Установите последовательность возникновения видов памяти в ходе развития человека

Обновлено: 05.07.2024

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память - это абсолютно необходимое условие для приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.

ВложениеРазмер
referat_vidy_pamyati_i_mehanizmy_ih_formirovaniya.docx 28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

Виды памяти и механизмы их формирования.

Выполнила Фоменко Ю. А.

1. Память. Механизмы ее формирования…….………………………. 4

3. Основные характеристики памяти…………. ……………………..10

Список использованной литературы…………………………………..12

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память - это абсолютно необходимое условие для приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.

Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, хранению (запоминанию), и воспроизведению опыта и информации. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркну, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека.

Память - носительница индивидуального опыта человека. Человек без памяти перестает быть личностью. Используя память человек, обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире, накапливает опыт и т.д. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности.

Ученые считают, что структуры, ответственные за память, расположены в разных участках головного мозга - в зависимости оттого, на каких реакциях организма (чувственных, эмоциональных или интеллектуальных) они основаны. За память отвечают отдельные участки коры больших полушарий головного мозга, лимбическая система и мозжечок. Основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе и в височной доле каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной стороне мозга, процессы запоминания могут еще протекать, хотя и с некоторыми нарушениями. Но при двустороннем повреждении способность сознания к записи и хранению информации полностью пропадает. Это происходит в результате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных клеток - нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому передают нейромедиаторы - специальные вещества, которые в большом количестве содержатся в гиппокампе. При нехватке веществ, пропадает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основанная на чувственных реакциях организма.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека.

Сохранение - когда временные связи не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали.

Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы:

узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент;

припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют;

репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал.

Забывание – это обычно непроизвольный процесс, противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. К видам относятся наследственная и прижизненная. Первая отвечает за инстинкты. Она почти не зависит от условий жизнедеятельности организма по сравнению с прижизненно накопляемой памятью. Также выделяют еще несколько классификаций видов памяти.

По характеру психической активности:

· Двигательная (кинетическая) - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Все движения человека связаны с этим видом памяти.

· Эмоциональная - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

· Словесно-логическая - память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал.

· Образная - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Запоминать образы помогают разные анализаторы:

А) зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Б) слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

В) осязательная, обонятельная и вкусовая память - это пример памяти, которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль - это удовлетворение биологических потребностей организма.

По характеру целей деятельности:

· Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.

· Непроизвольная (сознательная) память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память.

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

По продолжительности сохранения материала:

  • Сенсорная (иконическая) память заключается в образовании в рецепторных структурах мгновенного отпечатка ощущения действующего стимула. Если стимул не повторяется или действует короткое время, то ощущение сохраняется в пределах от 100-400 мс до 4 секунд.

Механизм формирования сенсорной памяти заключается в процессах, протекающих на уровне рецепторов, когда раздражитель уже не действует, а рецепторный потенциал сохраняется и возбуждение от рецепторов распространяется к сенсорным центрам.

Биологическое значение сенсорной памяти заключается в обеспечении сенсорных структур мозга информацией об отдельных признаках раздражителя. Ненужная информация стирается, а значимая переходит в кратковременную память.

  • Кратковременная память или оперативная, или рабочая память . Хранение информации в течение короткого промежутка времени. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее.

Механизм кратковременной памяти. В ее основе заложен процесс циркуляции (реверберации) возбуждения в круговых замкнутых цепях нейронов лобной доли коры, преимущественно это нейроны III и IV слоев. Возбуждение попадает как бы в ловушку: раздражения уже нет, а возбуждение центров еще некоторое время поддерживается.

Ведущая роль в формировании кратковременной памяти принадлежит структурам гиппокампа. При его удалении новая информация не запоминается.

Длительность циркуляции возбуждения в нейронных сетях зависит от оценки значимости информации, от внимания к этой информации и желании запомнить.

В процессе циркуляции возбуждения в нейронных сетях происходят структурные и биохимические изменения. Это создает условия для перехода памяти в долговременную.

Если процесс реверберации протекает короткое время и угасает, память утрачивается.

  • Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Это основной вид памяти. Переход кратковременной памяти в долговременную зависит от того, как часто повторно используется одна и та же информация.

Механизмы формирования долговременной памяти или энграммы (запись) памяти. Изучение механизмов памяти – одно из главнейших направлений нейробиологии. На сегодняшний день исчерпывающего ответа, что из себя представляют энграммы памяти – нет. Есть различные точки зрения. Исследование механизмов памяти должно строиться на выяснении природы ее основных операций: формирование, закрепление, хранение и воспроизведение (извлечение).

3. Основные характеристики памяти.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

О6ъем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения (запоминания) характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.

Длительность сохранения - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.

Готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт

Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных психических процессов.

Память - одна из важнейших и бесценнейших психических особенностей человека, подаренных природой. И только от человека зависит, насколько полно он будет использовать этот дар.

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель "гидравлической" модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается формированию навыков - т.е. запоминанием. Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

1. Виды памяти.

Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

 двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;

 образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);

 словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

 эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

 Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

 Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

Непосредственная . Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

Оперативная . Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.

Долговременная память подразделяется на:

а) генетическую память - это все то, что накопили наши предшественники.

б) наследственную память - память ближайших родственников.

2. Совершенствование памяти

В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.

Экстракт жень-шеня резко усиливает синтез РНК в организме.

Выраженными адаптогенными свойствами обладает метилурацил.

Большие надежды возлагают на гаммалон и неотропил (пирацетам) оба активизируют метаболизм мозговых клеток и непосредственно участвуют в улучшении передачи нервных импульсов.

Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).

Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти - физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.

Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

Оптические методы управления памятью выгоднее.

Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта.

Влияние курения. Первоначально в малых дозах, он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль течет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и при длительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма (вовсе не безобидных) умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга.

Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.

Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.

Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.

Подбирая литературу, которая может дать ответы на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайте с этой целью какой - нибудь отрывок из текста "про себя", другой вслух, третий - запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите какой отрывок вы запомнили лучше всего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит.

Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации, не отправлять ее в дальние "кладовые памяти", а постараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая тем самым ассоциативную память.

Рекомендации по улучшению памяти.

Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана "Под липами" представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Если требуется запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Чтобы, запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легко восстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Чтобы запомнить фамилию нового знакомого, нужно связать ее с какой - либо характерной его чертой. Например: фамилию Розов с розовым цветом его лица и т.п.

Несколько упражнений по Ф.Лёзеру.

Тренировка запоминания логически не связанного текста.

Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.

1. Украинец
2. Экономка
3. Каша
4. Татуировка
5. Нейрон
6. Любовь
7. Ножницы
8. Совесть
9. Словарь
10. Глина
11. Масло
12. Бумага
13.Сладости
14. Логика
15. Социализм
16. Глагол
17. Прорыв
18. Дезертир
19. Свеча
20. Вишня

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.

Запоминание чисел.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили.

1. 43
2. 57
3. 12
4. 33
5. 81
6. 72
7. 15
8. 44
9. 96
10. 7
11. 37
12. 38
13. 86
14. 56
15. 47
16. 6
17. 78
18. 61
19. 83
20. 73

Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле:

Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

Запоминание лиц с именами и фамилиями.

Запомнить предлагается 0 фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен "опознать" их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле.

Запоминание логически связанного материала.

Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений.

"Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции.
РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его развития. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2).
ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (4)?
ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5).
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6).
ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без подобных норм.
ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9).
Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ (10).

Эффективность запоминания в % выражается формулой:

Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.

Средняя продуктивность запоминания.

Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).

Например: упр. № 1……..%
упр. № 2……..%
упр. № 3……..%
упр. № 4……..%
Сумма этих % делится на 4

В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективности запоминания память человека можно квалифицировать как отличную, при 70-90% - как очень хорошую, при 50-70% - как хорошую, при 30-50% - как удовлетворительную, при 10-30% - как плохую и при 0-10% - как очень плохую.

При систематической тренировке, если даже программа составлена самим тренирующимся, память постепенно улучшается.

Тренировка концентрации внимания.

Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком - либо событии, игнорируя несущественную.

Лёзер рекомендует с целью тренировки делать описание какой - либо картины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр.)

3.Основные принципы запоминания новой информации.

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:

Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.

Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное - кусок масла на Луне.

Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

Метод ассоциации.

Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

Запоминание лиц.

Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

Запоминание имен.

Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

Общие условия успешного запоминания.

1. Когда материал интересен для запоминающего.
2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.
3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.
4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Советы по развитию памяти (прежде всего механической).

1. "Не подряд". Научное название здесь такое: "закон распределения повторений во времени". Суть: число повторений, необходимых для полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями "за один присест" и за несколько.

2. Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает.

3. По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Например: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны". Здесь одно затруднение: рецепта, как самому сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти. Нужно запомнить и руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной мере.

4. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.

Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные, а также аффекты забываются плохо. Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия.

Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.).

Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.). Если ввести себя в состояние самогипноза с помощью аутотренинга или медитации с мысленным перевоплощением в другую личность запоминание происходит быстрее и эффективнее.

Память. Общая характеристика процессов памяти (запоминание, узнавание, сохранение, забывание, воспроизведение)

Изучение памяти началось «на заре» становления психологии как науки - в 80- х годах 19 века. У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования. Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Без её включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Без опоры на память невозможно мышление. Разрушение памяти равноценно распаду личности: человек превращается в “живой автомат”, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Таким образом, память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Итак, без участия памяти не осуществляется ни один из психических процессов, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности. Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов. Она связана со всеми другими психическими познавательными процессами. Так, связь памяти и восприятия проявляется в том, что существует образная память (память на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные образы). Связь памяти с вниманием выражается в том, что процесс запоминания невозможен без преднамеренной или непреднамеренной фиксации внимания на чем-либо. Связь памяти и мышления фиксируется в известной психологам идее: лучше запоминается то, что понимается.

Отечественные психологи полагают, что запоминает не мозг сам по себе, а человек, наделенный мозгом. Процессы памяти нельзя рассматривать независимо от особенностей личности человека, от характера его деятельности. Конкретизируем данную идею, раскрывая процессы памяти.

В структуре памяти выделяют несколько относительно самостоятельных процессов и соответствующих им функций: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.

  1. Запоминание– процесс запечатления (фиксирования) информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимой информации; память приобретает характер сознательного запоминания. На основе запоминания происходит накопление и расширение жизненного опыта. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность – далеко не вся информация подлежит запечатлению. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется. Психологические исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова выявили зависимость запоминания от характера деятельности. Установлено:

ü лучше запоминается то, что составляет цель действия;

ü лучше запоминается та информация, которая подвергнута активной мыслительной переработке.

Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Установка запомнить материал для сдачи зачета или получения хорошей отметки на уроке оборачивается тем, что после этих событий материал быстро забывается. Иное дело – понимание значимости материала для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Установлено, что лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, т.к. он связан с потребностями, мотивами, интересами человека. При этом в одних случаях лучше запоминается приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более актуально, более значимо для человека.

Существенное влияние на успешность запоминания оказывает состояние здоровья, жизненный тонус, настроение человека.

На деятельность памяти оказывают влияние и волевые качества личности. К.Д. Ушинский писал, что запоминание материала есть труд, требующий усилий, умения преодолеть свою леность, организовать себя, распределить свое время.

Эффективность произвольного запоминания зависит от умения человека осуществлять мнемические действия и пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами переработки информации (группировка, выделение опорного пункта, схематизация, перекодирование, классификация, структурирование, аналогия и др.).

Рассмотрев запоминание, перейдем к рассмотрению других процессов памяти.

  1. 2.Узнавание – восстановление (воспроизведение) информации, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в памяти.

3. Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования (переживания, отношения, интересы и т.п.). Сохранение следует понимать как активный мнемический процесс, в ходе которого субъективные образования подвергаются непрерывным изменениям. Непрерывно объединяя элементы опыта человека в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение его личности.

3. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь следующие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – это, как уже было сказано, воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удаётся вспомнить то, что необходимо, приходится осуществлять активный поиск, преодолевая определённые трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

4. Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Сохранение и забывание информации – две стороны единого процесса. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом. Процесс забывания имеет свои закономерности. Забывание зависит от времени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20 %.

Виды памяти

Память – это очень сложный психический процесс. Поэтому существует несколько оснований для классификации её видов.

По характеру психической активности выделяют:

  • образную память, которая, в свою очередь, подразделяется на зрительную, вкусовую, обонятельную и осязательную;
  • эмоциональную память, которая связана с эмоциями, чувствами, переживаниями и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей;
  • словесно-логическую память, содержанием которой выступают мысли, идеи, т. е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме;
  • двигательную (моторную) память, характеризующуюся запоминанием, сохранением и воспроизведением различных по сложности движений.

По продолжительности закрепления и сохранения материала различают:

  • мгновенную (или иконическую) память, где информация из внешнего мира хранится от 0,1 до 0,5 секунд, характеризующуюся удержанием информации органами чувств без её переработки (необходимое условие перевода материала из мгновенной в кратковременную память – обращение на него внимания);
  • кратковременную память, где длительность удержания информации составляет примерно 20 секунд и сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
  • оперативную память (куда поступает информация из кратковременной памяти), которая поддерживает конкретные действия и операции во время их осуществления;
  • долговременную память, обеспечивающую продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков и характеризующуюся огромным объёмом сохраняемой информации.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную и непроизвольную. Произвольная связана с осознанной целью запомнить и требует волевых усилий, предполагает постановку человеком мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание, осуществление мнемических действий, применение мнемотехнических приемов. Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает механической (осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей) и смысловой (предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями).

Память — это одно из свойств нервной системы, выражающееся в способности хранить и воспроизводить необходимую для жизни человека информацию о предметах и явлениях внешнего мира и состоянии внутренних органов. К свойствам памяти относится способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память человека отличается от животных благодаря свойствам речи и слова. С помощью слова и речи человек влияет на процессы памяти и управляет ими.

Память о прошлых событиях, явлениях формирует поведение человека и необходима для прогнозирования будущего.

Этапы формирования памяти. Память — явление, присущее всем биологическим системам. В механизме памяти участвуют определенные нервные аппараты. Они включают четыре отдельных этапа: закрепление, запоминание, сравнение и воспроизведение. Память может проявляться как биологическая функция, т.е. как наследственная память. В зависимости от истории вида она определяет строение организма. Онтогенетическая форма памяти относится к биологической памяти. Например, к ней относятся возникшие в онтогенезе явления иммунитета и физиологические процессы. Эти явления происходят в клетках. Примером тому является запоминание чувствительными клетками действия раздражителей. Влияние жаркого или холодного климата на кожные рецепторы сохраняется в памяти человека с рождения. Память определяется как психологическая функция. Это тоже относится к онтогенетической памяти (т.е. возникает со дня рождения человека и остается до конца жизни). По времени сохранения информации память делится на группы: кратковременная память (удержание мнемических следов длится несколько секунд), временная память (длительность удержания мнемических следов несколько минут) и долговременная память (долгое хранение следа). Механизмы этих видов памяти различны, зависят от физиологических и структурных особенностей. Кратковременная память связана с механизмом ориентировочно-поискового рефлекса (механизм внимания). В кибернетике используется термин “оперативная”, или “рабочая”, память, т.е. во время выполнения задания идет временная операция. Например, при приготовлении еды мы знаем, насколько нужно посолить пищу, затем быстро забываем. Или приведем такой пример. После телефонного разговора мы быстро забываем о нем. Эти примеры характеризуют необходимость предварительного хранения информации и забывания. Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации. Этот вид памяти играет важную роль в выживании и сохранении жизни организма человека. Долговременная память хранит зрительные, слуховые образы, которые слабо воспроизводятся в памяти. Иногда увиденное и услышанное воспроизводится во сне человека. В нервной системе человека различные образы остаются в виде памяти. Эти образы произвольно и непроизвольно воспроизводятся в памяти.

Временная память превращается в долговременную, это называют следовой консолидацией (постоянной). Это явление происходит вследствие активизации некоторых биохимических явлений. В организме человека нейроны в течение жизни не делятся и не размножаются. Поэтому новые реакции появляются с помощью функциональных связей между нейронами и сохраняются в памяти. Долговременная память основывается на структурных свойствах нейронов. Наряду с этим большое значение имеют эндогенные пептиды мозга (белки), которые образуются в тканях мозга. Пептиды — это органические вещества, состоящие из остатков аминокислот, которые образуются в клетках организма в процессе ферментативного расщепления белков. Пептиды мозга называют “нейропептидами”. Они характеризуются регуляцией свойств функции мозга. Запись структуры долговременной памяти называется энгогаграммой. Она состоит из следующих этапов: 1. Под действием потока информации из рецепторов в чувствительных отделах коры головного мозга возникают сложные электрические сигналы. 2. Информация сортируется, из нее организм выделяет нужную информацию. 3. В гиппокампе головного мозга присоединяется ориентировочный рефлекс — внимание. Здесь выделяется очень важная информация. 4. Усиление отбора новой информации (выделенной в 3 этапе) производит нервная система. Это сложный эмоциональный аппарат. Итак, следовые явления переходят в следовые структуры, которые остаются в мозге длительное время. В этих процессах особую роль играют молекулярные процессы в нейронах и их органоидах. Гиппокамп играет существенную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма, участвует в высшей координации функций размножения, эмоций, поведения, в процессах обучения и сохранения памяти. Он находится в промежуточном мозге. В гиппокамп поступает информация по центростремительным нервным волокнам.

Так как долговременная память формируется на основе механизма усиления, она относится к условным рефлексам. Таким образом, формирование долговременной памяти исследуется как условный рефлекс, т.е. исследуются постоянные и функциональные связи между нейронами. А усиливающий механизм характеризуется в виде эмоциональной реакции.

Механизм памяти изучают с помощью различных методов — психологических, нейрофизиологических, биохимических, фармакологических и др. С помощью психологических тестов (проб) определяют способности человека запоминать, объем его памяти и другие функциональные состояния.

Нарушение памяти происходит вследствие повреждения мозга. Ухудшение или нарушение памяти называют амнезией. Амнезия происходит вследствие нарушения деятельности центров зрения, слуха, осязания в коре головного мозга. Например, при амнезии речевого Центра человек не может вспомнить название хорошо знакомого предмета. Поэтому вместо слово “карандаш” говорит “то, что пишет”, вместо “ложки” — “то, чем едят”.

Амнезия нарушает глубоко лежащие отделы головного мозга. Человек не может вспомнить настоящее событие, а далекие события прошлого он помнит хорошо. Он может играть в шашки, шахматы, весело беседовать с окружающими людьми, но после ухода собеседника не может вспомнить его имя. Эта болезнь называется синдромом Корсакова. Она проявляется в исчезновении временной и пространственной ориентации, больной не может сохранить события в памяти в хронологической последовательности.

Причиной общей амнезии являются нарушение кровообращения мозга и омертвение тканей. Например, ухудшение памяти пожилого человека связано с такой болезнью, как атеросклероз. Атеросклероз развивается медленно. Вначале память нарушается из-за сильного нервного утомления и проявляется в забывании незначительных событий, новых названий, календарных дней.

Резерв памяти. Память человека характеризуется очень большим резервом. Например, некоторые взрослые люди могут рассказать стихи, которые учили в детстве. Человек-энциклопедист хорошо запоминает сведения из различных областей наук, среди них хорошо помнит сведения из истории, искусства и др.

Способность запоминания большого объема информации связана с синтезом РНК (рибонуклеиновой кислоты) нейроном. В различных нейронах центральной нервной системы наличие РНК соответствует от 20 до 20 000 пг. Нейроны с большим количеством РНК хранят больше информации. Способность восприятия информации человеком в среднем равна 25 бит в секунду (если бы человек воспринимал информацию по 10 часов в день, тогда за 10 лет собралось бы и сохранилось 4 млрд бит информации).

В истории известно много замечательных людей. Например, специалист, знающий много языков (его называют полиглотом), профессор Копенгагенского университета Расмус Кристман Раек (1787—1832) мог говорить на 230 языках и написал 28 словарей и учебников по грамматике. Итальянский профессор Карло Тольявини в 12 лет знал и говорил на семи языках, а в 22 года получил диплом доктора (ученая степень) и мог говорить на 15 языках. Изучение языков было для него необходимым и полезным знанием. Он мог освоить 3—4 языка в год. Всего он знал 120 языков мира. В 1963 году Тольявини на конгрессе лингвистов в Нью-Йорке удивил всех: выйдя на трибуну, он произнес свою поздравительную речь на 50 языках. Академик А.Ф.Иоффе (директор Института физики и математики) мог пользоваться по памяти логарифмической таблицей, состоящей из 30 млн чисел. Молодой гражданин Индии С.Махеде в течение 3,5 часа мог запоминать и воспроизводить по памяти 31 811 чисел. Француз Элия Гаон мог запомнить с одного раза прочитанную книгу. Он знал наизусть 250 томов книг и мог рассказать наизусть отрывок из любой книги. Однако способности человека, связанные с функцией мозга, небезграничны.

Память можно воспитывать и тренировать до конца жизни человека. Она развивается параллельно с психикой человека. Поэтому с раннего детства нужно уделять большое внимание психическому развитию ребенка. Познание и изучение ребенком предметов, явлений, образов окружающего мира способствуют формированию его предметно-опытной памяти. Это является основой развития памяти, затем формируется и развивается высший тип памяти — словесно-мыслительно-обобщающий. Вместе с непроизвольным запоминанием используется механическое запоминание. Например, такой тип используется при заучивании иностранных слов, таблицы умножения, стихотворения. В данном случае нужно обращать внимание на смысл заучиваемого слова, численное значение, на выразительное чтение стиха.

Иногда приходится воспроизводить наизусть очень объемный материал. В таком случае материал перерабатывается, воспроизводится в кратком переработанном виде — в виде школьного сочинения. Этот тип памяти нужен для систематизации материала, составления конспекта. Запоминание материала зависит от факторов: эмоциональности, внимательности, наблюдательности, усвоения материала и повторения. В зависимости от эмоциональности восприятия люди по-разному воспринимают и понимают действительность. Наиболее интересные информации запоминаются хорошо. Прочность запоминания информации зависит от повышения эмоционального состояния в момент познавания и деятельности человека. Такое состояние облегчает понимание и запоминание информации. Основное значение эмоций состоит в мобилизации всех сил организма. Но мобилизация сил полезна для здорового организма, а для больного организма это опасно. У людей с сердечно-сосудистыми, нервными заболеваниями и у пожилых людей сильные эмоции приводят к неблагоприятным последствиям.

Для сохранения хорошей памяти нужно усвоить следующие гигиенические правила: должны регулярно чередоваться умственный и физический труд, отдых, сон и бодрствование. Непрерывное занятие умственным трудом (например, подготовка к экзамену) сильно снижает память. Поэтому очень полезно чередование различных видов труда и отдыха. В наполненной дымом комнате память ухудшается, дым оказывает вредное воздействие на него. Употребление алкоголя, никотина, наркотиков и чрезмерное употребление лекарственных препаратов нарушает память.

1. Что такое намять?

2. Каково значение памяти?

3. На какие виды делится память?

4. Как образуется долговременная память?

5. Что такое амнезия?

6. Каков резерв памяти и каково его значение?

7. Какие способы упражнения памяти вы знаете?

8. Какие гигиенические правила нужно соблюдать для сохранения хорошей памяти?

Читайте также: