Уровень компьютерной игровой зависимости о м видова

Обновлено: 02.07.2024

Зависимость от компьютерных игр отличается от зависимости, которую вызывает употребление психоактивных веществ вроде алкоголя и героина.

При этом пристрастие к компьютерным играм может вызвать другую форму зависимости — поведенческую. Это состояние не такое разрушительное, как наркотическая зависимость. Но если его не контролировать, тоже вполне может испортить человеку жизнь.

В чем сходство и различие между наркотической и игровой зависимостями

Специалисты по поведению считают, что вызвать привыкание может абсолютно любая вещь или занятие, стимулирующее мозг, то есть вызывающее приятные переживания. Любую привычку можно контролировать, а при желании и совсем от нее избавиться.

Что такое зависимость — бюллетень Американской психиатрической ассоциации

Но когда человек больше не может обходиться без стимуляции и начинает стремиться к ней в ущерб другим занятиям, начинается хроническая болезнь мозга под названием зависимость.

Судя по наблюдениям нейробиологов, зависимость способны вызывать не только психоактивные препараты, но и игры. Как только зависимый от компьютерных игр человек садится за монитор, у него активируются участки мозга, отвечающие за удовольствие и поддержание этого поведения. При мысли о веществах у зависимых от наркотиков людей активируются те же самые области мозга.

Зависимость от интернет-игр: современные перспективы — журнал «Психологические исследования и управление поведением»

И компьютерные игры, и употребление психоактивных веществ радуют и могут так затянуть, что на другие занятия не останется ни времени, ни сил, ни желания. Жертвы обеих зависимостей обычно прекрасно понимают, что удовлетворение желания приведет к серьезным проблемам вроде утраты работы и семьи, но остановиться все равно не могут.

Тем не менее между зависимостью от игр и психоактивных веществ есть серьезная разница. В отличие от алкоголя и наркотиков, компьютерные игры не ядовиты. Если психоактивные вещества вредят физическому здоровью напрямую, постепенно разрушая печень, мозг и другие внутренние органы, то игры могут навредить разве что косвенно — например, подталкивая человека вести малополезный сидячий образ жизни.

Кроме того, при чрезмерном увлечении компьютерными играми риск появления проблем очень зависит от контекста. Судьбы двух людей, которые играют по 14 часов в день, могут сложиться совершенно иначе: один может встретить в онлайн-игре любовь всей своей жизни или найти отличную работу, а второй в итоге потеряет и то и другое.

Зависимость от алкоголя и наркотиков с контекстом почти не связана. В случае зависимости от психоактивных веществ люди разного достатка, образования и характера страдают примерно одинаково.

Учитывая эти обстоятельства, Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в раздел поведенческих расстройств. Это состояние впервые появилось в обновленной Международной классификации болезней 11-го пересмотра . С точки зрения обновленного справочника это болезнь, которую нужно лечить.

Правда, в МКБ 10-го пересмотра, который действует сейчас в России, этого расстройства не существует. Это значит, что пока диагноз «игровое расстройство» в нашей стране не могут поставить официально.

Помимо зависимости от игры, в разделе поведенческих расстройств есть похожее поведенческое расстройство — игромания, или зависимость от азартных игр. Это состояние считается более опасным, потому что, в отличие от игрового расстройства, грозит еще и разорением.

Правда, из Международной классификации болезней непонятно, в какую группу отнести человека, который подсел на компьютерную игру, где можно покупать игровые вещи на реальные деньги: такие игры построены по системе монетизации free-to-play . В отличие от обычной игровой зависимости, такое поведение тоже угрожает не только отношениям с окружающими, но и кошельку.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Сколько людей страдает игровым расстройством

Назвать точную цифру сложно. Увлеченность играми в разных странах заметно отличается, а еще специалисты пользуются разными критериями постановки диагноза. Из-за этого разброс очень большой.

Авторы крупного исследования проанализировали 160 научных работ, посвященным игровому расстройству, в которых использовали 35 различных методов диагностики, и пришли к выводу, что среди обычных людей зависимостью от игр страдает от 0,2 до 57,5% населения.

Чтобы сказать точнее, нужно больше качественных исследований. Пока мы даже не знаем наверняка, кто больше склонен к игровому расстройству: мужчины или женщины, подростки, взрослые или пожилые, и есть ли у этого состояния наследственная предрасположенность. Пока считается, что больше всего склонны к игровой зависимости подростки мужского пола азиатского происхождения.

Как понять, что у человека игровое расстройство

Перечислим критерии ВОЗ, согласно которым человек страдает игровым расстройством.

Не может контролировать игру. Зависимый от игры не способен выбирать, сколько раз в день ему играть, как долго и когда заканчивать игру. Он просто играет сколько получится.

Для него игра всегда в приоритете. Хотя зависимый от игры человек может говорить иначе, на практике играть ему важнее, чем учиться, строить карьеру, общаться с семьей или с друзьями офлайн. Причем со временем игра становится все важнее и важнее. То есть если раньше человек просто мог предпочесть игру встрече с друзьями, то однажды забудет встать из-за компьютера вовремя и опоздает в загс на собственную свадьбу.

Играет несмотря на проблемы. Если зависимого от игры человека отчислили с учебы, уволили с работы или от него ушел супруг, он может начать играть даже больше, чем до этого. Теперь игра уже не просто хобби, а способ забыться.

Играет уже долго. Чтобы поставить диагноз, зависимость должна длиться как минимум 12 месяцев, но этот критерий не строгий. Даже если проблемы длятся всего полгода, человек все равно нуждается в помощи.

Специалисты из Американской психиатрической ассоциации добавляют, что зависимые от игр люди оживляются, когда думают о предстоящей игре, а при отказе от игр становятся раздражительными, беспокойными и грустными. А еще они склонны обманывать врачей и членов семьи, преуменьшая время, которое провели за компьютерной игрой.

Можно ли помочь человеку, который страдает от игровой зависимости

Если человек не признает проблему, помочь ему вряд ли получится. Помочь можно только тому, кто понимает, что из-за игр у него серьезные проблемы, и кто хотел бы как минимум уменьшить количество часов, проведенных за игрой.

Как развивается компьютерная зависимость

В возрасте 9—11 лет , то есть примерно в 2000—2002 году , я очень увлекался компьютерными играми. В основном Counter-Strike 1.6 . Доходило до того, что брал деньги у родителей под предлогом школьных расходов, а сам проигрывал их в игровом клубе.

Началось все с того, что друзья предложили сходить в компьютерный клуб поиграть. Своих компьютеров тогда почти ни у кого не было. В то время игровые клубы появились почти в каждом районе, и игры быстро вошли в моду. Это неудивительно: мы жили не в самом благополучном районе, родители большинства ребят пропадали на работе, и игры казались хорошей отдушиной.

Компьютерные клубы открывались в полдень, как раз когда у школьников заканчивались уроки. Школу я не прогуливал, но все свободное время проводил там. Получается, что я играл примерно по 6—8 часов в день.

Родители понимали, что это превращается в проблему, и даже задумывались о том, чтобы оплатить услуги психолога. Но в моем случае обошлось без этого. Помогла музыка. В школе открылся бесплатный музыкальный кружок, набирали всех желающих играть на народных инструментах. Родители решили отдать меня туда. Со мной занимались многие одноклассники, так что постепенно у меня сменились интересы. А потом мы еще и начали гастролировать по Крыму с музыкальным ансамблем, так что времени на игры просто не осталось.

Страсть к игре прошла так же плавно и постепенно, как и началась — просто постепенно я начал проводить в клубе все меньше и меньше времени. Сколько времени заняло избавление от зависимости, я точно не помню, все-таки тогда я был очень молодым. Но отказ был безболезненным, это я помню точно.

Прямо сейчас зависимости от игры у меня нет. Могу поиграть пару часов три дня в неделю, если возникнет желание, могу забросить игры на пару лет. А в Counter-Strike 1.6 иногда играю до сих пор.

Сегодня большинство специалистов считают, что лечить игровую зависимость нужно так же , как и другое поведенческое расстройство, связанное с зависимостью от азартных игр.

Если человек несовершеннолетний, ему особенно важна помощь и поддержка семьи, которая поможет найти другой способ себя реализовать. При этом зависимым людям и членам их семьи может потребоваться помощь психотерапевта.

Клинический психолог или психиатр поможет разобраться, почему у человека возникло столь сильное желание играть, и подскажет, как разобраться с жизненными неурядицами, которые могли усилить это желание.

Затем специалист научит человека контролировать свои мысли и побуждения, связанные с игрой. Сказать, сколько времени потребуется, чтобы научиться самоконтролю, сложно. Но, как правило, люди, у которых зависимость началась недавно, выздоравливают быстрее тех, кто страдает давно.

В случае необходимости — например, если человек очень подавлен и страдает из-за утрат, связанных с зависимостью, — специалист может назначить лекарства. Например, антидепрессанты.

Почему возникает зависимость от компьютерных игр и как от нее избавиться: руководство от клинического психолога

Компьютерные игры так увлекательны и разнообразны, что и ребенок, и даже взрослый может легко найти себе увлечение по душе. Но такие хобби опасны, и об этом говорят психологи, врачи и представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 2018 году после ряда исследований и обсуждения на уровне международного медицинского сообщества ВОЗ приняла решение включить игровое расстройство в перечень Международной классификации болезней, которая начнет действовать уже в январе 2022 года.

Почему же представители глобальной организации здравоохранения так озабочены распространенностью компьютерных игр? Чем опасна игровая зависимость от компьютерных игр? Как выявить это состояние у себя, подростка или близкого человека? И самое главное — как избавиться от компьютерной игровой зависимости? На эти вопросы журналисту ФАН ответила практикующий медицинский и семейный психолог, доктор психологических наук Наталья Зенцова.

Практикующий медицинский и семейный психолог, доктор психологических наук Наталья Зенцова

Особенности компьютерной игровой зависимости

Так называют одну из форм психологической зависимости, которая проявляется навязчивым стремлением к играм на компьютере или смартфоне. Она развивается точно так же, как зависимости, например, от еды, работы, отношений.

«Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, — комментирует доктор психологических наук Наталья Зенцова. — По статистике, каждый третий тратит на социальные сети и компьютерные игры более 30 часов в неделю. Но часто бывает, что ни сам человек, ни его близкие не могут распознать развитие зависимости».

В середине 90-х годов подростки чаще слушали музыку или увлекались просмотром передач. Сегодня увлечение гаджетами вытеснило прежние привычки. Более 70% современных детей не мыслят своей жизни без компьютера и готовы уделять ему максимум собственного времени. И только если свободное время остается, его тратят на занятия спортом, реальное общение со сверстниками, прогулки. Компьютерные игры при этом становятся главным развлечением. Дети незаметно для себя и родителей погружаются в виртуальный мир, который планомерно вытесняет интерес к миру реальному.

Признаки игровой зависимости у детей и взрослых

Как часто встречается игровая зависимость у детей и взрослых

Несмотря на распространенность проблемы, точной статистики в этом вопросе пока не существует. Но есть данные, что не менее 10% взрослых уже страдают от компьютерной игромании, а 40% взрослого населения планеты демонстрируют предрасположенность к этому расстройству. Отсутствие официальной статистики легко объяснить: крайне редко взрослый человек усматривает в своем увлечении болезнь, настоящую проблему. И еще реже обращается за помощью к специалистам.

В отношении детей есть более точные сведения, так как родители обычно внимательнее относятся к их психическому здоровью, чем к собственному. И статистические данные, которыми располагают врачи, пугают: не менее 80% современных детей страдают от этого расстройства.

Опасность зависимости от компьютерных игр

«Зависимость возникает, когда человеку не хватает эмоций, впечатлений, общения, уверенности в себе, — отмечает Наталья Зенцова. — Тогда ребенок или взрослый пытаются уйти от повседневной рутины в виртуальную реальность. Это улучшает эмоциональное самочувствие человека, а игра становится для него потребностью».

Однако «улучшение самочувствия», которое испытывает игроман на первом этапе, оборачивается целым спектром негативных последствий. Особенно ярко они проявляются в детском и подростковом возрасте. Дети мало читают или не делают этого вообще. Вместо живого общения они предпочитают переписываться в социальных сетях. Новая потребность исключает из повседневной жизни прогулки, занятия спортом, выполнение домашних заданий: на все это не остается ни времени, ни желания.

Совсем скоро новый образ жизни накладывает отпечаток на физическое и психическое здоровье ребенка. В первую очередь страдают его осанка и зрение. Статичная искривленная поза, постоянное мерцание экрана нарушают здоровье позвоночника и глаз. Часто появляются жалобы на онемение правой руки и пальцев. Для этого состояния ученые уже даже придумали название — «туннельный синдром» или синдром «руки, держащей мышь», подразумевая, что именно однообразная поза с компьютерной мышкой в ладони приводит к его развитию.

Одновременно наблюдается изменение психического состояния человека. И даже если он понимает, что попал в игровую зависимость, изменить что-то самостоятельно уже не может. Тяга к игре заставляет забывать обо всем на свете, из-за чего ребенок начинает опаздывать в школу, а взрослый — на работу и деловые встречи. Человек часто ощущает усталость, его мучает бессонница, а из-за постоянного эмоционального «тонуса» даже длительный ночной сон не приносит расслабления.

Факт. Дети, увлеченные компьютерными играми, часто демонстрируют жестокость, начинают ругаться с родителями. У них наблюдаются вспышки агрессии, которые выливаются в физическое насилие.

Игровая компьютерная зависимость негативно влияет на здоровье и психику ребенка

Симптомы игровой зависимости

Существуют четкие признаки, которые позволяют специалисту диагностировать наличие игромании у ребенка или взрослого.

  • Абстинентный синдром. Или синдром отмены, который проявляется нервозностью, крайней степенью раздражения, если по какой-то причине человек не может начать или продолжить игру.
  • Компульсивность. Так называют неконтролируемое поведение, приступы, которые направлены на достижение единственной цели — сесть за компьютер и начать играть. Один из показателей компульсивности — стремление при любой удобной возможности погрузиться в игру, например, когда ребенок, едва зайдя домой из школы, бросает портфель и тут же бежит за компьютер.
  • Отрицание. Этот симптом характерен для любой зависимости. Человек, страдающий ею, не будет соглашаться с разумными доводами окружающих. Его критическое отношение к негативным последствиям своего пристрастия снижено. Он будет спорить, отрицать, доказывать, что никакой привязанности не испытывает, однако его поведение будет говорить об обратном.
  • Толерантность. С развитием толерантности к алкоголю человек стремится увеличивать дозу, с каждым разом употребляя все больше и больше спиртного. В отношении компьютерных игр происходит то же самое. Человек проводит за компьютером все больше времени, не замечая пролетевших минут и часов. При этом ему кажется, что он потратил совсем немного времени, стремится посидеть за игрой «еще чуть-чуть», «еще минуточку», даже если уже критически опаздывает в школу или на встречу, а времени для отдыха или сна у него почти не остается.

По мнению Натальи Зенцовой, родители могут распознать признаки компьютерной зависимости у ребенка по его поведению.

Для этого состояния характерны:

  • обиды, слезы и негодование, если родители просят прекратить играть;
  • неспособность ребенка сказать, сколько времени он планирует потратить на игру сегодня;
  • злость и раздражение, если во время «любимого занятия» ему приходится переключаться на что-то другое;
  • регулярные просьбы к родителям дать денег или оплатить очередные игровые обновления, покупку аксессуаров для компьютера;
  • снижение успеваемости в школе, невыполнение домашних заданий;
  • отказ от участия в выполнении домашних, бытовых дел и использование этого времени на игры;
  • нарушение режима дня: ребенок поздно ложится спать, из-за чего не высыпается, пропускает приемы пищи из-за увлеченности игрой;
  • подросток не хочет заниматься ничем более: ему не нужны хобби, обычные увлечения (спорт, танцы, секции), он не стремится к реальному общению со сверстниками;
  • в обычное время пребывает в подавленном состоянии, плохом настроении, но как только садится за компьютер, настроение улучшается;
  • невозможность поиграть вызывают раздражительность, подавленность, несмотря на интересное или необычное окружение (в семейной поездке, на экскурсии, детском празднике);
  • ребенок не демонстрирует стремления общаться со сверстниками, дружить с кем-либо, становится замкнутым, а если и идет с кем-то на контакт, то в разговорах главенствует тема компьютерных игр.

Если подростка не радует ничего, кроме игр, у него сформировалась компьютерная игромания

Тест на игровую зависимость

Распознать игроманию у ребенка проще, чем у взрослого: об этом говорят особенности поведения или «изменение» характера, которое замечают родители и близкие. Поведение взрослых более сложное, осознанное, а потому для выявления игромании можно использовать специальные тесты.

«Существует несколько тестов, позволяющих диагностировать игровую зависимость, — уточняет Наталья Зенцова. — Но нужно помнить, что наиболее точный диагноз может поставить только специалист».

Опросник «Шкала ложных пари»

Это самый простой тест, который позволяет отличить зависимого игромана от человека, который лишь время от времени играет «в свое удовольствие». Он состоит из двух вопросов:

  1. Испытывали ли вы когда-то желание вложить в игру большие суммы?
  2. Обманывали ли вы когда-то близких о том, сколько денег тратите на игры?

Отвечать нужно кратко — «да» или «нет». Положительный ответ на один из вопросов говорит о склонности к игромании.

Факт. С помощью этого теста можно незаметно диагностировать игроманию у подростка, задав один или оба вопроса «вскользь» в разговоре.

Опросник сообщества анонимных игроков

Опросник MAGS

Он создан для диагностики увлечения азартными играми, но и для выявления компьютерной игромании использоваться тоже может. Включает 31 вопрос, которые помогают определить как наличие зависимости, так и негативных последствий, которые она уже вызвала.

Стадии компьютерной игромании

Врачи выделяют четыре стадии опасного состояния.

  1. Легкая увлеченность. Механизмы зависимости формируются. Во время и после игры человек испытывает удовлетворение. Ему нравятся реалистичная графика, «живой» звук, необычные сюжеты, в которых он принимает участие. Все это вызывает яркие эмоции и стремление повторить эти действия, чтобы вновь получить удовольствие. На этом этапе игра становится целенаправленной: игрок испытывает потребность вновь «примерять» на себя выбранную роль.
  2. Увлеченность. Первое «знакомство» позади, и потребность играть уже диктует распорядок дня подростка. Новое занятие становится для него приоритетным, тогда как общение с близкими, отдых, школьные и домашние обязанности уходят на второй план. Его мысли заняты лишь игрой и стремлением к ней.
  3. Зависимость. Происходит серьезная перестройка ценностной и смысловой структуры личности. Во главу угла в ней выводится потребность в игре, а самооценка подростка снижается. Основополагающая ценность вызывает изменения характера, поведения, настроения, меняет ритм и образ жизни. Ругаться, скандалить, обижаться, врать, проявлять агрессию даже в отношении самых близких людей становится нормой, если это необходимо для достижения главной цели.
  4. Привязанность. Самая продолжительная стадия, которая может длиться годами. Во время игры человек может уже не чувствовать былого прилива сил, интереса или ярких эмоций. Несмотря на то, что его игровая активность угасает, он живет «от игры к игре», отказаться от привычки уже не в силах.

«Если вы заметили у подростка игровую зависимость, не затягивайте с обращением к специалисту, — советует доктор психологических наук Наталья Зенцова. — Важно как можно раньше диагностировать ее и помочь ребенку от нее отказаться. Самостоятельно это состояние не лечится. Нужен комплексный профессиональный подход и четкое выполнение родителями подростка рекомендаций специалиста».

Как лечить игроманию

Совет. Если вы стали замечать, что подросток все свободное время посвящает телефону или компьютеру, нужно насторожиться. Ограничьте время их использования 1,5-2 часами в день. Если такое ограничение встречает резкое негодование или же ребенок продолжает играть, но уже тайно, — обращайтесь за консультацией к специалисту.

Эффективные методы лечения игровой зависимости на ранних стадиях предусматривают амбулаторную работу с медицинским психологом. Психотерапия включает регулярное — 2-3 раза в неделю — общение с самим подростком, а также семейные сессии с его родителями, родными.

Профилактика игровой зависимости

«Чтобы у ребенка не возникло желания пребывать в виртуальной реальности, общение с родными в семье должно быть интересным, протекать в условиях доверия и обеспечивать чувство безопасности, — советует Наталья Зенцова. — Поэтому при лечении игромании мы, специалисты, всегда работаем над восстановлением положительной атмосферы в том числе и в семье».

Специалист рекомендует чаще общаться с ребенком, интересоваться, как прошел его день, рассказывать и о себе, шутить и смеяться. Ребенок должен усвоить простую истину: ни одна компьютерная игра не сможет конкурировать с теплотой человеческих отношений.

Не менее важно показывать ребенку альтернативные способы проявления себя, своих лидерских качеств и навыков общения, альтернативных виртуальным способам. Если он стремится к виртуальному общению, запишите его на курсы актерского мастерства или отправляйте в детские лагеря летом. Если ему нравится проявлять свои лидерские качества, отдайте его в спортивную секцию или в школу юных лидеров.

Досуг ребенка должен быть интересным, а хобби — доставлять ему удовольствие. А вот время, проводимое за компьютером, нужно ограничивать: вместо него жизнь ребенка важно наполнить живым общением со сверстниками, полезными и интересными занятиями и вниманием близких людей.

Процесс всеобщей компьютеризации явился переломным моментом в жизни нашего общества. Сегодня к современному человеку предъявляются требования владения навыками работы на компьютере, пользования компьютерными программами, умения разрабатывать и создавать с применением компьютера продукт собственной деятельности. Для того, чтобы уровень образования соответствовал современным требованиям, а выпускник школы обладал необходимыми компетенциями, компьютер и навык работы с ним введены в образовательную программу школ как урок информатики с 5 класса. Но на самом деле, широкое распространение всевозможных компьютерных гаджетов значительно омолодило возраст пользователей компьютерными технологиями. С потворства родителей, которые в стремлении освободить личное время за счет отвлечения внимания ребенка, дети с самого раннего возраста оказываются вовлеченными в мир общения с компьютером – компьютерные игры. Яркие, реалистичные персонажи, звуковое и шумовое сопровождение, разнообразие сюжетов – все это вызывает невероятный интерес и положительные эмоции у ребенка.

Однако влияние компьютерных игр на ребенка неоднозначно. С одной стороны, они помогают ребенку самостоятельно познать о взаимодействии различных предметов между собой, о их свойствах и возможностях, способствуют развитию мышления, создают идеальные возможности для активного усвоения новых знаний, укрепляют в ребенке веру в свои силы и возможности (Гарипов Л.Ф., Грезийон Г., Евстигнеева Ю.М., Жукова М. В., Керделлан К., А. Поссо, Соколова Н.В., Утемов В.В., Фомичева Ю.В., Шакирова Л.И. и др.) [1, с.242]. Но с другой стороны, чрезмерное увлечение ребенка компьютерными играми может привести к отказу от социальных контактов, к повышению агрессивности, склонность к насилию, снижению общего фона настроения, а главное, он все чаще в своей деятельности будет отдавать предпочтение уходу в игровую виртуальную реальность, и, как следствие, перестанет адекватно воспринимать окружающую действительность (Добровидова Н.А., Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А., Поуп. С., С.А. Шапкин и др.).

Особенно остро эта проблема может проявиться в младшем подростковом возрасте, отличительной особенностью которого является высокая сензитивность к любым внешним влияниям. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может захватить младшего подростка настолько, что отодвинет на задний план его учебную деятельность, негативно сказавшись на формировании учебной мотивации и познавательной активности.

Проблеме компьютерной зависимости посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные авторы:

- Ц.П. Короленко, С.А. Куликов, Е.В. Мельник, В.Д. Менделевич и К.В. Сельченко занимались вопросом сущности феномена зависимости;

- А.В. Ваганов, А.Е. Войскунский, К.Ю. Галкин, А.Е. Жичкина, В.А. Лоскутова и А.С. Холл исследовали причины возникновения игровой компьютерной зависимости;

- Ю.Д. Бабаева, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул и К. Янг сосредоточили внимание на выявлении факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости;

- О.Н. Арестова, И.В. Бурлаков и О.К. Тихомиров выявляли характер психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида;

- А.В. Беляева, Н.В. Иванов, Л.А. Пережогин и Н.А. Шапира изучали влияние компьютерных игр на личность подростка;

- Л.И. Божович, П.С. Карпенко, И.С. Кон, Л.Ф. Обухова и Ю.А. Приходько отразили в своих работах общепсихологические принципы формирования личности в подростковом возрасте;

- Т.Ю. Больбот, Л.М. Юрьева представили результаты исследования психических и поведенческих расстройств у лиц молодого возраста с компьютерной зависимостью.

Однако, наряду с большим количеством исследований влияния компьютерных игр на различные аспекты личностного развития ребенка, нам не удалось найти работ, ставивших перед собой задачу изучить влияние компьютерных игр на учебную мотивацию младшего подростка.

Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой учебной мотивации является необходимым условием, для выявления характера изменений, привносимых в мотивацию учения младшего подростка увлечением компьютерными играми.

Таким образом, целью нашей работы стало изучение характера взаимосвязи игровой компьютерной зависимости с мотивацией учения и ее структурой у младших подростков, в том числе по гендерному признаку.

Задачами исследования стали:

- выявление уровня игровой зависимости у младших подростков;

- выявление уровня учебной мотивации и преобладающих мотивов учения у младших подростков;

- проведение сравнительного анализа уровня учебной мотивации и преобладающих мотивов учения между группами младших подростков имеющих игровую компьютерную зависимость и не имеющими ее;

- выявление и определение характера взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой учебной мотивации младших подростков;

- выявление различий в характере взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой учебной мотивации мальчиков и девочек.

Мы предположили, что:

- существует обратная взаимосвязь между уровнем игровой компьютерной зависимости и уровнем и структурой учебной мотивации младших подростков;

- существуют различия в характере взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и отдельными компонентами учебной мотивации у мальчиков и девочек.

В процессе работы нами были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование); методы статистической обработки результатов помощью программы IBM SPSS Statistics.

В исследовании приняло участие 100 обучающихся 5-х классов МБОУ «Лицей №41» г. Ижевска, 52 мальчика и 48 девочек в возрасте 11 – 12 лет.

Ход исследования:

Первоначально обучающимся было предложено анонимно ответить на несколько вопросов об увлеченности компьютерными играми, жанровых предпочтениях и времени ежедневно посвящаемом игре в компьютерные игры. Проанализировав их, мы сделала вывод, что регулярно играют в компьютерные игры 85% опрошенных, среднее количество времени, проводимое за игрой в компьютер, варьируется от 1 до 4 часов в день. В среднем мальчики проводят времени за игрой времени больше, чем девочки и отдают предпочтение играм, связанным с борьбой, соревнованием и агрессивной тематикой. Девочек же больше привлекают симуляторы жизни, квесты, головоломки.

Для определения уровня компьютерной зависимости нами была использована методика А. В. Гришиной «Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми» (Рисунок 1). А.В. Гришина определяет 3 уровня игровой компьютерной зависимости у младших подростков:

- естественный уровень: КИ носит характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игровую активность;

- компенсаторный: КИ является важной частью жизни подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах КИ, но при этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру; КИ выполняет компенсаторные функции;

- зависимость: КИ занимает все свободное время; подросток думает о КИ, о достигнутых результатах, стремится повысить уровень этих результатов. [2. с.238]


Рисунок 1. Результаты исследования уровня компьютерной зависимости по методике А.В. Гришиной

По результатам диагностики игровую компьютерную зависимость имеют 10% (9 чел.) обучающихся. Компенсаторный уровень зависимости имеют 39% (33 чел.) обучающихся. Естественный уровень зависимости имеет чуть больше половины 51% (43 чел.) обучающихся.

Для изучения уровня учебной мотивации пятиклассников была использована методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. (Рисунок 2).

Автор данной методики отмечает следующие уровни учебной мотивации:

- высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

- хорошая школьная мотивация.

- положительное отношение к школе

- низкая школьная мотивация.

- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. [4. с.27]


Рисунок 2. Результаты изучения уровня учебной мотивации пятиклассников по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

По ее результатам можно отметить, что никто из опрошенных не имеет высокого уровня учебной мотивации, почти половина обучающихся хорошо относятся к школе, имея, хорошую или положительную учебную мотивацию, а треть обучающихся имеют серьезные затруднения в учебной деятельности, вплоть до уровня дезадаптации.

Для изучения преобладающих мотивов учебной деятельности была использована методика «Учебная мотивация» Г.А. Карповой. (Рисунок 3)

Автор методики так определяет структуру учебной мотивации:

- Позиция школьника

- Внешний мотив [3, с.32]


Рисунок 3. Результаты изучения преобладающих мотивов учебной деятельности пятиклассников с помощью опросника «Учебная мотивация» Карповой Г.А.

Для выявления взаимосвязи уровня игровой компьютерной зависимости с уровнем и структурой мотивации учебной деятельности младших подростков, все обучающиеся были условно разделены на две группы: имеющих игровую компьютерную зависимость и не имеющих ее, то есть имеющих естественный или компенсаторный уровень игровой компьютерной зависимости.

Далее мы сопоставили уровень мотивации учения младших подростков, имеющих и не имеющих игровую компьютерную зависимость (рисунок 4).


Рисунок 4. Сопоставление уровней учебной мотивации обучающихся с высоким и невысоким уровнями игровой компьютерной зависимости

Можно отметить, что у младших подростков, имеющих игровую компьютерную зависимость, уровень учебной мотивации значительно ниже, чем у обучающихся, такой зависимости не имеющих, и имеет преимущественно уровень дезадаптации. Достоверность различий между показателями групп подтверждена сравнительным анализом по U-критерию Манна-Уитни (таблица №1).

О некоторых аспектах компьютерной и игровой зависимости

Специалисты, работающие с лицами, страдающими компьютерной и игровой зависимостями в крупнейших реабилитационных центрах мира и в России, в один голос говорят о том, что игровая зависимость в последние годы в силу разрушения института традиционной семьи и развития информационных технологий получает характер "эпидемии", опережая по темпам распространения алкгольную и даже наркотическую.

В числе главных причин компьютерной и игровой зависмости многие специалисты отмечают неблагополучную обстановку в семье и созависимое или отчуждённое поведение родителей.

Под родительской созависимостью понимается чрезмерно сильная поглощенность ближним или эмоциональная, социальная, а иногда и физическая зависимость от ближнего.

Под родительской отчуждённостью наоборот понимается чрезмерное игнорирование родителями, как друг друга, так и ребёнка, который оказывается предоставлен сам себе.

Механизм выработки компьютерной и игровой зависимости связан с формированием созависимого паттерна поведения в детстве, т.е. с нарушением значимых связей между ребенком и родителями, вследствие чего ребёнок в будущем будет пытаться найти свой «сценарий».

Большинство специалистов считают компьютерную и игровую зависимость – семейным заболеванием, при котором помощь необходима как больному (зависимому), так и проживающим совместно с ним (родителя или родственникам).

Особенности поведения созависимой личности заключаются не только в проявлении ригидности, неспособности четко определять свои психологические границы и т.д. Глубина когнитивной деструкции при игровой зависимости может быть огромной..

Парадокс состоит в том, что сила игровой зависимости не только не слабее любой другой, будь то алкогольной, табачной или наркотической, но гораздо сильнее и глубже, поскольку игровая зависимость и, прежде всего, зависимость от компьютерных игр разрушает личность постепенно и изнутри, проникая в когнитивную сферу человека и заполняя собой изнутри всё когнитивное, т.е. ценностное, познавательное и деятельностное пространство личности.

Самое ужасное в игровой зависимости то, что личность игромана не чувствует глубины собственного поражения и динамики своего умерщвления, поскольку умерщвление души происходит очень медленно и совершенно незаметно посредством формирования в сознании порочной сети нейронных связей игрового характера, т.е. связей, замкнутых сугубо на игру и процесс игры, связанный с получением аффекта и эмоциональной компенсации.

Начавшись на эмоциональном уровне, получения удовольствия от процесса игры и результата, связанного с прохождением соответствующих миссий, игровая зависимость прочно овладевает мышлением и мировоззрением игромана, формируя область ложных виртуально-игровых ценностей, которая со временем распространяется на всю когнитивную сферу, подменяя реальные ценности.

В результате у игромана формируется расщеплённое и не целостное сознание в котором существуют две области - внешняя имитационная, связанная с реальным миром и виртуально-игровая сущностная, которая и выступает ядром личности.

Не сложно понять, что по мере укрепления ложного в ценностном отношении виртуально-игрового ядра, происходит глубокая деструкция личности, связанная с выработкой ложной виртуально-игровой системы ценностей в которой доминируют агрессия, враждебность и воинственность к окружающим, как следствие переноса игровых сценариев поведения в реальный мир.

Данные обстоятельства вынуждают личность выбирать асоциальный тип поведения, считая реальный мир враждебным и чуждым, а виртуальный - располагающим и своим.

В силу стремления к избеганию реального мира, у всех хронических игроманов в поведенческом смысле наблюдается смещение режима сна и бодрствования в сторону сокращения времени пребывания в бодрствовании (в реальном мире) и увеличения времени пребывания в игре (в виртуально-игровом мире). При этом происходит естественное смещение режима бодрствования и сна с переносом периода бодрствования на ночное время, а сна на дневное.

Данный феномен получил название "компьютерного вампиризма", т.е. ночного бодрствования и пробуждения ото сна только во второй половине дня или ближе к вечеру. У большинства игроманов отмечается и т.н. болезнь красных глаз, связанная с хроническим раздражением склеры из-за постоянного пребывания за компьютером.


К сожалению в академической психологии в силу отсутствия знаний о природе души и её движущих силах (уме, чувстве, воли), практически отсутствует реальное понимание сложности и глубины игровой зависимости. В Международном классификаторе болезней последнего пересмотра (МКБ - 10) игровая зависимость рассматривается сугубо в аспекте лудомании (азартных игр) и находится под кодом F 63.0 - Патологическое влечение к азартным играм.

С точки зрения нравственно-ориентированной христианской психологии, располагающей знанием о природе души, как тонкого тела и силах души, за игровой зависимостью стоит система образования ложных когнитивных (нейронных) связей.

Именно поэтому в случаях запущенной игромании, в когнитивной сфере человека создаётся целая паутина порочных когнитивных (нейронных) связей, которые с одной стороны оттягивают на себя все жизненные силы личности, а с другой - блокируют работу основных сил души - ума (познавательной силы), чувства (раздражительной силы) и воли (вожделевательной силы).

При тяжелых случаях игровой зависимости у личности наблюдается глубокая деструкция сил души, при которой на фоне полной блокировки воли, относительное развитие получают две другие силы - ум и чувство, из которых именно чувство (аффекта и удовольствия) становится доминантным и подчиняющим себе ум и волю.


Одним из наиболее опасных следствий игромании является то, что игроман становится по существу "одержимым" поиском аффекта и удовольствия от игры, который заменяет игроману всё и по силе ничем не отличается от аналогичного алкогольного или наркотического. Т.е. по существу зависимый игроман - это тот же алкоголик и наркоман в глубокой стадии зависимости от аффекта.

В развитии игромании, как тяжелейшей формы зависимости, можно выделить несколько стадий, связанных с глубиной поражения внутренних сил личности:
- стадия блокировки сил души,
- стадия деструкции (разрушения) сил души,
- стадия деперсонализации (опустошения),
- стадия полного порабощения (личностной гибели)
- стадия глубокого страдания, завершающаяся, как правило, суицидом из-за несовместимости реального мира и суррогатного (игрового).

Китайские специалисты, имеющие наибольший опыт в работе с игровой зависимостью, отмечают, что существует критический порог зависимости, именуемый точкой невозврата, переступая который личность оказывается потерянной невозвратно. Данный порог, как правило, находится на стадии тотального (полного) порабощения личности зависимостью.
До этого порога ещё есть возможность спасения личности (души) посредством активной трудотерапии в закрытых учреждениях.

В наиболее тяжёлых случаях игромании, отмечается полная деструкция личности и системы ценностей с превращением человека в зомби, полностью потерявшего связь с социумом и реальным миром.

Социопатия или диссоциальное расстройство личности игромана связано, как правило, с полной дезадаптацией в силу полного блокирования силы воли в любых других направлениях, не связанных с игровым.

Именно по этой причине для лечения игромании должны использоваться заместительные техники т..н. мобилизационного характера, способные задействовать силу воли. В основе лечения игромании лежит принцип создания в когнитивной сфере новой доминанты, как своего рода нового центра сосредоточия когнитивных связей на основе практического целеполагания, не связанного с игроманией.

С точки зрения святоотческой православной психологии за любой зависимостью стоят т.н. "страсти", как формы врождённой повреждённости и соответствующие предпосылки к неверному использованию сил души (ума, чувства, воли) на уровне тела, души и духа. Данный аспект понимания проблемы не отражён в академической психологии и психотерапии, поскольку связан с принципиальной иной парадигмой и моделью знания (духовного).

Во многих случаях общими усилиями специалистов и родителей игроманов с сильной степенью выраженности аддикции удаётся вытаскивать из зависимости при наличии у них понимания проблемы и внутренней готовности избавиться.

Лечение игромании по опыту китайских специалистов может длится несколько лет.

В Белоруссии в 2015 г. в Республиканском научно-практическом центре психического здоровья проводились исследования компьютерной и игровой зависимости под руководством специалистов М. М. Важенина, К. Ю. Можаровой. В исследовании участвовало 70 человек в возрасте от 34 до 45 лет (36 женщин и 34 мужчины).

Цель исследования – изучение проблемы на основе оценки созависимого поведения родителей подростков с интернет-зависимостью, подбор методов его психотерапевтической коррекции и оценка степени их эффективности.

Методами исследования являлись:
1. Клинико-психопатологический с использованием исследовательских диагностических критериев МКБ - 10 V раздела («Психические и поведенческие расстройства»), F 63.0;
2. Психологический тест «Проверка личных качеств на созависимость» Б. и Дж. Уайнхольд.

По итогам исследования выяснилось, что данный вид аддикции имеет различные формы, включая очень устойчивые. Очень часто данный вид аддикции имел место в семьях с высоким и выше среднего уровня достатком, т.е. относительно благополучных семьях в социально-экономическом отношении. Созависимое поведение выражалось в том, что родители подростков с интернет и игровой зависимостью часто не могли определять свои собственные психологические границы и роли, принимать каждодневные решения без вмешательства с другой стороны, составлять и претворять в жизнь свои собственные планы и инициативы. В более чем половине семей имели место директивные формы воспитания. Что любопытно, матери детей с компьютерной зависимостью более склонны к установлению созависимого паттерна поведения, чем отцы.

В силу не проработанности духовно-нравственной стороны данной проблемы, психотерапевтическая коррекция созависимого поведения у родителей подростков с интернет-зависимостью свелась к применению индивидуальной, семейной психотерапии и групповой психотерапевтической коррекции в течение трех месяцев. Исследование показало, что проблема игровой зависимости гораздо более серьёзна, чем это может показаться на первый взгляд, а потому требует дальнейшего исследования.

Читайте также: