Vga 640x480 что это

Обновлено: 07.07.2024

Что такое разрешение экрана?

Изображение на экране вашего компьютера состоит из тысяч или миллионов пикселей. Экран создает изображение, которое вы видите, изменяя цвета этих крошечных квадратных элементов.

Разрешение экрана говорит вам, сколько пикселей ваш экран может отображать по горизонтали и вертикали. Это написано в формуле 1920 х 1080. В этом примере экран может отображать 1920 пикселей по горизонтали и 1080 по вертикали.

Разные размеры экрана, одинаковое разрешение

Теперь все становится немного сложнее. Экраны разных размеров могут иметь одинаковое разрешение экрана. С годами цена на мониторы резко упала, поэтому может возникнуть соблазн купить самый большой экран, который вы можете себе позволить.

Но размер не единственное соображение. У вас может быть ноутбук с 15-дюймовым экраном и разрешением 1366 x 786. У вас также может быть 21-дюймовый монитор на столе с тем же разрешением 1366 x 786.

В этом примере, хотя монитор на вашем столе больше, на самом деле вы не сможете разместить на нем ничего лишнего. Общее количество пикселей одинаково.

Это означает, что выбор правильного экрана означает, что вы должны принять во внимание как размер экрана, так и его разрешение.

Что означает более высокое разрешение?

Если вы сравниваете два экрана одинакового размера, но с разным разрешением, то экран с более высоким разрешением (то есть с большим количеством пикселей) сможет показать вам больше информации, поэтому вам не придется много раз прокручивать экран.

Поскольку этот экран имеет больше пикселей, изображение будет более четким. Однако более высокое разрешение также означает, что элементы на экране, такие как значки и текст, будут выглядеть меньше.

Сейчас в продаже есть множество вариантов мониторов с самыми разными разрешениями экрана, чем когда-либо. Теперь можно купить мониторы высокой четкости (1 366 x 768), полной высокой четкости (1 920 x 1 080), широкоэкранного графического массива со сверхвысоким разрешением (1 920 x 1 200) и даже мониторы сверхвысокой четкости (3 840 x 2160), также известные как 4K.

Дело не только в разрешении экрана

Итак, есть несколько практических правил, которые помогут вам выбрать правильное разрешение:

Разрешения экранов и их соотношения сторон:
Название Разрешение матрицы и соотношение сторон Количество пикселей
QVGA 320 x 240 (4:3) 76,8 кпикс
SIF(MPEG1 SIF) 352 x 240 (22:15) 84,48 кпикс
CIF(MPEG1 VideoCD) 352 x 288 (11:9) 101,37 кпикс
WQVGA 400 x 240 (5:3) 96 кпикс
[MPEG2 SV-CD] 480 x 576 (5:6 – 12:10) 276,48 кпикс
HVGA 640 x 240 (8:3) или 320 x 480 (2:3 – 15:10) 153,6 кпикс
nHD 640 x 360 (16:9) 230,4 кпикс
VGA 640 x 480 (4:3 – 12:9) 307,2 кпикс
WVGA 800 x 480 (5:3) 384 кпикс
SVGA 800 x 600 (4:3) 480 кпикс
FWVGA 854 x 480 (427:240) 409,92 кпикс
WSVGA 1024 x 600 (128:75 – 15:9) 614,4 кпикс
XGA 1024 x 768 (4:3) 786,432 кпикс
XGA+ 1152 x 864 (4:3) 995,3 кпикс
WXVGA 1200 x 600 (2:1) 720 кпикс
WXGA 1280 x 768 (5:3) 983,04 кпикс
SXGA 1280 x 1024 (5:4) 1,31 Мпикс
WXGA+ 1440 x 900 (8:5 – 16:10) 1,296 Мпикс
SXGA+ 1400 x 1050 (4:3) 1,47 Мпикс
XJXGA 1536 x 960 (8:5 – 16:10) 1,475 Мпикс
WSXGA (x) 1536 x 1024 (3:2) 1,57 Мпикс
WXGA++ 1600 x 900 (16:9) 1,44 Мпикс
WSXGA 1600 x 1024 (25:16) 1,64 Мпикс
UXGA 1600 x 1200 (4:3) 1,92 Мпикс
WSXGA+ 1680 x 1050 (8:5) 1,76 Мпикс
Full HD 1920 x 1080 (16:9) 2,07 Мпикс
Full HD+ 2340 x 1080 (19,5:9) 2,3 Мпикс
WUXGA 1920 x 1200 (8:5 – 16:10) 2,3 Мпикс
QWXGA 2048 x 1152 (16:9) 2,36 Мпикс
QXGA 2048 x 1536 (4:3) 3,15 Мпикс
WQXGA 2560 x 1440 (16:9) 3,68 Мпикс
WQXGA 2560 x 1600 (8:5 – 16:10) 5,24 Мпикс
WQSXGA 3200 x 2048 (25:16) 6,55 Мпикс
QUXGA 3200 x 2400 (4:3) 7,68 Мпикс
WQUXGA 3840 x 2400 (8:5 – 16:10) 9,2 Мпикс
4K (Quad HD) 4096 x 2160 (256:135) 8,8 Мпикс
HSXGA 5120 x 4096 (5:4) 20,97 Мпикс
WHSXGA 6400 x 4096 (25:16) 26,2 Мпикс
HUXGA 6400 x 4800 (4:3) 30,72 Мпикс
Super Hi-Vision 7680 x 4320 (16:9) 33,17 Мпикс
WHUXGA 7680 x 4800 (8:5, 16:10) 36,86 Мпикс

Развертка экрана: что это такое?

Возможно, вы видели разрешение экрана, описанное как что-то вроде 720p, 1080i или 1080p. Что это обозначает? Начнем с того, что буквы рассказывают о том, как картинка «рисуется» на мониторе. «Р» означает прогрессивный, а «I» означает чересстрочный.

Чересстрочная развертка является пережитком телевизионных и ранних ЭЛТ-мониторов. На экране монитора или телевизора линии пикселей расположены горизонтально. Линии было относительно легко увидеть, если вы приблизились к старому монитору или телевизору, но в настоящее время пиксели на экране настолько малы, что их трудно увидеть даже при увеличении.

Электроника монитора «рисует» каждый экран построчно и слишком быстро, чтобы глаз мог видеть её. Чересстрочный дисплей сначала рисует все нечетные строки, а затем все четные строки. Поскольку экран раскрашивается чередующимися линиями, мерцание всегда было проблемой при чересстрочном сканировании.

Производители пытались преодолеть эту проблему различными способами. Наиболее распространенным способом является увеличение количества раз, когда весь экран отображается в секунду, что называется частотой обновления.

Самая распространенная частота обновления составляла 60 раз в секунду, что приемлемо для большинства людей, но ее можно увеличить лишь немного, чтобы избавиться от мерцания, которое некоторые люди все еще ощущают.

Вот как изображение отображается на прогрессивном дисплее по сравнению с чересстрочным

В последних версиях Windows частота кадров составляет 60 Гц или 60 циклов в секунду, а светодиодные экраны не мерцают вообще. Более того, система перешла с чересстрочной развертки на прогрессивную, потому что новые цифровые дисплеи стали намного быстрее. При прогрессивном сканировании линии отображаются на экране последовательно, а не сначала нечетными, а затем четными.

Video Graphics Array ( VGA ) - это контроллер видеодисплея и сопровождающий де-факто графический стандарт, впервые представленный в линейке компьютеров IBM PS / 2 в 1987 году, который стал повсеместным в индустрии ПК в течение трех лет. Этот термин теперь может относиться к стандарту компьютерного дисплея , 15-контактному D-сверхминиатюрному разъему VGA или характеристике разрешения 640 × 480 аппаратного обеспечения VGA.

VGA был последним графическим стандартом IBM, которому соответствовало большинство производителей клонов ПК , что сделало его наименьшим общим знаменателем, который можно ожидать практически от всего графического оборудования ПК после 1990 года.

IBM намеревалась заменить VGA стандартом Extended Graphics Array (XGA), но потерпела неудачу. Вместо этого VGA был адаптирован во многих расширенных формах третьими сторонами, вместе известными как Super VGA , а затем уступил место настраиваемым графическим процессорам, которые, помимо собственных интерфейсов и возможностей, продолжают реализовывать общие графические режимы VGA и интерфейсы до настоящего времени. день.

Стандарт аналогового интерфейса VGA был расширен для поддержки разрешений до 2048 × 1536 и даже выше в специальных приложениях.

СОДЕРЖАНИЕ

Аппаратный дизайн


В отличие от предшествующих графических адаптеров ( MDA , CGA , EGA и многие сторонние варианты) изначально IBM не выпускала дискретную карту VGA. Первой коммерческой реализацией VGA был встроенный компонент IBM PS / 2, в котором он сопровождался 256 КБ видеопамяти и новым разъемом DE-15, заменяющим DE-9, используемый предыдущими графическими адаптерами.

Позднее IBM выпустила автономный адаптер дисплея IBM PS / 2 , в котором использовался VGA, но его можно было добавить к машинам, у которых он не был встроен.

VGA представлял собой единую микросхему, реализующую весь контроллер видеодисплея, а не множество дискретных компонентов и микросхем графических адаптеров, которые ему предшествовали. Термин «массив», а не «адаптер» в названии означал, что это не полностью независимое устройство расширения, а отдельный компонент, который можно интегрировать в систему.

VGA требовал только видеопамяти, кристаллов синхронизации и внешнего RAMDAC , а его небольшое количество деталей позволило IBM включить его непосредственно на материнскую плату PS / 2, в отличие от предыдущих моделей IBM PC - PC , PC / XT и PC AT - для чего требовался отдельный адаптер дисплея, установленный в слот для подключения монитора.

Возможности

Сравнение стандартных разрешений, включая VGA 640x480

VGA поддерживает все графические режимы, поддерживаемые картами MDA, CGA и EGA, а также несколько новых режимов.

Стандартные графические режимы

  • 640 × 480 в 16 цветах или монохромный
  • 640 × 350 или 640 × 200 в 16 цветах или монохромный (совместимость с EGA)
  • 320 × 200 в 256 цветов ( режим 13h )
  • 320 × 200 в 4 или 16 цветов (совместимость с CGA)

В других режимах по умолчанию использовались стандартные палитры и инструкции, совместимые с EGA или CGA, но все же разрешалось переназначение палитры с помощью команд, специфичных для VGA.

Графический режим 640 × 480

Поскольку VGA начали в больших количествах клонировать производители, которые добавляли постоянно расширяющиеся возможности, его 16-цветный режим 640 × 480 стал де-факто наименьшим общим знаменателем графических карт. К середине 1990-х годов графический режим 640 × 480 × 16 с использованием памяти VGA и спецификаций регистров ожидался такими операционными системами, как Windows 95 и OS / 2 Warp 3.0 , которые не обеспечивали поддержки более низких разрешений или битовой глубины или поддержки для другая память или макеты регистров без дополнительных драйверов. В 2000-х годах, даже после того, как стандарт VESA для видеокарт стал обычным явлением, графический режим «VGA» оставался вариантом совместимости для операционных систем ПК.

Другие графические режимы

Возможна реализация нестандартных режимов отображения с разрешением по горизонтали:

  • От 512 до 800 пикселей, 16 цветов
  • Ширина от 256 до 400 пикселей, 256 цветов
  • 200 или от 350 до 410 строк (включая 400 строк) при частоте обновления 70 Гц, или
  • От 224 до 256 или от 448 до 512 строк (включая 240 или 480 строк) при частоте обновления 60 Гц
  • От 512 до 600 строк при пониженной частоте вертикальной развертки (до 50 Гц, включая, например, 528, 544, 552, 560, 576 строк), в зависимости от совместимости отдельных мониторов.

Например, доступны режимы высокого разрешения с квадратными пикселями с разрешением 768 × 576 или 704 × 528 для 16 цветов или средне-низкое разрешение при 320 × 240 для 256 цветов. В качестве альтернативы доступно расширенное разрешение с «жирными» пикселями и 256 цветами, например, с использованием, например, 400 × 600 (50 Гц) или 360 × 480 (60 Гц), и «тонкими» пикселями, 16 цветов и частотой обновления 70 Гц, например, 736 × 410 режим.

«Узкие» режимы, такие как 256 × 224, как правило, сохраняют такое же соотношение пикселей, как, например, в режиме 320 × 240, если монитор не настроен на растягивание изображения, чтобы заполнить экран, поскольку они получаются просто путем маскирования более широкого режима вместо этого. изменения таймингов пикселей или строк, но может быть полезно для уменьшения требований к памяти и вычислений адресации пикселей для преобразований в аркадные игры или эмуляторов консолей.

Стандартные текстовые режимы

VGA также поддерживает несколько текстовых режимов:

  • 80 × 25, визуализируется шрифтом 9 × 16 пикселей, с эффективным разрешением 720 × 400
  • 40 × 25, шрифт 9 × 16, эффективное разрешение 360 × 400
  • 80 × 43 или 80 × 50, с сеткой шрифтов 8 × 8, с эффективным разрешением 640 × 344 или 640 × 400 пикселей.

Как и в пиксельных графических режимах, дополнительные текстовые режимы возможны при правильном программировании VGA с общим максимумом около 100 × 80 ячеек и активной областью, охватывающей около 88 × 64 ячеек.

Один из вариантов, который иногда встречается, - это 80 × 30 или 80 × 60, с использованием шрифта 8 × 16 или 8 × 8 и эффективного дисплея 640 × 480 пикселей, который заменяет использование более мерцающего режима 60 Гц на дополнительные 5 или 10 строки текста и квадратные блоки символов (или, при 80 × 30, квадратные полублоки).

Технические подробности

Исходные спецификации VGA следующие:

  • Выбираемая частота основных пикселей 25,175 или 28,322 МГц
  • Максимум 640 пикселей по горизонтали (графический режим)
  • Максимум 480 строк
  • Частота обновления 60 или 70 Гц
  • Вертикальное пустое прерывание(не все карты- клоны поддерживают это.)
  • Планарный режим: до 16 цветов (4- битные плоскости )
  • Режим упакованных пикселей: 256 цветов ( режим 13h )
  • Поддержка аппаратной плавной прокрутки
  • Нет блиттера
    • Поддерживает быструю передачу данных через регистры "защелки VGA".

    Время сигнала

    Предполагаемое стандартное значение для горизонтальной частоты режима 640 × 480 VGA ровно в два раза превышает значение, используемое в видеосистеме NTSC-M , так как это значительно упростило предложение дополнительных решений для ТВ-выхода или внешних преобразователей VGA-to-TV. во время разработки VGA. Это также, по крайней мере, номинально вдвое больше, чем у CGA, который также поддерживает композитные мониторы .

    Все производные тайминги VGA (то есть те, которые используют основные кристаллы 25,175 и 28,322 МГц и, в меньшей степени, номинальную линейную частоту 31,469 кГц) могут быть изменены с помощью программного обеспечения, которое обходит интерфейс микропрограммного обеспечения VGA и напрямую взаимодействует с оборудованием VGA, так как это сделали многие игры на базе MS-DOS. Однако можно ожидать, что только стандартные режимы или режимы, которые, по крайней мере, используют почти точно такие же тайминги H-sync и V-sync, что и один из стандартных режимов, будут работать с исходными VGA-мониторами конца 1980-х и начала 1990-х годов. Использование других таймингов на самом деле может повредить такие мониторы, и поэтому издатели программного обеспечения обычно избегают этого.

    Сторонние «мультисинхронные» ЭЛТ-мониторы были более гибкими и в сочетании с графическими картами «super EGA», VGA и более поздними версиями SVGA, использующими расширенные режимы, могли отображать гораздо более широкий диапазон разрешений и частот обновления при произвольных частотах синхронизации и тактовой частоте пикселей. ставки.

    Для наиболее распространенного режима VGA (640 × 480, 60 Гц, без чересстрочной развертки ) время по горизонтали можно найти в Руководстве по установке дисплея HP Super VGA и в других местах.

    Типичное использование выбранных режимов

    640 × 400 при 70 Гц - это традиционно видеорежим, используемый для загрузки VGA-совместимых персональных компьютеров x86, которые показывают графический загрузочный экран, тогда как при загрузке в текстовом режиме используется 720 × 400 при 70 Гц.

    Однако в последние годы это соглашение было нарушено: экраны POST и BIOS переходят на более высокое разрешение, используя данные EDID для согласования разрешения с подключенным монитором.

    640 × 480 @ 60 Гц - графический режим Windows по умолчанию (обычно с 16 цветами) вплоть до Windows 2000. Он остается опцией в XP и более поздних версиях через загрузочное меню «видео с низким разрешением» и настройки режима совместимости для каждого приложения. , несмотря на то, что Windows теперь по умолчанию использует 1024 × 768 и, как правило, не позволяет устанавливать разрешение ниже 800 × 600.

    Потребность в таком низкокачественном универсально совместимом резервном решении уменьшилась с начала тысячелетия, поскольку экраны или адаптеры со стандартом передачи сигналов VGA, неспособные отображать что-либо, кроме исходных разрешений, становятся все более редкими.

    320 × 200 при 70 Гц был наиболее распространенным режимом для компьютерных игр эпохи VGA.

    Коннектор



    Стандартный интерфейс монитора VGA представляет собой 15-контактный сверхминиатюрный разъем D в корпусе «E», который по-разному обозначается как «HD-15», «DE-15» и «DB-15».

    Поскольку VGA использует аналоговые сигналы низкого напряжения, ухудшение сигнала становится фактором при использовании некачественных или слишком длинных кабелей. Решения включают экранированные кабели, кабели, включающие отдельный внутренний коаксиальный кабель для каждого цветового сигнала, и «разорванные» кабели, использующие отдельный коаксиальный кабель с разъемом BNC для каждого цветового сигнала.

    Коммутационные кабели BNC обычно используют пять разъемов, по одному для красного, зеленого, синего, горизонтальной и вертикальной синхронизации, и не включают другие сигнальные линии интерфейса VGA. При использовании BNC коаксиальные провода полностью экранированы от конца до конца и проходят через межсоединение, так что невозможны перекрестные или внешние помехи.

    Цветовая палитра

    Примеры изображений VGA в разрешении 640 × 480 с 16 цветами и 320 × 200 с 256 цветами (внизу). Дизеринг используется для маскировки цветовых ограничений.

    Эти регистры цвета инициализируются значениями по умолчанию, которые, как ожидается, будут наиболее полезными для каждого режима. Например, 16-цветовые режимы EGA инициализируются 16-цветной палитрой CGA по умолчанию, а 256-цветной режим инициализируется палитрой, состоящей из 16 цветов CGA, 16 оттенков серого, а затем 216 цветов, выбранных IBM для соответствия ожидаемым вариантам использования. . После инициализации они могут быть переопределены в любое время без изменения содержимого видеопамяти, что позволяет циклически перемещаться по палитре .

    Использовать

    Видеопамять VGA отображается в память ПК через окно в диапазоне между сегментами 0xA0000 и 0xBFFFF в адресном пространстве реального режима ПК (A000: 0000 и B000: FFFF в обозначении сегмента: смещение). Обычно такими стартовыми сегментами являются:

    • 0xA0000 для графических режимов EGA / VGA (64 КБ )
    • 0xB0000 для монохромного текстового режима (32 КБ)
    • 0xB8000 для цветного текстового режима и графических режимов, совместимых с CGA (32 КБ)

    Из-за использования разных сопоставлений адресов для разных режимов можно установить монохромный адаптер (например, MDA или Hercules ) и цветной адаптер, такой как VGA, EGA или CGA, на одном компьютере.

    В начале 1980-х это обычно использовалось для одновременного отображения электронных таблиц Lotus 1-2-3 в тексте с высоким разрешением на монохромном дисплее и связанной графики на дисплее CGA с низким разрешением. Многие программисты также использовали такую ​​настройку с монохромной картой, отображающей отладочную информацию, в то время как программа работала в графическом режиме на другой карте. Некоторые отладчики, такие как Turbo Debugger от Borland , D86 и Microsoft CodeView, могут работать в настройке с двумя мониторами. Для отладки Windows можно использовать либо Turbo Debugger, либо CodeView.

    Также можно использовать команду «MODE MONO» в приглашении DOS для перенаправления вывода на монохромный дисплей. Когда монохромный адаптер отсутствовал, можно было использовать адресное пространство 0xB000–0xB7FF в качестве дополнительной памяти для других программ.

    Программирование

    «Разделение» 256-килобайтной памяти VGA на четыре отдельные «плоскости» делает 256-килобайтную RAM VGA доступной в 256-цветных режимах. В некоторых типах графических операций есть компромисс из-за дополнительной сложности и потери производительности, но это смягчается тем, что другие операции становятся быстрее в определенных ситуациях:

    • Заполнение одноцветным многоугольником можно было ускорить за счет возможности задать четыре пикселя за одну запись в аппаратное обеспечение.
    • Видеоадаптер может помочь в копировании областей видеопамяти, что иногда было быстрее, чем при относительно медленном интерфейсе CPU-VGA.
    • Аппаратное использование нескольких страниц видео позволяло использовать двойную буферизацию , тройную буферизацию или разделение экранов, что, хотя и было доступно в 16-цветном режиме VGA 320 × 200, было невозможно в стандартном режиме 13h .
    • В частности, были возможны несколько режимов отображения с более высоким произвольным разрешением, вплоть до программируемого предела 800 × 600 с 16 цветами (или 400 × 600 с 256 цветами), а также другие настраиваемые режимы с использованием необычных комбинаций горизонтальных и количество пикселей по вертикали в любом цветовом режиме.

    Программное обеспечение, такое как Fractint , Xlib и ColoRIX, также поддерживало настроенные 256-цветовые режимы на стандартных адаптерах, используя свободно комбинируемую ширину 256, 320 и 360 пикселей и высоту 200, 240 и 256 (или 400, 480 и 512) строк, расширяя еще дальше до 384 или 400 столбцов пикселей и 576 или 600 (или 288, 300). Тем не менее, 320 × 240 был самым известным и наиболее часто используемым, поскольку он предлагал стандартное разрешение 40 столбцов и соотношение сторон 4: 3 с квадратными пикселями. Разрешение «320 × 240 × 8» обычно называлось Mode X , это имя использовал Майкл Абраш, когда представил разрешение в журнале доктора Добба .

    Режимы с самым высоким разрешением использовались только в особых случаях, а не в качестве стандартных, особенно при большом количестве строк. Стандартные мониторы VGA имели фиксированную частоту строчной развертки (H-сканирование) - мониторы с "мультисинхронизацией" в то время были дорогостоящими раритетами - и поэтому частота обновления по вертикали / кадру (V-сканирование) должна была быть уменьшена, чтобы приспособиться к ним. , что увеличивает видимое мерцание и, как следствие , увеличивает нагрузку на глаза . Например, самый высокий режим 800 × 600, в остальном основанный на соответствующем разрешении SVGA (всего 628 строк), снизил частоту обновления с 60 Гц до примерно 50 Гц (и 832 × 624, теоретическое максимальное разрешение, достижимое с 256 КБ при 16 цветов, снизили бы его примерно до 48 Гц, что чуть выше скорости, с которой мониторы XGA использовали технику двухчастотного чересстрочного преобразования для уменьшения полнокадрового мерцания).

    Эти режимы также были полностью несовместимы с некоторыми мониторами, создавая проблемы с отображением, такие как детализация изображения, исчезающая из-за переразвертки (особенно в горизонтальном измерении), вертикальный поворот , плохая горизонтальная синхронизация или даже полное отсутствие изображения в зависимости от выбранного точного режима. Из-за этих потенциальных проблем большинство настроек VGA, используемых в коммерческих продуктах, были ограничены более совместимыми со стандартами, безопасными для монитора комбинациями, такими как 320 × 240 (квадратные пиксели, три страницы видео, 60 Гц), 320 × 400 (двойные разрешение, две страницы видео, 70 Гц) и 360 × 480 (максимальное разрешение, совместимое как со стандартными мониторами VGA, так и с картами, одна страница видео, 60 Гц) в 256 цветах или двойное горизонтальное разрешение в 16-цветном режиме.

    Производители оборудования

    Несколько компаний выпустили VGA-совместимые модели графических плат.

    • ATI : Graphics Solution Plus, серия Wonder, серия Mach
    • Графика S3 : S3 911, 911A, 924, 801, 805, 805i, 928, 805p, 928p, серия S3 Vision, серия S3 Trio
    • Matrox : MAGIC RGB
    • Plantronics : Colorplus
    • Paradise Systems ( несуществующие ): PEGA 1, PEGA 1a, PEGA 2a
    • Лаборатории Ценг : ET3000, ET4000 , ET6000
    • Cirrus Logic : серии CL-GD400, CL-GD500 и CL-GD5000
    • Микросистемы Trident : серия TVGA 8000, серия TVGA 9000, серия TGUI9000
    • Тамерак
    • Hualon
    • Cornerstone Imaging
    • Близнецы ( несуществующие )
    • Генуя ( несуществующая )

    Преемники

    Super VGA (SVGA)

    Super VGA (SVGA) - это стандарт дисплея, разработанный в 1988 году, когда компания NEC Home Electronics объявила о создании Ассоциации стандартов видеоэлектроники (VESA). Разработкой SVGA руководила NEC вместе с другими членами VESA, включая ATI Technologies и Western Digital . Разрешение графического дисплея с поддержкой SVGA составляет до 800 × 600 пикселей , что на 36% больше, чем максимальное разрешение VGA, равное 640 × 480 пикселей.

    Расширенный графический массив (XGA)

    Extended Graphics Array (XGA) - это стандарт дисплеев IBM, представленный в 1990 году. Позже он стал наиболее распространенным названием разрешения дисплея 1024 × 768 пикселей .

    В связи с увеличением объемов поставок IP-оборудования и увеличением рабочих форматов классических (аналоговых) систем видеонаблюдения всё чаще возникают вопросы, связанные с правильным определением формата изображения. Применяют различные обозначения качества изображения, такие как CIF-форматы, VGA-форматы, обозначение количества мегапикселей, количество ТВЛ, обозначение формата как количество точек по вертикали, перемноженное на количество точек по горизонтали. Все это многообразие обозначений указывается различными производителями для определения качества изображения камеры, причем каждый производитель использует их без каких-либо единых правил. Например, на одни камеры указаны только количество ТВЛ, на другие только формат HDTV, на третьи только количество Megapixel.

    В данной статье произведена попытка объединить данные из различных источников о форматах, разрешениях, пикселях изображения и свести эти данные в единую таблицу соответствия, дополнив собственными комментариями.

    2. Описание обозначений.

    Разрешение отражает насколько детальным является данное изображение. Термин «разрешение» используют для изображений в цифровом виде. Более высокое разрешение означает более высокий уровень детализации изображения.

    Разрешение также показывает количество пикселей (точек) изображения по горизонтали и вертикали. Например, разрешение 800х600 указывает на 800 горизонтальных точек и 600 вертикальных, а суммарно на 480000 точек в данном изображении.

    Формат в видеонаблюдении – стандартизированное обозначение вертикального и горизонтального разрешения в пикселях в YCbCr-последовательностях в видеосигнале.

    В характеристиках камер используются различные обозначения форматов, такие как CIF , VGA , HD.

    ТВЛ – разрешающая способность по вертикали, максимальное количество телевизионных линий, которые способна передать телекамера. Это число ограничено стандартом CIR/PAL до 625 горизонтальных строк и 470 строк в EIA/NTSC. Если принимать во внимание кадровые синхроимпульсы, уравнивающие строки и пр., то максимальная разрешающая способность по вертикали оказывается равной 575 строк в CCIR/PAL и 470 строк в EIA/NTSC.

    При этом значение ТВЛ не зависит линейно от разрешения и формата изображения. Данное обозначение использовалось для определения качества изображения аналоговых камер, но продолжает использоваться некоторыми производителями современных IP-камер.

    3. Различие форматов.

    Изначально CIF был спроектирован для простого конвертирования между стандартами PAL и NTSC с заявленным разрешением 352 x 288.

    NTSC = 352 x 240, 30 Гц

    CIF = 352 x 288, 30 Гц

    PAL = 352 x 288, 25 Гц

    Со временем формат CIF перестал удовлетворять возрастающие требования к качеству изображения и, с созданием новых CMOS\CCD матриц камер и новых чипов видеозахвата появились новые форматы на основе CIF.

    Если вы следили за новостями Android в течение последних лет, то, несомненно, заметили прогресс в развитии аппаратной части устройств. На самом деле, процессоры стали быстрее, телефоны легче, но есть и другой компонент, который со временем подвергся эволюции. Речь идет о размере дисплеев и их разрешениях.

    android-smartphone

    По мере анонса новых продуктов и стремления компаний дистанцироваться от конкурентов, одним из качественных показателей стал экран. Больший размер, как правило, позиционируется как сравнительно лучший, но это не всегда так. Время от времени можно наблюдать больший дисплей, который выглядит совсем не так четко, как аналогичного размера дисплей другого устройства. С другой стороны, можно встретить и дисплеи сравнительно небольшого размера с очень высоким разрешением.

    Размеры дисплеев обычно обозначаются набором символов или акронимом (сокращением) , основанном на размерах дисплея в высоту и ширину. Но, несмотря на растущее количество акронимов, на деле довольно несложно запомнить их значения. Давайте взглянем на некоторые привычные для Android-смартфонов разрешения. Также, кратко затронем и планшеты. По мере того, как вы уясните для себя информацию по смартфонам, семи- и десятидюймовые экраны станут понятнее.

    Принятые сокращения и расширения дисплеев Android-устройств:

    QVGA (240×320)
    HVGA (320X480)
    WVGA (480×800)
    qHD (540×960)
    HD (1280×720)
    FHD (1920×1080)
    QHD (2560×1440)
    WXGA (1280×800)
    WQXGA (2560×1600)

    Экспресс-ликбез

    Возвратимся во время выхода первого Android-смартфона, G1 от T-Mobile, когда размер дисплеев был на уровне 3.2 дюйма. Со временем мы могли наблюдать плавное увеличение размеров, в значительной мере с выходом HTC Evo 4G, дебютировавшего с дисплеем 4.3”. В 2011 году мы увидели ряд топовых устройств с четырехдюймовыми дисплеями и разрешением 540х960 пикселей. В последующем поколении устройств топовые устройства оснащались разнообразными HD-дисплеями.

    t-mobile-g1

    Возвращаясь к современным трендам, налицо тенденция устанавливать в телефоны дисплеи размером 5 дюймов и более. Примерами популярных устройств с подобными дисплеями могут стать Samsung Galaxy S5 и вся линейка Galaxy Note. По мере уменьшения рамок производители телефонов могут понемногу увеличивать размеры экранов, не увеличивая при этом общий форм-фактор.

    В первые годы жизни Android-устройства оснащались дисплеями Video Graphics Array (VGA) в различных вариациях и разных размеров. Стандартное VGA-разрешение составляет 640х480 пикселей (480х640 в зависимости от ориентации дисплея). Ранние Android-смартфоны имели дисплеи с разрешением 320х480 пикселей или HVGA. Почему “H”, вы спросите? Это указывает на то, что разрешение в два раза меньше стандартного VGA (Half, англ. – половина).

    htc-hero-3

    Следуя этому же принципу, QVGA-разрешение составляет ¼ от стандартного разрешения, 320х240 пикселей (Q от quarter, четверть). Увеличиваем размер, получаем WVGA-разрешение с теми же 480 пикселями в высоту, но с большей шириной, отсюда и W (wider– более широкий). Такое разрешение – 800х480 – было популярно в моделях 2010-2011 годов.

    • Примеры HVGA-дисплеев: T-Mobile G1, HTC Hero, LG Optimus V, Motorola Cliq
    • Примеры QVGA-дисплеев: Motorola Flipout, Samsung Replenish,Xperia X10 mini
    • Примеры WVGA-дисплеев: HTC ECO 4G, HTC Desire, Nexus One, Samsung Galaxy S, Motorola Droid X

    Иногда можно встретить и FWVGA-разрешение, что будет означать Full Wide VGA (буквально “VGA в полную ширину”). В этом случае привычное разрешение 854х480 пикселей.

    • Примеры FWVGA-дисплеев: Motorola Droid, Sony Xperia U, Sony Xperia Play

    Некоторые модели на базе Android имели дисплеи Extended Graphics Array (XGA) или их вариации. По аналогии с ПК, это разрешение в 1024х768 пикселей. В большое количество Android-смартфонов начинают устанавливать WXGA-дисплеи, что означает – вы уже догадались – широкий XGA с разрешением 1280х768 пикселей.

    o2-nexus-4-release-date-price-and-details-0

    Если говорить о предельном разрешении, то есть WQXGA в планшете Samsung Nexus 10. Этот 10”-планшет предлагает пользователям картинку разрешением 2560х1600 пикселей, что в 4 раза больше WXGA. По сути перед нами “wider quad XGA” дисплей (quad– четверка).

    • Примеры XGA-дисплеев: LG Optimus Vu.
    • Примеры WXGA-дисплеев: Nexus 4, LG Optimus G, Samsung Galaxy Note
    • Примеры WQXGA-дисплеев: Nexus 10

    Многие топовые смартфоны 2011 года оснащались qHD-дисплеями, что означало ¼ от HD-экрана. Заметьте, что маленькую “q” нельзя путать с заглавной “Q”. Первая означает ¼, вторая – 4X. Вы узнаете дисплеи qHD по разрешению в 540х960 пикселей. В 2012 году свет увидели многие аппараты с HD-дисплеями с 720 пикселями в ширину. Это до сих пор самый распространенный вид дисплеев в устройствах с экранами от 4 дюймов и выше, разрешение – 1280х720 пикселей.

    HTC Droid DNA

    На начало 2013 года топовые Android-смартфоны оснащались FHD-дисплеями (Full High Definition, буквально «полное высокое разрешение»). Это означает разрешение 1920х1080 пикселей, как в телевизорах. Некоторые производители именуют его “TrueHD” (“подлинное”) или 1080p HD. Первым официально признанным аппаратом с таким разрешением стал HTC J Butterfly, впоследствии появившийся на рынке США под названием Droid DNA. Впоследствии в 2013 году было анонсировано множество продуктов с дисплеями 1080p.

    • Примеры qHD-дисплеев: HTC One S, Motorola Droid RAZR, HTC Sensation
    • Примеры HD-дисплеев: HTC One X, Motorola Atrix HD, Samsung Galaxy Nexus
    • Примеры FHD-дисплеев: Droid DNA, LG G2, Samsung Galaxy S4

    QuadHD

    Новая планка в разрешении дисплеев увеличивает в 2-4 раза разрешение стандарта 720p. Летом и во второй половине текущего года появится ряд продуктов с разрешением 2560х1440 пикселей. Первым производителем, установившим такой экран в своё устройство стала Oppo с аппаратом Find 7, более крупные бренды уже последовали за ним: новый флагман LGG3 стал первым аппаратом с Quad HD-разрешением от крупных игроков.

    LG_G3_1

    Так выглядит краткая эволюция разрешений дисплеев Android-устройств. Не так страшно, как могло бы показаться, не так ли? Само собой, этот список со временем может быть дополнен по мере появления новых стандартов.

    Оригинальная статья

    Пятничная колонка

    Посиделки по вторникам

    Переход на 2 нм и тонкости техпроцесса

    Новостной дайджест

    На правах оффтопа

    Беседка

    Что такое работа и совещания по-илонмасковски?

    iOS vs Android

    РоботоСофт

    Аксессуары

    >QHD (1440×2560)
    Цифры перепутаны местами.

    Спс, не заметил. В оригинале несколько раз был такой вариант, не везде исправил.

    ПРАВА РУТ НУЖНЫ

    Гм, а зачем? Нет, рут-права безусловно нужны, не спорю, но на разборчивость текста на экране они не влияют 🙂

    В общем, различия в разрешениях- видны и будут различимы еще долго,даже при 4K. Мб и при 8k- не считал.

    Я говорил за себя, а не за теорию. Если вы способны различать 716 ppi, то я вам безусловно завидую.

    Может оно и так, но дальнейший рост плотности экранов не принесет ни грамма пользы. Т.к. удовольствие (уже сомнительное) от четкости картинки нивелируется необходимостью установки все более производительной начинки, а равно снижением фактического времени работы устройства.

    Продолжающийся рост разрешения экранов смартфонов это яркий пример победы маркетинга над здравым смыслом.

    О чём эта статья ?
    Да ни о чём !

    Дисплеи ноутов меня уже много лет просто вымораживают, куда смотрят производители? Рынок падает, потому что никому нету смысла покупать комп с таким же ужасным экраном, как и раньше. Самая очевидная область для совершенствования своей продукции у них перед носом и они ничего не делают, я уже даже удивляться перестал, это какой-то дебилизм.

    Этот текст я читал какое-то продолжительное время назад. Похоже, как былина, кочует от коммента к комменту.

    Что такое VGA


    Малогабаритный VGA разъем, предусмотренный на графических адаптерах, предназначен для подключения проекторов или аналоговых мониторов. Стандарт разработали в 80-е годы прошлого столетия. Он учитывал конструктивные особенности оборудования с электронно-лучевой трубкой. По мере разработки усовершенствованных мониторов на видеокартах появились другие штекеры, но продолжается выпуск переходников.

    Что такое VGA

    Аналоговый порт VGA представляет собой разъем трапециевидной формы с закругленными углами, в котором находятся 15 контактов. Колодка используется для подключения оборудования (например, мониторов) к видеокарте. Круглые штекеры разделяются между собой пластиковым изолятором. По бокам от колодки располагаются винты для фиксации ответной части шнура монитора. На ноутбуках и планшетах компании Apple встречается разъем Mini VGA, модернизированная колодка встречается на некоторых изделиях компании Samsung.

    История появления стандарта

    История появления стандарта


    Интерфейс Video Graphics Array был представлен компанией IBM в 1987 г. на стационарных компьютерах серии PS/2. Разработчики использовали для трансляции цветовой информации аналоговый канал. Этот канал позволил сократить количество проводников в коммутационном кабеле. Создатели частично использовали наработки американской компании ITT, которая с 1952 г. использовала для коммутации графического интерфейса коннекторы с металлическими контактами. Интерфейс Video Graphics Array предусматривает использование разъема стандарта DB-15 с 15 контактами.

    Новый стандарт поддерживал максимальное разрешение экрана 640х480 точек и позволял отображать 16 цветов. По мере появления новых мониторов появился модернизированный протокол SVGA. А он уже поддерживает вывод изображения разрешением 800х600 точек с использованием до 16 млн цветов. Дальнейшее развитие техники позволило наращивать разрешение, но название формата осталось неизменным. Развитие интерфейса прекратилось в 2010 г., когда консорциум крупных производителей электроники постановил полностью перейти на цифровые разъемы к началу 2015 г.

    Основные характеристики

    Официальная спецификация предусматривает передачу изображения разрешением до 1280х1024 точки. Но неофициальные релизы поддерживают формат Full HD (1980х1080) или 2048х1536 точек. Но по мере роста разрешения увеличивается нагрузка на порты. А это приводит к появлению артефактов. Например, искаженных или размытых участков изображения. Протокол поддерживает частоту обновления картинки до 70 кадров в секунду, возможна реализация разделенного экрана.

    Пятнадцать важных контактов

    Пятнадцать важных контактов


    Схема разъема предусматривает 15 выводов. При этом колодка стоит меньшей гранью вниз, контакты перечислены слева направо и вниз по рядам:

    Развитие разъема

    Развитие разъема


    Распиновка VGA разъема со временем практически не изменилась, с появлением протоколов E-DDC и DDC2 немного скорректировали распайку выводов, переведя часть штекеров в резервные. Колодка усовершенствованного стандарта Super Video Graphics Array сохранила 15 выводов и конфигурацию предшественника. В графических адаптерах установлена микросхема, в которой записан VGA Bios, содержащий информацию о поддерживаемых разрешениях (с учетом частоты обновления) и совместимых мониторах.

    Протокол DDC или Display Data Channel предусматривает опрос монитора компьютером. На основании полученной информации определяется модель подключенного устройства. А также назначается оптимальное разрешение (с соблюдением формата изображения). Информация программируется производителем дисплея в специальную ячейку памяти. Помимо поддерживаемых разрешений, имеются данные о дате выпуска. А также приводятся серийный и идентификационный номера. При отключении DDC сигнал разъема VGA соответствует компонентному потоку формата RGBHV.

    В профессиональном оборудовании вместо стандартного 15-контактного штекера VGA применяются кабели, состоящие из 5 шнуров с разъемами BNC. Выведение цветовых каналов и линий синхронизации в отдельные кабели позволяет повысить качество транслируемого изображения. Стандарт позволяет передавать информацию на увеличенное расстояние без появления помех или снижения разрешения. Реализована поддержка нестандартных разрешений (например, 1152х970 точек, что соответствует соотношению сторон 6:5).

    Разъем с большим потенциалом

    Разъем с большим потенциалом


    Изначально стандарт предусматривал использование мониторов с электронно-лучевой трубкой. Доработки позволили коммутировать жидкокристаллические дисплеи с увеличенным разрешением и повышенной частотой обновления. Для снижения помех стала использоваться экранирующая оплетка. Но при подключении устройств ЖК не рекомендуется использовать длинные шнуры. Потому что с ростом расстояния между компьютером и экраном качество изображения ухудшается.

    Ступени развития стандарта:

    Кроме того, разъем используется в промышленном оборудовании и в системах видеонаблюдения. Например, существуют разветвители сигнала, позволяющие подключать к одному аналоговому порту 2 монитора. Созданы специальные переходники и конвертеры сигнала, позволяющие совместить устройства с цифровым и аналоговым выходами. Стандарт поддерживается операционными системами Windows вплоть до версии 10. Но при загрузке возможны проблемы с отображением изображения. В этом случае требуется скорректировать разрешение в сторону снижения в параметрах запуска.

    Технические характеристики VGA

    Технические характеристики VGA


    Колодка на графическом адаптере работает совместно с буфером, имеющим объем 256 кБ. Память позволяет сглаживать изображение и поддерживать стабильность трансляции видео. Колодка порта состоит из 15 контактов, расположенных в 3 ряда со смещением в шахматном порядке. Поскольку корпус разъема трапециевидной конфигурации, то ошибочное подключение штекера исключено. При подключении круглые контакты соединяются с пружинными ответными элементами, а винты повышают надежность коммутации.

    Основные преимущества технологии:

    • широкое распространение (большинство видеокарт и мониторов, выпущенных до 2010 г. оснащено таким портом);
    • возможно подключение к аналоговому разъему цифрового оборудования с помощью конвертеров сигнала или переходников;
    • допускается передача видеосигнала в высоком разрешении.
    • невозможна одновременная трансляция звука и видео;
    • ограниченное максимальное разрешение;
    • появление помех при использовании кабеля с плохой экранировкой;
    • нет поддержки цифрового оборудования.

    VGA контакты

    Расположенные в колодке контакты позволяют передавать сигнал, разделенный по 3 цветам (синий, зеленый и красный). Предусмотрены выходы управления синхронизацией в вертикальном и горизонтальном направлении. Колодка содержит контакты, позволяющие идентифицировать монитор. А информация считывается графическим адаптером, который не позволит выбрать не поддерживаемые режимы работы (или повышенную частоту обновления).

    Папа и мама VGA соединения

    Папа и мама VGA соединения


    Разделяют штекеры нескольких категорий:

    Преобразователи VGA, HDMI и DVI

    Для коммутации мониторов и иного периферийного оборудования используется штекер VGA или VGA переходник, позволяющий подсоединить устройства с портами HDMI или DVI. В зависимости от типа цифрового разъема в составе переходника могут использоваться электронные контроллеры. Например, при конвертации сигнала VGA или DVI в формат HDMI. Пользователь подбирает узел с учетом портов, используемых на графической карте. При этом следует учитывать, что стандарт HDMI обладает электрической совместимостью с DVI-D и DVI-I, что упрощает конструкцию адаптера.

    Преобразователи VGA и HDMI

    Преобразователи VGA и HDMI


    Конвертер используется для коммутации жидкокристаллического монитора или телевизора, имеющего цифровой разъем HDMI, к видеокарте старого образца. Интерфейсы отличаются форматом сигнала, цифровой стандарт поддерживает трансляцию видео и звукового сопровождения. Кроме того, протоколы обеспечивают вывод изображения с различным разрешением. Для коммутации используется специальный HDMI-VGA адаптер со встроенным электронным конвертером сигналов.

    Устройство вставляется в разъем графического адаптера. И одновременно подключается звуковая карта компьютера (через стандартный штекер 3,5 мм Jack). Сигнал обрабатывается контроллером. А для работы устройства необходимо подать питание от внешнего блока или через разъем USB. На телевизионный приемник или монитор подается цифровой сигнал, который содержит видео и параллельное звуковое сопровождение. Устройства не требуют установку драйверов и позволяют вывести изображение стандарта 1080р. В этом случае максимальное разрешение на входе составляет 1920х1200 точек.

    Встречается оборудование, оснащенное акустическими разъемами типа 2хRCA. При этом на корпусе предусматривается кнопка включения или отключения протокола HDCP, обеспечивающего защиту контента. Существуют обратные конвертеры, позволяющие подключить к цифровому порту видеокарты монитор старого образца. В конструкции устройства предусмотрен акустический вывод (3,5 мм Jack) для коммутации колонок или наушников. Питание осуществляется от цифрового разъема, дополнительные провода в конструкции отсутствуют.

    Преобразователи VGA и DVI

    Преобразователи VGA и DVI


    Компактный переходник DVI-VGA позволяет коммутировать жидкокристаллические мониторы к графическим адаптерам старого образца. Конвертер также может работать в обратную сторону. Электроника внутри блока не предусмотрена, что обуславливает низкую стоимость изделий. Переходник оснащен пластиковым корпусом, на котором предусмотрены винты крепления к видеокарте и шнуру монитора.

    При покупке преобразователя следует учитывать стандарт разъема DVI. Эти стандарты отличаются по формату сигнала и направляющему ключу в колодке. Например, преимуществом цифрового формата DVI-D является повышенное до 2560х1600 точек разрешение картинки. Кроме того, существуют аналоговый интерфейс DVI-A. А также комбинированный разъем DVI-I, позволяющий передавать аналоговый или цифровой сигнал. На видеокартах встречается колодка формата DVI-D. Изредка встречается порт DVI-A, в котором предусмотрены дополнительные 4 контакта для аналогового сигнала.

    Если планируется подключить монитор к разъему DVI-A, то переходник не содержит электронику и не требует питания. Конвертер для DVI-D оборудован микропроцессором, который требует дополнительное питание (адаптер входит в комплект поставки). Устройства могут оборудоваться удлинительным шнуром длиной до 1800 мм. Следует учитывать, что преобразователь может перерабатывать сигнал только в одном направлении, универсальные устройства не выпускаются.

    Подробнее о конвертерах VGA

    Подробнее о конвертерах VGA


    Другие разновидности преобразователей сигнала:

    Подробнее о кабельных преобразователях

    Подробнее о кабельных преобразователях


    Наиболее распространенные версии кабельных преобразователей:

    VGA и Mini VGA

    VGA и Mini VGA


    На компьютерах Apple Mac или ноутбуках ряда производителей встречается колодка аналогового формата Mini с 14 контактами. Она не смогла набрать популярность среди пользователей. А затем ее вытеснили разъемы цифрового стандарта. При этом монитор подключается с помощью шнура, оснащенного малогабаритным разъемом. К тому же существуют адаптеры, позволяющие коммутировать оборудование со стандартной колодкой. Конвертеры рассчитаны на максимальное разрешение 1920х1080 точек при частоте обновления кадров до 60 FPS.

    Читайте также: