Вид использования компьютера как средства обучения на материале конкретного предмета называется

Обновлено: 04.07.2024

Средства обучения. Компьютер как средство обучения.

Средства обучения - это составная часть метода обучения.

Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения, это разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.

Выбор средств обучения определяется:задачами урока или занятия, содержанием учебного материала, применяемыми методами обучения, предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:

1.Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3.Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

Классификации средств обучения:

1.По характеру воздействия на учащихся:

визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;

аудиальные:музыкальный центр, радио;

аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности:

простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению:

натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

объемная (геометрические фигуры, чучела);

изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);

графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

символическая (географические карты, глобус);

звуковая(магнитофонная запись);

мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

Но в то же время надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

Виды средств обучения и их характеристика.

I.Вербальные средства обучения:

остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.

главный инструмент общения, передача знаний.

II.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся:

естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).

карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.

диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

наглядность должна быть эстетически выполнена;

наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;

привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты;

для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;

во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся;

при показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;

количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

III. Технические средства обучения:

ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО.

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

4. Современные информационные средства обучения.

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобрело широкое распространение.

Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Появились мультимедийные проекторы, которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).

Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется учителем на ее поверхности, мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Классная доска тоже претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах.

Доступы к системе разделены на 2 модуля:

административный (для директора, завуча и учителей)

Дляучеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:

информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;

информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,

различные графики для оценки успеваемости;

информирование о расписании и заменах уроков;

родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.

Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.

Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы.

В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка - один клик мышки);

легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;

построение отчетов по успеваемости и посещаемости;

удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;

также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;

удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;

формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;

персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;

контроль над получением всей информации родителями;

возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы "домашнее задание" для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;

размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);

удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).

В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;

анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;

построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;

простая обратная связь с родителями учащихся.

Для успешного использования ТСО необходимо решить некоторые вопросы:

- тщательный отбор содержания обучения в соответствии с возможностями КСО;

- прогноз воздействия ТСО на мышление учащихся;

- грамотный выбор способов сочетания традиционных и компьютерных средств обучения.

Поэтому не следует абсолютизировать компьютерные средства обучения. Надо помнить, что сама по себе передача информации не несет в себе передачу опыта, знаний, эмоций и культуры, поэтому компьютерные технологии являются хоть и очень эффективными, но, все же, вспомогательными в процессе обучения.

Можно сформулировать цели использования ТСО:

- реализация социального заказа в связи с глобальной компьютеризацией и информатизацией всего общества;

- повышение качества обучения за счет использования ТСО;

- углубление межпредметных связей за счет использования компьютера при создании, хранении и обработки материала;

- развитие и подготовка обучаемого к продуктивной деятельности;

- формирование умений принятия оптимальных решений в сложных условиях;

- формирование информационной культуры;

- умение осуществлять обработку полученной информации;

- развитие конструктивного мышления благодаря работе с компьютером;

- развитие творческого мышления.

Определяются и основные направления внедрения компьютерных средств обучения:

- средство организации интеллектуальных игр;

- средство распространения методического опыта;

- средство контроля и мониторинга;

- средство, совершенствующее весь процесс обучения в целом.

Возможности ТСО для учащихся:

- адаптация к интеллектуальным возможностям учащегося;

- гибкость всего процесса обучения;

- определение причин ошибок.

Для учителей компьютерные технические средства обучения дают возможность:

- ограничить область информационных потребностей учащихся;

- выделить основную и полезную информацию;

- создание динамических изображений;

- звуковое и видео сопровождение материала;

- облегчение контроля знаний учащихся;

- определить проблему обучения легко и быстро;

- моделировать действия учащихся;

- обеспечение работы в он–лайн режиме;

- обеспечение дифференцированного обучения;

- обеспечение дистанционного обучения;

Проведя такой анализ ТСО, можно сделать следующие выводы:

- использование компьютера открывает огромные возможности для развития процесса обучения, в том числе самостоятельного;

- появляется возможность углубленного самоконтроля;

- проведение телемостов и дистанционного обучения;

- участие в сетевых конкурсах и проектах;

- дистанционное общение со сверстниками – для учащихся и с коллегами – для учителей;

- консультации с высококвалифицированными специалистами из любой точки мира;

- доступ к мировым общекультурным и общенаучным ценностям;

- доступ к виртуальным библиотекам.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий открывает огромные возможности для повышения качества образования. Учебное занятие с использованием компьютерных средств обучения эффективнее, а восприятие предлагаемой информации намного превосходит возможности в этой области любых традиционных наглядных пособий, роль уроков с использованием технических КСО возрастает, а, значит, обостряется значимость проблемы изучения компьютерных средств обучения как инструмента для обучения различным дисциплинам.

«Проактивный» стиль педагогического общения характеризуется тем, что учитель
«Реактивный» стиль педагогического общения характеризуется тем, что учитель
«Сверхактивный» стиль педагогического общения характеризуется тем, что учитель
Аналого-цифровое преобразование сигнала характеризуется
Аналоговое представление информации в технических системах заключается в представлении информации в виде
Аналоговое преобразование информации характеризуется
Аудиовизуальные технологии - это технологии
Бинауральный эффект слухового восприятия возникает благодаря
Бинокулярный эффект зрительного восприятия возникает благодаря
Большая информативность зрительного восприятия по сравнению со слуховым определяется
Большая часть внутренней памяти, которая служит для приема, хранения и выдачи информации, называется
В связи с активным воздействием на человека средств массовой коммуникации в образовательной парадигме современного общества происходят
В содержание вводных обзорных видеофильмов входят
В содержание заключительных обзорных видеофильмов входят
В содержание интегративных видеофильмов входят
В содержание обобщающих видеофильмов входят
В содержание систематизирующих видеофильмов входят
В философском смысле информация - это
Вербальными компонентами человеческого общения являются
Взаимовлияние средств массовой информации и организованного обучения в школе
Вид использования компьютера в педагогической деятельности, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, называется
Вид использования компьютера для личных интересов (увлечения и развлечения и пр.) называется
Вид использования компьютера для поддержки универсальных видов деятельности: письма, рисования и других - называется
Вид использования компьютера для применения информационных технологий в педагогических институтах называется
Вид использования компьютера для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разных профессиях называется
Вид использования компьютера как средства обучения на материале конкретного предмета называется
Видеозапись - это
Видеокласс, оснащенный компьютером, который осуществляет управление подключенным к нему демонстрационным оборудованием, называется
Видеомагнитофон - это
Видеоплеер - это
Видеоприложение к учебнику представляет собой
Влияние современных информационно-коммуникативных средств на организацию учебно-познавательной деятельности выражается в
Вместо традиционной классной меловой доски используется следующее техническое средство обучения
Внедрение новых информационных технологий в систему управления учреждениями образования, а также в учебный процесс называется
Во время урока технические средства статической проекции возможно использовать
Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов относится к
Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы относится к
Главные компоненты общения - это
Грампластинка является
Громкость звука понимается как
Дистанцию общения близких людей называют
Дистанцию общения выступающего с аудиторией называют
Дистанцию официального общения называют
Дистанцию повседневного общения людей называют
Для эпипроекции возможно использовать
Дорожки при двухдорожечной записи звука располагаются на магнитной ленте на
Доска оптическая - это
Естественными источниками аудиовизуальной информации являются
Жидкокристаллическая панель предназначена для
Записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся называются звукозаписями
Записи голосов писателей, исторические фонодокументы, выступления политических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников событий, записанные на грампластинках, называются
Запоминающее устройство ЭВМ, куда вводятся обрабатываемые данные и выполняемая программа, называется
Зритель видит на экране непрерывное движение благодаря
Интерактивный компонент общения характеризует
Интерактивный компонент общения характеризуется
Информационная насыщенность относится к
Информационный центр учебного заведения, содержащий, помимо печатной продукции, видеокниги и компьютерные программы, а также устройства для их реализации, называется
Информация в математическом смысле определяется как
Информация в обиходном смысле понимается как
Информация в техническом смысле определяется как
Информация с грампластинки считывается по спирали от
Информация с грампластинки считывается с __________ скоростью
Информация с компакт-диска считывается по
Информация с магнитной ленты, помещенной в компакт-кассету, считывается с
Искусственными источниками аудиовизуальной информации являются
Использование кодоскопа для проецирования на экран выполняемых учителем на ленте прибора рисунков и схем является
К числу статических экранных средств обучения относятся
Кабинет, оборудованный для воспроизведения видеозаписей, называется
Какое свойство зрения лежит в основе стереоскопических систем передачи и воспроизведения изображения
Кинескопы предназначены для
Коммуникативный компонент общения характеризует
Комплекс технических средств и программного обеспечения, способный реализовать любой алгоритм, оформленный в виде программы, хранимой в памяти, и ориентированный на реализацию процессов переработки информации во взаимодействии с человеком, называется
Комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука, называются
Комплект носителей обучающей информации на лазерных дисках называется
Компьютер IBM РС был впервые произведен в
Компьютерные игры, близкие по сюжетам и целям к традиционным математическим головоломкам и упражнениям, называются
Компьютерные игры, имеющие целью с помощью игровых ситуаций сообщить пользователю определенные сведения, помочь закрепить их, разобраться в каких-то вопросах, называются
Компьютерные программы - это
Компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую, а также видеоинформацию, называются
Конструктивная часть компьютера, предназначенная для взаимодействия его устройств и обмена информацией между ними, называется
Критическая частота мельканий света - это частота
Лазерная технология записи звука
Личностная аудиовизуальная культура является
Магнитная головка предназначена для
Магнитная запись звука на магнитную ленту называется
Магнитная лента является
Магнитный способ записи звука
Механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов называется
Механический способ звукозаписи - это способ
Микроскопические углубления в рабочем слое компакт-диска, несущие информацию, называются
Микрофон предназначен для
Моноблок - это
На уроках физики звукозапись может быть использована при постановке опытов по
Наиболее распространенными носителями информации для воспроизведения на компьютере являются
Научная дисциплина, изучающая структуру, общие свойства информации и закономерности процессов коммуникации в технических устройствах и жизни людей, называется
Небольшая по размерам и стоимости ЭВМ, предназначенная для индивидуального пользователя, называется
Невербальные компоненты общения - это
Невербальными компонентами человеческого общения являются
Негативным последствием внедрения новых информационных технологий в практику образования является
Носители информации характеризуются возможностью изменения и сохранения
Обеспечить на уроке зрительное изображение, звуковое сопровождение, динамику и статику изучаемых объектов можно путем
Общеобразовательные телепрограммы предназначены для
Объективными характеристиками общения являются
Оптико-механический прибор для проецирования на экран изображений, выполненных на прозрачной подложке, называется
Оптический компакт-диск является
Оптический способ записи звука характеризуется тем, что
Основное функционально законченное устройство обработки информации ЭВМ называется
Основными характеристиками виртуальной реальности являются
Основой стереофонической передачи и воспроизведения звука является
Память, где хранятся часто используемые (универсальные) программы и данные (программы операционной системы, программы тестирования оборудования ЭВМ и др.), называется
Память, предназначенная для размещения больших объемов информации и обмена ею с оперативной памятью, называется
Первой стадией восприятия кадра диафильма является
Первый компьютер на интегральных схемах выпустила фирма
Первым этапом работы учителя на уроке с применением звукозаписей является
Передача звука на большие расстояния упрощается благодаря
Передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, радио, телевидения и т.п.) называется
Передачи, предназначенные для использования на уроке, а также при проведении факультативных занятий и внеклассных мероприятий, называются
Перцептивный компонент общения характеризует
Под виртуальной реальностью понимается
Под интенсивностью звука понимается
Под термином «видеомодуль» подразумевается
Подробное описание управляющей деятельности преподавателя во взаимодействии с учебной работой учащихся называется
Позитивным следствием внедрения новых информационных технологий в практику образования является
Показ изучаемых явлений в развитии, динамике относится к
Получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации называется
Помехоустойчивой формой предъявления информации является
Понятие «аудиовизуальная культура» широко распространилось в связи с появлением
Понятие «виртуальная реальность» получило широкое распространение в связи с
После демонстрации учебного фильма учителю необходимо
Предметная аудиовизуальная культура является
Преобразователем аудиоинформации является
Преобразователем видеоинформации является
Преобразователи информации характеризуются изменением
При знакомстве с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях, целесообразно применять
При знакомстве учащихся с микро- и макрообъектами целесообразно использовать
При использовании видеозаписей для уточнения знаний целесообразно их
При использовании ТСО форма организации познавательной деятельности учащегося
Применение ТСО в исследовательском методе обучения приводит к
Применение ТСО в объяснительно-иллюстративных методах в обучении приводит к
Применение ТСО в репродуктивном обучении приводит к
Принцип взаимного обмена информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы, в программном обеспечении ЭВМ называется
Принцип предоставления обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения в программном обеспечении ЭВМ называется
Принцип создания учебно-программного обеспечения, ориентированного на стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых), в программном обеспечении ЭВМ называется
Принципиальное различие между способами электронной передачи на расстояние визуальной и звуковой информации состоит в
Принципы построения логической схемы вычислительной машины разработал
Программа, специально созданная для компьютера и предоставляющая пользователю возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране, называется
Программы вспомогательного назначения, используемые в ЭВМ, называются
Программы, выполняющие различные вспомогательные функции в ЭВМ, называются
Программы, обеспечивающие выполнение необходимых пользователям ЭВМ работ, называются
Программы, работающие на компьютере и обеспечивающие создание новых программ, называются
Проекционный экран должен иметь поверхность, рассеивающую свет
Проекция - есть
Процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации называется
Реальность отображения действительности относится к
Система Dolby ProLogic применяется для создания
Система обучения, при которой одним из технических средств обучения является компьютер, называется
Система программного обеспечения ЭВМ, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения, называется __________ обучающей системой
Система, управляющая компьютером, запускающая программы, обеспечивающая защиту данных, выполняющая различные сервисные функции по запросам пользователя и программ, называется
Совокупность общих принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности ЭВМ при решении соответствующих классов задач, называется
Содержание инструктивных видеофрагментов составляет
Содержание логических видеофрагментов составляет(ют)
Содержание проблемных видеофрагментов составляет(ют)
Содержание технологических видеофрагментов составляет
Составляющие вербального компонента общения - это
Сочетание компонентов комплекса ТСО может быть
Специальные фонозаписи по темам школьных программ называются
Специфика аудиовизуальной культуры - это
Способ передачи на расстояние обучающей зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем называется
Средствами учебной аудиовизуальной информации являются
Средствами учебной аудиоинформации являются
Средствами учебной визуальной информации являются
Статичные экранные пособия могут приобретать динамичность при использовании
Субъективными характеристиками общения являются
Суть коммуникативного компонента общения заключается в
Суть перцептивного компонента общения заключается в
Сущность медиаобразования - это обучение с целью овладения
Телевидение - это
Техника класса Hi-End включает в себя
Технические средства, обеспечивающие подачу и восприятие информации, предназначенной для зрения и слуха, называются
Умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера называется
Усилители сигнала характеризуются изменением
Учебник, внесенный в компьютер, но организованный по принципу гипертекста, называется
Учебные видеосериалы предназначены для
Учебный видеофрагмент представляет собой
Фильмоскоп, кадропроектор, кодоскоп, графопроектор, оверхед, являются
Фильмы научного кино, которые предназначаются для демонстрации в ходе обучения и обеспечения наглядности при ознакомлении учащихся с явлениями и процессами, называются
Фильмы, в которых отражены действительные события, называются
Фильмы, снятые по сценарию и занимательно излагающие научную или техническую проблему, называются
Фильмы, созданные в процессе научно-исследовательских работ и служащие для решения конкретных научных задач, называются
Фотография - это
Функция мотивирующих видеофильмов - это
Функция плазменной панели заключается в
Функция полупроводниковой светочувствительной матрицы заключается в
Функция пропедевтических видеофрагментов - это
Функция психологических видеофрагментов заключается в
Цифро-аналоговое преобразование сигнала характеризуется
Цифровое представление информации в технических системах заключается в представлении информации в виде
Экранное учебное пособие, выполненное фотографическим способом на светочувствительном слое с прозрачной подложкой, называется
Электроакустическая система предназначена для


Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в образовательные учреждения - давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого человеку необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями.

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения:

1. Учебный - использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.

2. Орудийный - компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

3. Профессиональный и профориентационный - применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

4. Дефектологический - компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройств печати шрифта Брайля и т. п.), а также соответствующего программного обеспечения.

5. Досуговый - все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т. п.). Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.

6. Учительский - применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.), для ведения личного архива учителя и т. д.

7. Организационный - использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.

8. Педвузовский - все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора, выявление аномалий развития и т. д.

В процессе внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

- современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;

- системного и прикладного программного обеспечения;

- методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

При компьютеризации образования возникает ряд сложных проблем, требующих своего изучения и решения.

1. Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компьютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творческой деятельности - рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с издательскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной почтой и т. д.

2. Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования.

3. Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов.

4. Создание компьютерных баз данных по направлениям: «Ученик», «Успеваемость», «Здоровье», «Семья», «Трудные подростки» и пр. для организации педагогического менеджмента (управления) и другие аспекты..

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три "и"»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:


Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - отмечено в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлениям, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Под методами обучения понимаются способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методы обучения классифицируются: по источнику знаний (словесный, наглядный и т.д.), по их назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.), по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический и т.д.), по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, его закреплению и т.д.).

Дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считают, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разработали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделили следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.; б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.[37, с. 216]

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.[12, c. 67]

Традиционные методы обучения возможны с использованием компьютерных технологий. Так, объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод может сопровождаться мультимедийными технологиями, позволяющими значительно расширить иллюстративную базу; частично-поисковый или эвристический метод при поиске информации в сети Интернет; репродуктивный метод использует адаптивные системы на базе компьютера; совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по своей сути, объединяет «метод проекта». То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления. Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе «Обучение для будущего».

Методы контроля широко используются в дистанционном обучении. Программы для контроля могут быть нескольких видов контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Программы для контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в виде формул, или же с помощью указателя. Каждая программа обеспечивает высокую степень объективности контроля.

Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются, в первую очередь, словесные (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков) и практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

групповые обсуждения –дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);

мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций.

К примеру, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он должен получить всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;

тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий.

Выбор методов активного обучения (Таблица 1.1) зависит от различных факторов. Но, в первую очередь, он определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной их классификацией.

Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время, позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.[39, с. 107]

Так, традиционный урок начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски используется проектор и компьютер. Качественный демонстрационный материал значительно обогащает уроки «Окружающего мира», наглядные интерактивные модели упрощают понимание математики, а использование текстового редактора помогает организовать коллективную работу над текстом. Поддержка в форме тезисов, цитат, изображения и звука помогает учащимся начальной школы значительно больше, чем взрослым, позволяя организовать свои мысли и речь.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к начальному общему образованию, цель которого – заложить потенциал творческого, всестороннего развития личности.

Компьютеризация образования приводит к радикальной перестройке содержания и методов воспитания и обучения. Новые информационные технологии входят в систему дидактики по ряду направлений: они становятся новыми средствами игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, обогащают новым содержанием общение детей друг с другом и с учителем, входят в систему с традиционными методами и приемами техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий. Открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

Таким образом, под компьютерной технологией обучения в профессиональной подготовке специалистов мы понимаем систему общепедагогических, психологических, дидактических и методических процедур взаимодействия педагогов и обучаемых с учетом технических и человеческих ресурсов и в соответствии с этим нами были рассмотрены дидактические принципы, методы, свойства, особенности, формы представления учебной информации с помощью КТ позволяют лучше структурировать учебный материал и организовать быстрый эффективный способ его понимания.

Читайте также: