Versus battle что это за файл

Обновлено: 03.07.2024

«Третий год проекта [Versus], мы подписали очередной контракт. Сумма упала на счет. Мы такие: «Блин, да куда нам эти деньги деть, куда их деть столько?!» — вспоминает «жирные годы» своей карьеры Александр Тимарцев, более известный в рэп-тусовке как Ресторатор. «Упавшие на счет» деньги — 2,4 млн рублей — он вместе с партнером по Versus Яном Яновым вложил тогда в открытие одноименной пиццерии у бара «1703» на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге, где проходили съемки баттлов — словесных поединков рэперов, от англ. battle — «битва, бой». В тот же период Тимарцев приобрел землю и начал строительство дома в Ленинградской области.

«Пришли смутные времена, закончилась наша финансовая эпоха»

За взлетом баттлового проекта последовало его продолжительное падение: в 2018 году Versus разорвал отношения с главным рекламодателем, букмекерской конторой «Леон», и лишился значительной части дохода. Тимарцев рассчитывал, что посетителями Pizza 1703 станут зрители состязаний рэперов, но следом за падением выручки Versus сократилась и частота съемок баттлов, и проходимость точки общепита. Она стала приносить Тимарцеву и Янову до 300 000 рублей убытка ежемесячно. В марте 2020-го финансовая подушка, которая позволяла спонсировать ресторанный проект, закончилась, и партнерам пришлось продать пиццерию за 600 000 рублей. Ни одного нового выпуска Versus-баттлов в 2020 году они не сняли.

«В общем, я разошелся, — признается Тимарцев. — Думал, что все будет так же [с доходами Versus] и отобьюсь в течение года и с пиццерией, и с этим домом. Но пришли смутные времена, закончилась наша финансовая эпоха. За дом я еще должен 9,5 млн [рублей]».

Что подкосило карьеру Ресторатора и на чем он теперь зарабатывает полмиллиона рублей в неделю?

Баттлы из машины

Александр Тимарцев родился в Петербурге, а вырос в Мурманске, куда командировали отца — военного-подводника. В школе попал в «компанию отморозков», учился плохо, но поступил в Мурманский торгово-экономический техникум на технолога общественного питания. Во время учебы стал подрабатывать в кафе и пиццериях, параллельно прошел курсы бармена.

На первую «серьезную» зарплату в 2011 году Тимарцев купил микрофон, звуковую карту и организовал с приятелем домашнюю студию для записи треков. Рэпом Тимарцев на тот момент увлекался уже шесть лет — «подсел» на жанр он после того, как в студенческом общежитии в Мурманске услышал песню «Серпентарий» группы «Триада» и рэпера Змея .

«Я звонил людям, которые для меня были супермегарэперы, пытался им сбивчиво объяснить, голос дрожал. На удивление все соглашались»

В рэп-тусовку Тимарцев попал в 2011 году благодаря участию в уличных фристайл-баттлах «Ху*кс», где «включали музыку из машины, собиралась толпа человек 50, все напивались, и каждому по очереди давали микрофон». Там он подружился с рэперами Владимиром Galat Галатом (ныне лидером группы «Френдзона»), Никитой Jubilee Кондратенко, Димой Гамбитом (Дмитрием Кузнецовым) и своим будущим деловым партнером Яном Яновым (настоящая фамилия Окатов), на тот момент студентом Университета морского и речного флота и менеджером объединения «Грехи Отцов», куда входили будущие участники Versus (Янов эту информацию Forbes подтвердил).

Jubilee стал называть Тимарцева Ресторатор — с отсылкой к поварскому прошлому. Со временем псевдоним прижился.

В запуск первого сезона из 20 выпусков Тимарцев, Янов и их приятели вложили порядка 200 000 рублей, которые в основном пошли на оплату билетов в Петербург приглашенным рэперам из других городов. На безвозмездной основе в проекте поучаствовали Galat, Jubilee, а также звезды жанра Oxxxymiron, Noize MC и др. «Я звонил людям, которые для меня были супермегарэперы, суперзвезды, пытался сбивчиво объяснить, голос дрожал. Я говорил: «Баттлы, баттлы. Вот давайте, классно, у нас все будут». На удивление, все соглашались», — вспоминает Ресторатор.

Съемки проходили в том самом баре «1703» на Лиговском проспекте — по три-четыре выпуска за день (бар за предоставление площадки деньги не брал). Записи состязаний партнеры стали выкладывать на YouTube-канал versusbattleru раз в неделю.

Продать интригу

11 августа 2013 года, за три недели до выхода на YouTube первого Versus-баттла, в сети появилась совместная фотография Oxxxymiron, Левана L’One Горозия, Никиты St1m Легостева и Александра ST Степанова. Создалась «некая завеса тайны», говорит Тимарцев, «все стали обсуждать, что же происходит в Петербурге». Накалившийся интерес вылился в миллионные просмотры: первый же баттл Гарри Топора и Billy Milligan посмотрели 5,7 млн пользователей. «Это был эффект бомбы, просто все разорвалось, — описывает успешный старт Тимарцев. — Такого никогда не было: были аудиобаттлы, клипы в онлайн, но вот чтобы прям вживую, по-настоящему — нет. Рэп как раз в те годы начал развиваться, поэтому это и стало феноменом».

«Versus был единственной не задротской площадкой: его можно было смотреть, даже если ты неглубоко погружен»

Чтобы сохранить интригу, билеты на баттлы Тимарцев и Янов продавать не стали — зрителями были только друзья и знакомые. О крупных рекламных контрактах пока тоже не думали, и первые три года Versus «почти не зарабатывал»: за это время на просмотрах от самого YouTube Ресторатор, по собственным словам, выручил 230 000 рублей. Параллельно продолжал работать управляющим магазином в iPort: «Денег хватало, я вообще не парился [по поводу монетизации Versus]».

«Топовое время»

Заказчиком, который согласился на 30-секундную рекламу в баттле Oxxxymiron и ST, была букмекерская компания (БК) «Леон». С тех пор, по словам Тимарцева, букмекеры стали основным рекламодателем Versus. Представитель «Леон» на запрос Forbes на момент публикации материала не ответил. Директор компании по маркетингу рассказывал в интервью порталу Legalbet, что Versus стал одним из самых ярких проектов БК.

«В этот момент все изменилось: мы поняли, сколько стоим»

Вкус убытков

Помещение в 70 кв. м партнеры нашли у бара «1703», где проводили и снимали баттлы. На старт потратили порядка 2,4 млн рублей. Концепция заведения строилась на пицце диаметром 50 см с возможностью купить по кусочку и на вынос. «Мы делали для себя, от души: себестоимость одной пиццы была 500 рублей, продавали мы ее за 1000 рублей. Туда одного сыра шло под полкило», — рассказывает Тимарцев.

В районе, где основатели Versus открыли пиццерию, хорошая проходимость, но много конкурентов, говорит Валерия Привалова, управляющая ресторана Cococo Матильды Шнуровой в Петербурге. Тимарцева и Янова это не волновало — они рассчитывали на аудиторию посетителей баттлов, которые планировали по-прежнему снимать еженедельно.

«Нас убыток не беспокоил: мы просто заносили средства, чтобы самим там тусоваться и кушать вкусно»

Ожидания не оправдались: открытие пиццерии совпало с разрывом отношений с якорным рекламодателем Mostbet. YouTube тогда ужесточил рекламную политику и стал блокировать каналы, которые рекламируют букмекерские конторы. В бан попал и Versus, но его разблокировали без санкций уже спустя два часа. «Наверное, нас просто показательно покарали: «Ай-ай-ай, больше так не делайте». Вот с этого момента решили работать без них [букмекерских контор]», — рассказывает Ресторатор.

Из-за снижения рекламных доходов съемки баттлов из планируемых еженедельных превратились в ежемесячные. Пиццерия на фоне отсутствия посетителей с самого открытия приносила по 300 000 рублей убытка в месяц. Через год владельцы смогли ужать расходы (стали выпекать меньше видов пицц и ввели пиццы меньшего диаметра) и сократить убыток до 70 000 рублей в месяц. В таком формате заведение продолжило существовать. «Нас [убыток] не особо беспокоил: не было задачи, чтобы пиццерия стала какой-то финансовой подушкой, — признается Тимарцев. — Мы все еще получали какие-то деньги с рекламы, плюс было достаточно накоплений, и мы просто заносили туда средства, чтобы самим там тусоваться и кушать вкусно».

Кризис жанра

«Последний год Versus прошел на токсичном фоне, когда его постоянно пытались уколоть конкуренты — бывшие поклонники»

В конце 2019 года накопления партнеров закончились. Тимарцев понял, что Versus не приносит «ни денег, ни удовольствия», и решил выйти из операционной деятельности проекта. «Мне нравилось, когда приходили новые люди, которых я до этого никак не видел в баттл-рэпе, и показывали высокий уровень, — признается он. — А тут, когда все уже по десятому кругу пошли, я перестал испытывать эти эмоции. Понял, что злюсь: надо делать новый баттл, а я не хочу».

В ходе последнего сезона Versus Тимарцев и Янов взяли несколько разовых рекламных интеграций, которые помогли «восполнить вложения из кармана и покрыть убытки пиццерии». Ресторатор уменьшил долю в проекте с 50% до 40%. Янов намерен развивать Versus самостоятельно и скоро выпустит новый сезон (в 2020 году Versus не выпустил ни одного баттла). « Я верю: Versus воскреснет», — говорит он.

Еще до кризиса в Versus Тимарцев совершил роковое вложение — за 1,8 млн рублей купил 15 соток земли под строительство дома в 30 минутах езды от поселка Шушары. «Разошелся: захотел и бассейн там, и сауну, и чтобы дом был большой, и материалы хорошие, облицовка», — рассказывает он.

Обремененный долгами, при «практически полном отсутствии доходов», в декабре 2019 года Тимарцев решил продать пиццерию, которая продолжала «съедать» по 70 000 рублей ежемесячно. Янов идею поддержал. Поначалу партнеры хотели выручить на продаже 2 млн рублей, но покупателя найти не смогли. «Мы не хотели заявлять [о продаже] публично, чтобы люди не думали, что у нас плохо дела идут или еще что-то такое. Стеснялись. А потом уже я психовать начал — говорю: пускай забирают», — признается Ресторатор. Он «кинул клич» в своем Instagram-аккаунте (130 000 подписчиков) и продал проект за 600 000 рублей за день до объявления режима самоизоляции. Заведение сейчас работает на вынос и доставку через агрегаторы.

Дом 2.0

«Я подумал, что было бы классно управлять живыми людьми, как персонажами в игре»
«У меня был постоянный комплекс самозванца: казалось, это просто стечение обстоятельств и сам я ничего не стою»

Тимарцев своей новой ипостасью доволен: «Открывать новых исполнителей аудитории, быть лицом Versus было приятно, но у меня был постоянный комплекс самозванца. Казалось, это просто стечение обстоятельств и удачи и сам я ничего не стою, — признается Ресторатор. — Сейчас, когда мы запустили реалити-шоу, я понял, что могу создавать крутые проекты, которые будут нравиться людям».

30 лидеров поколения 20-летних. Рейтинг Forbes

Моргенштерн, топы «Яндекса» и Тинькофф, композитор «Ведьмака»: 30 лидеров поколения 20-летних. Рейтинг Forbes


Помимо обычных баттлов проводится Versus BPM и турнир для малоизвестных рэперов Versus: Fresh Blood.

Содержание

Создание проекта

В 2012-13 году Ресторатор познакомился с организацией «Cuts & Scratches». Вместе с ними Александр принял решение создать свою баттл-лигу, которая будет являться аналогом зарубежных проектов Don't Flop и KOTD. Изначально планировалось назвать проект "Супротивъ", но площадка получила название "Versus Battle".

Местом проведения словесных поединков стал бар "1703", которой на тот момент, был малопосещаемым, однако пришелся по душе Александру. После выпуска видео с первого мероприятия у проекта появилась немалая популярность среди фанатов хип-хопа в России.

Отличительной чертой Versus'a от единственного на тот момент конкурента — SLOVO, стали сами рэп-исполнители. Они, в отличии от резидентов вышеупомянутого проекта, имели за собою немалую аудиторию.

Дальнейшая судьба

За несколько лет существования Versus'a площадка набрала огромную популярность, как среди слушателей хип-хопа, так и среди обывателей.

Versus: Fresh Blood

Успешно проведя первый сезон Versus Battle'a, Александр понял, что проекту не хватает новых лиц. Таким образом, в ноябре 2013 года был открыт прием заявок, а в марте 2014 года вышли в свет первые баттлы вновь созданной лиги Versus: Fresh Blood. Участником Свежей Крови может стать любой человек, прошедший отборочный этап. В отличии от "Основы" на FB имеется турнирная сетка, полуфиналисты который становятся резидентами Versus Battle, а чемпион сезона забирает денежный приз.

На 2018 год проект насчитывает три сезона. В первом было набрано 12 участников, во все последующие сезоны 8. 12 ноября 2017 года был анонсирован новый сезон «Versus Fresh Blood 4: Война Стилей», в котором будут соревноваться команды Смоки Мо и Oxxxymiron'a. Как и в первом сезоне, участников вновь стало 12. На данный момент сезон закончился.

Versus BPM

Основная статья: Versus BPM

С декабря 2016 года выходит новый формат противостояний на битах — Versus BPM. На данный момент в этой лиге было проведено более 20 баттлов.

Резонансные баттлы

Скандалы и инциденты

Выступление Паши Техника

Паша Техник, участник группы Kunteynir, на Main Event’e в Москве в клубе Volta на баттле против Брола устроил настоящее шоу. Выйдя на сцену с кружкой пива, он вылил его на первые ряды зрителей. В начале первого раунда Техник снял штаны, при этом выкрикивая оскорбления в зал, который, был не очень рад его выступлению. На протяжении всего своего выступления он выкидывал в зрителей различные предметы, среди которых: соль для ванн, банан, фаллоимитатор, около 6 дисков со своим альбомом и несколько бутылок воды. К выступлению, как он сам сказал, он не готовился и показал зрителям чистый фристайл.

Драки на Versus: Межсезонье

В день проведённых баттлов произошло много драк. Например, конфликт Noize MC и видеоблогера Юрия Хованского назревал уже давно. Юрий неоднократно плохо отзывался о творчестве данного музыканта. В результате, Noize MC несколько раз ударил Хованского по лицу.

Бывший участник группы «Грехи отцов» — Galat был избит рэпером D.Masta. Конфликт шёл уже более года, когда D.Masta применил физическую силу ко всем участникам группы «Грехи отцов» за нелестные высказывания о нём. Во время баттла D.Masta нарушал регламент, перебивал и мешал баттлить своему оппоненту. В конце баттла D.Masta ударил Galat’а за всем известную цитату: "И знай, я ждал тебя год и тогда со сцены я не читал этих строк! Так что, кто бл*дь, D.Masta? Я е**л тебя в рот!"

Блокировка Роскомнадзором

Весной 2017 года блокировка была снята, и видео снова стало доступно на территории РФ.

Драка на баттле Lil Dik'a и Сявы

В данном баттле сошлись представитель лейбла Gazgolder Блокировка со стороны YouTube

20 сентября 2018 года канал был забанен по причине «нарушения правила пользования, в том числе в отношении спама, обмана и введения пользователей в заблуждение», однако через несколько часов вновь был разбанен.

Фото: Сергей Платонов / Russian Battle League

«В онлайне баттлы проходили так: объявлялась тема на раунд, на которую нужно записать трек. Участники присылали записи, судьи выбирали тех, кто проходит дальше. У баттлов был серьезный призовой фонд — до 100 тыс. руб., и многие исполнители, которых мы знаем сегодня, начинали именно там», — говорит Егоров.

В свое время рэп-баттлы пытались запустить на ТВ: в 2008 году на «Муз-ТВ» стартовало шоу «Битва за респект». Состав участников бывал серьезным, но проект получился пресным, и запомнились эти рэп-поединки только одним финалом, на который приходил премьер-министр России Владимир Путин, говорит Егоров.

«Интернет-баттлы сдохли. Фристайл-баттлы давно мертвы. Я знаю эту кухню, с вами Ресторатор, добро пожаловать на Versus-баттл!» — этими словами основателя и ведущего баттл-площадки Versus Александра Тимарцева, или Ресторатора, начинается первый ролик на YouTube-канале Versusbattleru — «Гарри Топор vs Billy Milligan». Трансляция офлайновых поединков оппонентов на главном и лишенном телевизионной цензуры видеохостинге стала причиной взрывного роста Versus и баттлов вообще.

В основе рэп-баттла лежит конфликт: участники с помощью панчлайнов — строчек, которые призваны как можно сильнее «зацепить» соперника, — пытаются вывести из себя, унизить, дискредитировать оппонента. По сути, это альтернатива уличной драке, поэтому в баттлах можно применять любые грязные приемы, кроме прямого физического насилия, объясняет Дмитрий Егоров.

Кто-то берет на вооружение прямые и примитивные шутки про внешность, болезни или близких, кто-то предпочитает более сложные слова и конструкции. «Самые сильные баттлы получаются, когда у соперников есть реальные претензии друг к другу, когда им есть что друг другу сказать», — говорит Антон Забаев, организатор баттл-рэп-площадки RBL (Russian Battle League).

За участие в основной лиге Versus соревнующиеся получают гонорары от 20 тыс. до 150 тыс. руб., в других лигах обычно меньше — от 10 тыс. до 25 тыс. руб., рассказывает нынешний руководитель проекта Slovo Дима Капранов. Но главное — не деньги, а возможность показать себя большой аудитории и доказать, что ты можешь состязаться в этом непростом жанре, уверен Дмитрий Егоров. «Многие большие артисты отказываются от участия в баттлах, потому что не готовы к серьезному уровню агрессии: все же баттл-рэп — очень грязная вещь. И далеко не все известные артисты умеют хорошо выступать, а баттлы записываются вживую, и это большой риск для имиджа», — говорит он.

Основатели Versus с журналом РБК общаться не захотели. «Мы уже все сказали в многочисленных интервью, и уже действительно нечего добавить», — ответил на вопросы основатель и ведущий баттл-площадки Versus Александр Тимарцев, более известный как Ресторатор

Versus и остальные

Именно краснодарская Slovo была первой офлайн-баттл-площадкой в России, которая заработала за полгода до Versus. Основали ее бывший участник краснодарской группы Mary Jane Хайд (Антон Белогай) и организатор первого на юге страны хип-хоп комьюнити-портала South Rap PLC (Сергей Трущёв). «Versus с самого начала сделала ставку на известных рэп-исполнителей, которые пробовали себя в жанре баттлов. В Slovo же участвовали не известные широкой аудитории ребята, которые специализировались на баттлах, а не на музыке», — объясняет Дима Капранов. «Бесспорно, Versus — самый яркий российский проект, главный популяризатор баттлов в России», — уверен Ден Чейни.

На запуск Russian Battle League (RBL) Антон Забаев потратил около 300 тыс. руб.

На запуск Russian Battle League (RBL) Антон Забаев потратил около 300 тыс. руб. (Фото: Сергей Платонов / Russian Battle League )

Баттловая экономика

Для каждого из организаторов площадок они являются основным занятием, на которое уходит все время, говорит Дима Капранов. Антон Забаев, известный в баттл-рэпе как Забэ, на запуск RBL потратил около 300 тыс. руб. «Это не так много. Очень помог тот факт, что опытные и достаточно сильные участники приходят ко мне, не требуя гонорары, иначе пришлось бы потратить не меньше миллиона», — рассказывает он.

Основные траты проекта — логистика для участников, аренда оборудования и съемка; это не меньше 100–150 тыс. руб. на баттл, объясняет Забаев: «Встречи проходят раз в полтора месяца, часть расходов отбивается за счет билетов, но несколько месяцев мне приходилось «вбрасывать» в проект примерно по 100 тыс. до того, как площадка начала приносить прибыль».

Сегодня все крупные баттл-площадки прибыльны, говорит Капранов, но большая часть денег идет в рекламу и продвижение проектов. С мероприятия, которое обходится проекту в 300 тыс. руб., организаторы Slovo получают примерно 150 тыс. чистой прибыли, продолжает он.

Примерно такие же цифры называет создатель лиги RBL. «С одной встречи в новом сезоне, который начнется осенью, мы сможем получать минимум 150–200 тыс. руб. чистой прибыли», — делится планами Забаев.

Самые популярные российские баттлы

Новый спорт

«Меня все забыли, а тебя и не знали»: Lil Dik vs Сява

«Меня все забыли, а тебя и не знали»: Lil Dik vs Сява (Фото: видео versusbattleru / Youtube)

«Мы выбрали для поддержки Versus-баттл, потому что компания Leon стремится занять сегмент рынка, близкий к молодому пользователю. Аудитория баттлов понимает нас, а мы в свою очередь понимаем аудиторию», — рассказал Дмитрий Точилин, гендиректор рекламного агентства «Ленинград Медиа», которое занимается размещением рекламы для букмекерской конторы Leon.

Аудитория баттлов для букмекеров, по сути, целевая: это несколько миллионов молодых людей, которые «слушают рэп, смотрят футбол», это уже практически стереотип, говорит Забаев из RBL.

Баттлы и сами становятся новым спортом: в них принимают участие все больше людей, появляются правила судейства, аналитика и прогнозы. В баттл-рэпе уже есть система лиг: для новичков и состоявшихся артистов. Баттлы дают возможность раскрутиться и начать карьеру новым исполнителям, которой раньше, в «добаттловую» эпоху, просто не было, говорят организаторы площадок. Правда, все приводят один пример — Геннадий Фарафонов, рэпер Rickey F, участник лиги для новичков Versus: Fresh Blood, который после проекта собрал на концерте в Москве в мае тысячу человек. И пока это единственный подобный случай.


24 января в прокат выходит фильм «BEEF: Русский хип-хоп», снятый рэпером Ромой Жиганом. В нем известные исполнители рассказывают о судьбе этого музыкального жанра в нашей стране. «Лента.ру» поговорила с одним из участников проекта, Александром Тимарцевым, более известным как Ресторатор. Тимарцев — создатель крупнейшей в России площадки баттл-рэпа Versus Battle. Он объяснил, почему заигрывание андеграундных артистов с властями бесперспективно, поведал о планах на 2019 год и своем текущем проекте «Война стилей», в котором рэперы-фрешмены баттлятся под руководством хип-хоп-исполнителей Оксимирона и Смоки Мо.

«Лента.ру»: Расскажи про «Войну стилей»: на YouTube сейчас выходит пятый этап, а сколько их всего и когда финал ожидать?

Ресторатор: Шестой этап мы снимем в январе — последние шесть выпусков. По поводу финала мы подумаем, как это будет выглядеть. И уже в марте снимем конец истории, в которой один из участников выберет, кому достанутся деньги, — лидер по очкам будет распиливать банк. Ему достанется то, что осталось от миллиона, и он решит, как эти деньги распределить: может раздать разные части команде, а может забрать все себе. BPM (баттл под музыку — прим. «Ленты.ру»), скорее всего, не будет. С большой вероятностью будет финал «три на три» при участии менторов. Это мы позже решим окончательно. Но финал будет запоминающимся.

Смоки Мо тоже собирается баттлить?

Я на это надеюсь. Он прекрасен и должен это сделать.

Но все же он не баттл-рэпер, и на него много критики вылилось за участие в проекте.

Многие могут пойти ** *** [нахрен]. Смоки Мо — это король. Я его очень люблю и уважаю, это интереснейший человек. Я испытываю какие-то оргазмические позывы, когда он что-то рассказывает за круглым столом. Он создает именно ту атмосферу, которая нам нужна. А то, что он без баттлового опыта, — ну, бог ему судья.

Вы не рассматривали на эту позицию Гнойного, например? Просмотры бы взлетели.

Рассматривали. Но Гнойный — это не совсем та история, превратилось бы все в клоунаду. А Смоки — было интересно, как он показал бы свой подход с позиции отца русского рэпа 2000-х. Мы все знаем Славу — Слава слишком глубоко женат на постиронии. И в каких-то вещах мы бы с ним не договорились, как минимум. Хороший паренек, но перегибает палку.

Баттл Гнойного с Пиэмом будет?

Да. Когда — черт его знает. Сейчас денег соберем и сделаем.

Сколько тебе за него придется заплатить?

Баттл Guf VS Птаха

Когда у вас был баттл Гуфа с Птахой, его называли самым высокооплачиваемым в истории — два миллиона только за участие Гуфу заплатили. Выступления других рэперов после этого подорожали?

С чего бы? Пускай просят больше, это не значит, что мы им дадим. Есть Гуф — все-таки ключевая фигура русского рэпа со всеми его заслугами, и его выступление точно стоит этих денег. И то, что мы увидели, действительно была историческая ***** [херня]. Местами очень неловкая, местами очень стыдная, но это же было весело. Я оттуда вырезал практически 90 процентов своей речи, потому что был в неадеквате на момент съемок. На кону были очень большие деньги, и я нервничал. Соответственно, очень перебарщивал.

Сколько обычные рэперы за выступление получают?

В среднем 70 тысяч.

Есть участники «Версуса», для которых такой заработок — главный доход?

Да, разумеется. Почти все.

Получается, что ты создал площадку, которая приносит деньги за то, за что нигде больше не платят. Это стихийно получилось?

Я очень переживаю за русский рэп, за все вехи его развития. Бывают с ним проблемы. Мы в том числе занимаемся рекламой в клипах русских рэперов. И когда у нас получается состыковать рекламодателя и рэпера, и ребята могут, делая качественный продукт, заработать денег, я испытываю удовольствие.

Правда ли, что ты собираешься возвращать на «Версус» блогеров?

Не совсем. Скорее ради денег.

А почему ты от них отказался раньше? Хованский вот постоянно в кадре был до этого.

Я не отказывался от них. Хованский — это отдельная история. Постоянно блогеры были — Эльдар Джарахов, например, наш частый гость. Просто мы взяли паузу. Нам было неинтересно, а сейчас стало опять интересно. 2019-й — наш год.

Кто-то уже изъявил желание поучаствовать?

Да. Я, разумеется, не скажу — кто. Секрет. Это топовые имена русского YouTube, поэтому будет очень горячо.

Bumble Beezy

А каких рэперов ты бы хотел видеть на своей площадке?

У нас уже запланировано восемь довольно громких событий, и из того, что я действительно хочу посмотреть, будет баттл Bumble Beezy. Хочу, чтобы он научил детей делать рэп.

Не скажу (смеется).

Что ж ты такой скрытный?

Ну, есть вещи, о которых не нужно всуе говорить. Будет — значит, будет. Договоренности достигнуты, я думаю, уже в марте мы сможем это устроить.

А кого на «Версус» ты точно не позовешь?

Такого списка нет. С моего одобрения пока могут участвовать все.

Вы не планируете проектов вроде баттла американского рэпера Дизастера с Оксимироном?

Хм, как бы это закинуть. У нас есть амбициозная задумка, которая очень реальна. Но пока об этом рано говорить — она еще не продумана. Но есть идея сделать все гораздо интереснее.

Вроде битвы площадок?

Ни в коем случае. Нам сейчас не с кем воевать — я не вижу конкурентов. Тем более зарубежных.

Возвращаясь к «Войне стилей» — новый метод судейства у многих вызвал вопросы. Тайное голосование, по-твоему, работает?

Получается, по очкам сейчас лидируют Династ и Витя Бови. Разве они самые сильные баттлеры в группах?

Если я не ошибаюсь, там четыре фаворита сейчас: Бови, Династ, Пиэм и Парагрин. Баттл с участием Пиэма — последний в пятом этапе.

В какой-то момент — например, после ряда заминусованных на YouTube баттлов — возникала ли у тебя по поводу этого проекта мысль «зачем я в это ввязался»?

Слушай, ну я кайфую с этого. Если кому-то не нравится — ну идут они ** *** [нахрен] и все. А мне это очень нравится. Даже последний баттл Микси и N’Rage у меня вызывает восторг. N’Rage раскрылся с абсолютно новой стороны, показал крутого казаха — это было прекрасно.

Микси VS N’rage

С финансовой точки зрения проект оказался успешным?

Нет. Я очень много личных денег туда вложил, потому что после блокировки из-за букмекерских контор были некоторые сложности, и уже месяц мы выкладываем выпуски без рекламы. Пока так — держимся.

Расскажи об этом подробнее. В сентябре ваш канал на YouTube заблокировали из-за «рекламы нелегальных букмекеров». А потом все вернулось. И выпуски с рекламой до сих пор висят.

Просто YouTube — это братишки наши. Друзья номер один. Изначально там была проблема в формулировке: в правилах было написано, что gambling ads запрещены, а переведено это было буквально, как реклама казино. Уже потом мы поняли, что любые взаимодействия с игрой на деньги запрещены, но для нас не стало сложностью разблокироваться, потому что это не наш прямой косяк. Если бы изначально в правилах все было корректно написано, мы бы не стали этого делать.

На «Войне стилей» устанавливали какие-то ограничения, о чем можно или нельзя читать?

На уровне морали — да. Мы не вырезали оттуда ничего, но просто неприятно, когда ребята там про украинский конфликт что-то говорили. Будучи главой лиги, имею право послать их ** *** [нахрен] и вырезать какие-то моменты. Но, в принципе, за рамки ничего не выходило. Если взять одно из наших мероприятий, которое снималось на «Газгольдере», — оттуда был практически полностью вырезан огромный кусок про события в Кемерове. Я считаю, что не надо даже ********* [рты] открывать на эту тему. Это всех затронуло — нельзя об этом говорить в таком формате.

Какой лучший из вышедших баттлов «Войны стилей», на твой взгляд?

Парагрин с Пиэмом, если не ошибаюсь. У Гриши Парагрина были горячие раунды, это было очень хорошо.

Назови пять участников «Войны стилей», с которыми ты продолжил бы работать после проекта.

Палмдропов, Пиэм, Парагрин, Витя Бови и Династ.

У команды Оксимирона больше топовых рэперов?

Я болею за «Тигров» (команда Смоки Мо — прим. «Ленты.ру»).

Ты раньше говорил, что вы переехали из бара 1703. Где сейчас проходят баттлы?

Нет, мы и сейчас там снимаем. Мы переехали в новый 1703, он расширился — и мы вернулись. [Мои слова о переезде — ] завуалированный ****** [блеф] был.

На мероприятия все так же не пускают людей со стороны?

Нет, и никогда не пускали. Приходят люди, которых мы знаем, которым мы жмем руки. Других людей там нет. Журналисты спрашивают разрешения и получают отказ — нам это неинтересно.

Вся эта тема, которая творилась с отменами концертов рэперов в последние месяцы. Как думаешь, почему только сейчас началось?

Я думаю, это вопрос амбиций. Есть кучка пидорасов, которые могут запретить, и они этим занимаются. Это классика прямо, «Фаренгейт» начинается. Все запретим, все закроем, ***** [тысяча чертей], а потом будем в очко лупиться.

Встречу рэперов с депутатами ты пропустил, хотя тебя звали. Почему?

Потому что это кусок дерьма. Это ни к чему не приведет. Я очень признателен, что Давид Птаха в это очень верит, очень надеется на разрешение ситуации. К сожалению, история современной России говорит, что ничего положительного не произойдет — респект ему за то, что он пытается, но это полная ***** [херня] и ни к чему не приведет.

Рэпер Птаха на встрече за круглым столом, организованным молодежным парламентом при Государственной думе России

Рэпер Птаха на встрече за круглым столом, организованным молодежным парламентом при Государственной думе России

У тебя есть один альбом 2016 года — «5 бутылок водки». Как ты его писал и сколько времени?

Музыку я не пишу. Я очень люблю писать тексты, но абсолютно не умею читать рэп. Я знаю, как эту музыку делать, но у меня не получается этим заниматься. Поэтому я сейчас сосредоточен на гострайтинге (написание текстов на заказ — прим. «Ленты.ру») и поп-исполнителям пишу песни.

Да ладно! Называть ты их, конечно, не будешь?

Ну да, это ж гострайтинг.

Я очень уважительно отношусь к алкоголю. Я набухивался, просыпался с утреца с похмельем — это самое лучшее состояние для того, чтобы что-то написать. И писал, к примеру. Трек поп-исполнителям занимает примерно два-три часа по работе, а свой каждый трек я писал где-то по полгода. Очень долго выдрачивал, выкручивал рифму. Получился кусок дерьма все равно, но мне ***** [похер].

А сейчас у тебя есть в столе песни?

Ну вот вышел трек с Bumble Beezy, который мы не хотели выпускать. Очень плохой трек, потому что я отвратительно на нем зачитал. Но, к сожалению, кто-то слил его. А я хотел переписать и сделать нормально. Я думаю, запишу сейчас еще пару треков. Один — со своим старым корешем из Челябинска. Наверное, попросим биток у Смоки Мо, чтобы было круто. И сделаем, пожалуй, фит еще с Витей CLassic — очень люблю Витю, но он этого не знает.

Тебе бы и Смоки Мо в фите не отказал, если бы ты предложил.

Нет, мне стыдно. Запороть трек Вити CLassic — это не так страшно. Я очень уважаю Смоки Мо — это не значит, что я меньше уважаю Витю. Просто у него слишком уличное дерьмо, можно сделать очень плохо — и будет все равно довольно сносно. А вот Смоки я не могу испортить трек. Он, может, и согласился бы, но для меня это какой-то предел мечтаний, практически как фит с Криплом — недостижимо и произойти не должно.

Хороший вопрос. Я скажу так: баттл-рэп мертв, и мы **** [трахаем] его труп.

Узнать подробнее о фильме «BEEF: Русский хип-хоп», в котором снялся Ресторатор, можно на «Афише»

Читайте также: