Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста какая отрасль психологии

Обновлено: 04.07.2024

Пожилые люди как большая группа общества имеют свою специфику и оказывают прямо или опосредованно существенное влияние на жизнь социума. Поэтому их выделяют в научных целях в особую социальную группу для организации всестороннего комплексного исследования их проблем и наиболее эффективных решений в этой области. В связи с этим объектомисследования социальной психологии старения является пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений (как мы условились, под пожилым человеком в нашей работе понимается индивид, достигший 60 лет).

Сегодня многие ученые и практики сталкиваются с проблемой недостаточности знаний в области пожилых людей и с необходимостью изучения их социальных установок и переживаний, отношения к ним в обществе со стороны разных социальных групп, исследования ролевых аспектов пожилых и старых людей, контактов и активности , установок и функций старших в семье, роли профессиональной и общественной деятельности в жизни пожилых, т.е. с теми вопросами, которые представляют собой предмет изучения социальной психологии старения, а именно адаптация и социализация пожилого человека в социуме.

В зависимости от конкретных целей научного исследования социальной психологии старения могут быть определены следующие важнейшие взаимосвязанные направления:

-место и роль старения и старости в жизнедеятельности личности;

-социальное самочувствие пожилого человека, его возможности и их реализация и использование в интересах самого пожилого человека, его семьи и общества;

-проблема взаимоотношений и взаимодействия, солидарности поколений;

-семейный статус пожилого человека.

Указанные направления социально-психологических исследований (не все возможные направления исследований здесь приведены) показывают, что социальная психология старения занимает место на стыке различных гуманитарных, естественных и социальных наук – философских, медицинских, исторических и др. Психология старения опирается на психолого-ориентированные концепции старения, изучает влияние психических процессов и состояний на старение и протекание старости, особенности психологического статуса пожилых людей, специфику воздействия на него и способы его оптимизации.

Главной задачей социальной психологии старения является осмысление старости как периода, не исключающего позитивного, поступательного развития личности, и выявление социальных условий, способствующих этому.

Реализация этих задач поможет достичь следующих целей: повышение социального статуса пожилых людей, содействие самоактуализации пожилых, реализация их творческого потенциала. На основе знаний социальной психологии старения вырабатываются практические рекомендации для оптимизации состояния и тенденций развития индивида и социума.

Социально-психологические черты пожилого человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения и стереотипизации поведения, для компенсации которых должны разрабатываться различные меры кА государственного, так и индивидуального порядка.

В литературе описаны две стратегии поведения пожилых людей, которые они вырабатывают, реагируя на неблагоприятные условия жизни.

Первую стратегию реагирования можно отнести к конструктивным способам. Многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями.

К конструктивным способам относится психологическое сопротивление: реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни.

Мотивация психологического сопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личностную свободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решений, правом выбора среди нескольких альтернатив, способностью интерпретировать стрессовые события жизни и справляться со стрессовой ситуацией путем выработки соответствующих навыков.




Ключом к умению справляться со стрессовой ситуацией в позднем возрасте является компетентность, которая определяется как успешное представление пожилых о своих социальных ролях, как способность адаптироваться к окружающей среде, изменениям в социальной ситуации, что дает чувство интернального контроля. Таким образом, психологическое сопротивление является своего рода защитным механизмом.

Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя компетентными людьми. Социальная поддержка имеет разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказываемая другими.

По значимости функциональной поддержки близкие люди распределяются следующим образом: супруг, друзья, взрослые дети. Социальная поддержка должна быть часть реабилитационных мероприятий в позднем возрасте.

Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Она включает, по меньшей мере, следующие факторы:

-пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;

-пожилой человек должен понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), - вполне нормальны, т.е. соответствуют их возрасту и положению;

-общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;

-общество должно учитывать важность обратной связи («взаимно-ответное действие пожилого на социальное ободрение»).

Социальная поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативныеспособы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.

Таким образом, расширение компетентности в пожилом возрасте – это решение задач развития, таких как:

-приспособление к потере физической силы и здоровья;

-приспособление к выходу на пенсию;

-приспособление к потере супруга (супруги);

-эксплицитное присоединение к возрастной группе пожилых;

-гибкое и пластичное принятие социальных ролей пожилых.

Другую категорию реагирования на неблагоприятные условия в позднем периоде жизни можно отнести к неконструктивным.

Этот вид стратегии является неконструктивным, во-первых, по причине внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии постоянного поиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм социального поведения. Во-вторых, находясь в непосредственной близости к своим внукам или детям, они создают в доме, в быту очаги социальной напряженности, отрицательно влияющие на настроение, работоспособность активной части населения, прецеденты для подрыва авторитета старших у подрастающего поколения и т.д. Таких людей относят к агрессивному типу старения.

Основной способ психологической поддержки стареющих людей – обращение к тем их способностям, которых лишены более молодые люди. Прежде всего, этого мудрость. Познавательная сфера взрослого описывается в терминах «социальный интеллект», «мудрость» и «компетентность».

Познавательное развитие взрослого тесно связано с его личностным развитием (синтезированный интеллект) и межличностной сферой. В пожилом возрасте обычно достигает максимального развития диалогическая компетентность личности: умение устанавливать и поддерживать диалогические отношения с другим человеком, умение видеть и ценить его уникальность, его человеческие права, «всеобщую человечность» его глубинных переживаний.

Практическое задание по теме 1. Общие основы психологии.

1. Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

3. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.

4. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.

б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.
в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.
г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.
е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.
з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

5. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.

6. Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях:

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.
г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.
ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.
з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог, под видом обычного туриста, вступает в одну из таких групп.

и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.

к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Тема 2. Общие положения о психических явлениях.

1. Развитие психики в процессе эволюции.

2. Классификация психических явлений.

3. Сознание как высшая форма психики. Сознание и деятельность.

Психика - отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их значения и смысла.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика – это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы многомерны – они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предместное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты возможного развития действительности.

Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Поэтому в практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образыинформационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и всеобщим законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.

Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно – исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно – историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сфер его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между субъектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.

Научная трактовка сущности психики сводится к следующим положениям:

-психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения;

-психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психический образ в регулируемое им действие;

-психика опосредствована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – обусловлена социокультурными факторами;

-психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ошущать внешнюю среду, ее жизненно значимые компоненты.

Отражение в широком смысле слова - это взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого.

Возникновение живой материи представляет собой новый способ су­ществования материи. Для существования живых организмов необходим постоянный обмен веществ - взаимодействие со средой. Любая форма существования жизни связана с ассимиляцией (усвоением веществ из внешней среды) и диссимиляцией (выделением продуктов распада во внешнюю среду).

Возникновение живого связано с появлением особого типа отражения -раздражимости.

Раздражимость - свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; это биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реаги­ровать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение, В отличие от растений, животный организм активно ищет пишу или уходит от' вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам.

Форма отражения действительности, при которой биологически индифферентные раздражители начинают отражаться, если они сигнализируют о жизненно важных явлениях, называется чувствительностью.

Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по отдельным их свойствам). По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган

чувствительности - центральная нервная система,

В процессе эволюции животные становятся все более и более приспособленными к изменению условий среды, у них вырабатываются новые, наиболее целесообразные формы поведения, совершенствуется психическое отражение действительности, развивается центральная нервная система (головной мозг).

Первичным механизмом регуляции поведения животных, находящихся на низших ступенях эволюционного развития, являются инстинкты (от лат. instinctus- побуждение) - наследственно закрепленные формы поведения.

Инстинктивные формы поведения вызываются не в результате сложного анализа окружающей обстановки, а относительно простыми, но биологически кочевыми сигналами, которые служат толчком к реализации сложной системы врожденных реакций. Физиологической основой инстинктов являются врожденные безусловные рефлексы.

Такое индивидуально-изменчивое поведение осуществляется сложным нервным механизмом - головным мозгом. Физиологическим механизмом индивидуально-изменчивого поведения являются условные рефлексы, формирующиеся в коре мозга.

Первичной формой психики являются инстинкты

ответ организма на отдельные биологически значимые элементы внешней среды системой врожденных приспособительных реакций (элементарный анализ действительности), Нейрофизиологической основой инстинктов являются безусловные (врожденные) рефлексы

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность научения - способность отражения устойчивых связей между элементами привычной ситуации; на основе этого вырабатывается индивидуализированная форма поведения - навыки, формируется система условных рефлексов.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Сборник практических заданий по психологии
Сборник практических заданий по психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Сборник практических заданий по психологии
Тема 6-15
Все страницы

Профессиональная подготовка студентов в свете новой системы высшего образования Российской Федерации должна ориентироваться на удовлетворение и формирование образовательных потребностей личности обучающегося. При этом особое внимание должно уделяться становлению профессиональных качеств студентов, развитию их интеллекта и творческого мышления.
В связи с этим государственный образовательный стандарт для педагогических и психологических специальностей включает курс общей психологии. Целью данного курса является формирование теоретических знаний, а также практический умений и навыков.

Основными задачами курса «Общая психология» является организация познавательной деятельности по овладению научными психологическими знаниями и формированию практических умений и навыков, развитие психологического мышления, творческих способностей и психологической культуры будущих специалистов. Конкретными задачами курса является формирование знаний по основным разделам психологии, включающим знание категорий психологии, индивидуальных особенностей личности, закономерностей общения и взаимодействия людей.
Овладение психологическими знаниями должно происходить не только в процессе аудиторных занятий, но и в результате самостоятельной работы студентов. Данное пособие способствует формированию навыков самостоятельной деятельности и помогает студентам использовать свои знания и умения в дальнейшей профессиональной деятельности при решении различного рода психологических задач.
В результате изучения курса психологии и выполнения практических заданий студенты должны знать:
- предмет, методы и основные категории психологической науки;
- закономерности формирования и психического развития личности;
- основные компоненты психологической структуры личности;
- место и значение познавательной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а также характера, способностей и самосознания в структуре личности и деятельности;
- основные закономерности и виды человеческой деятельности;
- закономерности общения и взаимоотношений людей.
Должны уметь:
- правильно ориентироваться в психологии окружающих людей;
- владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовывать свой личностный потенциал;
- анализировать психологические ситуации и находить способы их разрешения;
- давать психологическую характеристику конкретной личности;
- устанавливать деловые и межличностные контакты и строить оптимальные взаимоотношения с другими людьми.

Данное методическое пособие построено в виде практических заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на отработку психологических знаний, полученных в курсе «Общая психология». Оно включает в себя изучение предмета и задач психологии, методов научно-психологических исследований, отраслей психологии. Основная часть пособия содержит задания, направленные на изучение психологических особенностей индивида, личности и индивидуальности. Пособие содержит задания, направленные на изучение основных закономерностей, структуры и видов человеческой деятельности и общения. Большое внимание направлено на изучение познавательной сферы, в которую входят такие психические процессы как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.
Пособие содержит также практические задания, предназначенные для отработки психологических умений и навыков студентов. Они могут быть использованы в ходе семинарских занятий, а также в период прохождения педагогической практики.

Тема 1. Предмет психологии. Отрасли и методы психологии

1. Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

3. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.

4. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:
а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.
б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.
в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.
г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.
д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.
е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.
ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.
з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.
и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.
к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

5. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.

6. Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях
а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.
б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.
в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.
г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.
д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.
ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.
з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.
и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.
к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Литература [ 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 15]

Тема 2. Ощущения и восприятие

1. Вспомните несколько особенно ярких впечатлений из вашей жизни. Какие образы появляются у вас в сознании: зрительные, слуховые или какие-то еще? Опишите все те ощущения, которые у вас возникали в это время.

2. В какой из ситуаций имеет место ощущение:
а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.

3. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений .

4. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.
в)Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.
г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.
д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.
е) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.
ж)«Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л.С. Выготскому.
з) Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как крас­ный цвет, звук флейты — синий.
и) Установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.

5. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заклю­чен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем пере­водит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?

6. На картине изображено красное яблоко, лежащее на белой та­релке. Вы внимательно рассматриваете картину в течение примерно 30-60 сек., а потом переводите взгляд на белый лист бумаги. Какого цвета будет яблоко в возникшем перед вами последовательном образе?

7. Если вы можете заметить разницу между 10 и 11 кг, то какой минимальный вес (в килограммах) вы смогли бы отличить от 50 кг?

8. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:
а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
ж) з) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.
к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.
м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.
н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

9. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.

10. Чем объясняются описанные иллюзии:
а) Иногда у водителей автомобилей или летчиков возникает иллюзия: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.
б) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.
в) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?
г) Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение.
д) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Литература [1, 2, 3, 5, 6, 9, 12, 15, 23]

Тема 3. Внимание

1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в мате­риале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:
а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновремен­но записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле­передачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

5. Во время учебного занятия проведите диагностику произвольного внимания у соседа по парте. Для диагностики концентрации внимания можно использовать следующую методику. В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках пустого квадрата в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках заполненного квадрата. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом бланке делать нельзя.

Нарушение памяти у пожилых людей связано с изменениями системы кровообращения и ухудшения работоспособности мозговой деятельности. В этот период снижается восприимчивость нервных клеток, что приводит к забывчивости в результате изменения обменных процессов.

Основные причины забывчивости

Причины нарушения памяти у пожилых людей самые различные, а отдельным фактором является наличие такого заболевания, как болезнь Альцгеймера. В ходе естественного старения организма, как правило, ухудшение процессов запоминания информации происходит постепенно, что не влияет на уровень повседневной жизнедеятельности.

Замедлить расстройство памяти пожилых людей способна умственная нагрузка и соблюдение здорового образа жизни с отказом от вредных привычек. К главным причинам относятся также психические заболевания и нарушение процессов обмена веществ в организме.

Главные симптомы

Основными симптомами нарушения памяти пожилых является:

  • временная потеря способности запоминать предшествующие события;
  • забывчивость;
  • депрессии и стрессы;
  • неуверенность в себе.

Нарушение памяти в пожилом возрасте может быть связано с получением травм или перенесенных операций, а также при наличии хронических заболеваний. При появлении первых симптомов следует обратиться к специалисту, который после тщательного обследования назначит необходимое лечение, которое включает различные умственные упражнения и прием медикаментов, что снижает нарушение памяти лиц пожилого возраста.

Способы лечения

Лечение нарушения памяти в пожилом возрасте необходимо для поддержания нормального уровня жизни и направлено на усвоение и запоминание получаемой информации путем концентрации внимания на мелких деталях.

На основе данных диагностики и наличии сопутствующих заболеваний назначается комплексная терапия, а именно прием медицинских препаратов с целью не допустить развития старческого слабоумия.

В целях профилактики рекомендуется больше времени проводить на воздухе, часто общаться с родственниками, придерживаться полноценного и сбалансированного питание, заниматься лечебной физкультурой, что активизирует работу мозга, тренируя при этом не только процессы запоминания, но и внимание.

Лечение нарушения памяти у пожилых людей основано также на социальной активности, а именно чтение литературы, решение кроссвордов и полноценный сон при соблюдении благоприятного психоэмоционального фона человека.


Многим известно шуточное высказывание американского писателя Марка Твена: «Отличная болезнь – склероз: каждый день столько новостей!». Но на самом деле потеря памяти – это совсем не смешно и доставляет пожилому человеку немало проблем и забот. И склероз – это лишь одна из причин потери памяти у пожилых. Чаще всего приходится говорить о нарушении мозгового кровообращения как об основной причине забывчивости.

Потеря памяти в пожилом возрасте достаточно часто встречается, поэтому стала уже вполне привычным явлением, однако приносит немало хлопот как самому старику, так и его родственникам. Сама по себе память человека, механизмы запоминания и сохранения информации – даже в современной науке недостаточно неизученная способность человеческого мозга. Память как мозговая деятельность периодически может давать «сбой» как у молодых, так и у людей в почтительном возрасте. Память – основополагающий фактор в деятельности человека, связывающий три временных измерения (прошлое, настоящее и будущее). Она определяющий механизм в развитии человека в детстве и обеспечивает полноценную жизнедеятельность во взрослом и пожилом возрасте.

Почему у пожилых случаются «провалы» в памяти?

Провалы памяти у пожилых людей – своеобразная потеря памяти, которая, как правило, характеризуется утратой краткосрочной памяти. Человек преклонного возраста обычно великолепно и в мельчайших деталях готов рассказать о воспоминаниях детства, юности, среднего возраста, но может абсолютно не помнить, куда 5 минут назад положил очки, кошелек, документы или телефон.

Старческая потеря памяти, свойственная пожилым людям, имеет много потенциальных причин. Это и возрастные изменения в головном мозге, и накопившиеся за прожитые годы заболевания, оказывающие влияние на центральную нервную деятельность, и характерные для старости болезни. Ученые отмечают, что к проблемам памяти в старшем возрасте часто приводит изменение ритма жизни и сужение сферы деятельности. Есть данные, что с возрастом память ослабевает на 20-40% из-за изменений, которые происходят в самом организме при старении и в окружении человека. К сожалению, снижение памяти у пожилых людей, даже при наличии адекватного лечения, все равно будет иметь место в силу необратимых возрастных функциональных изменений. Не стоит возлагать необоснованные надежды на полное восстановление памяти. Но комплексное лечение, хороший уход, создание максимально комфортных условий жизни, окружение заботой и вниманием окружающих, может улучшить память, остановить развитие ухудшения, а также сохранить достаточно комфортное качество жизни пожилого человека.

Какие факторы способствуют потере памяти?

Что может служить причиной потери памяти в пожилом возрасте, из-за чего вдруг возникают провалы памяти у престарелых – давайте рассмотрим на итогах многолетних исследований геронтологов, врачей и ученых. Например, исходя из физиологических особенностей организма пожилого человека, в течение обычного, нормального старения, это могут быть:

  1. Утомление – как физиологическое так и психологическое;
  2. Изменение сенсорных функций (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания) и снижение способности к восприятию;
  3. Снижение концентрации внимания в силу возрастных изменений;
  4. Влияние внешних факторов, помехи, которые могут нарушать работу памяти;
  5. Наследственность;
  6. Хронические заболевания любого характера;
  7. Травмы головного мозга, патологии нарушения кровообращения;
  8. Одновременное совмещение нескольких дел (чрезмерно насыщенная деятельность) – приводит не только к забывчивости, но и к стрессу и сердечно-сосудистым заболеваниям;
  9. Отсутствие процессов обучения, получения новой информации, активизирующих память;
  10. Побочные эффекты лекарств, вызывающих сонливость и рассеянность;
  11. Спешка и суетливость, желание сделать «всё и сразу»;
  12. Стрессы, пробуждающие эмоциональные и психосоциальные изменения (например из-за переезда, выхода на пенсию, одиночества, утраты близких, депрессии, отчаяния, беспомощности и др.).

Нарушение памяти начинается с того момента, когда, например, человек не может вспомнить о только что произошедших событиях, и, как правило, такая забывчивость проявляется в малозначительных эпизодах: человек теряет предметы и забывает, зачем вошел в комнату. Позже к этим мелочам добавляются пропущенные встречи, нарушенные обещания. Симптомы не являются одинаковыми для всех, поэтому только врач сможет правильно распознать начало заболевания и назначить правильное лечение. К патологическим поражениям памяти в старшем возрасте, как правило, приводит деменция легкой, умеренной и тяжелой степени, которой сопровождается около 50-60% случаев болезни Альцгеймера (при этой болезни в мозгу сильно уменьшается количество ацетилхолина, необходимого для функционирования памяти).

Читайте также: