Влияние планшетов и гаджетов на детей

Обновлено: 30.06.2024

Первые годы жизни являются самыми важными для малыша. В этом возрасте закладываются основные свойства его личности, фундамент здоровья и характер. Малыш познаёт мир через органы чувств. Соответственно, все игры и занятия должны быть ориентированы на развитие слуха, зрения, обоняния, осязания.

Специалисты не рекомендуют давать планшеты и смартфоны до достижения крохой двух лет, так как в раннем возрасте наиболее заметно отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка. В самом начале общее время, проведённое перед экраном, следует ограничить часом. Предпочтение стоит отдавать не развлекательному, а обучающему контенту.

Если с обычными игрушками, малыша можно оставить «один на один», то со смартфонами и планшетами делать так не стоит. У ребёнка может сформироваться зависимость, а вы потеряете контакт с ним.

Полезные гаджеты

При разумном подходе использование гаджетов детьми не должно стать большой проблемой. Образовательные программы, ограничение по времени и родительское участие превратят любой девайс из врага, с которым следует бороться, в помощника.

Кроме привычных планшетов и смартфонов, на рынке существует огромное количество гаджетов, которые не оказывают отрицательное влияние, но при этом значительно упрощают жизнь мамам и папам.Вот несколько примеров:

• Умные игрушки. Они поют, рассказывают стихи, сказки, обучают и помогают заснуть.

• VR-очки. Облегчают процесс обучения детишек постарше.

«Умные» часы. Вы всегда сможете позвонить ребёнку или узнать его координаты, а он послать вам сигнал в случае опасности.

• Маячок для поиска вещей. Девайс для рассеянных людей.

Детям постарше можно приобрести электронную книгу. Она не влияет на зрение, а её объём памяти позволяет хранить огромное количество различной литературы.

Гаджеты и физическое здоровье

В очень раннем возрасте влияние гаджетов на здоровье детей является исключительно отрицательным, а польза – сомнительной. Малыш, проводящий время с планшетом, мало двигается. Как следствие, начинает немного отставать в развитии. В более старшем возрасте у него появляются проблемы, связанные с обучением.

При неограниченном длительном использовании смартфонов и подобных им устройств формирование мышц, отвечающих за работу рук и пальцев, может пойти неправильно. Для того, чтобы избежать подобного развития ситуации, купите ребёнку альбом и набор фломастеров. Рисование не только развивает мелкую моторику, но и оказывает позитивное воздействие на становление гармоничной личности.

Также у ребятишек, постоянно проводящих время за цифровыми устройствами, часто наблюдается нарушение координации между мозгом и руками. Предотвратить неприятные последствия достаточно просто, необходимо чаще играть с детьми в мяч.

Кроме того, длительное пребывание перед экраном отрицательно сказывается на глазах. Отсутствие двигательной активности влияет на вес, позвоночник, мышцы в целом.

Воздействие на психику

Бесконтрольное использование электронных устройств оказывает значительное влияние на психику детей, особенно дошкольников. Мышление и восприятие мира начинают меняться. Слух и зрение становятся основными каналами восприятия.

Нельзя однозначно сказать, что влияние гаджетов на психику ребенка имеет исключительно отрицательный характер. Учёные совсем недавно начали проводить исследования на эту тему. Однако с уверенностью можно утверждать, что преобладание информации одного типа не может сказываться положительно.

Другой проблемой является постепенная утрата способности фантазировать, так как в большинстве своём технологии предлагают либо уже готовое решение, либо подталкивают к какому-то определённому. Ребёнок лишается возможности творить, создавать что-то новое, необычное.

Дети, чьё свободное время занято преимущественно планшетом или компьютером, зачастую некоторым образом теряют связь с внешним миром. Виртуальная реальность выступает в роли посредника между ребёнком и миром вне экрана.

Мир реальный и виртуальный

Отрицательное влияние гаджетов на детей особенно заметно на примере компьютерных игр. Отсутствие контроля со стороны родителей приводит к тому, что виртуальный мир становится важнее реального. Из-за этого у ребёнка могут возникнуть серьёзные проблемы:

• Притупление чувства самосохранения;

• Отсутствие умения мирного разрешения конфликтов;

• Проявление излишней жестокости;

• Неспособность к длительным нагрузкам.

Дети, живущие в виртуальном мире, постепенно утрачивают способность отличать правду от вымысла. Они руководствуются моралью выдуманных героев, перенимают навыки компьютерных персонажей и их модель поведения.

Чрезмерное использование любых гаджетов ведёт к формированию зависимости. Маленькие дети устраивают истерики, а подростки начинают вести себя агрессивно, бунтуют или впадают в депрессию.

Игромания, интернет-зависимость и номофобия

Больше всего развитию различных форм привыкания к использованию электронных устройств подвержены маленькие детки. Это может быть игромания или интернет-зависимость. В частности, часто родители жалуются на то, что их детки смотрят слишком много видеороликов. Виновниками появления зависимости, как правило, являются мама и папа, у которых когда-то не хватило времени на малыша.

Определить страдает ли подросток игроманией сложнее.Однако существует несколько характерных признаков:

• Круг интересов ограничивается исключительно компьютерными играми;

• Игровой процесс занимает всё свободное время;

• Обычные потребности отходят на второй план;

• Резкая смена поведения;

• Повышенная возбудимость, агрессия;

• Нежелание контактировать с «внешним миром».

• Нарушение режима сна и бодрствования.

Другой существенной проблемой является интернет-зависимость. Основным признаком её появления является смена поведения, невозможность отказаться от выхода в интернет, бессмысленный серфинг по сайтам.

Относительно недавно был обнаружен ещё один вид зависимости - «номофобия», боязнь остаться без смартфона. Часто она «идёт в комплекте» с интернет-зависимостью.

Самый лучший способ предотвратить зависимость детей от гаджетов – контролировать использование устройств с раннего детства, интересоваться их жизнью, проводить больше времени с ними.

В раннем детстве необходимо отдавать предпочтение традиционным формам обучения. Не стоит заменять рисование карандашами или лепку на супермодное приложение в планшете. Но и отказываться от гаджетов всё же не нужно. Учить буквы и цифры удобно при помощи специальных программ. А ещё можно вместе посмотреть обучающий ролик на YouTube.

Не вручайте ребёнку электронное устройство без надобности. Старайтесь отвлечь его не гаджетом, а делом. Не вознаграждайте компьютерной игрой или возможностью «посидеть в интернете».

Запишите ребёнка в спортивную секцию или кружок. При их выборе руководствуйте интересами самого малыша. Поощряйте его общение со сверстниками.Хвалите за успехи и старайтесь особо не ругать за промахи: люди с высокой самооценкой реже страдают от зависимостей.

Как отвлечь ребенка от гаджетов может посоветовать профессиональный психолог. Если зависимость ещё не сформировалась,можно использовать описанные выше способы: увлечь интересным делом, разнообразить досуг и увеличить число контактов со сверстниками.

На самом деле реальные случаи зависимости встречаются не так часто. Однако помочь сможет исключительно специалист. Главная задача родителя – привести ребёнка на приём и соблюдать рекомендации врача. Лечением подобных заболеваний занимаются наркологические службы.

Первый шаг на пути к исцелению – налаживание контакта. В мягкой форме постарайтесь объяснить подростку, что его увлечение компьютерными играми является болезненным. Ни в коем случае не упрекайте, не давите на него. Помните, ваш ребёнок болен.

Крайне важно научить зависимых детей заниматься чем-то отличным от его обычного досуга. Это работа для специалиста в области психологии. Он поможет подростку разобраться в себе и определить круг интересов.

Влияние на умственное развитие

Почему же возникает зависимость? Мозг человека очень пластичен, особенно в детстве и юности. Под воздействием внешних факторов он способен меняться и во взрослом возрасте. Чрезмерное использование цифровых устройств снижает способность к обучению, усвоению новой информации и глубинному анализу.

Согласно исследованиям зарубежных учёных, влияние гаджетов на мозг ребенка является более существенным. У малышей снижаются когнитивные функции. Они хуже справляются с задачами. Было установлено, что дети 2 и 3 лет, проводящие много времени перед экраном, в три года и пять лет показывают низкие результаты по тестам развития.

Способности к восприятию и анализу информации гаджеты не улучшают. Наоборот, обучающиеся традиционным способом детишки часто показывают более высокий уровень развития по сравнению со сверстниками, проводящими большую часть времени с различными девайсами.

Другие данные указывают на то, что мозг детей, которые пользуются электронными устройствами два часа в день и соблюдают режим дня, лучше функционирует. В иных работах отмечается, что на умственное развитие подростков гаджеты такого влияния не оказывают. Однако уменьшение проведённого за компьютером времени положительно сказывается на учёбе в школе.

Гаджеты и мышление

Широкое распространение электронных устройств и бесконтрольное их использование привело к появлению нового определения – «цифровое слабоумие». Данный термин в обиход ввёл немецкий психиатр Манфред Шпитцер. Он описал снижение интеллектуальных способностей у физически здоровых детей, жизнь которых началась с использования гаджета.

Чрезмерное использование гаджетов приводит к снижению умственной работоспособности, критическому мышлению, утрате способности к анализу. Отрицательно сказывается и замена личного контакта «общением в Сети».

Поиск в интернете менее затратная операция, чем поход в библиотеку. Легкодоступность информации становится причиной того, что в памяти не задерживается ничего. По этой причине серфинг в Сети – занятие бессмысленное. Оно не способствует умственному развитию.

Если хотите вырастить по-настоящему умного человека, контролируйте использование цифровых устройств. Старайтесь соблюдать баланс, не допускайте бездумного списывания или нажатия на кнопку. Вред гаджетов для детей можно уменьшить, научив их думать, размышлять над увиденным или прочитанным.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Даже дети начинают пользоваться ими с самого раннего возраста. Ответственные родители обеспокоены тем, что экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится им менее интересным. Однако и совсем без гаджетов сегодня не обойтись. В этом материале мы разберем, в чем их вред и польза, что можно и что нежелательно смотреть детям и как избежать зависимости.

По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, у 25 % он появляется уже в 3-4 года; наиболее популярен у детей планшет. Медицинская школа Вашингтонского университета провела опрос 52000 человек, в число которых входили дети, подростки и взрослые. Оказалось, что 65 % взрослых, 59 % подростков и 62 % детей проводят с гаджетами в руках более 2 часов в день. А по данным Национальной медицинской библиотеки США дети проводят за экраном 7-8 часов в день.

Вред гаджетов для детей

ребенок играет на планшете в дороге

Влияние на здоровье

  1. Электромагнитное излучение современных гаджетов негативно влияет на незрелую нервную систему детей.
  2. При чрезмерном увлечении ими у детей наблюдается проблемы с координацией действий руками, что проявляется, например, в играх с мячом. также не развивается. Ребенку полезно играть конструктором и мозаикой, а не пользоваться компьютерной мышкой. Дети недополучают необходимых им сенсорных ощущений.
  3. Пристальное всматривание в небольшие объекты на экранах телефонов и планшетов развивает близорукость.
  4. Вредно увлечение гаджетами и для детского позвоночника. Ребенок за компьютером долго сидит в одной позе, а его голова неестественно наклонена.

Детско-родительские отношения

Родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить себе свободное время. Но делать это с совсем маленькими детьми до 2 лет нельзя. В таком раннем возрасте у ребенка формируются особые эмоциональные взаимоотношения с близкими людьми. Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушениям этих связей.

В возрасте 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют действия взрослых. Это очень важный этап в развитии малышей, когда они таким образом перенимают систему человеческих взаимоотношений, учатся анализировать свои поступки.

Ролевые игры требуют от ребенка высокого творческого и интеллектуального уровня, умения сотрудничать и договариваться, а электронные развлечения и игры примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А так как такие игры происходят без участия и вовлеченности взрослого, они не способствуют формированию правильных детско-родительских отношений.

Нарушения развития речи

У человека с рождения органы артикуляции готовы к произношению звуков. Но для развития речи (устной, а затем и письменной) необходимо время и определенные условия. Первые три года жизни ребенка очень важны для развития связной речи. Только желание малыша узнать мир взрослых, быть услышанным и понятым, побуждает его говорить. А взрослые должны эмоционально реагировать на попытки ребенка общаться, проговаривать ему все происходящее вокруг, петь с ним песенки, заучивать стишки. Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы.

Трудности в обучении чтению и восприятии информации

Многие современные дети, использующие гаджеты с раннего возраста, имеют сложности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, связывании слов в предложения, понимания смысла рассказа. Отсюда и дальнейшие проблемы с чтением. Они понимают отдельные слова и короткие предложения, но суть текста от них ускользает, поэтому читать становится скучно и неинтересно.

Частые экранные игры вызывают неправильную работу глазных мышц. Глаза привыкают следить за яркими перемещающимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что не движется, очень трудно. Отсюда и проблемы с прослеживанием строки в направлении слева направо и возвратом на новую строчку.

Влияние на психику ребенка

В детстве закладываются основы и происходит наиболее быстрое развитие психики человека. Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщаются, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит. Воображение и фантазия ребенка также не развиваются, поскольку ему предоставляются уже готовые формы.

Современные мультфильмы и игры создаются таким образом, чтобы ребенок сразу и без усилий получал удовольствие и положительные эмоции. В реальном же мире для этого нужно приложить много труда. Понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней поиграть, пригласить кого-то поиграть с тобой — все это достаточно сложно. А нажав на кнопку, можно получить удовольствие сразу же. У ребенка все слабее становятся стимулы для взаимодействия с реальным миром.

Кроме того, игры не учат прилагать усилия и целенаправленно трудиться для достижения результата. При столкновении с проблемами в реальной жизни дети, чрезмерно увлеченные гаджетами, склонны к стрессам, истерикам, депрессиям.

Влияние на социализацию

Как уже было сказано, ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения. Поэтому их социализация страдает.

Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В Интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.

Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?

Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:

  • детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
  • детям 3-4 лет — 30-40 минут в день;
  • детям 5-6 лет — 1 час в день;
  • детям 7-9 лет — 1,5 часа в день;
  • детям 10-13 лет — 2 часа в день;
  • детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.

Что можно и что нельзя смотреть детям?

дети смотрят мультик на планшете

Ограничения напрямую зависят от возраста ребенка.

Дошкольники

Для таких детей существуют интересные развивающие мультфильмы и передачи.

Можно играть и в простые игры на внимание, логику, память. Хорошо, если родители будут делать это вместе с детьми и потом обсуждать увиденное. Но основная деятельность ребенка этого возраста — игры со сверстниками, прогулки на улице, творческие занятия.

Младшие школьники

Дети по-прежнему могут смотреть развивающие передачи и мультики, играть в игры, соответствующие их возрасту, уделяя этому не более положенного времени. Также ценным остается совместный просмотр с родителями. Ведущей деятельностью ребенка этого возраста является учеба, но и за играми и прогулками он проводит много времени.

Средние школьники

Дети старше 10 лет уже хотят иметь собственный смартфон и проводить с гаджетом больше времени. Родителям нужно ввести правила. Гаджет — это вещь родителей, пользоваться которой они разрешают на своих условиях.

Признаки зависимости от гаджетов у детей

мальчик играет в телефон

Психологи различают три вида компьютерной зависимости: игровая, сетевая и серфинговая.

  1. Игровая — это болезненная тяга к компьютерным играм.
  2. Сетевая — это зависимость от соцсетей, желание проводить в них много времени. Соцсети чаще привлекают детей с заниженной самооценкой, которые боятся проявить себя в обществе.
  3. Серфинговая — эта зависимость самая сложная: дети часами просматривают познавательные и развлекательные ролики, читают информацию, но не применяют в жизни. Кажется, что они занимаются полезными делами, развиваются, но на самом деле это не так. Ничто не может заменить личного опыта.

Но, даже если ребенок проводит много времени с гаджетами, это не всегда зависимость. Существуют модели поведения, обнаружив которые родители настораживаются. Это:

  1. Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
  2. Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, в которые он играет на своем девайсе.
  3. Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
  4. Агрессия, ярость, истерики у ребенка при попытках забрать гаджет или ограничить время, которое он проводит в сети. Такое неконтролируемое проявление эмоций в течение продолжительного времени — прямое свидетельство проблем в эмоционально-волевой сфере.
  5. Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
  6. Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
  7. У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.

Как преодолеть зависимость?

девочка с мамой смотрит мультфильм на планшете

Разумеется, просто забрать у ребенка гаджет — не вариант. Особенно, если ребенок уже школьник. Тут нужен психологически грамотный и терпеливый подход. Но родители должны быть строги и не отклоняться от выбранной стратегии.

  1. Поговорить с ребенком. Стоит сказать честно, что будет лучше, если у него будет еще жизнь, кроме компьютера или телефона. Вы, как родители, хотите, чтобы он получил образование, нашел дело жизни и достиг успеха. Обязательно нужно объяснить ребенку, что такое зависимость и что для преодоления ее понадобятся силы и время. А родители ему в этом помогут.
  2. Занятость. Каждый день ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать для него полезные и интересные активности — записать на кружки, которые ему понравятся. У него должно быть время на прогулки, выполнение уроков и отдых. Вот в период отдыха он сможет пользоваться гаджетом, но только строго оговоренное время.
  3. Личный пример. Дети всегда копируют родителей. И если взрослые проводят свободное время в сети, то ребенок поступает так же. Он не видит, как может быть по-другому. Хорошо ввести в жизнь семьи ритуалы и традиции, планировать, как будете отдыхать все вместе. Это могут быть путешествия, прогулки, посещения интересных мест, настольные игры, совместные проекты, поделки, рукоделия, кулинарное творчество. Дети будут в восторге от такого времяпрепровождения, и гаджеты отойдут на второй план.
  4. Польза. Мир интернета открывает огромные возможности для того, кто хочет развиваться, а не только развлекаться. Родители должны показать ребенку варианты полезного проведения времени в сети.

Профилактика зависимости от гаджетов

  1. Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
  2. Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма. Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.
  3. Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.
  4. Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
  5. Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.
  6. Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточно игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря.
  7. Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.

Положительные стороны гаджетов для детей

Современному человеку умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети необходимо. Ведь в нашем мире все компьтеризировано. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки. Увлечение детей играми часто становится входными дверями в IT-технологии. Важно только правильно сориентировать ребенка. Сегодня онлайн образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, учиться в разных школах, на курсах, посещать мастер-классы не выходя из дома. Это удобно и открывает огромные возможности.

Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать им пользоваться интернетом. Важно уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей — семьи, дружбы, общения, развития. А гаджеты должны быть только помощниками в жизни и достижении успеха. Тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.

Дети смотрят мультик на телевизоре

О вреде смартфонов, компьютеров, телевизоров и планшетов на неокрепший организм ребенка в своем Instagram-блоге рассказывает детский нейропсихолог Лейсан Усачева.

"Нейропсихологу нужно быть консервативным, ведь мозг в своем развитии достаточно консервативен. Пока еще никто не смог его уговорить полностью подстроиться под век прогресса технологий и начать развиваться по другим законам", - говорит эксперт (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены - прим.ред.)

Вот некоторые законы развития мозга, которые смартфоны и телевизоры нарушают:

Развитие в движении

Дошкольник должен познавать мир всем телом. И только к школе должна появиться продолжительная статичность (что, кстати говоря, мозгу тоже не нравится), но в движении остаются голова и руки.

Ребенок, поглощенный смартфоном, компьютером или планшетом двигаться перестает совсем.

Целостная работа мозга

При работе с гаджетом мозг посылает колоссальный объем сигналов к мышцам: беги от монстра, прыгай с ребятами на экране, полетай с драконом и т.д.

Ребенок всем мозгом участвует во всем, что происходит на экране. А тело все так же обездвижено. Нарушается целостная гармоничная связь мозга с телом.

Появляются мышечные напряжения (а они очень сильно нарушают здоровое функционирование мозга).

Перегружается нервная система

Не секрет, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм.

Дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

В жизни кадры перед глазами не сменяют друг друга так быстро, мозг имеет возможность перезагружаться. Детская нервная система не готова к поглощению такого потока информации без возможности отдохнуть.

Нарушение слуха

Плоский звук нарушает процесс переработки аудиальной информации. Не формируется фонематический слух.

Ослабевают глазодвигательные мышцы

Так как в норме ребенок, для получения визуальной информации, прослеживает глазами горизонтальные и вертикальные линии.

А глазодвигательные мышцы активизируют зоны мозга, отвечающие за концентрацию внимания и энергию мозга.

Что происходит с ребенком в психологическом плане?

  • Ребенок приобретает форму пассивного отношения к миру. Чтобы получить информацию, развлечение, чувство наслаждения не нужно делать ничего.
  • Нарушается здоровая коммуникация. По ту стороны экрана много слов, много букв. А ребенок молчит. Ну, только если он не смотрит "Дашу-путешественницу".
  • Истерики вследствие перегруза нервной системы - обычное дело при такой зависимости.
  • Эмоциональное напряжение. Мышечные зажимы обязательно переходят в эмоциональное напряжение. Отсюда агрессивное поведение, чрезмерная замкнутость, неврозы.
  • Нарушенные детско-родительские отношения. Чаще всего ребенок получает гаджет, когда родитель хочет, чтобы ребенок не мешался.
  • В тот момент альтернативами могли бы быть: общение с ним, привлечение его к помощи в домашних делах, совместная игра и так далее.

При этом эксперт не отрицает, что иной раз прибегнуть к гаджетам и тем самым отвлечь ребенка - единственный возможный выход.

Мама в полнейшем "нересурсе"

"Здесь уже речь идет о психическом и физическом здоровье мамы. Конечно, выбирая меньшее из двух зол, посадить детей за мультики вполне себе оправдано", - делится Лейсан Усачева.

Жизненно необходимо, чтобы ребенок не мешал

"К примеру, как-то так вышло, что вы пришли с ребенком в суд, а там громкое поведение, мягко говоря, не приветствуется. Тоже оправдано", - говорит нейропсихолог.

Ребенок активен и самостоятелен

"Ребенку уже больше 4-5 лет, он умеет самостоятельно играть, у него не нарушена социализация, он много двигается в течении дня. Полчаса мультиков на английском ему не повредят". - подытожила эксперт.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: