Зависит ли звук от материнской платы

Обновлено: 04.07.2024

Первые персональные компьютеры не имели звуковых возможностей. Да, у них были небольшие «пищалки», управляемые сигналами таймера, которые могли издавать звуковые сигналы заданной тональности. Они еще подходили для целей диагностики, но не более. А первые звуковые карты были достаточно дорогостоящими устройствами, не доступными рядовому пользователю ПК.

Росла вычислительная мощность процессоров, улучшались характеристики видеоподсистемы, росла емкость дисковой памяти. Звуковые возможности постепенно стали требоваться каждому персональному компьютеру — для игр, прослушивания музыки, звуковой поддержки интерфейса операционной системы. Возникла необходимость разработки максимально простой и недорогой звуковой подсистемы, которую можно было бы интегрировать в материнские платы.

Что такое AC’97

Большинство современных потребительских звуковых решений строится согласно стандарту AC’97, разработанному корпорацией Intel. Он предусматривает разделение звукового контроллера на две независимые части — цифровой контроллер (DC’97) и аналоговый кодек (AC’97), связанные между собой цифровым последовательным каналом AC-Link. Функции цифрового контроллера строго не регламентируются. Он может содержать универсальный или специализированный DSP-процессор для обработки звука, табличный волновой синтезатор, модуль поддержки DOS-звука, кодер и декодер Dolby и DTS и т.п. А может быть и простым хост-контроллером, отвечающим только за обмен данными между системной шиной и кодеком. Именно последний вариант хорошо подходит для интеграции, так как требует минимум аппаратных затрат.

Функциональная схема AC’97.

Кодек AC’97 — это небольшой чип (4х4 см, корпус TSOP, 48 выводов), который отвечает за преобразование звука в аналоговую форму при выводе и в цифровую — при вводе. Спецификация AC’97, последняя версия которой — 2.3, описывает электрические, механические, функциональные параметры кодека. Функциональная схема представлена на рисунке. Согласно ей, современный AC’97-кодек должен:
• содержать 16-разрядные ЦАП и АПЦ, аналоговый микшер;
• иметь до четырех линейных стерео входов и до двух моно входов;
• иметь один или два микрофонных входа с возможностью усиления (+20 дБ);
• иметь один линейный стерео выход;
• иметь дополнительные линейные выходы — для наушников, 4- и 6-канальной акустики;
• иметь расширенные возможности управления питанием.

Необязательные требования к кодекам включают:
• увеличение разрядности ЦАП и АЦП до 18 или 20 бит;
• аппаратное преобразование частоты дискретизации;
• управление громкостью (не уровнем) и тембром (отдельная настройка низких и высоких частот);
• расширение стереобазы (3D Enhancement);
• отдельный вход для записи голоса;
• наличие трасмиттера для цифрового интерфейса S/PDIF, поддержка независимого вывода S/PDIF (требование спецификации 2.2);
• определение типа подключенного к каждому входу или выходу устройства по его сопротивлению (требование спецификации 2.3).

Таким образом, от самого аудиокодека зависят такие параметры звука, как соотношение «сигнал/шум», уровень сигнала на выходе, нелинейные искажения, передача различных частот, поддержка нескольких аналоговых и цифровых входов и выходов. Различные звуковые эффекты (позиционирование, реверберация), поддержка нескольких потоков, соответствие требованиям различных API, работа с MIDI, общая устойчивость работы зависят от возможностей цифрового контроллера и его драйверов.

Особенности встроенного звука

Большинство интегрированных звуковых решений, встречающихся на современных материнских платах, состоят из встроенного в южный мост чипсета хост-контроллера и расположенного на плате аудиокодека. Размещение кодека или нескольких кодеков на специальной плате — райзере AMR (или более функциональных его разновидностях — CNR, ACR) тоже возможно, однако это решение не стало популярным, и потому слоты райзеров постепенно исчезают с материнских плат. Причина заключается в том, что встроенный звук имеется у каждой платы, а реализация с помощью райзера модема или сетевой карты получается не настолько дешевой, насколько малофункциональной и недостаточно качественной.

Хост-контроллер чипсета удовлетворяет спецификации AC’97 2.2 или 2.3, поддерживает двух- или многоканальные кодеки, а также независимую выдачу отдельного цифрового потока в формате PCM, AC-3, DTS и т.д. для интерфейса S/PDIF. Функции обработки звука зачастую целиком возлагаются на драйверы, которые пишут и разработчики чипсетов, и разработчики кодеков (у последних это получается лучше). Некоторые драйверы поддерживают и позиционируемый 3D-звук, и имитацию звуковой среды, и многополосный эквалайзер — мощности современных процессоров позволяют это. Иногда встроенный в чипсет контроллер аппаратно реализует поддержку DirectSound, табличного синтеза MIDI, а также позиционируемый звук, аппаратное кодирование звука в формат AC-3 (чипсеты NVIDIA).

Современные звуковые кодеки поддерживают практически все не только обязательные, но и опциональные требования. Нормой стало наличие трасмиттера S/PDIF для подключения цифровой акустики или других устройств с цифровым входом, встроенного усилителя, который активируется при подключении наушников. Есть кодеки с поддержкой многоканальной акустики, с 20-разрядными ЦАП и АЦП. Существенно улучшилось качество работы кодеков, производители плат научились грамотно проектировать обвязку, уменьшая тем самым наводки. Полностью аппаратные решения для шины PCI встречаются все реже и реже, так как они заметно дороже, а существенных преимуществ уже не имеют.

На сегодня встроенный звук уже практически избавился от таких типичных проблем, как повышенная шумность, искажения и наводки, низкий выходной уровень. Исчезли проблемы с поддержкой игр, недостаточной стабильностью, пропаданием звука при разгоне. Тем не менее, не все хорошо с воспроизведением низких и высоких частот, по-прежнему не всегда работает MIDI, часто отсутствуют какие-либо настройки, нет поддержки DOS (или она ограничена). У одних кодеков качество звучания и поддержка различных API лучше, у других — хуже, но производители материнских плат практически никогда не указывают, какие кодеки они используют. В этой статье можно рассказать об особенностях кодеков различных производителей, но привести перечень всех материнских плат с указанием, какой кодек установлен на каждой, невозможно по понятным причинам. Поэтому если вы планируете пользоваться встроенным звуком, обращайтесь к обзорам материнских плат.

Распространенные модели AC’97-кодеков

Год назад на материнских платах устанавливались в основном кодеки Analog Devices и SigmaTel. Они были реализованы лучше аналогов — имели более высокое качество звука, хорошие драйверы, часто использовались и для дорогостоящих звуковых карт. Более дешевые кодеки Avance Logic и Cirrus Logic/Crystal встречались реже, в основном на дешевых моделях материнских плат. Однако из-за того, что разработчики кодеков не заметили, как возросли требования к функциональности встроенного звука, и не успели подготовить новые модели, быстро приобрел популярность дешевый звуковой контроллер CMedia CMI8738.

Что лучше? Ресивер или звуковая карта?
Всем привет. У меня возник следующий вопрос. Что более лучше: вот этот ресивер или вот эта звуковая.

Какая звуковая карта лучше?
Есть акустика bbk ma970s и ноут. Хотелось бы качественный и объемный звук в играх, фильмах. Какую.

Какая звуковая интегрированная карта лучше?
какая звуковая интегрированная карта лучше на современных ноутбуках(в ценовом диапазоне 20-25р).

Edifier s730 и интегрированная звуковая карта Realtek ALC892 - будет ли звук качественным?
Собираюсь приобрести данную акустику. Нормальное ли звучание будет на этой интегрированной.

Вопрос конечно интересный (с). Для среднестатистического слушателя встроенка вполне годная. Но обязательно набегут аудиофилы и будут убеждать что встроенка УГ и вам категорически нужна проф. звуковуха ценой как мать и проц вместе взятые.
Кто мешает воткнуть и сравнить. Тем более звуковушка уже есть. Мне например глубоко пофиг на звуковушку, поскольку к компу подключен ресивер по цифре и телевизор по HDMI. Ну цена матери и проца.. Слишком дорогая звуковуха выходит, 50к все же..
А вопрос реально интересный, ведь карта есть, мать есть, что лучше?)
Честно говоря, какой-то разницы не ощутил) но мнение то других интересно)

Все зависит от акустики.
Есть смысл покупать в двух случаях если у вас хороший усилитель с акустикой и нужно снять аналоговый сигнал и второй случай если вы будите работать с обработкой звука.

В ваше случаи звук. карта для много канального звука и для прослушивания музыки она не особо подходит.
Вся прелесть этой карты в детализации и объеме.

Если подключать наушники, низкоомную нагрузку, то лучше будет звук у того, кто из них имеет усилитель для наушников на борту и вообще, отдельный выход на них, с усилением.
Без усилителя скиснет бас и пойдут искажения, не говоря о худшей громкости. У многих встроенных кодеков выход на передние динамики снабжён усилителем и ухи 32 ом. вполне нормально тянет. В менюшке даже есть выбор, активные колонки или наушники подключены. Вопрос. Может ли данная материнская плата превосходить отдельную звуковую карту?

звуковухи почти равны
у криатива есть Поддержка ASIO

а в плане вывода звука по искажениям и динамического диапазона одинаковы
Тестирование звукового тракта на основе кодека Realtek ALC1220

Режим работы 16-bit, 44,1 kHz

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ -0.00, -0.07
Уровень шума, дБ (А) -92.4
Динамический диапазон, дБ (А) 92.3
Гармонические искажения, % 0.0040
Гармонические искажения + шум, дБ(A) -82.6
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.0087
Взаимопроникновение каналов, дБ -90.9
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.0096

Вопрос. Может ли данная материнская плата превосходить отдельную звуковую карту?

Вопрос поставлен неверно. Правильно он должен звучать так: "Можете те ли лично вы отличить звук встроенной звуковухи от внешней за $100500?". Если ответ - нет, то и париться не о чём.

Современные встроенные звуковые карты очень качественные. И хорошие наушники\акустика сейчас тоже сейчас стоят не дорого и доступны вообще всем.

И да, внешняя звуковуха не значит автоматически лучший звук. В недорогих внешних картах могут стоять чипы дешевле и хуже, чем на материнках. Да и качество деталей и разводки плат тоже влияют на звук и может быть хуже, чем на качественной материнке.

Встроенная звуковая карта или дискретная?
что лучше использовть, встроенную з.к., или же купить з.к. отдельно? и как они воздействуют на мать?

Звуковая карта Asus или Creative
Всем доброго дня! Вопрос в следующем: в старом прошлом была у меня звуковая карта Creative SB Live.

что такое полнодуплексная звуковая карта
Всем привет вопрос в названии что это такое (желательно с картинками), всем ответившим заранее.

Favorite

В закладки

Забудьте о дискретных аудиокартах. Интегрированной хватит для всех

Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ.

Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему?

Стационарная домашняя акустика — предмет жутких холиваров. Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука.

Что используется в ПК для вывода аудиопотока

realtec_7_resize


Встроенный звук современных материнских плат и ноутбуков заметно превосходит возможности слухового анализа среднего психически здорового, технически грамотного слушателя. Платформа роли не играет.

realtec_1_resize

Некоторые материнские платы имеют достаточно качественный интегрированный звук. При этом в их основе лежат те же средства, что и в бюджетных платах. Улучшение достигается за счет отделения звуковой части от прочих элементов, использования более качественной элементной базы.

И всё же в большинстве плат используется один и тот же кодек от Realtek. Настольные компьютеры Apple— не исключение. По-крайней мере, приличная часть из них оснащена Realtek A8xx.

Этот кодек (набор логики, заключенный в микросхему) и его модификации характерны практически для всех материнских плат, разработанных под процессоры Intel. Маркетологи называют его Intel HD Audio.

Замеры качества аудиотракта Realtek

realtec_3_resize


Реализация аудиоинтерфейсов в значительной мере зависит от производителя материнской платы. Качественные экземпляры показывают очень хорошие цифры. Например, тест RMAA для звукового тракта Gigabyte G33M-DS2R:

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.01, -0.09
Уровень шума, дБ (А): -92.5
Динамический диапазон, дБ (А): 91.8
Гармонические искажения, %: 0.0022
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.012
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.9
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0075

Все полученные цифры заслуживают оценок «Очень хорошо» и «Отлично». Не всякая внешняя карта может показать такие результаты.

Результаты сравнительных тестов

uad2_pcle_hero


К сожалению, время и оборудование не позволяют провести собственное сравнительное тестирование различных встроенных и внешних решений.

Поэтому возьмём то, что уже сделано за нас. На просторах сети, например, можно найти данные о двойном внутреннем ресемплинге наиболее популярных дискретных карт серии Creative X-Fi. Поскольку они касаются схемотехники — оставим проверку на ваши плечи.

А вот материалы, опубликованные одним крупным хардварным проектом позволяют разобраться во многом. В проведенном тестировании нескольких систем от встроенного кодека за 2 доллара до аудиофильского решения за 2000 получились очень интересные результаты.

realtec_11

Выяснилось, что Realtek ALC889 показывает не самую ровную АЧХ, и дает приличную разницу тона — 1,4 дБ при 100 Гц. Правда, на деле эта цифра не является критичной.

А в некоторых реализациях (то есть моделях материнских плат) и вовсе отсутствует — смотрите рисунок выше. Ее можно заметить только при прослушивании одной частоты. В музыкальной композиции, после правильной настройки эквалайзера даже заядлый аудиофил не сможет найти отличие между дискретной картой и встроенным решением.

Мнение экспертов

realtec_6_resize

Моя карта плохо звучит. Что делать?

realtec_4_resize


Все это очень убедительно. За время работы с железом я успел протестировать массу устройств — настольных и портативных. Не смотря на это, в качестве домашнего плеера я использую компьютер со встроенным чипом Realtek.

Рекомендую и вам не заморачиваться — в Mac он реализован очень неплохо. Для сборных платформ стоит почитать тесты на тему качества реализации аудиотракта.

А если звук обладает артефактами и проблемами? Следуйте инструкции:

Все остальное — работа вашей аудиосистемы (колонок или наушников). Ведь звуковая карта, прежде всего — ЦАП.

Что в итоге?

realtec_2_resize


Реальность такова, что в общем случае дискретная карта не даёт существенного выигрыша в качестве воспроизведения музыки (это как минимум). Ее преимущества — только в удобстве, функциональности, и, быть может, стабильности.

(56 голосов, общий рейтинг: 4.34 из 5)

Favorite

В закладки Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ. Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему? Стационарная домашняя акустика — предмет жутких холиваров. Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука. Большинство пользователей каких-либо ПК считают дискретную или внешнюю аудиокарту залогом.

Николай Маслов

Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

Обычно не пишут про минимальные системные требования для кодирования и воспроизведения «аудиофильского» формата FLAC (и родственных), поскольку им соответствует даже Windows-компьютер 15-летней давности: Windows XP, 512 МБ оперативной памяти, процессор Pentium 4/Celeron и т.д. Такие машины сегодня можно приобрести практически даром, но почти никто этого не делает. О причинах этого мы расскажем чуть позже.

…Говоря о компьютере в целом, прежде всего надо понять, что, собирая себе меломанский компьютер, нужно ставить во главу угла не только качественный звуковой тракт, но и минимизацию влияния помех.


Высокочастотные помехи способны быть не только такими, что вы можете их услышать «невооруженным ухом», но и такими, которые ухудшают звук в принципе. Именно поэтому большинство качественных устройств для ввода-вывода звука – внешние. Они не подвержены ВЧ-помехам, которые обычно прекрасно слышны в наушниках, подключённым к встроенной звуковой плате обычного компьютера. Например, негромкие свистящие и шуршащие звуки при движении мышки или при изменении изображения на экране – частые спутники недорогих звуковых плат.

Кроме того, генераторами шума, как в настольном ПК, так и ноутбуках, могут быть разнообразные вентиляторы. Поскольку в среднем по качеству корпусе вентиляторов обычно от 3 до 10, то понятно, какой звуковой фон это создает и насколько это «загрязняет» звук. Также сюда можно отнести и традиционные жесткие диски, и CD/DVD-приводы.


Поэтому первая задача при вдумчивой сборке меломанского ПК – минимизация влияния всех помех. Большие кулеры (от 120 мм в диаметре) на низких оборотах, внешние жесткие диски (чтобы вынести источник явных помех за пределы корпуса) и USB-приводы для хранения информации, качественная периферия уважаемых брендов – в общем, важно абсолютно всё.

Основная начинка: процессор, материнская плата, память.

Что касается сердца любого компьютера – процессора – то сегодня для воспроизведения медийного контента нет никакой разницы в том, брать решения на основе Intel или AMD. Разница здесь заключается только в цене как на сами процессоры, так и на материнские платы: AMD подешевле, Intel подороже. Как и было всегда.


То же касается и оперативной памяти: ее количество зависит только от аппетитов самой операционной системы, и, по-хорошему, воспроизведение FLAC, APE и прочих форматов с современной операционной системой будет проходить без вопросов к производительности, если таковые не возникают у самой ОС.


Видеокарта в идеале должна быть с пассивным охлаждением (потому что источников шумов и наводок внутри корпуса и без нее предостаточно – см. выше), или – как минимум – с кулером большого диаметра, который работает на низких оборотах. Конечно, современные видеокарты управляют скоростью вращения кулера самостоятельно, но скорость оборотов в «неигровом» режиме напрямую зависит в том числе и от размеров вентилятора: чем больше, тем тише.


Что же касается Apple Macintosh (как настольных, так и макбуков), то эти машины изначально сбалансированы наилучшим образом, и единственным советом здесь будет конфигурация не старше 10 лет: поскольку современный софт с его интересными новыми и улучшенными старыми возможностями не будет работать в ранних версиях OS X.

Корпус и блок питания

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество как корпусов, так и блоков питания. Мы дадим несколько общих рекомендаций по выбору наиболее подходящих элементов для хорошего ПК меломана, а более подробно об этом вы сможете прочитать в специализированных медиа, посвященных компьютерной технике.

Почему мы рассматриваем их отдельно? Потому что действительно качественные корпуса и блоки питания (БП) продаются отдельно друг от друга; в сборе можно найти либо самые дешевые и низкокачественные решения, либо самые дорогие геймерские (о которых сегодня речи и не идет).

Хороший блок питания должен быть произведен одним из уважаемых брендов, быть бесшумным (по крайней мере – малошумным), содержать высококачественные комплектующие, которые обеспечат стабильный ток по всем каналам, и обладать мощностью от 450 Ватт и выше. За киловаттными БП гнаться не стоит ни в коем случае (если вы не геймер, конечно), потому что использоваться всё это не будет, а стоимость блока увеличит на порядки – и при этом далеко не факт, что возрастет качество.


Что касается корпуса, то правил здесь несколько. Прежде всего, его стенки должны быть максимально толстыми: чем они толще, чем корпус весит больше – тем надежнее конструкция, и тем меньше посторонних шумов и дребезжаний (особенно в местах стыков, винтов и защелок). Металлические защелки обеспечат надежность креплений, но и старые добрые винты ничуть не хуже.

По возможности докупите специальные резиновые или силиконовые накладки на места крепления жестких дисков или привода CD/DVD-ROM – таким образом, вы снизите уровень вибраций, передающихся от этих устройств на корпус.

А вот что действительно необходимо любому «цифровому меломану» - это вместительный жесткий диск. Если один альбом в формате FLAC занимает минимум 200-500 МБ (в CD-качестве 16 бит/44.1 кГц, а числа побольше могут увеличить пространство одного альбома до 2-3 гигабайт) в зависимости от продолжительности и качества звучания, то даже 500-гигабайтного жесткого диска вам хватит очень ненадолго. Имеет смысл – для долговременного хранения – заглядываться на объемы от 2 терабайт и выше.


Если вы переживаете за сохранность данных, то лучшим выходом (в том числе и с финансовой точки зрения) будет покупка двух одинаковых по объему «хардов», но разных фирм. Жесткие диски, как традиционные «блинные», так и SSD (и последние – особенно) не являются чемпионами в надежности хранения данных, поэтому иметь два винчестера с полным зеркалированием данных – реальная необходимость. Ведь перспектива потерять всю свою музыкальную коллекцию, собиравшуюся долгие годы, не порадует никого.

А вот скорость вращения шпинделя тут не играет роли: даже самые дешевые винчестеры сегодня могут обеспечить достаточную скорость в 5400 оборотов в минуту, что для хранения и воспроизведения медиа-библиотеки хватит с лихвой на долгие годы.

Что же касается брендов, то наиболее отказоустойчивыми называют жесткие диски производства Hitachi, Samsung и Toshiba (именно в таком порядке).


Наконец, стоит сказать пару слов про твердотельные диски (SSD-драйвы). Они хороши в том, что касается быстродействия (которое может быть выше традиционных жестких дисков в 10 раз и более) и отсутствия шумов (так как нет движущихся частей), но по надежности, объемам записанных данных и стоимости за мегабайт данных они пока еще проигрывают традиционным винчестерам вчистую. При ежедневном использовании их время жизни варьируется от 3 до 8 лет на сегодняшний день, в отличие от обычных HDD, у которых это может быть и лет 20 при аккуратном и бережном использовании. С другой стороны, у отказавшего SSD-драйва еще есть шанс хотя бы считать все данные, тогда как в случае традиционного жесткого диска вы можете сразу с ними попрощаться (так как восстановление «посыпавшихся» данных HDD обычно стоит очень дорого).

Помимо собственно компьютера, для меломана имеют ценность и сетевые серверы NAS (Network Attached Storage или просто «сетевое хранилище»).


Они представляют собой отдельное устройство с несколькими жесткими дисками стандартного типоразмера 3.5”: таким образом, можно хранить музыкальную коллекцию без привязки к определенному компьютеру. Нужно всего лишь подключить NAS к роутеру по обычному сетевому кабелю, а управление осуществляется посредством веб-интерфейса.

Продвинутые NAS способны самостоятельно делать резервное копирование данных.

В начале статьи мы упомянули о том, что звуковые файлы даже очень высокого качества можно – теоретически! – воспроизводить даже на компьютере 15-летней давности.

Практически от такого «старичка» смысла не будет. Всё дело в том, что программы, которыми вы что-то воспроизводите, постоянно обновляются, и поддержка старых ОС тает, как весенний снег. Кодеки, которыми кодируются аудиофайлы, тоже модифицируются и улучшаются все время. Прочие современные приложения и сами операционные системы тоже потихоньку перестают обновлять компоненты, поэтому как бы вам, может быть, ни нравилась Windows XP, мир от нее постепенно отказывается, не говоря уже о самой Microsoft. То же постигнет и Vista, и Windows 7 – причем в весьма обозримом будущем.


Поэтому Windows-компьютер должен быть современным или не старше шести-восьми лет: именно такой отрезок на сегодня достаточен для поддержания программной «начинки» в актуальном состоянии (здесь имеется в виду как настольный ПК, так и ноутбук).

Что же касается цены решения, то разброс очень велик. Если вы хотите купить компьютер в сборе целиком (без учёта отдельных звуковых решений, о которых мы расскажем во второй части), то уже долгие годы действует универсальная цена нового ПК в 1200 долларов США (вне зависимости от колебания курса рубля и нефти). За эту сумму в любой момент времени вы сможете купить настольный компьютер или ноутбук целиком (с монитором, принтером, устройствами ввода и т.д.), который не устареет в ближайшие 6-8 лет. Если же такой задачи не стоит, то сумма может быть от «почти ничего» до «очень много».


В следующей части мы поговорим о выборе ЦАП и звуковой карты (аудиоинтерфейса) для компьютера меломана.

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Ошибочно считается, что материнские платы не важны при сборе ПК. Многие уверены в том, что материнки никак не способны повлиять на комфорт использования системы, а также на производительность в играх. На самом деле это не так.

И если вы хотите чуть подробнее узнать про то, за что же именно отвечают материнки и как их выбирать — вы по адресу.

Многие сильно не запариваются при выборе материнских плат. Огромное количество людей считает, что материнка нужна только для того, чтобы подключать к ней центральный и графический процессор вместе с оперативной памятью. И хоть это так, всё же это невероятно поверхностное определение того, для чего же именно нужна материнская плата.

Собственно говоря, именно благодаря материнке ваш ПК способен функционировать. Иначе все ваши разрозненные по своей логике работы и назначению комплектующие не имели бы смысл и просто не работали. Поэтому именно материнскую плату будет справедливей всего назвать сердцем компьютера. И да, как в случае с реальным сердцем, на материнской плате экономить ни в коем случае нельзя. Но почему же так? Сейчас подробно разберёмся.

Сокет

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Перво-наперво стоит определиться с тем, какой именно процессор вы собираетесь покупать и от какого производителя. Но при чём же здесь процессор? Дело в том, что чипы разных моделей от разных производителей имеют, грубо говоря, различное строение. В связи с этим вы должны брать материнскую плату, опираясь в первую очередь именно на это, так как если ваш процессор и материнка будут иметь разные сокеты, то вы просто не сможете установить чип.

  • AM4 в случае с процессорами от AMD
  • LGA 1151, LGA 1151v2 и LGA 2066, если говорить про чипы от Intel
Как выбрать правильный кулер для процессора, список лучших Процессор в ПК является одним из самых горячих компонентов, который жизненно необходимо охлаждать. Но как же выбрать правильный кулер для процессора.

Тип соединения

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Стоит рассказать и про тип соединения материнской платы с процессором, то есть про то, как именно они соединяются. Актуальны на текущий момент два вида соединений, а именно: PGA и LGA.

Если говорить про PGA, то данное соединение присуще материнским платам для процессоров от AMD, хоть и присутствуют редкие представители от Intel. Характерно данное крепление тем, что процессор сам имеет контактные «ножки», которые вставляются в материнку.

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Тем временем соединение LGA свойственно процессорам от Intel, хоть здесь и присутствуют исключения в виде серверных и специализированных чипов от AMD. Данное соединение полностью противоположно PGA, ведь сам чип не имеет упомянутых и показанных выше контактных «ножек». Вместо этого, они располагаются на самой материнской плате. Данная информация особенно важна при выборе как материнки, так и процессора именно от Intel, ведь компания часто указывает тип крепления прямо в названии.

Чипсет

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Многие зачастую путаются именно здесь. Немало людей, говоря слово «чипсет», подразумевают сокет. Это серьёзная ошибка.

И чтобы не допускать таких ошибок, давайте с вами разберёмся в том, что это такое. Чипсет, если говорить коротко и ясно, является техническим средством, которое связывает саму материнскую плату со всеми подключёнными к ней устройствами и позволяет всем им грамотно взаимодействовать между собой.

Но не стоит считать чипсет просто-напросто неким центральным узлом между всеми комплектующими. На самом деле от чипсета зависит и то, какие дополнительные функции вы будете иметь, какой будет лимит при разгоне и будет ли он вообще возможен, сколько оперативной памяти можно будет поставить в плане объёма и количества плашек и так далее.

Также будьте внимательны в том, поддерживает ли ваш процессор тот чипсет, который присутствует на выбранной вами материнской плате. Порой бывает так, что процессоры, имеющие один с материнской платой сокет, несовместимы именно из-за чипсета. Смотрите и за этим.

Самыми актуальными для процессоров от Intel чипсетами материнок являются Z390 и Z370. Различия у этих чипсетов присутствуют, но они незначительны. Сказать стоит разве что только про то, что Z390 имеет встроенный модуль Wi-Fi, Bluetooth, а также может обладать разъёмами USB 3.1 второго поколения, а Z370 нет.

Нельзя обойти стороной и чипсеты для материнских плат специально под процессоры AMD. Наилучшими являются все чипсеты серии «X», а именно: X570, X470, X370 и другие. В них сосредоточены все технологии, которые вам только могут понадобиться, начиная от пресловутого Wi-Fi и заканчивая SLI, возможностью разгона, технологией CrossFire и так далее. Также к приобретению можно рассматривать и материнки на чипсетах B450 вместе с B350, если вам не важен SLI вместе с CrossFire.

Поддерживаемая оперативная память

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Оперативная память является важным элементом любого компьютера. Она влияет на работу всей системы не меньше, чем центральный и графический процессор. Именно поэтому к выбору материнской платы на совместимость с оперативной памятью стоит подходить не менее ответственно, чем ко всем другим моментам.

Для начала стоит упомянуть самое простое и очевидное — стандартов оперативной памяти много. Но если вы собираете современную систему, то вас данный пункт по большей части не касается.

Просто помните, что для игровых систем, да и для самого различного направления, берите материнку, поддерживающую ОЗУ стандарта DDR4.

DDR2 и 3 уже давно являются прошлыми поколениями, которые неспособны удовлетворить современные запросы и требования по скорости работы и производительности. Да и к тому же если ваша материнская плата поддерживает DDR4, то вы просто не сможете поставить плашку другого поколения, например, DDR3, и наоборот.

Другим же моментом, который непосредственно касается оперативной памяти, является то, работу с какой частотой ОЗУ поддерживает плата. То есть смотрите на то, какая частота будет у выбранной вами оперативки, и на то, какую частоту этой самой оперативки поддерживает материнка. Например, если плата поддерживает ОЗУ на частоте 2,133 МГц, но вы ставите плашку на 2,400 МГц, то память будет работать на частоте, поддерживаемой платой. В итоге получится, что вы переплатите за ОЗУ.

Это же касается и объёма. Материнская плата, поддерживающая лишь работу с 16 гигабайтами, не сможет в полной мере использовать весь объём плашки на 32 гигабайта.

Как увеличить объём памяти интегрированной видеокарты? Запускаем любые игры Большинство компьютеров и ноутбуков имеют интегрированную (встроенную) графическую карту. Но для работы видеоадаптера используется лишь часть.

Размер материнской платы

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Данный пункт является довольно-таки простым и исходит из того, в корпус какого именно размера будет устанавливаться материнская плата. Более подробно про типоразмеры материнок, корпусов и как их правильно выбрать вы можете ознакомиться в одном из прошлых материалов. Но в целом для ПК, которые будут использоваться для игр и требовательной работы, стоит брать материнские платы размера ATX либо же E-ATX. От этого напрямую зависит количество доступных интерфейсов.

На что смотреть при выборе корпуса для ПК? Лучшие представители в 2021 Ваш ПК может быть не только функциональным, но и служить крайне стильным элементом декора. Казалось бы, что может быть проще, чем выбор корпуса? Но.

Размер ATX является стандартным и используется большинством из нас. Он обладает более чем достаточным для среднестатистического геймера количеством разъёмов и портов. Тем временем E-ATX следует устанавливать только в большие корпуса, так как сам размер данной материнки крайне большой. Однако именно E-ATX является наилучшим вариантом для самых топовых систем, ведь он может поместить на себе куда больше компонентов.

Разъёмы и интерфейсы

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Данный пункт предельно понятен. Вам следует заранее определиться с тем, что именно и в каком количестве вы будете подключать к вашему ПК, и исходя из этого следует брать материнскую плату. И не стоит брать материнку с разъёмами «впритык». Возьмите прозапас, чтобы вы всегда имели, к примеру, хотя бы пару дополнительных портов USB. Также если вы собираетесь подключать что-либо через PCI Express, либо же устанавливать накопитель M.2 и так далее, то предварительно узнайте, имеются ли на выбранной вами материнке соответствующие слоты.

Для справки: как правило, чем больше на материнской плате современных высокоскоростных портов, тем лучше на ней чипсет.

Определиться, какой твердотельный накопитель лучше купить – сложная задача. Тем более, когда хочется взять что-нибудь с хорошим соотношением.

Фазы питания

Как правильно выбрать материнскую плату для игр

Говоря общими фразами, от фаз питания зависит сила тока, поступающего на материнскую плату, а также уровень её нагрева. Чем больше фаз питания на материнской плате, тем равномернее и меньше нагрузка оказывается на каждую отдельную фазу. Именно благодаря увеличению их числа производитель материнки может сделать её менее подверженной сильному нагреву. Чем больше фаз — тем лучше.

Однако стоит отметить, что влияние фаз питания на равномерность распределения этого самого питания и уровне вырабатываемого тепла не заканчивается. Фазы также очень важны при разгоне. Если их мало, то о разгоне можно забыть.

Какое же число фаз считается приемлемым? Точный ответ дать затруднительно, но если их количество ровняется или меньше 4, то про разгон можно забыть.

Если же вы рискнёте пойти на разгон, то вы попросту рискуете спалить вашу материнку со всеми комплектующими, которые на ней установлены.

В целом, чем больше фаз питания, тем дольше ваша материнская плата проживёт. Зачастую когда данный компонент выходит из строя — всему виной фазы питания, которые из-за долгой работы более неспособны выносить прежнюю нагрузку. Но большое количество фаз распределяет нагрузку, делая её меньше для каждой отдельной фазы. И кстати, всё же не очень корректно говорить про то, что сами фазы регулируют нагрузку. На самом деле за это отвечает VRM-модель.

Voltage Regulator Modle, говоря простыми словами, равномерно распределяет поступающее питание между буквально всем, позволяя вашим комплектующим не перегреться из-за резкого скачка энергии. И да, VRM-модуль является необходимым, если вы собираетесь заниматься сильным разгоном.

Читайте также: