Sydney opera house где находится

Обновлено: 08.07.2024

В 1978 году была основана Притцкеровская премия (ее называют «архитектур­ной Нобелевкой»), а в 2002 году лауреатом впервые стал австралиец — Гленн Меркатт. Архитектора наградили за проекты очень «правильных» жилых домов — экологичных, сдержанных по форме и глубоко продуманных с точки зрения планировки и климатических условий Австралии. Такое решение жюри поразило весь архитектурный мир: предыдущие лауреаты были известны своими радикальными высказываниями как в теории, так и на практике.

Но еще более удивительным стал следующий, юбилейный год Притцкеровской премии. 25-м лауреатом стал датчанин Йорн Утсон, автор самого известного и провокативного сооружения в мире — Сиднейского оперного театра. К тому моменту Утсону исполнилось 84 года, и он спроектировал множество зданий в самых разных странах, однако в первую очередь жюри отметило именно австралийский проект 1956 года: «Датский архитектор Йорн Утсон, который спроектировал, вероятно, самое знаменитое здание в мире, Сиднейскую оперу…»


Архитектор Йорн Утсон с макетом здания Сиднейского оперного театра. 1966 год © W. Croser / Getty Images

Утсон получил заказ на проектирование оперы в ходе открытого международ­ного конкурса, обойдя 200 других участников. В 2019 году были опубликованы визуализации, выпол­ненные на базе чертежей нескольких других конкурсных предложений: они показывают, насколько скульптурная идея Утсона отлича­лась от всего остального.

В качестве площадки для будущего здания оперы организаторы конкурса предложили мыс Беннелонг. Он разделяет две бухты — Сиднейскую и Фарм — в заливе . Здесь начиналась история города: в 1817 году на Беннелонге начали строить форт Маккуори, который в ХХ веке сменило трамвайное депо.


Вид на Сиднейскую бухту. 1900-е годы Powerhouse Museum

Такое расположение требовало объекта с равноценными фасадами. Главный вход хотелось обратить к городу, откуда придут зрители, но и другие ракурсы оперы должны были украшать панораму Сиднея. Это противоречило тради­цион­ной технологии строительства театрального здания, у которого обычно на задах размещают технические пространства для хранения и загрузки декораций с воротами и пандусами, выводами вентиляции и так далее. Утсон убрал все дополнительные помещения в большой двухэтажный подиум, который не кажется громоздким благодаря пластике основных объемов, раскрываю­щихся в разные стороны и отвлекающих внимание от нижней части.

Поднимаясь по широкой лестнице на второй этаж, зритель символически отрывался от повседневной жизни и шел на встречу с искусством в сторону океана и величественных театральных сводов. В альбоме «Сиднейская опера. Принципы проекти­рования Йорна Утсона» (2002) архитектор расска­зывал, что ему понравилась идея плато, создаваемого человеком для контакта с возвышен­ным, как в сооружениях майя, которые он видел в Мексике.

Своды Сиднейской оперы чаще всего сравнивают с лепестками и парусами. Первые отсылают к расположенному по соседству историческому ботани­ческому саду, едва не ставшему парковкой оперы. Вторые рифмуются с профессией отца Утсона, известного проектировщика яхт. В то же время такая форма-капюшон позволила архитектору скрыть традиционно возвы­шающуюся над крышами театральных зданий сценическую коробку, из кото­рой на сцену спускаются декорации при смене картин, а иногда и парящие актеры. Там же расположена часть светозвукового оборудования.

Впрочем, воплотить идеи Утсона в жизнь оказалось очень трудным делом. автор проекта (для архитектурной профессии это еще молодость) нарисовал своды, не проконсультировавшись с конструкторами. Как реали­зовать такой проект, не потратив заоблачные суммы и не задействовав огром­ные человеческие ресурсы, никто не знал. К решению этой задачи был привле­чен британский инженер Ове Аруп  Основанная им компания, которая теперь называется Arup, или Arup Group Limited, до сих пор остается одним из мировых лиде­ров в сфере инженерного проектирования. . Главная проблема заключалась в том, что изгиб сводов, нарисованных вдохновленным Утсоном от руки, невозможно было свести к единой ясной и простой математической формуле, с которой было бы легко работать при расчетах конструкций и по которой строители могли бы воспроизвести задумку в железобетоне без ошибок. Тем более что по проекту своды планировалось отделать плиткой, а при различном искрив­лении поверхности в каждой отдельной точке каждую плитку пришлось бы создавать индивидуально под конкретный участок.

Современного высокоточного оборудования тогда не существовало: для реали­зации проекта арматуру пришлось бы гнуть кустарно, а временную форму для заливки бетона создавать прямо на стройке. И это при максимальной высоте свода в 65 метров и на площадке, открытой океанским ветрам. А еще несущие ребра, стыки с перекрытиями, инженерные стояки, отделка традиционной глазурованной керамической плиткой и другие важные детали.

сиднейский оперный театр

Сиднейский оперный театр (Sydney Opera House) — одно из наиболее узнаваемых зданий и символ не только Сиднея, но всего континента. Необычная архитектура театра привлекает внимание туристов и дала оперному звание самого выдающегося сооружения современности. В 2007 году ЮНЕСКО добавил оперный театр Сиднея в список всемирного культурного наследия. Площадь строения составляет 22 тыс кв. метров, длина — 180 метров, а ширина — 120.

Не все достопримечательности Австралии популярны тем, что на их открытии присутствовала сама королева Великобритании. В 1973 году Елизавета II торжественно перерезала ленточку. Спроектировал и построил здание талантливый архитектор Йорн Утсон. К его творению до сих пор относятся неоднозначно. Некоторые считают проект гениальным решением, а некоторые не понимают его причудливой формы. Несмотря на это, и первые и вторые спешат посмотреть на выдающийся памятник архитектуры.

Где находится Сиднейский оперный театр

Оперный театр в Сиднее находится в гавани на Беннелонг-Пойнт. Ранее там был форт и трамвайное депо. Расположение достопримечательности удобное и туристы легко могут к нему добраться из любой точки города.

Более подробное местонахождение можно посмотреть на карте Сиднея.

Как добраться

Театр в Сиднее находится по адресу Bennelong Point, Sydney NSW 2000. Добраться до него можно на пароме, поездом или автобусом. Остановка находится в нескольких минутах ходьбы от достопримечательности.

Если ехать на пароме, то стоит направляться в сторону причала бухты Сёркьюлар Ки. Пешком от центрального парка, пройдя 1 км можно тоже выйти к достопримечательности.

Ехать на своем автомобиле будет проблематично, так как с парковкой возле оперного театра большие трудности, поэтому местные предпочитают ездить на велосипедах.

История создания

Сиднейский оперный театр, история создания которого растянулась на 16 лет стал одной из самых известных достопримечательностей в мире, а затраты на его строительство за это время возросли в 10 раз.

Конкурс

Чтобы получить возможность построить оперный театр по собственному проекту, множество архитекторов отправили свои работы на конкурс. Идею построить театр в Сиднее внес англичанин Гуссенс. Он работал дирижером оркестра и по прибытию в Сидней очень удивился что в городе нет оперного театра. Гуссенс, получив поддержку среди влиятельных людей Австралии, решил построить здание, куда население могло бы приходить послушать музыку или посмотреть представления.


Насчитывалось более двух сотен претендентов на звание архитектор сиднейского оперного театра. Комиссия долго выбирала подходящего кандидата, рассматривая чертежи до мелочей. Планировалось построить здание, которые с трех сторон было бы окружено водой. Множество идей были отклонены из-за того, что они не могли быть реализованы в таких условиях.

Йорн Уотсон поразил членов комиссии своим решением. Оригинальность проекта зашкаливала, поэтому было принято решение утвердить идею.

Строительство

Строительство оперного театра в Сиднее длилось с 1957 по 1973 год. Изначально планировалось построить театр за 4 года, потратив при этом 7 миллионов долларов. В итоге, здание обошлось городу в кругленькую сумму (более 100 млн долларов). 16 лет понадобилось чтобы собрать деньги и все-таки возвести это здание. Площадь театра составляет 22 000 кв. метров.

фото строительства оперного театра в Сиднее

Архитектурный стиль

Австралийский театр в Сиднее построен в стиле импрессии и имеет неповторимый и несравнимый ни с чем дизайн. На фото театр смотрится как строение будущего, как что-то невозможное. Вес сооружения составляет 161 000 тонн. Крыша здания напоминает несколько парусов или раковин. Она покрыта множеством плиток азулежу (типичная португальская плитка). Цветовая гамма — белая, но при применении подсветки цвета меняются.


Сиднейский оперный театр внутри

1-й зал

Концертный и самый большой зал. Он вмещает 2679 человек. Большая часть мест расположена прямо перед сценой. Длина сцены составляет 11 метров, а ширина может меняться от 14 до 17 метров за счет уменьшения количества посадочных мест в зале. Здесь также расположен огромный орган, который считается лучшим в мире по звучанию.

Концертный зал фото

2-й зал

Второй зал используется для балета и оперы. Вместительность — 1547 человек. Часть зрителей имеет ограниченный обзор из-за строения зала. На сцене может разместиться 70 музыкантов.


3-й зал

Драматический театр, который вмещает 544 зрителя. Обзор очень хороший за счет строения подобного амфитеатру. Здесь насчитывают 19 рядов.

4-й зал

Театр. Один из самых уютных залов. вместительность — 398 человек. Сцена также может меняться по ширине за счет сокращения передних рядов. Здесь проходят театральные постановки, проводят лекции и даже показывают кино.

5-й зал

Студия. Этот зал используют для корпоративных презентаций, современной музыки и театральных представлений. Вместительность — 364 зрителя.

Это интересно. Однажды один курьер, пытаясь передать посылку получателю, заблудился в здании театра и ошибочно вышел на сцену прямо во время спектакля.

Интересные факты

  • В 1966 году автор идеи о строительстве сооружения Утзон покинул Австралию и уничтожил все чертежи, по которым строили здание. Такое решение было принято из-за постоянного осуждения со стороны населения страны;
  • Википедия сообщает что за год театр в Сиднее принимает около 1,25 миллиона зрителей;
  • В этом театре со своими речами выступали Иоанн Павел II, Нельсон Манделла, Билл Клинтон и множество других знаменитостей;
  • На строительство оперного театра потратили 102 миллиона долларов;
  • Сиднейский оперный театр выдвигали на звание одного из чудес света;
  • Дресс-код для посещения залов театра отсутствует. Зрителям разрешают приходить в любой одежде.

Если вы решили посетить Сидней оперный театр, википедия поведает еще множество интересных фактов о его строительстве, архитектуре и др.

Часы работы

Достопримечательность принимает гостей с понедельника по субботу с 9:00 утра, а в воскресенье с 10:00 утра и до позднего вечера, пока не закончатся представления. Отметим, что один день в году театр не работает — в день Страстной Пятницы.

Это важно. На экскурсию по оперному театру можно попасть только днем, когда в залах не проходят спектакли и выступления.

Цены на билет

Цены на посещение оперного могут варьироваться в зависимости от цели вашего визита — экскурсия или посещение балета, театральной постановки, оперы и т.д. Туристам придется выложить от 30 до 300 долларов. Позаботьтесь о том, чтобы купить билеты хотя бы за месяц, ведь перед самим представлением их купить нереально.

Что посмотреть рядом

Безусловно, оперный театр стал самой большой достопримечательностью в Сиднее, но помимо него в городе есть еще на что посмотреть.

    Харбор-Бридж — считается самым большим и длинным мостом в Сиднее и одним из самых больших стальных арочных мостов в мире. Открыт в 1932 году и построен чтобы соединить деловую часть города и центр.

Если Вы любите путешествовать, то обязательно стоит посетить Сидней. Изучите отзывы туристов, которые уже побывали в стране и решите для себя какие еще достопримечательности вы хотите увидеть. А как считаете Вы, где еще стоит побывать, заехав в Сидней?

Сиднейский оперный театр – одна из самых узнаваемых построек ХХ в. Это выдающееся многофункциональное сооружение можно считать визитной карточкой города: именно его чаще всего фотографируют туристы.

Сиднейская опера – одно из наиболее грандиозных чудес архитектуры прошлого века: это не просто здание, но и произведение искусства. Однако сразу после окончания строительства у театра насчитывалось не меньше критиков, чем почитателей. Лондонская “Таймс” отозвалась о театре как о “здании века”, однако можно было найти и такие характеристики, как, скажем, “француженки-монахини, играющие в футбол”. Сами жители Сиднея с любовью называют свое чудо света “монашками, дерущимися за мяч(регби)” или “раковинами устриц”.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Сиднейская опера

История строительства

В конкурсе на право разрабатывать дизайн Сиднейского оперного театра участвовало 223 архитектора. В январе 1957 г. победителем конкурса был объявлен проект датского архитектора Йорна Утзона, а двумя годами позже на мысе Беннелонг в гавани Сиднея был заложен первый камень. По предварительным расчетам возведение театра должно было занять 3-4 года и обойтись в 7 млн долларов. К несчастью, вскоре после начала работ возникло немало сложностей, который вынудили правительство отойти от первоначальных планов Утзона. И в 1966 г. Утзон уехал из Сиднея после особенно крупной ссоры с городскими властями.

Команда молодых австралийских архитекторов взяла на себя ответственность за окончание стройки. Правительство Нового Южного Уэльса разыграло лотерею, чтобы добыть денег на продолжение работ. И 20 октября 1973 г. новый оперный театр Сиднея был торжественно открыт. Вместо планируемых 4 лет театр строили 14, и обошлось это в 102 млн долларов.

Видео: Лазерное шоу на Сиднейском оперном театре

Архитектурные особенности

Здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м. Оно стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 м в глинистое дно гавани, а его грандиозный купол поднимается на 67 м в высоту. Чтобы покрыть всю поверхность купола, было использовано более миллиона глазурованных, переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

В здании помещается 5 театров: Большой концертный зал на 2 700 мест; собственный театр на 1 500 мест и менее вместительные драматический театр, игровая и театральная студии на 350 и 500 мест каждая. В комплексе имеется более тысячи дополнительных служебных помещений, включая аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров.

Сиднейский оперный театр

В самом крупном городе Австралии – Сиднее – построено уникальное удивительное здание мировой архитектуры, Опера-хаус. Сиднейский оперный театр – многофункциональное сооружение, не просто здание, а произведение искусства, вершина человеческого созидательного гения.

Символ застывшей музыки

Своим появлением здание оперного театра в Сиднее обязано дирижеру из Великобритании Юджину Гуссенсу, который прибыл в 1947 году в Австралию, чтобы записать концерт Сиднейского симфонического оркестра на радио. Британца шокировало то, что оперу негде разместить, в большом городе не оказалось здания, куда бы пришли люди послушать музыку.

История необычного проекта

Сэр Юджин предложил правительству штата построить в Сиднее музыкальный дом. Загоревшись идеей, Гуссенс облюбовал для оперы место и убедил влиятельных людей Австралии присоединиться к делу. Оперный театр решили построить в сиднейской гавани Беннелонг, на воде, на месте трамвайного депо, которое перенесли в другое место. Правительство штата объявило международный конкурс на лучший проект музыкального дома.

Проект Сиднейской оперы

В декабре 1956 года жюри, рассмотревшее 233 заявки из 28 стран, отвергло большинство проектов и сузило круг претендентов. Председатель жюри, американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен, разглядел среди отвергнутых «явного фаворита» – датчанина Иорна Утзона, работа которого пришлась ему по душе.

Архитектор, пользующийся несокрушимым авторитетом, настоял на победе своего избранника: решение о победителе не было единогласным. 29 января 1957 года назвали победителя конкурса, – Иорна Утзона, который предложил украсить гавань зданием, напоминающим летящий по волнам корабль.

Мнение австралийцев о проекте

Экстравагантная, экспрессивная система то ли ракушек, то ли парусов, начерченных датским архитектором, вызвала у австралийцев противоречивые мнения. Одни, восхищаясь, считали театр великолепным памятником застывшей мелодии, других смущала форма крыши, напоминающая огромные раковины устриц или раздутые ветром паруса.

Здание в разрезе

Кто-то сравнивал крышу с выброшенным на сушу белым китом и монашенками, дерущимися за мяч. Но ни у кого не вызывало сомнения, что театр Сиднея – рукотворный символ Австралии.

Замысел автора

Сиднейский оперный театр – образец экспрессионизма в архитектуре. Здание, окруженное с трех сторон водой, с крышей в форме парусов разных размеров, издали похоже на большой корабль, пришвартовавшийся в сиднейской бухте. Таким задумал будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актеры и музыканты.

Театр в стиле экспрессионизма

В 1959 году на мысе Беннелонг в Сиднее заложили первый камень будущего театра, который планировалось возвести за 4 года, затратив 7 миллионов долларов. За внешним легким и воздушным зданием, уводящим зрителя в страну музыки, скрыт титанический труд и огромные вложения. 14 лет и 102 миллиона долларов – столько потребовалось на строительство оперного театра на самом деле.

Строительные работы

Разрешение на возведение театра получено в 1955 году при условии полного отказа в бюджетном финансировании, деньги пришлось собирать с помощью лотереи.

Строительство необычного театра сразу же столкнулось с трудностями. Площадь для возведения здания ограничивалась водой, власти Сиднея постоянно вмешивались в проект. Они потребовали построить два дополнительных зала, не предусмотренных первоначально. Сделать такую нестандартную крышу тоже оказалось непросто, подобного опыта в мире не было.

Строительство оперного театра в Сиднее

На поиск верного решения у архитектора уходили годы. Внесенные в ходе строительства изменения увеличили вес здания. Построенный в гавани Сиднея фундамент пришлось взорвать и заменить новым. Технология строительства оказалась затратной и сложной: не было плавучей подъемной техники. Материалы для покрытия кровли доставлялись по спецзаказу из стран Европы. Каждую из 2000 закрепляемых секций кровли изготавливали по отдельным индивидуальным эскизам.

Из-за неравномерности высоты крыши в здании не удавалось наладить акустику, поэтому сделали звукоотражающие подвесные потолки, отсутствовавшие в проекте. Это требовало дополнительных затрат, строительство шло медленно. Партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла власть, вырученные за лотерею деньги пустили на благоустройство дорог.

Архитектора Сиднейской оперы обвинили в непрофессионализме и вынудили отказаться от самой значимой в его карьере работы. В 1966 году Утзон уехал из Сиднея навсегда. Строительство заканчивали молодые австралийские архитекторы во главе с архитектором Холлом.

Ночью опера особенно красива

Интересно, что во время пышной церемонии открытия театра в 1973 году в списке архитекторов, строивших Оперу, имени Утзона не оказалось. В 2000 году, когда в Австралии готовились к проведению Олимпийских игр, австралийцы предложили Утзону вернуться и закончить работу над театром, согласившись сделать все, что он скажет. Архитектор отказался.

Архитектура – сочетание легкости и массивности

Оперный театр в Австралии продемонстрировал новый взгляд на архитектуру. Здание длиной 183 м, шириной 118 м занимает площадь 22 тысячи квадратных метров и стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 метров в илистое дно гавани.

Кровля высотой 67 и диаметром 150 метров состоит из 2000 секций весом 30 тонн. Конструкция закреплена металлическими тросами протяженностью 350 километров. 645 километров кабеля использовано для подключения к театру электроэнергии. Над двумя основными залами – две большие раковины, другие паруса – над меньшими помещениями. Поверхность купола покрыта 1 миллионом глазурованных переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

Кровля необычной формы

Массивное здание весом 161 тысячу тонн выглядит, как легкий парусник. На фасаде нет украшений. Блики солнца и перемещение облаков, отраженные в черепице, чудесным образом украшают фасад днем. Яркое освещение ночью превращает театр в сказочный терем. Интересный и необычный фасад театра занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 2007 года.

Комплекс объединяет пять залов вместимостью 5738 человек:

  • Концертный зал – самое большое помещение, вмещающее 2679 зрителей. Здесь самый большой в мире орган, состоящий из 10 тысяч труб.
  • Оперный театр, на сцене которого представляют оперу и балет, вмещает 1507 зрителей.
  • Драматический театр рассчитан на 544 человека.
  • Малая драматическая сцена – самое уютное помещение, рассчитанное на 398 человек.
  • Игровая студия вмещает 500 человек.

Концертный зал

Всего в здании 800 помещений, в которые ведут 2200 дверей. Здесь расположены служебные помещения, аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров, а также магазины и студии. Здание многофункционально: площадки оперного театра открываются при организации фестивалей, концертов и выступлений выдающихся личностей. В малых залах театра проводят свадьбы и вечеринки, лекции и выставки.

Интерьер в стиле «готики космической эры»

Комплекс театра входит в двадцатку рукотворных шедевров XX века, здание признано выдающимся сооружением современной архитектуры. Несмотря на это, великолепная постройка сиднейского театра внутри ничем особенным не отличается. Австралийцы объясняют это тем, что архитектор Холл, заканчивающий строительство после отъезда Утзона, испортил вид здания.

Интерьер в яркой цветовой гамме

Помещения театра отделаны деревом и розовым гранитом. Интерьер выполнен в яркой цветовой гамме в стиле «готики космической эры». Запутанная планировка помещений – предмет насмешек австралийцев, которые помнят забавный конфуз: курьер с посылкой, заблудившись в залах, вышел на сцену во время представления.

Репертуар оперного театра

Первое представление в театре состоялось 28 октября 1973 года. Поклонники русской музыки гордятся, что первым поставленным на сцене сиднейского оперного театра произведением стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».

Репертуар театра не ограничивается только симфонической музыкой, реализуя разные номера: от театральных миниатюр до кинофестивалей. Программа сиднейского театра непрерывно развивается и включает кабаре и юмористические шоу, детские представления, театральные и танцевальные постановки, а также классическую и современную музыку, фильмы.

Сцена

Шагая в ногу со временем, театр предлагает цифровое творческое обучение, знакомство с историей Австралии, эксклюзивные выступления талантливых художников и артистов, музыкантов и политиков. В театре предусмотрена социальная поддержка и помощь слабовидящим и глухим людям – субтитры, система увеличения четкости звука, возможность пройти с собакой-поводырем. К услугам посетителей – рестораны с непринужденной обстановкой, поздний ужин и детское меню.

Световое шоу на здании

Театр, в котором проводится 3000 мероприятий, посещают 2 миллиона зрителей в год, Стратегия цифровой записи спектаклей с демонстрацией на телевидении привлекла еще больше зрителей. Лучшей инновацией признана постройка открытой площадки на берегу сиднейской бухты для проведения шоу и концертов. Число туристов, приезжающих ради наружной фотографии, сосчитать невозможно. Внутренние экскурсии проводятся днем.

Читайте также: