Существовали ли информационные технологии до изобретения компьютера

Обновлено: 03.07.2024

Некоторое время назад меня попросили рассказать или дать ссылки на историю развития IT-разработки, в которой была бы видна внутренняя логика развития, а не просто факты и события. Казалось бы, об этом должны быть книги или обзорные курсы, ведь логика развития IT-разработки в значительной мере овеществлена в логике развития языков программирования, и только в последние лет двадцать к этому добавилась логика развития фреймворков, платформ и концептуальных подходов к проектированию. Но я не нашел хороших источников.

История оказалась интереснее, чем я ее себе представлял. Мне было интересно ее писать и, надеюсь, вам будет интересно ее читать. При этом в статье наверняка осталось много моих собственных интерпретаций, которые не будут совпадать с вашими представлениями, и я буду рад обсудить различия.

Первоначально компьютеры создавались для решения вычислительных задач. Они были исполнительным механизмом вместо человека и просто реализовывали вычисления на конечном рабочем месте.

Что интересно – массовые вычисления выполнялись задолго до компьютеров. Еще в конце 18 века во Франции была построена система, при которой большой коллектив людей разного уровня квалификации, в основном – владеющих только простыми действиями, вычисляли таблицы математических функций с высокой точностью – это было нужно для решения инженерных задач. Потом это система развивалась, и в 20 веке существовали большие счетные бюро, обеспечивающие нужды инженеров и конструкторов во многих отраслях промышленности – строительство, судостроение, авиация, военные и так далее. Но эту историю я рассказывать не готов, хотя и слышал ее в одной из Лекций Петра Щедровицкого по СРТ.

В любом случае, в конце был человек-счетчик, снабженный тем или иным арифмометром. Их-то и хотели заменить компьютером, задача была «сделать то же самое, но без человека как вычислителя».

Для разработки алгоритмов программ использовались Блок-схемы – визуальное графическое представление, показывающее последовательные шаги, циклы и ветвления алгоритма. Статья вики Flowchart говорит, что они были разработаны для представления алгоритмов еще в 1920-х, а 1940-х были использованы фон Нейманом для проектирования компьютерных программ: «Douglas Hartree in 1949 explained that Herman Goldstine and John von Neumann had developed a flowchart (originally, diagram) to plan computer programs». Таким образом, блок-схемы старше компьютеров.

Первые программы писали непосредственно в машинных кодах – командах процессору, который их обрабатывал. Коды отражали конкретную архитектуру машины и развивались вместе с ней. Команда в машинных кодах «прибита гвоздями» к конкретному месту в памяти, где размещается она и ее данные, и эта привязка – наиболее жесткая. Когда ты объединяешь несколько программ для совместной работы, и оказывается, что они занимают одно и то же место в памяти, то одну из них надо переместить. Желательно, без переписывания и проверки ошибок, которые при этом возникают.

Эти задачи решали аппаратно: через команды вызова процедур, регистры для стековой организации памяти и базовых адресов и так далее. А в 1949 появилось программное решение – ассемблер. В нем команды записываются символически с мнемоникой, а не цифрами, программы можно вызывать одну из другой, вместо адресов данных указываются имена переменных и т.п. Это понемногу развивалось и совершенствовалось.

Ассемблер привязывался к конкретной машине и ее архитектуре, и это – проблема: при появлении новых, более совершенных компьютеров наработанные программы перенести было невозможно. В 1954-1957 был разработан Fortran (IBM) – первый язык, отвязанный от железа конкретной ЭВМ.

Но это побочный, хотя и очень полезный эффект. Главная задача, которая была решена, – это то, что программы на Фортране можно достаточно комфортно переносить между компьютерами. Там есть сложности с различной точностью вычислений и объемами памяти, но по сравнению с ассемблером это значительный шаг вперед: созданное не пропадает с устареванием компьютера.

На Фортране написано громадное количество библиотек, реализующих различные вычисления, он живет, развивается и используется до сих пор. Отметим, что обобщение часто решаемых задач и реализация их в виде процедур, параметры которых задают вариативность реализации алгоритма и позволяют одну и ту же процедуру использовать в разных задачах, и формирование из этих процедур библиотек, которые полностью закрывают потребности какого-либо класса задач, родилось именно тогда. Это дало начало процедурной парадигме программирования.

При выделении процедур очень важна удачная параметризация. Например, при численном решении уравнений каким-либо методом возникает проблема с особыми точками и краевыми эффектами, для которых существуют вариации алгоритмов. И от того, какие вариации будут предусмотрены, зависит область применения процедуры. Фортран в этом смысле беден: в процедуру нельзя передать ссылку на другую процедуру для обработки особых ситуаций, нельзя добавить при доработке библиотеки параметры по умолчанию – все это появилось гораздо позднее, в продвинутых диалектах языка. Сейчас такие задачи решать легче, но удачное обобщение и параметризация по-прежнему остаются частью слабоформализованного искусства программирования.

Lisp дал начало функциональной парадигме программирования и декларативному подходу. Из этих подходов позднее выросли декларативные языки логического вывода Planner (1969), Prolog (1973) и другие, и функциональные языки Schema (1975), Haskell (1990) и Clojure (2007).

Фортран обеспечил разработку программ для чисто вычислительных задач, закрыв потребности самого главного заказчика – военных, а заодно и других инженеров-проектировщиков. Однако, у бизнеса были и другие задачи. А главное, они были у самих программистов, они не слишком хотели писать компиляторы и системное обеспечение на ассемблере. А для этого нужна работа со структурами данных, а не просто с числами, и развитая работа с текстами и файлами.

Как и сейчас, программисты не слишком хотели разбираться в бизнес-задачах, поэтому решили придумать универсальное решение – разработать универсальный алгоритмический язык. И сделать это силами всего международного сообщества. Так начал появляться язык Алгол, Algorithmic Language. История рассказана в русской и английской статьях, она прекрасна. Была недельная конференция в 1958, на которой создали стандарт языка, не слишком подумав про реализацию, и сформировали комитет по доработке IFIP. Этот комитет два года делал стандарт приемлемым для реализации, и в результате выпустил стандарт Algol-60.

Я, кстати, в институте обучался именно на Алголе Курочкина на БЭСМ-6, который наш преподаватель любил за чистоту и полную реализацию первоначального стандарта, в отличие от более поздней реализации Алгола-68.

Долгая работа над универсальным языком Алгол и полуживой первый стандарт вызвали альтернативную ветвь развития языка для разработки бизнес-приложений, которым стал Cobol. История описана в вики, инициатива была академическая, но реализация спонсирована военными из министерства обороны. Разрабатывала стандарт очень компактная рабочая группа, в которую входили производители компьютеров и заказчики. Поэтому получилось очень быстро: первая конференция, на которой высказана идея и получена поддержка была в мае 1959, к декабрю согласован стандарт Cobol-1960, а уже в августе 1960 показан первый работающий компилятор.

На Коболе наработаны большие библиотеки приложений и поэтому он местами используется до сих пор и даже развивается… Такая долгая жизнь Cobol при его многочисленных недостатках непонятна и печалит сторонников «правильных» подходов к разработке, начиная со структурного программирования, появившегося в конце 60-х. Википедия приводит цитату Дейкстры «Использование Кобола калечит ум. Его преподавание, следовательно, должно рассматриваться как уголовное преступление».

Но Кобол был ориентирован на бизнес-приложения, а программистам по-прежнему надо было писать компиляторы и системный софт. Дефицит языка общего назначения привел к появлению в 1964 году языка PL/I, его разработал IBM для своих компьютеров.

И в заключении интересно отметить язык BASIC. Он появился в 1964 как сокращенный диалект «для непрограммистов», который дает представление о работе компьютера на низком уровне для вычислительных задач, такой урезанный Fortran. Но его реальный расцвет пришелся на 1970-е, когда появились слабые компьютеры, для которых традиционные языки оказывались слишком тяжелыми, создать компиляторы было невозможно.

Параллельно с этим развивалась функциональная парадигма, о которой я уже говорил раньше, описывая язык Lisp. В основе функциональной парадигмы лежит некоторый математический аппарат, у ее применения есть своя ниша в части обработки тестов, графов и больших объемов данных. Этот математический аппарат позволяет очень эффективно распараллеливать вычисления, а это востребовано.

Работа над Алголом и дальнейшее развитие привели к формированию концепции структурного программирования (по-русски и по-английски). Авторы – Дейкстра и Вирт, идея – ясность логики выполнения алгоритма из кода программы, отсутствие необходимости в дополнительной документации в виде блок-схем. Начало отсчитывают от статьи Дейкстры 1968 года.

Логическим завершением этапа эволюции подходов к разработке софта, начатой Алголом и продолженной другими языками, надо считать работу Николаса Вирта «Алгоритмы + Структуры данных = Программы» (1976), которая фиксирует следующий после алгоритмики Кнута этап развития концепций разработки софта.

В 1974, с развитием обработки больших объемов данных, появилась модель реляционных баз данных и язык SQL, реализующий реляционную парадигму программирования. В ее основу лег специальный раздел математики – реляционная алгебра. Что интересно, реляционную алгебру необходимо понимать для реализации движков СУБД, но вот для использования SQL, включая построения сложных запросов, понимание реляционной алгебры вовсе не является необходимым, гораздо проще это объяснять другим образом. К этому я еще вернусь в следующих статьях.

Есть мнение, что во второй половине 1960-х зародился ООП, объектно-ориентированный подход. Однако, статья вики допускает много трактовок. В Алголе объектов (в современном смысле) точно не было, в 1967 скандинавы сделали язык Симула с замечательными концептами, но не слишком хорошей реализацией. Smalltalk с акторной моделью, который авторы статьи также отнесли к ООП, на мой взгляд, представляет собой отдельную ветвь развития. Так что я бы рассматривал все это как предысторию ООП, а историю отсчитывал с языка С++ (1979-1985) (история).

На рубеже 80-х появился не только ООП вместе с языком C++, произошло еще одно принципиальное событие – появились персональные компьютеры. И это принципиально изменило задачи, стоящие перед IT-разработкой. Главное изменение состояло не в том, что появились компьютеры для домашнего использования, и потребовался софт для работы на них: текстовые и графические редакторы, компиляторы и средства разработки, базы данных и игры – это все так или иначе перенесли с больших компьютеров. Вопрос был в оптимизации и адаптации под ограниченные ресурсы. Главное изменение в том, что персоналки сделали компьютеры доступными небольшим компаниям, и потребовались системы автоматизации бизнес-процессов, которые сильно отличаются в разных компаниях, и типовую систему сделать сложно. И как раз эту задачу помог решить ООП. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Я там занимался системным программированием, это было интересно. Одним из результатов был многопользовательский интерактивный текстовый редактор, который в одном процессе обслуживал до 8 пользователей, редактирующих свои файлы с подключенных терминалов. Потому что на уровне ОС было ограничение на 15 пользовательских процессов, из которых только 6 интерактивных с пользователями, а подключенных терминалов было много больше. Там было много интересных задач: эмуляция потоков и обработка прерываний, управление памятью и так далее. Аналогичные системы были, но ресурсоемкие и с проблемами в эргономике. Поэтому когда редактор написали, то его быстро внедрили и он завоевал популярность, а я ощутил, что такое сопровождение системы, которая иногда сбоит и падает, теряя или портя пользовательские файлы. Несколько лет все это жило, а потом пришли персоналки, и я с большим интересом окунулся в мир разработки на C++.

Развитие информационных технологий можно разделить на эволюционные этапы, представленные на рис. 1.4.

 Этапы эволюционного развития информационных технологий


Рис. 1.4. Этапы эволюционного развития информационных технологий

Исходя из определения понятия "информационная технология", под которой понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, можно заключить, что история развития информационных технологий берет свое начало с появления речи. Этот период рассматривают как первый этап эволюции информационных технологий.

Упростился обмен информации между отдельными людьми при личном контакте. Также упростилась передача информации между ближайшими поколениями людей (от деда к отцу и далее к внуку). Появились хранители знаний - жрецы, духовенство. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственные и социальные процессы в обществе.

Однако передача информации "из уст в уста" терялась со смертью человека. Кроме того, не было возможности организовать передачу информации ни во времени, ни в пространстве без участия человека.

Появление в 1445 г. первого печатного станка и книгопечатания привело к третьему этапу эволюции информационной технологии, который длился около 500 лет. Знания стали тиражироваться, ускорился обмен информацией между людьми. Информация уже могла влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио.

Тем не менее, еще до конца XIX в. около 95% работающего населения было занято в сфере материального производства, а в информационной сфере - не более 5%. К середине XX в. процент населения, занятого в информационной сфере, возрос примерно до 30% от всего трудового населения развитых стран, и далее эта тенденция продолжает возрастать.

В конце XIX - начале XX вв. наступил четвертый этап информационной эволюции, связанный с изобретением и распространением средств передачи информации: радио, телеграфа, телефона и т. д.

Появилась возможность передавать информацию в режиме реального времени на любые расстояния.

Появление первых электронно-вычислительных машин в 1946 г. привело к переходу на пятый этап эволюции информационных технологий. Был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Появилась возможность передачи видео- и аудиоинформации на большие расстояния, появилась возможность создания информационных фондов.

В течение пятого этапа происходило развитие ЭВМ, что приводило к последовательному развитию информационных технологий.

Основным критерием функционирования информационных технологий в этот период являлась экономия машинных ресурсов. При этом преследовалась цель максимальной загрузки оборудования, которая обеспечивалась организацией пакетного режима обработки информации.

Пакетный режим резко повысил производительность использования ЭВМ, но затруднил процесс отладки программ и создания новых программных продуктов.

В начале 80-х гг. появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий на базе ЭВМ третьего поколения стала экономия труда программиста, что было реализовано посредством разработки инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах:

  • реального времени;
  • разделения времени;
  • в пакетном режиме.

Системы разделения времени позволили специалисту работать в диалоговом режиме, так как ему выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресурсам системы. Появились языки высокого уровня (PL, Pascal и др.), пакеты прикладных программ ( ППП ), системы управления базами данных ( СУБД ), системы автоматизации проектирования ( САПР ), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети ЭВМ, сформировалась новая научная отрасль - информатика .

Для автоматизации управления экономическими объектами разрабатывались автоматизированные системы управления ( АСУ ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД) и другие автоматизированные системы обработки экономической информации (СОЭИ).

Шестой этап эволюции информационных технологий начался с появления микропроцессора и персонального компьютера (ПК).

Персональный компьютер - это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудноформализуемых процессов человеческой деятельности. Основным критерием функционирования информационных технологий явилось использование их для формализации знаний и внедрения во все сферы человеческой деятельности.

Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места ( АРМ ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных.

Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации - 60-80 % трудового населения развитых стран.

В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний с целью информатизации общества.

Появились машины с параллельной обработкой данных - транспьютеры. Для них был создан новый язык - язык параллельного программирования. Появились портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим, бесклавиатурные компьютеры, а также графические операционные системы и новые информационные технологии : объектно ориентированные, гипертекст , мультимедиа , CASE-технология и т. д.

Несмотря на общее эволюционное развитие информационных технологий, существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием средств вычислительной техники, которые определяются различными классификационными признаками деления, представленными на рис. 1.5.

Классификация этапов развития

Общим для всех подходов является то, что с появлением ПЭВМ начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой. В соответствии с этим выделяют различные признаки деления, в соответствии с которыми рассматриваются этапы развития информационных технологий.

Вид задач и процессов обработки информации.

1-й этап (60-70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Проблемы, стоящие на пути информатизации общества.

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) - персональный компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные технологии - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных технологий. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

  • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
  • организация доступа к стратегической информации;

организация защиты и безопасности информации.

Преимущества, которые приносит компьютерная информационная технология.

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных технологий была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные технологии, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались технологии, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных технологий - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные технологии имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Виды инструментария технологии.

1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем передачи посредством почты писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почты. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Изначально информационные технологии не были обеспечены электронно-вычислительным инструментарием. Само развитие вычислительной техники определило этапы развития информационных технологий. Пять поколений ЭВМ, информационные революции непосредственно повлияли на эволюцию информационных технологий.

Этапы развития информационных технологий

этапы развития информационных технологий

В конце 50 годов XX века появились электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Сначала это были огромные комплексы величиной с достаточно большое здание. Обслуживание такой ЭВМ требовало от человека не только знаний в принципах и методах математических вычислений, но и в электронике.

Со временем изменились технологии. Были изобретены полупроводниковые приборы, затем интегральные микросхемы. ЭВМ стали уменьшаться в размерах, появились мини-ЭВМ. Но эти мини-ЭВМ были размером со шкаф. Сегодня для нас они показались бы просто огромными.

Научно-технический прогресс породил персональные ЭВМ. Как результат, в конце прошлого века зародилась новая информационная технология .

Эволюция АИТ

Тип автоматизированной информационной технологии

Информационные революции

Этапы развития информационных технологий тесно связаны с информационными революциями. Одновременно с техническим прогрессом развивалась цивилизация. В ее истории развития произошла не одна информационная революция. Под информационной революцией можно понимать преобразование отношений в обществе вследствие кардинальных изменений в области обработки информации. В результате подобных преобразований человечество приобретало новое качество.

Первую революцию традиционно связывают с изобретением письменности. В это время произошел гигантский количественный и качественный скачок, знания стали передавать из поколения в поколение не только устно, но и в письменном виде.

Вторая революция связана с изобретением книгопечатания (середина XVI века). Культура, индустриальное общество, организация деятельности радикально изменились в это время.

Третья революция обусловлена изобретением электричества (конец XIX века). В этот период появились сначала телеграф, затем телефон, наконец, радио. Эти устройства позволили быстро передавать информацию и накапливать ее в любом объеме.

Четвертая революция стала следствием изобретения микропроцессорной технологии (70 гг XX века). В это время появились первые персональные компьютеры. Достаточно быстро были изобретены технологии компьютерных сетей и систем передачи данных.

Период четвертой революции характеризуется тремя фундаментальными инновациями:

  • механические и электрические средства преобразования информации были заменены электронными;
  • все устройства, приборы и узлы машин миниатюризированы;
  • созданы программно-управляемые устройства и процессоры.

Суть пятой революции заключается в том, что произошла интеграция в едином информационном пространстве всего мира программно-технических средств, телекоммуникаций и других средств связи, информационных запасов, запасов знаний. Все это представляет собой единую информационную телекоммуникационную инфраструктуру. В этой среде происходит взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

На сегодняшний день объем обрабатываемой информации огромен, с скорости обработки достигают неимоверных величин. Вместе с тем создаются совершенно новые возможности производства, сбора, хранения, передачи, распространения информации. Меняются технологии поиска и получения существующей информации. Появляются новые виды деятельности в сфере информационных технологий.

Что ждет нас дальше? Предлагаю пофантазировать и представить себе дальнейшие этапы развития информационных технологий . Свои рассуждения можно оставлять в комментариях.

Если вам понравилась статья и вы готовы пожертвовать на развитие этого сайта, сделайте это прямо сейчас!


История информационных технологий берёт своё начало задолго до возникновения современной дисциплины информатика , появившейся в XX веке. Информационные технологии (ИТ) связаны с изучением методов и средств сбора, обработки и передачи данных с целью получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Содержимое разработки

История развития информационных технологий в современном мире

Иванова С.С. (студентка)

Денисова М.В., преподаватель информатики

ГПОУ "Полысаевский индустриальный техникум", город Полысаево

Актуальность работы обусловлена тем, что информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.

Цель исследования: выявить на сколько в современном мире развиты информационные технологии.

Задачи исследования:

1. Изучить материал по выбранной теме.

2. Изучить "Историю развития информационных технологий в современном мире"

4. Провести социологический опрос и по максимуму донести до окружающих историю развития ИТ.

Методы исследования: изучение литературы, СМИ, социологический опрос.

Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что представленный материал является дополнением к информационной базе о развитии ИТ. Результаты исследования могут быть использованы для внеурочной работы по предмету информатика.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

История информационных технологий берёт своё начало задолго до возникновения современной дисциплины информатика, появившейся в XX веке . Информационные технологии (ИТ) связаны с изучением методов и средств сбора, обработки и передачи данных с целью получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Информационные технологии активизируют и эффективно используют информационные ресурсы общества (научные знания, открытия, изобретения, технологии, передовой опыт), что позволяет получить существенную экономию других видов ресурсов – сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени. Основным техническим средством технологии переработки информации является персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество информации, получаемой после обработки.

Развитие отрасли ИТ

Развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из стратегических направлений модернизации экономики, и инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры способствуют усилению стратегического положения любой страны в долгосрочной перспективе.

Эффективное использование возможностей, предоставляемых новыми технологиями связи, надежными широкополосными сетями и внедрение инновационных пользовательских приложений создает платформу для:

улучшения телекоммуникационной инфраструктуры страны, создающей основу для предоставления новых сервисов для обслуживания населения, деятельности локального бизнеса и госучреждений;

подключения к социальной и бизнес-активности удаленных и малочисленных регионов;

повышения эффективности государственного управления хозяйством и социальной сферой;

ускорения информационного обмена, распространения электронных сервисов и появления новых форм коммуницирования населения и предприятий между собой, с иностранными партнерами, органами государственной власти, муниципальными службами, медицинскими и образовательными учреждениями (во всем мире развиваются и набирают популярность такие направления, как e-Business, e-Government, e-Education, e-Banking, e-Commerce, e-Health, e-Community).

Список использованной литературы:

Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие /М.А. Абросимова. – МкноРус, 2013. – 248 с.

Акперов, И.Г. Информационные технологии : Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. – М.: НИЦ ИНФА – М, 2013. – 400 с.

Гохберг, Г.С. Информационные технологии: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 208 с.

Читайте также: