Виды компьютерных технологий и их влияние на самообразование

Обновлено: 05.07.2024

Проникновение современных технологий в образовательную практику. Интернет как универсальный источник педагогической, методической и научной информации для учителя. Имидж современного учителя, необходимость знаний им информационно компьютерных технологий.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 14.10.2013
Размер файла 7,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Использование современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования преподавателя

Большая Советская Энциклопедия объясняя значение слова «самообразование», указывает, что под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования -- изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы.

Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и т. п.

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в других научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру.

Ежедневная необходимость поиска и анализа новой информации, желание творчества, стремительный рост современной науки, изменения, происходящие в жизни общества, конкуренция, общественное мнение, материальное стимулирование, - все это заставляет педагога идти в ногу со временем. Каковы же преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

Универсальным источником педагогической, методической и научной информации для учителя является Интернет. Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире, обсуждать на форумах интересующие вопросы. При подготовке к урокам быстро находить необходимый информационный, справочный, иллюстративный и другой материал, пополнять свои знания. Освоение различных компьютерных программ, умения работать с текстовой, графической, числовой информацией помогают учителю идти в ногу со временем, применять знания в практической деятельности.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественно-творческого развития учащихся. Проектирование урока с мультимедийной поддержкой, а также использование электронных образовательных ресурсов сделают ваш урок современным и продуктивным. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства.

Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг. Компьютер также является универсальным и емким средством сбора, переработки и хранением информации - материалов, необходимых учителю в работе.

Приведу пример. Моё увлечение - роспись по стеклу. Интерес к этому виду прикладного творчества заставил найти специальную литературу в формате PDF, с помощью Интернета осуществить поиск единомышленников, пообщаться с ними и получить интересную, полезную информацию и советы.

Я - преподаватель методики изобразительного искусства с почти тридцатилетним стажем работы. Появление информационных компьютерных технологий предоставило возможность познакомиться и начать освоение программы CorelDraw. Это один из самых популярных графических редакторов, предназначенных для работы с векторной графикой. Освоение данной программы позволило увидеть, что изображение можно создавать не только с помощью карандаша и красок, но и с помощью техники. Открываются большие возможности для творчества. Книги, мультимедийные курсы, интерактивное обучение - все это позволяет при желании освоить программу и применять в педагогической деятельности.

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

современная технология образовательная практика

Подобные документы

Методологические основы и типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике. Особенности диагностики с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютерных тестов в психолого-педагогической диагностике.

курсовая работа [48,1 K], добавлен 21.08.2011

Изучение условий эффективного использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Методика исследования состояния звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.

дипломная работа [327,7 K], добавлен 15.08.2014

Информационные технологии и их значение в современной методике обучения. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории и методика их применения. Использование видеоносителей, компьютерных программных технологий.

дипломная работа [86,9 K], добавлен 21.12.2009

Организация учебной деятельности на уроках искусства. Применение музыкально-компьютерных технологий (программы Adobe Audition и нотного редактора "Sibelius") в работе над созданием авторского произведения. Диагностика уровня интереса учащихся к предмету.

реферат [53,5 K], добавлен 17.11.2013

Информационные технологии в образовании. Применение интернет-ресурсов на уроках иностранного языка. Разработка и практическое применение методики повышения мотивации изучения английского языка с применением информационно-компьютерных технологий в школе.

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных, ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. Важно понимать, что понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов обеспечивающих достижение целей информатизации образования. В основе средств информационных технологий, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств. В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара и с легкостью делиться ей. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов, которые помогут не только разнообразить процесс обучения, но и сделать его интереснее. С помощью сетевых средств информационных технологий становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций, вебинаров) в реальном режиме времени. Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации: CD-ROM, DVD и т.д. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или социальные сети, общение между участниками образовательного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время, так же педагоги без труда могут общаться с родителями учеников и делиться своими наблюдениями. С изобретением компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти изменения коснулись, в том числе, и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах осуществляется с помощью компьютерных технологий. Так же сегодня компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения занятий в школах а, так же при подготовке учителя к урокам. Теперь личностный рост педагога и его имидж напрямую зависит от всемирной сети. Можно совершенствовать свои навыки и знания, не выходя из дома. Необходимо отметить, что видов и, соответственно, методов использования информационных технологий много, и задача педагога состоит в том, чтобы освоить их, то есть не ограничиваться применением мультимедиа, скажем, а реализовывать потенциал всех форм. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информатизации, программных средств, их содержательного наполнения. Корректное определение средств информационных технологий и средств информатизации образования представляет собой существенную проблему. На первый взгляд, логичнее было бы к средствам информатизации образования отнести любые средства и инструменты, имеющие отношения к обработке и представлению информации, используемой в образовании. При таком подходе к средствам информатизации образования помимо компьютеров и программного обеспечения будут относиться и обычная книга, и магнитофон, и медиа проектор. Такое определение средств информатизации образования имеет полное право на существование. Персональные компьютеры и связанные с ними информационные и коммуникационные технологии являются основой информатизации общего среднего образования. В современных условиях быстрого развития информационных технологий компьютер превращается во вполне доступный инструмент, который можно и нужно использовать в учебной деятельности. Обучение с помощью средства информационных технологий осуществляется, либо под руководством учителя, либо полностью обучающим средством данных технологий. Систему диалогов следует планировать и строить в зависимости от того, какой из двух вариантов обучения предполагается использовать в образовании. Технические средства, используемые в общем среднем образовании можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности все технические средства могут быть разделены на группы в зависимости от вида информации и принципов, лежащих в основе их функционирования. Современные технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Одной из целей преподавателя является расширение мировоззрения учеников до планетарного уровня. Сегодня, при помощи информационных технологий, эта цель может быть достигнута наиболее эффективно и быстро.

Главным качеством Интернет является наличие огромного количества информации на различных языках. Зачастую, такая информация не предназначена непосредственно для применения в качестве учебного материала, однако, для многих учащихся возможность работы в Интернете на уроке служит важным мотивом поведения. Из этого можно сделать вывод, что учителю следует грамотно использовать данную мотивацию. Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет является наличие механизмов поиска. Для обеспечения эффективного поиска информации в компьютерных сетях применяются технологии поиска информации, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям возможность быстрого поиска информации. Разработаны поисковые системы, которые по нужному слову или сочетанию слов находят ссылки на нужные страницы в сети, в которых представлено это слово или сочетание. Вместе с тем, несмотря на наличие существующих поисковых систем, пользователю приходится тратить большое количество времени как на процесс поиска информации, так К сожалению, негативная сторона данного вопроса заключается в том, что информация выдаётся, как правило, бессистемно и вразброс, и у ученика, не работавшего до этого с поисковыми Интернет-системами, этот информационный хаос может существенно затруднить поиски. А так же вероятно возникновение информационной перегрузки, которая, так же как и недостаток информации, могут вызывать серьезные функциональные нарушения, которые можно трактовать и как нарушения психического здоровья. В связи с этим у школьников может пропасть интерес и мотивация к использованию сети Интернет или же будет проявляться разброс интересов и поверхностное поглощение информации. Неприятие работы в сети, в свою очередь, может привести к отказу от практического использования преимуществ сетевых технологий в процессе обучения и в повседневной жизни. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "опасности" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала, а так же отвлечь от работы негативной информацией. Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения. Современные дети всё больше черпают информацию из Интернета (уже даже телевизор отходит на второй план), нежели из книг. Далеко не все из них могут даже в старших классах грамотно пользоваться учебником, так как они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне, преимущественно с помощью визуального ряда, а не текста.Сочетанием динамик и с разумными объёмами предаваемой информации оказываются компьютерные слайд-фильмы, или, как их сейчас принято называть, презентации. Для создания и просмотра таких фильмов используется программа Powerpoint и другие ее аналоги. Слайд-фильмы обладают рядом свойств, которые подчёркивают их целесообразность использования на уроках:

-Динамика предъявления текста задаётся педагогом (это происходит либо заранее, при разработке слайд-фильма, либо в процессе демонстрации, то есть в ходе урока. Последний фактор зависит в первую очередь от уровня подготовки класса к усвоению материала, а так же привычного темпа работы на уроке как учителя, так и учащихся.

-Логика предъявления текста задаётся педагогом. То есть преподаватель имеет возможность забежать вперёд, «перемотав» несколько слайдов, если потребуется, или, наоборот, «отмотать» назад, дав детям возможность ещё лучше запомнить или зафиксировать в тетради те или иные фрагменты урока, отраженные в презентации.

Создается впечатление, что использование информационных технологий всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Конечно во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю. Использование средств информационных технологий в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

*совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;

*введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

*внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

*повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

*организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

*совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

Данный процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для успешного развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними. Использование современных средств информационных технологий во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий. В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информационных технологий. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Другим существенным недостатком является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и личного общения. Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств информационных технологий срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников. Иногда это даже вызывает желание обучающихся отказаться от своих мыслей и рассуждений, развития собственной точки зрения, так как легче взять чужие работы, чтобы сэкономить свое время. Информационные технологии могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения. Чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса, поэтому учитель должен не только помогать получать информацию, но и научить грамотно ею пользоваться и выбирать только самое нужное и полезное. Информационные технологии – это наше будущее, без них мы не можем существовать. С появлением глобальной сети у нас есть возможность самообразования, получение знаний не заканчивается со школьным звонком, оно продолжается дома. Мы открываем дверь в бесконечный мир всего интересного и неизведанного, который поможет нам обогатить нашу жизнь.

Список литературы

Кинелев В.Г. Образование и цивилизация: Докл. на пленар. заседании Второго Междунар. конгр. "Образование и информатика", 1 июля 1996 г ., М., 1996.

Кривошееев А. О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информ. технологии. 1996. № 2.

Рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда педагоги имеют систематический доступ к компьютерной технике и интернету. Идеальный вариант – если у педагога есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к интернет.

1. Педагог может иметь компьютер у себя дома. Подключение к интернету становится доступным для большинства пользователей.

2. Педагог может посещать небольшой компьютерный центр в школе.

3. Педагог может периодически посещать компьютерные центры общественного доступа, организованные общественными фондами.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.

• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.

• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе.

• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования.

Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

Каковы новые возможности?

С появлением в работе педагога компьютера и интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Не будем забывать, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед педагогом при условии использования компьютера и Интернета?

• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.

• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме

• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).

• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)

• Создание главы или страницы электронного учебника.

• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.

• Создание сборника предметных кроссвордов.

• Разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

• Разработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки учащегося к зачету.

• Разработка проекта организации и занятий воспитательной работы.

• Пакет административной документации педагога.

• База данных методик обучения.

• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).

• Проект личной методической веб-страницы.

• Проект веб-страницы педагогического коллектива.

• Проект веб-страницы образовательного учреждения.

• База данных вопросов и задач по предмету, по главам.

• Пакет психолого-педагогических материалов для педагога.

• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)

• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала имеется у педагога, и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность разместить свой материал в интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.


1. Гаврилова Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб., 2000. 343 с. 2. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пос. М.: Просвещение, 1983. 48 с. 4. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. М., 1992. 151 с. 6. Митрофанов Д.В., Невзоров Н.Н. Современные информационные технологии в системе высшего военного образования // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж: ИЦРОН, 2014. 186 с. 7. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада Б.М. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 273 с. 8. Силкина Н.В., Пекельник Н.М., Петрова М.А. Организация самообразовательной деятельности обучающихся при изучении математических дисциплин / Теория и практика профессионального образования // Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск I / Под ред. А.Д. Копытова, Н.В. Силкиной. Новосибирск: Томск: Томский ЦНТИ, 2006. 230 с. 9. Тарасов Ю.Н. Философские проблемы информатики: курс лекций для аспирантов: учеб. пос. Изд. 2-е, испр. и доп. Воронеж, 2007. 100 с. 10. Федорова Е.Л., Федотов А.А. Информационные технологии в науке и образовании / учеб. пос. М.: Форум Инфра-М, 2011. 336 с. В современную эпоху информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности общества, а основными ценностями являются знания, квалифицированность, креативность мышления, опыт, оперативность в работе с получаемой информацией, ее обработкой и принятием решения на основе полученных данных, не только в какой-то конкретной области знаний, но и в междисциплинарных областях.

Происходящие информационные процессы требуют выявления особенностей применения соответствующих технологий, преобразования содержания образовательного процесса и парадигмы взаимодействия между его участниками, внесений изменений с целью модификации, в том числе дидактических принципов обучения, с учетом использования средств информатизации.

Именно в таких условиях готовность студентов вузов высших учебных заведений к самообразованию актуализируется, так как это решает проблему компенсации недостаточности знаний, которые требуются для дальнейшего профессионального роста. Информационные технологии играют главную роль в процессах получения, накопления и распространения новых знаний в различных направлениях, среди которых информационное моделирование, искусственный интеллект и когнитивная графика. Применение данных технологий в процессе обучения позволяет решать дидактические задачи на технологической основе [6, с. 99].

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение: «Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т. п.» [7, с. 273].

Основой для самообразования являются желание приобрести новые знания, поиск необходимых знаний и способность использовать их. Самообразование является видом свободно выбранной деятельности студента вуза для пополнения необходимого багажа знаний, который так необходим в современных условиях. По мнению Н.В. Фомашиной, самообразовательная деятельность - это систематическая, специально организованная, самодеятельная, контролируемая и оцениваемая самим субъектом познавательная деятельность, направленная на достижение личностных и общественно значимых образовательных целей и профессионального самоопределения студентов вузов. А.К. Громцева считает, что самообразование - это целенаправленная, управляемая самим учащимся познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования [10, с. 13].

Мы считаем, что самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самосовершенствование личности. Данная система регулируется субъектом самообразования и должна быть построена на основе систематизированных форм обучения, исключая шаблонный характер. В своем познании человек продвигается по уровням усвоения и формам деятельности. По уровням усвоения: от узнавания копированию (тактика подражания) и далее к эвристическим и творческим действиям. По формам деятельности: от материальной к материализованной и далее к речевой и умственной.

Проанализировав психологические предпосылки к образованию и обучению, выделим главные:

1) отсутствие студентов, абсолютно схожих по своим физическим и умственным возможностям. Каждый студент обладает набором только ему присущих качеств и способностей, заложенных в нем на генетическом уровне;

2) цели образования, обучения и оценки их качества усвоения должны быть определены с предельной точностью;

3) структура процесса обучения - это алгоритм действий студента для перехода от незнания к знанию;

4) различие студентов в темпе усвоения информации предполагает, что преподаватель или компьютер должны обеспечить организацию их собственной активности и управление этой активностью, а не быть только источниками предоставления информации.

С учетом динамически развивающихся информационных технологий следует учитывать требования, предъявляемые сегодня к новым информационным технологиям обучения, среди которых соответствие основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целеполагание, целостность), решение не решенных ранее в традиционной дидактике теоретически либо практически задач, а также их перевод в разряд средств подготовки и передачи информации студенту.

Исследования проблемы самообразования основываются на том, что деятельность студентов вузов по овладению знаниями, умениями и навыками должна носить личностно-творческий характер - это наиболее перспективное направление в области педагогической информатики [2, с. 273], формировать у каждой индивидуально взятой личности творческую инициативу, ориентированную на поиск и эффективное решение учебных и профессиональных задач.

На основе анализа научно-педагогической литературы, различных научных походов современных классиков педагогики были определены наиболее важные составляющие самообразовательной деятельности студентов вузов и будущих специалистов:

  1. планирование содержания самостоятельной работы для достижения заданных целей;
  2. контроль и оценка своей деятельности с помощью систе­мы критериев;
  3. проведение корректирования отклоне­ний от содержания;
  4. совершенствование образовательной среды, подбор методов и форм профессионально-ориентиро­ванного обучения на основании потребностей и задач обучаемого;
  5. создание индивидуальной об­разовательной траектории обучающегося в границах общей образовательной среды (темп обучения, оптимальное соотношение уже известной и новой учебной информа­ции, взаимодействие с «субъектом» и «объектом» учебно-воспитательного про­цесса и пр.) [8, с. 230].

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах необходимо предусматривать элективные курсы информационного цикла, которые учитывают различные уровни компьютерной подготовленности обучаемых и сферу их будущей профессии. Студент должен иметь возможность участвовать в глобальных проектах, имея те задачи, которые отвечают уровню его информационно-компьютерной подготовки.

С помощью применения информационных технологий решаются следующие дидактические задачи [5, с. 3]:

  1. повышение уровня организации преподавания, увеличение уровня индивидуального обучения;
  2. повышение продуктивности обучающихся студентов вузов в процессе самоподготовки;
  3. индивидуализация работы преподавателя;
  4. уменьшение времени издания передовых технологий и доступа к достижениям педагогической науки;
  5. усиление мотивации к обучению;
  6. мотивация процесса обучения, привлечение обучающихся к научной деятельности;
  7. обеспечение гибкости процесса обучения.

Креативные информационные технологии ориентированы на студентов вузов и помогают развивать у них необходимые качества, воспринимать, запоминать, анализировать и понимать смысл получаемой информации.

Готовность студентов вузов к самообразованию с помощью информационных технологий, по нашему мнению, определяется следующими критериями эффективности данного процесса:

  1. повышением качества подготовки студентов вузов;
  2. увеличением доли творчества и интеллектуальности в процессе самообразования;
  3. адаптацией информационных технологий при самообразовании к личным особенностям студента;
  4. разработкой информационных технологий обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности обучаемого;
  5. повышением мотивации на изучение информационных средств и методов для эффективного применения в будущей профессиональной деятельности.

Самообразование с помощью информационных технологий имеет целый ряд преимуществ перед традиционными способами обучения и облегчает поиск, подбор необходимой информации, улучшает способность обучаемого к анализу информации, вызывает у студента постоянное желание к самосовершенствованию, творчеству и инициативе. Например, дистанционное обучение является самым ярким преимуществом, которыми обладают информационные технологии. В основе такого способа обучения лежит принцип движения знаний к учащимся через глобальную информационную сеть. Следует отметить, что дистанционное обучение не заменяет, а эффективно дополняет традиционную систему образования и по своей сути направлено на организацию продуктивной самостоятельной, учебно-познавательной деятельности студентов вузов. Дистанционное и непрерывное образование очень часто обсуждается в контексте современных технологий обучения. Многие ученые и преподаватели видят Интернет, видеоконференции и другие современные методологии как самый главный инструмент образования будущего. Обучение в вузе только тогда можно считать эффективным, когда знания, умения и навыки, которыми овладевают студенты, являются для них личностно-значимыми, обусловливая формирование у них целостного научного мировоззрения и творческой инициативы, которые становятся качествами их личности и свойствами будущей профессиональной деятельности. Для организации самообразовательной работы студентов вузов при дистанционном способе обучения используются электронные учебные курсы, учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные виртуальные практикумы, стенды, сетевые проекты, телеконференции, тематические каталоги по отдельным образовательным областям и др.

В настоящий момент личность должна быть готова к применению информационных технологий в процессе профессиональной деятельности, а для этого необходимо наличие гибкости мышления (его нестандартности), способности к быстрой адаптации к условиям работы. Именно поэтому суть образования в вузе не следует сводить к простому обучению, формированию шаблонных знаний, навыков и умений. Студентам необходимо формировать желание к развитию и самоутверждению, прививать навыки самообразования и совершенствования. Образование включает как традиционную часть знаний, совокупность определенных научных сведений об окружающем мире, так и особые знания - ориентированные на осознание места познающего субъекта в мире и его утверждения в нем. Эти знания носят оценочно-ценностную окраску, задают как бы стратегию познавательной деятельности и оперирования полученными знаниями. Они не укладываются в рамках конкретной дисциплины, являясь междисциплинарными, и открывают новые возможности в создании целостной картины мира.

Целостное мировоззрение предполагает наличие системности мышления, в основе которого заложено формирование алгоритмического способа деятельности человека, являясь одной из главных целей современного образования. Сформированность современной картины мира сегодня является приоритетной задачей в системе задач обучения, в процессе которого осуществляется развитие навыков использования информационных технологий.

Применение информационных технологий открывает новые возможности в самообразовании студентов вузов всех форм обучения. Информационные технологии в процессе самообразования студентов вузов выступают как высокоэффективный педагогический инструмент, позволяющий получить качественно новый образовательный процесс, полностью соответствующий современным требованиям в области образования, повышая при этом эффективность и качество подготовки будущего специалиста. Очевидно, что новая образовательная парадигма формируется в виде известной триады: от целостной картины мира - к целостному значению и через него - к целостной личности. Суть традиционной модели образования изменяется, студент должен не просто получать знания, ему необходимо научиться их систематизировать, анализировать, создавать свое собственное представление о мире. Постоянно развивающиеся информационные технологии возлагают на субъекты самообразования требования, которые обязывают их иметь соответствующие знания, навыки и способности для их использования. Эти знания практически невозможно усвоить механически, личность сама вырабатывает их в результате самостоятельной творческой активности и самоорганизации мышления при взаимодействии с информационными технологиями.

Рецензенты:

Колосова Л.А., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник 2-й научно-исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра (боевого применения и обеспечения) ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж;

Акулова Л. Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой физического воспитания Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж.

Читайте также: