Создание объемного или полого элемента перехода архикад

Обновлено: 06.07.2024

С выходом Archicad 16 его пользователи получили уникальный инструмент Морф, невероятно расширивший возможности создания абсолютно любых свободных форм. Этот инструмент выводит Archicad на совершенно новый уровень моделирования. В какой-то степени будет справедливым утверждение, что Морф — даже не инструмент, а целое направление в области моделирования в среде Archicad. Ведь он позволяет не только моделировать любые новые формы и объемы, но и редактировать абсолютно любые BIM-компоненты, будь то стены, лестницы, перекрытия, предметы мебели

Ошибочно считать, что данный инструмент будет полезен лишь при работе с интерьерами: с его помощью можно создать достаточно точную модель окружающей среды застройки, проработать концепцию объема будущего здания, смоделировать новые элементы конструкций и отделки — в общем, границы возможностей использования Морфа точно совпадают с границами фантазии пользователя.

Давайте для начала разберемся, из чего же состоит морф.

Любой морф образуется прежде всего ребрами и вершинами.

Попробуем создать наш первый морф. Обратите внимание, что морфы можно создавать в любом представлении проекта, будь то окно плана этажа, окно разреза/фасада или же 3D-окно. Мы с вами в основном будем работать в 3D-окне — это позволит нам не только лучше понять принципы работы с морфами, но и поможет освоить новые возможности 3D-моделирования, появившиеся в Archicad 16.

Для упрощения и увеличения скорости работы мы будем постоянно пользоваться клавишными командами, которые вы можете задать в соответствии с настройками, предлагаемыми в данной статье, или же назначить собственные сочетания. Для настройки клавишных команд воспользуйтесь диалоговым окном Параметры → Окружающая среда → Клавишные команды.


Итак, перейдите в 3D-окно (клавиша F5) и активируйте показ плоскости редактирования (ALT+E). Активируйте инструмент Морф и выберите геометрический вариант построения Многоугольный.


Первым щелчком левой кнопкой мыши укажите начальную точку морфа, а вторым — его конечную точку. Для завершения построения еще раз щелкните левой кнопкой мыши в конечной точке морфа.

По окончании построения выберите получившийся морф. Для этого щелкните на нем левой кнопкой мыши при нажатой клавише SHIFT. Как видите, наш морф состоит из вершин и ребра, пролегающего между ними. Таким образом, мы получили морф, представляющий собой линию. И хотя подобные линии не имеют физической толщины, образованные ими морфы могут оказаться очень полезными, если нам требуется создать какой-либо каркасный объект. Линейные морфы могут использоваться также в качестве опорных элементов при более сложных построениях.

Обратите внимание, что даже такой простой морф может быть отредактирован и стать более сложным элементом. Добавим еще одну вершину в имеющийся у нас отрезок. Щелкните левой кнопкой мыши на ребре при активном инструменте Морф и выберите в появившейся Локальной панели функцию добавления вершины.


Теперь морф состоит из двух отрезков. Причем один из них остался в выборке (подсвечен), а другой — нет. Щелчком левой кнопкой мыши за пределами морфа отмените выборку.

Активируйте инструмент Указатель. Давайте посмотрим, какие он претерпел изменения.


В Информационном табло рядом с пиктограммой инструмента, появилась треугольная стрелка, свидетельствующая о наличии выпадающего меню.

Это меню теперь содержит не один указатель, а два. Первый, синий, — это хорошо известный нам инструмент, позволяющий добавлять в выборку любой элемент. Белый же указатель используется только для операций с морфами и обеспечивает возможность работать на подэлементном уровне, то есть добавлять в выборку не весь элемент, а только его составляющие.

Переключение курсоров осуществляется нажатием сочетания клавиш SHIFT+CTRL.

Таким образом, если по умолчанию активирован обычный указатель, нажатие и удерживание этих клавиш временно активирует подэлементный вариант выбора. То же самое действительно и в случае, если по умолчанию выбран подэлементный указатель.

Нажмите сочетание клавиш SHIFT+CTRL и наведите указатель на любой из двух отрезков, составляющих морф. Как видите, подсвечивается только тот подэлемент, на котором находится указатель. Добавьте любой отрезок в выборку, щелкнув на нем левой кнопкой мыши.


Теперь щелкните левой кнопкой мыши на крайней вершине отрезка, не смежной со вторым отрезком. В появившейся Локальной панели выберите пиктограмму с изображением карандаша. Эта функция позволяет добавлять ребра. Вы можете построить новые ребра, точно так же, как и при работе с инструментом Полилиния, выбирая хорошо знакомые геометрические варианты построения. Пиктограмма с изображением перечеркнутого карандаша, расположенная в Локальной панели справа, отменяет построение ребер.

Постройте еще два отрезка, чтобы замкнуть контур, как показано на иллюстрации.


Как только контур оказался замкнут, внутри него автоматически появился новый подэлемент — грань. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что термин «грань» относится только к плоским подэлементам. Неплоские подэлементы называются поверхностями.



Примечание. Новая грань может быть создана только в том случае, если образующие ее ребра находятся в одной плоскости. Чтобы исключить возможность создания ребер, лежащих в разных плоскостях, используйте в процессе работы над элементами функции выбора плоскости редактирования. Команды выбора плоскости редактирования находятся в контекстном меню и на Панели команд.

Выберите одно из ребер (при нажатой комбинации клавиш SHIFT+CTRL) и удалите его. Как видите, грань тоже исчезла. Это значит, что ребра могут существовать без граней, но не наоборот: грань всегда образуется замкнутым контуром, состоящим из ребер и вершин.

Отмените последнюю операцию (сочетание клавиш CTRL+Z) и, выбрав только грань, щелкните на ней левой кнопкой мыши. По тому, как изменился состав пиктограмм Локальной панели, можно с уверенностью сказать, что грани обладают существенно большим количеством возможностей для редактирования.


Выберите вариант редактирования Выталкивание/вытягивание и попробуйте вытянуть морф вверх. Таким образом любой плоский элемент, имеющий грани, может быть преобразован в объемный.

Важно помнить, что операция Выталкивание/вытягивание выполняется только в направлении, перпендикулярном плоскости грани.

Выберите геометрический вариант построения Прямоугольный параллелепипед и постройте параллелепипед со сторонами 1000×1000×1000 мм. Чтобы ввести точные размеры, воспользуйтесь Панелью слежения. Щелчком левой кнопкой мыши укажите первую вершину параллелепипеда, затем, переместив курсор мыши, нажмите клавишу TAB и введите значение 1000, еще раз нажмите TAB и введите 1000. Для завершения построения основания параллелепипеда нажмите клавишу ENTER. Поднимите курсор мыши выше и снова нажмите TAB. Введите еще раз значение 1000 и нажмите ENTER.


Выберите получившийся куб при помощи обычного указателя (или щелкнув на нем левой кнопкой мыши при нажатой клавише SHIFT) и переместите его копию. Для этого в Локальной панели выберите функцию перемещения и нажмите клавишу CTRL. Либо воспользуйтесь сочетанием клавиш CTRL+SHIFT+D.

Теперь давайте посмотрим, как мы можем изменить общую геометрию морфа, не редактируя какие-либо подэлементы.


Добавьте в выборку один из созданных вами морфов, щелкните на нем еще раз левой кнопкой мыши для вызова Локальной панели и выберите функцию Изменения габаритного контейнера.

В зависимости от того, на подэлементе какого типа (ребре или грани) вы сделаете следующий щелчок левой кнопкой мыши, будут доступны различные варианты редактирования общей геометрии морфа, заключенного в контейнер. По окончании редактирования щелкните левой кнопкой мыши внутри габаритного контейнера или нажмите клавишу ENTER.


Для отмены изменений щелкните левой кнопкой мыши за пределами габаритного контейнера или нажмите клавишу ESC.

Данная операция применима не только целиком ко всему морфу. В габаритный контейнер могут быть заключены и отдельные подэлементы морфов (ребра и грани), в том числе и принадлежащие разным морфам.

Важно понимать, что все подэлементы объемных морфов доступны для редактирования. Мы уже рассмотрели варианты работы с каркасными морфами, представленными только вершинами и ребрами.

Редактирование вершин объемных морфов предоставляет значительно больше возможностей для творчества.


Добавьте в выборку второй куб.

Щелкните левой кнопкой мыши на вершине, принадлежащей верхней грани морфа, и выберите в появившейся Локальной панели функцию Перемещения вершины. Переместите выбранную вершину вниз приблизительно на половину высоты ребра. Для ограничения перемещения курсора по осям X, Y или Z используйте клавишу SHIFT. Как видите, ребра, ограничивавшиеся данной вершиной, следуют за ее перемещениями, а на верхней грани автоматически создалось новое ребро в месте излома граней.


Поверните редактируемый морф таким образом, чтобы он оказался обращен к вам углом, противоположным тому, который мы только что редактировали. Щелкните левой кнопкой мыши на вершине, принадлежащей верхней грани, и выберите в появившейся Локальной панели функцию скругления вершины.

Задайте радиус скругления. При желании вы можете указать специальную величину аппроксимации скругления, но не забывайте, что существенное увеличение ее значения приведет к серьезному повышению аппаратной нагрузки.

Подтвердите ввод нажатием кнопки ОК (или клавиши ENTER).


Вы также можете скруглить все углы морфа при помощи соответствующей опции, расположенной в нижней части диалогового окна.

Таким образом, мы создали подэлемент еще одного типа — поверхность.

Очень важно различать два понятия: ребро и поверхность. Это элементы разного типа с разными возможностями редактирования и отображения.

Программа «ArchiCAD» прекрасна тем, что в ней можно работать практически с любым 3D-объектом. Однако предварительно нужно преобразовать файл в меню Конструирования в Морф.


  • После того как мы преобразовали наш объект, можем его свободно редактировать. Далее начинаем работу в «Компас 3D». И первое что мы делаем – это ускоряем работу программы, таким образом, ускоряются процессы создания эскизов и проектов. В данном уроке вы узнаете, как правильно настраивать программу, работать с ней так, чтобы как можно больше сократить время работы, но получить отменный результат. Вторым нашим шагом, после увеличения скорости работы программы, будет настройка свойств «Компас 3D»;
  • Работая в программе, довольно часто пользователи сталкиваются с проблемой свертывания «Панели свойств». Эта панель располагается внизу открытого окна программы, в этом вы можете убедиться сами, открыв «Компас 3D». Свернуть панель можно одним нажатием клавиши. Зайдя в панель, вам будет предложено несколько функций, в том числе и «Свернуть», которая позволит убрать панель;


  • Приступаем к настройке привязок. Ни в коем случае не игнорируйте этот пункт, так как благодаря ему, вы сможете значительно облегчить себе работу. Если настроить точки привязки, то система будет анализировать объекты самостоятельно и определять их характерные точки к текущему проекту. Так вы сможете перейти к любой точке при минимальных усилиях;


  • Для того чтобы выполнять задания вашего проекта было куда проще, используйте в работе с программой вспомогательную геометрию. Она позволит создавать предварительные построения и связывать их с текущими видами и проектами. На вашем проекте эти линии будут отображаться как вспомогательные, так что запутаться в них будет невозможно. Для того чтобы начать работать с вспомогательной геометрией нужно сделать следующее: зайти в «Инструменты», а затем в «Компактную панель»;



  • В работе с программой важно также использовать параметризация, ведь она позволит специалисту видеть не только расположение линий в модели, но и все сведения, связанные с ограничениями и связями между отдельными элементами создаваемого объекта. Также эта функция предупреждает о том, что произойдет и как изменятся другие линии, после того или иного действия. Функция параметризации позволит совершить редактирование модели, только если в результате этого не будет нарушены параметры равенства и неравенства. Вот, например, так выглядит пиктограмма «параметризация»:



  • Программа, с которой мы сейчас работаем, содержит в себе «Библиотеку». Благодаря этой функции вы имеете возможность работать с разнообразными графическими объектами и документами. В библиотеке содержится масса полезных объектов, которые непременно пригодятся при создании того или иного проекта. На следующем изображении наглядно видно, где располагается раздел «Библиотека»:


Указав минимум размеров, вы сможете сгенерировать стандартные изделия всего за несколько минут.

  • Следующим нашим шагом будет настройка «горячих клавиш» в программе. Естественно основным инструментом при работе не только с программой «КОМПАС-3D», но и многими другими, является «мышь», а также клавиатура. При правильной настройке этих инструментов, мы сможем значительно облегчить и ускорить дальнейшую работу с программой. Вы можете самостоятельно настроить «горячие клавиши» так, как бы вам было удобно. Для того чтобы это сделать нужно зайти в меню и выбрать функцию «Команды клавиатуры»;


  • В зависимости от типа документа можно выставить ту или иную комбинацию клавиш, которая будет наиболее удобна для вас. Однако можно сделать настройки глобальными, так они будут отображаться для всех типов и категорий файлов;


  • Любые данные созданные или отредактированные в программе вы можете распечатать одним нажатием клавиши. Давайте попробуем настроить некоторые комбинации самостоятельно. И так, заходим в меню, затем жмем «Настройка интерфейса» и переходим к клавиатуре. Можете действовать, как изображено на рисунке ниже;


  • Выберите команду и подберите для нее определенную подходящую лично для вас комбинацию клавиш. Далее выберите команды, которые будут выполняться после того или иного действия. Самые новые версии программы предлагают специалистам установить команду всего на одну клавишу. Более ранние версии программы требуют участия таких клавиш как Ctrl, Shift и Alt;


  • Следите за тем, чтобы комбинации не совпадали с другими командами, так как может быть так, что одни «горячие клавиши» отвечают за несколько разных команд. В таком случае ни та, ни другая работать не будут. Вы также можете удалить все настройки и вернуть все в стандартный вид, для этого нужно всего лишь применить функцию «Сбросить все»;


  • Ваши настройки «горячих клавиш» сохраняются в соответствующем профиле, выйдя из которого настройки клавиатуры снова станут стандартными. Вы также сможете создать еще один профиль и применить к нему совершенно другие настройки. Это позволит сравнить виды комбинаций и выбрать самый удобный лично для вас. Помимо этого можно применяемые вами настройки сохранить для всех пользователей, благодаря чему, в каком бы профиле вы не были, настройки будут едины. На следующем изображении наглядно показано как это сделать:


  • Что касается рекомендаций самых выгодных комбинаций клавиш, то их попросту не существует. Для каждого специалиста, работающего в программе «Компас 3D», или в либо какой другой программе, все индивидуально. Он сам делает так, чтобы ему было удобно в ней работать. Главное запомнить все команды, а все преимущества «горячих клавиш» можно оценить уже с первых минут работы.


Выбрав нужную версию программы и кликнув ссылку, Вам на компьютер скачивается дистрибутив приложения MediaGet, который будет находиться в папке «Загрузки» для Вашего браузера. Находим этот файл с именем программы и запускаем его. И видим первый этап установки. Нажимаем унопку «Далее»


Далее Вам предлагается прочитать и одобрить лицензионное соглашение. Нажимаем кнопку «Принимаю»


В следующем окне Вам предлагается бесплатное полезное дополнительное программоное обеспечение, будь то антивирус или бразуер. Нажимаем кнопку «Принимаю». Также Вы можете отказаться от установки дополнительного ПО, нажав кнопку «Отклоняю»


Далее происходит процесс установки программы. Вам нужно выбрать папку, в которую будут скачиваться нужные Вам файлы.


Происходит завершение установки. Программа автоматически открывается и скачивает нужные Вам исходные файлы.

Распаковать скачанный архив с помощью стандартных программ WinRar или 7-Zip.
Если файл представлен в виде образа с расширением .iso его можно открыть с помощью бесплатной программы Daemon tools lite или Nero После извлечение установочных файлов, найти и запустить исполняющий файл программы, который как правило имеет расширение .exe Действовать согласно дальнейших подсказок программы установщика и не прерывать процесс установки программы некорректным способом.

Обратите внимание, что предоставляемое программное обеспечение выкладывается исключительно для личного использования и ознакомления. Все файлы, доступные для скачивания, не содержат вирусов и вредоносных программ.


Автор:

Для получения дополнительной информации об использовании элементов перехода в семействах см. раздел Создание геометрии семейства.

С помощью инструмента "Элемент перехода" соединяются два контура (границами). Например, если построить прямоугольник большего размера, а над ним — прямоугольник меньшего размера, то Revit объединяет эти два плоских контура и формирует из них объемную геометрию.

Пример контуров основания и верхней границы перехода

Построенный элемент перехода

Прим.: Если требуется нанести размер на элемент перехода после его создания, наносить размер можно от линий в верхней части элемента до линий в основании элемента перехода. Не допускается нанесение размеров от линий основания до линий верха перехода.

Создание объемного или полого элемента перехода

  • Для установки глубины, вычисляемой от заданной по умолчанию начальной точки "0", введите в группе "Зависимости" значение параметра "Конечная точка".
  • Для установки глубины, вычисляемой от начальной точки "0", введите в группе "Зависимости" значения "Конечная точка" и "Начальная точка".
Прим.: При установке Revit не сохраняет значение конечной точки при создании перехода. Чтобы задать нескольким элементам перехода одинаковое значение конечной точки, необходимо выбрать их, и затем применить значение конечной точки выдавливания.

Точки вершин становятся доступными на одном из эскизов элемента перехода.


Предлагаемые соединения вершин обозначаются штриховыми линиями с элементами управления в форме синих окружностей. Элемент управления добавляет или удаляет соединения вершин.

Использование этих элементов управления позволяет добавлять или удалять линии соединения вершин.

alt

При работе в Archicad наступает момент, когда основная часть команд уже знакома. Вы ориентируетесь в программе и кажется, что самое страшное позади. Первый шаг сделан! Работа движется.

Но дальше вас поглощает рутина. Бесконечные правки и доработки начинают выводить из себя. Вот тебе и автоматизация процесса! Вместо того, чтобы экономить время, Archicad начинает испытывать ваши нервы.

Почему так происходит? Можно хорошо разобраться в инструментах и настройках. Но от этого работа эффективнее не становится. Здесь важно знать приемы и тонкости, которые ускоряют процесс. Многие из них не очевидные. Поэтому даже самые заядлые проектировщики используют примитивные действия. Долго, скучно и однотипно.

Сегодня мы начнем изучать скрытые возможностями программы. Может быть некоторые приемы вам знакомы. Но обязательно досмотрите видео до конца. Даже небольшая фишка заставить вас сказать:

Когда модель готова, сложно работать в 3D. Объекты перекрывают друг друга. Если несколько этажей, то «попасть» во внутрь здания целое искусство. Начинаем отключать слои, крутить-вертеть пространство, менять уровень увеличения. Подобрать удачный ракурс для работы также нелегко.

В Archicad есть возможность выполнять фильтрацию по элементам. Мы можем отсекать лишнюю часть модели с помощью инструмента «Бегущая рама». Это позволяет сделать 3D разрез и эффектно выполнить подачу проекта.


Чтобы работать быстро – нужно исключить лишние действия. При редактировании проекта больше всего времени уходит на то, чтобы выделить объекты Archicad. Их может быть десятки, а то и сотни. Есть стандартные приемы, но они малоэффективны.

Разработчики заложили хитрые алгоритмы, чтобы можно было выделить одинаковые элементы Archicad. А если объекты разного типа, то команда «Найти и выбрать» создает критерии выборки. Вы объясняете программе с какими элементами хотите работать. Даже если их не видно, они попадут в выборку. Это очень удобно.


Не всегда получается создать спецификацию стандартными средствами. В программе нет возможности гибко настраивать строки и столбы в каталогах. Поэтому в Archicad можно вставить таблицу Excel. Предварительно нужно сохранить ее, как PDF.

Внешние файлы загружаются через команду «Чертеж». Это позволяет обновлять их, если были внесены изменения. Также есть возможность редактировать границу.


На этом пока все. Во второй части подготовим субопции таких горячих клавиш, как Ctrl, Shift и Alt. В сочетании с разными инструментами можно достичь виртуозной работы в программе.

Читайте также: