Выбор звуковой карты для оцифровки

Обновлено: 07.07.2024

Приводим музыкальную коллекцию к единому знаменателю

Концепция стриминга подразумевает централизованное хранение домашней медиаколлекции в виде файлов — ради того, чтобы избавиться от залежей отдельных носителей. Это касается не только кинофильмов, про граббинг и конвертирование которых мы рассказывали в прошлом номере, но и музыки. Арсенал меломана включает, как правило, подборку фирменных CD, дополняемых порой альбомами на DVD-Audio и SACD. Самые же увлеченные ценители предпочитают винил, обладающий неповторимым характером звучания. Прежде чем собрать все это добро воедино на жестком диске и удобно его каталогизировать, записи с оптических носителей нужно перевести в файлы, а аналоговые фонограммы — оцифровать. Однако в погоне за удобством поиска композиций и другими прелестями стриминга нельзя забывать о том, что после трансфера фонотеки на винчестер качество звучания дорогих сердцу мелодий не должно ухудшиться ни на йоту, иначе смысл всей затеи напрочь теряется. Как максимально точно сграбить диски и корректно оцифровать винил? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье

Правильный граббинг CD-DA

audiograbbing-03.jpg

Настраиваем

audiograbbing-04.jpg

audiograbbing-05.jpg

Какой выбрать привод?

Марка и модель оптического привода принципиального значения не имеют, если это современный продукт от известного производителя. Поскольку компьютерные CD-драйвы практически исчезли с прилавков (исключение составляет разве что внешний девайс Plextor Premium2 с явно неадекватной ценой), то для граббинга придется использовать устройство наиболее распространенного класса DVD-RW. В этом нет ничего страшного, если программа-граббер EAC настроена корректно. Достойных кандидатов много, поэтому выделим парочку — Asus DRW-2014 и Pioneer DVR-217

audiograbbing-02.jpg

Граббинг SACD и DVD-Audio

Оцифровка винила

В этом самом месте мы рискуем нарваться на тазик тухлых помидоров, катапультированный в нашу сторону за прямо-таки кощунственное предложение перевести аудиофильский винил в какую-то там «цифру». Спорить с фанатично настроенными любителями данного носителя мы не намерены, поскольку для многих из них винил — это не только теплый аналоговый звук, но и церемония, помогающая настроиться на прослушивание: взять в руки и распаковать пластинку, обработать ее антистатиком, положить на опорный диск, опустить тонарм… После же оцифровки нужда в подобных манипуляциях исчезает. Однако и цифровые слепки могут сохранить всю теплоту и обертональную палитру исходников: как показывает практика, при слепом прослушивании немало почитателей аналога принимают хорошо сделанные копии за оригинал. Следовательно, если в виниле вас привлекает исключительно его звучание, а сопутствующие процедуры кажутся жутким анахронизмом, то перевод в цифровую форму будет наилучшим решением, способным к тому же сохранить записи на века. Пластинка к тому времени, скорее всего, окажется безумно заезженной.

Какую выбрать вертушку?

Оцифровка винила — дело гораздо более ответственное, чем простое его воспроизведение, а потому и требования к вертушке предъявляются более жесткие. Говоря обобщенно, это должна быть качественная модель, максимально точно откалиброванная. Если у вас уже есть такая, то достаточно ее проверить — и можно начинать. А коли покупка LP-проигрывателя еще только предстоит, то вот несколько подходящих кандидатов.

Начальный уровень ($ 1000) — TechnicsSL-1200 MK5 + Goldring 2500
Средний уровень ($ 3000) — VPIScout + DynavectorDV-20XL
Высокий уровень ($ 10 000) — Michell Orbe + Ortofon Winfield MC

Основные правила

Для оцифровки винила необходим аудиотракт высокого класса — бюджетные решения не в состоянии передать всю полноту звучания достойно отпечатанных грампластинок. Все компоненты тракта должны быть сбалансированы, иначе начнет действовать принцип слабого звена: применение посредственного LP-проигрывателя и дешевого звукоснимателя, некачественных и/или слишком длинных кабелей либо недостаточное внимание к выбору оцифровщика может сказаться на результате самым плачевным образом.

Чем меньше звеньев в цепи, тем лучше. Старайтесь обходиться без коммутаторов и микшерных консолей. Идеальное подключение — непосредственное, между фонокорректором и рекордером
Не экономьте место на винчестере. Запись должна осуществляться с максимальным разрешением, на которое только способно оборудование, но не ниже чем 24 бит / 48 кГц (оптимально 24 бит / 96 кГц). Это позволит сохранить больше нюансов звучания.

Запись может производиться как на специализированный аудиорекордер из числа студийных моделей, так и на компьютер с хорошей звуковой картой внутри. Первый вариант обходится значительно дороже, зато проще в управлении и стабильнее в работе: вероятность испортить копию программным сбоем или наводками, которые генерируются внутренними компонентами системного блока, в случае с рекордером ничтожно мала. В активе же компьютера — гибкость и относительно невысокая стоимость (персоналка есть почти у каждого, остается лишь докупить подходящую аудиокарту). Однако в обоих случаях результат может быть одинаково высок.

Сегодня мы разберем штудию для самых кропотливых и занудных любителей звука. Никаких дружеских посиделок с виски и сигарой под шелест любимых пыльных конвертов — только часы методичного, кропотливого труда. Что, уже увлекает перспективка? Тогда оцифровка винила — именно то, что вам нужно.

О причинах данной процедуры долго говорить не будем. Редкие издания, лучшая сохраняемость ВЧ по сравнению с даже магнитной мастер-лентой, щадящий уровень компрессии — все это делает винил интересным носителем, дребезжание которого грех не зафиксировать надежным способом. Производители, конечно, знают о такой потребности, но предлагают это сделать абы как. Например, снабжают USB-разъемами виниловые вертушки — «сделай клевый MP3 из своей пластинки!». Мы плюнем на это непотребство и пойдем иным путем — трудным, но и почетным вместе с тем.

Сделай клевый MP3 из своей пластинки!

И не спешите цифровать пластинки! Для начала сделайте тестовые прогоны вашего источника в состоянии покоя — посмотрите, как меняется спектрограмма, например, при запуске и остановке диска. Возможно, потребуется дополнительная изоляция из-за 50 Гц фона, который не прочь пролезть в ваш драгоценный виниловый рип. У вас впереди будет много работы с паразитами на конкретной пластинке, поэтому артефакты тракта необходимо локализовать и свести к минимуму.

Один из постулатов корпоративной религии гласит: «эффективность фирмы определяется ее самым слабым сотрудником». Будьте уверены, что какой-то мелкий грех вашего тракта в оцифровке будет торчать как. ок, как рог во лбу. Так что допустим, что своей аналоговой системой вы довольны. Стол невозмутим. Податливость картриджа находится в трогательном согласии с эффективной массой тонарма. В тракте фонокорректора не слышно паразитных фонов и вообще все поет прекрасно. Осталось только доверить это богатство цифровому архивариусу на хранение. И тут тщетность утверждения «цифра она и в Африке цифра» раскроется во всей красе.


Компания Verbatim до сих пор производит CD-R-болванки с дизайном виниловых пластинок. Таким образом после оцифровки можно сохранить чуть-чуть винилового духа

Итак, вам нужен блок с АЦП-модулем. Это один из самых узких участков оцифровки. Вы можете увеличить прижим иглы, взять у друга другой картридж, поменять VTA, помыть пластинку почти до полной тишины. Но если у вас заурядный рекордер, все эти усилия без толку. Из самой воздушной аналоговой симфонии на выходе получится стеклянный, мертвый звук с противными виниловыми щелчками.


Главный редактор Stereo&Video Михаил Борзенков строго смотрит на виниловодов

Кто-то предпочитает использовать классические студийные аппараты. Большая часть из них не имеет накопителя, и весь результат отправляется через цифровой выход на внешнее устройство захвата. Поэтому, если вы твердо намерены не прибегать при записи к компьютеру, из доступных рекордеров с функцией сохранения на слуху Roland и Tascam. Примечательно, что у них уже давно появилась возможность писать сигнал в перспективный DSD. Но имейте в виду, что редактировать DSD-файлы в домашних условиях невозможно по математическим причинам устройства однобитового потока. Это можно провернуть только на дорогущих специализированных станциях типа Pyramax, где DSD конвертируется в DXD-формат (высокодискретный РСМ с параметрами 24 бит/352,8 кГц). В целом рекордер Tascam DA-3000 по американской цене 1 тысяча долларов вызывает интерес своей автономностью и возможностью писать звук не на внутренний хард-драйв, как было раньше, а прямо на SD-карточку. Но все-таки, если уж серьезно браться за студийные железяки, что Roland, что Tascam — хорошие, но не идеальные конвертеры.


Рекордер Tascam DA-3000

Достаточно сравнить их результат записи, например, с изделиями Merging Horus, но там и цена за 6 тысяч долларов. В целом я не вижу больших резонов работы железных рекордеров, как дорогих, так и не очень, в любительских условиях. Лучше уж вложить эту тысячу долларов в хорошую аудиокарту. Но какую?

В целом я не вижу больших резонов работы железных рекордеров, как дорогих, так и не очень, в любительских условиях, — лучше купить хорошую аудиокарту

Мою рекомендацию нельзя назвать слишком оригинальной. Внутренняя PCI-карта Lynx-Two выпускается более десятка лет, но по-прежнему считается пусть не абсолютным эталоном, но как минимум очень серьезным уровнем, с которым принято сверять новинки. Да, в отличие от многих с ней копия становится похожа на оригинал, и в режиме воспроизведения Lynx-Two звучит очень даже прилично.


PCI-карта Lynx-Two

Можно, конечно, сказать, что в АЦП-секции более доступного Creative EMU-1616 стоят такие же топовые чипы AK5394A. Ну что же, попробуйте. Такие же AK5394A, к слову, используются и в профессиональном комплексе ProTools HD 192 I/O. Но и сами процессоры — это еще не все. Подумайте, где вы будете плавно регулировать уровень сигнала на записи?


Фото английской студии Audio Restored, которая профессионально занимается переводом аналоговых форматов в цифровые

В моем случае это исполняется прямо на фонокорректоре, а Lynx-TWO лишь цифрует аналоговый сигнал. Все внешние аудиокарты снабжены предусилителем, и его качество имеет немалое значение. Хорошо, если ваш фонокорректор оснащен балансными выходами — в данном случае это не игры аудиофилии, а просто стандарт профессиональной среды для снижения уровня наводок. Возможно, в каких-то случаях придется воспользоваться переходниками на разъемы TRS. Не забывайте, что все эти карты разрабатывались не для ваших фонокорректоров, а для домашнего музицирования.

Подавляющее большинство внешних аудиокарт соединяется с компьютером по USB, остальные предпочитают по старинке FireWire и нахваливают его надежность. Принципиальной разницы в коммутации я не вижу, если и вылезут проблемы, то они будут связаны не с протоколом. Для пользователей Windows главное — добиться работы связки в ASIO-режиме (т.е. напрямую между драйвером карты и программой оцифровщиком). Да, и установить размер буфера побольше, чтобы не было выпадений сигнала.


Английская компания, нашедшая себя на ниве цифрового винила

Что касается софтвера, то весьма популярна бесплатная Audacity. Неплохая, легкая программа, но в моем случае Lynx показывал, что она с ним работает почему-то в 16-битном режиме. Так что пришлось попробовать более авторитетные продукты, из которых я остановился на WaveLab. У него, помимо крупной шкалы уровня сигнала, имеется очень наглядный анализатор фазы, продемонстрировавший, что некоторые пластинки сведены практически в моно.


А ваша фонотека весит N килограммов или мегабайтов?

Кнопку записи вы найдете сами, а саму запись желательно вести в максимально доступном разрешении — 32 bit float и 192 кГц. Вот-вот, не щадить патронов, даже если финальным форматом для архива будет 16/44. У вас должно быть пространство маневра при редактировании. Ряд недорогих аудиокарт имеет ограничение дискретизации до 96 кГц, ну куда деваться — ставьте 96, но 32 bit float крайне желательно по причинам, которые были изложены в предыдущем номере. Реальное разрешение всех АЦП 24 бит, но дополнительный буфер 8 бит поможет более точно интерполировать результаты вашего шаманства в аудиоредакторе, базовые уроки которого мы рассмотрим в следующей части.

Лучшие аудиоинтерфейсы звуковые карты для записи музыки

Аудиоинтерфейс — центр студии звукозаписи, ведь именно через него проходят все сигналы, звучащие в помещении. Учитывая важность этого компонента студии выбор звуковой карты становится по-настоящему сложным занятием. Чтобы облегчить жизнь музыкантам, SAMESOUND предлагает лучшие звуковые карты для домашней студии звукозаписи. Каждое из устройств в списке полностью оправдывает вложенные средства.


Выбор аудиоинтерфейса для домашней студии напрямую зависит от задач, стоящих перед самой студией. Производительность и качество звучания всегда требуют финансовых вложений: большая часть бюджета уйдёт не на крутые мониторы и качественную коммутацию (хотя и они важны), а на приобретение производительного аудиоинтерфейса.

Чтобы упростить выбор музыкантам, SAMESOUND собрал лучшие звуковые карты для домашней студии звукозаписи. Список не самый большой — мы сфокусировались на качестве, а не количестве интерфейсов в подборке. Каждое из представленных устройств полностью оправдает вложенные средства и предоставит максимум возможностей и качественного звука за свою цену.

Сравнительная таблица аудиоинтерфейсов

В таблице ниже представлены сводные данные по всем аудиоинтерфейсам в подборке с возможностью сравнить те или иные характеристики звуковых карт.

Данные о реальных частотных характеристиках взяты из обзоров Julius Krause, ProSound IXBT, AudioScienceReview и Audiofanzine. В случае отсутствия информации о частотной характеристике аудиоинтерфейса, использовались данные по ближайшим «родственным» интерфейсам в линейке. Сведения нельзя считать точными на 100%, однако они дают общее представление о возможностях устройства.

Информация о совместимости с Shure SM7b бралась из открытых источников и обзоров аудиоинтерфейсов на YouTube. Сама компания Shure рекомендует использовать микрофон со звуковыми картами, чей максимальный диапазон усиления составляет как минимум 60 дБ.

Информация о средней стоимости звуковых карт получена на основании данных Яндекс.Маркет. Цены актуальны на момент написания материала.

Выходы на мониторы

Выходы на наушники

Эквивалентный уровень шума

Максимальный уровень входного сигнал

Работа с Shure SM7b **

Питание от электросети

Средняя стоимость по данным Яндекс.Маркет ***

Лучшие звуковые карты для домашней студии звукозаписи

Аудиоинтерфейс — центр студии звукозаписи, ведь именно через него проходят все сигналы, звучащие в помещении. Внутри звуковой карты объединяются аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, микрофонные предусилители, усилители наушников и десятки других компонентов, позволяющих всему студийному оборудованию работать как единое целое.

В чём особенность: отличный звук, LED-дисплей для вывода информации
Стоимость: от 24 150 ₽

Выпуск M2 и M4 ознаменовал выход MOTU в бюджетный сегмент. Тем не менее слово «бюджетный» не должно пугать: M2 и M4 пишут так же, как более дорогие модели MOTU, а стоят — дешевле.

M2 предлагает комбинированные микрофонные, инструментальные и гитарные входы, полноценные MIDI-разъёмы, а также конвертеры ESS Sabre32 Ultra, устанавливаемые на всех интерфейсах MOTU. В общем, с качеством записи здесь полный порядок: сигналы звучат чисто, гейна хватает, помех не так много.

Единственный минус M2, как и её расширенной версии M4 — удивительный дефицит. С момента выхода оба интерфейса пользуются небывалым спросом, поэтому найти их в свободной продаже не так-то просто — карта банально не успевает появляться в магазинах.

В чём особенность: кнопка A/B, позволяющая параллельно работать с двумя миксами
Стоимость: от 22 825 ₽

PreSonus Studio 26c — одно из самых ультимативных решений среди аудиоинтерфейсов. Американская компания постаралась объединить в одном устройстве всё, что может потребоваться в небольшой разноплановой домашней студии: два микрофонных, линейных и инструментальных входа, выходы на пару мониторов и наушники, MIDI-разъёмы.

Местный выход на наушники легко справляется даже с высокоомными моделями вроде Beyerdynamic DT990. Карта также позволяет работать с двумя миксами одновременно, переключаясь между ними клавишей A/B, для чего программно создаётся вторая шина, направляющаяся на «виртуальный» выход.

Качество записи вполне достойное, хотя местным предусилителям порой не хватает громкости: там, где конкуренты работают на отметке «5», Studio 26c достигает того же уровня только на отметке «7». Среди других недостатков — возможные проблемы драйвера с процессорами AMD Ryzen, из-за чего карта может «не завестись» на вашей системе.

В чём особенность: DSP-процессор с небольшим, но качественным набором эффектов
Стоимость: от 15 490 ₽

Младшая версия линейки звуковых карт Steinberg отличается супербыстрым USB 3.1, наличием MIDI-входов и выходов, и встроенным процессором DSP-эффектов. Последний снимает нагрузку с компьютера, позволяя записывать уже обработанный сигнал.

Местный DSP — не аналог плагинов UAD, а количество эффектов не так велико, одно он успешно снимает нагрузку с компьютера. Так, например, можно записывать уже обработанную гитару, сжимать вокал или добавлять реверберацию ещё до поступления сигнала в компьютер. Возможность не жизненно необходимая, но точно полезная.

Отдельно стоит отметить качество записи — карта пишет чисто, ясно и богато благодаря предусилителям D-PRE. По соотношению цены и качества — один из лучших вариантов на рынке, о чём мы уже рассказывали в обзоре аудиоинтерфейса.

Что касается минусов: инструментальные входы иногда неприятно шумят (гитары придётся дополнительно чистить), кнопка активации фантомного питания почему-то находится на тыльной стороне корпуса, а Hi-Z доступен только на одном канале. Последнее совсем неудобно: тем, кто хочет записывать две гитары одновременно, Steinberg предлагает смотреть в сторону более дорогих UR44C и UR816C.

В чём особенность: режим AIR, улучшающий передачу высоких частот
Стоимость: от 19 480 ₽

Прочный корпус, много софта в комплекте, два входа для подключения микрофонов или гитар. На тыльной стороне — набор балансных выходов и MIDI-разъёмы. В общем, всё, что нужно и ничего лишнего — купил и записывайся.

Помимо традиционного аттенюатора на кнопке PAD, третье поколение Scarlett обзавелось специальным режимом AIR на входах. Его активация усиливает высокие частоты, придавая сигналу больше воздушности — какие-то инструменты точно выиграют от такого буста.

Некоторые ругают Scarlett за слишком скучное и безжизненное звучание предусилителей, но здесь скорее вопрос вкуса. В любом случае, перед покупкой стоит послушать и посмотреть обзоры.

К слову, если наличие MIDI-входов и дополнительных выходов на мониторы для вас не критично, то можно немного сэкономить, купив Scarlett 2i2 вместо 4i4. Начинка у моделей идентичная, а цена — разная.

Технические характеристики Focusrite Scarlett 4i4 3rd Gen

Native Instruments Komplete Audio 6 MKII направлена на электронных музыкантов, а производитель позиционирует устройство как инструмент для выступающих диджеев. Оснащение у карты достойное: большой набор входов, MIDI-порты и выходы на все случаи жизни.

Из минусов стоит отметить отсутствие каких-либо подробностей о технических характеристиках карты — диапазоне воспроизводимых частот, эквивалентном уровне шума и прочих параметрах. К тому же модели не хватает качественного экранирования (карта может ловить наводки от телефона), а мониторинг здесь возможен только в моно.

Технические характеристики Native Instruments Komplete Audio 6 MKII

В чём особенность: предусилители, звучащие значительно дороже конкурентов, и ADAT для расширения каналов
Стоимость: от 17 990 ₽

Главная особенность Audient iD14 MKII — качественные предусилители, звучащие значительно дороже. Точно такие же преампы британская компания ставит в профессиональные студийные консоли, поэтому с качеством записи у iD14 MKII полный порядок.

Среди других особенностей — параллельный выход на две пары наушников, транзисторы JFET на гитарном Hi-Z входе. Здесь же — назначаемый регулятор ScrollControl, способный управлять любым параметром в DAW и плагинах, и ADAT-порт. Последний значительно расширяет количество входов и выходов: достаточно купить какой-нибудь Behringer ADA8200, чтобы получить 10 полноценных каналов.

Из минусов — отсутствие MIDI, ограничение по частоте дискретизации в 96 кГц, а также проблемы с драйвером. Первые два пункта не так критичны, чего не скажешь о сырости драйвера, тянущейся ещё с первого поколения. Карта может отваливаться или не определяться при запуске компьютера, что порой раздражает.

В чём особенность: режим 4K, эмулирующий звучание консолей SSL 4000, и два независимых выхода на наушники
Стоимость: от 24 990 ₽

SSL 2+ — первый USB-аудиоинтерфейс от известной британской компании Solid State Logic. Компания специализируется на производстве студийных консолей, её оборудование используется в сотнях студий по всему миру.

SSL 2+ — старшая модель в линейке звуковых карт. Оба входа устройства оснащаются режимом 4K Legacy, программно имитирующим звучание больших консолей Solid State Logic. Как итог: в звуке появляется больше высоких частот, а сам он обретает дополнительную сатурацию. Звучит круто, однако подходит далеко не всем источникам сигнала, о чём мы рассказывали в нашем обзоре.

Среди других интересных фишек — два независимых выхода на наушники, что встречается редко среди конкурентов в ценовом диапазоне до 25 000 рублей (у той же Audient iD14 MKII выходы работают параллельно).

Без компромиссов не обошлось: кастомные предусилители модели очень шумные, что не устроит гитаристов (записи придётся основательно чистить), а регуляторы гейна слишком чувствительные.

Технические характеристики Solid State Logic SSL 2+

В чём особенность: лучший выбор для гитаристов с большим парком инструментов и оборудования
Стоимость: от 28 790 ₽

IK Multimedia AXE I/O — звуковой интерфейс, созданный в первую очередь для гитаристов. Внутри тёмного корпуса собрана целая палитра крутых фишек: настраиваемый импеданс, три схемы прохождения сигнала, режимы работы для активных и пассивных датчиков, ди-бокс. Отдельно стоит отметить выход на усилитель для реампинга, разъёмы для подключения педалей и встроенный тюнер.

Главный минус — не самый стабильный драйвер для Windows и macOS. Пользователи жалуются на то, что порой карта не воспринимает переключение частоты дискретизации: к примеру, при переключении на частоту 96 кГц интерфейс продолжает записывать в 44,1 кГц.

В чём особенность: DSP-эффекты и качественные предусилители, выгодно выделяющиеся на фоне конкурентов
Стоимость: от 50 790 ₽

Самый доступный интерфейс в линейке Antelope Audio. Модель предлагает четыре входа и восемь выходов, которые могут быть расширены через ADAT, встроенный DSP-чип с эффектами Antelope Audio и сенсорный дисплей для управления устройством.

Качество записи — выше всяких похвал: сигнал звучит чисто, дорого и богато, выгодно отличаясь от конкурентов. Для вывода звука предусмотрено два выхода на наушники и пара RCA и TRS-разъёмов для подключения мониторов.

Главное достоинство карты — 37 эффектов, работающих с помощью DSP-чипа, и управляющихся через отдельное приложение-компаньон. Однако работает система нестандартно: плагины нельзя подгрузить в DAW в Windows — нужно создать сессию, а затем назначить эффекты на дорожки в приложении, чтобы получить в DAW уже обработанный сигнал. На macOS ситуация обстоит проще за счет специального плагина.

Со стабильностью работы также наблюдаются некоторые проблемы — карта отваливается, забывает сессии, а некоторые эффекты начисто устраняют звук. Звучит так себе, но разработчики быстро исправляют проблемы, а поддержка всегда готова решить любую проблему пользователя.

Технические характеристики Antelope Audio Zen Go SC

В чём особенность: развитая архитектура и инсерты для подключения внешних аналоговых обработок
Стоимость: от 56 243 ₽

Французский аудиоинтерфейс с очень развитой архитектурой: к карте можно подключать микрофоны, гитары, синтезаторы, виниловые вертушки и прочие источники. Помимо этого модель оснащена инсертами для подключения внешних аналоговых обработок, USB-хабом, портом для реампинга, Talkbox-микрофоном и специальным коннектором для заземления.

В общем, возможностей — целый вагон. Из минусов: устаревшее подключение кабелем microUSB, очевидный нагрев устройства при работе и слабый запас по громкости у выхода на наушники. К тому же у предусилителей наблюдается смещение по оси, из-за чего возможны глитчи и прочие неприятные звуки.

В чём особенность: высокое качество записи, большой набор входов и управление через виртуальный микшер
Стоимость: от 72 992 ₽

Один из самых необычных интерфейсов. Внешняя простота обманчива: карта предлагает большой набор входов и выходов, MIDI-интерфейс, порты расширения ADAT и собственный DSP-процессор для обработки сигнала.

RME Babyface Pro FS стабильно работает, великолепно записывает аудио и отличается малыми задержками. Отдельно стоит отметить качественную сборку: корпус — единый монолит, которому не страшны падения, тряски и путешествия. Вместе с интерфейсом поставляется дополнительное программное обеспечение, расширяющее возможности карты, и позволяющее гибко маршрутизировать сигнал.

Недостатков не так много. На карте нет отдельных ручек для управления громкостью на каждом физическом канале, изменять уровень для параллельно работающих каналов придётся в программном микшере. И всё бы ничего, но софт не отличается удобством и интуитивностью.

В чём особенность: неплохой звук и доступные цены
Стоимость: от 99 840 ₽

Аудиоинтерфейсы Universal Audio знамениты качественными предусилителями Unison и UAD-плагинами, позволяющими записывать обработанный сигнал с практически нулевой задержкой. Не считая карт Antelope Audio и Apogee, интерфейсы Universal Audio — безальтернативные устройства.

Universal Audio Apollo Twin X Duo построена вокруг двух DSP-процессоров SHARC DSP, позволяющих обрабатывать сигнал в реальном времени без задержки, а также значительно разгружающих ресурсы компьютера. Модель оснащается двумя микрофонными входами с предусилителями Unison и набором выходов на все случаи жизни. Среди полезных дополнений — Talkback-микрофон, перевод микса в моно, функция DIM.

Что касается DSP-плагинов, то в комплекте с картой покупатели получают внушительный набор особо точных копий реального аналогового оборудования. Среди предлагаемых обработок: копии Ampeg, Pultec, Teletronix, Rupert Neve и других знаменитых девайсов. Если захочется большего, то расширить коллекцию можно через магазин Universal Audio, однако стоимость плагинов часто бьёт по карману.

Карта совместима с Windows и macOS, работая по протоколам USB 3.0 и Thunderbolt 3. Тем не менее в Windows с Thunderbolt наблюдаются постоянные проблемы — проблем хватает с головой, а устройство работает не так стабильно, как при подключении через USB 3.0 или в связке с macOS.

Эта статья рассчитана на людей, не сталкивавшихся ранее с оцифровкой звука, но которые хотят особенно не заморачиваясь, максимально просто и быстро перевести в цифру свои аудиозаписи. Речь не идёт о профессиональной или даже полупрофессиональной оцифровке. Эта статья о быстрой оцифровке подручными средствами.

У многих из тех, чья молодость пришлась на девяностые, восьмидесятые и ещё более ранние года, наверняка сохранились записи личного характера на магнитной ленте (кассетах и катушках), которые нельзя найти в цифровом виде ни в Интернете, ни на лотках магазинов. Такие записи могут быть очень ценны, и хотя магнитная плёнка, как выясняется, оказалась довольно устойчива ко времени вопреки разным страшилкам (в отличие от компакт-дисков, например), кассетные деки уже почти не выпускаются, и поэтому записи имеет смысл перевести в цифровой вид уже сейчас.

На сегодняшний день я нашёл в продаже только две магнитолы с кассетными деками: Panasonic RX-D55 и Sony CFD-S70 за 11 и 9 тысяч рублей соответственно.

Технология любительской оцифровки несложна, и её можно осуществить самостоятельно, не пользуясь услугами соответствующих компаний. Для примера рассмотрим в этой статье перевод аудиоматериала с кассет в mp3-файлы.

Введение

Сначала мне хотелось бы дать небольшое количество полезной технической информации, чтобы вы в общих чертах представляли, что мы будем делать дальше. Но если вы гуманитарий, то вполне можете пропустить эту главу. А для оставшихся я продолжу максимально доступно.

Как известно, любая оцифровка — это округление. Округление аналогового, плавного сигнала, до ближайшей цифры, приблизительно равной истинной величине сигнала. Цифра всегда дискретна. Вдобавок промеры этой величины происходят с некоторым интервалом, в то время, как аналоговая запись не имеет таких перерывов. Отсюда вывод — в любом случае оцифрованный сигнал будет содержать меньше информации, чем изначальный аналоговый.

Кроме того, на качество самой оцифровки влияют также и характеристики плёнки, магнитофона, звуковой карты компьютера, даже её тип (внешняя/внутренняя), а также интерфейс передачи данных (для внешних карт) и качество соединительного шнура.

Справедливости ради замечу, что отличие аналогового и цифрового звука для большинства нормальных людей абсолютно неразличимо, а при оцифровке на хорошей аппаратуре и с высокими значениями параметров оцифровки оно практически незаметно даже для аудиофилов, хотя некоторые из них всё же говорят, что чувствуют разницу. Однако, думаю, что это чисто психологическое ощущение, ибо сложно недооценивать психику восприятия в этом вопросе.

Преимущество же оцифровки в том, что оцифрованный материал может храниться без ущерба для себя неопределённо долго, его можно передавать через Интернет, при дальнейшем копировании его качество не теряется и его можно всячески редактировать — например, чистить от шумов цифровыми методами.

Для оцифровки мы будем использовать компьютер со звуковой картой. Звуковая карта состоит из двух половинок. Первая — это АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), служащий для записи аналогового звука в компьютер (собственно оцифровка) и ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), служащий для обратного действия — воспроизведения оцифрованного сигнала, т.е. выдача его в аналоговом виде на колонки.

Тщательность работы АЦП настраивается всего двумя параметрами, смысл которых легко понять:

  • Частота дискретизации (кГц) — частота, с которой АЦП измеряет оцифровываемый аналоговый сигнал, поданный ему на вход извне. Другими словами, это количество промеров входящего аналогового сигнала, выполняемых за одну секунду. Соответственно, и при воспроизведении оцифрованного звука он принимается из файла или звукового компакт-диска на ЦАП с той же частотой, с какой был промерен и записан. Для звуковых компакт-дисков этот параметр равен 44,1 кГц.
  • Битовая глубина (бит) — количество бит, которое отводится на хранение результата каждого промера. Для записей на звуковых компакт-дисках этот параметр равен 16 битам. Таким образом, громкость сигнала на звуковом компакт-диске может иметь до 65535 градаций.

Для считывания аналогового сигнала и его хранения мы выберем уже упомянутые значения перечисленных выше параметров, а именно: 44,1 кГц и 16 бит, используемые в обычных звуковых компакт-дисках. Этого качества нам будет вполне достаточно. Для считывания можно было бы выбрать и более высокие параметры, чтобы точнее оцифровать сигнал, но в этом есть следующие минусы:

  1. АЦП старых звуковых карт могут не поддерживать более высокие параметры, а те, которые поддерживают, могут хуже оцифровывать сигнал на пределе своих характеристик. В этом случае качественнее окажется сигнал, уверенно считанный при менее амбициозных значениях параметров.
  2. Любое преобразование оцифрованного аудиоматериала — это дополнительные погрешности округления. Поэтому оцифровывая сигнал с теми же параметрами, с какими мы будем его в дальнейшем записывать в файл MP3, мы исключим эти погрешности. Мы всё равно решили записывать сигнал качества звукового компакт-диска (44,1 кГц 16 бит), а избыточность может пригодиться только при редактировании аудиоматериала, которым мы заниматься не будем.
  3. С ростом значений параметров растёт и размер файла с оцифрованным звуком. При качестве звукового компакт-диска он уже будет равен 500 мегабайтам для 45 минут звучания (1 сторона кассеты). Кроме того, программа, которой мы будем пользоваться, почему-то не работает с wav-файлами, размер которых приближается к трём гигабайтам. А это размер, который достигается при оцифровке 45 минут на максимальных параметрах (192 кГц 24 бита).

Для конвертирования оцифрованного материала в файлы формата MP3 введём ещё один параметр — битрейт.

  • Битрейт (кбит/с) — количество бит, которое используется для хранения одной секунды звука. Битрейт компакт диска равен 1411 кбит/с (44,1 кГц * 16 бит * 2 канала). При сжатии звука в формат MP3 часть малослышимой ухом звуковой информации выбрасывается, что позволяет резко снизить битрейт (а значит и объём информации) без существенного слышимого ущерба качеству. Субъективным минимумом для качества, схожего с качеством звукового компакт диска, является битрейт 192 кбит/с. Это тот минимум, который субъективно позволяет сохранить качество, сравнимое с качеством звуковых компакт-дисков.

Казалось бы, учитывая наше изначально невысокое качество кассетного звука, его можно было бы без ощутимого ущерба упаковать и в более низкий битрейт. Но кассетный звук включает в себя характерный фоновый шум, который тоже оцифровывается, занимая некоторое место, и при более низком битрейте он просто вытеснит часть полезного сигнала из файла. Так что ниже 192 кбит/с при оцифровке с магнитной ленты опускаться не стоит, да и выше подниматься особого смысла нет, поскольку запас качества, который бы дал нам более высокий битрейт, останется в нашем случае просто невостребованным.

Необходимые для оцифровки инструменты

Для осуществления оцифровки нам понадобятся следующие вещи:

  1. Магнитофон кассетный с линейным выходом (идеально — магнитофон-приставка максимально высокого класса, в худшем случае — кассетный плейер с гнездом для наушников).
  2. Компьютер со звуковой картой.
  3. Соединительный шнур со штекерами, соответствующими линейным гнёздам магнитофона и звуковой карты.
  4. Программа для захвата и обработки звука.

Рассмотрим по порядку все вышеперечисленные компоненты.

1. Магнитофон. К сожалению, зарубежные магнитофоны, в отличие от советских, в основной своей массе не снабжаются гнездом линейного выхода (видимо, буржуи вступили в сговор, и не разрешают простому народу друг у друга ничего переписывать, чтобы те всегда сами покупали музыку за денежки. Теперь это культурно называется «защита авторских прав») . Поэтому, если в вашем распоряжении нет магнитофона с линейным выходом, в качестве такового можно использовать гнездо для наушников. Для этого следует все регуляторы частот на магнитофоне поставить в среднее положение, чтобы они не вносили искажения при перезаписи, а громкость установить на четверть от максимальной.

Если же вы обладаете познаниями в радиоэлектронике, то лучше всего разобрать такой магнитофон, и снять сигнал непосредственно с предварительного усилителя, до регуляторов громкости и частот.

Но лучше всего использовать в качестве источника звука магнитофонную приставку. Подойдёт даже советская Яуза с её вторым классом сложности и заявленным частотным диапазоном 31,5—14000 Гц, а для кассет на основе двуокиси хрома и до 16000 Гц, что очень даже неплохо:

Советские магнитофоны подразделялись на классы сложности с 0 по 4. О классе говорит первая цифра в номере. Например, Яуза МП-221С-2 относится ко второму классу сложности. Чем меньше цифра, тем выше класс, и тем лучше характеристики магнитофона. При оцифровке качественных записей магнитофонами классов 3 и 4 лучше не пользоваться.

Также нам понадобится доступ к регулировочному винту считывающей головки магнитофона. Дело в том, что дорожки, записанные на разных магнитофонах или даже на одном магнитофоне, но в разное время, редко совпадают, и для получения наилучшего звучания нам придётся подстраивать головку на слух под дорожку каждой кассеты. Это даёт очень существенный выигрыш в качестве, поэтому этим не стоит пренебрегать.

В магнитофонной приставке Яуза головка закрыта панелью, которая снимается при сдвигании её влево:

2. Компьютер со звуковой картой. Для оцифровки 45 минут звука с качеством звукового компакт-диска, на жёстком диске должно быть свободно около 500 мегабайт для 45-минутного wav-файла и около сотни мегабайт для MP3-файлов, в которые мы будем конвертировать отдельные треки.

На звуковой карте сзади имеются круглые разъёмы TRS mini-jack (3,5 мм) , такие же, как гнёзда для наушников. Гнездо линейного входа, как правило, помечено голубым цветом (согласно требованиям, появившимся в спецификации PC 99 Audio от Intel и Microsoft), а также значком со стрелкой, указывающей в центр кружка и/или надписью LINE IN (или L-IN):

По характеристикам нам подойдёт практически любая современная звуковая карта, даже интегрированная в материнскую плату (нам необходима частота дискретизации АЦП — 44100 кГц, разрядность АЦП — 16 бит).

3. Соединительный шнур. В случае использования советских магнитофонов и магнитофонных приставок распайка шнура должна быть следующей:

К линейному выходу магнитофона:

Штекер ОНЦ-ВГ-4-5/16-B (DIN 41524, DIN-5/180°):

2 — общий
3 — левый канал
5 — правый канал

К линейному входу звуковой карты:

Штекер TRS mini-jack (3,5 мм) :

1 — концевой контакт — левый канал
2 — кольцевой контакт — правый канал
3 — контакт на гильзе — общий

Если вы в качестве линейного выхода используете гнездо для наушников, то используйте кабель со штекерами описанного выше типа на обоих его концах.

4. Программа для захвата и обработки звука. Чтобы избежать использования нескольких программ и не заморачиваться со сложными аудиоредакторами, рекомендую использовать простую программу Spin It Again , специально созданную для любительской оцифровки аудиоматериала с кассет или грампластинок. Мне не платят за рекламу этой программы, но она реально удобная, почему бы и не похвалить.

Итак, в программе Spin It Again содержатся все необходимые инструменты для захвата звука, фильтрации шумов, нарезки треков, записи дисков и даже подробная помощь с фотографиями по подключению магнитофона или проигрывателя пластинок к компьютеру!

Подготовка к оцифровке

1. Соедините линейный выход магнитофона с линейным входом звуковой карты компьютера. Включите питание магнитофона, загрузите комипьютер.

2. Промотайте кассету до конца взад-вперёд, чтобы снять внутренние напряжения плёнки, ровнее её намотать и сдуть накопившуюся пыль.

3. Третий и следующий пункты можно сделать позже через программу оцифровки, но я делал их на этом этапе. Настройте в операционной системе программные регуляторы воспроизведения звука (регуляторы ЦАП) следующим образом. Откройте микшер громкости (через контекстное меню значка громкоговорителя в системном лотке, «там, где часы») и разрешите воспроизведение звука для прослушивания только с динамиков и с линейного входа. Остальное можно отключить, чтобы убрать лишние шумы.

Читайте также: