В каком тех отсеке установлен моноблок ссло

Обновлено: 06.07.2024

Технологические отсеки предназначены для защиты рабочего оборудования и контрольно-измерительных приборов резервуара от внешних механических воздействий, а также от воздействия теплового излучения и возможного пожара.

Корпус технологического отсека служит для размещения внутри него рабочего оборудования, предназначенного для проведения операций по сливу светлых нефтепродуктов и других жидкостей, рециркуляции паров по замкнутому контору, для переключения аварийных проливов и других технологических процессов. Тех. отсеки широко применятся на большинстве видов АЗС.

Технологический отсек линии наполнения

Отсек линии наполнения представляет собой металлический корпус, внутри которого находится узел наполнения УН-80. Тех отсек находится над землей, доступ к узлу наполнения обеспечивается через люк.

Конструкция сливного колодца предусматривает расположение фланца и отвода для подключения узла наполнения в дно или стенку корпуса.

Тех отсеки линии наполнения могут быть 4 размеров, ДхШхВ (мм):

  1. 1000х550х600 для размещения 2-ух узлов слива;
  2. 1000х650х600 для размещения 2-ух узлов слива с электромагнитными клапанами;
  3. 550х550х600 под 1 узел слива;
  4. 550х650х600 под 1 узел слива с электромагнитным клапаном.

Технологический отсек линии наполнения одинарный тип 1

Технологический отсек линии наполнения одинарный тип 2

Одинарный технологический отсек с узлом слива

Технологический отсек линии наполнения двойной тип 1

Технологический отсек линии наполнения двойной тип 2

Двойной технологический отсек с узлами слива

Технологический отсек для линии рециркуляции паров

Технологический отсек линии рециркуляции паров предназначен для безопасного размещения оборудования, обеспечивающего рециркуляцию паров при сливе нефтепродуктов в резервуар АЗС. Отсек относится к технологическому оборудованию АЗС . Доступ к оборудованию отсека возможен только через специальный люк-крышку.

По центру на днище отсека расположен патрубок ДУ-50 для 1-го или 2-ух узлов рециркуляции паров (УПР), в зависимости от типа отсека.

Тех отсеки для рециркуляции паров могут быть 2 размеров. ДхШхВ (мм):

  1. 550х550х600мм – на 1 узел УПР;
  2. 1000х550х600 – на 2 узла УПР.

Одинарный технологический отсек с узлом рециркуляции пара

Двойной технологический отсек с узлами рециркуляции пара

Технические отсеки переключения аварийных проливов на АЗС

Тех отсек переключения аварийных проливов на автозаправочных станциях выполняет роль узла, направляющего ливневый поток в резервуар аварийных проливов, либо в очистные сооружения. Любой сток на территории АЗС считается «грязным» из-за контакта с экологически опасными нефтепродуктами, которые в том или ином виде присутствуют на территории АЗС всегда.

Устройство тех отсека аварийных проливов предполагает расположение фланца и отвода для присоединения трехходовой распределитель потока ТРП-100 в дно или стенку корпуса, в зависимости от конструкции.

Отсек аварийных проливов в зависимости от типа управления бывает 2-ух типов:

  1. С шаровыми кранами. Трехходовой распределитель потока необходимо переключать вручную;
  2. С электромагнитным клапаном (ЭМК) — срабатывает автоматически.

Тех отсек переключения аварийных проливов

Конструкция технологических отсеков

  • Корпус технологических отсеков изготовлен из стали Ст3 ГОСТ 380-94 толщиной 4 мм;
  • Прочность и герметичность корпуса обеспечивается за счет сварного соединения составляющих его элементов;
  • Стенки верхней части корпуса укреплены ребрами жесткости из профильных труб;
  • Крышки в верхней части корпуса устанавливаются на специальной раме, конструкция крышек определяется по согласованию с Заказчиком и в стоимость технологического отсека не входит;
  • Устройство крышки корпуса исключает попадания в технологический отсек атмосферных осадков;
  • Для исключения искрообразования при закрытии крышка изготовлена из алюминиевого рифлёного листа;
  • Ограничение угла открытия крышки обеспечивается за счет применения специального фиксатора;
  • Тех отсеки поставляются в собранном виде и для транспортировки устанавливаются на паллете.

Купить технологический отсек

Компания «Центр снабжения промышленности» занимается поставкой всех видов стальных резервуаров и резервуарного оборудования. У нас вы можете купить технологические отсеки по цене завода. Обращайтесь!

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Муслимов Т. З.

В статье рассматривается концепция системы поддержки экипажа (СПЭ) самолётов гражданской авиации, призванная существенно повысить безопасность полетов за счёт снижения вероятности человеческой ошибки на всех этапах полёта. Проанализированы существующие системы со схожей функциональностью, разобраны их недостатки. Внесены предложения по решению актуальных проблем безопасности полетов, с точки зрения статистики летных происшествий, с помощью СПЭ. Приведены предварительные результаты стендового-моделиро­вания с целью изучения эффективности системы.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Муслимов Т. З.

О бортовых средствах предупреждения особых ситуаций Обеспечение безопасности полета вертолета на основе моделей функционирования элементов бортового эргатического комплекса Систематизация подходов для комплексного решения задачи повышения безопасности полетов вертолетов Состояние безопасности полетов в гражданской авиации России Анализ влияния неисправностей аэрометрических приборов и приемников воздушных давлений на безопасность полетов i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Система поддержки экипажа самолетов гражданской авиации»

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Уфимский государственный авиационный технический университет,

В статье рассматривается концепция системы поддержки экипажа (СПЭ) самолётов гражданской авиации, призванная существенно повысить безопасность полетов за счёт снижения вероятности человеческой ошибки на всех этапах полёта. Проанализированы существующие системы со схожей функциональностью, разобраны их недостатки. Внесены предложения по решению актуальных проблем безопасности полетов, с точки зрения статистики летных происшествий, с помощью СПЭ. Приведены предварительные результаты стендового-моделиро-вания с целью изучения эффективности системы.

К уровню обеспечения безопасности полета современных пилотируемых ЛА и к эффективности решения задач в соответствии с их назначением ИКАО предъявляет чрезвычайно высокие требования. Возможности экипажа по реализации этих требований в определенной степени ограничены. Человек в контуре управления способен допускать ошибки, последствия которых могут быть весьма серьезными, что подтверждается статистическими данными по безопасности полетов, согласно которым от 60 до 80 % причин опасных ситуаций приходится на долю ошибок личного состава [1, с. 17].

Для предотвращения особых ситуаций предлагается создать систему поддержки экипажа (СПЭ), которая позволит упростить обнаружение опасных ситуаций на начальной стадии развития и сделает возможным их локализацию посредством своевременной подсказок экипажу, составленных на основе анализа материалов расследования авиационных происшествий с гражданскими самолетами.

В настоящее время существуют системы, решающие сходные задачи:

1. Система предупреждения столкновений (СПС), определяющая положение самолета относительно других ЛА, чтобы избежать столкновений с теми, которые имеют на борту такую же систему.

2. Система раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ), предупреждающая экипаж об опасности столкновения ЛА с землей.

3. Система предупреждения критических режимов (СПКР), сигнализирующая о достижении эксплуатационных пределов ЛА.

4. Система предупреждения о грозе.

5. Система сбора и локализации отказов (ССЛО), служащая для организации технического обслуживания ЛА. В процессе полета система фиксирует все происходящие неисправности и сохраняет их в энергонезависимой памяти, а на земле передает обслуживающему персоналу [2, с. 34-36].

Однако все вышеперечисленные обладают недостатками, восполнить которые предлагается с помощью системы поддержки экипажа (СПЭ):

1. Отсутствие информации по некоторым внешним воздействующим факторам, например, сдвигу ветра, попаданию самолёта в турбулентность или метеоусловиям.

2. Отсутствие предупреждающей и аварийной сигнализации, сопровождаемой однозначными подсказками экипажу по действиям, необходимым для предотвращения развития опасных ситуаций, которые в случае бездействия перейдут в аварийные. Например, о преждевременной уборке предкрылков при несовмещенном управлении механизацией крыла на этапе начального набора высоты.

3. Отсутствие какого-либо прогнозирования параметров полёта и маневрирования при соответствующих действиях экипажа, что не позволяет заблаговременно выдавать предупреждения об опасных ситуациях.

4. Неучёт особенностей конструкции самолёта, аэродинамики и динамики полёта самолёта, из-за чего не представляется возможным сформировать какие-либо последовательные инструкции экипажу, необходимые для вывода самолёта из режимов полета, связанных с потерей устойчивости и управляемости на критических углах атаки.

5. Недостаточная эргономика индикации, требующая концентрации внимания на приборах и обращения к долговременной памяти экипажа.

Система поддержки экипажа в авиации строится на знаниях, которые объединяют теоретическое понимание проблемы и виды особых ситуаций, распознание которых доказано практикой в результате расследования авиационных происшествий. СПЭ создается путем получения знаний от экспертов и кодирования их в форме, допускающей использование в ЭВМ.

Применение знаний экспертов для формирования стратегии решения задачи является главной чертой систем поддержки экипажа. Задача сводится к идентификации особых ситуаций, которые могут возникнуть в полете, и своевременной подсказки экипажу о необходимых действиях по их локализации. Самым важным элементом решения является оценка сложившейся ситуации и формирование для экипажа подсказки. Такой метод реализации указанных задач на борту самолета позволяет существенно повысить уровень безопасности полетов.

Задачи, решаемые СПЭ:

1. Сбор информации о параметрах и условиях полета от бортового оборудования и систем самолета, от радионавигационных систем и от экипажа.

2. Выявление и анализ отклонений в работе подсистемы «воздушное судно-экипаж», влияющих на безопасность полетов.

3. Автоматизированная идентификация особых ситуаций на стадии их начального развития, вмешательство с целью предотвращения.

4. Анализ работы бортового оборудования, систем и агрегатов современного самолета в условиях возникновения возможных отказов оборудования и различных нештатных ситуаций на всех режимах полета.

5. Комплексирование разнородной информаций от систем самолета.

6. Разработка содержания подсказки экипажу для предотвращения неблагоприятного развития ситуации и формирование рекомендаций по безопасному выполнению полета.

7. Обеспечение оптимального отображения информации о состоянии бортового оборудования, режимах работы двигателей и других систем самолета, параметров, характеризующих поведение самолета. Выдача рекомендаций экипажу в виде зрительной (образной и световой) и звуковой (гонг, голос) информации.

8. Контроль правильности и своевременности действий экипажа по предотвращению особой ситуации.

Система поддержки экипажа строится как управляющая система, оценивает состояние всех систем самолета (двигатели, топливная система, система электроснабжения, система штурвального управления, система выпуска шасси и торможения, система жизнеобеспечения, противообледенитель-ная система, противопожарная система, система автоматического управления, система воздушных сигналов, системы пилотажно-навигационного оборудования). Эти системы через каналы информационного обмена соединены с СПЭ и системой отображения информации.

Система работает следующим образом:

По своему назначению СПЭ в нормальных условиях полета остается пассивной и наблюдает за состоянием и режимами работы ЛА и экипажа. Если все системы самолета работают нормально и пилотирование осуществляется таким образом, что не прогнозируется критического уровня, СПЭ определяет нормальное выполнение режима.

При возникновении особой ситуации (ОС) СПЭ оценивает информацию о внешней и внутренней среде. СПЭ формирует решения и выдает рекомендации по минимизации неблагоприятных последствий. Если экипаж предпринимает правильные действия, или действия в направлении развития указанной ситуации, то СПЭ не вмешивается в управление, а выдает рекомендации и подсказки экипажу по пилотированию. В случае отсутствия реак-

ции экипажа СПЭ в исключительных случаях формирует необходимые корректирующие и управляющие сигналы в САУ по предотвращению опасной ситуации и стабилизации полета.

В алгоритмах СПЭ последовательно анализируются признаки возникновения опасной ситуации. Каждый из признаков с определенной достоверностью определяет наличие такой ситуации. Если суммарная достоверность достигает заданной пороговой величины констатируется наличие данной ситуации. После этого анализируются условия полета (параметры движения самолета: высота, скорость, угловое положение, метеоусловия, наличие препятствий на ВПП, шасси и других агрегатов самолета и т.д.) и формируются рекомендации экипажу.

Общие принципы взаимодействия СПЭ с экипажем и бортовым и самолетным оборудованием:

1. СПЭ не заменяет существующие системы контроля и информирования экипажа, а вырабатывает подсказки более высокого уровня.

2. Подсказки формируются на основе анализа информации о режимах и параметрах полета, получаемых от бортовых систем самолета, информации задаваемой экипажем, прогнозной информации по результатам моделирования развития особой ситуации и базы знаний об аварийных ситуациях.

3. СПЭ объединяет разнородную информацию от бортовых систем с учетом ее достоверности и дополняет отсутствующую для принятия решения.

4. СПЭ оценивает правильность действий экипажа по локализации опасной ситуации.

В целях безопасности экипажа, уменьшения сроков и затрат первоначальные исследование и отработку макета СПЭ предполагается проводить на пилотажном моделирующем стенде. В модели должны быть учтены реальные характеристики датчиков информации с их погрешностями. Как видно из статистических данных, основная доля опасных ситуаций возникает из-за ошибок личного состава при выполнении взлета, набора высоты, захода на посадку и посадки (человеческий фактор). Такие ситуации имитируются пилотами за счет повторения на пилотажном стенде типовых ошибок пилотирования, имевших место в реальных полетах [3, с. 67-111]. Часть причин возникновения ситуаций и их воздействие на ЛА могут быть представлены в виде логических и математических уравнений и следовательно возможна их имитация (например, сильный ветер, повышенная атмосферная турбулентность). Для этого исходная математическая нелинейная модель динамики полета ЛА, реализованная в составе пилотажного стенда, должна быть дополнена соответствующими возмущающими воздействиями.

При проведении отработки макета СПЭ на стендово-моделирующем комплексе должны быть решены следующие основные задачи:

1. правильность ввода информации в СПЭ;

2. работоспособность алгоритмов СПЭ в реализованном перечне особых ситуаций;

3. частота и правильность срабатывания предупреждения об особой ситуации;

4. допустимый разброс по времени, дистанции, бокового отклонения и отклонения по высоте, при которых СПЭ эффективно обеспечивает предупреждение экипажа об особой ситуации;

5. допустимое время вычислений для обеспечения реального времени работы СПЭ;

6. допустимые погрешности во входной информации;

7. предварительные эргономические оценки отображения информации в СПЭ.

Результаты моделирования и отработки СПЭ на стенде с учетом ветровых возмущений представлены на рис. 1-4.

В заключение можно сказать, что представленная концепция системы поддержки экипажа устраняет недостатки существующего информационной индикации и существенно повысить уровень безопасности полетов самолетов гражданской авиации. Дальнейшим развитием этой концепция могло бы стать внедрение в рассматриваемую систему элементов искусственного интеллекта.

Рис. 1. Примеры срабатывания признаков критических ситуаций при выполнении стендовых испытаний

Рис. 2. График угла атаки с учетом моделирования ветровых возмущений

Рис. 3. График вертикальной Рис. 4. График приборной скорости

перегрузки с учетом моделирования с учетом моделирования

ветровых возмущений ветровых возмущений

1. Новожилов Г.В., Неймарк М.С., Цесарский Л.Г. Безопасность полета самолета. Концепция и технология. - М.: Машиностроение, 2003. - 144 с.

2. Кучерявый А.А. Бортовые информационные системы: Курс лекций; под ред. В.А. Мишина и Г.И. Клюева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ульяновск: УлГТУ 2004. - 504 с.

3. Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В. Аэродинамика самолета: Динамика продольного и бокового движения. - М.: Машиностроение, 1979. - 352 с.

СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛИ ТЕПЛОВОГО НАСОСА

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск

В работе представлена попытка с помощью методов функционально-структурного анализа предложить пути поиска наиболее рациональной структурной схемы теплового насоса с учетом его главных, основных и вспомогательных функций.

Комплекс ПНО самолета Ил-96-300 представляет собой один из вариантов базового комплекса стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (БКСЦПНО), устанавливаемого кроме того на самолетах Ту-204 и Ил-114.

Комплекс является практически полностью цифровым. В отличие от предыдущего поколения ПНО (Ил-86, Ил-62, Ту-154) датчики, вычислители, индикаторы выполнены на цифровой схемотехнике, все связи между системами комплекса также цифровые. Это обеспечивает значительно большие функциональные возможности, позволяет снизить массу комплекса, повысить надежность.

Комплекс обеспечивает работу экипажа, в составе которого нет штурмана. Вся аппаратура управляется двумя пилотами.

Комплекс осуществляет автоматическое и полуавтоматическое самолетовождение по запрограммированным траекториям с выдерживанием требуемых норм вертикального и горизонтального эшелонирования на всех этапах полета, включая заход на посадку в пределах до метеоминимума по категории III А.

Структурно-функциональная схема пилотажно-навигационного комплекса представлена на рис. 5:

СПУ - самолетное переговорное устройство;

РHО - радионавигационное оборудование;

КП ГТС - комплексный пульт радиотехнических систем;

АРК - автоматический радиокомпас;

VОR, ILS/СП, ДМЕ - системы навигации и посадки, работающие с соответствующими радиомаяками;

РСБН - радиостанция ближней навигации;

РСДН - радиостанция дальней навигации;

РЛС - радиолокационная станция;

СО - самолетный ответчик;

МLS - микроволновая система посадки;

СНС - система спутниковой навигации;

СУИТ - система управления измерением топлива;

СИМЦ - система измерения массы и центровки;

ВСС - вычислительная система самолетовождения;

ХАЭ - хронометр авиационный электронный;

CСЛО - система сбора и локализации отказов;

СЗИ - система электронной индикации;

РМИ - радиомагнитный, индикатор; КВш - концевой выключатель "шасси обжато";

КВмех - концевой выключатель положения механизации;

КИСС - комплексная информационная система сигнализации;

МСРП - магнитная система регистрации параметров;

ПО - пилотажное оборудование;

СПКР - система предупреждения критических режимов;

СППЗ - система предупреждения приближения земли;

БИНС - инерциалъная навигационная система;

СВС - система воздушных сигналов;

САУ - система автоматического управления;

ВСУТ - вычислительная система управления тягой;

ВСУП - вычислительная система управления полетом;

РУД - рычаг управления двигателем;

САЗ - система автоматической загрузки;

АСУУ - автоматическая система устойчивости и управляемости.

В состав комплекса входят:

система автоматического управления (САУ);

вычислительная система самолетовождения (ВСС);

приборное оборудование (ПО);

радионавигационное оборудование (РНО);

система электронной индикации (СЭИ) и резервные приборы;

система сбора и локализации отказов (ССЛО).

Блоки комплекса ПНО размещаются главным образом в радиоэлектронном отсеке под кабиной экипажа на амортизируемых стеллажах с централизованным охлаждением.

В каждой системе комплекса имеется автономная система встроенного контроля. Вместе с тем, в целях оперативной проверки всего комплекса предусмотрен также автоматизированный расширенный контроль всего комплекса в целом с помощью ССЛО.

Структурная схема ПНК

Рис.5. Структурная схема ПНК

ССЛО предназначена для:

  • · управления процедурой предполетного и послеполетного контроля комплекса ПНО;
  • · технического обслуживания комплекса наземным обслуживающим персоналом;
  • · приема от вычислительных систем информации об отказах и сбоях аппаратуры;
  • · определения места отказа аппаратуры о точностью до сменного блока о последующим выводом информации о характере отказа на индикацию ССЛО;
  • · хранения информации о сбоях и отказах (до 30 отказов по каждому из последних 10 полетов);
  • · задания режима "Контроль" и его подрежимов вычислительным системам и через них системам-датчикам и устройствам комплекса.

В состав системы входят следующие устройства: устройство приема информации от вычислительных систем комплекса (16 каналов приема);

контроллер, предназначенный для обработки входной информации и управления работой системы от клавиатуры, управления работой индикатора, устройства вывода информации и энергонезависимого устройства ЭЗУ;

ЭЗУ для хранения в обесточенном состоянии информации об отказах и обоях за 10 предыдущих полетов;

пульт системы, содержащий органы управления и задания режимов работы ССЛО, режимов "Контроль" комплекса, а также индикаторы номеров полета, номеров отказа и трехстрочный индикатор (3 строки по 16 знаков) для выведения информации о состоянии комплекса в цифро-буквенной форме;

устройство вывода информации, предназначенное для выдачи в вычислительные системы комплекса командных слов задания режима "Контроль" и для выдачи информации из ЭЗУ на переносное записывающее устройство; источник питания.

Размещается ССЛО в техническом отсеке на этажерке, а в кабине экипажа устанавливается кнопочный переключатель, который обеспечивает задание режима "Контроль" комплексу при предполетной проверке.

Система имеет два основных режима функционирования: прием информации об отказах и обоях и запись принятой информации в энергонезависящее запоминающее устройство; наземный контроль технического состояния комплекса экипажем и обслуживающим персоналом, обеспечение восстановления комплекса путем замены отказавших блоков.

Прием информации об отказах и сбоях для повышения достоверности записывается в троированное ОЗУ. Учитывая, что поступающая информация имеет частоту 100 КГц, а интегральные схемы энергонезависимого

запоминающего устройства имеют низкое быстродействие и не могут работать в реальном масштабе времени, в состав устройства приема информации ОСЛО введено троированное буферное ОЗУ.

Наземный контроль состояния комплекса проводится в следующих случаях:

при проведении предполетного и послеполетного контроля обслуживающим персоналом;

при проведении предполетного контроля экипажем; при проведении восстановления комплекса с заменой отказавшего блока и последующей проверкой комплекса.

Предполетный контроль обслуживающим персоналом осуществляется нажатием кнопки "К" - контроль на лицевой панели пульта. ОСЛО выдает в вычислительные системы ВСС, ВСУП, ВСУТ, СПКР и СЭИ команда в системы ЕВ, СВС, ХАЭ, РЛСМ, РЛСВ.

Предполетный контроль экипажем осуществляется нажатием кнопки "Контроль", установленной в кабине, далее процесс аналогичен вышеописанному.

Если при проведении послеполетного контроля зафиксирован отказ оборудования, на индикацию ССЛО выводится следующая информация: номер последнего полета; количество отказов в этом полете; информация о последнем отказе.

Обслуживающий персонал заменяет отказавшие блоки и после замены каждого блока осуществляет автономный контроль отремонтированной системы; после замени всех блоков осуществляется полный контроль работоспособности комплекса.

В ССЛО предусмотрен автономный контроль, по окончании которого на индикацию выводится: "ССЛО исправна";

"ССЛО не исправна".

Каналы связи ССЛО имеют следующие характеристики. Все входные и выходные сигналы можно разделить на три вида: последовательный код 100 кбит/с;

последовательный код 12,5 к5ит/с;

Передача информации от ЦВМ комплекса осуществляется последовательным кодом. 32-разрядными словами младшими разрядами вперед, младший разряд - первый. Передача производится асинхронно по всем каналам. Передача информации ведется по экранированной витой паре.

Зоны размещения средств индикации на приборных досках

Рис.6. Зоны размещения средств индикации на приборных досках

Очень часто возникает впечатление, что развитие компьютеров, да и ИТ-индустрии в целом, движется по спирали. И развитие идеи моноблоков — тому один из примеров. В свое уже давно прошедшее время моноблоки стали одним из шагов на пути от больших, но при этом не имеющих самостоятельной функциональности терминалов к персональным компьютерам. Потом они некоторое время жили в виде продуктов известных мировых брендов для корпоративного рынка (а на наш рынок попадали очень редко и, как правило, сильно изношенные), потом практически совершенно вымерли, и вот сейчас постепенно начинают возрождаться, но уже совершенно в другом качестве. Давайте посмотрим, какое настоящее у современных моноблоков на платформе Windows, и какое у них может быть будущее.

При написании этой статьи я активно использовал моноблок Hewlett-Packard Touchsmart 600-1050, поэтому значительная часть субъективных впечатлений относится именно к нему.

Что такое моноблок?

Моноблок — это компьютер, собранный в одном корпусе с монитором. В настоящее время, когда используются большие плоские ЖК-панели, моноблок внешне очень похож на монитор, разве что он потолще и имеет больше органов управления. В принципе, близкий аналог моноблока — монитор, к задней панели которого прикреплен неттоп.


Основное преимущество моноблока состоит в том, что по размерам, компоновке и весу он не сильно отличается от обычного ЖК-монитора, но при этом представляет собой вполне полноценный компьютер. Приобретая моноблок, пользователь в первую очередь сильно экономит в занимаемом системой месте. Судите сами: полностью отсутствует системный блок, для него не нужно отводить пространство под/на/в столе. Моноблок легко двигать и относительно легко переносить внутри квартиры. Полностью отсутствуют соединительные провода, большинство домашних моделей имеют беспроводные клавиатуру и мышь, а встроенная акустика уже вполне справляется с фильмами и клипами… Остается только сетевой провод. Кстати, большинство современных моноблоков используют безвентиляторные блоки питания, они меньше компьютерных по габаритам и совсем не шумят.

Минусы моноблока в сравнении с полноценным настольным компьютером во многом совпадают с таковыми у ноутбука. Отведенное для системных компонентов место очень ограничено (по глубине корпуса его вообще практически нет), поэтому возникают некоторые проблемы даже с размещением компонентов, а уж сделать мощную систему охлаждения и вовсе невозможно. Из-за жестких требований к нагреву компонентов моноблоки часто собираются на мобильных версиях комплектующих — энергопотребление и выделение тепла у них ниже, но ниже и производительность. Это один из основных минусов. По этой же причине, как правило, невозможен апгрейд внутренних компонентов — они все слишком плотно упакованы. Поменять в моноблоках обычно можно некоторые быстросъемные компоненты, такие как оперативная память или жесткий диск. Кстати, некоторые модели используют мобильные жесткие диски, менее производительные и емкие, чем их настольные аналоги. Конечно, есть модели и с настольными дисками: например, НР600 в нашей конфигурации имел терабайтный диск Western Digital в настольном форм-факторе 3,5 дюйма. Однако при использовании более греющихся настольных компонентов возможны проблемы с охлаждением (тех же накопителей, скажем). В тестовом моноблоке жесткий диск грелся сильно, температура доходила до 50 градусов. Кстати, и показатели SMART находились в не очень хорошем состоянии, но не буду делать серьезных выводов: все же это тестовый экземпляр, который попутешествовал по редакциям, и его никто особо не берег.

Моноблок для работы или моноблок для развлечения?

Оба применения имеют право на существование. Моноблок может стать настоящей находкой для офиса: места занимает мало, проводов нет, при работе в офисных «кубиках» его легко можно просто повесить на стенку отсека, вообще освободив весь стол для документов и пр. При этом его производительности должно с запасом хватать для офисных приложений. Есть у моноблока преимущества и перед ноутбуком: экран большой и яркий, с хорошим разрешением, устройство эргономичнее, можно подобрать клавиатуру и мышь под себя. И, как это ни парадоксально, моноблок занимает на столе меньше места, чем ноутбук. Если сотруднику не нужно возить компьютер с собой, моноблок для офисной работы выглядит очень интересным решением.

Впрочем, основной плюс моноблока является и его минусом. В моноблоке отсутствует модульность, возможность комбинировать и подбирать компоненты под себя. Придется пользоваться той матрицей, которая установлена производителем, платформу тоже под себя не оптимизируешь, а если подключать внешнюю акустику — опять получим кучу лишних проводов. В общем, покупать его стоит тогда, когда нужен «компьютер вообще», без особого внимания к параметрам конфигурации.

Далее речь пойдет в основном о мультимедийных моноблоках и их домашнем использовании.

Мультимедиацентр или компьютер?

Хорошие мультимедийные возможности для моноблока будут весьма кстати. Благодаря им он становится не просто компьютером, а комбайном, способным работать с любыми видами аудио- и видеоконтента. Например, Hewlett-Packard Touchsmart 600 обладает внушительным набором бытовых интерфейсов, включая аналоговый ТВ-тюнер. Он может использоваться и как компьютер, и как мультимедиацентр, и как телевизор. Причем не только в традиционном месте — на столе.

В комплекте поставки НР 600 сразу идет настенное крепление, так что его можно разместить на стене (например, над кухонным столом или в спальне) и управлять им дистанционно. В этом случае для управления гораздо удобнее использовать пульт ДУ (который, разумеется, есть в комплекте) или тачскрин. Тем более что большинство мультимедийных оболочек (включая встроенный вариант НР) вполне нормально управляются пальцем.

Удобен ли тачскрин у моноблока?

Я давний поклонник тачскринов, мне нравится, когда компьютером можно напрямую управлять через касания экрана. Взаимодействовать с операционной системой и программами так гораздо удобнее: информация выводится на экран, и на экране же мы с ней работаем. Любое устройство позиционирования — это костыль, опосредующий желания пользователя (если я хочу нажать кнопку «ОК», я должен взять в руку мышку и, управляя курсором, подвести ее на нужное место на экране, после чего нажать левую кнопку мыши), тачскрин же позволяет взаимодействовать с системой напрямую.

Удобен тачскрин и при выполнении многих других задач. В то же время в случае моноблока у работы с тачскрином есть ряд особенностей. Незадолго до тестирования моноблока на тесте у меня был 17-дюймовый ноутбук с тачскрином (подчеркну — обычный ноутбук, не имеющий возможность работать как планшет), и там его применение в силу вышеописанных причин оказалось очень удобным. Но это получилось благодаря комбинации нескольких факторов: крупные экранные элементы, с которыми удобно работать пальцем, близко расположенный экран (недалеко тянуться от клавиатуры) и неудобное основное устройство ввода (тачпад все-таки не лучшее с точки зрения эргономики решение).

А вот в моноблоке комбинации этих факторов нет. Экран большой и работать с диалоговыми элементами все равно удобно. Однако, например, переход по гиперссылкам в интернете уже может вызывать проблемы (диагональ экрана большая, но и разрешение высокое, так что ссылка может быть очень мелкой).

При этом экран расположен далеко и высоко. Для того чтобы взаимодействовать с ним, приходится поднимать руку (часто — до уровня выше глаз, что неудобно) и тянуться ею далеко. Из-за того что приходится тянуться, неудобно выполнять даже простые действия типа управления плеером или плейлистом. Через некоторое время понимаешь, что гораздо удобнее запастись пультом или проделывать все операции с помощью клавиатуры и мыши. В общем, если при работе с ноутбуком рука сама тянулась к экрану (от этой привычки я отвыкаю до сих пор), то в случае моноблока, стоящего на столе, работать с экраном не очень удобно, проще использовать мышь.

Помимо того, что к экрану нужно тянуться, есть еще один неудобный момент. Рамка экрана выступает вперед где-то на три миллиметра. Казалось бы, мелочь, но из-за этого очень неудобно работать с краями экрана, а там все самое интересное: полосы прокрутки (хотя прокручивать можно и длинными движениями) и кнопка «свернуть все».

Прежде чем переходить к следующей части, скажу, где использование тачскрина очень удобно. Это как раз случай, если моноблок висит на стене, например на кухне. Клавиатуру и мышь в этом случае ставить некуда, зато удобно подойти к нему, стоя(!) включить воспроизведение музыки, демонстрацию фильма или телепередачи и идти заниматься своими делами.

Особенности эргономики моноблока НР600

Моноблок большой. Диагональ экрана составляет 23 дюйма, плюс у этой модели достаточно толстая рамка вокруг экрана (особенно снизу). Выглядит устройство как что-то среднее между компьютером и телевизором. Черный лакированный корпус и решетка придают модели много сходства с бытовой техникой, от компьютера же — экран со знакомой заставкой Windows. Поэтому при работе в окружении бытовой техники он не выделяется и органично вписывается в интерьер комнаты (по крайней мере, не хуже, чем современный высокотехнологичный телевизор).


Акустическая система НР600, разработанная компанией Beats Audio, способна проигрывать музыку лучше, чем любой ноутбук (ну или почти любой). Она вряд ли выдержит сравнение с качественной настольной акустикой, но вполне может конкурировать с домашними пищалками, которые большинство пользователей покупает с компьютером. Мне было комфортно смотреть фильмы, не говоря о телепередачах, да и музыку можно слушать вполне без проблем.


Управлять моноблоком можно либо с помощью поставляемых в комплекте клавиатуры и мыши, либо тачскрином, либо (в мультимедийных приложениях) с помощью пульта ДУ. Клавиатура беспроводная, она очень легкая и тонкая. По характеристике нажатия она близка к клавиатурам ноутбуков, у нее тоже очень короткий ход клавиш. По ощущениям клавиатура вполне неплоха, особых проблем при ее использовании не возникло, за исключением клавиши обратного слэша, стоящей между левым Shift и Я. Мышь тоже беспроводная, работает практически на любой поверхности, в руку ложится удобно. Проблем с ее использованием также не возникло.



Кстати, в моноблоке реализован примитивный аналог технологии эмбилайт: синие диоды, установленные в корпусе, светят вниз, на поверхность стола. Конечно, до эмбилайт не дотягивает (там все же учитывается цвет), зато очень удоно работать в темноте: синий свет не раздражает глаза в темноте (недаром ночное освещение делают синеватым), зато хорошо видно лежащую перед устройством клавиатуру.


HP600 оснащен огромным количеством внешних интерфейсов, большинство из них не компьютерные, а бытовые. Поэтому функциональность этого моноблока гораздо шире, чем у обычного компьютера — в дополнение к ней это еще и мощный мультимедийный центр.


В корпусе есть веб-камера, причем сзади на корпусе есть язычок, которым ее можно направлять выше или ниже. Удобная функция, показываюшая, что веб-камеру делали не для галочки, а заботились об удобстве.

Отдельно стоит сказать о ситуации с нагревом и шумом. Я лично считаю, что нагрев моноблока никак не должен касаться пользователя. Перегреться нормально работающий моноблок не может по определению. Что же касается нагрева корпуса, то, в отличие от ноутбука, пользователь не дотрагивается до него при работе, поэтому уровень его нагрева для удобства работы абсолютно неважен.

Несколько важнее уровень производимого шума. Мне показалось, что НР600 не очень шумный. Он, разумеется, значительно шумнее среднего ноутбука. Вечером, когда вокруг тихо, шум системы охлаждения очень заметен, разница в уровне шума после выключения тоже сильная. Но при этом днем его маскируют другие бытовые шумы, а до шума вентиляторов среднего настольного компьютера моноблоку очень далеко.

Аппаратные возможности

Как мы уже отмечали выше, небольшой по размерам корпус накладывает очень серьезные ограничения на аппаратную конфигурацию. Поэтому НР600 построен на мобильной платформе. Хотя такие платформы стоят значительно дороже настольных и обеспечивают значительно более низкий уровень производительности, в целом он вполне достаточен для подавляющего большинства современных приложений. При этом платформы и процессоры могут быть самыми разными. С выходом нового поколения мобильной платформы Intel, вполне вероятно, в линейке появится и обновленная модель, но со старым внешним видом и той же эргономикой. Поэтому мне не хотелось бы уделять внимание тестированию производительности нашего тестового НР600: платформа может вариьироваться, и зафиксированные цифры скорости работы легко могут ввести неискушенного пользователя в заблуждение.

В то поколение, которое было у нас, ставились процессоры Core 2 Duo Mobile (например, P7450, как у нас, или Т6510), 4 ГБ оперативной памяти. При этом графическое решение откровенно слабое: это мобильный видеоадаптер NVIDIA G230M (на некоторые модификации идет 210-я модель). Хотя этот видеоадаптер обеспечивает достаточный уровень производительности для обычных офисных и домашних применений, рассчитывать на сколько-нибудь серьезную производительность в трехмерной графике, особенно в играх, не стоит. Насколько я понял, установка слабых видеоадаптеров является частью политики Hewlett-Packard (мощных моделей в линейке обнаружить не удалось).

C моноблоком поставляется внушительное количество ПО. Останавливаться на нем в обзоре мне не хотелось бы, желающие могут ознакомиться с характеристиками на сайте НР, там все очень подробно описано.

Выводы


  • занимает очень мало места, нет соединительных проводов;
  • хороший экран (опциально — с тачскрином);
  • хорошая акустика;
  • отлично подходит для аудио/видеоприложений, в том числе может работать и как бытовое устройство, и как компьютер;
  • возможности по управлению: пульт ДУ, беспроводные клавиатура и мышь.
  • слабая платформа, как у средних ноутбуков;
  • почти полное отсутствие возможности модернизировать купленную конфигурацию;
  • некоторые особенности работы с устройствами ввода, не всегда удобный тачскрин.

Средняя текущая цена (количество предложений) протестированной конфигурации (1050) моноблока HP в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке): Н/Д(0)

Читайте также: