Установка программных продуктов на большее количество компьютеров

Обновлено: 04.07.2024

Государство поставило все школы России перед выбором: либо бесплатно получить и установить на своих компьютерах свободное программное обеспечение ( ПО) Linux , либо «по старинке» использовать Windows , ежегодно и за свой счет приобретая лицензии.

При этом известно , что на большинстве компьютеров в стране сегодня установлен Windows. Насколько правильно «прививать» детям Linux , который пока получил безоговорочное одобрение лишь у профессиональных программистов? И не придется ли школьникам потом вновь переучиваться , чтобы освоить Windows? На эту тему рассуждают эксперты.

Напомним также, что до конца января 2011 года во все школы Алтайского края планировалось поставить пакетов свободного программного обеспечения ( ПО), в том числе операционной системы Linux.

Николай Прянишников,
президент Microsoft в России:

Мы придерживаемся нейтральности и считаем , что в школах должны быть различные программные продукты , главное , чтобы они отвечали сегодняшним и завтрашним задачам образования.

Сколько стоит Windows

В базовый пакет пользовательского ПО Microsoft для школ входят:

  • операционная система Windows в редакции Professional;
  • пакет офисных приложений Microsoft Office;
  • редактор схем и векторных изображений Visio;
  • среда разработки ПО Visual Studio;
  • набор клиентcких лицензий Core CAL ( Windows Server CAL , Exchange CAL , SharePoint CAL и System Center Configuration Manager CAL).

В Microsoft сообщили , что ориентировочная стоимость пакета составляет $ 8 ( 258 рублей) в год на один компьютер. В крае порядка 1,2 тыс. учебных заведений с 17 тыс. компьютеров. Покупка лицензий на все компьютеры ежегодно будет стоить около 4,4 млн. рублей. На техническую поддержку Linux и комплекты свободного ПО в этом году в крае будет потрачено 3 млн. рублей.

Алексей Свиридов,
руководитель отдела разработки программного обеспечения группы компаний «Ритейл Сервис»:

Идея перевода учебных заведений на свободное программное обеспечение , на мой взгляд , является правильной по нескольким причинам. Во-первых , это повысит компьютерную грамотность преподавателей и школьников. До сих пор есть очень много пользователей , считающих компьютер и Microsoft Windows единым целым. Я считаю Windows отличной операционной системой , но у людей должно быть понимание , что существуют разные по стоимости и набору решений конкретных задач операционные системы.

Наверняка для многих станет откровением , что Linux уже сейчас отлично подходит для большинства стандартных задач — выхода в Интернет , получения почты , проигрывания музыки и фильмов, редактирования текстов и таблиц. Причем эта ОС бесплатна. Работая с Linux , пользователь еще с детства может понять: если хватает возможностей бесплатной ОС , вовсе необязательно покупать или воровать Windows.

Во-вторых , внедрение бесплатного ПО может принести колоссальную экономию бюджетных средств при правильном подходе.

В-третьих , школы перестанут зависеть от одного поставщика ПО. Windows — это обычный продукт частной компании. Microsoft может распоряжаться его судьбой как угодно.

Например , в 2008 году компания Microsoft объявила о прекращении продаж Windows XP — наиболее распространенной сейчас версии. Теперь пользователь не может законно ее купить , даже если уверен, что ему этой ОС достаточно. И если он умеет работать только на Windows , то будет вынужден покупать Windows Vista , затем Windows 7 и так далее. В мире свободного ПО такое невозможно. Все свободное ПО любой версии можно использовать сколько угодно , как угодно и по своему усмотрению.

Безусловно , такие большие перемены не обойдутся для школ без проблем. Одна из них — отсутствие специализированного ПО , адаптированного под Linux. Я уверен , что многие производители софта могут создать его в кратчайшие сроки. Еще существует проблема обучения учителей , особенно старшего возраста. Но внедрять свободное ПО можно поэтапно.

Благополучной реализации этого проекта может помешать только наша российская действительность. Коррупция , бюрократия , безответственность , высокий уровень безграмотности могут свести на нет все благие начинания.

Алексей Шишкин,
отец двоих сыновей-школьников:

Лично я против того , чтобы школы переходили на использование ОС Linux. После школы дети поступают в университеты , потом устраиваются на работу. И если в университете еще может быть гибкий подход ( можно будет работать как на Linux , так и на Windows), то большинство работодателей сегодня используют именно Windows. А если базовые навыки работы на компьютере получены на Linux , то впоследствии перестроиться к работе в другой ОС будет сложно. У родителей далеко не всегда есть время чему-то учить своих детей , в том числе и изучать с ними компьютерные программы. Заниматься этим должна школа.

В школе , где учатся мои сыновья , нам пока не сообщали о том , что планируют переходить на использование Linux. Если школа предложит приобрести лицензию на Windows родителям , то вопрос в том , какую сумму попросят сдать.

Логично , что государство не хочет спонсировать иностранную компанию , производящую такой востребованный сегодня продукт , как операционная система. Но на образовании детей это , скорее всего, скажется не очень хорошо. Хотя кто знает , возможно , когда мои сыновья вырастут ( им сейчас 8 и 12 лет), уже большинство работодателей будут использовать Linux. К тому времени , не исключаю , появятся и специальные программы для этой ОС , аналоги тех , которые сегодня работают только на Windows.

Татьяна Бауэр,
директор средней школы № 2 ( село Алтайское):

Наша школа перешла на использование операционной системы Linux около трех лет назад по инициативе учителя информатики Дмитрия Коновалова , который на тот момент у нас работал.

Сегодня из 58 компьютеров , которые установлены в нашей школе , только 10 с операционной системой Windows. При переходе на Linux возникало много проблем. Некоторые из них не решены до сих пор. Не все диски с учебными материалами открываются на компьютерах с Linux. Библиотека и бухгалтерия вообще не могут работать на Linux , потому что их специализированные программы написаны под Windows. Аналогичная проблема и с интерактивными досками. Вариант покупки лицензии Windows за счет родителей мы не рассматривали , потому что уровень жизни в районе невысокий.

Учителя долго адаптировались к новой операционной системе. Я , например , до сих пор работаю на Windows , у меня нет времени искать , где находится та или иная функция на Linux. Но вообще , опыт нашей школы показывает , что переход на свободное программное обеспечение возможен. Многие учителя сейчас уже его освоили , несмотря на то что у каждого процесс привыкания проходил с разной скоростью. Дети, наоборот , адаптировались очень быстро. Информатика у нас преподается со второго класса , и у учеников проблем с освоением Linux не возникло. Возможно , в будущем им будет сложно привыкать к Windows , но делать это придется. Ведь большинство работодателей пользуются Windows , и не факт , что в этом смысле что-то изменится. Переобучение может лечь на плечи работодателя.

Опрос. А у вас компьютеры хорошие?

Ольга Сапожкова,
директор СОШ № 76 ( Барнаул):

Хорошие. У нас 39 компьютеров. Месяц назад мы перевели класс информатики на Linux. Этот предмет преподается с 6-го класса.

Галина Малько,
учитель информатики СОШ № 107:

Наши компьютеры вполне соответствуют тем задачам , которые на них решаются. Не все из них совсем новые. Но даже те , которые покупались в 2003 году ( их у нас 6 из 48), прошли обновление или , как говорят , ап-грэйд , и на них можно работать.

Арина Развалова,
ученица школы «Бригантина» ( Заринск):

Да , хорошие. Для проведения уроков информатики наш класс разделили на две группы. Мне повезло — я занимаюсь в кабинете , где компьютеры совсем новые.

Маша Рудакова,
ученица школы № 2 ( Смолен­ский район):

У нас очень хорошие компьютеры. Я учусь в седьмом классе , и информатики у нас еще нет. Но нам все равно разрешают работать на компьютерах , когда это необходимо.

В соответствии с федеральным законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации» информация — это:

сведения, обладающие новизной для их получателя

сведения, фиксируемые в виде документов

та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы

сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

все то, что так или иначе может быть представлено в знаковой форме

Основы информационной безопасности

Установите соответствие между терминами и их описаниями.

Право пользования информацией

Право распоряжения информацией

Право владения информацией

Состоит в том, что только собственник информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.

Предоставляет собственнику информации право её использования в своих интересах.

Обеспечивает собственнику информации хранение информации в неизменном виде; никто, кроме владельца информации, не может её изменять.

Законы

Установите соответствие между законом и отношениями, которые он регулирует.

Лицензия на программное обеспечение

Лицензия на программное обеспечение — это документ, определяющий порядок .

Обеспечение информационной безопасности

Найдите соответствие понятия и его значения.

Бесплатное программное обеспечение (свободно распространяемое программное обеспечение, которое пользователь поддерживает самостоятельно и в которые пользователь правомочен вносить изменения).

Условно-бесплатное программное обеспечение (свободно распространяемое среди пользователей; часто имеющие неполную функциональность). При этом пользователь имеет возможность переслать автору известный гонорар и получить полную версию программного обеспечения.

Установка программных продуктов на большее количество компьютеров, чем это допускается условиями имеющегося лицензионного соглашения бесплатное программное обеспечение (свободно распространяемое программное обеспечение, которое пользователь поддерживает самостоятельно и в которые пользователь правомочен вносить изменения).

Программы и их характеристики

Расположите по группам программы с предложенными характеристиками.

Лицензионные

Бесплатные

Условно-бесплатные

Распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе Новые недоработанные версии программных продуктов, распространяются с целью их широкого тестирования
Авторское право

А. Г. Иванов является автором некоторого программного продукта и пришёл устраиваться на работу в компанию «Пирамида». Заполните таблицу, ответив на вопросы.

Авторское и имущественное право

В каких случаях (из предложенных ниже) объект является объектом, на который распространяется авторское право? В каких случаях нарушается авторское или имущественное право? Заполните таблицу.

Авторское право

Для каждого примерах (из приведенных ниже) определите: были нарушены авторские права или нет. Верный ответ подчеркните.

1 . СВ. Демьяненко является разработчиком электронного телефонного справочника. Чуть позже В. А. Никонов также зарегистрировал под своим именем электронный телефонный справочник, который является полной копией первого.

Авторские права соблюдены / не соблюдены .

2 . СВ. Демьяненко является разработчиком электронного телефонного справочника. Чуть позже В. А. Никонов также зарегистрировал под своим именем электронный телефонный справочник, который отличается от предыдущего тем, что программа для него написана на другом языке, а идея, лежащая в основе программы первого разработчика, сохранена.

Авторские права соблюдены / не соблюдены.

3 . СВ. Демьяненко является разработчиком электронного телефонного справочника. Чуть позже В. А. Никонов также зарегистрировал под своим именем электронный телефонный справочник, у которого принцип организации интерфейса совпадает с первым.

Почепский Олег

Даже если нам кажется, что ПК намного умнее нас, он остается безжизненным «железом», пока в него не установят программы. Именно благодаря им техника начинает считать, думать и помогать в работе с любыми массивами данных. В статье мы кратко перечислим основные виды системного программного обеспечения для компьютеров и дадим каждому типу характеристику.

виды программного обеспечения

Понятие

Любой современный ПК — настольный, портативный или серверный, наполняется по схожему принципу. Если убрать лишнее, то любое ПО, даже простейшее, строится по похожему алгоритму. Должны выполняться пошаговые действия — следующий шаг начинается только после того, как завершился предыдущий.

Так, введенные с клавиатуры символы отображаются на экране, по командному клику пользователя принтер начинает печатать их на бумаге, а расчеты происходят сами после введения формулы. Любой шаг заранее программируется и называется командой для компьютера, совокупность этапов обозначается программируемым кодом.

Программисты — это люди, которые разрабатывают и настраивают ПО. Они могут управлять ПК с помощью одной строчки, в которую вводят части закодированной информации. Несколько символов в определенной последовательности включают музыку, отправляют документ на печать или открывают конкретную страницу интернет-ресурса.

Оборудование

Какие бывают типы программного обеспечения: характеристика программ

В современных компьютерах постоянно запускается и активно функционирует большое количество ПО с самым разным функционалом. Одни занимаются арифметическими расчетами, другие строят диаграммы, рисуют или помогают оставаться на линии с собеседниками через почту.

Однако ничего не активизируется просто так. Все действует под влиянием операционной системы. Кажется, что ОС совершенно не нужна — можно ведь запускать все напрямую. Иногда этот метод тоже применяется. Так работают станки ЧПУ, крупные автоматы производств, ЭВМ, другие серьезные механизмы, когда нужно постоянно повторять один и тот же алгоритм.

Но для персонального компьютера частое повторение команды не подходит. Пользователю хочется знать, какая погода в другом городе, как включить музыку и открыть текстовый документ для редактирования. Необходимо, чтобы ОС поддерживала режим многозадачности.

Со стороны программистов типы ПО обоснованы практической значимостью. Если бы не было операционной системы, пришлось бы все функции и алгоритмы вносить в один огромный код. Затраты времени на это были бы колоссальными.

ОС берет на себя большую часть рутинных задач, давая пользователям возможность работать в режиме многозадачности. Поэтому становится возможным запускать одновременно от 2 до бесконечности редакторов или визуализаторов.

Какие основные виды ПО бывают по назначению

Программное обеспечение, установленное на ПК, делится на 3 разновидности:

  • прикладное;
  • системное;
  • инструментальное.

виды программного обеспечения компьютеров

Системное

Это часть системы, которая помогает следить за аппаратной стороной ПК и управлять ею. Сюда входят программы, контролирующие работу оперативной памяти, центрального процессора, видеокарты, устройств ввода и вывода информации, сетевые подпрограммы.

Таким ПО считается:

  • Драйверы — утилиты небольшого размера, функционирование которых заключается в обеспечении корректной работы остальных элементов оборудования;
  • ОС;
  • Дополнения — языковые пакеты или настройки расширения экрана.

Основное отличие системной разновидности считается то, что она не рассчитана на выполнение конкретной поставленной задачи. Она необходима, чтобы обеспечивать бесперебойную работу остальных частей компьютера. Ее можно назвать посредником между оборудованием — «железом» и программным кодом.

Прикладное

Наиболее обширная доля классификации. Сюда относятся графические и текстовые редакторы, браузеры, базы данных и все, что люди используют в привычной работе за компьютером. Здесь же находятся антивирусные пакеты, бухгалтерия и различные архивы.

Смысл этой разновидности в выполнении четко поставленной задачи: рисовать, учитывать, открывать сетевые страницы, набирать текст. Если утилита нужна для конкретного выполнения действия, то она является прикладным ПО.

Инструментальное

Специфическое обеспечение любой компьютерной техники. Его можно было бы отнести к прикладному, но из-за специфики применения его выделили в отдельный вид. Основная функция — отладка, настройка, переписывание программного кода.

Сюда входят компиляторы, отладчики, переводчики высокого уровня, редакторы, интерпретаторы и другие средства. Они необходимы, потому что техника не понимает человеческих слов. Чтобы ей «объяснить», что надо сделать, требуется специальный «машинный язык».

Постоянно пользоваться этим кодом базовым пользователям довольно сложно, поэтому были разработаны системы, которые позволяют переводить обычную речь в двоичную, привычную для ПК.

Разница между часто используемыми компиляторами и интерпретаторами заключается в том, что первый генерирует готовый файл, который можно запускать. А второй создает архив, который функционирует только с помощью самого сервиса.

1 . Бесплатное программное обеспечение (свободно распространяемое программное обеспечение, которое пользователь поддерживает самостоятельно и в которые пользователь правомочен вносить изменения).

2. Условно-бесплатное программное обеспечение (свободно распространяемое среди пользователей; часто имеющие неполную функциональность). При этом пользователь имеет возможность переслать автору известный гонорар и получить полную версию программного обеспечения.

3 . Установка программных продуктов на большее количество компьютеров, чем это допускается условиями имеющегося лицензионного соглашения бесплатное программное обеспечение (свободно распространяемое программное обеспечение, которое пользователь поддерживает самостоятельно и в которые пользователь правомочен вносить изменения).

3. Незаконное копирование

7. Как меняется образование с движением к информационному обществу.

1) Не изменяется

2) Становится доступнее

3) Становится менее доступным

4) Учителей становится меньше

8. Расположите по группам программы с предложенными характеристиками.

1) Лицензионные 2) бесплатные 3) Условно-бесплатные

Распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе

Новые недоработанные версии программных продуктов, распространяются с целью их широкого тестирования

Версии программ с ограниченным сроком действия

Устаревшие версии программ

Версии программы с ограниченными возможностями

9. Основы информационной безопасности

Установите соответствие между терминами и их описаниями.

Предоставляет собственнику информации право её использования в своих интересах.

1. Право пользования информацией

Состоит в том, что только собственник информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена

2. Право распоряжения информацией

Обеспечивает собственнику информации хранение информации в неизменном виде; никто, кроме владельца информации, не может её изменять.

3.
Право владения информацией

10. Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе

1) работы с файлами

2) форматирования диска

3) выключения компьютера

4) печати на принтере

11. Как называется состояние информационной среды, в котором обеспечены конфиденциальность, целостность и доступность информации?

1) Информационная свобода

2) Информационная безопасность

3) Информационная защищённость

4) Информационное общество

12. Какие из средств защиты информации направлены на защиту оборудования?

13. В чем польза повышения свободы распространения информации?

1) Увеличение объёмов информации

2) Более полная информированность при принятии решений

3) Снижение стоимости информационных услуг

4) Повышения уровня образования и культуры

14. Что определяется навыками и потребностями человека работать с информацией с помощью

1) информационное общество

2) Информационная культура

3) Информационное пространство

4) Развитие каналов связи

15. В каких случаях нарушается авторское или имущественное право?

1) Ученик скачал с некоторого сайта материал для реферата, при этом не указал ссылку на данный сайт и его автора.

2) Учитель на уроке размножил статью из энциклопедии и раздал учащимся.

3) Ученик сделал копию учебника биологии.

4) Ученик изучил творческую работу своего одноклассника и взял для своего проекта его идею.

5) Автор собрал задачи по одному из разделов физики и создал сборник материалов по физике, но не указал список использованных литературных и цифровых источников.

16. Как называется информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме, используемая для определения лица, подписавшего информацию?

2) Электронная подпись

3) Антивирусная программа

17. Как называется в гражданском кодексе РФ совокупность данных и команд, представленная в объективной форме и предназначенная для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определённого результата?

18. Чем опасен рост влияния средств массовой информации на общество?

1) Чрезмерной осведомлённостью людей

2) Ростом свободы распространения информации

3) Навязыванием через них взглядов

19. Как меняется отношение к собственности с переходом к информационному обществу?

1) Усиливается понятие частной собственности

2) Усиливается понятие общественной собственности

20. Для каждого вида компьютерного вируса, определите, к какому признаку классификации он относится

Читайте также: