Верно ли что информационная культура и компьютерная грамотность одно и тоже

Обновлено: 01.07.2024

Примечательно, что всего лишь один год, прошедший со времени публикации первой программы курса ОИВТ, показал, что цели преподавания информатики не могут жестоко ограничиваться рамками компьютерной грамотности и что уже в ближайшей перспективе потребуется развитие и расширение самих целей. На ряду с уже известным понятием «компьютерная грамотность» в новой программе впервые на нормативном уровне появляется новое понятие «информационная культура». Согласно пояснительной записке проектируемый обновленный курс ОИВТ «…должен формировать у учащихся:

1. навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

2. навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

3. знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

4. понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

5. навыки квалификационного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов;

6. умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности;

эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме - воспитание информационной культуры».

Укажем на еще одно примечательное( хотя и носящее как бы редакционный характер) расширение целей в новой программе: компонент компьютерной грамотности, отождествляемый в прежней редакции с развитием упрощенных навыков «общения» с ЭВМ, в новой системе целей связывается уже с навыками «квалифицированного использования основных типов современных информационных систем» и «понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем ».

Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с фактом стабилизации линии информационных технологий как перспективной содержательно - методической линии.

Информатизация как глобальное явление затрагивает все сферы человеческой жизни и общества, поэтому и возникла необходимость рассмотрения особенностей развития общества в период активного становления информационного общества. Очень часто смешивают понятия «компьютеризация» и «информатизации».

Компьютеризация - широкое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности [13].

Следовательно, компьютеризация» означает техническое оснащение, а понятие «информатизации» - явление социальное.

Информатизация есть период развития человеческой цивилизации, характеризующийся изменениями в производственной сфере, увеличением доли информационной составляющей и охватывающий, период примерно с 50-х годов XX столетия и по настоящее время.

Если сузить понятие, то информатизация звучит как совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ членам общества к любым источникам информации, кроме ограниченного количества законодательно закрытых блоков информации.

Информатизация рассматривается и как процесс, и как явление, влияющие на становление информационной цивилизации.

Информационное общество - историческая фаза развития цивилизации, в которой главным продуктом производства являются информация и знания, а большая часть населения занята получением, хранением, передачей и обработкой информации.

Отличительными чертами информационного общества являются:

- доступность информации для всех его членов;

- способность общества производить необходимую для его жизнедеятельности информацию;

- возможность обеспечения свободного доступа к необходимой информации и средствами защиты информации на основе высокой информационной культуры и использования информационных и коммуникационных технологий.

Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры.

Наряду с понятием «компьютерная грамотность» часто стало фигурировать новое понятие «информационная культура», что означает умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.

Под информационной культурой мы будем понимать совокупность следующих способностей, умений, поведенческих и психологических характеристик:

В понятии «коммуникация» отражен смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. В коммуникации реализуются управленческие, информативные, эмотивные и некоторые другие функции.

Владение компьютерной грамотностью является сегодня одним из требований к выпускнику, и перед преподавателем информатики стоит задача выработать определенные качества, необходимые человеку, который будет учиться, работать в информационном обществе, и дать знания, необходимые для использования ЭВМ в той или иной профессиональной области.

Раскрыв содержание понятия «компьютерная грамотность» и выявив значимость владения компьютерной грамотностью, мы пришли к выводу о том, что знание компьютера является одним из условий формирования компьютерной грамотности.

Понятие «информационная культура» часто подменяется понятием информационной грамотности, что свидетельствует об их значительном сходстве.

Попытки дать определение информационной грамотности предпринимались специалистами в области библиотековедения как за рубежом, так и в России. В ходе исследования терминологии, проведенного Кемеровским государственным университетом культуры, был проведен сопоставительный анализ таких понятий, как грамотность, компьютерная грамотность, информационная культура, а также рассмотрена их трансформация в российской и международной практике [1] .

В русском языке в качестве близких по смыслу используются термины «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная. В англоязычной терминологии информационная подготовка связывается с употреблением таких терминов, как Information literacy, Hypertext literacy, Information retrieval skills, Multimedia literacy, Multimedia culture и др.

Проведенный терминологический анализ показал, что как в России, так и за рубежом используется неунифицированная терминология, отсутствует четкое определение понятий. В результате анализа было установлено, что и в нашей стране, и за рубежом конкретное содержание понятия «грамотность» менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида — от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность) [2] .

Расширение объема понятия получило отражение в появлении ряда производных терминов: «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность». Проведенный анализ свидетельствует, что в настоящее время в отечественной и зарубежной практике используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения понятий.

Существует несколько определений информационной грамотности, но наиболее часто цитируемым и используемым является определение информационной грамотности, принятое Американской библиотечной ассоциацией (ALA): «Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди - это люди, научившиеся учиться» [3] . Концепция информационной грамотности представлена на рис. 4.1.

Бурно идущий процесс информатизации социального пространства, ускорение процессов передачи и обработки информации, распространение системы Интернет являются предпосылками формирования нового качества отношений личности и социума, становление нового типа культуры.

В XXI в. повсеместное использование компьютеров, информационных технологий, новых способов хранения и передачи знаковых систем существенно изменяют культуру. В зарубежной литературе существует представление о том, что «прежняя культура постепенно вытесняется новой — компьютерной культурой» [4] . Л. В. Скворцов в работе о новом типе культуры подчеркивает, что информационную культуру необходимо рассматривать как условие выживания человечества [5] [6] [7] .

Концепция информационной грамотности

Рис. 4.1. Концепция информационной грамотности 2

Концепция информационной грамотности тесно связана с концепцией обучения на протяжении всей жизни (рис. 4.2).

Информационная грамотность и образование на протяжении всей

Рис. 4.2. Информационная грамотность и образование на протяжении всей

Обе эти концепции характеризуются:

  • • личностной мотивацией и индивидуальной направленностью, все зависит от человека;
  • • самосовершенствованием, так как подразумевают саморазвитие независимо от возрастной категории, социального статуса, роли и места в обществе, пола, расы, вероисповедания, этнической принадлежности;
  • • самоактивизацией, т.е. чем более информационно грамотным становится человек, чем дольше он продолжает успешно осваивать информационную грамотность и применять на практике свои навыки, тем выше в результате становится уровень его образованности, особенно если он делает это в течение всей жизни.

Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения.

Оба понятия — информационная грамотность и информационная культура — характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем понятие «информационная культура личности» — понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационное мировоззрение.

Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур — технократической и гуманитарной.

Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого — информационное мировоззрение, корпи — традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды — способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.

Таким образом, информационная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, а также знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернет. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с использованием средств и методов информационно-коммуникационной технологии. Информационная культура это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека, развитием организации и общества [8] .

Понятия “компьютерная грамотность” и “информационная культура” меняли свое содержание на разных этапах развития общества и образования.

В первой программе школьного курса “Основы информатики и вычислительной техники” в 1985 г. конкретной целью обучения было провозглашено формирование компьютерной грамотности обучаемых, включающей следующие компоненты:

  • — умение общаться с компьютером на пользовательском уровне;
  • — составление простейших программ для компьютера на уровне понимания основных принципов программирования;
  • — представление об устройстве и принципах действия ЭВМ;
  • — представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

Уже через год после публикации первой программы стало ясно, что цели преподавания информатики не могут жестко ограничиваться рамками компьютерной грамотности и необходимо расширять сами цели. Во второй программе были добавлены линии компьютерного моделирования и информационных технологий. В понятие “компьютерная грамотность” были внесены следующие компоненты:

— понимание устройства и функционирования ЭВМ;

  • — навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;
  • — навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;
  • — знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
  • — элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
  • — понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования информационных систем, и навыки их квалифицированного использования для решения практических задач;
  • — умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

Эти требования, взятые в минимальном объеме, составляли задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, а взятые в максимальном объеме — воспитание информационной культуры.

Таким образом, первая трактовка понятия “информационная культура” лишь расширяла компоненты компьютерной грамотности.

В 1995 г. вышло решение коллегии Министерства образования России, в котором впервые на нормативном уровне рекомендовался перевод обучения информатике в начальную школу и построение непрерывного курса информатики для средней школы. При этом вводилась трехэтапная структура курса: пропедевтический (I-VI классы); базовый курс (VII-IX классы) и профильное обучение (X-XI классы).

В связи с ранним изучением информатики становилось возможным систематически использовать методы и средства новых информационных технологий при изучении всех школьных учебных предметов. Этот фактор позволил перераспределить цели обучения и перейти от формирования компьютерной грамотности к формированию информационной культуры не только учащихся общеобразовательных учреждений, но и специалистов с высшим и профессиональным образованием.

С 1995 г. термин “информационная культура” претерпел большое количество толкований. Он трактовался в основном через умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы.

Информационная культура члена современного информационного общества может быть определена как относительно целостная система профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и включающая в себя следующие компоненты:

  • — принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека;
  • — культуру общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений;
  • — компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;
  • — предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях;
  • — использование ИКТ для наиболее эффективного решения профессиональных задач;
  • — знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств ИКТ.

С точки зрения подготовки современного специалиста его информационная культура включает следующие аспекты:

  • мировоззренческий, предполагающий осознание влияния информационных технологий на развитие современного общества и систему образования;
  • общеобразовательный, направленный на овладение приемами работы на компьютере с использованием современного программного обеспечения и информационных технологий как инструмента учебной и исследовательской деятельности;
  • профессиональный, предполагающий эффективное использование информационных технологий в профессиональной деятельности.

В основе компетентностного подхода лежит идея о необходимости перехода от декларативных знаний как доминирующей характеристики к передаче опыта, формированию способностей и личных качеств в совокупности, т. е. компетенций.

Согласно компетентностному подходу основными информационно-коммуникационными компетенциями современного специалиста являются:

Руководитель: к.п.н., доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий, И.И. Боброва

В настоящее время, когда почти каждый человек пользуется гаджетами, а так же имеет выход в Интернет, людям необходимо знать и соблюдать информационную культуру.

Любая культура имеет свои составляющие, так и информационная. Одними из составляющих данной культуры являются компьютерная грамотность и информационная этика. Именно это является основой для современного формирования информационной культуры. В работах Плотниковой Е.Б. доказана необходимость разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов[6].

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; единство информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных (книги, журналы, газеты), так и новых информационных технологий ( компьютеры)(рис.1)[5].


Рисунок 1 Культура человека

Компьютерная грамотность – это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые особенности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а умение этими фактами оперировать[2].

Для современного мира компьютерная грамотность очень важна, так как большой объем информации и с каждым днем он только увеличивается, людям не возможно запомнить. В настоящее время актуален девиз: «Не важно всё знать, важно знать, где найти». При организации образовательных ресурсов эта потребность реализуется в четкой структурированности образовательной среды [4].

Компонентами компьютерной грамотности являются [2]:

  • Знание основных терминов и их определение. Данный компонент позволяет не тратить время на поиск определений к терминам, а также находить взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей.
  • Понимание возможностей компьютера. Данный компонент дает понимание того, что компьютер не заменяет человека, а лишь является инструментом для работы.
  • Технологические принципы работы интернета. Например, для подключение к сети Интернет необходимо специальное устройство.
  • Представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).

Поэтому, умение и соответственно обучение компьютерной грамотности в наш век является крайне важным и обязательным для любого человека.

Информационная этика — дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика связана с компьютерной этикой и философией информации. Каждый человек должен знать свои права и обязанности. Они прописаны в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Этические принципы включает в себя право на свободу слова, право на выражения своего мнения, всеобщий доступ к информации, так же право на личную и культурную жизнь, право на образование и т.д.

Общество пришло к тому, что имеет неограниченный и бесплатный доступ к любой информации. Есть люди, которые, пользуясь информацией, не соблюдают этических норм, зачастую такими людьми являются подростки. Ведь именно в этом возрасте хочется узнать неизвестное и опасное, а так же есть склонность к протесту и нанесению вреда обществу. Любые отклонения в поведении подростков должны замечать в первую очередь родители, так же на поведение подростков следует обратить внимание педагогам и с помощью специальных методик выявить отклонения, при этом не нарушая коммуникативной этики[1].

Основной проблемой современного общества является не соблюдение норм этики. Широкие возможности, которые открываются людям с прогрессом в области информационных технологий, приводят не только к развитию и положительным результатам, но и к возникновению новых проблем этического характера.

Для того чтобы обезопасить своих граждан от различных угроз, многие страны создают компании, программы, направленные на обеспечение безопасности общества в сети Интернет.

На пути создания информационно-культурного и грамотного общества Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) со своими партнерами использует программу «Информация для всех» для решения проблемы, связанной с низкой компьютерной и информационной грамотностью.

Торгово-промышленная палатка РФ в 1996 году разработала «Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций». В данной кодексе, собраны принципы и нормы, которым необходимо следовать для того, чтобы обезопасить себя от различных видов угроз. Обязательства, которые следует соблюдать [3]:

Информационная культура рассматривается как информационная направленность сформированной личности, имеющая стремление к познанию и использованию новых знаний и умений в области информатики, а также как одна из сторон личностного развития, а не только ограничивается знаниями и умениями работы с компьютером.

Формирование компьютерной грамотности и информационной этики происходить еще в школе на уроках информатике. Помимо плановых занятий учителя проводят все возможные конкурсы, викторины, классные часы, посвященные безопасности в сети Интернет. На данных мероприятиях ученикам дается информация, как о пользе Интернета, так и вирусных атаках, киберпреступлениях, различных видах мошенничества. Учат, как обезопасить себя и своих близких от данных угроз, а также не стать самим преступником.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование информационной культуры зависит не только от полученных знаний, но и в большей степени от уровня самосознания каждого человека и от отношения общества к определенной существующей проблеме.

Читайте также: