Все компьютеры в мире не смогут заменить любознательных учеников

Обновлено: 06.07.2024

В 1977 году американский писатель-фантаст Айзек Азимов выпустил эссе «Новые учителя», в котором он предложил создать для каждого человека специальную обучающую машину, которая сможет анализировать его уровень знаний и, соответственно, автоматически задавать курс обучения.

Чтобы пожилые люди не теряли воображения и творческих способностей и не стали обузой для постоянно уменьшающегося числа активных молодых людей, я часто выступал с предложениями модифицировать нашу систему образования таким образом, чтобы человек продолжал учиться до конца жизни. Но как это сделать? Откуда взять столько учителей, размышлял Азимов.

Спустя почти 40 лет этот вопрос остается актуальным. Сейчас мы живем в век инновационных технологий, и с каждым годом появляются новые изобретения, которые вытесняют когда-то незаменимые кнопочные телефоны, деревянные неуклюжие автомобили и перьевые ручки.

Но должно же остаться что-то незаменимое, проверенное временем и опытом, например, образование, — с этих слов началась конференция, организованная корпорацией Российский учебник на Международном московском салоне образования.

Во многих отраслях происходит вторжение искусственного интеллекта в деятельность человека. Не избежала этого и школа, в которой ИИ хочет встать на место учителя. Но значит ли это, что в будущем профессии преподавателя уже не будет, а детей станут обучать компьютеры и роботы?

Кто победит: искусственный или естественный интеллект — вопрос интересный, так как сейчас между ними присутствует некое противостояние. Наши дети все чаще предпочитают проводить выходной с планшетом, чем с родителями на природе, и тут явная победа ИИ. Но если ребенок упал и разбил коленку, он вряд ли побежит к планшету, верно? Так что естественный интеллект не сдает позиций, рассказал «Ридусу» вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию Корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.

Это напрямую связано и с противостоянием преподавателя и робота: никто не заметит учительской чуткости, личного примера, эмоциональной связи учитель-ученик. Учитель — не аудиокнига, тут важны личностные качества.

Зачем это надо?
обеспечение индивидуального подхода
при восполнении пробелов в знаниях у
некоторых учащихся
организация работы с одаренными
детьми на более углубленном уровне
внедрение проектной деятельности
во внеурочную деятельность
необходимость подготовки выпускников
к сдачи ГИА и ЕГЭ
расширение возможностей профильного и
предпрофильного обучения

5. Виды дистанционного обучения

интерактивное телевидение;
компьютерные
телекоммуникационные сети с
различными возможностями;
использование компакт-дисков и
ЭОР сети Интернет;
модульная или кейсовая технология.

6. Необходимые условия:

Аппаратнопрограммные
средства
Информационная база
Средства
передачи
информации
Нормативноправовая
база
Квалифицированн
ый учитель

7. Технологии организации дистанционного обучения

8. Формы дистанционного обучения. Модель 1

Школа- традиционная.
Учитель – школьный +удаленный
(эпизодически или постоянно).
Средства – e-mail, chat,web –
ресурсы.
Цель – углубленное изучение
предмета, подготовка в ВУЗ и т.п.
Формы занятий – дистанционные
консультации, семинары, уроки.

9. Модель 2

Школа –традиционная.
Учитель- школьный.
Средство обучения – школьный
сервер.

10. Модель 3

Школа – традиционная.
Учитель – школьный (минимально)
+ Интернет – ресурс +
программный продукт +
техническое обеспечение.
Цель – довузовская подготовка по
программам профильного обучения,
подготовка к ЕГЭ.
Формы занятий – индивидуальные.
Результат – сертификат.

11. Перспектива для учащихся

методическое руководство
Информационнообразовательная
среда школы
сайт школы, сайты
учителей
электронный
документооборот
технологические средства

13. Среда или средства,

с помощью которых происходит общение
преподавателя и обучаемого:
• печатные и письменные материалы, пересылаемые
по обычной почте или факсу;
• аудио- и видеозаписи, учебное радио и
телевидение (а также кино);
• интерактивные программированные обучающие
средства, компьютерные обучающие программы;
• видео и Интернет-конференции или связь;
• сайт учителя-предметника;
• другие Интернет ресурсы.

Что имеем сегодня?
Родительский
всеобуч
Подготовка
к ЕГЭ и ГИА
Работа с
одаренными
детьми
Сайт
школы
Персональные
сайты
учителей
Интернетресурсы
Локальная
сеть школы

15. Преимущества дистанционного обучения

проводить обучение большого
количества человек;
проводить обучение независимо от
неблагоприятных природных
факторов и эпидемической
обстановки в регионе.
повысить качество обучения за счет
применения современных средств,
объемных электронных библиотек,
отслеживания результатов обучения
в режиме on-line и т.п..

16. Возникающие проблемы

• Скорость Интернета.
• Техническое обслуживание конференцсвязи.
• Контент-фильтрация.
• Размещение оборудования.
• Оплата труда.

20. Заключение

Дистанционное обучение - вещь очень
удобная и полезная.
Но основное образование таким
способом целесообразнее получать
только в том случае, если по какимто причинам обучающимся
недоступен традиционный вариант
обучения.

Все компьютеры в мире
не смогут заменить
любознательных учеников,
компетентных педагогов,
неравнодушных партнеров и
общество, осознающих
ценность Образования
на протяжении жизни.
Билл Гейтс

По данным ВЦИОМ, 79% россиян поддерживают развитие искусственного интеллекта или выражают к нему нейтральное отношение. В 2021 году Минпросвещения РФ включит изучение ИИ в школьную программу. При такой всесторонней поддержке темпы распространения технологий и автоматизация на основе алгоритмов машинного обучения будет всё больше проникать в повседневную жизнь. Заместитель генерального директора «Учи.ру» Сергей Веременко рассказал о том, как геймификация и персонализация повышают мотивацию у школьников, а также как цифровые технологии помогают учителям освободиться от рутинных дел.

Читайте «Хайтек» в

Технологии уже стали частью процесса обучения в школе и используются для дополнительного образования. Однако ни через 10, ни через 50 лет человечество не перейдет полностью на «цифру». Исследователи утверждают, что меньше всего цифровизация способна заменить работу специалистов в сфере образования. Напротив, алгоритмы машинного обучения, геймификация, онлайн-технологии и новые педагогические подходы помогают учителям делать обучение более эффективным, высвобождают время на творчество, развитие дополнительных навыков учащихся и индивидуальную работу.

Онлайн поможет мотивировать учеников

Мотивация к обучению — это сложный, еще не полностью изученный вопрос. В начальных классах у детей сильна познавательная мотивация, любопытство и любознательность. Большую роль играет также авторитет учителя и личный пример родителей. С 1 по 4 класс ребенок стремится получить хорошие оценки, а вместе с ними — одобрение сверстников и взрослых.

В основной школе мотивировать ребенка извне становится сложнее. Успеваемость школьников резко расслаивается, среди них появляются троечники и даже двоечники. Подростки переключают внимание на что-то более увлекательное, чем учебники — компьютерные игры, сериалы, сообщества в социальных сетях. Именно в этот продолжительный период с 5 по 9 класс учителям и родителям становится сложнее повлиять на ребенка напрямую. Рациональные аргументы и просьбы заняться учебой часто встречают вспышки подростковой агрессии или, напротив, замкнутости.

Геймификация и мотивационные механики, преобразованные и адаптированные к учебному процессу, могут активизировать познавательную мотивацию подростков. Инструментарий геймификации выходит далеко за пределы просто привлекательной оболочки. Это встроенные в образовательный процесс сценарии социального взаимодействия, дополнительные достижения, элементы владения цифровой собственностью, коллекционирование, а также элементы непредсказуемости, сюжетные линии.

Американская образовательная платформа ABCmouse мотивирует школьников выполнять задания, выдавая за это виртуальную валюту — тикеты. На тикеты дети могут покупать мебель для обустройства онлайн-комнаты, домашних питомцев и одежду для своего персонажа.

Еще одна механика геймификации — вплетение в образовательный курс нарратива, то есть увлекательной истории. Чтобы узнать, куда приведет героев сюжетная линия, школьники готовы решать столько задач, сколько нужно. Так, например, в начале онлайн-курса по математике «Учи.ру» ребенок знакомится с героями комикса — капитаном Хрумом, его пиратами и их пленником, главным героем. Чтобы узнать, чем закончится история, ребенок вернется к решению заданий на следующий день и через день. Такая модель работы с познавательной мотивацией учеников показывает высокие результаты, что подтверждает количество активных пользователей платформы — 3,6 млн школьников только в России.

Создатели Valiant Hearts ведут игроков по истории Первой мировой войны. Романтический мотив — пользователь должен провести солдата через войну домой — подталкивает к освоению реальных исторических фактов, которые можно изучить на протяжении всей игры.

Мотивацию к обучению поддерживает позитивная среда, которую, в свою очередь, помогают создать цифровые обучающие продукты. Задания, построенные в формате диалога, помогают ребенку разобраться в теме: если пользователь дает неправильный ответ, система образовательной онлайн-платформы не будет критиковать, а задаст наводящий вопрос. Похвала за правильный ответ также положительно влияет на желание продолжить решение задач. Кроме того, ребенок самостоятельно двигается к цели, видит прогресс и результат своих усилий. Шкалы и индикаторы процесса, награды за выполнение заданий и достижения — всё это помогает учителю мотивировать детей учиться.

Вероятно, в будущем исследованию познавательной мотивации будет посвящено больше внимания. Подбор мотивационной системы для конкретного ученика может стать перспективным направлением педагогики и выйти на один уровень с такими важными процессами, как профориентация и внешкольное развитие.

Машинное обучение кастомизирует образование

В рамках цифровых образовательных проектов и сервисов большие данные позволяют решать ряд важных задач. К примеру, алгоритмы машинного обучения уже сегодня способны выстраивать индивидуальные траектории на основании данных о том, как ученик ведет себя на онлайн-платформе, какие пути выбирает для решения задач и сколько времени тратит, где делает ошибки.

Не секрет, что ровесники могут понимать одну и ту же тему в большей или меньшей степени, демонстрировать разный уровень владения предметом. К примеру, способный второклассник может иметь знания на уровне четвертого класса. ИИ может замерить реальные знания ученика и вместо того, чтобы вести его по стандартной и единой для всех образовательной программе, построит индивидуальный трек обучения. Так, входное тестирование для нового ученика «Учи.ру» позволяет определить уровень знаний по математике и на основе предиктивной аналитики формирует стартовую точку образовательной траектории, которая соответствует его уровню вне зависимости от формальной принадлежности к классу школы.

Проекты в EdTech помогают учителям перераспределить свое время с рутинных на творческие задачи и индивидуальный подход. Автоматическая проверка заданий, детальное отслеживание прогресса учеников и технологические возможности для экспериментов — всё это предоставляют отечественные и зарубежные платформы. Британский проект Century подробно информирует учителя об успехах каждого ученика, а также дает рекомендации по дальнейшей работе на основе совокупности данных.

При этом проекты не ограничатся автоматической проверкой тестов. Например, алгоритмы, обрабатывающие естественный язык, позволят проверять текстовую часть доказательства в геометрии, а также сочинения на заданную тему.

Вероятно, data-driven индивидуализация может шагнуть еще дальше — рекомендательные системы будут работать не только на основе действий ребенка в рамках образовательной программы, но и с учетом других данных: предпочтений в играх, фильмах и сериалах, путешествий, социальных навыков. Так, на сайте британского проекта ClassCharts утверждается, что с помощью искусственного интеллекта система рекомендует оптимальный план рассадки учеников в классе. Технология отслеживает, как ученики влияют друг на друга, и находит оптимальные схемы для работы в группах или парах.

Цифровые технологии помогут прокачать soft skills

Вместе с ростом онлайн-сервисов по школьным предметам растет и число курсов по soft skills. Рынок онлайн-обучения так называемым гибким компетенциям к 2027 году может достигнуть $22,6 млрд. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) выделила эмоциональные, социальные и когнитивные навыки как наиболее важные.

В России уже существуют практики обучения soft skills в онлайн-формате. На курсе «Успею всё!» на «Учи.ру» более 700 тыс. детей изучают инструменты планирования и стратегии достижения целей. Школьники на примере знакомых жизненных ситуаций учатся ставить правильные цели, принимать решения, представляя все возможные последствия, делить большую задачу на маленькие шаги, визуализировать процесс выполнения задач для последовательного движения к цели.

Цифровые технологии и онлайн-форматы открывают новые способы развития таких гибких компетенций, как логическое мышление и навыки поиска наиболее рациональных решений, систематизации информации и применения ее на практике. Ребенок может самостоятельно осваивать новые знания деятельно, в ходе решения интерактивных онлайн-заданий, закреплять полученные знания и двигаться к своим образовательным целям.

Технологии улучшают жизнь человека во многих аспектах, в том числе и в образовании. Не секрет, что необходимая административная работа в школе часто не оставляет времени на индивидуальное взаимодействие учителя и ученика, поиск нестандартных решений, творческое развитие. Будущее цифрового образования принимает форму ассистента учителя, который не только предоставляет информацию, важные академические знания, но и автоматизирует рутинные процессы, помогает осуществлять непрерывный мониторинг результатов обучения. Учителя не заменит даже самый сложный искусственный интеллект, но поможет ему еще лучше делать, пожалуй, самое важное: общаться с каждым учеником, мотивировать, быть наставником и учить мыслить.


НОВО-ОГАРЕВО, 5 октября. /ТАСС/. Новые технологии в образовательном процессе никогда не смогут заменить живое общение и личность учителя, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече во вторник с финалистами всероссийского конкурса "Учитель года".

"Мы с вами хорошо понимаем: какими бы передовыми технологиями ни был бы насыщен образовательный процесс, они никогда не смогут заменить непосредственного, живого общения. Ведь мы же люди, мы все люди, а не машины, не роботы", - отметил глава государства.

"Личность учителя, его эмоции, мудрость, теплота, внимание, сила убеждений имеют колоссальное значение в интеллектуальном и нравственном становлении ученика", - подчеркнул президент.

По словам главы государства, в этом все еще раз убедились в период дистанционного обучения. "В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год двухсотлетия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Будет Год учителя, Год педагога", - напомнил Путин. Он добавил, что подготовка к этому начнется совсем скоро, и попросил финалистов конкурса "Учитель года" принять участие в этой работе, поделиться своими идеями с коллегами в министерстве просвещения.

Путин поздравил участников встречи с достижением высокой профессиональной ступени. Он напомнил, что конкурсные испытания шли весь год, но лауреатам удалось стать лучшими сначала в регионе, а затем уже и на федеральном уровне продемонстрировать свои педагогические таланты. По мнению президента, победа в этом конкурсе - отличный пример для учеников, который показывает, как нужно проявлять свои способности, не бояться конкурировать и становиться лидером.

"Для школьников, вообще для молодых людей, сегодня созданы хорошие возможности заявить о себе, реализоваться в творчестве, в науке, в спорте. Замечательно, что они могут равняться на вас, на таких, как вы, и смело покорять новые вершины", - добавил глава государства. Говоря о необходимости поднятия престижа учительской профессии, Путин отметил, что принято решение проводить конкурсные состязания в новом формате с широким информационным освещением, чтобы лучшие представители профессии были на виду. Новые правила будут действовать со следующего года.

Бюрократическая нагрузка

Путин рассчитывает, что кабмин и Дума доведут до логического завершения снижение ненужной бюрократической нагрузки на учителей. Глава государства напомнил, что обсуждал снижение такой нагрузки на педагогов в ходе встреч в период подготовки к выборам депутатов Государственной думы, в том числе с кандидатами и активными участниками кампании от партии "Единая Россия".

"Руководитель образовательного центра "Сириус" Елена Владимировна [Шмелева] говорила об этой бюрократической нагрузке, и мы договорились о том, что она (нагрузка - прим. ТАСС) там, где не оправдана, должна быть сокращена", - сказал Путин, комментируя выступление учителя русского языка и литературы из Краснодара Полины Пятаковой.

"Надеюсь, что депутаты Госдумы и правительство не только обратят на это внимание, но и доведут эту работу до логического завершения, разгрузив учителя от несвойственной и ненужной функции заполнения бумажек там, где они совершенно не нужны", - резюмировал президент.

Стандарты и творчество

Путин также затронул тему сопряжения образовательных стандартов и творческого подхода в учительской работе, заметив, что это "две вещи, которые, на первый взгляд, исключают друг друга", "но это не так абсолютно".

По словам президента, нужно стремиться совмещать в процессе обучения детей следование образовательным стандартам и творческий подход. "Нужно добиваться того, чтобы фундаментальные знания по каждой дисциплине были доведены до потребителя, если позволено так сказать, до детей, учащихся школ", - продолжил Путин. И делать это, считает он, необходимо качественно и на высоком профессиональном уровне. "Здесь должны сыграть свою роль стандарты, но творчество совершенно не исключается", - указал глава государства.

"Составляющая творческой деятельности заключается в том, что кроме образовательных стандартов учитель может и должен передавать своим ученикам знания, которые, может быть, в стандарты не укладываются, но которые, как считает преподаватель, нужны для того, чтобы знания школьник, ребенок получил в полном объеме, и чтобы [он] формировался как личность", - пояснил Путин. "Это, конечно, абсолютно творческая работа", - подытожил президент.

Читайте также: