Точеный обычно деревянный кружок надеваемый на флагшток или топ мачту для пропускания файлов

Обновлено: 04.07.2024

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень . По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты , несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля , поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Верхняя палуба носовой части судна называется бак . Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый гальюн , который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко). Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется полубак . В районе полубака обычно установлена передняя мачта – фок-мачта . К бортам полубака с обеих сторон прикреплены крамболы – толстые короткие брусья для подтягивания к бортам якорей в убранном положении ( клюзы – круглые отверстия, в которые уходят якорные канаты - располагаются под гальюнами). Средняя часть палубы называется шкафут ; здесь же устанавливается грот-мачта . Участок палубы между грот-мачтой и задней бизань-мачтой называется шканцы . И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ют ; надстройка над ним – полуют . Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

МАЧТЫ ПАРУСНИКОВ

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта . Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта ; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой ; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой . Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги : фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги : фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж : жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты , представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки - реи . Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше , над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ВИДЫ ПАРУСОВ

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса , устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Вспомогательные косые паруса большого корабля: впереди – кливера, между мачтами – стаксели Вспомогательные косые паруса большого корабля: впереди – кливера, между мачтами – стаксели

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом ; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фор-марсель и грот-марсель . Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фор-брамсель и грот-брамсель . Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань , крюйсель и бом-крюйсель . Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фор-трюмсель и грота-трюмсель . На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд ; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд .

Деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов..

(от голландского kloot — шар, набалдашник) наделка закруглённой формы с выступающими краями на верхнем конце мачты или флагштока. К. Изготовляется из дерева или металла. Внутри К. Устанавливают ролики Фалов для подъёма флажных сигналов, фонаря и др.. ..

КЛОТИК (от голл. Kloot - шар - набалдашник), деревянная или металлическая деталь закругленной формы. Насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри клотика расположены ролики (шкивы) фалов для подъема фонаря, флагов.. ..

Пойдём на клотик пить чай с мусингами. Жарг. Морск. Шутл. О невыполнимом приказе, просьбе. БСРЖ, 262.. ..

Гол. Kloot. Верхняя часть мачты, в которую вставляется флагшкот.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)(голл. Kloot). Верхняя часть мачты, в которую вставляется флагшток.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

М.Деревянный или металлический шар с роликами для пропускания тросов, надеваемый на верх мачты или флагштока.. ..

КЛО́ТИК -а. М. [от голл. Kloot] Мор. Точёный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ-мачту для пропускания фалов (тросов). Осмотреть всё судно - от киля до клотика.. ..

(от голл. Kloot - шар, набалдашник) - дерев. Или металлич. Деталь закругл. Формы. Насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри К. Располагаются клотиковый фонарь, а также ролики (шкивы) фалов для подъёма флагов или фонаря, если он нестационарный. ..

— деревянная или металлическая деталь закругленной формы, насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри К. Расположены ролики, шкивы фалов для подъема фонаря или флагов.. ..

Косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.. ..

Парусно-паровой(винтовой) быстроходный военный корабль. Вооружен 6 - 10 орудиями. Имел водоизмещение от 600 до. ..

Отверстие в борту для якорной цепи.. ..

Парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием - плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при швартовке.. ..

клотик м. Деревянный или металлический шар с роликами для пропускания тросов, надеваемый на верх мачты или флагштока.

КЛОТИК

клотик клот Словарь русских синонимов. клотик сущ., кол-во синонимов: 2 • клот (2) • кружок (28) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: клот, кружок. смотреть

КЛОТИК

Клотик — см. Клот.

КЛОТИК

КЛОТИК — см. Клотиковый фонарь. Самойлов К. И.Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР,1941 Клотик (клот. смотреть

КЛОТИК

КЛОТИК ИЛИ КЛОТгол. kloot. Верхняя часть мачты, в которую вставляется флагшкот.Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язы. смотреть

КЛОТИК

КЛОТИК

1) Орфографическая запись слова: клотик2) Ударение в слове: кл`отик3) Деление слова на слоги (перенос слова): клотик4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

КЛОТИК

-а, м. мор. Точеный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ-мачту для пропускания фалов (тросов).Хмара в последний раз осмотрел тепл. смотреть

КЛОТИК

Шар на верхнем конце флагштока, имеющий внутри шкив или ролик для подъема флага. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 199. смотреть

КЛОТИК

(от голл. kloot шар, набалдашник) деревянная или металлическая деталь закругленной формы; насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри клотика располагаются клотиковый фонарь, а также ролики (шкивы) фалов для подъема флагов или фонаря, если он нестационарный. смотреть

КЛОТИК

(от голл. kloot - шар, набалдашник) - дерев. или металлич. деталь закругл. формы; насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри К. располагаются кло. смотреть

КЛОТИК

КЛОТИК, верхушка мачты (стеньги или бр.-стеньги), обык-но снабженная шкивами для сигнал. флагов. На К. также устанавливают электр. фонарь для внешн. смотреть

КЛОТИК

КЛОТИК (от голл . kloot - шар, набалдашник), деревянная или металлическая деталь закругленной формы; насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри клотика расположены ролики (шкивы) фалов для подъема фонаря, флагов.<br><br><br>. смотреть

КЛОТИК

кло́тик, кло́тики, кло́тика, кло́тиков, кло́тику, кло́тикам, кло́тик, кло́тики, кло́тиком, кло́тиками, кло́тике, кло́тиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: клот, кружок. смотреть

КЛОТИК

КЛОТИК (от голл. kloot - шар - набалдашник), деревянная или металлическая деталь закругленной формы; насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри клотика расположены ролики (шкивы) фалов для подъема фонаря, флагов.<br>. смотреть

КЛОТИК

-а, ч., мор. Кружечок на кінці щогли або флагштока для пропускання фалів (тросів).

КЛОТИК

- (от голл. kloot - шар - набалдашник), деревянная или металлическаядеталь закругленной формы; насаживается на верх мачты или флагштока.Внутри клотика расположены ролики (шкивы) фалов для подъема фонаря, флагов. смотреть

КЛОТИК

Пойдём на клотик пить чай с мусингами. Жарг. морск. Шутл. О невыполнимом приказе, просьбе. БСРЖ, 262.Синонимы: клот, кружок

КЛОТИК

деревянная или металлическая деталь закругленной формы, насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри К. расположены ролики, шкивы фалов для подъема фонаря или флагов. смотреть

КЛОТИК

Ударение в слове: кл`отикУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: кл`отик

КЛОТИК

кло́тик (від голл. kloot – куля, набалдашник) кружок з виступаючими краями на верхньому кінці щогли або флагштока. На К. встановлюють сигнальний ліхтар. смотреть

КЛОТИК

Лик Котик Кот Лок Лот Колит Окк Оклик Кол Отклик Ток Клок Тол Толк Кито Кил Кик Иол Илот Икт Толки Итл Кило Килт Киот Кит Клик Клико Клио Клотик Тик Кок. смотреть

КЛОТИК

клотик; ч. (гол., куля, набалдашник) кружок з виступаючими краями на верхньому кінці щогли або флагштока. На К. встановлюють сигнальний ліхтар.



Новость часа

Общество

Каждой школе России по флагу за миллиард. Правительство закладывает траты на флагштоки и триколоры

Один миллиард рублей на установку в каждой российской школе флагштока для государственного флага РФ предлагает зарезервировать в федеральном бюджете на 2022–2024 годы правительство страны. Соответствующую поправку ко второму чтению законопроекта о бюджете внёс кабинет министров 15 ноября, сообщает «Интерфакс».

«Пока предлагается оставить [миллиард на флаги] на резерве до распределения», — сказала заместитель министра финансов РФ Ирина Окладникова на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, представляя правительственные поправки в бюджет.


Отвечая на уточняющий вопрос депутата от Санкт-Петербурга Оксаны Дмитриевой о том, что именно входит в сумму в 1 млрд рублей по этой поправке, представитель Минфина пояснила, что деньги пойдут на изготовление, поставку и установку флагштоков и флагов РФ на каждую школу в стране.

Идея каждое утро торжественно поднимать флаг Российской Федерации в учебных заведениях страны была поддержана президентом Владимиром Путиным 25 августа 2021 года. Её высказал один из воспитателей лагеря «Артек» Вячеслав Антипов на встрече главы государства с представителями общественности.

«Это хорошая традиция. Здесь нам нужно только обеспечить вещи формального характера. Совершенно точно должен быть единый общероссийский, общегосударственный стандарт», — заявил 25 августа Владимир Путин, отметив, что финансирование проекта должно быть осуществлено за счет государственного бюджета.

В свою очередь вице-премьер Татьяна Голикова в тот же день сообщила, что законодательство об образовании «поощряет» такую церемонию. 30 августа министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что практику поднятия государственного флага в школах РФ его ведомство намерено начать внедрять уже с нового учебного года.

Читайте также: