Стихи для увеличения памяти

Обновлено: 03.07.2024

Память — один из самых важных инструментов интеллекта, однако он, как и любой другой навык, требует постоянного внимания, тренировки и развития.

Стихи для улучшения памяти — наиболее популярный, доступный и действенный способ повысить объем запоминаемой информации.

Зачем учить стихи?

Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

  • Происходит развитие речи . Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
  • Улучшается дикция . Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

Учить стихи, считал Бродский , необходимо еще и по той причине, что они заставляют пропускать через себя все эмоциональное и информационное наполнение, обогащая мозг.

Какие стихи лучше учить для улучшения памяти?

Какие стихи лучше учить для памяти

Заучивание стихов должно быть не обычной зубрежкой, а осознанным восприятием информации.

Именно ритмическое построение и (дополнительно) эмоциональная наполненность стихотворений позволяют быстро выучить заданный материал, что намного тяжелее при заучивании прозы.

Однако обязательность осознанности порождает определенные различия между заучиванием поэзии взрослым человеком и нюансами при осуществлении того же процесса у детей.

Стихотворения для развития памяти у взрослых

При выборе подходящего произведения для заучивания вначале остановите свое внимание на любом классике : Пушкин, Ахматова, Есенин, Бродский, Шекспир, Пастернак.

Главное правило — поэзия должна вам нравиться. Стихи известных поэтов имеют четкий ритм, понятный и доходчивый смысл, а для многих являются любимыми. Поэтому запоминание будет легким и приятным процессом. Кому-то будет проще воспринимать информацию визуально, другим — на слух, третьи для облегчения запоминания помогают себе жестикуляцией.

Примеры стихов развивающих память для взрослых

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
Дай запру я твою красоту
В тёмном тереме стихотворенья.

Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.

Ты с ногами сидишь на тахте,
Под себя их поджав по-турецки.
Все равно, на свету, в темноте,
Ты всегда рассуждаешь по-детски.

Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.

Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.

Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?

Детская поэзия для развития памяти

Как учить стихи с ребенком

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка . Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.
Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Примеры стихов развивающих память для детей

Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде.
Мама дома посидит.
Никуда не улетит. Ох, и модница овечка,
Вся в кудряшках,
Вся в колечках.
Даже рожки впереди
Завила на бигуди! Здравствуй, маленькая тучка!
Наверху одной не скучно?
Хочешь, вместе поиграем?
Хочешь, сказки почитаем?
Хочешь, попинаем мяч?
Только, будь добра, не плачь! Мелькают крылья ласточки
На солнце серебром;
Луга цветами убраны,
Леса шумят кругом.

Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным
Вся голубая высь.

Поля кругом раскинулись, —
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется, —
Простор и благодать!

Кукушкин крик последний
Как осени звонок.
Увянет скоро летний
Ромашковый венок.

Но в сердце, как в ромашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

Солнце золотое
Колесом скатилось,
Ласковое солнце
В маму превратилось,

Миленькая мамочка,
Мама, улыбнись!
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!

Мама – как волшебница,
Если улыбается,
Каждое желание
У меня сбывается!

Поцелует мама –
Плохое забывается.
Новый день, веселый день
Сразу начинается!

Все сказки в мире непохожи,
Всегда присниться сказка может.
Но в детстве, говорю вам я,
Есть сказки наяву, друзья!

Да неужели жизнь – не сказка?
А быль? Природы красота
Не может сказкой называться?
И сказка – это доброта!

Она нас всех отучит злиться,
Научит всех людей дружить…
Кто сказки в жизни сторонится,
Тому на свете скучно жить!

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.

Не лениться, не зевать,
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать
Скромное желание —
На «отлично» выполнять
Школьные задания.

Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!

Как правильно учить стихотворения взрослому?

Как учить стихи взрослому

Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:

  1. Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
  2. Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
  3. Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
  4. Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
  5. Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
  6. Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
  7. Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
  8. Составить шпаргалку из первых букв строчек.
При заучивании не бойтесь подсмотреть отдельное слово, однако не старайтесь выучить сразу все стихотворение. Учите вслух — мозг воспринимает звуковую информацию так же хорошо, как и зрительную, а иногда — даже лучше.

Как учить стихи ребенку?

Как учить стихи ребенку

Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
  • Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
  • Следует объяснять ребенку непонятные слова;
  • Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.

Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

«Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенин

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

"Я вас любил: любовь еще, быть может" А.Пушкин

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

"Ты меня не любишь, не жалеешь. " Сергей Есенин

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер. »
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

"​Если хочешь понять человека. " Наталья Головатюк

Если хочешь понять человека,

То не слушай, что он говорит.
Притворись дождем или снегом
И послушай, как он молчит.

Как вздыхает и смотрит мимо?
Что улыбку рождает в нем?
Посмотри, каков он без грима,
С которым мы все живем.

Наблюдай, как он входит к детям,
К людям страждущим, старикам.
И хотя бы на миг на свете
Попытайся и стань им сам!

Не старайся быть хуже, лучше,
Без оценки смотри сейчас:
Прямо в сердце его, прямо в душу,
Прямо в бездну далеких глаз!

Если хочешь понять другого,
В глубь иди тогда, не вовне.
Не всегда стоит верить слову,
Часто истина - в тишине.

"​Я помню чудное мгновенье. " А.С.Пушкин

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

"Зимняя дорога" А.С,Пушкин

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно. Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

"Зимнее утро" А.С,Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

"Парус" М.Лермонтов

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

"Песня о Буревестнике" М.Горький

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

Между тучами и морем гордо реет буревестник,
черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь,
то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат
радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури!
Силу гнева, пламя страсти в уверенность в победе
слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей,— стонут, мечутся над
морем и на дно его готовы спрятать
ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут,—
им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни:
гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет
тело жирное в утесах. Только гордый
Буревестник реет смело и свободно
над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи
опускаются над морем,
и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет.
В пене гнева стонут волны, с ветром споря.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким
и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая
в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон,— гордый, черный демон ; бури,— и смеется, и рыдает. Он над тучами смеется, он от
радости рыдает!
В гневе грома,— чуткий демон,— он давно усталость
слышит, он уверен, что пе скроют тучи солнца,— нет,
не скроют!
Ветер воет. Гром грохочет.
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно
огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих
молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний
над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря.


Стихотворения, написанные от души, как нельзя лучше подходят для тренировки памяти как детям, так и взрослым. Стихи, которые легко учить, не должны быть сложными в понимании.

Простые рифмованные строки легче запомнятся, долго не забудутся, поднимут ваше настроение и на невероятную высоту ваше значение в глазах окружающих!

Знание стихов поднимает ваш статус в глазах окружающих

Что бы запоминание происходило еще лучше, они должны:

  • Вам нравиться
  • Желательно, чтоб вы хотели похвастаться их знаниями при подходящем случае. Тогда процесс запоминания принесет вам больше удовольствия.
  • Не обязательно знать все стихотворение целиком, если это не школьное задание. Достаточно запомнить наиболее известные строки.
  • Хорошо иметь в голове какую либо историю, связанную с написанием заучиваемого стихотворения. Это поможет легче его припомнить, когда потребуется и обогатит ваши знания о литературе.
  • Полезные.

Стихи про природу

Отрывок из стихотворения

Тютчева Фёдора про зиму

Зима недаром злится

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

b-trainika

Уж небо осенью дышало.

Золотая классика русской литературы! Кто не слышал еще в детстве отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

А теперь его можно и выучить!

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А вот еще один отрывок из его произведения:

Зимний вечер

. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Стихи Афанасия Фета

Простые, легкие в заучивании стихи Афанасия Фета могут стать вам подспорьем на нелегком пути тренировки памяти.

По мнению, автора, произведение должно передавать собственные впечатления и не навязывать свою позицию читателям. Кому нравиться — тот поймет. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве.

Автор описывает свои реальные впечатления под воздействием зимней ночной поездки.

Стихотворение представляет собой миниатюру.

Ночь светла, мороз сияет

Ночь светла

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи — снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

Сядем, полость застегну я, —
Ночь светла и ровен путь.
Ты ни слова, — замолчу я,
И — пошел куда-нибудь!

Чудная картина

Характерным примером творчества Фета служит стихотворение «Чудная картина», написанная в 22-х летнем возрасте, в 1842 г.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Самые простые стихи для заучивания — песенные

Они хороши не только простотой текста и быстротой запоминания, но и тем, что превратившись в песню, помогут вам скоротать время на пешей прогулке в лесу, за баранкой автомобиля, на бревнышке у лесного костра на берегу озера, в ожидании поклевки.

Здесь можно обратиться к творчеству поэта Михаила Исаковского, по простой случайности ставшего поэтом-песенником.

Какой необычный случай привел его к написанию песен

Однажды, в 1934 году, он услышал по радио песню, слова которой были ему до боли знакомы — ведь он сам их и написал. Удивился, порадовался и встретился с автором музыки. Оказывается для хора им. Пятницкого требовались песни для обновления репертуара и один из руководителей хора Владимир Захаров увидел в отрывном календаре стихи «Вдоль деревни». Автор не был указан. Он и написал музыку к этим простым и веселым стихам.

Совместное творчество продолжалось очень долго.

Лучше нету того цвету

Яблоня цветет

Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет,
Лучше нету той минуты,
Когда милая придет.
Как увижу, как услышу —
Все во мне заговорит,
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит.

Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетем,
И куда — не знаем сами —
Словно пьяные, бредем.
Мы бредем по тем дорожкам,
Где зеленая трава,
Где из сердца сами рвутся
Незабвенные слова.

А кругом сады белеют,
А в садах бушует май,
И такой на небе месяц —
Хоть иголки подбирай.
За рекой гармонь играет —
То зальется, то замрет.
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет.

Это стихотворение написано в мае 1944 года, когда во всю бушевала война, а сердцу Михаила хотелось мира и любви, о чем он и хотел поделиться со всем миром.

Снова замерло всё до рассвета

Снова замерло всё до рассвета —
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:
То пойдёт на поля, за ворота, То обратно вернется опять,
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.
Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой.
Ты признайся — кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.
Может статься, она — недалёко,
Да не знает — её ли ты ждёшь.
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?!

Каким ты был, таким остался.

Каким ты был, таким остался,
Орел степной, казак лихой.
Зачем ты снова повстречался,
Зачем нарушил мой покой?
Зачем опять в своих утратах
Меня ты хочешь обвинить?
В одном я только виновата,
Что нету сил тебя забыть. Свою судьбу с твоей судьбою
Пускай связать я не могла,
Но я жила одним тобою,
Я всю войну тебя ждала.
Ждала, когда наступят сроки,
Когда вернешься ты домой,
И горьки мне твои упреки,
Горячий мой, упрямый ной.
Но ты взглянуть не догадался,
Умчался вдаль, казак лихой.
Каким ты был, таким остался,
А ты и дорог мне такой.

Короткое стихотворение В. Высоцкого

А это короткое стихотворение В. Высоцкого поможет молодым ( и не очень) людям выйти из неприятной ситуации, если она случиться, весной, когда набухнут почки на деревьях и зазеленеет травка.

Песня Мартовского Зайца

Миледи! Зря вы обижаетесь на Зайца!
Он, правда, шутит неумно и огрызается,
Но он потом так сожалеет и терзается.
Не обижайтесь же на Мартовского Зайца!

Поэт Роберт Рождественский

Всем известный поэт Роберт Рождественский написал простое стихотворение о маленьких требованиях простого человека. Понравиться — учите!

Человеку надо мало

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг — один
и враг — один…
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей — жила.

Человеку надо мало:
после грома — тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь — одну.
И смерть — одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И — межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности, — немного.
Это, в общем-то, — пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку мало надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.

Стихи Омара Хайяма

Огромной мудростью проникнуты творения Омара Хайяма. Его стихи, небольшие по объему и их легко читать, учить, а выучив, интересно повторять. Поскольку их содержание, написанное сотни лет назад, не теряет смысла и по сей день.

Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

Хочешь — пей, но рассудка спьяна не теряй,
Чувства меры спьяна, старина, не теряй.
Берегись оскорбить благородного спьяну.
Дружбу мудрых за чашей вина не теряй.

Храни свои слова надежнее монет.
Дослушай до конца потом давай ответ.
Тебе при двух ушах язык один достался.
Чтоб выслушать двоих и дать один совет.

Многих женщин в парчу, жемчуга одевал,
Но не мог я найти среди них идеал.
Я спросил мудреца: — Что же есть совершенство?
— Та, что рядом с тобою! — Он мне сказал.

Стихи Константина Бальмонта

    Стихи Константина Бальмонта не самые простые, короткие и легкие в заучивании, но вот эти вполне подойдут для наших целей.

Немая тень

Немая тень среди чужих теней,
Я знал тебя, но ты не улыбалась,
И, стройная, едва-едва склонялась
Под бременем навек ушедших дней,

Как лилия, смущенная волною,
Склоненная над зеркалом реки,
Как лебедь, ослепленный белизною
И полный удивленья и тоски.

Жизнь коротка и быстротечна

Жизнь коротка и быстротечна,
И лишь литература вечна.
Поэзия душа и вдохновенье,
Для сердца сладкое томленье.

Метод караоке — помогает легче у чить стихи

Попробуйте выучить стихотворение Владимира Маяковского с помощью этого видео ролика. Автор читает вслух и помогает более простому запоминанию текста.

Маяковский — «Послушайте»

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?
И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Нравиться читать и учить стихи — пишите как вы это делаете.

А занаете ли вы, кто автор строк на заставке к этой статье? И кто перевел эти строки на русский язык?

Изучение стихов

Вы знаете, чем особенны эти стихи:

«Нужно только постараться

И запомнить всё, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть»?

Это специальные стихи для улучшения памяти. Они позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры. Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.

Мнемостих – профессиональный приём

Стих, упомянутый в предисловии, представляет собой образец мнемонической техники, которая называется «Мнемостих». Ею пользуются все профессиональные «запоминальщики», эксперты по развитию памяти и специалисты по эффективному обучению. Мнемоника – это совокупность способов и приёмов для запоминания, а техника «Мнемостих», наряду с техниками «Акроним», «Мнемофраза», «История» и др. – один из таких приёмов. Стихотворная ритмика из приведённого выше примера позволяет запомнить 7 цифр после запятой в числе Пи.

Популярен мнемостих и в лингвистике при запоминании сложных правил. Например, при спряжении глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть».

Помимо знания методик заучивания, профессионалы дополнительно развивают возможности своего мозга с помощью средств, стимулирующих его работу.

По-настоящему действующим «допингом» для мозга могут быть только те препараты, которые:

  • улучшают жизнеспособность нервных клеток, запуская антиоксидантные процессы,
  • способствуют улучшению кровоснабжению мозга на постоянной основе (путём улучшения качества стенок сосудов, снижения риска тромбообразования),
  • усиливают проходимость сигнала между нейронами (благодаря включению посредников-нейромедиаторов).

Разовая и резкая активизация здесь не подходит, поэтому применяются «медленные», но надёжные природно-растительные комплексы, которые за один курс помогают мозгу «окрепнуть» – улучшить физиологическую базу для лучшего запоминания: HeadBooster («ХедБустер»), BrainRush (БрейнРаш»), Optimentis («Оптиментис») и др.

Заучивание стихотворений как метод улучшения памяти: хитрости

Считается, что заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейроплатичность:

  • ритмика и «подсказывающие» рифмы естественным образом «связывают» строчки,
  • эмоциональное содержание даёт возможность мозгу легче включаться и старательней фиксировать информацию,
  • образность создаёт ассоциативные переклички между смысловыми элементами.

От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель.

Важно не зубрить материал, а осознанно воспринимать его.

В связи с этим, возникает разница между взрослым обучением и хитростями в разучивании стихотворений с детьми.

Детская поэзия для развития памяти

Изучение стихов

  1. Почти все слова в стихотворении должны быть понятны ребёнку. Чтобы избежать зубрёжки, ребёнок должен представлять то, что он сначала читает, а потом – цитирует. Если ребёнок не понял половины слов, цельного образа в воображении не возникнет. Но если некоторые слова пока ребёнку незнакомы, не беда. Такие незначительные «пробелы» только помогают расширять лексикон.
  2. Мелодика, образность и свобода языка, которым написано стихотворение, дают ребёнку возможность интуитивно улавливать гармонию, и вовлекаться в процесс.
  3. Подбор стихов в идеале должен соответствовать текущему периоду развития.
  • В 3-4 года рекомендуют активные стихотворения, изобилующие глаголами в сочетании с существительными, обозначающими конкретные величины: предметы (игрушки, мебель в доме), людей (маму, папу), домашних знакомых животных и др..
  • С 4-5 лет содержание текстов усложняется, вводятся понятия не только конкретных, но и абстрактных величин и явлений. Поскольку у детей возникает представление о мотивации, стих наизусть учат, чтобы, например, рассказать его бабушке и дедушке или удивить друзей во дворе. Для увеличения интереса и внесения эмоционального элемента, облегчающего запоминание, можно разучивать текст, как роль, в ходе репетиций описываемой сценки.
  • В 6 лет содержание текста приобретают объём, а смысл усложняется. Для анализа материла можно обсуждать с ребёнком прочитанное, путём наводящих вопросов узнать, правильно ли он понимает мотивацию персонажей и их поступки.
  • С 6-7 лет, когда начинает развиваться логическое мышление, процесс заучивания приобретает аналитических характер. Эффективно действует предложение допустить, что, по мнению ребёнка, могло быть быть дальше в стихотворении при таком начале.

Для маленьких детей среди самых популярных авторов, тексты которых соответствуют изложенным принципам, всегда называют К. Чуковского и А. Барто, Е. Благину. Дети постарше разучивают поэзию А. С. Пушкина, С. Маршака, Ф. Тютчева, П. Ершова.

Стихотворения для заучивания подростками и взрослыми

А.С. Пушкин

При разучивании поэзии взрослыми возникает парадоксальная ситуация. Легче выучиваются стихотворения тех авторов, чей слог естественнее воспринимается и нравится больше. Однако лучше развивают память стихотворения «неудобных» авторов, «чуждых» по своей художественной манере письма. Поэтому для увеличения количества выученных стихотворений правильнее выбирать произведения «своих» поэтов, а для тренировки памяти и раскрытия потенциала мозга – тех авторов, чьи сборники раньше старались не брать в руки.

Особое влияние на интеллектуальные способности учеников старших классов продемонстрировала поэма «Граф Нулин» А. Пушкина, которую во время одного психологического эксперимента разучивала первая группа испытуемых. Для чистоты исследования вторая группа должна была учить наизусть отрывок из ещё одного произведения А. Пушкина – романа в стихах «Евгений Онегин». В третьей – контрольной группе – не учили ничего.

Месяц спустя срез успеваемости продемонстрировал следующие результаты:

  1. Первая группа, учившая «Графа Нулина», улучшила успеваемость в среднем на 40%.
  2. Вторая группа, учившая «Евгения Онегина», – на 15%.
  3. Третья группа сохранила прежний уровень успеваемости.

Общие закономерности

В любом возрасте для эффективного запоминания стихотворений желательно учитывать ещё и индивидуальные особенности восприятия:

Читайте также: