково интересна как учителям, так и родителям школьников.

Гаджеты в руках школьника

На современном этапе школьный процесс обучения построен в основном с применением информационных технологий, позволяющим школьникам лучше ориентироваться в потоках информации окружающего их мира. Кроме того с помощью них можно осваивать практические способы работы с нужной информацией, развивать умения, позволяющие вести обмен полученной информации при помощи различных электронных устройств.

Поэтому у каждого школьника имеются гаджеты. Это может быть плеер, музыка которого делает дорогу до учебы более привлекательной и поднимает настроение или удобный, практичный планшет, осуществляющий самые разные функции: от развлекательных до познавательно-обучающих. Причем многие преподаватели, считают, что это устройство легче всего контролировать, так как он не так компактен, как например смартфон. Многие школьники, особенно старшеклассники, носят с собой на уроки нетбук, являющейся, ничем иным, как компактной версией ноутбука. Ведь сегодня эти портативные компьютеры являются непременной составляющей всех сфер человеческой жизни, в том числе и школьной. Ну а популярности электронной книги и говорить не приходится.

Гаджеты у школьников

В конце концов, современная учеба предполагает написание огромного количества рефератов, создание презентаций, просмотр обучающих роликов. Таким образом, без гаджетов школьнику не обойтись. Вот только чего же в них все же больше достоинств или недостатков?

Плюсы гаджетов в школьной жизни

  • Получение эмоционального удовлетворения. Ведь при помощи гаджет подросток учиться мыслить логически, совершенствуя при этом мелкую моторику рук при нажатии разнообразных кнопок на них, одновременно оттачивая еще свое зрительное и слуховое восприятие.
  • Повышение мотивации школьников, что достигается, когда учитель имеет возможность более гибко управлять обучением при помощи высокотехнологичных электронных устройств, которые позволяют сделать школьные занятия более интересными.
  • Быстрое развитие творческих способностей. Однако это возможно лишь при отсутствии злоупотребления гаджетами по времени.
  • Возможность применения карманной библиотеки при наличии у школьника электронной книги, которая может вместить в себе целое библиотечное книгохранилище, освобождая подростка от ношения из библиотеки стопок тяжелых книг. Кроме того школьник приучается к мысли, что интернет служит не только для развлечений, а является источником нужной информации.
  • Наличие полезных приложений, которые значительно облегчают учебу. Ведь на современном этапе известно бесчисленное количество приложений, имеющих большой диапазон применения и устанавливаемых на планшетах, ноутбуках, компьютерах, смартфонах.

Учитель и школьники

Минусы гаджетов в школьной жизни

  • Негативное влияние на здоровье школьника при бесконтрольном и частом использовании гаджетов, что может привести к ухудшению зрения или к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. К примеру, частое и долгое сидение за компьютером или ноутбуком может вызвать искривление позвоночника, нарушить циркуляцию крови в ногах, руках, а также может пострадать мозг ребенка, что в конечном итоге негативно скажется на его интеллектуальном развитии, приведет к ухудшению памяти и внимания.
  • Способствует ослаблению иммунитета. Однако это может произойти только при долгом и неподвижном сидении за электронными устройствами.
  • Наличие проблем взаимоотношений со сверстниками. Но это происходит только тогда, когда живое общение полностью заменяется виртуальным, так как в этом случае подросток не видит настоящую реакцию своего виртуального собеседника, а это в свою очередь означает, что он не отдает отчета своим словам и действиям.
  • Немалый процент вероятности отвлечения школьников от учебных занятий. Например, прослушивание музыки на уроках.
  • Возникновение чрезмерной возбудимости, которую могут спровоцировать различные сюжетные и часто сменяющиеся картинки ролевых игр на экранах различных устройств.
  • Существует вероятность расстройства психики у школьников. Правда происходит это только в случаях просмотра ими фильмов ужасов или детективов с жестокими убийствами по планшету, мобильному телефону или другому электронному устройству.

Краткие выводы

Итак, в современной действительности обойтись совсем без применения гаджетов достаточно проблематично, так как развитие высоких технологий естественно вписалось в жизнь людей, облегчая ее течение. К примеру, незаменима помощь мобильного устройства, который может выполнять ряд полезных функций, таких как связь с ребенком по мобильному телефону, плеера, фотоаппарата, отличного помощник при написании различных контрольных работ и домашних заданий. Весьма полезной оказывается для школьника и электронная книга, вес которой совсем небольшой, а вместимость памяти огромная.

Вместе с тем родители должны сделать так, чтобы такие устройства не стали камнем преткновения для подростка, не наносили вреда его еще неокрепшей психике и, конечно же, здоровью. Поэтому надо научить школьников грамотному их использованию. Только в этом случае гаджеты будут помогать правильному развитию подростков, а также значительно упростят учебу, делая ее намного интересней.

Сегодня никто не удивится, если увидит школьника со смартфоном или планшетом в руке. Дети используют гаджеты для игр, общения, просмотра видеороликов и даже выполнения домашнего задания. А в школах никто и не против. Педагоги сами применяют на уроках цифровые технологии и учат этому своих воспитанников.


Фото: ТАСС/Александра Мудрац

По новым госстандартам, обучение школьников младших классов должно проходить в электронной среде. Педагоги используют электронные учебники, журналы и дневники, а ученики, в свою очередь, уже с первого класса занимаются на компьютерах Apple.

Для детей даже разработали компьютерные программы. Например, в творческой мастерской "ПервоЛого" любой первоклассник сможет создать мультфильм, а программа "Живая математика" делает геометрию более наглядной и помогает легче освоить предмет.

Специально для занятий на MacBook учителя проходят подготовку и заканчивают курсы.


Образование в Москве: школы

По словам педагога начальных классов ГБОУ № 13 49 Натальи Гуськовой, благодаря внедрению новых технологий в учебный процесс стало проще работать.

"Во многом стало проще технически выполнять какие-то задания и поручать их детям. И творчески получается работать, и дети с удовольствием осваивают знания вместе с техническими новшествами. Потому что молодежь более подкована в этом всем, это не доставляет им никаких трудностей. И они с удовольствием учатся, идут в ногу с техническим прогрессом", – отметила она.

Как помогают гаджеты

На уроках в школах используют видеосистемы, медийную связь и интерактивные доски. С помощью компьютеров ученики делают презентации, видеоролики и различные проекты.

"У нас в классе у всех есть планшеты и телефоны. Я часто смотрю что-то в интернете по учебе. Некоторые домашние задания мы отправляем учителю на почту. Это проще, чем каждому скидывать презентацию с флешки. А недавно я нашла сайт с каталогом веб-камер по всему миру. То есть можно посмотреть, что сейчас происходит на улицах Парижа или на дне Тихого океана", – рассказала ученица 8 класса одной из столичных школ Мария Некрасова.

По словам классного руководителя 5 класса ГБОУ №1349 Ольги Назаровой, школьников нужно учить правильно пользоваться гаджетами – добывать достоверные данные, выбирать самое нужное из огромного потока информации.

"Можно сказать, что современный школьник без гаджетов – это уже нонсенс. Я не представляю класс без этих устройств. Это неплохо, современные технологии помогают заинтересовать школьников, привлечь их внимание во время урока", – заявила она.


Фото: ТАСС/Юрий Белинский

Назарова подчеркнула, что главное – правильно использовать информационные технологии, тогда они будут только помогать образовательному процессу.

"Все зависит от того, для чего используется гаджет. Если только как средство развлечения и досуга, тогда да, он мешает и успеваемости, и личностному росту в целом. А если он используется с умом, и ребенка научили правильно добывать информацию, создавать какие-то продукты, те же презентации, видеоролики, – тогда это только способствует улучшению образовательного процесса и успеваемости. Поэтому все должно быть в меру, и все должно быть с умом", – отметила педагог.

Обратная сторона компьютерных технологий

Некоторые родители ограничивают использование гаджетов во время учебы. По их мнению, интернет упрощает процесс получения информации, и дети перестают самостоятельно мыслить, анализировать и изучать материал.

"В школу мы не разрешаем брать с собой планшет. Дочь только играет на нем, телефоны в школе тоже запрещают. А для подготовки домашних заданий мы стараемся, чтобы она использовала книги, сама искала информацию, а не пользовалась интернетом", – поделился папа семиклассницы Александр Сивцов.

В школе дочери Александра используют современные технологии, работают на интерактивных досках, однако частое применение гаджетов не поощряют. Все дело в том, что дети отвлекаются от уроков, играют и списывают с помощью телефона.

"Я не пользуюсь компьютером для выполнения домашнего задания, только если нужно сделать презентацию или проект. В школе конечно у всех есть смартфоны и планшеты, но во время урока ими пользоваться нельзя. Если учителя увидят, то отберут", – рассказала ученица 7 класса Александра Сивцова.

Мнение специалиста

Однозначно сказать вредит ли школьникам использование гаджетов или нет – нельзя, считает детский и семейный психолог Полина Зелексон. По ее словам, родители часто видят в этом только минусы, но это некорректно.

"Сегодняшние школьники – это дети 21 века, которые родились в эпоху компьютерных технологий, и для них это естественная среда обитания. Чего нельзя сказать о родителях, которые осваивали технологии в подростковом или взрослом возрасте. То есть психика ребенка формировалась по-другому, нежели чем у родителей, и в этом заключается отличие", – сказала она.

Как отмечает психолог, одним из основных плюсов современных технологий является доступность информации. Дети могут в любой момент узнать обо всем, что происходит в мире, и это играет огромную роль в развитии ребенка. Однако такая высокая информированность таит в себе и ряд опасностей.

"Информация поступает быстро и легко забывается, то есть нет необходимости включать долговременную память. Это особенность процесса современного обучения. Школьнику незачем запоминать материал, ведь он в любой момент может его снова найти", – пояснила Зелексон.


Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

Также, пользуясь интернетом, дети привыкают к визуализации информации и небольшим текстам. Им становится трудно воспринимать объемный материал и информацию на слух.

"Сегодняшнему школьнику проще найти краткое содержание того или иного литературного произведения и спустя две страницы быть в курсе всех событий. Из-за такой формы работы с текстом нарушается восприятие больших объемов информации, внимание не удерживается и не происходит анализа материала", – резюмировала психолог.

Наверное, самая важная опасность бесконтрольного доступа к интернету заключается в отсутствии возрастных ограничений. Дети получают информацию, которая не соответствует их эмоциональному опыту и развитию. Из-за этого они становятся не способны сочувствовать и сопереживать.

"Прежде всего, нужно быть другом своему ребенку и интересоваться его жизнью. Если малыш столкнется с нежелательной информацией, то не надо его ругать, а стоит объяснить, почему это для него преждевременно", – прокомментировала психолог.

Современные технологии помогают школьникам развиваться и получать новую информацию. Но также они могут таить в себе и угрозу в виде компьютерной зависимости. Важно, чтобы учителя и родители понимали последствия бесконтрольного использования гаджетов, а также учили детей работать с другими источниками информации. Ребенок должен уметь жить в реальном мире, а не в виртуальном.

Читайте также: