Убрав компьютер или запретить ребенку ходить в компьютерный клуб вы скорее всего ничего не добьетесь

Обновлено: 06.07.2024

Я знаю, что некоторые родители негативно относятся к тому, что их ребенок пользуется или будет пользоваться компьютером. Некоторые на столько кардинально решают этот вопрос, что и вовсе отказываются от компьютера в доме . Или сами пользуются чем-то очень старым, что еле дышит и кое-как запускает браузер.

От части такой подход можно понять и даже оправдать. Родители просто волнуются за своих детей, и не хотят чтобы те видели перед своими глазами лишь монитор. Хотят, чтобы у них было нормальное детство с реальными друзьями и играми на улице.

Намерения конечно очень благие, но принесут ли они пользу вам и вашему ребенку? Или же будет больше проблем?

Тут нужно сразу сказать, что такой политики придерживаются далеко не все родители , и чаще всего детям дают пользоваться компьютером, но определенное время.

И здесь мы уже получаем первую проблему . Если своему ребенку вы запрещаете пользоваться компьютером, и при этом он общается со сверстниками, которым разрешают играть, то он будет чувствовать себя ущемленным.

Наибольший интерес, как правило, появляется во время учебы в школе. Одноклассники будут активно обсуждать игры, делиться впечатлениями, что-то рассказывать друг другу, а вашему чаду обсудить будет особо и нечего.

Все это может вызвать нездоровую тягу к компьютеру из-за излишнего любопытства. Ни к чему хорошему это не приведет!

Скорее всего, ваш ребенок при любой возможности будет стараться попасть в компьютерный клуб . Или будет играть у друзей, если представиться такая возможность.

Когда технологии по всюду, практически невозможно не подпускать к ним детей. Да и неправильно это. Все должно быть в меру. Компьютеры присутствуют практически во всех аспектах нашей жизни. Без них сейчас никуда.

Будет лучше, если ваш ребенок будет воспринимать компьютер, как нечто обыденное , чем только и будет думать, как до него добраться. Вам же в свою очередь нужно просто определить допустимое время, которое ваши дети могут за ним проводить.

В воспитательных целях можно и условия какие-то придумать . Например, компьютерные игры только после того, как будут сделаны уроки, или после того как почитает книгу. Тут уже от вашей фантазии зависит, главное не перегибать планку. В таком случае можно будет совмещать приятное с полезным.

Если вы согласны с тем, что детям нужно разрешать играть на компьютере - поставьте палец вверх на статье! Спасибо за внимание!

Как отучить реб нка от телефонных и компьютерных игр 5 шагов

Если ребёнок стал зависимым от телефона, от телефонных игр, то вряд ли у него есть большое реальное желание делать что-либо кроме играния в игры.

Стоит сразу сказать, что игромания у ребёнка - это не его вина, это семейный симптом.

Но, не будем в этой статье заниматься нравоучением, и искать виновных. Все мы живём как можем!

Лучше поговорим о деле. Что и как родитель может сделать, чтобы снизить зависимость ребёнка от гаджета.

Ксати, подписывайтесь на мой инстаграм , я там выкладываю периодически полезную информацию о развитии семьи и правильном воспитании.

Что качается игромании, то в самом начале важно подчеркнуть, что это именно зависимость. То есть состояние некоторой психологической несвободы ребёнка. Он, как бы, в плену этой квадратной штуковины, рад бы избавиться, да не может сам.

В то же время, зависимость от гаджета и компьютерных игр, как и любая другая зависимость основывается на принципе удовольствия. Это значит, что взяв телефон в руки, у ребёнка в голове в большом количестве выделяются гормоны радости. Это физиологический уровень зависимости. И именно из-за него у ребёнка наступает "ломка", когда гаджет у него изымают. Эта ломка проявляется в истериках, протестах, нытье, капризах, депрессии, обидах и т.д. Обратите внимание, сколько энергии в этом списке детских проявлений.

Каждый ребёнок - это сгусток энергии, которая пытается найти себе применение.

Но где ребёнок может, а главное хочет расходовать свою энергию? Не в самоотверженных ли трудах за правое дело на радость мамы и папы?

Звучит иронично, но на самом деле, мотивация "для мамы и для папы" в определённом возрасте является ведущей, то есть главной и нормальной. Тогда почему же. На просьбу родителей: "Иди сделай уроки", ребёнок не проявляет энтузиазизма? Почему между гаджетом и "принести радость маме" ребёнок выбирает гаджет? Да просто потому, что у мамы с ребёнком не настроена схема взаимодействия: ты делаешь - я радуюсь - ты радуешься - я делаю. Это система подкреплений(положительных и отрицательных), это принципы на которых строятся отношения родителя с ребёнком. Если они работают, если они понятны ребёнку и приняты им, то у него будет внутренне чувство правильности своих действий, ведь так хорошо делать маме приятно, тем более получать потом от нее взамен что-то хорошее, например, любовь и принятие. Это и сложная и крайне простая схема. Сложность её реализации в том, что родителю нужно быть нормальным, психически здоровым человеком без закидонов, так сказать, и серьезно относиться к развитию своего ребёнка и себя, как родителя.

Если этой связи между мамой и ребёнком нет, то ребёнок идёт по пути наименьшего сопротивления. Получая удовольствия в наиболее легкодоступном и ярком месте. Чтобы поменьше работать и побольше радоваться. Зачем прикладывать усилия, если мне это не интересно, а маме и папе тоже. Так уж устроена человеческая(незрелая) психика. Всё просто: почти ничего не делать и получать впечатления. Давайте сгустим краски)

Следующим этапом такого "развития" личности является наркомания. Там всё ещё более примитивно: наркозависимому, вообще, ничего не приходится делать, он напрямую загружает себе в мозг гормон радости(наркотик). И если ребёнок с гаджетом хоть пальчиками двигает, где-то даже думает, то наркозависимый до предела упростил схему, убрав из неё вообще всё лишнее. Заливает радость(гадость) напрямую себе в мозги. И весь, собственно человеческий, путь получения удовольствия, труднодобываемого удовольствия, обесценивается и вычёркивается из жизни. Последствия соответствующие. То, что приходит легко, имеет малую цену.

"Путь к сласти - горечь,
Кто нам дорог, тот пригож,
Коль красотка всем доступна,
Ей цена тогда, лишь, грош. "

Но, есть принципиальное отличие зависимости наркомана от телефонной зависимости ребёнка. У ребёнка с гаджетом мозг стимулируют его собственные гормоны радости, а у наркомана в мозг поступает синтетический гормон. Беда наркозависимого в том, что его мозг становится нечувствительным к собственным гормонам счастья, вырабатываемым его же мозгом. В этом и спасение для родителя зависимого от игр ребенка. Не всё, не всё так бесперспективно!

Коль скоро родитель не смог создать с ребенком совместное поле счастья, совместную площадку радости, если родитель пропустил этот период, отдав ребенка в руки ютуба и телефонных игр, то для начала нужно признать, что в схватке с гаджетом за сердце ребёнка вы проиграли, потерпели поражение. Он отнял у вас сердце ребёнка! Искусственный интеллект победил! И это сложно принять. Как вам, кстати, сейчас с этим чувством? Не комфортно? Отлично! Значит в вас есть та самая внутренняя энергия и мотивация, для неравной борьбы с гаджетом!

Итак, объявляется операция "Троянский конь!"


Помните эту историю? В ней греки хитростью попали в стан троянцев, в большой деревянной статуе коня и ночью, выбравшись из этого коня, захватили Трою. Что-то подобное придется сделать и вам.

Вы, конечно, можете отобрать у ребенка гаджет в надежде, что он станет делать уроки, но тут всё индивидуально, и раз вы читаете эту статью, значит пробовали что-то подобное, видимо безуспешно. (Здравствуй ломка).

Ниже я предлагаю 5 этапов по отучению ребёнка от телефонных игр:

Нулевой этап. Стоп!

Первое - немедленно прекратите критиковать за игры, кричать, наказывать. Остановитесь! Если вы читаете эту статью, то тактика открытой агрессии в вашем случае не эффективна. Для установления подлинного контакта с ребёнком агрессия - не лучший способ.

И второе - установите себе и ребёнку приложение для родительского контроля за активностью ребёнка в телефоне. Я рекомендую Family Link от Гугл. С его помощью вы сможете отслеживать динамику сокращения времени пользования гаджетом и вообще управлять многими функциями в телефоне ребёнка.

1 этап. Разведка

Так как ваша с ребёнком эмоциональная связь, и мотивационная система ребёнка скорей всего искажена, разрушена или не была адекватно сформирована, то ребёнок сегодня не впускает вас в свой реальный внутренний мир. Ребёнок "в домике", а вы на улице. Следовательно, задача номер 1 - познать источник радости ребёнка. Что он любит, от чего "кайфует". В вашем случае это компьютерные игры. На этом этапе просто поинтересуйтесь, во что он играет, какие его любимые игры. Скорей всего их будет не много - обычно это 2-3 игры. Иногда дети охотно рассказывают об игре, но бывает так, что ребёнок на подобные расспросы реагирует закрытием, агрессией и т.д.

В этом случае, как только узнали переходим ко второму этапу.

2 этап. Строим коня.

Вы узнали во что играет ваш ребёнок. Теперь изучите этот его мир. Возьмите наиболее любимую его игру и станьте в ней экспертом. Это не сложно. Поиграйте в неё. Узнайте правила, имена героев, секреты, фишки. Попробуйте пройти несколько уровней. Узнайте терминологию, основные затруднения. Погрузитесь в неё. Помните, вы погружаетесь не в игру, вы погружаетесь во внутренний мир вашего ребёнка. Правда, ведь, вам интересно, что там;)


3 этап. Дарим коня.

Теперь, вооружившись знанием, подарите вашего Троянского коня. Начните при ребёнке говорить об игре, начните демонстрировать свою экспертность в ней. Так вы привлечёте к себе его внимание. Именно внимание ребёнка к вам это первое, что вам нужно. Ребёнок станет вас воспринимать, вы подключитесь к нему. Вы увидите, как удивительно быстро начнёт меняться отношение ребёнка к вам. Так вы создаёте общее эмоциональное поле. В нём вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией.

Более того, если вам удастся достичь большого успеха в игре, вы станете авторитетом в глазах ребёнка, гуру! Он станет вас уважать и восхищаться вами, как игроком сначала.

Далее можно помочь ему достичь большего в игре, например, подсказать, как пройти тот или иной уровень или купить в игре недостающих участников, оружие и т.д. Постоянно держите в уме задачу 3-го этапа - установление контакта, создание общего эмоционального поля.

Всё, теперь вы, может быть впервые в жизни, находитесь в одном мире со своим ребенком.

Насладитесь этим моментом, потому, что дальше придется работать. В процессе игры вы можете много нового узнать от ребёнка, выведать(в хорошем смысле) всё, что вас интересовало.


4 этап. Выход из коня.

Вспомним, что по наступлению ночи греки выбрались из деревянного коня и захватили уже отпраздновавших победу троянцев.

Что-то подобное нужно сделать и вам, только оговорюсь, что на этом этапе нужно действовать предельно филигранно, с ювелирной точностью. Если на предыдущих этапах вы всё сделали правильно и добились успеха, то теперь ни в коем случае нельзя разрушить этот новый совместный мирок.

Мы помним, что источник радости и мотивации ребёнка – это игра. И ради игры он готов на многое. Но игромания – это и ваш враг, но, парадокс, он же и ваш помощник. Троянцы сами, своими усилиями затащили Троянского коня в Трою. Так и вы, теперь, проникли в стан врага(в игрозависимость), вы уже в контакте с ребёнком, вы в игре.

Верными признаками того, что вы стали значимым игроком в игре ребёнка – это просьбы ребёнка поиграть с вами, пообщаться об игре, что-то сделать в игре, купить, объяснить и т.д.

То есть вы ассоциируетесь с чем-то желаемым. Теперь самое время начать создавать новые дополнительные правила игры.

Игра – это нереальность. И там свои законы и правила. Ваша задача связать правила в игре с правилами в реальности. Заставить онлайн и офлайн взаимодействовать.

Тут уже формула такая: вы делаете, если он делает.

На практике это может выглядеть так. Вы аккуратно говорите ребёнку, что, например, не можете продолжить с ним играть, так как вам нужно убраться в квартире. Но, в то же время, вы можете быстрее вернуться в его игру и начать с ним играть, если он вам поможет. Это самый простой вариант. То есть в игре появляется дополнительное(офлайн) правило. Да, оно может сработать не сразу, и не отчаивайтесь, если по началу вы будете в игноре. Со временем это начнёт меняться. Тут важно всё: интонация вашего голоса, правильные слова, ситуация, контекст, состояние ребёнка, все нюансы нужно учитывать перед тем, как естественно и непринуждённо произнести это условие. Хорошая новость в том, что правильно пройдя предыдущие этапы, вы уже находитесь в контакте с ребёнком и привлекли его внимание.

Важно так же понимать, что если ребёнок отреагировал положительно на офлайн правило и выполнил условие, то это архиважное событие! Это должно вызывать у вас не поддельную радость, поощрение, благодарность и любовь. Не менее, а может быть и более важно поощрять ребёнка за любую его инициативу. Это когда он без просьб сделал что-то хорошее сам.

На этом этапе действуем до устойчивого контакта, пока ребёнок не станет нормально и с пониманием относится к вашим наградам за его помощь. Кстати, в качестве помощи может быть и выполненное домашнее задание и ещё много чего) Сколько времени может потребоваться, сказать сложно, думаю, несколько месяцев точно. Вы почувствуете это сами. Только не форсируйте события, бережно взращивайте новое семя.

5 этап. Закрепление и развитие успеха.

К этому этапу приступаем, если вы уже научились встраивать реальную жизнь в детскую игру. Теперь логично закрепить и наращивать успех. До этого момента гормоны радости ребёнок получал от игры, но в то же время, вы научились связывать игру и реальную жизнь. И это значит, что уроки, уборка, чтение, прогулки, еда и всё что вы выбирали в качестве его помощи вам в офлайн жизни, всё это в голове ребёнка уже может ассоциироваться с чем-то хорошим и приятным, а не только с обязаловкой, принудиловкой, скандалами и т.п.

На пятом этапе основной акцент делаем на двух моментах: во-первых, на плавном, но уверенном сокращении времени зависания ребёнка в гаджете, для этого используйте Femily Link, во-вторых, на увеличении доли офлайн активности. Подключайте всевозможные спортивные секции, совместные походы, увлечения, хобби, иностранные языки, группы по интересам. Всё, что будет способствовать переключению внимания ребёнка, его развитию, в чём он будет добиваться успеха, получать трудное, но ценное удовольствие.

Пятый этап - это финишная прямая. Задайтесь вопросам, считаете ли вы вероятным полное отучение ребёнка от телефонных игр или для вас будет достаточным если ребенок будет тратить на игру, к примеру, полчаса в день. Решать вам! Помните, что дети очень пластичные существа и если старательно соблюдать технологию, планомерно и последовательно выполнять простые действия и всё это сдабривать безграничной любовью и терпением, то как капля точит камень, так и ваш ребёнок увидит, что его реальная жизнь, как и он сам, кому-то нужна, что ни к чему утопать в виртуальном мире игр от которых болит голова и садится зрение.

И так постепенно ваши отношения нормализуются и вы станете счастливым родителем любящего вас ребёнка, способного противостоять опасному и манящему океану как компьютерных игр, так и всего интернета.

© Психолог Геннадий Лаврентьев, 2020.

Копирование статьи и её элементов разрешено только с обязательным указанием ссылки на данную страницу автора.

В течение учебного года родителям обычно удается контролировать время, проведенное ребенком за компьютером или планшетом: школьные будни плотно заполнены тренировками, репетиторами, уроками. Летом большим спросом пользуются детские лагеря "без гаджетов". Если же ребенок предоставлен сам себе, без умения самостоятельно контролировать компьютерное время никак не обойтись. Как действовать родителям с самого детства, чтобы избежать компьютерной зависимости у подростка? Рассказывает Жанна Засыпкина, перинатальный и семейный психолог, зам. главного врача клиники Маршака по реабилитационной работе.

Ограничивать компьютерное время для ребенка — ваша обязанность

Стоит понимать, что мира без "цифры" уже не будет. Он изменился навсегда и сделал это очень быстро. Мы же не можем измениться в одночасье. Так же, как не можем не признать тот факт, что гаджеты прочно вошли в нашу жизнь — и странно в отношении детей накладывать на них мораторий. С другой стороны, интернет, телефон и скайп отняли у нас и наших детей возможность живого общения. Отсюда — огромное количество нервных расстройств, депрессий среди подростков и молодых людей. Увы, многие из них не просто одиноки — они не научились коммуникации.

Поэтому что бы ни говорили про наступление эпохи гаджетов, про то, что "дети теперь другие", стоит все же понимать: здорового общения с семьей, обретения реальных друзей и социальных связей, познания мира через визуальное и сенсорное восприятие никто не отменял. Итак, что важно помнить, занимая малыша игрой на планшете или покупая ребенку смартфон?

Ограничивать компьютерное время для ребенка — ваша обязанность

У детей нет чувства опасности, они не способны понять, почему в их возрасте проводить много времени за планшетом — вредно для здоровья. Вы и только вы, будучи взрослым зрелым человеком, можете взять на себя ответственность и регламентировать "общение" с гаджетами. Не ругать, не запрещать, а объяснять и устанавливать четкое время для игр.

Чтобы избежать компьютерной зависимости, начните с себя

Вы злитесь, что ребенок весь вечер играет в "Майнкрафт", но обратите внимание, чем в это время занимаетесь вы. Наверняка то в фейсбук заглянете, то в инстаграм фото запостите, то почту проверите. Плюс, я уверена, продолжаете еще и деловую переписку (а когда ж еще, если надо срочно). Или даже работаете до 12 ночи, и для вас это нормальный график.

Это все очень понятно — тех же детей нужно кормить, одевать, обучать, то есть без работы никуда. Но я все же предлагаю воспитывать в себе и собственной семье культуру общения и культуру взаимодействия с гаджетами. А именно: не тащить домой работу. Не сидеть вечерами, уткнувшись в компьютер или мессенджер. Проводить досуг с семьей — рассказывать друг другу, как прошел день, печь хлеб или просто ничего не делать.

Сколько можно играть на компьютере и планшете детям?

Итак, вы регламентировали свое время общения с гаджетами дома. Теперь можно приступать к детям. Они, кстати, уже настроены на правильную волну — видят, что вы открыты для общения. Что проводить досуг можно, не только сидя в телефоне.

До трех лет детям вообще нельзя давать гаджеты. В этом возрасте малыш должен познавать мир, исходя из практического опыта: из того, что он видит, слышит, ощущает, осязает. И первое впечатление от мира должно быть реальным, а не виртуальным. Компьютер, как вы понимаете, стирает эти границы.

Сколько можно играть на компьютере и планшете детям?

С трех лет (хотя есть и такие специалисты, которые категорически запрещают давать ребенку планшет до семи лет), так уж и быть, но опять же дозированно. Я думаю, запрет — неверная мера. Нужно понимать, в какое время мы живем. Невозможно запретить то, что уже вокруг и внутри нас. Вот попробуйте запретить себе мобильный телефон со всеми его приложениями и соцсетями.

С детьми до 7 лет я бы посоветовала следующее:

  • разрешать играть и смотреть мультики только на специальном детском планшете — так вы будет знать, что именно смотрит ребенок;
  • предлагать интересные развивающие игры и программы;
  • четко установить время для гаджетов — полчаса в день, например, а для детей старше 5 лет — 40 минут после детского сада и по полчаса два раза в день в выходные. И всегда четко следовать этим правилам.

С 7 до 12 лет присутствие гаджета в жизни ребенка вполне можно увеличить до полутора часов в день. Важно, не давать детям играть перед сном — лучше обсудить, как прошел день, поделиться своими новостями, почитать, пообниматься.

Один день в неделю стоит сделать gadjet free. Посвятите его общению с семьей и друзьями. Помните о том, что вы сами в этот день также не должны "уходить" в телефон.

К 12-13 годам, когда начнется переходный возраст, у ребенка должна быть сформирована культура использования планшета, телефона, компьютера — не в ущерб остальным своим делам. Он должен сам следить за использованием компьютерного времени. Если это останется по-прежнему зоной родительского контроля, проблем с подростком не избежать.

Игры на компьютере или личное время?

Угроза зависимости, даже если в семье удалось воспитать культуру общения с гаджетами, может случиться, когда ребенок пойдет в школу (или перейдет в 5-6-й класс). У всех в школе есть гаджеты, и будет странно, если вы в качестве превентивной меры не купите ему смартфон. Потому что ребенку важно находиться в одном культурном поле с ровесниками. Как он будет его использовать без вашего контроля — большой вопрос.

Когда можно говорить о компьютерной зависимости? Если ребенок любого возраста:

  • агрессивно реагирует на попытки отобрать планшет, проводит с ним все больше и больше времени;
  • отказывается по утрам идти в сад или школу;
  • не хочет гулять, потому что не доиграл в игру;
  • играет тайно по ночам, у него нарушается аппетит и сон.

Многие родители настолько боятся гаджетов, что готовы набить каждый день ребенка кружками, секциями и развлечениями — а значит, не оставляют времени не только для игр, но и для себя. А ведь личное время, которым дети могут распоряжаться так, как их захочется, необходимо для формирования счастливого человека, который знает, чего хочет, и способен найти занятие по душе. Поэтому в войне со смартфонами давайте без перегибов.

Компьютерная зависимость. у мамы

Гораздо сложнее бороться с игровой зависимостью "подросшего" ребенка. Когда к нам обращается мама двадцатилетнего геймера, который "целыми днями сидит за компьютером и ничего в этой жизни не хочет", я всегда рекомендую начать лечение зависимости с анализа собственного поведения. Дело в том, что именно так проявляются созависимые отношения.

Как правило, история развивается следующим образом. В 12-13 лет ребенок начинает увлекаться компьютерными играми или зависать в соцетях (а это, кстати, форма ухода от жизни), но мама вполне довольна: ребенок дома, под присмотром, по улицам не шатается, не курит, что еще нужно? Дай-ка я еще и орешков ему в комнату принесу. Пусть играет.

Проходит еще пять лет, сын продолжает играть на компьютере, не хочет учиться и работать. Мама вроде и пытается на него влиять, мол, займись чем-нибудь полезным — но в глубине души ей ой как не хочется отпускать этого мальчика из дома. Ей страшно от того, что он уйдет, она не знает, что делать со своей жизнью. Поэтому работу с такой компьютерной зависимостью взрослым надо начинать с себя.


Чем опасна зависимость от компьютеров и как ее можно избежать.

О компьютерной зависимости слышали все родители. Но большинство считает, что их ребенку она не грозит. Ну занимается сын за компьютером, так все дети сегодня без него не мыслят своей жизни. Мол, время такое - чтобы стать успешным, нужно идти в ногу с техническим прогрессом.

О том, насколько безопасным может быть такое увлечение, мы поговорили с врачом-психиатром минского Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей Кирой Мезяной.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ НЕ УМЕЕТ, ЗАТО С НОУТБУКОМ НА ТЫ

- Кира Николаевна, когда мы говорим о компьютерной зависимости, имеем в виду в первую очередь игры?

- Не только. Здесь прежде всего нужно учитывать время, проведенное у компьютера. Если сидеть за ним по 10 - 20 часов, хорошим это не кончится. Несколько лет назад в отделение неврозов одной из больниц поступил молодой человек, который из-за компьютерной зависимости уже не мог есть. Парень сам признался: если бы его не положили в клинику, он бы умер.

- Выходит, компьютер - зло?

- Так нельзя сказать - он часть научно-технического прогресса. С ним нужно научиться сосуществовать. Только вот ни дети, ни подростки, ни даже студенты не имеют четкого представления о виртуальном мире. А уж их родители - тем более. Им кажется, что компьютер - это что-то вроде телевизора. В тех же играх тебя могут убить, но затем ты воскресаешь. А кто объяснит ребенку, что в реальной жизни воскрешения нет?

- Как можно предотвратить компьютерную зависимость ребенка?

- Родители должны заниматься своими детьми постоянно. Часто можно слышать: скажите нам, когда наступит час Х, мы сделаем все, что скажете. А до этого момента ни о чем беспокоиться не желают. У каждого человека час Х приходит в разное время.

- Но опасность подстерегает в первую очередь школьников?

- Необязательно. В наш центр приводят трех- и четырехлетних малышей, которые плохо говорят, зато прекрасно владеют компьютером.

На самом деле первый звоночек для родителей - речь. В три года ребенок уже должен говорить как взрослый. В этом возрасте малыш выучивает 12 новых слов в день. Но мы получаем уже поколение, которое во младенчестве садится за клавиатуру. Родителям кажется, что у них растут вундеркинды, а на самом деле - они отстают по развитию.

- Любой ли ребенок может стать зависимым от компьютера?

- В первую очередь в группе риска - дети, у матерей которых были проблемы еще во время беременности: анемии, угрозы выкидышей. В процессе развития и созревания мозг плода страдал от недостатка кислорода. Таким ребятам вообще сложно заниматься в школе, а их еще к компьютеру усаживают. Или они сами усаживаются поиграться. Ведь многие считают, что игры развивают. При этом не учитывают, подходят ли они ему по возрасту. Между тем есть такие, которые не рекомендуются никому - ни детям, ни взрослым. Например, когда игрок в образе экранного героя совершает асоциальные вещи: допустим, расстреливает не монстров, а целую деревню людей.

- Что же делать? Запрещать компьютер?

- Если вы видите, что ребенок ходит со стеклянными глазами, не разговаривает, то убрать компьютер из дома - тоже выход. Иногда - единственный. Но этот вакуум должна заполнить забота родителей. До 15 лет дети в огромной степени зависят от взрослых. Интересами ребят надо жить, чтобы внимание родных не компенсировал компьютер.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ С ГРАМОТНОСТЬЮ

- Вы согласны, что компьютер убивает грамотность тем, что сам может исправлять ошибки?

- Есть такое определение в философии - «язык слуха уступает место языку взгляда». Не развивается язык слуха - не развивается и письмо. Поэтому с грамотностью у ребят, сидящих много за компьютером, большие проблемы.

- Сегодня старшеклассники получают в школе много материалов на электронных носителях. Это не может привести к зависимости?

- К зависимости - нет. Но материал в таком виде усваивается намного хуже, он не развивает зрительную память. С экрана сложно усвоить информацию. К тому же это способствует развитию сколиоза, ухудшению зрения.

- Если все же родители видят, что запустили ситуацию, куда им идти?

- Обращаться можно в коррекционные центры. Первая, вторая степень компьютерной зависимости - психологическая проблема. Третья степень приводит к невротическим истощениям, к сожалению, они требуют лечения лекарствами.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Все нормальные родители делают это вместе

Один очень опытный радио- и тележурналист с фамилией на букву Д. у себя в доме запрещает жене и сыну-подростку смотреть телевизор, не говоря уже об Интернете. И его можно как-то понять: хорошо зная, «из какого сора» лепятся информационные потоки, он, наверное, пытается уберечь близких. Теперь его семья часто ходит в гости, чтобы посмотреть телевизор и нырнуть на несколько минут в Сеть.

Вот так же в XIX веке барышням пытались запрещать по ночам читать произведения Вольтера, Шекспира и прочих возмутителей патриархального уклада жизни. А еще раньше юных неандертальцев старшее поколение человекоподобных наверняка поругивало и покусывало за фривольную наскальную живопись и попытки разводить по ночам огонь. Но, как говорится, вода дырочку всегда найдет.

К счастью, всякое усилие ограничить молодое поколение благополучно заканчивается вымиранием ретроградов и человечество делает еще один шаг в своем развитии. Современным родителям «пора бить тревогу» по другому поводу. Если вы не понимаете, чем занимается ваш ребенок 10 - 12 (а может быть, и все 45) часов в неделю у монитора, то это скорее ваша проблема. Рекомендуется сесть рядышком на табуретку и осторожно поинтересоваться: что же там такого интересного они получают. Они вам не говорят? Вы ничего не понимаете? Очень жаль. Все, чем вы можете себе помочь, - купите хороший монитор для сохранности зрения ребенка и качественные наушники для защиты своей психики.

И сами поучитесь искать в Интернете важное, интересное и нужное для ребенка. Ищите вместе, это нормально! Станьте для своего дитя не лохом, а нормальным другом по виртуальному миру. А главное, поймите, что детки наши живут уже совсем-совсем-совсем в другой вселенной. Ей богу, вам же легче станет.

А вот потом уж откройте томик Шекспира и читайте в свое удовольствие. За ребенка не переживайте. Он уже ознакомился с творчеством классика. В комиксах.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Пора бить тревогу, если.

ребенок проводит за компьютером больше 30 часов в неделю и в основном по ночам;

ведет бурную переписку в Интернете - больше 20 писем в день;

у него нет реальных друзей, он не ходит на улицу, отрешен от окружающего мира;

во время игры появляется тошнота и головные боли, но игру он не бросает;


ВОПРОС ДНЯ

А вы как детей ограждаете от компьютерной зависимости?

Татьяна БУЛАНОВА, певица:

- У нас со старшим сыном договоренность - учится хорошо, тогда и за компьютером может поиграть. Знаете, было бы неплохо, как в Англии, ввести закон, запрещающий продавать компьютерные игрушки детям до 18 лет.

Константин ЦЗЮ, боксер:

- С этим можно бороться, только увлекая детей чем-нибудь еще более интересным. Например, спортом. Это занятие не менее азартное, чем компьютерные игры.

Людмила ШУСТОВА, мама восьмерых детей:

- Нельзя отгораживать ребенка от компьютера. Запретный плод сладок. Главное тут - следить, чтобы детей не засосало в виртуальный мир. А если это происходит, значит, вы сами нацелили ребенка не на ту, какую нужно, систему ценностей.

Валерий МАГДЬЯШ, актер:

- Мы с внучкой Настенькой «игру в шпионов» на компьютере заменили «игрой в Мимино» - ходим с ней по квартире и танцуем грузинские танцы. Запомните одно: если родители, бабушки-дедушки интересны ребенку, ему не нужен компьютер.

Виктор БОЛОТОВ, вице-президент Российской академии образования:

- Компьютер детям интересен, поэтому помогайте им осваивать «разумный софт», а не глупые стрелялки. И научите вашего ребенка делать гимнастику для глаз и спины.

Алика СМЕХОВА, певица:

- Мой сын вообще сейчас не сидит за компьютером - он у нас сломался.

Анастасия МИРОНОВА, детский психолог:

- Такая зависимость появляется чаще всего от неуверенности в себе и отсутствия возможности самовыражаться. Нельзя ругать ребенка за то, что он целый день за компьютером. Важно разделить его интересы и показать, насколько реальная жизнь интереснее виртуальной.

Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

- Пусть ваше чадо обучается музыке. Тогда компьютер перестанет быть на первом месте. Лично мы своего 10-летнего внука так и воспитываем.

Отец Иоанн СМИРНОВ, священник:

- Мы с женой следим за тем, чтобы наш старший сын проводил за компьютером не больше 40 минут в день. Младшему шесть лет, поэтому мы пока не позволяем ему садиться за компьютер. А что взамен? Книги!

- Если ребенок видит, что мама с папой все время сидят за компьютером, ему трудно внушить, что это вредное занятие. Родителям надо начинать с себя.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: