Сведения об устройстве компьютера которые получают ученики на уроках информатики можно разделить на

Обновлено: 04.07.2024

Наличие столов по центру кабинета позволяет более рационально организовать работу кабинета и учащихся на занятиях. Особенностью учебной деятельности детей является то, что когда они находятся за включенным компьютером, то очень невнимательно воспринимают объяснения учителя и часто отвлекаются. Поэтому, в случае изучения теоретического материала под руководством учителя, учащиеся садятся за столы без компьютеров по центру кабинета, а после объяснения и выдачи задания они пересаживаются за свое рабочее место. При таком расположении компьютеров свет от окон падает на рабочие столы слева, как и рекомендуется СанПиН.

Недостатком двухрядного расположения является то, что в этом случае трудно обеспечить необходимое расстояние между столами в 2 метра (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора). Однако при использовании плоских мониторов это расстояние выдержать легче.

В случае, когда компьютеры располагаются вдоль двух стен кабинета, требуемая площадь под компьютерный класс должна составлять 84 кв. метра, на которой размещается 12 рабочих мест ученика, одно рабочее место учителя, 9 двухместных ученических столов по центру, два шкафа, электрощит и умывальник. Расстояние между боковыми поверхностями компьютеров составляет требуемые 1,2 метра. Если комната для класса имеет квадратную форму, то рекомендуется располагать рабочие места учеников по периметру вдоль трех стен. Достоинством такой схемы размещения является более рациональное использование площади помещения и наименьшее влияние вредных факторов, обусловленных работой электроннолучевых мониторов соседних компьютеров. Недостатком схемы является то, что учащиеся, сидящие за мониторами у оконной стены, обращены лицом к окнам, а на поверхности экранов мониторов у противоположной стены образуются блики от окон. Поэтому, при расположении компьютеров по периметру стен кабинета работа должна осуществляться при постоянно зашторенных окнах и искусственном освещении. Кроме того, учителю не видно изображение на экранах мониторов компьютеров, находящихся у боковых стен и ему приходится или контролировать работу учеников по локальной сети, или все время курсировать по классу.

Стол учителя должен располагаться на подиуме. Рядом можно разместить подставку для мультимедийного проектора. Ориентация окон кабинета должна быть преимущественно на север или северо‐восток. Не допускается такое расположение рабочих мест, когда основной световой поток от окон был направлен спереди или сзади учащихся.

В кабинете информатики обязательным должно быть заземление, подсоединенное к общему заземляющему контуру всего здания. Электрические силовые кабели, линии связи локальной сети должны быть смонтированы в металлических рукавах или пластмассовых трубках. Столы с компьютерами должны оборудоваться в соответствии с требованиями безопасности и неподвижно крепиться к полу. Все компьютеры должны быть заземлены через розетку электропитания. Электропитание компьютеров должно осуществляться от специального электрощита или комплекта электрооборудования для КУВТ, оборудованного устройством защитного отключения. Устройство защитного отключения должно обеспечивать отключение питающего напряжения при возникновении токов утечки на землю свыше 10 мА, а также при перегрузках и коротких замыканиях. Щит электропитания должен также иметь аварийное ручное отключение. Во время проведения занятий учитель лично производит подключение электропитания и его отключение.

Демонстрационный цветной телевизор или монитор должны иметь экран с диагональю не менее 61 см. Телевизор и электронный проектор монтируются на кронштейнах на высоте 2 метра от пола. При этом расстояние между телевизором и первым двухместным ученическим столом
(для теоретических занятий) должно быть не менее 3 метров. Для демонстрации изображений с помощью кодоскопа и электронного проектора может использоваться белая классная доска, однако желательно для этих целей иметь отдельный экран.

Монтаж кабинета, силовых щитов, электрических розеток, проводку силовых кабелей, заземления, пожарноохранной сигнализации в соответствии с правилами и нормами должны осуществлять специализированные организации, имеющие лицензии на данные виды работ.

Ввод кабинета информатики в эксплуатацию производится после разрешения центров санэпиднадзора.

В качестве средств пожаротушения разрешается применять порошковые и углекислотные огнетушители, которые позволяют ликвидировать возгорание аппаратных средств, находящихся под электрическим напряжением. С точки зрения минимизации повреждений оборудования предпочтение следует отдавать использованию углекислотных огнетушителей. В кабинете должно быть не менее двух огнетушителей.

Кабинет должен быть организован как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, способствующая оптимальной организации учебного процесса, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Для руководства работой кабинета приказом директора школы назначается заведующий кабинетом из числа учителей информатики. Заведующий является организатором работы кабинета и его оборудования, работы учителей и учащихся. Он обеспечивает использование кабинета в соответствии с учебным планом школы, разрабатывает перспективный план оснащения кабинета, принимает меры по его дооборудованию и пополнению учебно‐наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Он также несет ответственность за сохранность оборудования и средств вычислительной техники, за ведение инвентаризационного журнала, за содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременную и тщательную профилактику вычислительной техники, регистрацию отказов и организацию ремонта, за поддержание в кабинете санитарно‐гигиенических требований и требований техники безопасности. Заведующий кабинетом принимает участие в планировании загрузки кабинета учебными, кружковыми, факультативными и другими занятиями с учащимися. Все виды занятий в КВТ проводятся при обязательном присутствии преподавателя.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р. И. Горохова, С. Н. Скворцова

Школьная информатика в контексте фундаментализации образования Некоторые аспекты темы «Алгоритмизация» в школьном курсе информатики Методика обучения информационной безопасности старшеклассников: о содержании обучения информационной безопасности в школьном курсе информатики Становление информационно-математической компетентности при обучении учащихся технология программирования i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения темы «Архитектура компьютера» в школьном курсе информатики»

должен дать детям. В массовой школе преподавание информатики свелось к преподаванию офисных технологий. Да, так проще, но даже и в этом случае в ряде школ, судя по опросам, офисными технологиями многие не владеют. Здесь есть над чем поразмыслить как учреждениям, занимающимся вопросами повышении квалификации, так и подразделениям, контролирующим качество преподавания, выполнение государственных стандартов.

Особенности изучения темы «Архитектура компьютера»

в школьном курсе информатики

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Грамотное использование компьютера невозможно без знаний его структуры и принципов функционирования. В качестве подтверждения этого тезиса можно привести слова Питера Нортона: «Вы можете успешно пользоваться услугами компьютера, не понимая того, что в нем происходит. Однако чем глубже Вы представляете процессы, происходящие в ПК, тем лучше будете пользоваться его возможностями. Если что-нибудь случится в процессе работы с компьютером, вероятность того, что Вы примете правильное решение, а не наделаете глупостей и не испортите все окончательно, будет выше».

В основе функционирования современного компьютера лежит огромное количество идей, теорий, принципов и технических решений, которые постоянно совершенствуются. Обобщенная структура, фундаментальные принципы построения и функционирования компьютеров являются предметом изучения темы «Архитектура компьютера» школьного курса информатики. Существующие подходы к преподаванию этого курса можно разделить на три большие группы:

- декларативное изложение материала;

- привязка к одной из реально существующих ЭВМ;

- использование программных моделей вычислительных машин [4].

В различных источниках по-разному раскрывается понятие «архитектура компьютера». Например, в одном источнике архитектурой компьютера называют совокупность его компонентов, а компоненты компьютера называют компьютерным «железом» [12]. В другом источнике «архитектура компьютера» рассматривается в узком и широком смысле слова. В узком смысле под архитектурой понимается архитектура набора команд. Архитектура набора команд служит границей между аппаратурой и программным обеспечением и представляет ту часть системы, которая видна программисту или разработчику компиляторов. В широком смысле архитектура охватывает понятие организации системы, включающее такие высокоуровневые аспекты разработки компьютера, как систему памяти, структуру системной шины, организацию ввода/вывода и т.п. [13]. В третьем источнике под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы ЭВМ без подробностей технического характера (электронных схем, конструктивных деталей и пр.). Описание архитектуры - это представление о компьютере, достаточное для человека, работающего за компьютером, но не конструирующего или ремонтирующего его, т.е. для пользователя [3]. Но обучающиеся должны четко представлять, что означает понятие «архитектура компьютера» и какие различают уровни описания архитектуры компьютера.

Существуют различные уровни описания архитектуры компьютера. Самый поверхностный уровень описания архитектуры компьютера - это понятия об основных устройствах, входящих в состав компьютера, и их назначений. Самый глубокий уровень - это описание системы команд процессора (языка машинных команд), правил работы процессора при выполнении программы.

В соответствии с обязательным минимумом содержания основных обязательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования можно выделить следующие темы, связанные с архитектурой компьютера:

1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

2. Основные устройства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

3. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

ИТО Марий Эл - 2009

Для изучения раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» в базовом курсе информатики уделяется 4 часа, включая 3 практические работы, а для изучения темы «Архитектура компьютера» отводится 2 часа.

Изучению темы «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» в 10 классе на базовом уровне выделяют 2 часа, в том числе 2 практические работы. Для изучения темы «Архитектура компьютера» в профильном курсе информатики на базовом уровне отводится 1 час. Для изучения темы «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей», которая входит в раздел «Средства ИКТ и их применение» (48 часов), на профильном уровне отводится 3 часа.

Существуют различные учебники и учебные пособия, в которых рассматривается тема «Архитектура компьютера». Как правило, в них разъясняются общие понятия архитектуры без привязки к конкретным маркам ЭВМ. Практическая работа происходит на определенных моделях компьютеров.

В связи с этим возникает проблема увязки общетеоретических знаний с практикой, которую должен решать учитель.

Проанализируем школьные учебники по информатике с точки зрения объема и полноты содержания интересующей нас темы.

И.Г. Семакин в учебнике «Информатика. Базовый курс. 7-9 классы» для раскрытия понятия «архитектура ЭВМ» использует дидактический прием аналогии. В данном учебнике рассматривается минимальный комплект ПК, магистральный принцип взаимодействия устройств ПК, основные характеристики ПК.

Тема «Архитектура компьютера» достаточно полно и понятно раскрыта в учебнике Н.Д. Угриновича «Информатика» за 7 и 8 классы и в пособии «Информатика» под редакцией Н.В. Макаровой за 7-9 классы. Материал, изложенный в данных учебных пособиях, можно рекомендовать и использовать в качестве дополнительной литературы в базовом курсе информатики.

Н.Д. Угринович в своем учебном пособии «Информатика» за 8 класс для раскрытия темы «Устройство компьютера» использует следующие параграфы: «Процессор и системная плата»; «Устройства ввода информации»; «Устройства вывода информации»; «Оперативная память»; «Долговременная память» и по теме «Устройство компьютера» предлагает выполнить две практические работы: «Форматирование дискеты» и «Определение разрешающей способности мыши».

А.Г. Гейн, автор учебника «Информатика» для 10-11 классов, поверхностно рассматривает основные устройства компьютера. После изучения теоретического материала он предлагает выполнить лабораторную работу «Первый раз в компьютерном классе». Данное пособие подходит для изучения темы «Архитектура компьютера» на базовом уровне профильного курса информатики.

В учебном пособии Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов тема «Архитектура компьютера» раскрывается в следующих параграфах: «Магистрально-модульный принцип построения компьютера»; «Аппаратная реализация компьютера» и «Логическая структура дисков».

Автор предлагает начинать изучение данной темы с рассмотрения различных типов шин (шины данных, шины адреса, шины управления), основных характеристик процессора и модулей оперативной памяти. Во втором параграфе предлагаются к изучению следующие вопросы: системный блок компьютера; внешняя (долговременная) память; устройства ввода информации и устройства вывода информации.

В завершение изучения темы «Аппаратная реализация компьютера» автор предлагает проведение практической работы «Тестирование компьютера», используя тестирующую программу SiSoft Sandra. Тема «Логическая структура дисков» включает в себя рассмотрение логической и физической структуры гибких и жестких дисков, виды форматирования дисков, процессов фрагментации и дефрагментации дисков.

Таким образом, учебник Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов можно использовать для углубленного изучения темы «Архитектура компьютера».

Для изучения темы «Архитектура компьютера» в классах с углубленным изучением информатики также можно использовать учебное пособие Л.З. Шауцуковой «Информатика» для 10-11 классов. В данном учебнике подробно рассматривается, как устроен компьютер, на каких принципах построены компьютеры, что такое команда и как она выполняется, что такое архитектура и структура компьютера и устройство компьютера.

Поурочное планирование темы «Компьютер и программное обеспечение» для 10 класса (на основе учебника Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов) можно представить в виде 10 уроков, включающих 2 лабораторные работы, 1 практическую работу и 2 работы для контроля и проверки знаний обучающихся.

Урок 1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Уроки 2-3. Аппаратная реализация компьютера.

Урок 4. Самостоятельная работа. Операционная система.

Урок 5. Загрузка операционной системы. Лабораторная работа.

Урок 6. Файлы и файловые системы. Лабораторная работа.

Урок 7. Логическая структура дисков.

Урок 8. Логическая структура дисков. Практическая работа.

Урок 9. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Урок 10. Контрольная работа.

При изучении аппаратной части компьютера рассмотрены магистрально-модульный принцип построения компьютера; краткая история создания процессоров и их основные характеристики; функции и основные характеристики оперативной и внешней памяти; устройства, содержащиеся в системном блоке; логическая схема материнской платы, устройства ввода и устройства вывода информации. Для контроля и проверки знаний учащихся предлагается самостоятельная работа по итогам изученных вопросов.

В ходе изучения курса информатики ученики должны постепенно углублять свои знания об архитектуре компьютера, вплоть до получения представлений о языке машинных команд, о работе процессора. В основном на базовом уровне профильного курса информатики учащимся дается поверхностный уровень знаний архитектуры компьютера. Но в профильных классах некоторых школ изучается такой язык программирования низкого уровня, как язык ассемблера, который рассматривается при изучении раздела «Программирование». При изучении ассемблера необходимо познакомить учащихся с историей создания данного языка программирования, с видами ассемблера, для чего они предназначены, чем отличаются от других языков программирования, отметить их достоинства и недостатки. Дальнейшее рассмотрение предполагает введение таких понятий, как «регистры», «типы регистров» и «основные команды языка», и после достаточно глубокого и детального изучения осуществление перехода на программирование на данном языке. Но язык ассемблера достаточно сложен для понимания, и, наверное, у большинства учащихся возникают трудности при написании даже простейших программ. Чтобы преподавать язык ассемблера, учитель сам должен хорошо разбираться в нем, однако специалистов в данной области мало. В то же время Государственный стандарт общего образования не включает в себя вопросы по изучению языка ассемблера. Поэтому при изучении темы «Архитектура компьютера» на базовом уровне учащимся можно сообщить, что существует такой язык программирования низкого уровня, как ассемблер, и команды языка ассемблера один к одному соответствуют командам процессора, не вдаваясь в подробности. Профильная подготовка может предлагать изучение ассемблера, как в рамках отдельного элективного курса, так и в ходе проведения уроков по информатике при условии включения их в тематическое планирование.

Тема «Архитектура компьютера» является одной из важных тем школьного курса информатики, изучаемой на разных уровнях обучения. Преподавание данной темы необходимо проводить с учетом возрастных особенностей учащихся и их профильной направленности.

1. Гейн, А.Г. Информатика: учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.

2. Информатика. 7-9 классы. Базовый курс. Теория / под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2004. - 368 с.

3. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Ханнер. -М.: Академия, 2003. - 624 с.

4. Матюшкина-Герке, О.А. Анализ программных моделей в курсе «Архитектура компьютера» в педагогическом вузе // VIII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004. - Т. VIII. - С. 29-32.

5. Информатика и ИКТ: сб. нормативных док. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 103 с.

6. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 390 с.

7. Соломенчук, В.Г. Учимся работать на компьютере / В.Г. Соломенчук. - СПб.: Питер, 2006. - 299 с.

8. Угринович, Н.Д. Информатика. Базовый курс: учеб. для 7 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 205 с.

9. Угринович, Н.Д. Информатика. Базовый курс: учеб. для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 205 с.

10. Угринович, Н.Д. Информатика. Базовый курс: учеб. для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 205 с.

11. Шауцукова, Л.З. Информатика: учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.З. Шауцукова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 416 с.

Современный компьютер – это универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Вся информация представляется в компьютере в виде двоичного кода.

Тактовая частота процессора равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду.

Разрядность процессора – максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться за одну операцию или период одного такта.

Программный принцип работыкомпьютера – это совокупность программ на компьютере, с помощью которых осуществляется его работа.

Локальная компьютерная сеть – это сеть, находящаяся (на небольшой территории) служащая для пользования одними и теми же данными и услугами, которая объединяет небольшое количество компьютеров.

Наименьший элемент памяти компьютера – бит.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой миллионы компьютеров и сетей со всего мира.

Формула, которая используется при решении типовых задач:

где I – объём файла, t – время, V – скорость передачи данных.

Основная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

Дополнительная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Мы не представляем теперь нашу жизнь без современных электронно-вычислительных устройств. А какими устройствами пользуются почти все? Конечно, это телефоны, планшеты, ноутбуки и компьютеры. Компьютеры есть сейчас в каждом доме и нужны нам для самых разных целей. И вот сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое современный компьютер, из каких устройств он состоит, и каковы их функции.

Самый первый компьютер был создан в 1945 году в США. Сейчас это один из важных объектов, который изучают на уроках информатики.

Современный компьютер – это универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией.

Универсальным его называют потому, что он может обрабатывать, хранить, передавать самую разнообразную информацию, которую люди используют в разных видах деятельности.

Компьютеры могут обрабатывать разные виды информации: числа, текст, изображения, звуки.

Но вся информация представляется в компьютере в виде двоичного кода, т.е. последовательностей нулей и единиц. Информацию, которая предназначена для обработки на компьютере и представленную в виде двоичного кода называют двоичными данными. Последовательности единиц и нулей в компьютерном представлении соответствуют электрическим сигналам – включено и выключено.

Данные компьютер обрабатывает с помощью программ, как и данные они также представляются в виде двоичного кода. Такой принцип работы называется программным.

Все устройства, входящие в состав компьютера, можно разделить на два вида: устройства, входящие в системный блок и внешние устройства. Центральным устройством системного блока является процессор. Он принимает данные, считывает из оперативной памяти команды, анализирует и выполняет их, а также отправляет результат работы на требуемое устройство.

Основными характеристиками процессора являются его тактовая частота и разрядность. Тактовая частота процессора равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду.

Разрядность процессора – максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться и передаваться одновременно.

Память компьютера предназначена для приёма, хранения и передачи данных. Наименьший элемент памяти компьютера – бит.

Память бывает внутренней и внешней.

Внутренняя память встроена в компьютер, ею управляет процессор. Внешняя же память подключается к компьютеру и предназначена для хранения большого объёма информации, такие устройства называют носителями информации.

Все устройства, которые не входят в состав системного блока называются внешними. Это клавиатура, мышь, монитор, принтер, микрофон и другие. все их можно разделить на устройства ввода и вывода.

Для обмена информацией компьютеры объединяются в компьютерные сети.

Локальная компьютерная сеть – это сеть, находящаяся на небольшой территории, служащая для пользования одними и теми же данными и услугами, которая объединяет небольшое количество компьютеров.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой миллионы компьютеров и сетей со всего мира.

Скорость передачи данных является главной характеристикой компьютерной сети. Объём передаваемых данных равен произведению скорости передачи на время и измеряется в битах, килобитах, мегабитах или в гигабитах в секунду.

Сколько времени будет скачивать файл размером 2 килобайт при Интернет-соединении с максимальной скоростью скачивания 16384 бит в секунду?

Информационный объём данных находится, как произведение скорости передачи на время, значит, чтобы найти время скачивания файла, нужно информационный объём разделить на скорость скачивания файла. Но, прежде, чем начать считать, нужно килобайты перевести в биты.

2 килобайт – это 2048 байт или 16384 бита.

Итак, 16384 делим на 16384, получаем, что для скачивания данного файла потребуется одна секунда.

Сегодня мы узнали, что такое современный компьютер, каковы его основные компоненты и какие функции они выполняют. Также выяснили, что такое компьютерная сеть.

В наше время персональный компьютер всё чаще используется как инструмент выхода в Интернет.

Материал для углубленного изучения темы.

Суперкомпьютер «Ломоносов»

Суперкомпьютер «Ломоносов» построен компанией «Т-Платформы» для МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2009 году он установлен в Московском университете.


Разрабатывали суперкомпьютер 4 года:в 2009 году проектировали, устанавливали и вводили в эксплуатацию базовую часть «Ломоносова». Общий объём памяти составил 56,5 ТБ, объём хранилища - 0,35 ПБ, объём резервной системы – 234 ТБ без сжатия. Потребляемая мощность суперкомпьютера составила 1,5 МВт.

В 2010 году общий объём оперативной памяти увеличили до 79,92 ТБ, хранилища – до 1,75 ПБ.

В 2011 году провели расширение системы – теперь она использует 32768 ядер / 4096 узлов на базе процессоров IntelXeon 5570.

В 2012 году общий объём памяти увеличился до 92 ТБ, сейчас компьютер потребляет 2,8 МВт.

По состоянию на 24.09.2018 он занимает 3-е место в рейтинге Топ-50 суперкомпьютеров СНГ.

С помощью суперкомпьютера «Ломоносов», уже получены уникальные результаты в разных областях науки, например, в исследовании механизмов генерации шума в турбулентной среде или же в создании новых компьютерных методов проектирования лекарственных препаратов.

В настоящее время он содержит 6654 вычислительных узла, более 94000процессорных ядер, обладает пиковой производительностью 1,37 Пфлоп/с. «Ломоносов» относят к уникальным системам высшего диапазона производительности.

На суперкомпьютере «Ломоносов» решается множество важных задач по обработке сейсмических данных. В частности, осуществляется подавление волн-помех, проводится построение глубинного изображения среды при помощи метода миграции в обратном времени – каждый расчет требует задействовать несколько тысяч процессорных ядер суперкомпьютера «Ломоносов».


В суперкомпьютере используется 6 видов вычислительных узлов и процессоры с разной архитектурой, а также специальные сети.

Суперкомпьютер «Ломоносов» – уникальный универсальный инструмент, помогающий ученым получать уникальные результаты. Возможностями суперкомпьютерного комплекса Московского университета, основу которого составляет суперкомпьютер «Ломоносов», сегодня пользуются более 500 научных групп, представляющих все основные подразделения МГУ, многие институты РАН и другие научные учреждения России.

Разбор решения заданий тренировочного модуля.

№1. Созданный на компьютере текст занимает 8 страниц. На каждой странице размещается 35 строк по 75 символов в строке. Какой объём оперативной памяти (в байтах) займёт этот текст?

Чтобы найти объём оперативной памяти, нужно количество страниц умножить на количество строк и количество символов в строке, т.е. 8 · 35 · 75 = 21000 символов. Поскольку один символ равен одному байту, значит, объём оперативной памяти составляет 21000 байтов.

Ответ: 21000 байтов.

№2. Скорость передачи данных по некоторому каналу связи равна 128 Кбит /с. Передача файла по этому каналу связи заняла 2 мин. Определите размер файла в мегабайтах, ответ округлите до целых.

Автор: Демидова Мария Борисовна

Организация: МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары

Населенный пункт: г. Чебоксары

Класс: 8 по учебнику информатики Босовой Л. Л.

Тема урока: Персональный компьютер

Цели урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с внутренним устройством компьютера.

Развивающая: развивать внимательность, активность, интерес на уроке при выполнении практических заданий, развивать самостоятельность при выполнении тестирования на компьютере. Способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувство взаимопомощи при работе в малых группах. Воспитывать сознательное и творческое отношение к предмету через непосредственное применение знаний на практике.

Тип урока: у рок повторения материала.

Вид урока: не стандартный

План урока:

Ход урока

Учитель приветствует учеников. И начинает урок со стихотворения [1] (Приложение1, слайд1).

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать,
Задания точно выполнять,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

- Я думаю, вы все хотите получить пятерки за урок. Начинаем наш урок?

- Да. (отвечаю ученики)

Учитель нажимает кнопку старт.

- Ребята, посмотрите сколько устройств у меня на доске. Неужели для работы за компьютером нужны все эти устройства? (Дети отвечают: - «Да»). Ребята, можно ли собрать минимальный набор устройств для того, чтоб работал компьютер. (Дети отвечают: - «Системный блок, монитор, клавиатура, мышь»). Правильно. Вот из этих устройств состоит минимальный набор персонального компьютера. Сегодня на уроке мы повторим все устройства персонального компьютера. Записываем тему в тетрадь «Персональный компьютер» ( Приложение1, слайд 2).

Учитель показывает критерии ( Приложение1, слайд 3) выставления оценки за работу и план работы ( Приложение1, слайд 5).

- « Сначала проверим как вы выполнили домашнее задание.» ( Приложение1, слайд 5 - 12).

Обучающиеся сверяют ответы с ответами на доске, а учитель визуально проверяет задания в тетрадях учеников.

За каждое правильно выполненное домашнее задание ставим в лист самоконтроля 1 балл.

Сейчас мы с вами проведем блиц – опрос (приложение 1, слайд 13-15).

Обучающиеся в листе самоконтроля (приложение 2) ставят кружок при ответе «да» и минус при ответе «нет».

  1. Клавиатура, мышь, сканер – это устройства ввода информации?
  2. Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации?
  3. Компьютер называют электронным устройством, потому что он может применятся для многих целей – обрабатывать, хранить, предавать самую разнообразную информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности?
  4. Современный компьютер – универсальное электронное программно-управляемое устройство для работы с информацией?
  5. Устройства памяти компьютера используются для обработки информации?

После того как все обучающие ответили на вопросы, учитель визуально проверяет всех обучающихся. И на экран выводит правильные ответы. Обучающиеся самостоятельно проверяют и выставляют за каждый правильный ответ 1 балл.

- Молодцы, ребята, я вижу вы хорошо ответили на вопросы. Теперь повторим определение персонального компьютера (Приложение1, слайд 16).

Персональный компьютер -компьютер многоцелевого назначения, предназначенный для работы одного человека (пользователя), достаточно простой в использовании и обслуживании, имеющий небольшие размеры и доступную стоимость.

Все устройства , входящие в состав ПК, можно разделить на две группы: 1) внутренние устройства ; 2) внешние устройства.

- «Ребята, скажите, какие устройства называют внутренними?»

Дети отвечают: - «Те, которые находятся в системном блоке».

- Правильно. Внутренними считаются устройства, располагающиеся в системном блоке. Доступ к некоторым из них имеется на лицевой панели, что удобно для быстрой смены информационных носителей. Разъемы некоторых устройств выведены на заднюю стенку – они служат для подключения периферийного оборудования.

К некоторым устройствам системного блока доступ не предусмотрен – для обычной работы он не требуется. (приложение1, слайд 17).

- Значит, основной частью персонального компьютера является системный блок. Расскажите, ребята, что находится в системном блоке.

Дети отвечают: - В нем находятся: материнская плата, процессор, оперативная память, блок питания, жесткий диск, карты расширений (видеокарта, звуковая карта, сетевая карта) (приложение 1, слайд 18).

Ученики по очереди читают с доски информацию об устройствах системного блока и дополняют свой ответ.

Материнская плата – самая большая плата ПК. На ней располагаются магистрали, связывающие процессор с оперативной памятью, - так называемые шины.

К шинам материнской платы подключаются также все прочие внутренние устройства компьютера. Управляет работой материнской платы микропроцессорный набор микросхем – так называемый чипсет (приложение 1, слайд 19).

Чипсет - это набор микросхем материнской платы для обеспечения работы процессора с памятью и внешними устройствами.

  • Северный мост (North Bridge), который обеспечивает работу процессора с памятью и с видеоподсистемой;
  • Южный мост (South Bridge), обеспечивающий работу с внешними устройствами

(приложение 1, слайд 20).

Процессор предназначен для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.
Основной рабочий компонент компьютера, который выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех устройств компьютера.

Над процессором стоит радиатор охлаждения, который не даёт ему перегреваться (приложение 1, слайд 22).

Оперативная память.

Важнейшей характеристикой модулей памяти является быстродействие. Модули памяти могут различаться между собой по размеру и количеству контактов, быстродействию, информационной емкостью и т.д. (приложение 1, слайд 23).

- Ребята, а при выключении компьютера вся информация из оперативной памяти стирается или не стирается?

- Стирается. (отвечают дети)

Жесткий диск.

Магнитный диск в герметичном корпусе, служащий для длительного хранения информации; на нём расположены программы, управляющие работой компьютера, и файлы пользователя (приложение 1, слайд 24).

Блок питания - преобразует ток электрической сети в ток, подходящий для внутренних компонентов компьютера (приложение 1, слайд 28).

Карты расширений (устройства, соединяемые с материнской платой с целью добавления дополнительных функций):

1. Видеокарта ( VideoCard ) - предназначена для связи системного блока и монитора; передает изображение на монитор и производит часть вычислений по подготовке изображения для монитора;

2. Звуковая карта ( SoundCard ) - предназначена для подготовки звуков, воспроизводимых колонками, в том числе для записи звука с микрофона;

3. Сетевая карта – служит для соединения компьютера с другими компьютерами по компьютерной сети (приложение 1, слайд 25-27).

Разъемы на системном блоке, предназначенные для подключения внешних устройств (имеет свои микросхемы и управляется программно). (приложение 1, слайд 29).

Хорошо, ребята. Вы большие молодцы! Теперь нам надо выполнить задание «Внутренние устройства компьютера» (приложение 1, слайд 30,31).

Задание: открыть файл Внутренние устройства. png (приложение 4) из папки Задания в графическом редакторе Paint и с помощью инструмента Надпись нужно подписать названия внутренних устройств компьютера.

Один из учеников выполняет данное задание на интерактивной доске. Остальные выполняют задание на рабочих компьютерах, учитель визуально проверяет у них. Затем на доске показывают правильное решение. Дети сверяют и выставляю баллы в лист самоконтроля.

- По технике безопасности нам нужно выполнить зарядку, чтобы здоровье было в порядке.

Ребята встают с рабочих мест и выполняют упражнения. Физкультминутка взята с сайта videouroki . net [2] .

- Хорошо отдохнули, теперь примемся дальше за работу. Нужно выполнить задание «Внешние устройства компьютера».

Задание: открыть файл Внешние устройства. pptx (приложение 5) из папки Документы и с помощью мыши распределить внешние устройства на устройства ввода и устройства вывода.

Обучающие выполняют задание, учитель визуально проверяет у них. Затем на доске показывают правильное решение. Дети сверяют и выставляю баллы в лист самоконтроля.

На рабочем столе выбрать ярлык MyTest . Ввести ФИ и выполнить тест (приложение 6) . Результат теста внести в лист самоконтроля.

- Ребята, вы выполнили все задания, теперь запишите домашнее задание.

Домашнее задание: параграф составить кроссворд из 10 слов по теме «Устройство компьютера» и оформить на листе формата А4.

- Теперь в листе самоконтроля подсчитайте количество баллов и в зависимости от критериев поставьте себе оценку за урок.

Листы самоконтроля сдают учителю.

Рефлексия. Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке [3] .

Читайте также: