Время непрерывной работы на компьютере не должно превышать информатика

Обновлено: 04.07.2024

Часто задаваемые вопросы по организации работы компьютерного класса

Все ответы на часто задаваемые вопросы даются на основании СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы (в редакции от 21.06.2016 г.)

Какое количество компьютеров должно быть в классе?

Площадь одного рабочего места пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м 2 , в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м 2 .

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м 2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования). Раздел 3 пункт 4.

Можно ли сажать одновременно двух учеников за 1 компьютер?

Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста (пункт 4.16. Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Какое расстояние должно быть между компьютерными столами?

9.1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.

9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600–700 мм, но не ближе 500 мм с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Какие требования предъявляются к размещению компьютерных столов в компьютерном классе?

6.1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

6.12. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращённому к оператору.

Сколько времени могут работать дети за компьютером?

Согласно части 4 Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста»,

4.1. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

- для обучающихся в I–IV классах – 15 мин.;

- для обучающихся в V–VII классах – 20 мин.

- для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин.;

- для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.

4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня:

- для обучающихся I–IV классов составляет 1 урок,

- для обучающихся в V–VIII классах – 2 урока,

- для обучающихся в IX–XI классах – 3 урока.

4.3. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

4.4. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

4.5. Для обучающихся в старших классах при организации производственного обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50% времени занятия.

4.6. Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 50% продолжительности рабочего времени при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий.

4.7. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся в II–V классах – не более 60 мин.;

- для обучающихся в VI классах и старше – не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся II–V классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

4.8. Условия и режим дня в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ в течение 2–4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам к устройству, содержанию и организации режима детских оздоровительных загородных учреждений или оздоровительных учреждений с дневным пребыванием в период каникул в городских условиях.

4.9. Занятия с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется проводить не более 6 дней в неделю.

4.10. Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:

- для детей 7–10 лет – одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин.;

- для детей 11–13 лет – двумя занятиями по 45 мин.: одно – в первой половине дня и другое – во второй половине дня;

- для детей 14–16 лет – тремя занятиями по 45 мин. каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

4.11. В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:

- до 10 мин. для детей младшего школьного возраста;

- до 15 мин. для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет – 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счёт времени, отведённого для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

4.15. Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

4.16. Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.

4.17. Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.

Какие требования предъявляются к ученической мебели компьютерного класса?

Стол

9.5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5–0,7.

Рабочий стул (кресло)

9.6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

9.7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в образовательных учреждениях?

К организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования предъявляются следующие требования (п.11 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03):

1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

2. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

- две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520–760 мм и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надёжной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12–15 градусов);

- ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

- опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

- увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

11.3. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви в соответствии с таблицей приложения 4 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное):

В Письме от 14.06.2017 № 14-2/ООГ-4765 Минтруд пришел к однозначному выводу, что время специальных перерывов, предоставляемых работникам, занятым большую часть времени за компьютером, относится к их свободному времени, которое может быть использовано по их усмотрению. При этом работодатель не должен нагружать их какой-либо другой работой.

Предоставление специальных перерывов работающим за ПЭВМ обусловлено положениями ТОИ Р-45-084-01 «Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере», утвержденной Приказом Минсвязи РФ от 02.07.2001 № 162: продолжительность непрерывной работы с компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

Регламентированные перерывы предусмотрены в целях предупреждения возникновения утомляемости у работающих с ПЭВМ вследствие зрительного, нервно-эмоционального напряжения и гиподинамии. В пункте 1.3 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуется чередовать работу за компьютером и работу без него в течение смены. Это означает, что во время таких перерывов работник должен прекратить работу непосредственно за компьютером.

В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов (п. 1.2 Предложений по организации работы с ПЭВМ (приложение 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03)).

Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ

Категория работы с ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПЭВМ

Суммарное время регламентированных перерывов, мин.

Группа А*, количество знаков

Группа Б**, количество знаков

Группа В***, ч

При 12-часовой смене

* Группа А – работа по считыванию информации с экрана компьютера с предварительным запросом.

** Группа Б – работа по вводу информации.

*** Группа В – творческая работа в режиме диалога с компьютером.

При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к различным видам трудовой деятельности, за основную работу с компьютером следует принимать работу, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены (рабочего дня).

При установлении регламентированных перерывов нужно также помнить о следующих рекомендациях, приведенных в приложении 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03:

в случаях, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ВДТ (видеодисплейным терминалом) (набор текстов или ввод данных и т. п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10 – 15 минут через каждые 45 – 60 минут работы (п. 1.4);

продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать один час (п. 1.5);

при работе с ПЭВМ в ночную смену (с 22.00 до 06.00), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30% (п. 1.6).

Предоставление работнику регламентированных перерывов не означает, что рабочее время, установленное ему в соответствии с ТК РФ, прерывается. Работник продолжает находиться на своем рабочем месте, покинуть которое он вправе во время перерывов в работе, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).

Статьей 109 ТК РФ предусмотрена возможность установления на отдельных видах работ специальных перерывов для обогревания и отдыха, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Итак, регламентированные перерывы следует включать в рабочее время. Причем данные перерывы в работе относятся к времени отдыха, работник не обязан во время них находиться на своем рабочем месте (ст. 106, 107 ТК РФ).

К сведению. Статья 106 ТК РФ определяет понятие времени отдыха как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Согласно абз. 2 ст. 107 ТК РФ перерывы в течение рабочего дня (смены) отнесены к видам времени отдыха.

Следует отметить, что позиции, изложенной в Письме Минтруда РФ № 14-2/ООГ-4765, придерживается и Роструд (Письмо от 11.04.2012 № ПГ/2181-6-1).

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают вопросы от работающего населения о принципах организации трудового процесса за компьютерами, наличии обязательных требований для работника и работодателя

В современных фирмах едва ли не большинство сотрудников проводят свой рабочий день за компьютером. Компьютеры в основном используются как вспомогательные средства обработки информации, и такое введение компьютерных технологий принципиально изменило характер труда офисных работников и требования к организации и охране труда.

Вопросы, относящиеся к организации и охраны труда при работе за компьютером, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы» и инструкцией по охране труда при работе на ПК. Несоблюдение требований безопасности приводит к тому, что при работе за компьютером сотрудник может ощущать дискомфорт: возникают головные боли и резь в глазах, появляются усталость и раздражительность. У некоторых людей нарушается сон, аппетит, ухудшается зрение, начинают болеть руки, шея, поясница и тому подобное. При ненормированной работе возможно нервное истощение.

Анализируя причины резкого роста «компьютерных» заболеваний, учёные отмечают, прежде всего слабую эргономическую проработку рабочих мест операторов вычислительных машин. Сюда входят слишком высоко расположенная клавиатура, неподходящее кресло, эмоциональные нагрузки, продолжительное время работы на клавиатуре. В профилактике заболеваний большую роль играет правильно оборудованное рабочее место.

Крайне важное значение имеет правильный режим работы. Следует отметить, что перерывы для отдыха должны предоставляться в зависимости от степени утомления, своевременность их важнее длительности:

максимальное время работы за компьютером не должно превышать 6 часов за смену;

необходимо делать перерывы в работе за ПК продолжительностью 10 минут через каждые 45 минут работы;

продолжительность непрерывной работы за компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 1 часа (по СанПиН) или 2 часов (по типовой инструкции);

во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения и утомления зрения, предотвращения развития утомления целесообразно выполнять комплексы специальных упражнений.

Действующим законодательством предусмотрена административная и даже уголовная (в случае причинении тяжкого вреда здоровью) ответственность работодателя за нарушение правил организации трудового процесса, нормативных условий выполнения сотрудниками работы за компьютером, предусмотренных СанПиН вплоть до административного приостановления деятельности.

Как свидетельствует судебная практика регионов, сотрудники Роспотребнадзора не только налагают на работодателей санкции за нарушения санитарных требований о работе за компьютером, но и успешно отстаивают свою позицию в суде, если организация пытается оспорить их решение. Так, доводы работодателя о неправомерном наложении на него санкции за нарушения правил охраны труда при работе с компьютером были отклонены, в частности, в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2009 по делу № А29-2116/2009, Восточно-Сибирского округа от 29.12.2010 по делу № А33-8142/2010, от 13.12.2010 по делу № А33-8138/2010, Дальневосточного округа от 09.08.2010 № Ф03-4877/2010 по делу № А73-282/2010, Северо-Западного округа от 20.12.2010 по делу № А13-7519/2010 и Уральского округа от 24.06.2009 № Ф09-4322/09-С1 по делу № А50-1580/2009-А18.

Соблюдение режима работы за компьютером, наличие регламентированных перерывов, правильная организация рабочего места поможет Вам не только увеличить производительность деятельности, но и предотвратить вред для здоровья сотрудника и репутации работодателя.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173


Эл. почта:

Кабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса в школе, в нем обязательны для исполнения все общешкольные правила и инструкции.

Вместе с тем, кабинет информатики является специально оборудованным кабинетом, в котором действуют особые правила техники безопасности, поэтому к работе в нем допускаются лишь те лица, которые прошли индивидуальный фиксированный инструктаж по правилам безопасности, который проводится не реже одного раза в полугодие. Ответственным за это является заведующий кабинетом.

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:

соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;

занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;

заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;

немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;

немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.

2.2. Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:

на помощь и консультацию преподавателя;

отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;

самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.

3. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

3.1. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ:

электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры, которые могут явиться источником электротравматизма;

наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;

мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных статических полей.

3.2. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;

производить самовольное переключение разъёмов оборудования;

приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;

вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;

выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.

Если производится выключение/включение, то интервал времени между включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд.

В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, НЕОБХОДИМО:

прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению током спасающего);

немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);

оказать первую медицинскую помощь, если необходима.

3.3. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);

приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);

пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор необходимо немедленно отключить и сообщить учителю);

загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;

производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;

привлекать учащихся к тушению пожара.

В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ПОЖАРА (возгорания, задымленность) НЕОБХОДИМО:

немедленно отключить все электроприборы, определить источники возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного пожаротушения;

если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожар.

4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬТЕРОМ

расстояние от центра экрана до глаз учащихся должно быть не менее 60 см;

время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут, после чего обязателен перерыв с разминкой;

в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.

Читайте также: