В чем выразилась революционность открытия н коперника a открыл новое видение сущности человека

Обновлено: 04.07.2024

В ркоперниканская эволюция это термин, применяемый к великим изменениям, произошедшим в Западной Европе в отношении науки. Сначала ее истоки восходят к открытиям Николая Коперника о Солнечной системе в 16 веке, но истинный масштаб этой революции заключался в том, что она изменила способ видения мира.

В то время самой распространенной теорией Солнечной системы была геоцентрическая, которая утверждала, что остальные планеты вращаются вокруг Земли. Коперник, польский астроном, своими наблюдениями продемонстрировал, что Солнце на самом деле является центральной осью системы.

Это открытие означало не только разрыв с убеждениями, установленными и защищаемыми Церковью. В среднесрочной перспективе это означало сдвиг парадигмы в научных исследованиях и философии, открывший путь идеям Просвещения. Современность заменила средневековье, отдав приоритет научной мысли.

Многие другие авторы переняли свидетельство Коперника и продолжили исследования, используя научный метод. Среди наиболее выдающихся были Галилей, Кеплер и Ньютон, которые в конечном итоге усовершенствовали работу, проделанную польским астрономом.

Николай Коперник

Название Коперниканской революции произошло от имени астронома польского происхождения, который жил между 1473 и 1543 годами. Многие авторы называют этого ученого эпохой Возрождения, учитывая широту его интересов.

Коперник учился в Краковском и Болонском университетах. Затем, примерно в 1500 году, он начал заниматься наукой и астрономией в Риме. Именно в этой последней области ученый сделал открытия, которые в конечном итоге революционизировали науку.

Гелиоцентрическая теория

Во времена Коперника наиболее распространенной теорией Солнечной системы была геоцентрическая теория Птолемея. Эта модель поместила Землю в центр Вселенной, а остальные небесные тела вращаются вокруг нее.

Польский астроном предложил новую теорию, основанную на его собственном вкладе: гелиоцентрическую. Таким образом, в его работе На Revolutionibus (которое Имя "РеволюцииОтносится к траектории планет и звезд) заявил, что центр Вселенной находился близко к Солнцу.

Вокруг него, по мнению Коперника, вращались небесные тела по единой и вечной траектории. Между этими телами находилась Земля, что противоречило Церкви и ученым, которые считали ее центром творения.

Позднее эта теория была улучшена другими учеными, кульминацией которой стал Исаак Ньютон в 18 веке.

Основа теории

Гелиоцентрическая теория Коперника ответила на проблемы понимания движения планет. На самом деле размещение Солнца в качестве центра Вселенной не было новым, поскольку Аристарх Самосский в третьем веке до нашей эры предложил эту модель, чтобы объяснить отсутствие звездного параллакса.

Однако простота геоцентрической модели загнала эти древние знания в угол. Отчасти заслуга Коперника заключалась в том, что он выходил за рамки того, что видели человеческие чувства, когда смотрели на небо, и не увлекался церковными учениями, в которых человек и, следовательно, Земля были центром существования.

В 16 веке в предсказаниях, сопровождавших геоцентрическую модель, стало обнаруживаться множество несоответствий. Например, траектории планет не совпадали с теми, которые указывала эта модель.

Несмотря на защиту птолемеевских астрономов, таких как Тихо Браге, ни одно из выполненных ими измерений не было так близко к реальности, как измерения Николая Коперника.

Революция в науке

Помимо важности для астрономии, коперниканская революция была революцией в науке. С этого момента наука и способ изучения мира определенно изменились.

Теории Коперника и Церковь

Хотя многие ученые утверждают, что оппозиция церкви идеям Коперника не была слишком резкой, есть свидетельства того, что они противоречили его учениям. Главная из них заключалась в том, что гелиоцентризм изгнал идею о том, что человек и Земля являются центром творения.

Примером этого была атака Мартина Лютера на сочинения астронома. Теолог-реформатор обвинил его во лжи и в желании фальсифицировать астрономию.

Другие авторы, последовавшие за Коперником, действительно столкнулись с гораздо более резкой оппозицией со стороны католической церкви. Галилей, защитник гелиоцентрической теории, считал свою работу запрещенной.

От средневековья до современности

Как отмечалось выше, влияние работы Коперника вышло за рамки астрономии. Таким образом, в первую очередь изменилось видение мира. Это перешло от того, чтобы человек был в центре внимания, к тому, что наука могла продемонстрировать. Это привело к изменению всего научного знания.

Кроме того, это также означало революцию в научном методе. После Коперника в основе всех открытий лежали наблюдения и эксперименты, достигающие гораздо более успешных результатов.

Оказывать влияние

Такие ученые, как Галилей, Кеплер и позже Ньютон, были последователями гелиоцентрической модели, предложенной Коперником. Начиная со своей работы, эти ученые выдвигали новые теории, пока не достигли кульминации: механики Ньютона.

По мнению экспертов, принятие гелиоцентрической модели стало важной вехой в истории Запада. Считается, что с этой теорией закончилась эпоха, отмеченная религией и ее установлением, действовавшим в средние века.

После Коперника, Джордано Бруно, Галилея и Кеплера мир физики и астрономии стремительно продвигался вперед. С другой стороны, это привело к появлению целого ряда философов, таких как Декарт или Бэкон.

Отчасти великая коперниканская революция поставила под сомнение то, как человечество должно было объяснить мир. Недостаточно было наблюдать, как Солнце, казалось, вращается вокруг Земли, но возникла необходимость в науке для открытия его истинной механики.

Рабочая тетрадь по истории 7 класс Стецюра. К учебнику Дмитриевой Русское слово

В Средние века господствовала геоцентрическая система мира, согласно которой центром мироздания считалась Земля, вокруг которой вращались Солнце и планеты. Христианская церковь одобряла взгляды Аристотеля и Птолемея, которые были приверженцами этой точки зрения. Однако накопление знаний к концу Средневековья привело к изменению мировоззрения. центром мироздания считалась Земля, вокруг которой вращались Солнце и планеты. Польский учёный Николай Коперник был первым, кто высказал мысль о том, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. В 1543 г. он изложил свою теорию в трактате «О вращении небесных тел», который был немедленно запрещён инквизицией.

№2 Какие открытия стали основой новых взглядов на природу и человека?

В 1543 году вышел трактат Николая Коперника, в котором он изложил свою гелиоцентрическую теорию. Согласно это теории, центром мироздания является Солнце, а земля и другие планеты вращаются вокруг него.

Немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер в своих трудах «Новая астрономия» и «Гармония мира» сформулировал физические законы движения планет Солнечной системы. Он первым высказал предположение о том, что планеты движутся по орбитам, имеющим форму эллипса, а не круга.

Галилео Галилею принадлежит множество открытий, среди которых пятна на Солнце, горные хребты и кратеры на Луне, созвездия, невидимые невооружённым глазом.

Джордано Бруно полагал, что Вселенная бесконечна и состоит из великого множества миров, среди которых есть и обитаемые.

Роберт Гук совершил множество открытий в области математики, физики и химии, наблюдал над живой материей. Благодаря усовершенствованному им микроскопу он первым увидел клетки, из которых состоят живые организмы и растения.

Андреас Везалий дал точное описание человеческого скелета. Мигель Сервет и Уильям Гарвей исследовали систему кровообращения.

Стр.150. Вопросы к рубрике «Изучаем источник»

Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел»

№3 Какое представление о мироздании отрицал Коперник?

Николай Коперник (1473-1543) выступал против теории геоцентризма. Данная теория была популярна в Средние века и активно поддерживалась Католической Церковью. Согласно теории геоцентризма, Земля была центром мироздания, а вокруг неё вращались Солнце, звезды и другие планеты.

Стр. 153. Вопросы к рубрике «Изучаем источник»

Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно

№1 Определите на основе этого текста, почему Церковь объявила Дж. Бруно еретиком и подвергла его преследованию.

Церковь объявила Джордано Бруно еретиком, потому что его идеи множественности планет и бесконечности Вселенной противоречили с положениями Библии.

Стр. 155. Вопросы к рубрике «Изучаем источник»

Из «Мыслей» Блеза Паскаля

№1 Как описывает автор приведённого отрывка устройство Вселенной? Какое место он отводит человеку? Отвечая на вопрос, поставленный Паскалем, выскажите своё мнение о том, что значит человек в окружающем мире.

Автор отрывка, Блез Паскаль, в своем описании Вселенной разделял взгляды Джордано Бруно. Паскаль также считал, что Вселенная не имеет границ. Человек — лишь малая крупица мироздания по сравнению с масштабами Вселенной. Сейчас человек делает все для того, чтобы расширить знания о Вселенной.

Стр. 156. Вопросы и задания после параграфа

№1 В чём заключались новые взгляды на устройство Вселенной, высказанные европейскими учёными в XVI—XVII веках? Почему они вызвали резкий отпор со стороны Католической церкви?

В XVI-XVII веках европейские ученые, в частности Николай Коперник, выступили с революционной теорией гелиоцентризма. Они пытались доказать, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Однако Католическая Церковь придерживалась теории геоцентризма. Согласно Библии, человек был создан Богом, поэтому все должно вращаться вокруг него. Поэтому Церковь выступила резко против ученых.

Николай Коперник родился в 1473 году в Торуне. В 1491 году он поступил в Краковский университет, где изучал математику, медицину, богословие, но особенно астрономию. В начале XVI века Коперник начинает работать над гелиоцентрической теорией. Суть её сводилась к следующим утверждениям:

- Земля — не центр Вселенной;

- Все планеты движутся по орбитам вокруг Солнца;

Модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Католическая церковь, занятая борьбой с Реформацией, поначалу снисходительно отнеслась к новой теории, тем более что вожди протестантов отнеслись к ней резко враждебно. Папа Климент VII даже прослушал в 1533 году лекцию о гелиоцентрическом подходе, подготовленную одним учёным кардиналом. Только в 1616 году при папе Павле V Католическая Церковь официально запретила теорию Коперника, поскольку она противоречит Священному Писанию.

Коперник один из первых высказал мысль о всемирном тяготении.

Скончался ученый в 1543 году от инсульта.

Для того, чтобы отстоять свои взгляды, Копернику необходимы были бы следующие качества: умение убеждать других, вера в собственные взгляды, терпение

№ 3. Проведите обсуждение на тему «Разум и опыт в познании мира». Выскажитесь от имени учёных XVI—XVII веков Остались ли их идеи актуальными для современной науки?

Характерной чертой рассматриваемой эпохи было увлечение знанием, основанном на опытах. Сторонник этого метода был английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон, полагавший, что учёный должен наблюдать за природой, ставить научные эксперименты и лишь затем делать окончательные выводы.

Фрэнсис Бэкон: «Я считаю, что наука — главное средство переустройства мира. В романе-утопии «Новая Атлантида» я нарисовал картину того, как под руководством учёных-мудрецов люди научатся использовать солнечную энергию, займутся селекцией растений и животных, создадут невиданные летательные аппараты и механизмы, и в итоге благодаря научно-техническому прогрессу достигнут всеобщего процветания».

В отличие от Бэкона французский философ и математик Рене Декарт не придавал большого значения эксперименту.

Рене Декарт: «Я считаю, что для постижения законов мироздания достаточно человеческого разума, в который безгранично верю. Я мыслю, следовательно, я существую».

Для современной науки взгляды ученых XVI-XVII веков сохранили некоторую актуальность. К примеру, взгляды Фрэнсиса Бекона, который считал, что необходимо ставить эксперименты, а не просто веры в человеческий разум, как считал Декарт

№ 4. Покажите на примере трудов И. Ньютона, к каким изменениям во взглядах на мир привели исследования в области физики.

Благодаря исследованиям выдающегося английского ученого Исаака Ньютона гелиоцентрическая система строения Вселенной окончательно утвердилась среди образованных европейцев. Ньютон изучал законы механического движения, распространения света, взаимодействия физических тел и сформулировал закон всемирного тяготения.

№ 5. Объясните, что нового узнали медики XVI—XVII веках о человеке, его организме.

В Средние века Церковь признавала авторитетами Гиппократа и Галена. Их труды медики знали наизусть, но при этом представление об устройстве организма оставались искажёнными, так как католики считали занятия анатомией святотатством. В ХVI—ХVII веках медицина и анатомия переживали подъём. Благодаря хирургам-практикам были уточнены представления о строении человеческого тела. Одним из лучших медиков ХVI века был немец Теофраст Парацельс, знаток методов народного врачевания, военный хирург, автор трактата «Большая хирургия». Голландец Андреас Везалий, состоящий на службе испанских королей, опроверг ошибки Галена, дав точное описание скелета. Систему кровообращения исследовали испанец Мигель Сервет и англичанин Уильям Гарвей. Медики изучали природу инфекционных болезней— чумы, оспы, малярии.

Развитие морских связей требовало все большей точности астрономических расчетов. Теория Птолемея этого не давала, хотя для согласования с повысившейся точностью наблюдений ее пришлось усложнить. Теория Птолемея стала неудобной, громоздкой для вычислений и все же недостаточно точной, вместе с тем стала казаться и малоправдоподобной.

Установить, что Земля - планета, и тем самым открыть людям глаза на ее движение и истинное место во Вселенной сумел гениальный польский ученый Николай Коперник (1473-1543).

Коперник пришел к убеждению, что Земля движется, что наблюдаемые движения небесных светил можно проще и лучше объяснить, если исходить из движения Земли.

Став на эту точку зрения, Коперник объяснил восход и заход светил суточным вращением Земли, а видимое движение Солнца по отношению к звездам - годичным обращением Земли вокруг Солнца. Согласно Копернику, и все другие планеты движутся вокруг Солнца, а не вокруг Земли.

Таким образом, Земля, по теории Коперника, стала одной из планет, занимая третье место от Солнца. Порядок расположения планет от Солнца такой: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Система Коперника с Солнцем в центре называется гелиоцентрической (гелиос – по-гречески – Солнце).

Своим учением Коперник положил начало развитию астрономии на совершенно новых основах и побудил человечество взяться за изучение природы, не обращая внимания на невежественные церковные учения. До Коперника церковные учения или учения, поддерживавшиеся церковью (например, учение Птолемея), задерживали развитие не только астрономии, но и других наук. Открытие Коперника произвело революцию в мировоззрении людей, в их понимании природы и в способах ее познания. Вот почему с тех пор и другие науки стали развиваться быстрее.

Николай Коперник

Николай Коперник (1473-1543).

Ф. Энгельс говорил об этом так: «Чем в религиозной области было сожжение Лютером папской буллы, тем в естествознании было великое творение Коперника, в котором он, - хотя и робко, после 36-летних колебаний и, так сказать, на смертном одре,- бросил вызов церковному суеверию. С этого времени исследование природы по существу освободилось от религии, хотя окончательное выяснение всех подробностей затянулось до настоящего времени. Но с тех пор и развитие науки пошло гигантскими шагами. »

В то время как в Советском Союзе развивается передовая наука, в капиталистических странах в интересах религии, поддерживаемой имущими классами, нередко выдвигаются разные реакционные теории. Там до сих пор нередко пытаются опровергать сущность учения Коперника, утверждая, что безразлично - обращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Тем самым стремятся в замаскированной форме вернуться к антинаучным представлениям средневековья, восстановить авторитет религии в воззрениях на природу.

Достижения естествознания шаг за шагом опровергают вымыслы религии. Человек, вооруженный наукой и техникой, подчиняет себе силы природы и изменяет ее в соответствии со своими задачами. Однако борьбу с религиозной идеологией нельзя прекращать и сейчас, так как загнивающий капитализм поддерживает всевозможные суеверия.

Николай Коперник, поляк по происхождению, родился в семье зажиточного купца 19 февраля 1473 г. в городе Торне, куда переселялся из Кракова его отец.

Пробыв в Италии около десяти лет с небольшими перерывами, Коперник возвратился к себе на родину и большую часть остальной жизни правел в маленьком городке Фрауенбурге, где стараниями своего дяди епископа Вармийского (Эрмляндского) получил ещё в 1497 г. место каноника. Он стал, следовательно, католическим священником и весьма ревностно выполнял двои обязанности. Во Фрауенбурге, в этом, по выражению Коперника, "отдалённейшем уголке земли", он имел достаточный досуг и, окружённый добрым в общем отношении друзей и сограждан, окончательна сформулировал положения своей системы, основные контуры которой сложились у него, вероятно, ещё в Италии.

Собственное сочинение Коперника вышло из печати за несколько дней до смерти автора, последовавшей 24 мая 1543 г. Предание, известное нам от Гассенди (биограф ученого), рассказывает, что только что отпечатанный экземпляр сочинения "De revolutionibus orbium coelestium" принесли Копернику за несколько часов до кончины. "Он взял книгу в руки и смотрел на нее, но мысли его были уже далеко".

Джордано Бруно: далекие миры поклонника системы

"Хоры блуждающих звёзд, я к вам свой
полёт направляю,
К вам подымусь, если вы верный укажете путь.
Ввысь увлекая меня, ваши смены и чередованья
Пусть вдохновляют мой взлёт в бездны
далёких миров".

Джордано Бруно считал, что возможно открытие в Солнечной системе новых планет. Никакого купола звёзд не существует, звёзды движутся, а мы не замечаем этого потому, что они очень далеки от нас.

Астрономия. 11 класс. Учебник

Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.

Вращение небесных тел: из истории представлений

Часть 1. Геоцентрическая система

Эпоха Возрождения бесспорно считается оплотом разума и силы человеческой воли. Но любые изменения не могут быть мгновенными. Общепринятой в этот период все еще была была геоцентрическая система – представление о мире, сложившееся в Древней Греции на основе разработок Платона, Евдокса, Аристотеля и Птолемея. В центре мироздания находится Земля, а мир делится на подлунный и надлунный. В первом - всё преходяще, временно, движения вынуждены и вызываются действующими силами; во втором - всё вечно, а движения происходят без всяких сил и осуществляются равномерно по совершенным круговым траекториям. Звёзды расположены на небесном своде, который прокручивается за сутки вокруг Земли.



Для объяснения видимого неравномерного движения планет Птолемей использовал систему равномерных круговых движений. Каждая планета, как он считал, движется равномерно по кругу – эпициклу, центр которого, в свою очередь, равномерно перемещается по другому кругу – деференту. Следует отметить, такое представление движения планет давало возможность довольно точно описывать наблюдаемое их движение. Правда при увеличении точности наблюдений приходилось существенно корректировать прежнюю систему эпициклов и деферентов.
Чрезвычайно важным было также то, что геоцентрические представления о мире освящались авторитетом христианской веры. Бог, создав человека как богоподобное существо, наделил его разумом, свободной волей, бессмертием. Куда же он должен был поместить своё самое великое творение? Конечно, в центр мироздания.

Часть 2. Гелиоцентрическая система

В 1543 г. Н. Коперник опубликовал свой основной труд "Об обращении небесных сфер" с изложением и обоснованием гелиоцентрической системы мира.

Согласно новому учению, в центре Вселенной находится Солнце, а Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Небосвод же, на котором находятся все звёзды, вовсе и не вращается вокруг Земли, как считали прежде, а покоится. Его видимое движение объясняется суточным обращением Земли вокруг собственной оси. Коперник убрал человека из центра мира, сделал бессмысленным деление на подлунный и надлунный миры. Тем самым он разрушил самые основы традиционных представлений о мире и открыл новые, невиданные прежде возможности для развития не только астрономии, но и всего естествознания. Коперник своей работой открыто заявлял, что главным авторитетом в познании мира являются не древние книги, а реальное изучение природы.



Сущность своей системы мира Коперник изложил в посвящении папе Павлу III:

"Обдумывая долгое время шаткость переданных нам математических догматов касательно взаимного соотношения движения небесных тел, я стал досадовать, наконец, на то, что философам, стремящимся обычно к распознаванию самых ничтожных вещей, до сих пор ещё не удалось с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим. Обыкновенно принято, что Земля находится в покое, но пифагореец Филолай допускает, что Земля, равно как и Солнце и Луна, движется вокруг огня по косому кругу. Гераклит Понтский, а равно и пифагореец Экфант также придают Земле движение, но не поступательное, а вращательное, вследствие которого она, подобно колесу па направлению от заката к востоку, вращается вокруг своего центра".

Так как, замечает далее Коперник, для объяснения небесных явлений до него дозволялось придумывать произвольные круги, по которым двигались земля, солнце и планеты, то и он позволил себе истолковать движения этих небесных светил, исходя из движения Земли:

"После долгих и многократных исследований я пришёл, наконец, к заключению, что если отнести движения прочих блуждающих светил к кругу, по коему движется Земля, и на этом основании вычислить движение каждого светила, то не только представляемые ими явления будут вытекать как следствия, но что самые светила и пути оных, по последовательности или по величине своей, а само небо явятся в такой между собой связи, что нигде, ни в одной части нельзя чего-либо изменить, не запутывая остальных частей и всего целого".

Часть 3. Место в истории

Среди великих астрономов и математиков, окончательно выяснивших место нашей Земли во Вселенной и раскрывших законы движения, управляющие солнечной системой (Коперник, Тихо де Браге, Кеплер, Галилей, Ньютон), Коперник по времени был первым.

После него было сделано и ещё будет сделано очень много в изучении солнечной системы, а некоторые утверждения Коперника (например его мнение, что Земля и планеты движутся равномерно вокруг Солнца по кругам, тогда как в действительности это вращение происходит неравномерно и по эллипсам) были впоследствии опровергнуты; тем не менее Копернику принадлежит слава первого учёного, установившего новую истину, столь же простую, сколь и гениального, которую он выразил в своём сочинении "О вращении небесных тел", сказав, что "в центре всего находится Солнце".

Книга Коперника, в конце концов, в 1616 г. попала в далекий "Указатель запрещённых книг", и это запрещение было снято с неё только в 1823 году. Церковники без различия толков и направлений поняли вредоносное для них значение новой теории. Она разрушала, пусть величественный, но всё же близкий человеку небесный мир как обиталище бога. Она вырывала Землю – "подножие ног Его" – из центра вселенной и превращала её в жалкую пылинку, затерявшуюся в бесконечном пространстве, населённом бесчисленным сонмом сверкающих звёздами солнц.


Список литературы и источников:

Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Николай Коперник. М., 1974.
Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой. М.-Л., 1948.
Девятова С.В., Купцов В.И. Судьба учения Н.Коперника// Вопросы философии, № 1, Январь, 2011.
Дынник М. А. Мировоззрение Джордано Бруно / Бруно Джордано. Диалоги. М., 1949.
Сказкин С. Коперник и Возрождение // Исторический журнал, №10, Октябрь, 1943.

Читайте также: