Влияние компьютера на память

Обновлено: 06.07.2024

От природы человек крайне любознателен. В древние времена от того, какими навыками и знаниями обладал охотник, зависело выживание его самого и благополучие его клана. По этой причине желание учиться и узнавать новое у нас в крови. Наш мозг готов получать и усваивать новую информацию всё время. Доказано, что каждый раз, когда мы узнаем что-то новое, происходит выработка дофамина - гормона, отвечающего за удовольствие. Зависимость от социальных сетей, любовь к тортикам и курение - тоже дело рук дофамина. Мозг дает сигнал повторять действие, вызывающее выработку этого гормона, приводя тем самым к формированию зависимости.

Тяга к получению информации носит не только врожденный, но и социально обусловленный характер. Наличие информации дает нам преимущество перед другими, а также делает нас более интересными в глазах других людей.

Сегодня информация окружает нас повсюду. В английском языке даже появился термин information overload - ситуация, в которой информации так много, что она не успевает как следует усваиваться. С одной стороны свободный доступ к информации дает нам много преимуществ над нашими предками, с другой негативно сказывается на наших мыслительно-аналитических способностях. Американский писатель и журналист Николас Карр в своей книге The Shallows: What the Internet is doing to Our Brains подробно рассказывает о тех необратимых изменениях, которые происходят в нашем мозгу под воздействием интернета.

Согласно исследованиям, говорит Карр, человек в среднем проводит 10 секунд на веб странице, вне зависимости от её содержания. Этот факт говорит о том, что наше внимание стало более рассеянным, мы не хотим читать длинные статьи, нам нужно схватить главную мысль и бежать дальше. Многие не видят в этом ничего плохого, однако исследования указывают на обратное.

Чтобы разобраться, как именно интернет и большое обилие информации могут способствовать ухудшению памяти и снижению наших когнитивно-аналитических функций, давайте для начала разберемся в том, как работает наша память. Наш мозг сродни компьютеру: у него есть своя оперативная память называемая краткосрочной и постоянное хранилище данных под названием долгосрочная память.

Краткосрочная память вмещает в себя от двух до четырех единиц информации и способна удерживать информацию от нескольких секунд до минуты. Затем информация или забывается или, если мы были внимательны и сконцентрированы, попадает в долгосрочную память. Процесс переброса информации из одного вида памяти в другую носит название консолидации. Еще раз обращу ваше внимание на то, что консолидация возможна только тогда, когда мы предельно внимательны. А теперь вернемся к приведенным ранее данным. Прыгая с одной интернет страницы на другую, мы не задерживаем свое внимание ни на чем достаточно долго, чтобы получаемая нами информация, пройдя оцифровку в мозгу попала из краткосрочной в долгосрочную память.

К каким последствиям это может приводить?

Во-первых, не фокусируясь достаточно долго на предмете, мы не усваиваем получаемую информацию, что сказывается на нашем умении запоминать новое, а также на нашей памяти. Во-вторых, это постоянное переключение между информационными каналами препятствует развитию критического мышления и умению отличать важное от второстепенного. Получается, что злоупотребляя интернетом, мы теряем способность критически и аналитически мыслить, становясь заложниками информации, которую так жаждем получить.

Спасибо за внимание! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и не забывайте ПОДПИСЫВАТЬСЯ!

Цифровой Альцгеймер как компьютер убивает ваш мозг

О вреде гаджетов говорят с времён их появления. Но в последние годы все чаще поднимают эту тему.

Эксперты ВОЗ отмечают, что человечеству угрожает цифровой Альцгеймер. В России психиатры обозначают болезнь термином «информационная псевдодебильность». Она не связана с патологиями головного мозга. Заболевшие проявляют признаки слабоумия из-за чрезмерного потребления информации. «Любовь» к гаджетам угнетает высшие психические функции и когнитивные способности.

Среди симптомов: расстройство внимания (рассеянность), ухудшение или потеря памяти, низкий уровень самоконтроля, подавленность, депрессия, возможна агрессия. Болезнь проявляется в трудности анализировать сложные интеллектуальные объекты.

Наш мозг формируется и совершенствуется с воздействием всевозможных факторов, поэтому крайне важно то, чтобы ребенок воспринимал мир физически, а не виртуально. Многие известные личности, что работают в сфере гаджетов и всемирной сети Интернет (Стив Джобс, Крис Андерсон, Эван Уильямс) строго ограничивают время, которое их дети проводят в гаджетах

Термин «цифровое слабоумие» ввел немецкий нейробиолог Манфред Шпицер. Он заметил, что новое поколение, выросшее с гаджетами в руках, во многом дезориентированы, часто путаются и имеют нарушения памяти, - симптомы, которые наблюдаются при болезни Альцгеймера. Совсем молодые люди и даже подростки могут демонстрировать симптоматику этой болезни. В общем, в группе риска – все.

Например, решить задачку, которую давали в школе сверстникам детей 50 лет назад, становится для них непосильной задачей. Поколение с гаджетами не могут ответить на самые простые вопросы, вроде: «назовите номера телефонов ваших близких», у них возникают сложности с запоминанием имен новых знакомых. И тут главная проблема: чем раньше ребенок получает гаджет, тем быстрее развивается у него цифровой Альцгеймер.

Почему это происходит? Нам кажется, что в эру цифровых технологий, когда мы получаем информацию с каждого "утюга", мы должны становиться умнее. Этого не происходит. Гаджеты гиперстимулируют зоны мозга, отвечающие за расшифровку визуальных образов. В этот момент мозг включается в режим потребления информации, он не тренируется, выходит эффект «в одно ухо влетело, в другое – вылетело». Информация просто проходит транзитом. Остальные зоны мозга недостимулируются и постепенно деградируют. Это приводит к «усыханию» белого вещества и возникновению симптоматики Альцгеймера. Цифровое слабоумие становится главной проблемой всех стран с быстрым интернетом, где смартфоны есть у большей части населения.

Что же делать? Нужен во всем баланс. Можно, конечно, выбросить гаджеты на помойку. Или научиться с ними жить в гармонии.

Эксперты говорят, что главный способ борьбы с цифровым Альцгеймером — «живое» общение. Его нельзя заменить «сидением» в соцсетях. Поддерживать мозг «в форме» помогают сложная литература и классическая музыка. Только музыка ограничивает активность участков мозга, отвечающих за страх, отмечают ученые. «Лекарством» от «цифрового слабоумия» может стать решение аналитических задач. Бороться с «цифровым слабоумием» помогает любая физическая активность от 30 минут. Эксперты советуют развивать творческое мышление и устраивать «ленивые» дни. Генерировать творческие идеи помогает режим «отдых — ванна — постель».

После просмотра любого ролика или прочтения статьи в интернете, не кликайте на следующую, дайте 10-30 минут обдумать ее. Так мозг будет анализировать, запоминать и перерабатывать информацию.

Младшему поколению гаджеты дозировать. Это очень важно! Именно они находятся в самой большой группе риска. Недаром Стив Джобс запрещал своим детям пользоваться смартфонами. Ребенку давать больше активности за пределами гаджетов: любые активные игры дома и на свежем воздухе, рисование мелом на асфальте, игры с мячом, ковыряние в песке – в общем, все, что было и в нашем детстве.

Развивать мелкую моторику: лепить вареники, резать по дереву, собирать пазлы, да что угодно. Побольше социальных связей за пределами гаджетов: общение со сверстниками, встречи с друзьями. Занимайтесь спортом и приучайте детей. Если прогулка, то на велосипеде, самокате. Включайте детям аудиосказки, рассказывайте и выдумывайте с ними истории – генерация образов очень развивает мозг. Не забывайте решать математические задачи – отличная тренировка серого вещества. Читайте себе и детям печатные книги. Отдайте ребенка в музыкальную школу, игра на каком-то акустическом реальном музыкальном инструменте хорошо стимулирует мозг.

Все блага цивилизации стоит использовать с умом, ведь даже если продукт обладает полностью безопасными свойствами, то в руках неумелого человека он может принести вред. Цифровой Альцгеймер можно смело назвать болезнью будущего, ведь он появился с массовым распространением гаджетов.

Учёные провели исследования и доказали, что интернет изменил память современного человека. Повседневное использование сети влияет на процессы запоминания, обработки и хранения информации. Мозг перерабатывает поток информации, и чтобы не перегружать память, человеку приходится справляться с главной задачей — фильтрацией.



Компьютерами, ноутбуками и смартфонами управляет интернет. Куда бы вы не пошли, оплачивать услуги или делать заказ, придётся столкнуться с банкоматом, терминалом, которые тоже контролируются сетью.

Опасность очевидна: снижение независимости человеческого мозга, а значит и его самостоятельных способностей.

Отрицательное влияние интернета

Исследователи из Йельского университета провели эксперимент по эрудиции участников, поделив их на равные группы. У одних был интернет, а у других — только собственная память. Выяснилось, что те, кто имел доступ во всемирную паутину, пользуясь поиском на сайтах, путали найденный материал с собственными знаниями.

После проведённого исследования в Торонто, учёные выявили, что снижение способностей мозга все-таки имеется. С появлением интернета люди перестали напрягать память, запоминать информацию. Поэтому сейчас студентам труднее заучивать конспекты, мозг не привык откладывать знания в память.

Канадские исследователи выяснили, что за первые 15 лет нового века время концентрации людей, использующих смартфоны, упало в среднем с 12 до 8 секунд.

Есть ли положительная сторона?

Если посмотреть с другого ракурса, интернет – инструмент, помогающий мышлению. Благодаря ему человек не засоряет и не перегружает свою память, зная, что многие данные он может найти в сети. Университет Сассекса доказал, что с использованием мировой сети, лучше организуется поток входящей информации, срабатывает такая функция мозга, как фильтрация. Это происходит потому, что в потоке информации требуется понять, что лишнее.

Функция фильтрации не нова, а интернет активизирует её, и в этом есть плюс. В результате тем, чья память уже «перешла на новый тип работы», требуются большие объёмы информации для фильтрации. Выходит, КПД нашей памяти несильно возрастает. Теперь можно найти всё, сделав несколько щелчков мышкой. Но для того чтобы найти нужное, надо быстро перебрать гораздо больше «мусора».

Некоторых людей пугает влияние интернета на память, потому что оно не контролируемое. Если процесс, благодаря которому функция распознавания начинает доминировать над вспоминанием, универсален, то имеются шансы забыть. К счастью, это не совсем так. Например, есть интересное исследование не о проблемах памяти интернет-пользователя. В нём показано, что ассоциации кодируются в мозге точно так же, как и в поисковых системах. Это успокаивает, потому что на жёстком диске память с эмоциональной точки зрения устроена примерно так же, как и в голове, значит процесс поиска не разучит нас ассоциировать и вспоминать.

Человек сам решает отказаться от интернета, чтобы не испытывать на себе его негативное влияние, или «идти в ногу со временем». Кому-то без интернета тяжело представить свою жизнь. Ведь сейчас всё компьютеризировано и связано напрямую с сетью. Но в любом случае сократить вредное влияние интернета можно с помощью развития когнитивных функций мозга. Для этого созданы специальные тренажеры Викиум. Они позволяют поддерживать на высоком уровне и улучшать память, концентрацию, скорость реакции, внимательность.

В связи с процессом глобаль­ной компьютеризации жизни че­ловека возникают вопросы о вли­янии компьютера на его организм и в первую очередь на его физи­ческое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния ком­пьютера на здоровье школьни­ков, потому что организм ре­бенка очень чувствителен к всевозможным факторам окружающей среды, и воз­можны отдаленными последс­твиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет. Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, раз­работки методов их профилакти­ки, диагностики и лечения.

Изучение влияния компьютерного излучения на нервную систему школьника, а именно на процессы памяти, влияние компьютера на наблюдательность, на концентрацию внимания, на избирательность внимания.

  1. Изучение литературных источников по выбранной теме
  2. Отбор материала для исследования (тесты)
  3. Проведение эксперимента и оценка результатов
  4. Формулирование выводов исходя из результатов эксперимента
ВложениеРазмер
nou_pamyat_i_pk_15_maya_2015.pptx 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Влияние компьютера на память школьника 1 14.05.2015

Актуальность темы В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников , потому что организм ребенка очень чувствителен к всевозможным факторам окружающей среды, и возможны отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет. Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, разработки методов их профилактики , диагностики и лечения. 2 14.05.2015

Цель работы Изучение влияния компьютерного излучения на нервную систему школьника, а именно на процессы памяти, влияние компьютера на наблюдательность, на концентрацию внимания, на избирательность внимания. 3 14.05.2015

Задачи исследования Изучение литературных источников по выбранной теме Отбор материала для исследования (тесты) Проведение эксперимента и оценка результатов Формулирование выводов исходя из результатов эксперимента 4 14.05.2015

Гипотеза . По данным научных исследований электромагнитное излучение (ЭМИ) отрицательно сказывается на жизнедеятельности живых существ. Следовательно можно спрогнозировать в результате эксперимента мы будем наблюдать ухудшение памяти школьников, концентрации внимания, наблюдательности . 5 14.05.2015

Воздействие электромагнитного излучения на человека 6 14.05.2015

Методы исследования . Анализ литературных источников, эксперимент (тестирование), статистическая обработка результатов тестирования, графическая обработка результатов тестирования . 7 14.05.2015

Плюсы: - быстрые поиск и обработка информации (рефератов, курсовых, презентаций и т.д.) - удобнее изучать предметы (интерактивные курсы на дисках); - в компьютерной сети есть масса учебных материалов и пособий; - возможность слушать любимую музыку во время работы; - чтобы написать письмо родителям или другу, не надо куда-то бежать; - множество чатов, где можно познакомиться с новыми друзьями и отдохнуть; - огромное количество юмора в сети Интернет ; 8 14.05.2015

Минусы: - наличие компьютера в своей комнате дает кучу соблазнов (игры, чаты), что негативно сказывается на учебе; - компьютер дома - это всегда толпа гостей в комнате в виде друзей и родственников, жаждущих Интернет и чая с плюшками. Это ОЧЕНЬ отвлекает и мешает учебе; - очень часто компьютер становится причиной конфликтов между его пользователями; - компьютер требует финансовых затрат на ремонт, модернизацию, оплату доступа к сети и т.д. - в Интернет есть готовые домашние задания, которые не заставляют работать головой! 9 14.05.2015

Основные вредные факторы при работе за компьютером . Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени 10 14.05.2015

Основные вредные факторы при работе за компьютером. Воздействие электромагнитного излучения 11 14.05.2015

Утомление глаз, нагрузка на зрение Основные вредные факторы при работе за компьютером. 12 14.05.2015

Основные вредные факторы при работе за компьютером. Перегрузка суставов кистей 13 14.05.2015

Стресс при потере информации Основные вредные факторы при работе за компьютером. 14 14.05.2015

Психические расстройства Основные вредные факторы при работе за компьютером. 15 14.05.2015

Основными методами исследования в данном эксперименте использованы письменное тестирование статистический анализ 16 14.05.2015

Этапы исследования I этап. Опыт. На уроке информатики. Работа с компьютером Целью было исследовать степень изменения качества запоминания у учащихся после интенсивной работы за компьютером. II этап. Контроль. Отсутствие на уроке работы с компьютером Целью было сравнить изменение памяти в результате интенсивной работы на уроке без использования компьютерных технологий с таковыми на уроке информатики. 17 14.05.2015

Цель исследования: установить уровень наблюдательности учеников до и после работы за компьютером Исследование влияние компьютера на наблюдательность 18 14.05.2015

Исследование влияние компьютера на наблюдательность 19 14.05.2015

Результаты исследования влияния компьютера на наблюдательность Исследовав результаты учащихся я выяснил, что заметное снижение наблюдательности произошло у 6 учащихся из 40, что составило 14% от общего числа учащихся. У 36% учащихся результаты не изменились, а у 50% даже улучшились результаты на 1-2 пункта Выводы: по результатам проведенного теста выявлено, что компьютер существенно не снижает наблюдательность подростков . 20 14.05.2015

Результаты исследования влияния компьютера на наблюдательность 21 14.05.2015

Исследование памяти при работе за компьютером 23 14.05.2015

Исследование памяти при работе за компьютером Тест на зрительную память После работы на уроке без компьютера: Высокий уровень запоминания 0% Нормальный уровень запоминания 73,9% Низкий уровень запоминания 26,1% После 30 мин. работы за компьютером: Высокий уровень запоминания 0% Нормальный уровень запоминания 65% Низкий уровень запоминания 35% 24 14.05.2015

Тест на зрительную память 25 14.05.2015

Тест на слуховую память После 30 мин. работы за компьютером: Высокий уровень запоминания 0% Нормальный уровень запоминания 67% Низкий уровень запоминания 33% После работы на уроке без компьютера: Высокий уровень запоминания 30% Нормальный уровень запоминания 58% Низкий уровень запоминания 12% 26 14.05.2015

ВЫВОДЫ: Результаты исследования подтвердили гипотезу поставленную в начале работы: ЭМИ компьютеров отрицательно влияет на память школьников. Всего 30 минут активной работы за компьютером снизили уровень способности к запоминанию 27 14.05.2015

Если 30-ти минутное воздействие ЭМИ компьютера приводит к таким последствиям, то сидение за компьютером в течении нескольких часов может вызывать необратимые изменения в структуре мозга. Особенно у школьников ВЫВОДЫ: 28 14.05.2015

Можно предположить, что школьники после работы ещё долгое время не способны усваивать информацию, следовательно, становятся абсолютно «бесполезными» на уроках. ВЫВОДЫ: 29 14.05.2015

Здоровье – важная составляющая нашей жизни. Помните об этом. ВЫВОДЫ: 30 14.05.2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние компьютера на здоровье школьника

Цели классного часа: сформировать у учащихся и их родителей установку на здоровый образ жизни; напомнить гигиенические требования работы на компьютере; объяснить, что использовать компьюте.


Компьютер в жизни школьника. Влияние компьютера на здоровье наших детей.

Компьютер - "двуликий Янус". Что он в себе таит? Угрозу? Помощь? Как влияет постоянное "общение" с компьютером на здоровье наших детей. Над этими вопросами стоит задуматься.

Влияние компьютера на здоровье школьника

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, у.

Практико-значимая работа "Влияние компьютера на здоровье школьника"

Мир компьютеров очень интересен детям, заманчив и, в век развития новомодных технологий, очень моден среди населения и в том числе среди школьников. Трудно не согласитьс.


ЗОЖ Электив "Влияние компьютера на здоровье школьника"

В своей статье я обратила внимание на пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, особенно у ребят старшего возраста, когда они включаютсяв поиск компьютерных программ и других мате.


Влияние компьютера на школьника

По опросам, около 80% школьников, буквально, теряют голову от компьютерных игр, причем больше половины детей знакомы с ними с 5-6-летнего возраста.И, как тут не задаться вопросом: «Каково влияние комп.

Кажется, сегодня все мы знаем, что долго сидеть за компьютером вредно для физического здоровья. Но как на счет мозга? Согласно результатам последних научных исследований, частое использование интернета может привести к изменениям в работе мозга. Это – главный вывод из новых исследований американских, австралийских и европейских ученых, которые обнаружили, что заядлые пользователи интернета хуже справляются с задачами на память и, как правило, легче отвлекаются, а это – пугающий признак того, каким серьезным может оказаться ущерб, нанесенный технологией, настолько повсеместной, что отказ от нее почти невообразим. По мнению авторов исследования, наличие информации, доступной в интернете всякий раз, когда нам это нужно, могло бы изменить способ хранения информации нашим мозгом. В конце концов, в мире поисковых систем Google и Википедии намного меньше необходимости запоминать что-либо.


Оказалось, частое использование интернета негативно влияет на работу мозга

Как интернет влияет на мозг?

Проницательность великого фантаста оказалась удивительно точной, поскольку мы теперь живем в мире с Интернетом, где почти все богатство человеческих знаний находится у нас под рукой – прямо в кармане. Более того, сегодня мы работаем и учимся не выходя из дома. Нет абсолютно никаких сомнений в том, что интернет оказал колоссальное влияние на нашу жизнь. Так, со временем исследователи начали замечать, что интернет не только служит для удовлетворения любопытства, но и перепрограммирует работу мозга.

Интернет – наш жесткий диск


Мозг – самый малоизученный орган человеческого тела

Мы научились лучше искать информацию


Сегодня образование, как школьное, так и высшее, можно получить не выходя из дома.

Мы стали рассеянными


Вместо чтения слева направо, сверху вниз, мы, кажется, просматриваем заголовки, маркеры и выделенную информацию.

Когда вы находитесь в Сети, уведомления стимулируют мозг и даже ошеломляют. Слишком много информации – и вы можете стать чрезвычайно рассеянным и расфокусированным. Но после того, как выключить компьютер или телефон (если вы когда-нибудь это делаете), ваш мозг остается перепрограммированным. При этом отсутствие концентрации и раздробленное мышление могут сохраняться, мешая ежедневной деятельности.

Еще больше увлекательных статей о том, как изменился мир за последние несколько лет читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен. Там регулярно выходят статьи, которых нет на сайте.

Как интернет влияет на нашу память?

Международная группа исследователей из Западного Сиднейского университета, Гарвардского университета, Кингс-колледжа, Оксфордского университета и Манчестерского университета подвергла анализу ведущую гипотезу о том, как интернет может изменять когнитивные процессы и изучили степень, в которой эти гипотезы были подтверждены недавними результатами психологических, психиатрических и нейровизуализационных исследований.

Основные выводы работы, опубликованной в журнале World Psychiatry, заключаются в том, что чрезмерное использование интернета действительно может повлиять на многие функции мозга. Например, бесконечный поток подсказок и уведомлений из интернета побуждает нас постоянно удерживать разделенное внимание, что, в свою очередь, может снизить нашу способность сохранять концентрацию на одной задаче и способности запоминать информацию.


В ходе исследования испытуемые решали когнитивные задачи, проходили тесты и сканирование мозга

Обширный доклад, возглавляемый доктором Джозефом Фертом, старшим научным сотрудником Института медицинских исследований NICM, Западного Сиднейского университета и почетным научным сотрудником Манчестерского университета, объединил данные для создания пересмотренных моделей того, как интернет может влиять на структуру, функции и когнитивное развитие мозга.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 2018 года, маленькие дети (в возрасте 2-5 лет) не должны проводить у экрана больше одного часа в день.

В ходе исследования также было установлено, что подавляющее большинство научных работ, посвященных влиянию интернета на мозг, проводилось среди взрослых, поэтому необходимы дополнительные исследования для определения преимуществ и недостатков использования интернета молодыми людьми. А как вы думаете, как интернет влияет на память и нужно ли что-то с этим делать? Ответ будем ждать, а также в комментариях к этой статье.

Читайте также: