В каких случаях невозможен компьютерный контроль знаний

Обновлено: 05.07.2024

2) создание учебной ситуации с помощью специальных учебных задач, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности;

3) обеспечение учебной рефлексии;

4) обеспечение контроля результатов обучения.

Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.

Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.

Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.

Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.

Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.

В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.

В общем, контроль включает в себя три составляющих:

  1. Проверка — это процесс, в ходе которого устанавливается факт наличия или отсутствия знаний и умений и уровень их овладения;
  2. Оценка — это процесс и результат, в ходе процесса устанавливается соответствие между достигнутым результатом и желаемой целью, а результат фиксируется в форме окончательного суждения о качестве и степени овладения знаний и умений или выражается в форме отметки или баллов;
  3. Учет — это фиксация результатов оценочной деятельности в соответствующих документах (классном журнале, дневнике учащегося, учетной тетради учителя).

Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой.

Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда.

Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.

Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели;

Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах;

Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Проверка несет в себе три основные функции:

  • контролирующую, суть которой в выявлении состояния (наличие, отсутствие, степень усвоения) всех видов результатов обучения.
  • обучающую, состоящую в умении учителя таким образом организовать проверку, чтобы она принесла пользу каждому обучающемуся.
  • воспитывающую, состоящую в приучении учеников к систематической работе. Проверка дает возможность выработать критическое отношение к своей работе, помогает верно провести оценку своих сил, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и др., умение организовать свое время.

Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще — в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.

Виды проверки:

  1. Предварительная — проверка начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН, связанных с предстоящей деятельностью.
  2. Текущая проверка — это систематическая проверка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
  3. Тематическая проверка осуществляется по итогам пройденной темы в целом.
  4. Рубежная — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
  5. Итоговая проверка проводится в конце изучения дисциплины или учебного года и служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся предметных ЗУН.

Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.

Классификация форм контроля по традиционной технологии обучения

Классификация современных форм и методов контроля

Портфель обучающегося.

Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:

  • задания обучающемуся по отбору материала в «Портфель» (не конкретное указание, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам следует его отобрать);
  • анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами обучающихся; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;
  • анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «Портфеля».

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.

3. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».

5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов.

6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» обучающегося.

Устная контрольная работа.

Обучающимся раздается 5 — 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

Инновационный диктант.

Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

Дифференцированная проверочная работа.

Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Оценка «3» соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка «4» — синему, оценка «5» — красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями обучающихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Обучающиеся выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только задание выполнено, обучающийся подходит к преподавателю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, педагог забирает листочек, а обучающийся закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, обучающийся отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. К концу занятия преподаватель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всей группы и каждого обучающегося в отдельности.

Отгадывание кросснамберов.

Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся

На зачетном уроке сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Перед зачетом можно провести самостоятельную работу, которая включает в себя как стандартные задания, так и более сложные, требующие применения теории в нестандартных ситуациях. Обучающиеся, выполнившие самостоятельную работу на «отлично», назначаются бригадирами. Группа разбивается на бригады по 5-7 человек в каждой, а внутри бригады на пары. Бригадир начинает опрашивать одну из пар своей бригады. Обучающиеся, ответившие «хорошо» бригадиру, могут стать его помощниками и опрашивать другие пары бригады.

Основное преимущество бригадного способа зачета — четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.

Тестовые задания.

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения — мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Виды тестов и функции теста

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.

Проведение текущего контроля в инновационной форме

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им данного предмета.
После аттестации и в конце четверти каждому ученику выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.

Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.

Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.

Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.

Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.

Защита проекта, деловые игры

Современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментом в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. При выборе формы проверки знаний нужно учитывать возраст обучающихся.

Информатика — это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять разнообразные формы проверки знаний.


Существует большое множество различных видов контроля.В условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, а именно, при контроле и учете знаний учащихся

Содержимое разработки

Использование ИКТ для контроля знаний обучающихся

«Чтобы стоять на месте, нужно все время бежать,

а чтобы двигаться вперед, нужно бежать

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Стремительный скачок в развитии компьютеров и прочих технических устройств сделал эту технику достаточно доступной. Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к обучающимся. Для их достижения необходимо новое качество обучения, которое во многом связано с информатизацией образования. Именно информационные технологии могут оказать большую помощь в подготовке ученика к жизни в информационном обществе и сделать более эффективной учебно-педагогическую деятельность.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста, а в этот период лучше развито наглядно-образное мышление. И для успешного обучения должны быть задействованы различные каналы восприятия и переработки информации. Мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы. Кроме того, ИТ позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью ИТ их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы.

Таким образом, использование компьютера оправдано на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Вопросам использования средств информационных и коммуникационных технологий посвящены работы Г.А. Кручининой, И.В. Роберт, Г.В. Рубиной, И.Д. Рудинского, Б.Е. Стариченко, Н.Ф. Талызиной, М.С. Чвановой и др.

Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, а именно, при контроле и учете знаний учащихся.

Существует большое множество различных видов контроля, я хочу остановиться на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.

Тест– краткое испытание, которое отличается от других форм контроля формализованностью, более высокой степенью объективности оценивания, использованием математического инструментария для оценки полученных результатов.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Тестовое испытание имеет ряд достоинств. Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов.

Создание тестов- это непростое дело. Для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.

Рассмотрим типы тестовых заданий: тестовые задания могут быть открытого и закрытого типа.

Задания открытой формы. Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя.

Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Поэтому при разработке тестов я опираюсь на ряд важных принципов.

Оснащение нашей школы персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, предоставило мне возможность создавать собственные тесты различной сложности. Оформить тест можно в течение получаса.

Тесты могут проводиться в режиме on- line и в режиме off-line . Мои ученики уже имеют такой опыт.

Существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не удобны, так не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.

Поэтому нужна программа конструктор тестов (оболочка тестов).Таких программ очень много. В своей работе я использую программы: MyTest,Tester, Master test.

MyTest это система программ, в которую входятпрограмма тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов .

Программа легка и удобна в использовании.

Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

Tester . Средство для создания тестов и проведения универсального тестирования с простым конструированием тестов различной степени сложности, с последующим выводом результирующих оценок.

Master test. Оболочка состоит только из одной программы, которая объединяет в себе редактор тестов, тестирующую программу и просмотр результатов.

Программа позволяет установить общее время на прохождение теста, а так же указать порядок вывода вопросов во время тестирования: по порядку или случайным образом. После того как тестирование пройдено автоматически открывается окно результатов.

Кроме того, для создания тестов могут быть использована программа Microsoft Office Power Point, Flash редактор от MX (6 версия) и выше. В распоряжении учителей имеется также ряд готовых шаблонов для интерактивных тестов.

Интерактивные тесты созданные в среде Flash можно разнообразить анимацией, которая снижает напряжение у детей, является дополнительным стимулом.

В отличие от других шаблонов позволяет создать тест с использованием всей площади экрана и детализирует результат (конкретно по каждому вопросу выдает информацию о правильности ответа).

Для проверки скорости и техники чтения я использую программу, созданную Зубриным С.В.

Работать с этой программой очень просто.

Дети садятся за компьютеры и надевают наушники (наличие наушников желательно, но не обязательно). Учитель выбирает класс, начало, середину или конец учебного года и, наконец, выбирает текст.

После того, как ученик прочитает последнее слово, он должен еще раз нажать любую клавишу. На экране появляется результат проверки.

Удобство этой программы заключается в том, что проверить скорость чтения можно одновременно у группы учеников (количество одновременно проверяемых детей зависит от количества компьютеров в классе).

Эти и другие подобные программы позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок. Такой вид деятельности позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения. Работа организуется как на уроке, так и во внеурочное время (дистанционное обучение, когда дети выполняют тест дома).

Компьютер естественно вписывается в обучающий процесс и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Для внедрения информационных технологий в практику работы я непрерывно повышаю свой уровень образования в области компьютерных технологий. Ученики моего класса активно и с удовольствием участвуют в различных интернет- конкурсах, являются активными участниками детских интернет-сайтов.

Применение программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники позволяет избежать возможности подсказок и списывания; повысить объективность оценки знаний; увеличить познавательную активность учащихся. Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учениками с использованием учебника или в общении между собой. Изменяется и роль учителя: он освобождается от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок, перестаёт быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний. Новые технологии - это дополнительная мотивация к обучению.


-75%

Учебный процесс принято рассматривать как распределенный во времени процесс формирования требуемых знаний. Управлять и корректировать процесс можно лишь на основании данных контроля над его течением. Выделяют следующие основные этапы контроля знаний:

- текущий контроль. Осуществляется в ходе обучения и позволяет определить уровень усвоения студентом отдельных разделов учебного материала, а затем на этой основе скорректировать дальнейшее изучение предмета; - итоговый контроль. Позволяет оценить знания, умения и навыки по курсу в целом.

Формы контроля, применяемые преподавателями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. Недостатком устного опроса является относительно большая затрата времени при небольшом количестве выставляемых за занятие оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.

Наиболее популярной формой контроля знаний в последнее время становится компьютерный экспресс-контроль с использованием следующих известных программ. Айрен – это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах. TestTurn – это бесплатная программа для проведения тестирования от VeralSoft. Основные возможности: многопользовательский режим работы, хранение и возможность печати подробных протоколов выполнения теста, выставление оценки за тест с применением различных профилей оценок, администратор программы может управлять пользователями, тестами, просматривать результаты тестирования всех пользователей, изменять настройки программы. Усовершенствованный профессиональный пакет программ для разработки и проведения тестов VeralTest является платным. MyTestXPro – это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов. С помощью программы MyTestXPro возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями.

Кафедрой инженерной графики БГУИР были рассмотрены и проанализированы и другие схожие программные продукты на предмет применения их для оценки знаний студентов. В ходе проведения оценки эффективности имеющегося на рынке программного обеспечения для контроля знаний было установлено, что ни один из рассмотренных программных продуктов не удовлетворяет нашим требованиям. Большинство программ не позволяют работать с графическими файлами в полной мере, например менять масштаб картинки во время тестирования, если изображение графической части достаточно сложное или насыщенно мелкими фрагментами. Также подвергается большому сомнению безопасность подобных систем, не говоря уже о том, что некоторые вообще не имеют какой-либо защиты от взлома. Часть из рассмотренных систем контроля имеет весьма запутанный интерфейс, когда просто не знаешь «А что надо делать дальше?». Такие системы требуют дополнительного времени на их изучение за счёт учебных часов. Далее, не все программы поддерживают дифференцированную систему оценки, т.е. когда правильные ответы на вопросы большей сложности имеют больший вес при выставлении финальной оценки, и наоборот. Кроме того, хотелось бы иметь древовидную структуру тестов, которые можно относить к общим темам, а темы к одному разделу. Нами был сделан вывод, что программ, в полной мере обеспечивающих все необ-ходимые требования к экспресс-контролю знаний студентов по инженерной графике нет. А имеющееся программное обеспечение подходит лишь частично в большей или меньшей степени, что заставляет подстраиваться под эти программы. В связи с этим было решено разработать свое собственную программное обеспечение.

В условиях работы по новым стандартам (БГУИР в 2013 году перешел на 4-летнее обучение), когда существенно уменьшилось количество учебных часов, отпущенных на освоение дисциплин кафедры инженерной графики, было решено, что наиболее целесообразно проводить экспресс-контроль знаний в форме компьютерного тес-тирования, которое позволяет достаточно точно оценить знания студента за малый временной промежуток по всем темам предмета. Как известно тестирование в учебном заведении выполняет три основные взаимо-связанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:


В многочисленных публикациях, как в нашей стране, так и за рубежом отмечается, что компьютер может выполнять функции информационной системы, банка данных, автоматизированного справочника, а также использоваться в качестве контроля знаний обучающихся. Указываются и многие другие возможности применения компьютеров в учебном процессе.

Считается, что одним из наиболее перспективных средств разработки и использования тестов являются системы компьютерного тестирования (СКТ). Таких систем, обеспечивающих процесс тестирования, великое множество, и фактически нет ни одного учебного заведения, в рамках которого подобные системы не создаются и/или не используются.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.

В основе методов измерения и оценки результативности проведения контроля в образовательном процессе учебных заведений начального и среднего образования, базирующемся на использовании современных технических средств, могут лежать различные подходы. Выбор таких подходов осуществляется конкретным педагогом. В этом случае преподаватель описывает методику и технологию измерения результативности обучения учащихся, отражающую специфику преподаваемой дисциплины и позволяющую организовать эффективное обучение и педагогическое измерение. [2, c.12–15].

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому учебному материалу. Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. В процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том познавательном уровне, какой предусматривается определенным этапом овладения учебным материалом.

Рубежный контроль осуществляется в рамках контрольных работ. Рубежный контроль осуществляется по окончании периода обучения, его также рекомендуется проводить в тестовой форме.

Рубежный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Назначение данного вида контроля — проверка усвоения и оценка результатов каждой темы, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Наиболее часто встречающимся недостатком является сосредоточение внимания учителя на отстающих учениках.

Заключительный контроль проводится в форме компьютерного теста в рамках экзамена или зачета в конце изучения курса с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их содержанию обязательного минимума, насколько полно могут быть использованы в практической деятельности и при изучении нового материала. [4,c.45–46].

Заключительная оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеником за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся.

Заключительный контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

Так как тесты являются той формой контроля, которая наиболее просто поддается автоматизации, то остановимся на этой форме более подробно.

Одна из важных задач квалиметрии — быстрая и надежная оценка знаний человека. Теория педагогических тестов рассматривается как часть педагогической квалиметрии. Исследовалось состояние контроля знаний учащихся школ с применением тестовых измерителей и выявлялись основные проблемы при использовании тестов: качество и валидность содержания тестовых заданий, надежность результатов тестирования, недостатки обработки результатов по классической теории тестов, отсутствие использования современной теории обработки тестовых материалов с применением вычислительной техники. Высокая погрешность измерения тестовых результатов не позволяет говорить о высокой надежности результатов измерения.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но и абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований. [1,c.14–18].

Широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т. п. С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

– Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

– Вопросы не должны повторять формулировки учебника.

– Вопросы не должны содержать «ловушки».

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается текущий, рубежный и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. [3,c.34–35]

Тесты обученности все больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педагоги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

К наиболее значимым преимуществам IRT относят измерение значений параметров испытуемых и заданий теста в одной и той же шкале, что позволяет соотнести уровень знаний любого испытуемого с мерой трудности каждого задания теста. Критики тестов интуитивно осознавали невозможность точного измерения знаний испытуемых различного уровня подготовки с помощью одного и того же теста. Это одна из причин того, что в практике стремились обычно создавать тесты, рассчитанные на измерение знаний испытуемых самого многочисленного, среднего уровня подготовленности. Естественно, что при такой ориентации теста знания у сильных и слабых испытуемых измерялись с меньшей точностью.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные. Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т. д.

В итоге следует заметить, что использование тестирования учащихся поможет объективно провести проверку знаний учащихся, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных программ и успешности усвоения знаний. [5,c.56–57].

Оценить качество обучения, очевидно, можно за счет сопоставления результативности педагогической деятельности преподавателей, работающих в рамках одной и той же предметной дисциплины. Кроме того, из-за разного базового уровня знаний обучаемых наиболее значима разность между знаниями до и после прохождения обучения. Существуют и очевидные субъективные факторы, влияющие на оценивание качества обучения. Так, например, преподаватель на результирующем экзамене вряд ли поставит плохие оценки, зная, что они будут использоваться для определения качества его педагогического труда. Проблема субъективности актуальна и в том случае, когда в приеме экзаменов задействовано несколько педагогов, поскольку произвести в течение короткого времени, отведенного на экзамен, по всем разделам практически невозможно. Различным учащимся, как правило, задаются различные по сложности и тематике вопросы. Подведение под процесс оценки качества обучения некоторой научной основы позволит не только минимизировать влияние субъективных факторов но и выработать единую, научно обоснованную меру для измерения качественных показателей.

Читайте также: