Влияние компьютера и интернета на ребенка

Обновлено: 04.07.2024

Компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные доски и тд. настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них и мы- педагоги просто обязаны быть с компьютером на ты, и использовать его в своей работе, в образовании и обучении детей.

В ходе применения ЦОР из личного наблюдения нами установлено эффективное применение ЦОРов, которое вызывает положительные эмоции к занятию, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Конечно Использования ЦОРов должно быть в соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН)

Работа с мультмедийными пособиями, с использованием компьютерной презентации дает возможность разнообразить формы работы на занятии за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио - и видеоматериала. При правильной методике использования средства технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями являться одним из современных средств и методов обучения детей.

Однако в постоянном применении компьютера на занятии имеется несколько опасностей. Основные – отвлечение внимания и привыкание.

Не секрет, что чрезмерно красочный урок отвлекает внимание ребенка на форму, а не на содержание. Этот факт подтвержден многочисленными исследователями и не вызывает сомнения.

Но всегда ли родители правильно в воспитании и обучении детей компьютер и все что с ним связано.

Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни. Что же происходит с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике? Ка влияет компьютер на развитие ребенка?

В настоящее время не для кого не секрет современных детей захлестнула ранняя компьютеризация. Современные дети начинают смотреть компьютер раньше, чем ходить, бегать, рисовать и играть в игрушки. Практически для всех родителей компьютерные игры, телефоны, смартфоны, гаджеты –палочка выручалочка включил –и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. И родители и мы сами не задумываемся о невидимых на первый взгляд проблемах, которые проявятся у детей и у нас самих от частого использование гаджетов.

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Системный блок и дисплей монитора имеют характерное электромагнитное излучение, формирует повышенный радиационный фон. Низкочастотное излучение при постоянном пользовании компьютером (не зависимо от того, играют ли на нём или набирают текст) воздействует на человека. Причем наиболее подвержен именно детский организм.

В результате электромагнитной радиации появляется раздражительность, усталость, головная боль. Кроме того, повышенный радиационный фон способствует мутации клеток, а значит, увеличивает вероятность развития злокачественных образований.

Ещё одно неблагоприятное влияние компьютера на ребёнка проявляется в перенапряжении зрения.

Детские врачи офтальмологи и неврологи детям до 3-х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуют вообще. При этом не имеет значения, статичная картинка или динамичная.

Другие специалисты называют идеальным возрастом для начала знакомства ребенка с компьютером четыре года. Зрительная функция у ребенка развивается наиболее интенсивно до 4—6-ти лет. А в момент роста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы. Соответственно только с 6 лет при наличии хорошего монитора и под присмотром взрослого можно знакомить ребенка с компьютером. Начинать нужно с 10—15 минут в день, при хорошем освещении и правильной посадке ребенка. В раннем школьном возрасте (1—4 классы) занятия не должны превышать 20—30 минут.

Многие мониторы работают в режиме мерцания. Кроме того монитор имеет большую яркость. При работе или просмотре видео взгляд зрачков фиксируется на экране, мышцы аккомодации постоянно напрягаются.

Перегрузка мышц аккомодации формирует сначала ложную, а затем настоящую близорукость. При компьютерном обучении перегрузка глаз формируется даже на качественных мониторах, у которых цвет приближен к естественному и нет мерцания.

Если обучение происходит без компьютера, глазные мышцы периодически отдыхают. Ребёнок меняет направление взгляда, смотрит на доску, стену, стол, книгу. Смена напряжённости в глазных мышцах не позволяет им перегружаться.

С популяризацией компьютеров частота заболевания близорукостью среди детей увеличилась с 12% до 55%. Эта тревожная диагностика заставляет задуматься и пересмотреть подход к современному обучению, уменьшить количество компьютера и ограничить время работы в интернете.

Если ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать. Регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела, который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. В настоящее время старческие проблемы с опорно-двигательным аппаратом приобретают молодость и диагностируются у детей дошкольного возраста. Слишком увлечённые компьютером дети начинают отставать в физическом развитии. У них начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы. Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром –однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов. От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой. Недостаток двигательной активности приводит к повышению веса, что в юном возрасте может заложить основу для последующих проблем с эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системами. В комнате с где тоит компьютер, работают вентиляторы охлаждения, прогоняют воздух, в котором содержится пыль. Пыль ионизируется, влажность воздуха снижается, температура воздуха повышается. Вот вам и предпосылки к развитию частых ОРЗ.

Психика и поведение ребенка

Один из самых сложных вопросов влияния компьютера на детей является вопрос о влиянии на психическое здоровье и его развитие.

Играя в компьютерные игры, малыш перестаёт адекватно реагировать на реальный мир. Снижается оценка опасностей и значимость человеческой жизни. Иногда дети отождествляют реальность с компьютерной игрой, где в запасе есть как минимум десять жизней.

Подавляющее число детей идут на неоправданный риск, демонстрируя свою смелость и независимость (прыгают с мостов и крыш многоэтажек, перебегают дорогу перед быстроедущим автомобилем). У детей, часто играющих в стрелялки,искажается мировосприятие: ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его убили, можно начать игру заново –чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой нибудь головокружительный трюк; ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия –это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать; за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности –эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника –и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. При этом не стоит думать, что девочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, Веселой фермой или Салоном красоты, в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему –и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает. Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь –отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда чтото не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

У детей регулярно играющих в компьютерные игры,появляются различные изменения в поведении: дети становятся раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появляются истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в стрелялку, неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.

Возможно, эта информация окажется шокирующей, но уже через 30-40 минут проведенных за игрой в стиле action (стрелялка, согласно исследованиям, у детей развивается самый настоящий невроз, который затем перерастает в агрессию.

Учеными проводились исследования детей регулярно проводящих время играя в компьютерные игры, практически у всех были выявлены нарушения в работе нервной системы, проблемы со сном и развития психических заболеваний.

Регулярное использование планшетов, смартфонов, компьютера сетевое общение через интернет (Контакт, Одноклассники) ведёт к потере навыка живого разговора. Ребёнку становится сложно объясниться вживую, познакомиться в человеком, задать вопрос в людном месте А у ребенка который еще практически не умеет разговаривать речь практически не развивается.

В настоящее время практически все мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т. д. Родители просто перестают разговаривать с детьми, зачастую сами просиживают за компьютером, лишая детей своего внимания. Родителям проще дать ребенку планшет, включить мультфильм, вместо того чтобы просто почитать и обсудить прочитанное. В результате всего этого детей могут возникать проблемы связанные с общением, собственно с речью и в дальнейшем с социализацией.

Во многих семьях с рождения поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.

Мышление и образование.

Связь умственного развития детей и влияния на него компьютеров преувеличена. Виной тому реклама и пропаганда своих программ и изобретений различных компаний, которые стремятся заработать побольше денег. Задача взрослых (родителей. педагогов) – адекватно оценить ценность продукта. Количество инструментов для умственного развития в настоящее время растет, а сам уровень интеллекта падает, исследования показали, что дети, проводящие много времени за компьютером, не отличаются повышенными интеллектуальными способностями. В подавляющем большинстве случаев производитель создаёт такой продукт, который купят, а не такой, который будет действительно полезен для ребенка.

Дело в том что для ребенка дошкольника приоритетной является игровая деятельность, он совершенствует двигательные навыки и навыки обращения с предметами. Именно хорошая моторика и психоэмоциональное развитие определяют впоследствии интеллектуальные способности ребенка.

Чтобы играть на компьютере, ребенок должен неплохо владеть собственным телом, иметь четкую координацию системы рука-глаз, то есть обладать качествами, которые еще не сформировались у дошкольника всовершенстве. Эти навыки приходят к ребенку в процессе игр и занятий, которые требуют участия пальцев – рисования, лепки, аппликации, завязывания узелков, пальчиковых игр с веревочкой, игр с мячом, езды на велосипеде, плавания и бега. Таким образом, основы будущего интеллектуального развития ребенка могут быть заложены только в процессе реальных, но ни в коем случае не виртуальных игр.

Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Также необходимо развивать воображение ваших детей. Дело в том, что дети, воображение которых не очень развито, предпочитают компьютерные игры всем остальным, в ущерб своему здоровью. Участие не в реальной, а в виртуальной игре еще больше угнетает способность малыша фантазировать, поскольку он действует не в спонтанных, а в уже придуманных кем-то обстоятельствах. Он еще больше тянется к игре, которая не требует от него проявления особой находчивости. Круг замыкается. Чтобы избежать этого, играйте с ребенком в ролевые игры. Прекрасным способом развития воображения является «сказкотерапия», когда ваш малыш сам придумывает себе сказку, ее героев и сюжет.

Пожалуй, единственное благоприятное влияние компьютер оказывает на развитие логического мышления. Машина учит структурировать информацию, быстро вникать в суть вопроса, мотивирует ребёнка овладеть новыми знаниями, скоропечатанием, скорочтением. Благодаря бездонному количеству информации, компьютер прочно вошёл в процесс обучения, заменил собой библиотеки, рефераты, газеты и другие источники.

Получается так, что компьютер и его использование приносит человеку больше вреда, чем пользы. Конечно же однозначно нет.

Но для маленького ребенка минусов больше, чем плюсов если не учитывать негативные моменты то компьютер принесет больше вреда, а не пользы для развития ребенка.

Это не значит, что нужно запретить детям играть в компьютерные игры вообще и пользоваться гаджетами при обучении детей, проблема заключается не в обладании вещью, а в том, как она используется. Поэтому необходимо учить родителей и детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию компьютерами и другими устройствами, которые сами по себе безвредны.

Поэтому чтобы избежать негативного влияния компьютера на физисеское здоровь ребенка и своёнужно учесть все отрицательные факторы: ограничить время пребывания за компьютером, делать зарядку для глаз, отводить взгляд от монитора, правильно обустроить рабочее место, делать физминутки, проветривать помещение где работает компьютер использовать компьютер по необходимости для обучения.

Консультация для родителей «Влияние компьютера на психику ребенка» Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА" Дети в дошкольном возрасте воспринимают компьютер, как игрушку. Но такое.

Консультация для родителей «Влияние сказок на развитие ребенка» Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания.

Влияние природы на здоровье ребенка В наш век современного технического прогресса человека всё сильнее тянет к природе. Что может быть приятнее после городского шума и смога.

Влияние цвета на организм ребенка

Влияние цвета на организм ребенка " Дети очень любят цвет. Он оказывает на них своё благоприятное влияние, а поэтому цвет может и должен быть использован в создании условий.

Влияние мультфильмов на личностное развитие ребенка. Сегодня телевидение стало чем-то вроде игрушки, поэтому проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов. Внутренний.

Влияние семейных ссор на психику ребенка В обществе нет пар с идеальными семейными отношениями. В любой семье существуют расхождения, конфликтные ситуации, которые и приводят к.

Влияние сказки на становление личности ребенка Сказка – самое древнее и действенное средство воспитания и развития ребенка. Так как в силу возраста он еще не способен воспринимать нравоучения,.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка. «Великие дела рождаются в семье» «Любовь воспитывается любовью!» Шалва Амонашвили.

Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка Консультация для родителей на тему: Воспитатель и его влияние на формирование самооценки ребенка. Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102 Ивановой.

Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.

Ребёнок в виртуальном мире

Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия».

Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе». Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне.

Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей. Дискуссии на эту тему не утихают.

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступит в силу лишь 1 января 2022 года. Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы» . Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нем нет ни слова.

Влияет ли Интернет на психику детей?

На мой взгляд, влияет. Особенно подвержены этому влиянию дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка. В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни. Поколение назад примерно ту же роль выполняли книги и хобби.

Когда я консультирую родителей, я всегда обращаю внимание на то, что так называемая «зависимость» может быть симптом другой, более серьезной проблемы, без решения которой «симптоматическое лечение» будет бессмысленным. Степень и характер влияния компьютерных игр и интернета в таком случае имеют прямую зависимость от трудностей в реальном мире.

Почему в младшем возрасте дети увлекаются компьютерными играми, а, становясь старше, уходят в социальные сети? В этом отражается естественный процесс взросления и становления личности.

Возраст ребёнка от 3 до 9 лет

Дошкольников и младших школьников (3 — 9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?». Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде. Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков.

Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость. Опасность возникает только в том случае, если доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет.

Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр и экспериментов, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы.

Возраст ребёнка от 10 до 15 лет

Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.

Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.

Возраст ребёнка от 12 до 15 лет

В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту

Возраст ребёнка от 16 лет

Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»

Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.

Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе, постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.

Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаю. Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным. Именно об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками.

Как контролировать экранное время подростка

Может, стоит просто запретить там сидеть и оградить ребенка от влияния компьютера и интернета?

Нет! Компьютер, интернет и социальные сети – многофункциональный инструмент, решающий огромное количество задач. Не вина инструмента в том, что им «забивают гвозди». Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека и будут играть ещё большую роль в будущем наших детей. Поэтому запреты не имеют смысла. Необходимо формировать навык работы в цифровом мире, как естественный навык поколения, которому в этом мире жить.

Расширение интересов в реальной жизни, установление ограничений на пребывание перед экраном, постепенное, в сопровождении взрослого, исследование цифрового мира и поэтапное формирование самоконтроля – в этом я вижу выход. Спорт, искусство, живое общение, развлечения всей семьей – все это должно вернуться не только в жизнь ребенка, но и в жизнь взрослых. Ведь дети учатся, подражая и наблюдая за нами. А значит, необходимо подавать пример активной жизни в реальности!

Ответьте себе на вопросы: Каким видом спорта вы увлекаетесь? Когда в последний раз ходили в театр или на выставку? Как давно выезжали на пикник с друзьями или играли в настольные игры с детьми? Есть ли у вас дело, которым вы увлечены? И последнее, откройте приложение «экранное время» на своем телефоне/планшете и посмотрите, сколько часов в день вы проводите перед экраном? Это именно то время, которое вы готовы позволить своему ребенку?

В среднем, «экранное время» должно варьироваться от полутора до четырех часов в день в зависимости от возраста ребенка. Это время включает общение в социальных сетях, игры и выполнение домашнего задания на любых носителях (телефон, планшет, компьютер, телевизор). Это ограничение должно быть твердым, поддерживаться всеми членами семьи и не изменяться в выходные или праздничные дни.

Любые изменения начинаются с себя, а работа над собой – это самое сложное, что может делать человек, но только так мы можем менять окружающий нас мир и формировать осознанный взгляд на реальную жизнь у наших детей.

P.S. Привыкание к экрану у ребёнка наступает очень быстро – он начинает скандалить и требовать мультики или компьютер, возмущаться попыткам родителей установить правила и ограничения.

Автор статьи моя коллега Наталья Барложецкая.

Поделитесь в комментариях:
- Считаете ли вы, что ограничивать время пребывания ребенка в сети Интернет необходимо?
- Сколько времени ваш ребенок проводит перед экраном информационных устройств?

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу бесплатный онлайн-курс «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся.

С одной стороны, компьютер для ребенка - помощник, учебное пособие. Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.

С другой стороны, компьютерная техника - повод для беспокойства родителей о здоровье ребенка:

· ухудшение зрения из-за постоянного напряжения глазных мышц в результате большого количества времени, проведенного ребенком перед монитором;

· влияние электромагнитного излучения (которым обладает компьютер) до конца не изучено;

· нарушение осанки из-за неправильного сидения за компьютером;

· выделения от компьютера аэрозольных заряженных частиц, приводящие к заболеваниям органов дыхания, дерматитам;

· влияние компьютера на психику ребенка.

Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в сети компьютерной зависимости — готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога.

Во избежание данных опасностей при использовании компьютера стоит придерживаться некоторых правил:

1. Рабочее место должно быть правильно организовано: хорошее освещение, но без попадания на него прямых солнечных лучей. Стол и стул необходимо выбирать по росту (желательно иметь специальный компьютерный стол и стул с регулируемой высотой, компьютер следует разместить вдоль стены так, чтобы естественный свет падал на монитор слева). Компьютер необходимо располагать на 60–70 см. от лица ребенка;

2. Комнату, в которой стоит компьютер, нужно часто проветривать. Работающая техника способна влиять на температуру и влажность помещения, поэтому рекомендуется использовать увлажнитель воздуха. Рабочее место школьника необходимо ежедневно подвергать влажной уборке;

3. Строгое соблюдение времени, отведенного ребенку на занятия с компьютером. Детям до 3 лет нет особой нужды в компьютере, хотя многие родители допускают малышей к гаджетам поиграть. Период детского садика без компьютера пережить немного сложнее: в этом возрасте перед монитором проводить больше 10–15 минут дошколятам нельзя. Продолжительность непрерывного использования компьютера для учеников 1-2-х классов — не более 20 минут, 3-4-х классов — не более 25 минут, 5-6-х классов — не более 30 минут, для учащихся 7-11-х классов — не более 35 минут. Время компьютерных игр не должно превышать 10 минут для учащихся 2-5-х классов и 15 минут для более старших школьников.

Хотелось бы напомнить детям и родителям, что длительное нахождение у компьютера вызывает у ребенка утомление и истощение нервных ресурсов. Особенно опасны компьютерные игры, ведь играя, ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников в крови, что ведет к повышению артериального давления.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173


Эл. почта:

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихон Алёна Сергеевна, Кочиобан Алина Борисовна

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тихон Алёна Сергеевна, Кочиобан Алина Борисовна

Субъективная оценка школьниками безопасности влияния компьютера на их досуг и здоровье Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте Computer аddiction рroblem: Мedical and рsychological аspects Динамика функционального состояния физиологических систем организма дошкольников в процессе работы на компьютере i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИИ КОМПЬЮТЕРА И ИНТЕРНЕТА НА ПСИХИКУ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИИ КОМПЬЮТЕРА И ИНТЕРНЕТА НА ПСИХИКУ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Доцент Тихон Алёна Сергеевна, доктор медицинских наук, Студентка Кочиобан Алина Борисовна,

Received: 28 November 2019 Accepted: 10 January 2020 Published: 31 January 2020

computer, physical health, mental health, preschoolers, computer addiction.

Copyright: © 2020 Тихон Алёна Сергеевна, Кочиобан Алина Борисовна. This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (CC BY). The use, distribution or reproduction in other forums is permitted, provided the original author(s) or licensor are credited and that the original publication in this journal is cited, in accordance with accepted academic practice. No use, distribution or reproduction is permitted which does not comply with these terms.

Введение. XX век дал много «технических чудес». Никто не мог и предположить, что компьютер войдет в каждый дом. Его освоили различные слои населения, большую часть которых составляют дети. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. Наиболее глубокие исследования этого вида привыкания провела доктор психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг.[1,6] В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах [3].

В современном мире быстрыми темпами увеличивается использование компьютерных технологий в повседневной жизни. Компьютеры и интернет стали незаменимыми помощниками в учебе и работе и даже стали частью нашего досуга. Через интернет происходит общение, поиск необходимой информации, делаются покупки, реализуются игровые пристрастия [9,13]. В последнее время появляется всё больше данных о негативном влиянии компьютера и интернета на психику и физическое здоровье человека. В связи с тем, что дети и подростки все чаще стали пользоваться компьютером и интернетом, возникает вопрос, насколько это полезно для их развития или же вредно для их физического и психического здоровья.

Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость [5,7]. Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось в результате компьютеризации, являются расстройства психики [14]. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-

зависимость и компьютерная игромания. На Западе детская компьютерная зависимость по своим масштабам уже приравнивается к алкоголизму и наркомании [4].

В настоящее время почти все сферы жизни связаны с компьютерными технологиями, дошкольные образовательные учреждения не являются исключением. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказывают, что компьютер возможно и даже целесообразно применять в обучении детей [12, 14]. Получить новые представления о мире, развивать воображение, память, речь, научиться анализировать и мыслить - все это ребенок делает, используя понятную и необходимую для него информацию, которую он может получать из детских книг, телевизионных программ или развивающих компьютерных игр.

Но в настоящее время нельзя представить нашу повседневную жизнь без компьютера. О поколении современных детей часто можно услышать шутку, что они уже родились с компьютерной мышью в руках. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни [12]. Игры, мультфильмы, всевозможные картинки - ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер - это настоящий волшебный сундук с информацией, которую дошкольники впитывают, словно губки. Компьютерные классы есть сейчас не только в средней школе, их открывают уже в начальном звене и даже в дошкольных учреждениях. В настоящее время можно говорить о том, что широкое распространение компьютеров приводит к тому, что дети воспринимают информацию иначе, иначе мыслят, чем их родители или другие взрослые [10,13]. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих умений ребенка расширяет и обогащает содержание знаний, умения и навыки дошкольника.

Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность особенно детей и подростков, на физическое и психическое здоровье.

Работа за компьютером ведет к ухудшению зрения и гиподинамии [2,11]. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате могут вызвать серьезные последствия. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.

Примерами негативных последствий влияния компьютера на ребенка могут быть [2,8,14]:

> Детская агрессивность и жестокость, возникающие в результате чрезмерного увлечения аркадными или военизированными играми - «стрелялками», «догонялками», «убивалками»;

> Неправильное восприятие картины мира. Было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Дети, не зависевшие от компьютера, изобразили яркий и красочный мир с солнцем, людьми, деревьями. В рисунках же детей, которые днями просиживали возле монитора, четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. На их рисунках присутствовали оружие и даже мертвецы;

^ Трудности в общении с другими людьми. Если раньше ребенку, который имел определенные трудности в общении, необходимо было как-то менять себя и предпринимать какие-либо шаги для поисков сближения, то сегодня ситуация другая. Можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в Интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется.

^ Воздействие электромагнитного излучения монитора.

> Утомление глаз, нагрузка на зрение.

^ Сидячее положение в течение длительного времени.

^ Перегрузка суставов кистей и плечей.

> Стресс при потере информации.

Цель работы: Изучение субъективной оценки обучающимися среднего школьного возраста влияния компьютера на досуг и здоровье школьников.

Материалы и методы исследования:

Изучена специальная литература и электронные ресурсы, разработана собственная анкета, проведен опрос обучающихся 4-5 классов теоретического лицея «Хиперион»

г. Кишинёва. В опросе принял участие 120 учащихся в возрасте от 9 до 11 лет, в том числе мальчиков - 76, девочек - 44.

При анализе анкет рассчитывали процентное соотношение детей в зависимости от пола и выбранного варианта ответа.

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Сказочный монитор буквально манит к себе детей и взрослых. По данным литературы, около 85-90% школьников, буквально, теряют голову от компьютерных игр, причем, больше половины детей знакомы с ними с 2-3 летнего возраста.

Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к сокращению всех остальных видов деятельности.

Практически одинаковое количество детей (28,8% мальчиков и 21,4% девочек) на компьютере слушают интересные радиоспектакли и музыку. Спокойно обойтись без компьютера для выполнения домашнего задания могут 27,3% девочек, и меньшее количество мальчиков - 20,1%.

Опрос показал, что большинство детей (51,3% девочек и 48,7% мальчиков) просматривают монитор 30 минут в день, однако, среди остальных, 33,9% мальчиков и меньший процент девочек (17,1) ежедневно просматривают кино или играют в компьютерные игры в течение 1,0-1,5 часов в день. 18,8% детей отметили, что засиживаются за компьютером, пока их не прогонят родители.

Работая за компьютером, 46,4% детей делали перерывы через каждые 15-20 минут, 29,9% - через час работы. 13,8% отмечали, что сидят за компьютером, пока не надоест без перерыва, это были преимущественно мальчики (29,2%, против 11,7% девочек).

Большинство детей - 72,7% мальчиков и 44,5% девочек сообщили, что если дома компьютер занят, они играют в компьютерные игры на планшете или телефоне. 33,4% мальчиков и 18,6% девочек скучают и не могут найти себе занятие, если компьютер сломан или за ним кто-то работает. 17,5% мальчиков и 17,1% девочек отмечали, что когда сидят за компьютером, у них появляется хороший аппетит. 12,4% девочек, 22,1% мальчиков отмечали, раздражение и злость в случае запрета играть в компьютерные игры или просматривать мультфильмы.

На вопрос, какие реакции или ощущения возникают при работе за компьютером, мальчики ответили, что чувствуют себя просто замечательно 29,4%, иногда режет глаза 21,3%, сидя за компьютером, они могут пропустить обед и ужин 23,9%, иногда болит спина и шея 18,7% и 6,7% мальчиков отметили головную боль и головокружение.

Девочки в первую очередь отмечали резь в глазах 23,9%, хорошо себя чувствовали при работе за компьютером 36,4%, боль в спине и шее отмечали 22,8% девочек, 16,9% детей отмечали головную боль или головокружение. На вопрос: пользу или вред приносит компьютер в доме, большинство мальчиков однозначно ответили - «пользу» (53,4%). Девочки же, наоборот, в своем большинстве 46,6% отметили вред компьютера в семье, преимущественно для здоровья.

В заключение опроса мы предложили ребятам выбрать из предложенных соответствующие их интересам увлечения. Большинство школьников, а это - 83,9% мальчиков и 75,6% девочек выбрали утверждение: «мне нравится спорт, физкультура и прогулки с друзьями или родственниками на свежем воздухе, - это лучше, чем сидеть за компьютером!». У мальчиков на втором месте по удельному весу среди опрошенных 27,4% оказалась доля мальчиков, утверждавших, что они любят ходить в гости к друзьям, потому что там они все время играют в компьютерные игры, а дома родители негативно относятся к подобным занятиям. Напротив, девочки на второе место (11,3%) выбрали утверждение: «я люблю ходит в

театры, на концерты и принимать участие в конкурсах и викторинах, мне не хватает времени, чтобы сидеть за компьютером».

Влияние персонального компьютера на здоровье учащегося очевидно и неизбежно, если физическое воздействие устранить достаточно просто (использование защитных очков, удобное рабочее место), то психологические опасности с первого взгляда не заметны. Компьютерная зависимость возникает постепенно и накладывает отпечаток на характер и личность школьников, оказывая воздействие на более глубокие и значимые структуры детского сознания.

Выводы. На основании изучения специальной литературы по вопросу воздействия компьютера на физическое и психическое здоровье школьников, установлено, что поисковая работа за компьютером при соблюдении гигиенических норм и правил оказывает положительное влияние - развивает память, мышление, математические способности, заставляет думать, анализировать и прогнозировать различные ситуации, помогает ориентироваться в потоке информации.

В результате опроса установлено, что обучающиеся 4-5х классов теоретического лицея «Хиперион», особенно мальчики, не могут объективно оценить негативное психологическое воздействие компьютерных игр или длительного пребывания за монитором. Что свидетельствует о недостаточном формировании безопасного поведения по отношению к влиянию компьютера на жизнь и здоровье обучающихся.

Отрицательное влияние длительной работы или просто игр за компьютером вызывает сильную зависимость, что может привести к нарушению психики, развитию игромании, а при несоблюдении гигиенических правил работы за компьютером страдает физическое здоровье -ухудшается зрение, осанка, появляются головные и мышечные боли преимущественно в области спины, кистей и плечевых суставов.

Родителям и детям необходимо знать о вредных факторах, способных нанести вред здоровью при работе на компьютере. Очень важно предупредить воздействие негативных факторов — значит сохранить здоровье будущему поколению.

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. «Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия» Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. «Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете» Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000г)

4. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.

5. Евсеева Е. Другие дети//Труд-7. -2009. -21 мая.-С.24

7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.

14. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.

Читайте также: